Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Категория свободы и ее понимание в рассказе




Персонаж - носитель концепции Пути осуществления личностью ее свободы Примеры из текста
Ларра Свобода как немедленное исполнение всех личных желаний, свобода исключи­тельно для себя, ведущая к отчуждению от людей. Итог: попытка реализации по­добного представления о свободе лично­сти оборачивается против самой лично­сти, обрекая ее на вечные муки одиноче­ства. Например, разговор с вождями; убий­ство девушки; жизнь после суда и приговора племени.
Изергиль Свобода, достигаемая через «мятеж сердца» - свобода любви. Любовь испо­ведуется как высшее благо жизни. Спо­собность открыто, расковано проявлять свои чувства поднимает человека над пошлой обыденностью. Однако и в любви, особенно если это исключительно любовь-наслаждение, таится угроза губи­тельной для личности несвободы. Например, мотив «любви-чумы» в ис­тории о сыне важ­ного турка; история о любви к поляку и др.
Данко Свобода как способность отказаться от всех желаний и стремлений в пользу наивысшего – добыть свободу всем лю­дям и себе самому. Подобный путь дос­тижения свободы – это путь самозабве­ния и самопожертвования. Однако именно жертвенный ореол позволяет ярче высветить этический идеал лично­сти. Например, образы древнего огня, го­рящего сердца, пы­лающих костров от­сылают к образам мучеников за ис­тину (т.е. свободу), восходивших ради ее торжества на ко­стры.

 

«На дне»

(1902)

Жанрово-содержательные особенности пьесы: социально-философская драма

Каждый из персонажей является воплощением определенной философской концеп­ции, выражающей отношение человека к миру. Но все эти концепции обусловлены социальным фактором, то есть напрямую зависят от того положения, которое пер­сонаж, их носитель, занимал или мечтает занять в обществе.

персонаж Социальный статус Жизненный идеал Примеры из текста произведения
Васька Пе­пел Вор Мечтает вырваться из порочного круга, стать честным человеком «Я сказал – брошу воров­ство!», «…Я одно чувст­вую: надо жить … иначе! … Надо так жить, чтобы самому себя можно мне было уважать…»
Клещ Ремесленник Мечтает о своем деле, работе, которая обеспе­чит достойное существо­вание «Я – рабочий человек… Я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…»
Анна   Мечтает от избавления тягот и страданий жизни, о покое «Кабы… покой бы… не чувствовать бы ни­чего…»;«Не помню – ко­гда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучи­лась…как бы больше дру­гого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила … всю мою несчастную жизнь»
Настя Проститутка Мечтает о необыкновен­ной любви и счастливой безбедной жизни с лю­бящим ее человеком «Разве … вы можете по­нимать… любовь? На­стоящую любовь? А у меня – была она…настоящая!»
Барон Аристократ Мечтает о такой жизни, которую он вел в про­шлом: был всем обеспе­чен, но при этом ничего не делал «Богатство… сотни крепо­стных… лошади… по­вара…»
Актер Бывший ар­тист Мечтает излечиться от алкоголизма, чтобы вер­нуться на сцену «…Вылечусь и…снова буду… Я на пути к возро­ждению…»
Сатин Бывший слу­жащий теле­графа Считает, что необходимо изменение отношения к человеку, признание личности в каждом чело­веке. «Не тронь… не обижай человека!»
Лука Странник Считает, что любой че­ловек нуждается в сочув­ствии к себе. «…А разве можно чело­века эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит».

Лука и Сатин: спор о правде

Правда Луки: человек нуждается в жало­сти, поэтому человеку можно даже сол­гать, если ложь принесет облегчение Правда Сатина: человек заслуживает того, чтобы в любых обстоятельствах знать о себе правду, хотя эта правда мо­жет быть и жестокой
«… Куда нам – мертвых жалеть? … Жи­вых – не жалеем…сами себя пожалеть-то не можем…»; «Надо … кому-нибудь и добрым быть…жалеть людей надо! Хри­стос-от всех жалел и нам велел… Я те скажу – вовремя человека пожалеть … хорошо бывает!»; «Она, правда-то, не всегда по недугу человека … не всегда правдой душу вылечишь…» «Человек – вот правда!», «Ложь – рели­гия рабов и хозяев… Правда – бог сво­бодного человека.»; «Чело-век! Это – ве­ликолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть … не унижать его жалостью… уважать надо!»; «Человек – выше сытости!»; «Че­ловек рождается для лучшего!»

2. Русский модернизм конца XIX – начала XX века






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных