Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






И внешняя политика государств




 

1. Понятие международных политических отношений, их субъекты и формы.

2. Теоретическое осмысление международных политических отношений.

3. Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений.

 

1. Понятие международных политических отношений, их субъекты и формы. Современная политическая картина мира представляет собой сложную систему многообразных динамичных международных отношений, реализующую национальные интересы и обеспечивающую их внутреннюю и внешнюю защиту. Международные отношения формируют облик современного мирового сообщества и его порядок.

Термин «международные отношения» ввел в научный оборот английский мыслитель и юрист XVIII-XIX в. Иеремия Бёнтам (1748-1832гг.), который рассматривал их как общение междугосударствами.

Началом теоретического исследования международных отношений считается 1919 год, когда в Уэльском университете (Великобритания) была образована первая специализированная кафедра по истории и теории международных отношений. Со второй половины XX века в современной политической науке утвердилось и получило широкое распространение понятие «международные отношения».

Международные отношения – это совокупность экономических, политических, правовых, дипломатических, социальных, идеологических, военных, гуманитарных, научно-технических, коммуникационных связей и взаимоотношений между субъектами мировой политики, направленных на реализацию целей и национальных интересов как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом.

Мировая политика является ядром международных отношений и представляет собой политическую деятельность субъектов международного права, направленную на обеспечение защищенности их национальных интересов при решении проблем мирового сообщества. Проявляется мировая политика в различныхкак разнородных противоречиях, так и согласованных действиях государств и других субъектов международного права. Мировая политика включает двусторонние и многосторонние политические процессы между участниками международных отношений.

Международные политические отношения – это совокупность связей и взаимодействий между различными субъектами мировой политики, направленных на реализацию целей и интересов как отдельных государств, так и мирового сообщества в целом. Причем вся эта сложная система многообразных динамичных взаимодействий субъектов мировой политики протекает в глобальном социальном пространстве.

Международные отношения характеризуются следующими специфическими признаками:

– отсутствие единого властного центра и наличие множества равноправных и суверенных центров принятия политических решений – децентрализация власти,которая порождает полицентризм и полииерархию международных отношений;

– стихийный характер международного политического процесса связан с присутствием на мировой арене множества тенденций и мнений, обусловленных расширением числа участников международных отношений;

– глобализация мирового политического процесса;

– усиливающееся значение субъективного фактора, что выражает возрастание роли выдающихся политических лидеров;

– охват всех сфер жизнедеятельности мирового сообщества и включение в них самых разных субъектов политики.

Определение международных отношений как совокупности многообразия связей и взаимоотношений предполагает необходимость выделения уровней их существования и проявления, субъектов, видов и форм. В зависимости от масштабов охватываемых сфер международные отношения существуют на различных масштабных уровнях (по вертикали)и функционируют в различных групповых уровнях (по горизонтали).

По вертикали (масштабные уровни):

–глобальные международные отношения – это отношения между системами государств, крупнейшими державами и всех участников мирового политического процесса в целом (ООН);

– региональные (субрегиональные) отношения – это отношения между государствами определенного политического региона (ЕАЭС);

– ситуативные отношения – это отношения нескольких субъектов международных отношений, заинтересованных в том или ином разрешении сложившейся ситуации;

По горизонтали (групповые уровни):

– групповые (коалиционные, межкоалиционные) отношения реализуются через группу государств, международных организаций;

– двусторонние отношения между государствами и организациями (Беларусь – Россия).

Для уяснения сущности международных отношений необходимо определить позицию субъектов международных отношений, к которым относятся:

– суверенные национальные государства. Исторически становление данной системы международных отношений было положено подписанием в 1648 году Вестфальского договора. С Вестфальским миром в Европе на территории бывшей Священной Римской Империи образовалось 355 государств, после чего в качестве главной формы политической организации общества утверждается национальное государство, его суверенитет. Система международных отношений, просуществовавшая до наших дней, основана на идее национального государства и принципе государственного суверенитета.

Государства независимы в проведении международной политики и равноправны в отношениях друг с другом: среди них отсутствует высший арбитр. Каждое государство принимает систему законов, которая соответствует международным нормам и правилам, консолидирует интересы различных социальных групп и классов внутри общества, представив их в единое целое на международной арене и проводя собственную внешнюю политику.

В классификации видов государстввыделяют сверхдержавы, великие, средние, малые и микрогосударства.

– международные организации (около 300 межгосударственных или межправительственных и более 2500 международных неправительственных – Гринпис, «Друзья Земли», Красный крест и др.); всемирные (ООН) и региональные – Латино-американская экономическая система, ОБСЕ, ОИК и др.). Первой международной организацией стал Всемирный почтовый союз (ВПС), который возник в 1785 году, а межправительственной организацией (МПО) стала Постоянная комиссия по судоходству на Рейне, образованная Венским конгрессом в 1815 году. Среди всемирных и региональных организациях особенно выделяются Организация Объединенных Наций (ООН), Европейский Союз (ЕС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК), Организация Африканского единства (ОАЕ), Организация «Исламская конференция» (ОИК), организация ООН, занимающаяся проблемами развития культуры, образования и науки (ЮНЕСКО), Международное Агенство по атомной энергии (МАГАТЭ), специальная организация ООН, занимающаяся разработкой и осуществлением мер по охране окружающей среды (ЮНЕП), Международный Валютный Фонд (МВФ), Международная организация журналистов (МОЖ) и др. Возросло и число таких международных неправительственных организаций глобальной социальной жизни как движения в защиту прав человека, экологические, конфессиональные, демографические, этнические, социальные и политические ассоциации, объединения, партии, диаспоры.

Особое место в системе международных отношений занимает Организация Объединенных Наций. Она представляет собой первый в истории инструмент широкого политического сотрудничества государств в целях поддержания международного мира и безопасности, содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Ее цель – избавить будущие поколения от войн. Устав ООН, предварительно разработанный на конференции в Думбартон-Оксе (США) в 1944 г. представителями СССР, США, Великобритании и Китая, подписан 26 июня 1954 г. государствами-участниками учредительной Сан-Франциской конференции и вступил в силу 24 октября того же года. В настоящее время членами ООН является большинство государств мира. Главные органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат. Международные организации являются важных субъектом международных отношений и оказывают в последние годы все большее влияние на мировой политический процесс в целом. Значительную роль в системе международных отношений играет Движение неприсоединения, образованное в сентябре 1961 г., в состав которого входят более 130 государств Азии, Африки и Латинской Америки. Единственным Европейским государством этого движения является Республика Беларусь.

– различные экономические, торговые, военные союзы, блоки, действующие на двухсторонней и многосторонней основе (ЕАЗС, МАГАТЭ, НАТО и др.);

– корпоративные структуры (транснациональные корпорации, СМИ, турфирмы и др.);

– отдельные личности (президент, министр иностранных дел, послы, консул, дипломаты, бывшие политики, представители народной демократии, деятели искусства, науки и др.).

В современных условиях проявляются объективные тенденции расширения числа субъектов современных международных отношений. Наблюдается максимальная реализация государственности и суверенитета участников международных отношений. Одновременно действует тенденция усиления интеграции все большего числа субъектов международных отношений, упрочения институционального механизма сотрудничества во всех сферах жизнедеятельности мирового сообщества (экономической, социальной, политической, культурной). Институциональный механизм содействует работке внешнеполитических целей и методов их реализации. При этом процесс становления мирового сообщества включает позиции противодействия, столкновения, противоборства и необходимости мирного урегулирования международных отношений.

Регуляторами международных отношенийвыступают политические, нравственные, военные нормы, баланс сил между субъектами мирового сообщества (государствами, блоков государств, международных организаций и т.д) и международное право.

Уставом ООН, Хельсинскими соглашениями 1975 года в заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе определены принципы международного права. К их числу относятся:

– признание суверенного равенства государств;

– нерушимость установленных границ;

– признание территориальной целостности государств;

– неприменения силы или угрозы силы в межгосударственных отношениях;

– мирное урегулирование споров;

– невмешательство во внутренние дела других государств;

– уважение прав человека и основных свобод;

– равноправие народов и их право распоряжаться собственной судьбой;

– необходимость сотрудничества между государствами и добросовестного выполнения обязательств по международному праву.

Выполнение этих принципов оказалось в интересах всех государств, стремящихся к безопасности в долгосрочной перспективе, что обеспечило реальные усилия представителей СБСЕ (с 1994 г. – Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ) по их осуществлению.

Внешние факторы оказывают возрастающее влияние на систему международных отношений – мировая социально-экономическая ситуация (интеграция и интернационализация), военно-стратегическая, экологическая (состояние окружающей среды, сырьевых и природных ресурсов), глобальные проблемы человеческой цивилизации, геополитический статус государств, плюрализм политического развития, исторические традиции, культура, на которые она должна реагировать, обеспечивая свою стабилизацию и устойчивое развитие. С учетом этого и строится как мировая политика в целом, так и внешняя поли­тика каждого национального государства.

Практическую основу современных международных отношений составляют интеграция и интернационализация производительных сил, тенденции и процессы в сферах жизнедеятельности субъектов мирового сообщества (глобализация и др.), появление на мировой политической арене в XXI столетии других государств, расширение контактов между людьми в глобальном социальном пространстве.

Система международных отношений находится в постоянном развитии и совершенствовании.

Виды международных отношений рассматриваются по различным основаниям:

– составу участников – межгосударственные, межпартийные, отношения между транснациональными корпорациями или международными организациями и т.д.;

– классовому критерию – господства и подчинения, сотрудничества и взаимопомощи, переходные;

– характеру напряженности и протеканию – равноправие-наравноправие, стабильность-нестабильность, доверие-вражда, сотрудничество-конфликт, мир-война.

– цивилизационному подходу – баланс сил и баланс интересов;

– сферам общественной жизни – экономические, политические, правовые, военно-стратегические, научно-технические, культурно-идеологические.

Все виды международных отношений могут развиваться в различных формах, которые весьма разнообразны:

– экономические и научно-технические отношения направлены на развитие материально-опосредованных взаимодействий между государствами, складывающиеся в процессе производства, обмена, распределения и потребления товаров;

– военно-стратегические отношения – это отношения, связанные с прямым или опосредованным созданием, наращиванием и перераспределением военной силы между субъектами мирового сообщества;

– культурные отношения – это отношения, в основе которых лежат процессы интернационализации общественной жизни, взаимопроникновения и обогащения культур, образовательных систем, глобализации средств массовой информации;

– идеологические отношения, имеющие конкретные проявления возрастающей роли идеологии на международной арене;

– политико-правовые отношения связаны регулированием правовыми нормами взаимоотношений участников международного сообщества;

Эти формам соответствуют организации, посредством которых осуществляются международные отношения и мировая политика в целом:

– экономические и научно-технические –– финансовые, торговые, кооперативные, форумы, выставки, контракты, конференции, соглашения, симпозиумы, и т.д.;

– военно-стратегические – блоки, союзы и т.д.;

– культурно-идеологические – гастроли артистов, обмен информацией, выставки соглашения, декларации, диверсии, психологическая война и т.д;

– политико-правовые – международное, дипломатическое, морское торговое право, международный арбитраж, суд, договоры, акты, обмен информацией, союзы, саммиты, форумы, организационные и т.д.;

Международные политические отношения выполняют ведущую роль, поскольку детерминируют, преломляют, синтезируют все другие виды отношений, международные явления, события и процессы.Международные политические отношения создают условия для развития всех остальных отношений, т.к. в концентрированном виде выражают классовые интересы, что и определяет их главенствующее положение. Это механизм корректировки государственных и надгосударственных интересов, их защиты и реализации. Они призваны выступать на международной арене гарантом национальной безопасности и интересов государства и мирового сообщества в целом. Международные политические отношения носят универсальный характер.

Тенденции развития международных отношений:

– глобализация международных отношений, заключающая в интернационализации экономики, развитии единой системы мировой связи, активизации деятельности транснациональных негосударственных организаций, политико-правовой и культурных сфер жизнедеятельности мирового сообщества;

– включение в круг задач обеспечения безопасности мирового сообщества глобальных проблем: изменение климата и разрушение природной среды, международный терроризм, диспропорции в демографическом, экономическом и научно-техническом развитии, социальные проблемы, решение которых возможно только в результате международного сотрудничества;

– децентрализация власти. Происходит изменение в расстановке

политических сил на мировой арене. Переход от конфронтации к партнерству. Мир становится многополюсный. Усиление поляризации мира;

– формирование в последнее время нового представления о путях обеспечения национальной безопасности отдельного государства в условиях, когда она становится неотъемлемой частью проблемы создания всеобщей безопасности.

– формирование системы взаимного сдерживания. Разработка политических инструментов предупреждающего воздействия мирового сообщества на участников конфликтов, невоенных гарантий мира, мер по предупреждению военных конфликтов.

– новое понимание роли ядерного оружия в системе национальной безопасности.

– демократизация и гуманизация международных отношений.

2. Теоретическое осмысление международных политических отношений. Теоретическое исследование международных политических отношений начинается в конце XIX–XX вв. Теория международных политических отношений, их природы и специфики развивалась в аспекте научных дискуссий между идеалистами и реалистами, модернистами и традиционалистами, государственниками и глобалистами.

В 20–30-х гг. XX столетия в исследовании международных политических отношений оформились две основные концепции – политический идеализм и политический реализм.

Политический идеализм (В. Дин, У. Липпман, Т. Кук, Р. Кларк и др.) рассматривал развитие и совершенствование мировой политики посредством международного права и морали. Сущность концепции «политического идеализма» состояла в отрицании политики силы, поскольку предпочтение отдавалось системе коллективной безопасности на основе добровольного разоружения и отказа от войны как инструмента международной политики.

Идеалистический подход отличает более отчетливо по сравнению с другими подходами выраженная этическая позиция. Он исходит из позитивной оценки природы человека как существа разумного, способного к нравственному совершенствованию и социальному прогрессу. Ради общего блага государства должны отказаться от господствовавшей на протяжении многих веком политики силы и стремления к доминированию. Им следует развивать нравственные начала в международной политике и добровольно подчинить свои действия общим для всех правилам, международному праву.

Идеалистическая школа оказала большое влияние на международное сотрудничество. Наиболее сильно ее воздействие на политику проявилось в создании в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН). В отличие от Лиги Наций ООН получила полномочия по контролю за соблюдением международного права и обеспечением его реализации. Такого рода функции уполномочен осуществлять Совет Безопасности ООН, состоящий из 15 членов, 5 из которых – постоянные члены: США, Россия (ранее – СССР), Великобритания, Китай и Франция имеют право вето на прини­маемые решения.

Теоретические построения « политического идеализма» были использованы международной практике в период между Первой (1914-1918 гг.) и Второй (1939-1945 гг.) мировыми войнами. Однако увлечение «идеалистов» «утопическими мыслительными конструкциями» привело к развитию концепции классического направления «политический реализм».

Идейные истоки школы политического реализма коренятся в воззрениях мыслителей прошлого: Н. Макиавелли, Т. Гоббса, Л. фон Ранке (немецкий историк XIX в.), А.Тойнби (английского историка XX в.), а также теоретиков геополитики. Школа политического реализма в основном сформировалась во второй половине 40-х гг. XX в. в США под воздействием импульсов «холодной войны». Она длительное время господствовала в научных кругах, непосредственно влияющих на американскую внешнюю политику.

Представители «политического реализма»(К. Томпсон, Г. Киссинджер, Э. Карр, Дж. Болл, У. Ростоу,Г. Моргентау, З. Бжезинский и др.) исходили из понимания развития международных политических отношений как естественного проявления между государствами в борьбе силы для достижения власти, национальных интересов и собственной безопасности. Признавались различные средства – военные и дипломатические.

Теоретик « политического реализма » американский политолог Ганс Моргентау (1904–1980 гг.) в своей книге «Политические отношения между нациями: борьба за влияние и мир» (1948 г.) писал, что международная политика, подобно любой политике, есть борьба за власть. Согласно Г. Моргентау, единственным важным актором меж­дународной политики являются национальные государства.

С помощью внешней политики одни государства стремятся добиться власти над другими, расширить и укрепить свое домини­рующее положение, обеспечить себе превосходство. Ограничить властное устремление одного актора международной политики можно лишь с помощью силового противодействия ее другого субъекта. Мир и стабильность обеспечиваются через равновесие или баланс сил.

Баланс сил формируется в результате создания блоков и со­юзов во главе с наиболее мощными державами. Он служит самой надежной гарантией мира. Нарушения силового равновесия влечет за собой войны или же активизирует подготовку к ним. Вследствие этого достижение и поддержание баланса сил – важная цель международной политики. Однако длительный прочный мир в принципе невозможен в силу конфликтности человека по своей природе, его эгоизма.

Упрощенное понимание «политическим реализмом» международной политики как политической деятельности группы государств, традиционная «механизация» их взаимодействия обусловили с начала 60-х годовXX в. критику со стороны модернистов и традиционалистов.

Модернизм (М.Каплан, Р. Норт, Р. Снайдер и др.) рассматривал международные политические отношения как социальный феномен – общественные отношения, участники которых выполняют установленные функции. Данный подход изучал складывающие отношения между субъектами мировой политики, процедуры и механизмы принятия решений, поведение элит и правительств, технологии бюрократических компромиссов и других компонентов. Учет составляющих политической деятельности всех акторов позволял прогнозировать взаимодействия государств, моделировать конкретные системы международных отношений.

Традиционализм (Р. Мейер и др.) обращал внимание на необходимость учета традиций, ценностей, особенностей личностного поведения политиков в развитии и совершенствовании международных политических процессов.

В 70-е гг. XX в. государственники (К. Дойч, К. Уолтц) считали, что национальные государства остались центральным субъектом мировой политики, изменились лишь формы отношений между ними. Природа международных политических отношений осталась прежней: принципы реализма, силовое сдерживание и достижения баланса сил.

В противоположность государственникам глобалисты (Э. Хаас, Л. Линдберг), продолжая линию идеалистов, указывали на снижение роли национальных государств в мире. Современные изменения в мире сделали национальное государство неэффективным инструментом для достижения собственной безопасности и интересов. «Сжатие мира» ведет к тому, что международная кооперация сил государств обладает возможностями для решения многих проблем (изменение окружающей среды, международный терроризм, наркобизнес и др.), выходящих за национальные границы.

3. Внешнеполитический курс государства: обусловленность геополитическими факторами и соотношением сил субъектов международных отношений. Внешняя политика является неотъемлемой составной частью государственной политики. Внешняя политика является продолжением и дополнением внутренней политики, выполняя вспомогательные функции по отношению к внутренним политическим процессам.

Внешняя политика государств – это общий курс государства в международных делах, регулирование отношений данной страны с другими государствами и народами в соответствии с его принципами и целями, осуществляемыми путем различных средств и методов.

Сущность внешней политики зависит от многих факторов: социально-геополитического устройства и формы государства, экономического и военно-стратегического развития, культуры, идеологии, политической динамики общества и т.д.

Целями внешней политики являются: обеспечение государственного суверенитета и национальной безопасности; реализация задач, обусловленных системой международных связей; создание благоприятных условий для всестороннего развития страны.

Основными субъектами внешней политики являются:

– государство, его институты, а также политические лидеры и главы государств. Государству принадлежит определяющая роль в формировании внешнеполитического курса.

– неправительственные организации, так называемая "народная дипломатия", которая включает деятельность как политических партий и движений, так и неполитических объединений и союзов.

– органы законодательной и исполнительной власти, МИД (Министерство иностранных дел), посольства, консульства, представительства, разведка, контрразведка.

Функции внешней политики. Внешняя политика выполняет некоторые специфические функции. Среди них выделяются:

Охранительная. Связана с охраной прав и интересов данной страны и ее граждан на международной арене. Поиск мирного политического решения при возникновении спорных проблем.

Представительно-информационная. Находит свое выражение в деятельности соответствующих органов по созданию положительного имиджа государства в мировом сообществе.

Организаторская. Заключаются в инициативных организаторских действиях, направленных на поиски выгодных контактов и создание благоприятных внешнеполитических условий деятельности государства. Существенное значение для реализации этих функций имеет деятельность центральных органов внешней политики (МИД, посольств).

Идеологическая. Состоит в идеологическом обосновании существующего строя.

Регулирующая. Необходима для того, чтобы, координируя усилия государств по решению глобальных проблем, ликвидировать нарушения равновесия в системе внешнеполитических связей.

Функции внешней политики имеют универсальный характер, т.е. распространяют свое действие на все составляющие внешней политики. Успех внешней политики зависит от объективности и реальности отражения насущных общественных интересов и эффективной практической реализации разнообразных средств.

Средства внешней политики можносгруппировать по основным сферам жизнедеятельности общества:

– информационно-пропагандистские или идеологические (СМИ, пропаганда, культура и т.д.);

– политические (дипломатия, представительство, участие в международных организациях и т.д.);

– экономические (товарные фонды, финансовые средства, банки, кредиты и т.д.);

– военные (численность армии, виды вооружений, наличие военных баз, обладание ядерным оружием, участие в блоках и т.д.).

Выделяют также средства внешней политики, которые можно определить как устойчивые (территория, климат, природные ископаемые, геополитическое положение) и переменные (направления и концепции внешней политики, политические лидеры, политическая культура, политическая система и др.).

В результате внешнеполитическая деятельность приобретает определённые виды и формы. Выделяют следующие виды внешней политики:

– пассивная внешняя политика, сущность которой заключается в приспособлении к международной конъюнктуре.

– агрессивная внешняя политика, т.е. в стремлении принудить к изменениям во внутренней и внешней политике другие государства.

– активная внешняя политика, для которой характерен интенсивный поиск равновесия между внутренней и внешней политикой.

– консервативная внешняя политика, направленная на охрану достигнутого ранее положения.

Форма внешней политики выражает её содержание в конкретных системно-структурных условиях:

– нейтралитет

– политика союза

– политика равновесия сил

– политика изоляционизма

– политика балансирования

Внешняя политика, являясь продолжением внутренней политики, направлена на создание наиболее благоприятных условий для решения внутриполитических задач и укрепление международных позиций государства.

Национальный интерес и национальная безопасность. В основе внешней политики любого цивилизованного государства лежат национальные интересы. Национальный интерес – это осознанная потребность нации в самосохранении, развитии и обеспечении безопасности. Национальный интерес можно определить также как осознание и отражение в деятельности лидеров государства его потребностей. Это относится и к многонациональным, и к этнически однородным государствам. Фактически под национальным интересом подразумевается национально-государственный интерес.

Традиционно понимаемый коренной национально-государственный интерес включает три основных элемента:

– военная безопасность;

– экономическое процветание и развитие;

– государственный суверенитет;

Иногда добавляют и следующие элементы:

– рост национального благосостояния;

– защиту экономических и политических позиций государства на международной арене;

– расширение его влияния в мировой политике.

Однако в наши дни как эти элементы, так и содержание национального интереса в целом претерпевают существенные изменения под давлением новых фактов и обстоятельств.

Под национальной безопасностью понимается обеспечение внутренних и внешних условий существования страны, которые гарантируют возможность стабильного развития общества и его граждан. В системе национальной безопасности существуют свои особые ценности и приоритеты. Их субординация: для граждан – это наличие неотъемлемых прав и свобод и их гарантии; для общества – сохранение и умножение материальных и духовных ценностей; для государств – внутренняя стабильность, надежная обороноспособность, сохранение суверенитета и независимости, территориальной целостности.

Факторы национальной безопасности можно разделить на две большие группы: военные и невоенные.

К военной группе относятся, в частности:

1) состояние вооруженных сил страны, наличие в распоряжении национального руководства современных ядерных и обычных вооружений, мобилизационные возможности (людские, материальные, финансовые);

2) состояние возможных театров военных действий (ТВД);

3) наличие (отсутствие) военных союзников, участие (неучастие) в военно-политических союзах и других межгосударственных и коалиционных группировках.

В числе невоенных факторов следует назвать:

1) природно-экономические условия страны;

2) геополитический фактор: размеры и освоенность территории; протяженность и состояние государственных границ; характер отношений с сопредельными странами;

3) собственно-социальные факторы: жизненный уровень населения, его политические, культурно-образовательные, нравственные, профессиональные, демократические, этнические характеристики;

4) состояние государственной и информационной безопасности государства.

Перечисленные факторы обеспечивают безопасное развитие страны, действуя в определенном комплексе, единой системе, не подменяя и не отменяя друг друга.

9 ноября 2010 года Указом главы государства утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. В новой редакции национальная безопасность рассматривается как состояние защищенности национальных интересов Республики Беларусь от внутренних и внешних угроз.

К основным сферам национальной безопасности, определенным ранее, добавлены научно-технологическая и демографическая как приоритетные. Впервые в документе сформулированы национальные интересы, вычленены конкретные потенциальные либо реально существующие угрозы национальной безопасности. Определены сущность и цель обеспечения национальной безопасности и основные задачи, которые необходимо решать для ее достижения. Причем в Концепции впервые сформулирована роль граждан и общественных объединений в обеспечении безопасности (см. журнал «Беларуская думка». 2011. № 3).

Внешнюю политику государства следует рассматривать на двух уровнях:

– как элемент в иерархически организованной политической системе государства, где решения принимаются центрами государственной власти и для исполнения всеобще обязательны;

– как элемент в полииерархических международных системах, где отсутствуют центры власти и решения принимаются суверенными субъектами права (государствами), которые не имеют обязательной силы, как это имело бы место в рамках отдельного государства.

Внешняя политика государства, как стратегия в международных делах, сочетает национальные интересы и ценности с общечеловеческими интересами и ценностями, в вопросах безопасности, сотрудничества и укрепления мира, в решении глобальных проблем в контексте современных геополитических моделях.

На внешнюю политику государств и их участие в международных делах оказывают влияние географические факторы (пространственное расположение стран). Эти факторы учитываются при выработке и реализации геополитических целей каждого государства, оказывают определяющее воздействие на их поведение в мировом сообществе, на геополитическую ситуацию в мире.

Основными геополитическими факторами, на основе которых строится государственная внешняя политика, являются:

– географические (размеры территории, месторасположение, рельеф, протяженность и конфигурация границ и т. д.);

– геофизические (климат, наличие природных ресурсов, наличие водных ресурсов и др.);

– политические (политический режим, особенности правления и государственного устройства и т. п.);

– социальные (уровень жизни, особенности социальной структуры, степень урбанизации населения и т. д.);

– экономические (степень развитости экономики, темпы и перспективы экономического роста, инфраструктура, наличие стратегических запасов и др.);

– военные (боеспособность вооруженных сил, наличие современного вооружения, численность армии, наличие ядерного оружия и т. д.);

– культурно-религиозные (конфессиональные и национальные традиции, уровень развития науки, образования, здравоохранения и т. п.);

– демографические (численность населения, его состав, плотность заселенности, уровень рождаемости и смертности и др.);

– экологические (состояние окружающей среды и т. д.).

Впервые термин «геополитика» (от греч. ge – земля + politike – политика) был введен шведским профессором истории и политических наук Гетеборга и Уппсалы Рудольфом Челленом (1864-1922гг.), рассматривающий государство как «географический организм» или феномен пространства.

Геополитика – это междисциплинарное научное направление, изучающее зависимость внешней политики государств и характера международных отношений – системы политических, военно-стратегических, экономических и иных взаимосвязей, обусловленных их географического положения и природно-географических факторов (климатом, природными ресурсами, расселением и т.д.). В широком смысле геополитика – это учение о географической обусловленности политических явлений.

Геополитические идеи немецких ученых Фридриха Ратцеля и Карла Хаусхофера послужили теоретическим обоснованием и оправданием экспансионизма фашистской Германии. А. Гитлер предпринял попытку завоевания мирового господства посредство территориальной экспансии Германии, расширения ее «жизненного пространства» за счет «поглощения» других государств. Американский адмирал А. Мэхен обосновал идею о влиянии морской мощи государства на историю. Английский ученый Х. Маккиндер (1861-1947 гг.) в своих трудах «Физические основы политической географии» (1890 г.) и «Географическая ось истории» (1904 г.) сформулировал концепцию «Хартлэнда», определяющую Евразийский континент (центральную часть Евразии) как середину земли, где проходит «ось мировой политики». По мнению, Х. Маккиндера тот, кто контролирует «мировой остров», тот контролирует мир, обладает определенным могуществом и имеет преимущество в мировом балансе сил.

Концепция С. Хантингтона выделяет позицию не идеологического противостояния государств (блоков государств), а конкуренции и борьбы различных цивилизаций, где ведущая роль отводится религиозным идеям и национальным политическим культурам современного мира. Главная ось международных отношений будет проходить между Западом и остальным миром.

Практическое значение геополитических концепций состоит в преимущественно идеологическом и теоретическом обеспечении внешней политики, направленной на решение таких проблем, как расширение территориальных границ, выход к морю, контролю над территориями и ресурсами.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных