Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Концепция государственности. Белорусская общность и государственность




Только с созданием государства любая этническая общность из объекта социально-политических отношений превращается в их субъект. В преамбуле Конституции Республики Беларусь указывается на многовековую историю белорусской государственности.

Систематизированную сумму выработанных народом идей и представлений об истории становления и развития своей государственности, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими народами с полным основанием можем назвать идеологией национальной государственности. В связи с этим можно сказать о том, что идеология белорусской государственности аккумулирует все конструктивное, полезное для Беларуси из опыта прошлого и достижений настоящего. Идеология белорусской государственности – это не только система взглядов, благодаря которым граждане нашей республики могут ориентироваться в политическом и социальном пространствах, но она призвана обосновать и обеспечить интересы белорусского народа как важнейшего субъекта политики.

Культурно-историческая или (цивилизационная) составляющая идеологии белорусского государства включает в себя совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и формирования белорусского народа, развития его самосознания и становления в качестве самобытной этнической общности, а затем и особой нации, особенностей его государственного устройства, перспектив дальнейшего развития. Концепция белорусской государственности базируется на системе традиционных ценностей народа, проживающего в пределах белорусских земель на протяжении многих веков.

Истоки становления белорусской нации, белорусской государственности, основ белорусской идеологии связываются с деятельностью культурно-этнических объединений (дреговичей, кривичей и радимичей), проживающих в пределах современных белорусских земель на протяжении нескольких веков; деятельностью религиозных и общественных деятелей.

Необходимо учитывать и геополитическое положение Беларуси: она постоянно находилась в зоне влияния соседей (Киевская Русь, Великое Княжество Литовское, Речь Посполитая, Россия), испытывая на себе их политическое, экономическое и культурное воздействие.

Исторически различают четыре этнические эпохи на Беларуси:

– Время заселения индоевропейскими племенами (3 тыс. до н.э.).

– Балтская эпоха (примерно на рубеже 3–2 тыс. до н.э.).

– Эпоха славянского заселения Беларуси (VI–XIV вв. н.э.) – племенные союзы полочан, дреговичей, радимичей, времена Древнерусского государства и образования Великого княжества Литовского

– Становление и развитие белорусской народности (с XIV в.).

С учетом особенностей социально-политической и культурной жизни в истории Беларуси можно выделить шесть периодов:

1. Полоцкий (IX–XIII вв.) – Древнерусское государство

2. Литовско-белорусский (XIII–XVI вв.) – Великое княжество Литовское

3. Польский (1569- конец XVIII в.) – Речь Посполитая

4. Российский (конец XVIII–начало XX в.) – Беларусь в составе Российской империи

5. Советский (1917-1991 гг.) – период БССР

6. Постсоветский (с 1991 г.) – период становления независимого белорусского государства.

1. Одним из первых крупных государственных образований славян была Киевская Русь (вторая половина IX – начало XII века). Это было не столь централизованное государство, сколь политическое объединение местных феодалов вокруг великого князя в Киеве. На территории Беларуси в этот период находятся самостоятельные политические образования – Полоцкое и Туровское княжества, которые, хотя и входили в состав Киевской Руси, но имели свои собственные династии. Наиболее значимым на территории Беларуси было Полоцкое княжество, которое и считается истоком белорусской государственности. Полоцкое княжество, как и другие государственные образования того периода на территории Беларуси было раннефеодальной монархией, во главе с князем, который осуществлял верховную власть. Ему были подчинены рада и управленческий аппарат, занимавшийся сбором дани, налогов, судопроизводством и т. д. Законодательную власть осуществляло вече. Среди элементов политической системы важное место отводилось церкви, которая, по сути, была идеологическим центром. Высшее духовенство принимало активное участие в государственных и хозяйственных делах. К периоду ХII столетия относится деятельность таких видных христианских просветителей как Е. Полоцкая, К Туровский. В этот период оформился раннефеодальный общественный строй. Жители княжеств называли себя по названию главного города земли. Первые государственные образования, существовавшие в раннем средневековье на территории современной Беларуси, свидетельствовали о начале формировании белорусской государственности.

2. С середины XIII века начался процесс образования Великого княжества Литовского. Образование ВКЛ – результат естественного исторического процесса, который длился более ста лет. В Великом княжестве Литовском произошло формирования белорусской народности. На формирование идеологии белорусской государственности оказал влияние факт существования в ВКЛ этносов разных религиозных и духовно-культурных ориентаций: восточной и западной, православной и католической, протестантской, иудейской, исламской. Принцип религиозно-этической толерантности сыграл важнейшую роль в процессе существования ВКЛ. Он способствовал сохранению в нем гражданского мира, созданию богатой культуры, основанной на этноконфессиональном синтезе. Именно в период ВКЛ набирает силу процесс формирования этнического самосознания белорусов. Он проявляется главным образом в развитии родного языка, письменности, философской, политической и правовой мысли, бытовой культуры, устного народного творчества, приверженности православному вероисповеданию. Это время дало нам Ф. Скорину (ок. 1490 – не позднее 1552) – белорусского и восточнославянского первопечатника и просветителя; Н. Гусовского (ок. 1470–1533) – европейски известного поэта-гуманиста; А. Волана (1530–1610); С. Будного (ок. 1530–1593) и др.

3. С 1569 года, в результате подписания Люблинской унии белорусские земли вошли в состав Речи Посполитой. Дальнейшее обоснование и развитие получает идея единения русского, белорусского и украинского народов в произведениях педагога и общественного деятеля Стефана Зизания (2-я пол. XVI – нач. XVII вв.); выдающегося белорусско-русского поэта, церковного и общественного деятеля С. Полоцкого(1629–1680); видного писателя и общественного деятеля, епископа белорусского Г. Конисского(1717–1795). Идеи разрабатывающиеся отечественными и политическими мыслителями в период Речи Посполитой, прочно вошли в сознание белорусов, способствовали пониманию ими реальной угрозы утраты своей самобытности. Сформулированные в данных условиях социально-политические идеалы нашли затем свое выражение в движении православного населения против гнета польских феодалов, за реализацию своих экономических, политических, культурных и религиозных прав, за воссоединение Беларуси и Украины с Россией.

4.В результате трёх разделов Речи Посполитой (1772, 1793, 1795 гг.) почти все белорусские земли были включены в состав Российской империи. Идейно-политическая мысль Беларуси в период Российской империи приобретает преимущественно революционно-демократичес- кую направленность. Вопросы о крепостном праве и царском самодержавии с самого начала XIX в. встали как важнейшие общественные проблемы. Белорусский национальный вопрос ставился и рассматривался революционными демократами в общей связи с польским, литовским и украинским национальными вопросами. Огромное значение для Беларуси имела деятельность К. Калиновского(1838–1864). Он был одним из создателей в Гродно подпольной революционной организации, издавал нелегальную газету «Мужыцкая праўда», а затем принял активное участие в подготовке и организации восстания 1863 г. в Беларуси.

Ближайшим наследником демократических, свободолюбивых устремлений К. Калиновского стал поэт Ф. Богушевич(1840–1900). Их деятельность способствовала оформлению в общественном сознании идеи самобытности Беларуси и ее народа. Затем, уже в начале XX в., насущные социальные и национальные потребности трудового белорусского народа в духе революционно-демократической традиции выражали Э. Пашкевич(1876–1916), М. Богданович (1891–1917), Я. Купала (1882–1942), Я Колас(1882-1956) и др. Трудно переоценить значение в формировании национального самосознания белорусов, в их консолидации как самобытного народа выходившей в 1906–1915 гг. газеты «Наша ніва» и «Наша доля». На их страницах наиболее полно и аргументировано обосновывалась мысль о социально-экономическом, политическом, культурном возрождении белорусских земель, о развитии белорусского языка, о просвещении народа, создании собственной государственности, национального самосознания.

В конце XVIII- начале XIX в. название «Беларусь» закрепилось только за восточными губерниями – Витебской и Могилевской. Минская, Гродненская, Виленская губернии назывались «Литва». Но постепенное развитие этнического самосознания привело к тому, что к концу XIX – началу XX в. название «белорусы» закрепилось за всей территорией проживания белорусского этноса, произошло формирование белорусской нации. Однако до начала ХХ столетия государства с названием «Беларусь» в мире не существовало

5. Особое место в становлении белорусской государственности и формировании национального самосознания белорусского народа отводится послеоктябрьскому 1917 г. периоду нашей истории. 9 марта 1918 г. была провозглашена Белорусская Народная Республика в границах территории, на которой белорусы имели численное преимущество (БНР), а 25 марта 1918 г. было объявлено о независимости БНР. Впервые в новейшей истории белорусы сделали практическую попытку создать независимое государство. Говорить о том, что БНР – государство в его классическом понимании, конечно, не приходится. У нее не было ни собственных вооруженных сил, ни собственной судебной системы. Не было даже собственной структуры власти на местах, которую можно было назвать органом государственной власти. Тем не менее, провозглашение БНР было важным шагом в создании белорусской государственности, поскольку привлекло внимание общественности, в том числе и в Советской России, к белорусским проблемам. С освобождением большей части Беларуси от германских войск встал вопрос о создании белорусской государственности на советской основе. 31 декабря 1918 г. в Москве был утвержден персональный состав Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси во главе с Д. Ф. Жилуновичем. Опубликованный 1 января 1919 г. Манифест Временного правительства провозглашал образование Социалистической Советской республики Беларуси и основные положения ее государственного статуса, согласно которым ССРБ становилась республикой Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, где все трудящиеся, независимо от национальности, получали равные права.

Только провозглашение 1 января 1919 года Белорусской Советской Социалистической Республики сыграло судьбоносную роль в становлении белорусской государственности. БССР выполнила государственную, политическую и культурную роль объединения белорусской нации. При всей ограниченности суверенитета в советский период БССР позволила впервые в истории создать нашему народу эффективно действующий аппарат государственного управления, национальную систему образования и культуры, мощную экономику. Одним словом, заложить основу для возникновения независимого и суверенного государства – современной Республики Беларусь.

6. Очередной поворот истории подвел белорусов к идее провозглашения государственного суверенитета, которая и была реализована 27 июля 1990 г. сессией Верховного Совета БССР. 19 сентября 1991 года были приняты постановление о переименовании БССР в Республику Беларусь

Провозглашение Республики Беларусь стало началом нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности. Ныне Беларусь – суверенное государство, полноправный член международного сообщества, союза с Россией, СНГ, таможенного союза с Россией и Казахстаном, член «Восточного партнерства». Сегодня преемственность традиций, уважительное отношение к своей истории, политической символике – залог построения сильной и процветающей Беларуси.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных