Течения, направления, школы
русского модернизма конца XIX – начала XX
Предсимволизм
| Символизм
| Поэтические школы 10-х гг.
| И. Анненский
ранний К. Бальмонт
| Старший символизм
| Младо-
символизм
| кларизм
| акмеизм
| футуризм
| Московская школа
| Петербургская школа
| А.Белый А. Блок
С. Соловьев
Эллис
| М. Кузмин
| Н. Гумилев
А.Ахматова О.Мандель-штам
| Кубо-
| Эго-
| В. Брюсов
К.Бальмонт
| Д. Мережковский
З.Гиппиус Ф. Сологуб
| Д. и Н. Бурлюки, В. Маяковский, В. Хлебников
| И. Северянин
|
Символизм
Символизм (от греч. simbolon - символ, знак) - первое литературно-художественное направление модернизма, возникшее во Франции в 60-е годы XIX века. В России расцвет символизма приходится на 80-е гг. 19 – 10-е гг. 20 столетия, русский символизм прошел в своем развитии три стадии: предсимволизм (И. Анненский и др.), старший символизм (Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, Ф. Сологуб и др.), младший символизм (А. Блок, А. Белый и др.), первая и вторая из которых по типу мироощущения являются декадентскими.
Основные черты философии и эстетики символизма:
1. Философской основой символизма является идеализм, утверждающий параллельное существование прекрасного мира совершенных идей и ничтожного мира реальных вещей.
2. С точки зрения символистов – искусство есть высшая реальность, только посредством искусства человек способен приблизиться к высшей истине, прозреть подлинную сущность окружающих его явлений путем установления аналогий между реальными вещами и совершенными идеями.
Средством постижения сущности явлений реальности становится символ.
Характерными чертами символизма являются:
- тенденция к жизнестроительству (переживание жизни как художественного текста),
- неомифологизация,
- подчеркнутая реминисценционность текстов.
Д.С. Мережковский, один из крупнейших теоретиков модернизма, выделял три основные черты поэтики символизма:
1) мистическое содержание,
2) символизация,
3) «изощренный импрессионизм» в области формы.
2.2.1 АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК
(1880-1921)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|