Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМА № 5. ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬ




В ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА.

1. Предмет и задачи изучения идеологии белорусского государства. Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. «Теории» деидеологизации и реидеологизации. Носители, формы проявления, уровни функционирования и процесс формирования идеологий. Основные функции идеологии.

2. Основания классификации политических идеологий. Традиционные идеологии: либерализм классический и современный или социальный, консерватизм и неоконсерватизм, социализм.

3.Национализм и его основные виды. Базовые социально-политические идеи фашизма, анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.

4.Понятие государственной идеологии, ее элементы (составляющие), уровни и механизм функционирования. Определение понятия «идеология белорусского государства».

Предмет и задачи изучения идеологии белорусского государства. Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. «Теории» деидеологизации и реидеологизации. Носители, формы проявления, уровни функционирования и процесс формирования идеологий. Основные функции идеологии.

В конце ХХ столетия Беларусь обрела независимость и тотчас же оказалась перед лицом исключительно серьезных проблем, связанных с определением основ внутренней и внешней политики, выработкой стратегии развития общества и государства. Поиск ответов на эти и многие другие непростые вопросы времени привел к осознанию необходимости разработки государственной идеологии. Она призвана консолидировать белорусское общество на основе единства ценностных ориентаций, идей, представлений различных слоев населения. Необходимо помнить, что идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития. Вопрос о необходимости систематической разработки идеологии Белорусского государства впервые был поставлен в докладе Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 года.

К настоящему времени отечественными учеными проделана значительная работа по исследованию теории и методологии идеологических процессов. Острые научные и политические дискуссии, сама общественно-политическая жизнь страны за прошедшее десятилетие позволяют с уверенностью говорить о кристаллизации идеологических, духовных, политических предпочтений белорусского народа. Этот процесс нашел свое отражение в Конституции, которая провозглашает Республику Беларусь унитарным демократическим правовым социальным государством, а главным источником государственной власти и носителем суверенитета – народ. Таким образом, фундаментом государственной идеологии является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Наследием советского времени выступила еще четкая социальная ориентированность идеологических предпочтений населения страны.

Общую палитру идеологических предпочтений в нашей стране дополняют различные политические партии. Однако сегодня нельзя с полной уверенностью говорить о том, какая политическая платформа пользуется наибольшим доверием у избирателей. Следует просто еще раз подчеркнуть, что важнейшим механизмом регуляции отношений власти и народа, конечно же, являются выборы государственных органов всех уровней и референдумы. На них люди выражают свои взгляды, идейно-политические предпочтения посредством голосования за того или иного кандидата, либо за принятие изменений в действующем законодательстве. При этом выбор граждан обусловливается системой ценностных ориентаций и определяет дальнейший курс развития общества и государства. Именно поэтому государственная идеология — это не застывшая догма, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей и запросов общества, путем систематического выяснения его отношения к различным институтам власти. В связи с этим важной задачей в идеологической работе является подробное и эффективное информирование общественности о приоритетах государственной политики во всех сферах жизни общества. Это необходимо для формирования у граждан четкого представления о целях развития государства и активной гражданской позиции.

Различные формы идео­логии существовали на протяжении веков, однако само понятие для обозначения идеологии как явления социальной жизни возникло в конце XVIII в. Понятие «идеология» (от греч. ιδέα – ‘ идея, образ’ и logos – ‘ мысль, слово, понятие, суждение, знание, учение’) в науч­ный оборот ввел французский философ и экономист Антуан Дестют де Траси (1754–1836). Мыслитель рассматривал «идеологию» как особую науку об общих законах происхождения, причинах формирования, развития идей и их функционировании в обществе.

Со второй половины XIX в. понятие идеология становится неразрывно связанным с политикой, властью. Каждая социальная группа и общность имеет свои интересы, не совпадающие с интересами других, а зачастую и противоречащие им. Поэтому наиболее активная часть группы и общности разрабатывает комплекс идей и положений, обосновывающих правомерность их интересов.

Идеология – это система взглядов и идей, в которой осозна­ются и оцениваются отношения людей друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы со­циальной деятельности, направленной на закрепление или измене­ние данных общественных отношений.

Следовательно, идеология – это совокупность философских, политических, экономических, правовых, этических и религиозных взглядов, отражающих и обосновывающих интересы и устремления определенных социальных групп и общностей.Например, идеология белорусского государства – это система политических, экономических и социальных взглядов на пути построения демократического, правового и социального государства с регулируемой рыночной экономикой. Смысл любой идеологии состоит в доказательстве с использованием достижений различных областей знания, а также практики законности, оправданности тех или иных интересов и соответствующих им действий, порядков, организаций.

Концепции деидеологизации и реидеологизации. С конца XIX в. утвердилось представление о том, что идеология является атрибутом всякого общества, так как выражает интересы различных социальных клас­сов, слоев и групп. Однако Первая и Вторая мировые войны, при­знание неэффективности социалистической идеологии (разоблаче­ние сталинских преступлений Н. Хрущевым и стремительное рас­пространение ревизионистских версий марксизма в Западной Европе), осознание античеловечности фашистского и нацистского режимов в Италии, Германии и Испании, а также возрастающее господство технологий в жизни общества и регулировании социаль­ных процессов в 1960-е гг., привели к появлению концепции деидеологизации (ее сторонниками были Д. Белл, А. Арон, Дж. Гэлбрэйт, С. Липсет и др.). Данная концепция провозглашает «конец идеоло­гии», предлагает вообще отказаться от нее и следовать прагматич­ному интересу, что при широком развертывании научно-технической революции и технологии, в том числе и в политической сфере, будет способствовать освобождению от морально-идеологической цензуры. Господство научного, инструментального знания, по мнению сторонников деидеологизации, приведет к со­стоянию, когда социальные проблемы будут разрешаться исключи­тельно при помощи технологий, в результате чего человеку будут предложены алгоритмы, программы и рецепты удовлетворения его потребностей (например, способы получения и траты денег, отдыха, восстановления душевного комфорта и т. п

Но уже в 1970-е гг. была признана неэффективность и разруши­тельность проникновения технологии во все сферы общественной жизни и предложена концепция реидеологизации, которая предпола­гает восстановление роли идеологии в современном обществе. Идеология наряду с экономикой и политикой является необхо­димым элементом общественных отношений, ее уничтожение, или полная деидеологизация общества вряд ли возможны. Речь может идти только об ограничении стремления определенной политической силы навязать обществу одну единственно верную идеологию или о запрещении антигуманной идеологии, например фашистской.

Структура и функции идеологии. Современная политическая идеология как система представляет собой сложную многослойную структуру, в которой в зависимости от степени близости идеологи­ческих установок к повседневной жизни и их практического приме­нения обычно выделяют три уровня функционирования, о беспечи­вающие ее воздействие на общество и превращение в ориентационно-мотивационную модель политического поведения.

Концептуальный уровень. На этом уровне формулируются ос­новные положения, раскрывающие ценности, идеалы и установки определенного социального субъекта, обосновываются принципы
общественно-политической жизни.

Программно-политический уровень. На этом уровне социаль­но-философские и политические концепции формулируются в виде программ политических партий, конкретных лозунгов и требований
политических сил, формируя, таким образом, основу для принятия управленческих решений и стимулирования политической активно­сти.

Актуализированный уровень. Этот уровень характеризует степень освоения гражданами целей и принципов определенной идеологии, меру их воплощения в практической деятельности и по­
ступках. На этом уровне проявляется эффективность пропаганды, которая приводит к различным формам политического участия и политической поддержки пропагандирующих свою идеологию сил.
Структуру идеологии образует взаимосвязь чувственно-эмоциональных и рациональных компонентов. Основными элемента­ми идеологии являются убеждения, ценности, нормы и принципы.

Идеологические убеждения - это представления людей об обще­стве и путях его развития, в которые люди верят. Через убеждения происходит переход от знания к практической деятельности, фор­мируются мотивы участия в жизни общества.

Ценности - это значимые для людей явления или предметы (ма­териальные блага, духовные и нравственные качества, идеи и др.), в существовании которых люди заинтересованы. Ценности выступа­ют как ориентиры в деятельности человека, как своеобразные сверх­задачи, которые определяют ближайшие цели и пути их достиже­ния.

Принципы - это практически значимые идеи, определяющие нормы поведения и деятельности (например, принципы гуманизма).

Нормы - это общепризнанные правила поведения и деятельно­сти, существующие в виде запретов, дозволений и обязательств (на­пример, правовые и моральные нормы).

К основным функциям идеологии относятся следующие:

– мировоззренческая функция связана с тем, что идеология соз­дает определенную модель существующего общественного устрой­ства, положения человека в обществе, по-своему объясняет соци­альный мир и дает человеку возможность ориентироваться в мире политики, как своего рода схема или карта.

– спекулятивная функция - конструирование возможного об­щественного строя и программы достижения этого будущего. Это выражается в создании общественно-политических программ, со­держащих цели, задачи, методы и средства их достижения;

– оценочная функция состоит в предоставлении оснований для оценки социальной действительности с позиции интересов носителя данной идеологии. Одно и то же социальное явление разными субъ­ектами воспринимается неодинаково и оценивается различным об­разом;

– социально-преобразовательная функция заключается в ориен­тировании масс на преобразование общества в соответствии с теми целями и идеалами, которые провозглашены субъектами данной идеологии;

– коммуникативная функция заключается в опосредовании об­щения, передачи социального опыта, связи поколений;

– воспитательная функция заключается в целенаправленном формировании особого типа личности, соответствующего ценно­стям определенной идеологии;

– нормативная функция задает социальному субъекту систему образцов (правил) социального поведения и деятельности;

– интегрирующая функция заключается в объединении людей посредством обоснования единства их интересов, укреплении цело­стности политического сообщества;

– мобилизующая функция заключается в организации деятель­ности определенного слоя, класса или иной социальной общности для реализации своих идеалов, целей.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных