ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конституция Республики Беларусь – форма юридического закрепления базовых положений белорусской национально-государственной идеологииФундаментальные постулаты, образующие политическую, экономическую и социогуманитарную составляющие белорусской государственной идеологии, в концентрированном виде представлены в Конституции Республики Беларусь и конкретизированы в законах и других правовых актах нашего государства. Зафиксированные в виде четких юридических норм, они обеспечиваются с помощью государственно-правовых средств. Важным структурным элементом идеологии белорусского государства является совокупность идей и принципов, положенных в основу устройства современного белорусского государства. Беларусь – смешанная республика. По форме правления современное белорусское государство является республикой, о чем говорит его официальное название Республика Беларусь. Республика Беларусь с момента ее провозглашения в 1991 г. апробировала все три разновидности республиканской формы правления. С августа 1991 г. по 15 марта 1994 г. она являлась парламентарной республикой. С 15 марта 1994 по 24 ноября 1996 г. Беларусь являлась президентской республикой. Согласно Конституции в редакции 1994 г. Президент Республики Беларусь являлся главой государства и исполнительной власти. Он избирался непосредственно народом и сам создавал Кабинет Министров как свой рабочий орган. Парламент – Верховный Совет – не вправе был отправить в отставку Кабинет Министров, а Президент – распустить Парламент. С 24 ноября 1996 г. Беларусь по форме правления является смешанной, или полупрезидентской, республикой. В настоящее время смешанные формы правления существуют также в России, Польше, Франции и других государствах. Унитарное государство. Белорусское государство – как в виде БССР, так и в виде Республики Беларусь – является унитарным: оно не имеет в своей внутренней структуре других государственных образований. В Республике Беларусь действует одна Конституция, единая система законодательства и судебной организации, единое гражданство, один Парламент и одно Правительство. Республика Беларусь, как и всякое унитарное государство, имеет лишь административно-территориальное деление. Ныне ее территория поделена на 6 областей – Брестскую, Витебскую, Гомельскую, Гродненскую, Минскую, Могилевскую, в составе которых 118 сельских и 24 городских района. Демократическое государство. Конституция определяет Республику Беларусь как демократическое государство. Современная политическая наука демократическим рассматривает такое государство, в котором обеспечивается власть составляющего его народа. Иными словами, демократическим является государство, в котором реализуются принципы и институты демократии. Исходным принципом демократии является юридическое признание народа в качестве источника власти и носителя верховной власти. Данный принцип закреплен в ст. 3 Конституции белорусского государства, который гласит так: «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией». В числе принципов демократии – разделение властей и выборность основных органов власти и должностных лиц государства. Согласно ст. 6 Конституции государственная власть в Республике Беларусь осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Важным принципом демократии считается политический и идеологический плюрализм. В соответствии со ст. 4 Конституции демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многообразия политических институтов, идеологий и мнений. Политические партии и другие общественные объединения содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Таким образом, государственно-политическое устройство Республики Беларусь является вполне демократичным: организация политической жизни в ней соответствует всем основным принципам демократии и осуществляется посредством непременных институтов демократии Правовое государство. В основу организации и деятельности Республики Беларусь положена также идея правового государства. Государство, деятельность которого подчиняется установленному демократическим путем закону, получило название правового государства. Принцип правового равенства означает формальную независимость друг от друга и равенство перед законом всех субъектов правоотношений. Это относится в первую очередь к взаимоотношениям личности и государства, которые в правовом отношении равны. Попросту говоря, в случае рассмотрения в суде какого-либо конфликта между гражданином и любым из органов государства, для суда и тот и другой есть абсолютно равные субъекты. Принцип правового равенства закреплен в ст. 22 Конституции Республики Беларусь, которая гласит: «Все равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов». Принцип неотчуждаемости прав и свобод человека означает признание государством за личностью неотъемлемых, неприкосновенных и ненарушаемых со стороны кого бы то ни было, включая и государство, права и свободы. Данный принцип правового государства закреплен в ст. 6 Конституции Республики Беларусь. Принцип верховенства права означает верховенство не всякого закона, а только такого закона, который соответствует правовым нормам, признающимися сообществом незыблемыми. Исходя из этого принципа правовое государство можно определить как такое государство, в котором господствует право. Именно данное положение теории правового государства зафиксировано в ст. 7 Конституции нашей страны: «В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государство, все его органы и должностные лица действуют в пределах Конституции и принятых в соответствии в ней актов законодательства. Правовые акты или их положения, признанные в установленном законом порядке противоречащими положениям Конституции, не имеют юридической силы». Социальное государство. Определение Республики Беларусь как социального государства появилось в Конституции 1994 г. Государство, которое провозглашает, берет на себя обязательство и располагает экономическими возможностями осуществлять политику, направленную на реальное обеспечение всего комплекса прав граждан, и прежде всего социальных, получило название социального государства. Определение Республики Беларусь в Конституции как социального государства означает констатацию достигнутого страной уровня экономического развития, позволяющего осуществлять задачи такого государства, и одновременно конституционную обязанность институтов власти проводить политику, направленную на обеспечение достойного уровня жизни всех категорий населения. Эта обязанность прямо вытекает из ст. 21 Конституции: «Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий». С целью обеспечения достойного уровня жизни всех граждан в республике разработана система социальных стандартов, включающая 44 норматива по жизненно важным благам, доступность которых для всех в состоянии обеспечить наше государство. Светское государство. В современном мире взаимоотношения государства и церкви строятся по различным принципам, или моделям. С некоторой степенью условности эти взаимоотношения можно назвать так: модель светского государства, модель теократического государства, модель официальной церкви и модель признаваемых общин. В Конституции Республики Беларусь не говорится об отделении церкви от государства, специально не подчеркивается в ней и то, что наше государство является светским. Однако светский характер белорусского государства определяется содержанием ст. 4, 16 и 31 его Основного Закона. Первая из них запрещает установление идеологии религиозных объединений в качестве обязательной для граждан. Во второй устанавливается равенство религий и вероисповеданий перед законом. В ней определяется также, что взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа. Третья статья гарантирует право граждан исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии. Таким образом, в Республике Беларусь все церкви являются общественными организациями и ни одна из них никаких государственных функций не исполняет. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|