Главная
Популярная публикация
Научная публикация
Случайная публикация
Обратная связь
ТОР 5 статей:
Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия
Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века
Ценовые и неценовые факторы
Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка
Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы
КАТЕГОРИИ:
|
Категория свободы и ее понимание в рассказе
Персонаж - носитель концепции
| Пути осуществления личностью ее свободы
| Примеры из текста
| Ларра
| Свобода как немедленное исполнение всех личных желаний, свобода исключительно для себя, ведущая к отчуждению от людей. Итог: попытка реализации подобного представления о свободе личности оборачивается против самой личности, обрекая ее на вечные муки одиночества.
| Например, разговор с вождями; убийство девушки; жизнь после суда и приговора племени.
| Изергиль
| Свобода, достигаемая через «мятеж сердца» - свобода любви. Любовь исповедуется как высшее благо жизни. Способность открыто, расковано проявлять свои чувства поднимает человека над пошлой обыденностью. Однако и в любви, особенно если это исключительно любовь-наслаждение, таится угроза губительной для личности несвободы.
| Например, мотив «любви-чумы» в истории о сыне важного турка; история о любви к поляку и др.
| Данко
| Свобода как способность отказаться от всех желаний и стремлений в пользу наивысшего – добыть свободу всем людям и себе самому. Подобный путь достижения свободы – это путь самозабвения и самопожертвования. Однако именно жертвенный ореол позволяет ярче высветить этический идеал личности.
| Например, образы древнего огня, горящего сердца, пылающих костров отсылают к образам мучеников за истину (т.е. свободу), восходивших ради ее торжества на костры.
|
|
«На дне»
(1902)
Жанрово-содержательные особенности пьесы: социально-философская драма
Каждый из персонажей является воплощением определенной философской концепции, выражающей отношение человека к миру. Но все эти концепции обусловлены социальным фактором, то есть напрямую зависят от того положения, которое персонаж, их носитель, занимал или мечтает занять в обществе.
персонаж
| Социальный статус
| Жизненный идеал
| Примеры из текста произведения
| Васька Пепел
| Вор
| Мечтает вырваться из порочного круга, стать честным человеком
| «Я сказал – брошу воровство!», «…Я одно чувствую: надо жить … иначе! … Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать…»
| Клещ
| Ремесленник
| Мечтает о своем деле, работе, которая обеспечит достойное существование
| «Я – рабочий человек… Я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…»
| Анна
|
| Мечтает от избавления тягот и страданий жизни, о покое
| «Кабы… покой бы… не чувствовать бы ничего…»;«Не помню – когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась…как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила … всю мою несчастную жизнь»
| Настя
| Проститутка
| Мечтает о необыкновенной любви и счастливой безбедной жизни с любящим ее человеком
| «Разве … вы можете понимать… любовь? Настоящую любовь? А у меня – была она…настоящая!»
| Барон
| Аристократ
| Мечтает о такой жизни, которую он вел в прошлом: был всем обеспечен, но при этом ничего не делал
| «Богатство… сотни крепостных… лошади… повара…»
| Актер
| Бывший артист
| Мечтает излечиться от алкоголизма, чтобы вернуться на сцену
| «…Вылечусь и…снова буду… Я на пути к возрождению…»
| Сатин
| Бывший служащий телеграфа
| Считает, что необходимо изменение отношения к человеку, признание личности в каждом человеке.
| «Не тронь… не обижай человека!»
| Лука
| Странник
| Считает, что любой человек нуждается в сочувствии к себе.
| «…А разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит».
| Лука и Сатин: спор о правде
Правда Луки: человек нуждается в жалости, поэтому человеку можно даже солгать, если ложь принесет облегчение
| Правда Сатина: человек заслуживает того, чтобы в любых обстоятельствах знать о себе правду, хотя эта правда может быть и жестокой
| «… Куда нам – мертвых жалеть? … Живых – не жалеем…сами себя пожалеть-то не можем…»; «Надо … кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть … хорошо бывает!»; «Она, правда-то, не всегда по недугу человека … не всегда правдой душу вылечишь…»
| «Человек – вот правда!», «Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека.»; «Чело-век! Это – великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью… уважать надо!»; «Человек – выше сытости!»; «Человек рождается для лучшего!»
| 2. Русский модернизм конца XIX – начала XX века
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|