ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Провозглашение Республики Беларусь – начало нового этапа в развитии белорусского народа и его государственности.Провозглашение 27 июля 1990 года независимости Республики Беларусь послужило импульсом для духовного возрождения белорусского народа. Период становления белорусской государственности характеризовался напряженной борьбой между коммунистами и другими политическими группами. Конфликты касались вопросов будущей формы государства, экономической системы, характера и степени сотрудничества с Россией и другими странами. 19 сентября 1991 года внеочередная сессия Верховного Совета БССР приняла решение изменить название республики и именовать «Республика Беларусь» или «Беларусь». Были приняты Законы «О государственном флаге Республики Беларусь» и «О государственном гербе Республики Беларусь». Государственные символы – национальный герб, флаг, гимн – играют роль социально-политических феноменов и отражают в концентрированной форме символов природу общества, исторической эпохи, конкретного времени. Они определяют уровень развития общества, его современное состояние, позволяют изучать историческое прошлое во всем его многообразии, дают представление о культуре народа, характере политической власти и многом другом. Государственная символика играет далеко не последнюю роль в становлении суверенного государства, в консолидации общества на основе национальных традиций, в укреплении государственной власти, в воспитании подрастающих поколений, в расширении и укреплении международных позиций государства. В наши дни невозможно представить страну, которая не была бы представлена на геополитической арене своими политическими символами. Национально-государственная символика нашей страны формировалась постепенно, под воздействием экономических и политических факторов. Символ Беларуси «Погоня» имеет многовековую историю. Вначале как территориальный, а затем национальный и государственной символ, он сформировался на раннем этапе истории восточных славян и встречается в письменных источниках с конца ХIII века. Согласно положениям Статутов Великого княжества Литовского 1566 1588 годов каждый повет должен был иметь печать с погоней. Герб необходимо было разместить на башнях всех городов Беларуси. Герб размешали на шпилях городских брам. Приблизительно в ХV веке входит в употребление и государственный флаг Великого княжества Литовского. Как свидетельствуют документы XVI в., он имел вид стяга из пурпурной или красной китайки – шелка – длиною в 60 локтей. Герб имел вид щита пурпурного цвета с изображением на нем белой Погони. После подписания Люблинской унии появились первые попытки соединить два флага в один. В 1605 году Король Жигимонт Ваза употребил трехполосный флаг, красно-бело-красный с гербом посередине. После разделов Речи Посполитой все прежние гербы были сняты и заменены на российский герб с двуглавым орлом. В ХХ веке после Октябрьского вооруженного восстания в Беларуси была предпринята попытка создания самостоятельного государства. Изображение Погони было утверждено как государственный символ. БНР. 1 января 1919 года было провозглашено образование Советской Социалистической Республики Белоруссия (ССРБ) в составе РСФСР. Герб Беларуси был аналогичен гербу РСФСР, поэтому для отличия просто добавили буквы «Б.С.С.Р.», а на ленте надпись на белорусском языке – «Пралетарыi ўcix краёў, злучайцеся!». В 1926 году был принят новый герб. В Конституции 1927 года было сказано: «Государственный герб Белорусской Советской Социалистической Республики состоит из изображения на красном фоне в лучах восходящего солнца серпа и молота, помещенных крест накрест рукоятками к низу и окруженных венком, состоящим слева из ржаных колосьев, переплетенных клевером и справа – из дубовой ветки, снизу между обоими половинами венка находится часть земного шара. Обе половины венка перевиты красной лентой, на которой помещены надписи на белорусском, еврейском, русском и польском языках: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», и ниже – инициалы БССР. На верху герба пятиконечная звезда». В августе 1938 года был утвержден новый вариант герба БССР, в соответствии с рекомендациями Комиссии при Президиуме ВС СССР девиз стал изображаться лишь на двух языках, белорусском и русском, дубовая ветвь была заменена на колосья ржи, переплетенными льном. Рисунок переработал В.В. Волков. Указом Президиума ВС БССР от 20 ноября 1938 года был уточнен перевод на белорусский язык девиза, он стал читаться как «Пралетарыi ўcix краiн, яднайцеся», также были внесены некоторые поправки в рисунок. После распада СССР белорусский парламент 19 сентября 1991 года принял решение о восстановлении в Беларуси герба Великого княжества Литовского. 14 мая 1995 года на национальном референдуме было поддержано предложение президента Беларуси А. Лукашенко о восстановлении государственных символов Беларуси на основе символов БССР. По результатам референдума Президент Республики Беларусь 7 июня 1995 года подписал два Указа: «Об утверждении эталона Государственного Герба Республики Беларусь и Положения о Государственном Гербе Республики Беларусь» и «Об утверждении положения о Государственном флаге Республики Беларусь». В результате таких решений Республика Беларусь приобрела ныне действующие Государственный флаг и Государственный Герб, которые наряду с Государственным гимном являются основными атрибутами государственности, символами суверенитета Республики Беларусь. Государственные символы Беларуси отражают основополагающую идею равенства всех граждан нашей республики независимо от социальной, национальной или религиозной принадлежности. 8 декабря 1991 года высшие государственные деятели Беларуси, России и Украины С.Шушкевич, Б.Ельцин и П.Кравчук в Вискулях в Беловежской пуще подписали Соглашение об образовании Содружества Независимых Государств – СНГ. К нему присоединились еще 8 независимых – бывших союзных республик. Одновременно было принято постановление о деноминации (прекращении действия) Договора 1922 года об образовании СССР. 10 декабря 1991 года Верховный Совет РБ ратифицировал Соглашение. После провозглашения независимости республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские министерства и ведомства преобразовывались в республиканские. Комитет госбезопасности стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска – Совету Министров РБ. Создана Служба контроля при Президенте РБ. В соответствии с Постановлением Верховного Совета РБ от 1992 года «О создании Вооруженных Сил Республики Беларусь» началось формирование белорусской армии. Все части и подразделения бывшего Белорусского военного округа, за исключением стратегических сил СНГ, перешли под контроль Министерства обороны республики. Разработана военная доктрина, сущность которой – Беларусь – нейтральная безъядерная держава, вооруженные силы созданы только с оборонительной целью. 15 марта 1994 года была принята Конституция Республики Беларусь. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, гарантированы права и свободы граждан. Впервые утверждена должность Президента как руководителя государства и исполнительной власти. Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 года избран Александр Григорьевич Лукашенко. За него проголосовали более 81 процента избирателей. Политическое развитие Республики Беларусь характеризуется нестабильностью. В 1996 году возник парламентский кризис. Президент А. Г. Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений в действующую Конституцию РБ 1994 года. Президентом был предложен вариант Конституции РБ 1994 года с изменениями и дополнениями. В новом варианте Основного закона страны претерпевали существенные изменения законодательная, исполнительная, судебная ветви власти. Расширялись полномочия главы государства – Президента. Оппозиция в Верховном Совете РБ во главе с его Председателем С. Шарецким предложила вариант Конституции, где пост Президента упразднялся. С 9 по 24 ноября 1996 года проводился референдум. На всенародное голосование выносились 7 вопросов (4 – по инициативе Президента, 3 – Верховного Совета). Важнейшие из них – о принятии Конституции РБ 1994 года с изменениями и дополнениями (новая редакция), о праве частной собственности на землю, о перенесении Дня независимости РБ на 3 июля – день освобождения Беларуси от гитлеровских захватчиков. По результатам голосования получила поддержку большинства народа позиция Президента. За предложенную Президентом новую редакцию Конституции проголосовали более 70 процентов избирателей, за перенесение Дня независимости – более 88 процентов, против введения частной собственности на землю – более 82 процентов. Конституционная реформа, проведенная после референдума, дала возможность ликвидировать многие препятствия на пути социальных преобразований в Республике. Провозглашение независимости РБ, поставило проблему налаживания дружественных взаимовыгодных отношений с другими странами. В течение 1991-1992гг. независимость Беларуси была полностью де-юре признана международным сообществом. Отношения с другими странами определяются на основе договоров, соглашений, в которых предусмотрено сотрудничество в сфере экономики, политики, культуры. Значительно расширились связи с соотечественниками за рубежом. Однако при этом важнейшим является углубление интеграционных процессов и расширение двустороннего сотрудничества с Россией. 2 апреля 1996 года Президенты Беларуси и России А. Лукашенко и Б.Ельцин подписали в Москве Договор о создании Сообщества Беларуси и России. Это стало важным шагом на пути всесторонней интеграции двух славянских народов. Ровно через год 2 апреля 1997 года в Москве Президенты двух государств парафировали (предварительно подписали) проект Устава Союза Беларуси и России. Этот документ был вынесен на обсуждение граждан двух стран до 15 мая 1997 года. 23 мая 1997г. принимается Устав Союзного государства. 8 декабря 1999г. - подписан Договор о создании Союзного государства и Программа действий по реализации его положений. 26 января 2000 года договор вступил в силу. Союзное государство Беларуси и России – это не только экономический, но и политический проект, который является примером успешной интеграции на постсоветском пространстве. Эти документы открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух наших братских стран и народов. Беларусь сейчас находится на этапе своего движения к обществу постиндустриального типа. Успеха в достижении конечной цели на этом пути можно добиться, базируясь на сочетании, как минимум, трех условий: национальной консолидации, национальной безопасности и благоприятной внешнеполитической обстановки. В этой треугольной конфигурации, исходя из современной ситуации, складывающейся вокруг нашей страны, особую актуальность приобретает внешнеполитический вектор. В предопределении своих внешнеполитических приоритетов первостепенной важности Беларусь не может не исходить из своей славяно-православной цивилизационной идентичности. Но ее расположение на стыке двух цивилизационных общностей – латинской германо-романской и византийской славяно-православной – подразумевает и то, что она объективно должна проводить многовекторный внешнеполитический курс, который подразумевает поддержание баланса между европейским и евразийским политическим и экономическим пространством. Другое объективное условие: в глобализирующемся мире ни одна страна не способна к динамичному развитию на основе только собственного ресурсного, научно-технического и человеческого потенциала. Выход здесь видится только в экономической и политической интеграции с другими государствами. Республика Беларусь, не отвергая возможности участия в интеграционных проектах на европейском направлении (“Восточное партнерство”), делает сегодня все-таки акцент на евразийском векторе развития своей цивилизационной идентичности, где уже наметилось реальное сотрудничество различных народов (СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, Таможенный союз, Союзное государство), где уже идет диалог с уважением особенностей и традиций каждого народа, сохранением суверенитета и территориальной целостности государств, соблюдением принципа невмешательства во внутренние дела государств и сохранением многополярного мироустройства. В концепции современного евразийства, которую сегодня особенно активно разрабатывают российские и казахстанские исследователи, основу Евразии составляют славянские (русские, украинцы, белорусы) и туранские (тюркские, финно-угорские и монгольские) народы, сосуществование которых в одном геополитическом пространстве предполагает тесную взаимосвязь их хозяйственной и политической жизни. Общим постулатом современного евразийства является «признание и уважение цивилизационной преемственности современного пространства Евразии, органичное предоставление народам, проживающим на этой территории, возможности самоидентификации, так как возросшее национальное самосознание требует сегодня решить проблему самоидентификации каждого народа, населяющего это пространство, в социуме евразийства». Современное евразийство предлагает качественно иной, оригинальный сценарий глобализации: не однополярный мир и не единое мировое государство с единым мировым правительством, а несколько глобальных зон-полюсов. По сути дела, это – вариант многополярной глобализации. Историческая роль нашей страны в силу ее уникального расположения в центре европейско-евразийского пространства заключается в создании своеобразного “межцивилизационного моста” между этими цивилизационными общностями, что неминуемо должно будет найти свое отражение и в формировании новой цивилизационной идентичности Беларуси, сочетающей в себе как евразийские, так и европейские ценности, что особенно важно для ведения дальнейшего межцивилизационного диалога. Трудно найти сегодня на планете другую такую страну, перед которой стояла бы задача подобной сложности в определении своей цивилизационной идентичности. Но намечаемый Беларусью курс на освоение таких неоспоримых европейских ценностей, в частности, как развитие частной инициативы, предприимчивости, способности создавать и использовать инновации, говорит о том, что обретение новой европейско-евразийской идентичности – дело для нашей страны абсолютно реальное.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|