ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТЕМА № 5. ИДЕОЛОГИЯ И ЕЕ РОЛЬВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА. 1. Предмет и задачи изучения идеологии белорусского государства. Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. «Теории» деидеологизации и реидеологизации. Носители, формы проявления, уровни функционирования и процесс формирования идеологий. Основные функции идеологии. 2. Основания классификации политических идеологий. Традиционные идеологии: либерализм классический и современный или социальный, консерватизм и неоконсерватизм, социализм. 3.Национализм и его основные виды. Базовые социально-политические идеи фашизма, анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма. 4.Понятие государственной идеологии, ее элементы (составляющие), уровни и механизм функционирования. Определение понятия «идеология белорусского государства». Предмет и задачи изучения идеологии белорусского государства. Эволюция содержания понятия «идеология» и его современное значение. «Теории» деидеологизации и реидеологизации. Носители, формы проявления, уровни функционирования и процесс формирования идеологий. Основные функции идеологии. В конце ХХ столетия Беларусь обрела независимость и тотчас же оказалась перед лицом исключительно серьезных проблем, связанных с определением основ внутренней и внешней политики, выработкой стратегии развития общества и государства. Поиск ответов на эти и многие другие непростые вопросы времени привел к осознанию необходимости разработки государственной идеологии. Она призвана консолидировать белорусское общество на основе единства ценностных ориентаций, идей, представлений различных слоев населения. Необходимо помнить, что идеология белорусского государства – это идеология белорусского пути общественного развития. Вопрос о необходимости систематической разработки идеологии Белорусского государства впервые был поставлен в докладе Президента Республики Беларусь А. Г. Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию» на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов 27 марта 2003 года. К настоящему времени отечественными учеными проделана значительная работа по исследованию теории и методологии идеологических процессов. Острые научные и политические дискуссии, сама общественно-политическая жизнь страны за прошедшее десятилетие позволяют с уверенностью говорить о кристаллизации идеологических, духовных, политических предпочтений белорусского народа. Этот процесс нашел свое отражение в Конституции, которая провозглашает Республику Беларусь унитарным демократическим правовым социальным государством, а главным источником государственной власти и носителем суверенитета – народ. Таким образом, фундаментом государственной идеологии является белорусская гражданственность, национальное государственное самосознание и патриотизм. Наследием советского времени выступила еще четкая социальная ориентированность идеологических предпочтений населения страны. Общую палитру идеологических предпочтений в нашей стране дополняют различные политические партии. Однако сегодня нельзя с полной уверенностью говорить о том, какая политическая платформа пользуется наибольшим доверием у избирателей. Следует просто еще раз подчеркнуть, что важнейшим механизмом регуляции отношений власти и народа, конечно же, являются выборы государственных органов всех уровней и референдумы. На них люди выражают свои взгляды, идейно-политические предпочтения посредством голосования за того или иного кандидата, либо за принятие изменений в действующем законодательстве. При этом выбор граждан обусловливается системой ценностных ориентаций и определяет дальнейший курс развития общества и государства. Именно поэтому государственная идеология — это не застывшая догма, а подвижная и постоянно трансформирующаяся система, нацеленная на реализацию потребностей и запросов общества, путем систематического выяснения его отношения к различным институтам власти. В связи с этим важной задачей в идеологической работе является подробное и эффективное информирование общественности о приоритетах государственной политики во всех сферах жизни общества. Это необходимо для формирования у граждан четкого представления о целях развития государства и активной гражданской позиции. Различные формы идеологии существовали на протяжении веков, однако само понятие для обозначения идеологии как явления социальной жизни возникло в конце XVIII в. Понятие «идеология» (от греч. ιδέα – ‘ идея, образ’ и logos – ‘ мысль, слово, понятие, суждение, знание, учение’) в научный оборот ввел французский философ и экономист Антуан Дестют де Траси (1754–1836). Мыслитель рассматривал «идеологию» как особую науку об общих законах происхождения, причинах формирования, развития идей и их функционировании в обществе. Со второй половины XIX в. понятие идеология становится неразрывно связанным с политикой, властью. Каждая социальная группа и общность имеет свои интересы, не совпадающие с интересами других, а зачастую и противоречащие им. Поэтому наиболее активная часть группы и общности разрабатывает комплекс идей и положений, обосновывающих правомерность их интересов. Идеология – это система взглядов и идей, в которой осознаются и оцениваются отношения людей друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. Следовательно, идеология – это совокупность философских, политических, экономических, правовых, этических и религиозных взглядов, отражающих и обосновывающих интересы и устремления определенных социальных групп и общностей.Например, идеология белорусского государства – это система политических, экономических и социальных взглядов на пути построения демократического, правового и социального государства с регулируемой рыночной экономикой. Смысл любой идеологии состоит в доказательстве с использованием достижений различных областей знания, а также практики законности, оправданности тех или иных интересов и соответствующих им действий, порядков, организаций. Концепции деидеологизации и реидеологизации. С конца XIX в. утвердилось представление о том, что идеология является атрибутом всякого общества, так как выражает интересы различных социальных классов, слоев и групп. Однако Первая и Вторая мировые войны, признание неэффективности социалистической идеологии (разоблачение сталинских преступлений Н. Хрущевым и стремительное распространение ревизионистских версий марксизма в Западной Европе), осознание античеловечности фашистского и нацистского режимов в Италии, Германии и Испании, а также возрастающее господство технологий в жизни общества и регулировании социальных процессов в 1960-е гг., привели к появлению концепции деидеологизации (ее сторонниками были Д. Белл, А. Арон, Дж. Гэлбрэйт, С. Липсет и др.). Данная концепция провозглашает «конец идеологии», предлагает вообще отказаться от нее и следовать прагматичному интересу, что при широком развертывании научно-технической революции и технологии, в том числе и в политической сфере, будет способствовать освобождению от морально-идеологической цензуры. Господство научного, инструментального знания, по мнению сторонников деидеологизации, приведет к состоянию, когда социальные проблемы будут разрешаться исключительно при помощи технологий, в результате чего человеку будут предложены алгоритмы, программы и рецепты удовлетворения его потребностей (например, способы получения и траты денег, отдыха, восстановления душевного комфорта и т. п Но уже в 1970-е гг. была признана неэффективность и разрушительность проникновения технологии во все сферы общественной жизни и предложена концепция реидеологизации, которая предполагает восстановление роли идеологии в современном обществе. Идеология наряду с экономикой и политикой является необходимым элементом общественных отношений, ее уничтожение, или полная деидеологизация общества вряд ли возможны. Речь может идти только об ограничении стремления определенной политической силы навязать обществу одну единственно верную идеологию или о запрещении антигуманной идеологии, например фашистской. Структура и функции идеологии. Современная политическая идеология как система представляет собой сложную многослойную структуру, в которой в зависимости от степени близости идеологических установок к повседневной жизни и их практического применения обычно выделяют три уровня функционирования, о беспечивающие ее воздействие на общество и превращение в ориентационно-мотивационную модель политического поведения. Концептуальный уровень. На этом уровне формулируются основные положения, раскрывающие ценности, идеалы и установки определенного социального субъекта, обосновываются принципы Программно-политический уровень. На этом уровне социально-философские и политические концепции формулируются в виде программ политических партий, конкретных лозунгов и требований Актуализированный уровень. Этот уровень характеризует степень освоения гражданами целей и принципов определенной идеологии, меру их воплощения в практической деятельности и по Идеологические убеждения - это представления людей об обществе и путях его развития, в которые люди верят. Через убеждения происходит переход от знания к практической деятельности, формируются мотивы участия в жизни общества. Ценности - это значимые для людей явления или предметы (материальные блага, духовные и нравственные качества, идеи и др.), в существовании которых люди заинтересованы. Ценности выступают как ориентиры в деятельности человека, как своеобразные сверхзадачи, которые определяют ближайшие цели и пути их достижения. Принципы - это практически значимые идеи, определяющие нормы поведения и деятельности (например, принципы гуманизма). Нормы - это общепризнанные правила поведения и деятельности, существующие в виде запретов, дозволений и обязательств (например, правовые и моральные нормы). К основным функциям идеологии относятся следующие: – мировоззренческая функция связана с тем, что идеология создает определенную модель существующего общественного устройства, положения человека в обществе, по-своему объясняет социальный мир и дает человеку возможность ориентироваться в мире политики, как своего рода схема или карта. – спекулятивная функция - конструирование возможного общественного строя и программы достижения этого будущего. Это выражается в создании общественно-политических программ, содержащих цели, задачи, методы и средства их достижения; – оценочная функция состоит в предоставлении оснований для оценки социальной действительности с позиции интересов носителя данной идеологии. Одно и то же социальное явление разными субъектами воспринимается неодинаково и оценивается различным образом; – социально-преобразовательная функция заключается в ориентировании масс на преобразование общества в соответствии с теми целями и идеалами, которые провозглашены субъектами данной идеологии; – коммуникативная функция заключается в опосредовании общения, передачи социального опыта, связи поколений; – воспитательная функция заключается в целенаправленном формировании особого типа личности, соответствующего ценностям определенной идеологии; – нормативная функция задает социальному субъекту систему образцов (правил) социального поведения и деятельности; – интегрирующая функция заключается в объединении людей посредством обоснования единства их интересов, укреплении целостности политического сообщества; – мобилизующая функция заключается в организации деятельности определенного слоя, класса или иной социальной общности для реализации своих идеалов, целей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|