Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Понятие, значение и виды оптовой торговли




В современной методологии коммерческой деятельности существует множество определений понятия «оптовая торговля». Целесообразно рассмотреть несколько.

С узкой точки зрения под оптовой торговлей понимают вид торговой деятельности, связанный с приобретением и дальнейшей продажей товаров, для целей не связанных с личным, семейным или другим индивидуальным использованием.

Более широкое определение раскрывает оптовую торговлю как совокупность экономических, организационных и правовых отношений, возникающих в связи с закупкой и реализацией товаров, производителями или торговыми посредниками для их дальнейшего использования в розничной торговли или иного профессионального использования.

Существует определение, которое включает два вышеуказанных. Оптовая торговля - совокупность организаций различных форм собственности и организационно-правовых форм, которые покупают и (или) складируют товары крупными партиями и перепродают их участникам розничной торговле, другим торговым организациям или организациям-потребителям.[1]

Крупнейшими представителями современной оптовой торговли являются различные торговые дома, товарные и фондовые биржи, постоянно действующие оптовые базы и ярмарки. Характерной особенностью данных участников оптовой торговли является рыночный характер их деятельности: ответственность за итоги коммерческой деятельности, независимость в выбор партнеров и ведении коммерческой деятельность, полная финансовая ответственность и обособленность.

Оптовая торговля имеет важное значение в хозяйственном механизме общества. Значение оптовой торговли определяется ее местом и ролью на товарном рынке. Объединяя немало каналов товародвижения, форм осуществления купли-продажи оптовых партий товара, оптовая торговля во многих моментах осуществляет активное влияние на товаропроизводителей через обеспечение их сырьем и ресурсами, через выполнение коммерчески-посреднических операций по реализации изготовленной продукции.

С другой стороны, значение оптовой торговли заключается в опосредованном влиянии через розничную торговлю на потребление товаров за счет участия в формировании розничного ассортимента, его полноты и стабильности.

Оптовая торговля осуществляет также большой объем вспомогательных технологических операций в части преобразование производственного ассортимента в розничный, подготовки товарных запасов до конечной реализации потребителям, чем способствует совершенствованию всего технологического процесса товаропродвижение, повышению уровня торгового сервиса.

Концентрация деятельности оптовой подотрасли торговли на промежуточном звене между производством и потреблением, ее преимущественно посреднический характер никоим образом не снижает значения оптовой подотрасли области торговли. Как свидетельствует исторический развитие экономических систем, функционирования оптовых посреднических формирований является объективным следствием процессов разделения и специализации труда и несет положительный экономический эффект для общества в целом.

Так или иначе, розничные торговцы, производители и потребители прибегают к помощи оптовых торговцев. Данные представители товарного рынка берут часть функций товарооборота, тем самым облегчая построение коммерческой деятельности для представителей розничной торговли. Чаще всего представители оптовой торговли берут на себя выполнение следующих функций:

- складирование (так или иначе, в оптовой торговле сосредоточено большее количество торговой площади под различные складские помещения, чем в розничной торговле, это позволяет розничным торговцам не брать бремя складирования и хранения на свои плечи);

- предоставление информации о рынке (оптовики имеют возможность предоставлять розничным посредникам информацию о товарном рынке, о конкурентах и о динамике цен);

- транспортировка (оптовики обеспечивают более быструю доставку товаров, так как они находятся ближе к клиентам, чем производители);

- услуги консультационного характера (нередко оптовые посредники помогают розничным обучить персонал, построить систему менеджмента и бухгалтерского учета);

- риск – прогнозирование и риск – менеджмент (принимая право собственности на товар и неся расходы в связи с его хищением, повреждением, порчей и устареванием, оптовики берут на себя часть риска);

- разбивка крупных партий товаров на мелкие (данная функция обеспечивает экономию ресурсов для розницы, так как оптовые представители закупают товары вагоны, затем разбивают их на мелкие партии и продают);

- закупки и формирование ассортимента (представители оптовой торговли формируют свой ассортимент, представители розничной торговли могут пользоваться этим же ассортиментом при меньших масштабах торговли и минимизации издержек на его формирование).

Сегодня оптовая торговля выступает в самых различных видах и формах (рис. 1.1). Прежде всего, это обусловлено разнообразием товаров и функций, которые выполняет розничная торговля.

На рисунке 1.1 представлены виды оптовой торговли, а именно оптовики-купцы, брокеры и агенты, оптовые отделения и конторы производителей, различные специализированные оптовики.

Оптовики – купцы - коммерческие организации, которые принимают на себя право собственности на товар, с которым они имеют дело (рис. 1.2). Данные торговые предприятия бывают двух видов:

- оптовые организации с полным циклом обслуживания;

- оптовые организации с ограниченным циклом обслуживания.

 

Рисунок 1.1 - Виды оптовой торговли[2]

 

Оптовые организации с полным циклом обслуживания предоставляют широкий спектр услуг: хранение и складирование товаров, возможность предоставления продавцов, кредитование, услуги по транспортировке и логистике.

Оптовые организации с полным циклом обслуживания по характеру деятельности могут быть оптовыми торговцами и дистрибьюторами товаров промышленного назначения.

На рисунке 1.2 представлена классификация оптовых организаций с полным циклом обслуживания по характеру деятельности. Это торговцы оптом и дистрибьюторы товаров промышленного назначения.

Дистрибьюторы товаров промышленного назначения продают товары преимущественно производителям чаще, чем розничным торговцам. Дистрибьюторы могут иметь широкий ассортимент продаваемых товаров, в таком случае их называют торговыми домами. Чаще всего дистрибьюторы занимаются хранением и транспортировкой материалов для обслуживания и ремонта, деталями основного оборудования и самым оборудованием.

 

Рисунок 1.2 - Классификация оптовых организаций с полным циклом

обслуживания по своему характеру[3]

 

Торговцы оптом различаются по широте представляемого ассортимента. Это оптовики смешанного ассортимента (имеют достаточно широкий ассортимент с малым представлением товарных позиций по каждому наименованию), оптовики неширокого насыщенного ассортимента (полная противоположность оптовикам смешанного ассортимента, имеют узкий ассортимент с массовым представлением товарных позиций по каждому наименованию), узкоспециализированные оптовики (эти торговые посредники занимаются товарами одной отрасли или даже одного наименования).

Оптовики с ограниченным циклом обслуживания это еще одна разновидность оптовиков-купцов. Такие торговые посредники предоставляют своим поставщикам и потребителям гораздо меньший спектр услуг (например, расчет ведут только в наличной форме, не занимаются доставкой и другими логистическими процессами) (рис. 1.3).

Рисунок 1.3 - Классификация оптовиков с ограниченным циклом

обслуживания[4]

 

На рисунке 1.3 представлена классификация оптовиков с ограниченным циклом обслуживания. Такими оптовиками являются коммивояжер, организатор, консигнант, посылторговец.

Оптовик – коммивояжер занимается не только продажей товара, но и сам осуществляет доставку. Его клиенты это преимущественно не большие торговые точки и кафе. Обычно такие оптовые посредники занимаются узкой группой товаров.

Оптовик – организатор работает в отраслях, в которых преимущественно используется бестарная перевозка грузов (оборудование, крупные детали и запчасти). Такие оптовики не хранят у себя товар, зачастую даже не видят его. Их главная задача организовать доставку от производителя непосредственно потребителю или розничному посреднику.

Оптовик – консигнант обслуживает розничных торговцев. Преимущественными отраслями работы являются бакалейные и гастрономические товары, а также лекарственные средства. Оптовик – консигнант осуществляет доставку товаров в магазин, их выкладку, следит за качеством продукции и самостоятельно назначает цену на товар. Это выгодный посредник для крупных розничных торговых точек, так как данный оптовик берет часть издержек по осуществлению товарооборота на себя. Чаще всего оптовики – консигнанты выполняют следующие функции: доставка и транспортировка товаров, установка стеллажей и раскладка товаров, поддержание широты и глубины ассортимента товарно-материальных запасов. При этом оптовики данного типа не занимаются стимулированием сбыта, так как торгуют известной марочной продукцией.

Оптовик – посылторговец занимается продажей товаров по каталогам. Осуществляет доставку почтой, а также автотранспортом.

Брокеры и агенты наряду с оптовиками – купцами являются крупной группой представителей оптовой торговли. В отличие от оптовиков – купцов брокер и агенты не выполняют следующие функции:

- не берут на себя право собственности на товар, их основная задача – содействие совершению акта купли – продажи, за свою деятельность такие оптовики получают вознаграждение (чаще всего это процент от стоимости сделки);

- брокеры и агенты обычно специализируются на определенной группе товаров, либо даже могут работать с одним крупным клиентом.

При этом брокеры и агенты имеют существенные отличия, хоть и выполняют сходные функции.

Брокеры – главная их задача свести продавца и покупателя товара, вознаграждение брокеру платит тот, кто его привлек. Такие оптовые торговые посредники не имеют непосредственного дела с товаром, они не принимают право собственности на товар, не хранят запасы, не имеют риска при совершении сделки. Наиболее типичными представителями брокеров являются брокеры по операциям с недвижимостью, по операциям с ценными бумагами и другие.

Агенты представляют интересы продавца или покупателя на долговременной основе. Существует несколько видов агентов по выполнению ими определенных функций (рис. 1.4).

Рисунок 1.4 - Классификация агентов по функциям[5]

 

На рисунке 1.4 представлена классификация агентов в соответствии с выполняемыми функциями. Это агенты производителей, по сбыту, по закупкам, а также комиссионеры.

Агенты производителей осуществляют деятельность с группой производителей взаимодополняющих товаров. Агенты и производители связывают себя письменным соглашением, в котором определяются границы деятельности оптовиков, перечень возможных услуг, ценовая политика товара, гарантийные обязательства. Данное соглашение заключается с каждым производителем в отдельности.

Полномочные агенты по сбыту заключают договоры с производителя на реализацию всего ассортимента продукции. При взаимодействии с такими агентами производители сознательно передают все функции по сбыту и маркетингу. Агенты данного типа оказывают существенное влияние на цену и сроки доставки товара. Преимущественно полномочные агенты по сбыту работают в следующих отраслях: текстильная промышленность, яды и химикаты, металлы, каменный уголь.

Агенты по закупкам работают на благо потребителей и розничных торговцев. Они занимаются долговременной работой по поиску товаров для своих клиентов, сами занимаются доставкой и хранением, а также последующей транспортировкой до места назначения. Главная задача закупщиков – поиск товаров для своих клиентов по максимально низкой цене.

Оптовики – комиссионеры – торговые агенты, которые вступают в право собственности на товар и самостоятельно занимаются сбытом. Продав товар, вычитают из выручки свое агентское вознаграждение, оставшуюся часть прибыли отдают своему клиенту. Такие оптовые посредники действуют на кратковременной основе.

Оптовые отделения и конторы производителей - третья крупная группа классификации оптовых торговых предприятий. Такие оптовые посредники подразделяются на:

- сбытовые отделения и конторы (производители формируют сбытовые отделения и конторы для более жесткого регулирования сбыта и регулирования товарными запасами);

- сбытовые отделения (занимаются в основном складированием и хранением товарных запасов, чаще всего встречаются в лесной промышленности, а также при продаже деталей и оборудования);

- сбытовые конторы (не хранят товары, занимаются исключительно сбытом, работают преимущественно с текстильными и галантерейными изделиями);

- закупочные конторы (выполняют функции аналогичные брокерам, но являются подразделением организации розничной торговли).

В ряде отраслей существуют собственные специализированные оптовые организации – разные специализированные оптовики. Например, оптовые нефтебазы занимают хранением и доставкой топлива для заправочных станций, оптовики – скупщики сельскохозяйственной продукции занимаются закупкой продукции у мелких фермеров и формированием крупных партий для продажи предприятиям пищевой промышленности, оптовики – аукционисты работают в тех отраслях, где покупатель хочет осмотреть товар до его покупки (табак, скот, морепродукты).

В целом, оптовая торговля занимает промежуточное положение между производителями и организациями розничной торговли, оказывая влияние на производство и реализацию товаров населению.[6]

Воздействие оптовой торговли на промышленность направлена на увеличение выпуска, расширение ассортимента, повышение качества, ритмичную поставку товара. Основными формами воздействия оптовой торговли на промышленность являются: предварительные заказы, пятилетние соглашения, оптовые ярмарки, договоры поставки, договоры содружества, средства массовой информации.

В свою очередь оптовая торговля активно воздействует на предприятия розничной торговли, оказывая им помощь в расширении ассортимента, повышении качества товаров, увеличении доли фасованных товаров, организации передовой технологии доставки и продажи товаров, улучшении обслуживания покупателей.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных