Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие и классификация участников уголовного процесса. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовный процесс.




Содержание.

Введение…………………………………………………………………………..

 

1. Понятие и классификация участников уголовного процесса. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовный процесс.

1.1. Суд…………………………………………………………..

1.2. Органы, осуществляющие уголовное преследование…..

 

2. Субъекты уголовного процесса, защищающие свои права и интересы……………………………………………………………..

 

3. Участники, защищающие представляемые права и интересы……

 

4. Иные участники уголовного процесса…………………………….

 

Заключение……………………………………………………………………..

 

Список использованной литературы…………………………………………

 

Введение.

 

Любая деятельность в нашей общественной жизни предопределяет наличие определенных ее субъектов. Если нет участников, то не может быть и отношений. Наделенный определенной ролью каждый субъект выполняет определенную функцию в складывающихся взаимоотношениях, как актер в кинофильме. Уголовный процесс, как самостоятельный вид государственно-правовой деятельности, не может осуществляться без своих «актеров» (участников).

Каждое действующее лицо в уголовном процессе выполняет от­веденную ему роль. В соответствии с задачами или интересами, которые призывают осуществлять в уголовном процессе определен­ное лицо, закон наделяет его необходимыми для этого правами и обязанностями, устанавливает гарантии их реализации. Другими словами, без участников просто немыслимо понятие уголовного процесса.

Знание всех участников процесса, их прав и обязанностей, задач, которые стоят перед ними, позволят не нарушать про­цессуальный закон, действовать в рамках закона.

Тема участников уголовного процесса является довольно обширной, ведь недаром ей в уголовно-процессуальном законе посвящен целый II Раздел. В своей работе я постараюсь отразить наиболее значимые, существенные положения, необходимые для её уяснения.

Изучением процессуального положения участников уголовного процесса занимались и занимаются по сегодняшний день огромное количество как белорусских, так и российских ученых процессуалистов. Среди них хотелось бы отметить работы Басецкого И.И., Кукреш Л.И., Мытника П.В., Мелешко В.В., Мартинович И.И., Шпилева В.Н.

Готовясь к написанию своей работы, я определила перечень наиболее важных вопросов на которые будет необходимо дать ответ: кого понимают под участником уголовного процесса; каким образом можно классифицировать всех субъектов уголовно-процессуальной деятельности; какими правами и обязанностями обладают отдельные из них и др.

Понятие и классификация участников уголовного процесса. Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовный процесс.

Говоря о понятии участников уголовного процесса необходимо отметить, что в юридической литературе изложено несколько точек зрения, различных между собой в некоторых аспектах.

Одни считают, что участником процесса является лишь тот, кто защищает свои личные права и законные интересы, лично за­интересован в исходе уголовного дела, относя к ним обвиняемого, подозреваемого, потерпевшего, гражданского истца и гражданского ответчика.[1] Они защищают свои права с помощью наделенных законом правомочий, которые позволяют им активно воздействовать на ход уголовного процесса.

Шпилев В.Н. к субъектам уголовно-процессуальной деятельности относит тех участников уголовного процесса, которые выполняют определенные уголовно-процессуальные функции т.е. лиц, веду­щих уголовный процесс; лиц, защищающих свой личный интерес, и иных участников, которые оказывают содействие органу, ведущему уголовный процесс, и при этом не имеющие никакого лично­го интереса в данном деле.[2]

Некоторые юристы утверждают, что участников уголовного процесса необходимо понимать как в узком, так и в широком смысле. В первом случае к ним относят только подозреваемого, обвиняемого гражданского истца и гражданского ответчика, то есть лиц защищающих свои уголовно и гражданско-правовые интересы в уголовном процессе. Но наибольшее количество ученых-юристов подходят к данному вопросу в наиболее широком смысле, они к категории участников относят всех участвующих в производстве по уголовному делу лиц, выполняющих определенную уголовно-процессуальную функцию, наделенных конкретными правами и обязанностями, вступающих в определенные правоотношения.

Последнюю позицию воспринял и белорусский законодатель при создании уголовно-процессуального закона. Перечень всех участников он закрепил в п. 49 ст. 6 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (УПК).

Наиболее близкое к нормам действующего законодательства понятие приведенное в учебнике Л.И. Кукреш. Под участниками уголовного процесса необходимо понимать всех участвующих в деле граждан, должностных лиц государственных орга­нов и общественных организаций, выполняющих опреде­ленную функцию в уголовно-процессуальной деятельности и наделенных для этого определенными правами и обязан­ностями.[3]

Огромное количество участников уголовного процесса обуславливает сложность их классификации.

Уголовно-процессуальный закон в зависимости от про­цессуального положения того или иного субъекта (участника про­цесса), их прав и обязанностей, задач уголовного судопроиз­водства - всех участников уголовного процесса делит (классифи­цирует) на следующие группы:

1. Суд (гл.4 УПК РБ).

2. Государственные органы и должностные лица, осуществляю­щие уголовное преследование (суд, прокурор, следова­тель, дознаватель, орган дознания) (гл. 5 УПК).

3. Участники уголовного процесса, защи­щающие свои или представляемые права и интересы (обвиняемый, подозреваемый, потерпевший, частный обвини­тель гражданский истец, гражданский ответчик, защит­ник, законные представители потерпевшего, гражданского истца, подозреваемого, обвиняемого, представители потерпевшего, граж­данского истца и гражданского ответчика) (гл. 6 УПК).

4. Иные лица, участвующие в уголовном процессе (свиде­тель, понятой, эксперт, специалист, переводчик, секретарь судеб­ного заседания) (гл. 7 УПК).

Четкое определение процессуального положе­ния участников процесса обеспечивает быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных и правильное применение за­кона, гарантирует обеспечение прав и свобод граждан.

Для удобства изучения классификацию участников уголовного процесса можно изобразить в виде нижеизложенной схемы.

 

 

Участники уголовного процесса  

Участники, защищающие свои права и интересы

 

Государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовный процесс

Суд   Органы уголовно преследования  
  Участники, защищающие представляемые права и интересы
  Иные участники уголовного процесса  
           

Таким образом, под участниками уголовного процесса следует понимать всех участвующих в деле граждан, должностных лиц государственных орга­нов и общественных организаций, выполняющих опреде­ленную функцию в уголовно-процессуальной деятельности и наделенных для этого определенными правами и обязан­ностями. Всех участников в соответствии с действующим законодательством можно разделить на четыре большие группы: государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовный процесс; участники защищающие свои права и интересы; защищающие представляемые права и интересы; иные участники уголовного процесса. Данной классификацией я буду пользоваться при дальнейшем рассмотрении моей темы.

В соответствии с уголовно-процессуальным принципом публич­ности борьба с преступностью в Республике Беларусь возложена на специально уполномоченные государственные органы.

Согласно ст.15 ч.2 УПК Республики Беларусь «государствен­ные органы, должностные лица, уполномоченные осуществлять уго­ловное преследование, обязаны в пределах своей компетенции при­нимать необходимые меры по обнаружению преступлений, выявлению лиц, их совершивших, возбуждению уголовного дела, привлечению виновных к предусмотренной законом ответственности и созданию условий для постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора».

Государственные органы, осуществляющие борьбу с преступ­ностью, в отличие от других участников процесса, наделены опре­деленными властными полномочиями, которые позволяют им обеспе­чивать достижение задач уголовного судопроизводства.

Что же объединяет государственные органы, ведущие борьбу с преступностью?

Объединяющими началами в их деятельности являются:

1. Общность задач уголовного процесса (ст.7 УПК Республики Беларусь).

2. Единство предмета доказывания (ст.89 УПК Республики Беларусь) и принципов оценки доказательств (ст.105 УПК Республики Беларусь).

3. Обязанность всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела (ст.18 УПК Республики Бела­русь).

4. Обязанность обеспечения прав всех участвующих в деле лиц (ст.195 УПК Республики Беларусь).

Однако следует иметь в виду, что, несмотря на такое единство, каждый государственный орган решает в процессе свои непосредственные задачи и использует для этого особые про­цессуальные средства. Какие же задачи решает каждый конкретный орган госу­дарства, осуществляющий уголовный процесс?

Суд.

Одним из центральных органов, осуществляющих уголовный процесс, является суд. В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством правосудие по уголовным делам в Республике Беларусь осуществля­ется только судом. Никто не может быть признан виновным в совер­шении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом (ст.ст.109, 110,113-116 Конституции Республики Беларусь, ст.9 УПК Республики Беларусь).

В соответствии со ст. 1 Закона "О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь" судебная власть осуществляется об­щими судами, к которым относятся Верховный Суд Республики Бела­русь, областные, Минский городской, районные (городские), а также военные суды.

Военные суды подразделяются на межгарнизонные, Белорусский военный суд и Военную коллегию Верховного Суда Республики Бела­русь. Эти суды осуществляют производство по уголовным делам.

Согласно ст. 31 УПК суд, являясь органом судебной власти, осуществляет правосудие по уголовным делам и обеспечивает их правильное и законное разрешение.

Осуществление правосудия - это процессуальная функция су­да. Являясь специальным органом государства по разрешению уго­ловных (гражданских) дел, суд отправляет правосудие в строгом соответствии с законом, гарантируя при этом защиту прав и за­конных интересов всех участников уголовного судопроизводства.

Дела в судах рассматриваются коллегиально и единолично. Коллегиальное рассмотрение дел осуществляется судом в составе судьи и двух народных заседателей.

В кассационной инстанции рассмотрение дел осуществляется в составе трех судей, а в надзорной инстанции - в составе не ме­нее трех судей.

В своей деятельности судьи не связаны не только с выводами органов предварительного расследования, но и выводами вышестоя­щих судебных инстанций. Взаимоотношения судов различных звеньев судебной системы строятся на незыблемой основе принципа незави­симости судей и подчинения их только закону.

Полномочия суда при отправлении правосудия четко регламен­тированы статьей 33 УПК.

Руководство судебным процессом при коллегиальном рассмот­рении дела осуществляет судья, председательствующий в судебном заседании. Однако, все вопросы разрешаются судьями по боль­шинству голосов, причем председательствующий при голосовании не имеет никаких преимуществ перед другими судьями, входящими в состав суда.

В судебном заседании исследованию подлежат все обстоятельства дела. При этом суд не связан выводами органов предва­рительного расследования и оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокуп­ности.

Приговор суда может быть основан только на тех доказа­тельствах, которые рассмотрены в судебном заседании.

Если имеющихся доказательств, по мнению суда, недостаточно для правильного разрешения дела, он принимает соответствующие меры к их восполнению, а в необходимых случаях направляет дело для производства дополнительного расследования.

Вынесенные судом и вступившие в законную силу - приговор, определение или постановление обязательны для всех госу­дарственных и общественных учреждений, предприятий, организа­ций, должностных лиц, граждан и подлежат исполнению на всей территории Республики Беларусь.

Решения суда могут быть отменены или изменены в установ­ленном законом порядке только вышестоящим судом.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных