Основные этапы творчества И.А. Бунина
Период
| Основные особенности
| Произведения
| Раннее творчество (1890-1900-е гг.)
| Происходит освоение основных черт окружающего мира. Большая часть произведений посвящена России. По Бунину, Россия стоит на краю пропасти, т.к. русское дворянство (душа России) отошло на второй план и скоро вовсе исчезнет, что повлечет за собой неизбежную гибель крестьянства - «тела» России, которое не сможет существовать, если его покинет душа.
| Рассказы «Танька», «Антоновские яблоки», «Эпитафия» и др.; лирика
| Зрелое творчество (1910-е гг.)
| Период формирования философской системы Бунина. По Бунину, в начале XX века мир кардинально изменился, т.к. вошел в новую стадию развития – цивилизацию. Цивилизация – это благо для тела, но гибель для души. Бог не властен над миром цивилизации, где царит Дьявол. Человек страдает в этом мире, и единственным избавлением для его души является смерть.
| Рассказы «Господин из Сан-Франциско», «Братья», «Сны Чанга», «Грамматика любви», «Легкое дыхание»; повести «Суходол», «Деревня» и др.
| Позднее творчество (1920 – н. 1950-х гг.)
| Бунин, не принявший революцию 1917 года, эмигрирует во Францию, где остается до самой смерти. В этот период центральной темой его творчества становится тема любви. Финалы всех произведений этого периода глубоко трагичны, т. к., по Бунину, любовь позволяет человеку понять, что его жизнь ужасна, и приближает душу к освобождению – смерти. Бунин размышляет о судьбах России и приходит к выводу, что у нее есть только один путь – путь покаяния в своих грехах.
В этот период заслуги Бунина-художника получили всемирное признание, первым среди русских писателей он был удостоен престижной международной премии в области литературы – Нобелевской премии.
| Цикл рассказов «Темные аллеи»; роман «Жизнь Арсеньева» и др.
|
«Господин из Сан-Франциско»
Центральной темой рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» является осмысление губительного влияния цивилизации на личность человека. Знаменателен тот факт, что первоначальный вариант названия корабля «Принцесса Ирена» писатель заменил на вариант «Атлантида» для того, чтобы усилить философскую концепцию этого рассказа за счет подключения символики мифа: чем выше достижения цивилизации, тем ближе она к своей гибели, чем величественнее расцвет цивилизации, тем ужаснее будет ее конец. Корабль «Атлантида» является моделью цивилизации.
«Сны Чанга»
Центральной темой рассказа И.А. Бунина «Сны Чанга» является поиск ответа на вечный вопрос: что такое человеческая жизнь? Писатель в рассказе выделяет следующие «три правды»: «жизнь прекрасна»; жизнь ужасна - «жизнь мыслима только для сумасшедших»; «третью правду знает только Хозяин» – тайну жизни знает только Бог, человек приближается к ее постижению только после смерти.
«Грамматика любви»
Центральной темой рассказа И.А. Бунина «Грамматика любви» становится осмысление судьбы такого чувства, как любовь, в жизни современного человека. Писатель неслучайно называет свой рассказ «Грамматика любви», так как, по его представлениям, современный человек при всем своем желании не может достичь идеала любви, явленной в истории любви Хвощинского к Лушке. Эта идеальная любовь – своего рода грамматика позабытого языка, свод основных правил, с которыми может познакомиться современный человек, утративший способность говорить на этом языке в своей реальной жизни.
1.1.2 АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ГОРЬКИЙ
(1868-1936)
«Старуха Изергиль»
Жанр: рассказ
Центральная проблема: попытка обретения концепции незаурядной человеческой личности через ее отношение к категории свободы
Особенности стиля: преобладание романтических тенденций
Специфика композиции: художественное повествование построено по принципу включения в сюжетную канву трех рассказов – монологов старухи Изергиль: «Легенда о Ларре», «История жизни Изергиль», «Легенда о Данко», выстроенных по принципу антитезы (Ларра - Данко); наличие фигуры автора-рассказчика.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|