ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Органы, осуществляющие уголовное преследование.К органам уголовного преследования законом отнесены органы, наделенные в силу принципа публичности обязанностью принимать и проверять информацию о совершенном или готовящемся преступлении; возбуждать уголовное дело и проводить предварительное расследование; привлекать лицо в качестве обвиняемого и направлять уголовное дело в суд для решения вопроса о виновности или невиновности обвиняемого; обеспечивать правильное применение закона в целях защиты личности, вовлеченной в сферу уголовного судопроизводства. В соответствии с главой 5 УПК должностными лицами органов уголовного преследования являются: прокурор, начальник следственного подразделения, следователь, начальник органа дознания, дознаватель. Их правовой статус мы рассмотрим ниже. Процессуальной функцией прокурора в соответствии с Законом РБ «О Прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 года, является надзор за точным исполнением законов в уголовном процессе. В судебном заседании он поддерживает также обвинение от имени государства. Во всех стадиях уголовного процесса прокурор обязан своевременно принимать меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили. Свои полномочия в уголовном процессе прокурор осуществляет независимо от каких бы то ни было органов и должностных лиц, подчиняясь только закону и руководствуясь указаниями Генерального Прокурора Республики Беларусь. Процессуальное положение прокурора в уголовном процессе регламентировано УПК (ст. 34). Согласно этой статье, прокурор является должностным лицом, в пределах своей компетенции осуществляющим от имени государства уголовное преследование. Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. Он вправе: - возбуждать уголовные дела; - поручать их производство следователю, органу дознания, дознавателю; - принимать дело к своему производству и расследовать его в полном объеме; - отказывать в возбуждении уголовных дел; - осуществлять надзор за расследованием уголовных дел; - истребовать у органа дознания и следователя уголовное дело; - продлевать, изменять или отменять меры пресечения; -санкционировать применение меры пресечения, осуществление следственных и иных действий в необходимых случаях; - давать указание о расследовании; -отменять незаконные и необоснованные постановления органов дознания и следователя и др. По окончании предварительного расследования, прокурор определяет дальнейшее движение уголовного дела. Получив от органа дознания или следователя уголовное дело с постановлением о направлении дела в суд, прокурор проверяет качество расследованного дела: - обоснованно или предъявлено обвинение; - правильно ли квалифицированы деяния обвиняемого; - правильно ли избрана мера пресечения; - произведено ли исследование обстоятельств дела всесторонне, полно и объективно. В судебном разбирательстве прокурор поддерживает государственное обвинение, пользуясь равными правами с другими участниками судебного разбирательства. Будучи государственным обвинителем, прокурор действует от имени государства, поддерживает обвинение в строгом соответствии с законом. Участие в судебном разбирательстве прокурора в качестве государственного обвинителя обязательно, за исключением дел частного обвинения. Если в ходе судебного разбирательства обвинение не находит подтверждения, прокурор обязан отказаться от обвинения (ст. 293 УПК). Если прокурор не согласен с решением суда, он вправе принести в вышестоящий суд кассационный протест. В стадиях кассационного и надзорного производства участвующий в них прокурор поддерживает протест, принесенный им или другим полномочным на то прокурором, и высказывает свое мнение по поводу законности и обоснованности опротестованных решений. Начальник следственного подразделения — это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение (управление предварительного расследования, следственный отдел или отдел предварительного расследования) органов прокуратуры, органов предварительного следствия Министерства внутренних дел, органов государственной безопасности и органов финансовых расследований. В качестве его может выступать начальник соответствующего следственного подразделения и его заместитель (п. 15 ст. 6 УПК). Это самостоятельный участник уголовного процесса, на которого возложена обязанность осуществления ведомственного контроля за своевременностью действий следователей по расследованию преступлений, принятия мер по наиболее полному, всестороннему и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела. В этих целях он наделяется процессуальными, организационно-распорядительными и управленческими функциями. Начальник следственного подразделения вправе давать письменные указания о производстве предварительного следствия, привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, направлении дела, проведении отдельных следственных и иных процессуальных действий, применении мер по обеспечению безопасности и др. При этом он не вправе ограничивать процессуальную самостоятельность следователя в принятии таких принципиальных по делу решений, как о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объеме обвинения, прекращении предварительного следствия, передаче уголовного дела прокурору для направления в суд. Указания начальника следственного подразделения по этим вопросам при несогласии с ними следователя приостанавливаются исполнением до разрешения вопроса прокурором в порядке ч. 4 ст. 36 УПК. Все остальные письменные указания начальника следственного подразделения, как организационного порядка, так и направленные на полное, всесторонне и объективное расследование уголовного дела, подлежат обязательному исполнению следователем. К примеру, он вправе передать дело от одного следователя к другому, поручить производство предварительного следствия нескольким следователям. В случае сложности, большого объема дела он вправе лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя; поручать помощнику начальника следственного подразделения проверять уголовные дела, давать по ним указания и осуществлять другие предусмотренные ст. 35 УПК действия. Хоть начальник следственного подразделения и является руководящим элементом, однако закон не наделил начальника его правом отменять постановления следователя. Выявив незаконные необоснованные постановления следователя по уголовному делу, начальник лишь вправе обратиться к прокурору с представлением об их отмене. Указания прокурора, данные следователю по конкретному уголовному делу, обязательны и для начальника следственного подразделения. Должностное лицо органов внутренних дел, прокуратуры, государственной безопасности, государственного комитета финансовых расследований, осуществляющее предварительное следствие по уголовным делам именуется следователем. Процессуальная функция следователя в уголовном процессе - быстрое и полное раскрытие преступлений, своевременное привлечение к законной ответственности лиц, виновных в его совершении, выявлении причин и условий, способствующих преступлениям и принятие мер к их устранению. Хотя следователи структурно входят в разные ведомства, процессуальные полномочия их одинаковы. Все они наделены одинаковыми, широкими процессуальными полномочиями. Согласно ст. 36 УПК на следователя возлагаются обязанности: - принимать все меры к всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств дела, - осуществлять уголовное преследование лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства, указывающие на совершение им преступлений, путем привлечения его в качестве обвиняемого и предъявления обвинения, - принимать меры к обеспечению возмещения ущерба, причиненного преступлением, а также возможной конфискации имущества, - принять меры к охране прав и законных интересов лиц, потерпевших от преступления. Следователь обладает широкой процессуальной самостоятельностью. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора в части 4 ст.36 УПК следователь вправе приостановив исполнение этих указаний, представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю. Передача дела другому следователю при несогласии с указаниями прокурора, которые вышестоящим прокурором признаны правильными, означает, что следователь не может быть принужден действовать вопреки внутреннему убеждению, сложившемуся в результате расследования дела. При осуществлении своих полномочий следователь взаимодействует с органами дознания. По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент принять дело к своему производству и приступить к его расследованию, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий. Дознание по уголовным делам и производство по ускоренной подготовке материалов осуществляется под руководством начальника органа дознания. Согласно ст. 38 УПК он обязан: - организовать принятие необходимых оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных мер в целях обнаружения преступлений и выявление лиц, их совершавших, предупреждения и пресечения преступлений - обеспечить всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела и своевременное выполнение поручений следователя, прокурора. Для осуществления руководства предварительного расследования уголовных дел в форме дознания начальник органа дознания наделен правом: - поручать производство дознания дознавателям, которые под его руководством расследуют уголовные дела; - давать указания дознавателям о привлечении в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения; о направлении дел и материалов, производства отдельных следственных и процессуальных действий; - передает дела и материалы от одного дознавателя другому; - поручает расследование нескольким дознавателям. - лично проводить расследование, приняв при этом дело к своему производству или выполнять отдельные следственные либо процессуальные действия по делу, находящемуся в производстве дознавателя. Все важные решения по уголовному делу принимаются с согласия начальника органа дознания. Он утверждает почти все постановления, выносимые дознавателем. Указания начальника органа дознания по уголовному делу даются в письменной форме и обязательны для исполнения. Дознавателем именуется должностное лицо органа дознания осуществляющее предварительное расследование по уголовным делам. Он назначается начальником органа дознания и является самостоятельным участником процесса по исследованию всех обстоятельств дела и как следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению. При производстве дознания по уголовному делу дознаватель: - самостоятельно проводит следственные и процессуальные действия; - принимает по делу решения, кроме случаев, когда требуется утверждение их начальником органа дознания или санкция прокурора. Постановления дознавателя, как и следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами (ст. 39 УПК). Подводя итог выше изложенному, необходимо отметить, что государственные органы и должностные лица (прокурор, начальник следственного подразделения, следователь, начальник органа дознания, дознаватель), осуществляющие производство по уголовным делам, непосредственно ведут борьбу с преступностью, в отличие от других участников процесса и наделены определенными властными полномочиями, которые позволяют им обеспечить достижение задач уголовного процесса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|