Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основания классификации политических идеологий. Традиционные идеологии: либерализм классический и современный или социальный, консерватизм и неоконсерватизм, социализм.




Идеологическое пространство плюралистично. По социально-политической парадигме идеологии бывают трех видов: правые, левые и центристские. Правые идеологии (вклю­чают спектр: от ультраправых (фашизм, расизм) до либерально-демократических) связывают идею прогресса с обществом, основан­ным на идеалах свободной конкуренции, рынка, частной собственно­сти и предпринимательства. Левые идеологии (включают спектр: от социалистов до коммунистов) видят социальный прогресс в постоян­ном преобразовании общества в направлении достижения равенства, социальной справедливости, создании условий для всестороннего развития личности. Центристские идеологии представляют собой умеренные взгляды, склонные к политическому компромиссу, объе­динению правых и левых, стремящиеся к достижению равновесия и стабильности.

В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Мы рассмотрим лишь наиболее крупные из них: либерализм, консерватизм, социализм, фашизм, анархизм и их современные разновидности.

Либерализм. Это самое распространенное идеологическое те­чение (от лат. liberalis - свободный), которое сформировалось в конце XVII - XVIII вв. как идеология восходящего класса буржуазии. В ее основу были положены идеи эпохи Просвещения, отраженные в ра­ботах Ш.Монтескье, Дж.Локка, Т.Гоббса, А.Смита, Т. Джефферсона и др. Основателем классического либерализма счи­тается Дж.Локк.

Основные принципы: верховенство закона; правовое равенст­во всех граждан; договорная природа государства, основанная на об­щественном договоре, с регламентацией его полномочий и ограниче­нием его возможностей вмешиваться в жизнь общества; политиче­ский плюрализм; терпимость к противоположным и оппозиционным взглядам и убеждениям; веротерпимость; свободная конкуренция; рынок; частное предпринимательство. Важным достижением либера­лизма следует считать теорию разделения властей, систему сдержек и противовесов различных ветвей власти, а также идеи равенства всех граждан перед законом. Эти идеи создали новую основу для теории правового государства.

Под влиянием дальнейшего развития социальных процессов происходила внутренняя эволюция либерализма, и в 30-х годах XX века на свет появился неолиберализм. Исследователи связывают нача­ло неолиберализма с «Новым курсом» американского президента, представителя Демократической партии Ф.Рузвельта. Неолиберализм скорректировал ряд важных политико-экономических установок сво­ей идеологии: во-первых, признал необходимым условием определен­ное участие государства в регулировании экономических отношений, проведение активной социальной политики; во-вторых, ограничил власть монополий, перераспределил материальные блага через систе­му налогов и государственных социальных программ в пользу низ­ших слоев общества.

Консерватизм. Консерватизм (термин впервые употребил Ф.Шатобриан в конце XVIII в.) возник как антиреволюционная феодально-клерикальная идеология, отстаивающая идею незыблемо­сти установленных Богом порядков и выступает оппонентом либера­лизма. Предпосылкой возникновения консерватизма стали попытки либералов радикально переустроить общество после Великой Фран­цузской революции 1789 г. Его создателями являются английский мыслитель и политик Э.Берк, французские общественные деятели Ж. де Местр и Л. де Бональд.

Важнейшими принципами являются: нравственный абсолю­тизм; признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей, естественным образом сложившегося порядка вещей; традиционализм (идея сохранения традиционных ценностей связанных с семьей, религией, сословными разграничениями); отторжение прин­ципа равенства, как противоречащего самой природе человека.

В 70-х годах XX столетия возникла исторически новая фаза в развитии консерватизма – неоконсерватизм. Его появление связывают с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р.Рейганом, в Великобритании – консерваторов во главе с М.Тетчер, в ФРГ – блока ХДС-ХСС во главе с Г.Колем.

Основные положения неоконсерватизма: признавая в принципе необходимость вмешательства государства в экономику и выполнения им ряда социальных функций, все же требует ограничения этого вмешательства; антиэтатизм и антигосударственая направленность являются определяющей чертой идейно-политических установок; лозунг «лучшее правительство то, что правит меньше»; выступает против чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения; требует сокращения государственных социальных программ.

Социализм. Идеи социализма возникли в глубокой древности, но свое теоретическое и идеологическое оформление он получил только в Новое время в работах классиков утопического социализма Т.Мора, Т.Кампанеллы, Р.Оуэна, Ш.Фурье, А.Сен-Симона, Ж.-Ж. Руссо и др. В середине XIX века попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли немецкие мыслители К.Маркс и Ф.Энгельс. На базе учения К.Маркса и Ф.Энгельса сформировалось крупное идеологическое течение марксизм. В начале XX века марксизм раскололся на две противоборствующие друг с другом ветви: ленинизм (большевизм) и социал-демократию. Эти течения связывают общие генетические корни и ряд ценностных установок: идея равенства и братства всех людей, основанная на равенстве социальная справедливость, приоритет общественного над личным, признание необходимости энергичного вмешательства государства в регулировании общественных отношений.

Ленинизм - учение В.И.Ленина и его сторонников, которое сформировалось в России. Отказавшись от основополагающего принципа марксизма об одновременном переходе к социализму наиболее развитых стран мира, В.И.Ленин выдвинул идею о «слабом звене» в цепи капиталистических стран – России и выступил с требованием немедленного насильственного захвата власти, слома буржуазной государственной машины, экспроприации частной собственности и превращения ее в общественную (государственную) собственность.

Социал-демократия – учение немецких мыслителей и общественных деятелей К.Каутского и Э.Бернштейна. В основе учения лежит доктрина «демократического социализма» или социализма «с человеческим лицом». С точки зрения социал-демократов, социализм – это не конкретный общественный строй, а процесс внедрения социальной справедливости в общественную жизнь. Этот процесс не имеет конкретно-экономических и политических ограничителей и длится вечно. Социал-демократы утверждают приоритет мирных, эволюционных средств достижения равенства и социальной справедливости.

В дальнейшем все эти идеи легли в основу концепции «демократического социализма» – идейной платформы современных европейских социалистов и социал-демократов. Для этой концепции характерны следующие основные моменты: ориентация на защиту интересов трудящихся и всех лиц наемного труда; реформизм, т.е. отказ от любых форм революционной борьбы и ставка на мирные, осуществляемые эволюционным и правовым путем реформы; вместо классовой борьбы – социальная солидарность всех слоев и групп общества, социальное партнерство (например, в форме трехсторонних соглашений правительства, профсоюзов и работодателей); народовластие и развитие общественного самоуправления как на местном уровне, так и в форме участия трудящихся в управлении предприятиями.

Национализм и его основные виды. Базовые социально-политические идеи фашизма, анархизма, пацифизма, феминизма, экологизма, глобализма, антиглобализма, религиозного фундаментализма.

Одними из самых распространенных слов нашего сегодняшнего политического лексикона являются слова «радикализм» и «экстремизм». Радикализм как политическое течение является антиподом консерватизма. Если консерватизм настаивает на сохранении основных ценностей или совокупности институтов данного общества, то радикализм (от лат. radix – корень), напротив, означает требование их решительного и глубокого коренного изменения. Привлекательность радикализма объясняется тем, что он отвечает глубокой человеческой потребности находить в тяжелой ситуации быстрые, ясные, простые окончательные решения. Благоприятную почву для настроений радикализма создает обычно состояние нестабильности и общей неуверенности в завтрашнем дне.

Склонность к крайним методам на практике сближает радикализм с политическим экстремизмом. Экстремизм отличается от радикализма тем, что не останавливается перед применением для достижения политических целей любых форм насилия, причем не эпизодически, а как постоянного средства политической борьбы, вплоть до политического терроризма. В современной политической науке принято выделять левый и правый экстремизм. Левый экстремизм обычно вдохновляется идеями немедленной революции обездоленных, а правый – ультранационалистическими идеями, но результаты их деятельности нередко бывают схожими.

К разновидностям левого экстремизма обычно относят идеологию и политическую практику анархизма, к правому – идеологию и политическую практику фашизма

Анархизм (от греч. аnarchia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и вся­кой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, не­признание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером (1806—1856) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809–1865). Видными представителями анархизма были также русские революционеры М Л. Бакунин (1814–1876) и П. А. Кропоткин (1842–1921).

Национализм как социально-философское, политическое понятие – феномен неоднозначный и сложный. В широком смысле его определяют как идеологию, стержнем которой является понятие нации, «выражение ее духа». «Нация», согласно обобщениям английского философа и политолога Э. Геллнера, является единством волевого, культурного и политического компонентов, т. е. желания людей идентифицировать себя с определенной общностью, наличия у данной общности «высокой» культуры и возможности обеспечивать ее целостность на политическом уровне в рамках существования суверенного государства. Отсюда национализм рассматривают как принцип, который настаивает на том, чтобы политическое и культурное сообщество совпадали.

Национализм представляют и как идеологию, «воспитывающую в людях самосознание», и как идеологию отдельных слоев, использующих национальную идею для достижения определенных, как правило, агрессивных целей.

В современном мире говорят о двух моделях формирования на­ционализма. Первая (условно называемая «французской моделью») характеризует ситуацию, при которой сильные династические го­сударства содействовали формированию гражданского (политиче­ского) национализма в культурном пространстве своего этноса, причем политические и культурные границы практически совпада­ли. Все граждане начинают ощущать себя политико-культурной общностью, что не должно лишать национальные меньшинства права сохранять свою специфику. Формирование этнокультурного национализма («немецкая модель») было тесно связано с задачами национального объединения, т. е. происходило в условиях интеграции культурного этноса под началом сильного государства – говорят о развитии этого национализма по вектору «снизу вверх», а не наоборот, как в первой модели. Этот тип подчеркивает существование нации как естественноисторического объективного явления, одухотворенного кровными узами, традицией. Именно эту модель национализма связывают с возможностью трансформации при определенных условиях в этнократию, крайней формой которой является нацизм с его идеей всемирного господства избранной нации.

Фашизм (от итал.– fascium, от fascio пучок, связка, объединение) – это праворадикальное идейно-политическое движение, возникшее вскоре после Первой мировой войны в ряде стран Европы. Наиболее полное воплоще­ние идеология и практика фашизма получила в тоталитарных политиче­ских режимах Б. Муссолини в Италии в 1922 – 1943 гг. и А. Гитлера в Германии в 1933 – 1945 гг. Менее развитые а идеологическом и практическом отношении формы фашизм приобрел в режимах генерала Ф. Франко Баамонде в Испании, маршала А.Ф. Петена во Франции, А. Салазара в Португалии, адмирала М. Хорти в Венгрии, маршала Й. Антонеску в Румынии, маршала К.Г. Маннергейма в Финляндии, А. Павелича в Хорватии, Й. Тисо в Словакии, царя Бориса III в Болгарии. Отдельные рецидивы фашизма проявились и после Второй мировой войны – в Аргентине (1945-1955), Бразилии (1934-1954), Парагвае (1957-1989), Греции (1967-1974), Чили (1973-1990).

Фашизму во всех его разновидностях свойственны воинственный иррационализм, ненависть ко всякому теоретизированию, неприязнь к образованности. Стержневой в идеологии фашизма является идея нации, а в немецкой разновидности этой идейной доктрины, именуемой чаще всего нацизмом, – идея расы. Именно раса, согласно идеологам нацизма, – источник и нации и государства. Суть нацизма в том и заключается, что провозглашается превосходство одной расы над всеми другими, чем, соответственно, и «обосновывается» ее право на господство. Исходя из этого постулата, идеологи нацизма внушали массам, что именно немцы составляют высшую расу, что именно в их жилах течет чистая арийская кровь, и потому самой судьбой они предназначены для мирового господства. Ради обеспечения своего господствующего положения немцам следует исключить смешение с другими расами. Для достижения своих целей как во внешней, так и во внутренней политике фашистские идеологи и вожди считали приемлемыми любые средства и потому основную ставку делали на насилие.

К чему привела такого рода политика, хорошо известно – лагеря смерти, душегубки, планомерное уничтожение «низших рас» и «недочеловеков» (евреев, цыган, славян), рабская эксплуатация народов оккупированных стран во имя процветания и благополучия «высшей расы».

Термином «пацифизм» (лат. расificus – умиротворяющий; от рах – мир и fасio – делаю) принято обозначать принципиальное отрицание войны и всех форм насилия, а также общественное движение, участники которого выступают против всяких войн вне зависимости от их характера и целей. Сторонники пацифизма стоят на позициях морального осуждения любой вооруженной борьбы, влекущей за собой человеческие жертвы, в том числе и справедливой освободитель­ной войны. В основе пацифистской установки лежат гуманистические идеи о всеобщем братстве людей, о неотъемлемом праве каждого человека на жизнь. В различные периоды видными идеологами пацифизма были писатели Берта фон Зутнер (1843–1914, Австрия), Лев Толстой (1828–1910, Россия), Анри Барбюс (1873–1935, Франция), политики и общественные деятели Махатма Ганди (1869–1948, Индия), Мартин Лютер Кинг (1929 –1968, США) и др.

Основной метод борьбы пацифистов за ненасильственный мир – убеж­дение и личный пример. Участники пацифистского движения ведут пропаганду идеи ненасилия, убеждают власти решать конфликтные вопросы путем переговоров, отказываются участвовать в любых насильственных актах, организуют массовые выступления, направленные на мирное урегулирование международных конфликтов.

Феминизм (от лат. fеmina – женщина) – теоретическая установка, лежащая в основе общественного движения, ставящего своей целью уравнение в правах женщин с мужчинами, повышение роли женщин в обществе и, в конечном счете, достижение равенства полов. В более широком смысле термином «феминизм» обозначаются течения философской, политической и правовой мысли, занимающиеся женской проблематикой.

Термином «экологизм» (от греч. оikоз – дом, жилище, местопребывание и 1оgos – слово, учение) принято называть систему взглядов, т.е. идеологию, характеризующуюся критическим отношением к индустриальной модели развития экономики, ведущей к возрастающему загрязнению и деградации окружающей человека природной среды. Отправным в данной идеологии является положение, согласно которому человек является частью природы, а не ее «господином», как считалось в классических идейных доктринах. Экологисты настаивают на том, что одержимость идеей экономического роста, с которой связывали свои надежды сторонники и либерализма, и консерватизма, и социализма, привела к истощению природной среды и, нарушив хрупкое экологическое равновесие, от которого зависят все живые организмы, поставила под угрозу само выживание человеческого рода. Из этого вытекает следующий постулат экологизма: поддержание окружающей среды выше удовлетворения потребностей человека, людей и может привести к необратимым антропогенным последствиям.

В качестве стратегической задачи экологисты считают глубокую экологическую трансформацию мышления, которое повлечет изменение подхода к содержанию и целям преобразовательной деятельности людей. При этом предполагается добиться радикального преобразования всех видов человеческой активности в плане экологической целесообразности, начиная с материальной (характер производства и потребления) и кончая духовной (устоявшиеся привычки, взгляды, убеждения).

Термином «глобализм» (от лат. globus – шар) ныне принято обозначать, во-первых, направление научного, политического, философского мышления, отражающего особенности современного этапа развития человечества, и, во-вторых, идеологическую доктрину, обосновывающую политику глобализации, направленную на преобразование разрозненного мирового экономического, политического и культурного пространства в единую глобальную систему.

Глобализация представляет собой объективный и отчасти управляемый процесс изменения всех сторон жизни общества, ведущий к превращению мирового сообщества в целостный организм. Этот процесс выражается в становлении системы мировых взаимосвязей, в которой произошедшие изменения или события в одном регионе мира влияют на действия людей, живущих во всех других его регионах. Суть глобализации, таким образом, заключается в том, что расстояния и территориальные границы между нациями-государствами перестают играть прежнюю роль.

Антиглобализм (от греч. аnti – приставка, обозначающая противоположность, враждебность чему-либо, направленность против чего либо, и глобализм) – международное протестное движение, направленное против политики глобализации, осуществляемой транснациональными финансово-экономическими структурами и руководством индустриально развитых западных стран во главе с США, и одновременно выступающее за разработку и реализацию демократической модели глобализации. Антиглобализм возник как реакция со стороны различных категорий общественности разных стран, международных организаций (как правительственных, так и неправительственных), государственных и общественных деятелей, видных ученых, представителей духовенства основных религиозных конфессий на нарастание в мире всех форм неравенства, вызванного политикой глобализации.

Религиозный фундаментализм. Термин «фундаментализм» (от лат. fundamentum – основание) обозначает образ мыслей, предполагающий существование определенных глубинных и оконча­тельных истин, не подлежащих сомнению, каково бы ни было их содержа­ние. Такой способ мышления чаще всего характерен для религиозно на­строенных групп людей, которые склонны трактовать и политику, и все стороны жизни человека и общества как вторичные по отношению к «данной свыше истине» религиозных учений. С точки зрения религиозных фундаменталистов, политическая и социальная жизнь должна быть организована на «изначально данных» религиозных принципах, которые, согласно верованиям, возвещены Творцом в священных текстах.

Первоначально фундаментализмом называлось течение современного протестантизма, представители которого требовали принятия в качестве основы (фундамента) вероучения всего содержания Священного Писания и отказа от попыток его критического пересмотра.

В последние годы взлет религиозного фундаментализма наблюдается по всему миру. Христианские, иудейские и исламские фундаменталисты верят в непогрешимость своих священных книг и часто организуются против основной части собственного духовенства, которое проявляет большую терпимость к модернизационным процессам. Там, где фундаменталисты развились в крупные политические силы, как, например, в исламских странах Среднего Востока, в индуистских и буддийских странах Южной Азии, они стремятся создать теократические государства, не допустить таких социальных мер, как планирование семьи, и навязать религиозные нормы в сфере образования. Конкретные формы проявления фундаментализма зависят от специфики культуры религиозного сообщества.

Понятие « фундаментализм » обычно употребляется в отрицательном смысле, означая закостенелость, догматизм и авторитарность мышления. Однако фундаментализм может быть связан и с позитивными явлениями, например с бескорыстным поиском истины, утверждением социального равенства и справедливости, проявлением верности устоявшимся этиче­ским нормам.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных