Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Маслоу Абрахам Гарольд. 34 страница




(82). Мы должны помнить, что само по себе понятие <удовлетворение

потребности> на уровне метамотивов, или мотивов роста,

трансцендируется, на этом уровне невозможно буквальное удовлетворение

потребности. То же самое относится и к пониманию счастья, которое

тоже может быть трансЦендировано на высших уровнях. То, что на более

низких уровнях было удовлетворением, наслаждением или счастьем, здесь,

на более высоких уровнях может трансформироваться в своего рода

космическую печаль, грусть или отрешенное созерцание. На низших

уровнях, на уровнях базовых нужд мы говорим, что мы движимы чем-то или

отчаянно хотим чего-то, страдаем от нехватки чего-то, боремся за

что-то или нуждаемся в чем-то, как например, когда нам нечем дышать

или сильно болит голова. По мере того, ка"к мы поднимаемся на более

высокие уровни потребностей, мы все чаще употребляем такие слова как

<желание>, <стремление>, <предпочтение> или <вы-

 

 

Метамотивация

 

бор>. Но на высших уровнях, на уровне метамотивации, и эти слова

становятся неуместны, и мы начинаем говорить о любви, обожании,

восхищении, воодушевлении, вдохновении, завороженности, очарованности.

 

Здесь же, на уровне метапотребностей, мы наверняка столкнемся с

проблемой ограниченности нашего языка, с его неспособностью верно

передать чувство правильности, долженствования, уместности, абсолютной

справедливости нашей любви к тому, что по определению и сущности

заслуживает и требует любви, что должно любить.

 

Все эти слова предполагают отдельность любящего человека и предмета

его любви. Но где найти слова для описания любви и желания, когда

отдельность преодолена, когда любящий во многом идентичен любимому, а

желанное стало частью взыскующего? Как рассказать о слиянии желания и

желанно сти?

 

Могу предложить вам описание этого в духе Спинозы, как трансценденцию

свободной воли во имя высшего детерминизма. Человек, взошедший на

уровень метамотивации, свободно, счастливо и всем сердцем принимает

детерминизм бытия. Человек соглашается и желает предначертанного ему

не подневольно, не <эго-дистонично>, но с любовью и энтузиазмом. И чем

ярче озарение, приведшее его на эти высоты, тем более <эгосинтонично>

слияние свободной воли и детерминизма.

 

XXV

 

Высшие ценности требуют от человека, кроме субъективных переживаний,

также и поведенческих реакций, требуют <торжества>.

 

Я полностью разделяю мнение Хешела (47, с. 117) о <торжестве>, которое

он описывает как <акт выражения уважения или почтения к тому, в чем

человек нуждается или что он чтит... Сущность торжества -привлечь

внимание окружающих к возвышенным или священным аспектам жизни...

Торжествующий человек стремится поделиться великим, приглашает вместе

с ним поучаствовать в вечности>.

 

Нужно заметить, что высшие ценности не только вызывают прилив уважения

у человека, не только несут ему радость, но также подталкивают его к

экспрессивным поведенческим реакциям, которые легче поддаются

 

объективному исследованию, чем субъективные состояния и переживания.

 

Кроме того, в описании торжества можно заметить еще одно

феноменологическое значение <чувства долга>. Торжествовать праздник

встречи с высшими ценностями, прославлять их кажется настолько

правильным, уместным и подходящим, что человек с удовольствием

принимает на себя эту обязанность. Наверное, это наш долг перед

высшими ценностями, мы обязаны хотя бы так отплатить им, это

справедливо, правильно и естественно -

 

оберегать их, стремиться к ним, возвышаться до них, радоваться встрече

с ними и праздновать ее.

 

Теория метамотивации: биологические корни высших ценностей

 

 

XXVI

 

Если мы научимся различать высшую реальность и реальность низших

<нужд>, если мы на уровне языка предопределим различие между ними, нам

удастся добиться известных преимуществ как в образовательной, так и в

терапевтической практике.

 

Я нашел для себя очень полезным различать высшую реальность и

реальность <нужд>, то есть различать вечное и <житейское>. Это полезно

уже для того, чтобы жить полноценной жизнью, самостоятельно

выстраивать ее стратегию и тактику, не ожидая, когда кто-то или что-то

определит ее за Тебя. Повседневные хлопоты и спешка отвлекают от

вечного и главного, и особенно это относится к молодым людям. Зачастую

мы едва успеваем отщшкаться на внешние стимулы, на поощрения и

наказания, на насущное, на боль и страхи, на требования других людей.

И поначалу требуется особое,.предумышленное усилие, усилие ad hoc,

чтобы обратиться к вещам сущностным и высоким, - человек начинает

искать уединения, учится слушать музыку, ищет общения с хорошими

людьми, рвется за город, к природе и т. п. Только накопив некоторый

опыт общения с высшим, человек научается с легкостью, автоматически

переселяться в высшую реальность, научается жить <унитивной> жизнью,

<мета-жизнью>, <высшей жизнью>, уже не предпринимая сознательных

усилий к тому.

 

Мне кажется полезным использовать особые слова для обучения людей

лучшему осознанию высших ценностей, унитивному сознанию; нужно

говорить с ними на особом языке, языке бытия, которым только и можно

описать абсолютные факты бытия и высшую жизнь. Предлагаемый мною

словарь пока несколько неуклюж, отдельные слова в нем могут вызывать

раздражение, но он служит своей цели (85, Приложение 1). Он хорош хотя

бы Тем, что был с успехом использован в качестве основы

экспериментального исследования.

 

Хочу выдвинуть еще одну частную гипотезу. Как я могу судить по

отдельным наблюдениям за высокоразвитыми, зрелыми личностями (за

<металичностями>?), они на удивление легко и быстро находят общий язык

друг с Другом, находят точки соприкосновения интересов именно в высших

сферах и именно с помощью этого высшего языка, который я называю

языком Бы"ПМ. В первом приближении это наблюдение лишний раз

доказывает существование высших ценностей или ценностей Бытия,

доказывает их непреложность и реальность, показывает, что они с

легкостью постижимы одними людьми и не постижимы другими, позволяет

выдвинуть гипотезу, что коммуникация с людьми, не постигшими высшей

реальности, коммуникация полноценная и истинная возможна, но должна

строиться на иных, менее высоких этажах осознания реальности.

 

Я пока не нашел способа проверить эту гипотезу. Меня сбило то, что

некоторые люди уверенно пользуются лексиконом высшего, на самом деле

не понимая, о чем говорят. Мне приходилось слышать множество

авторитет-

 

 

Метамотивация

 

ных суждений о музыке или любви от людей, которые никогда

по-настоящему не умели чувствовать прекрасного.

 

Кроме того, у меня сложилось впечатление, что люди, нашедшие

взаимопонимание на языке Бытия, испытывают друг к другу доверительные,

почти интимные чувства. Глядя на таких людей, ощущаешь, что они

исповедуют общие ценности и идеалы, заняты одним делом, чувствуешь

родство их душ, даже предустановленную парность, некое <simpatico>.

 

XXVII

 

<Сущностная совесть> и <сугцностная вина> в конечном итоге также имеют

биологические корни.

 

Сегодня большинство гуманистических ученых, следуя за Фроммом с его

<человечной совестью> (37) и Хорни, переосмыслившей фрейдовское

<супер-Эго> (50), согласились с мыслью, что кроме <супер-Эго> есть

<сущностная совесть>, так же как и <сущностная вина>, которую следует

рассматривать как заслуженное самонаказание за предательство своего

подлинного <Я>.

 

Я полагаю, что тезис о биологической природе метамотивации в будущем

прояснит и сделает более употребительными эти понятия.

 

Хорни и Фромм, возражая нарочитой тенденциозности фрейдовской теории

инстинктов, поневоле преувеличили роль социального детерминизма и

отвергли всякие варианты <биологизма> и <теории инстинктов>. Но,

 

если признать верной логику моих рассуждений, тем самым они допустили

серьезную ошибку.

 

Биологические особенности человека вне всяких сомнений являются

необходимым компонентом его <реального Я>. Быть собой, быть

естественным и спонтанным, быть аутентичным, проявлять идентичность -

во всех этих посылах обязательно присутствует биологический момент,

все они предполагают принятие человеком своей конституциональной,

темпераментной, анатомической, неврологической, гормональной и

инстинкте идно-мотивационной природы. Утверждая это, я продолжаю

движение в том же направлении, в котором двигался Фрейд, я ни в чем не

противоречу воззрениям неофрейдистов (не говоря уже о Роджерсе, Юнге,

Шелдоне, Гольдштейне и прочих). На мой взгляд, я лишь ясно и конкретно

формулирую то, к чему ощупью шел Фрейд, необходимость чего он смутно

предчувствовал. Поэтому я склонен счесть это заявление

этш-фрейдистским. Мне кажется, что-то подобное пытался выразить Фрейд

своей теорией инстинктов. Я полагаю, что это заявление не противоречит

концепции <реального Я> Хорни, а наоборот подтверждает ее и дополняет.

 

Если факты докажут справедливость этой, более биологической,

интерпретации истинного <Я>, тогда у нас появятся новые основания для

того, чтобы отличать невротическую вину от сущностной, проистекающей

из осознания человеком своего предназначения и невозможности

соответствовать ему.

 

Теория метамотивации: биологические корни высших ценностей

 

 

Но исходя из всего вышесказанного получается, что истинное <Я> должно

включать в себя высшие ценности, или ценности Бытия. Только в таком

случае можно предполагать, что обида, нанесенная правде, красоте,

справедливости или любой другой высшей ценности, заставит человека

испытать чувство вины, сущностной вины (мета-вины?), вины заслуженной,

вины в биологическом смысле. В чем-то это похоже на боль. Боль

сигнализирует нам, что нечто вредит нашему здоровью. И поэтому боль

можно воспринимать как благо. Также и сущностная вина сигнализирует

человеку, что нечто вредит его <Я>, когда он предает высшее. Человек

страдает от чувства вины, и в определенном смысле он должен страдать,

это страдание является благом для него. Такой <долг страдания>

означает новое понимание <потребности в наказании>, которую теперь

можно рассматривать позитивно, как желание <очиститься> посредством

искупления (118).

 

XXVIII

 

Наш подход к высшим ценностям решает те же проблемы, решение которых

брала на себя религия.

 

Человечество всегда стремилось к вечности и абсолюту, и мне кажется,

что высшие ценности в какой-то степени могут служить этим целям.

Онкрег se, они самостийны, они не зависят от прихотей человека. Они

познаются, постигаются, но не изобретаются. Они трансчеловечны и

трансиндивидуальны. Они внеисторичны. Их можно понять как своего рода

совершенство, идеал. И в то же время они конкретны и воплотимы.

 

Но они и человечны в строго определенном смысле. Они не только

свойственны, но и присущи человеку. Они требуют обожания, почтения,

прославления, жертв. Они заслуживают того, чтобы ради них жить и

умереть. Постижение их или слияние с ними приносит человеку величайшее

счастье.

 

Бессмертие в этом контексте также приобретает совершенно определенный

и понятный смысл - ценности, ставшие сутью человека, частью его <Я>,

бессмертны, они продолжают жить после его смерти, то есть в

определенном, очень понятном смысле человеческое <Я> трансцендирует

смерть.

 

Подобным образом можно рассмотреть и иные функции, которые пытаются

исполнять религиозные институты. По-видимому, все или почти все

понятия и переживания, которые принято считать религиозными,

когда-либо описанные как религиозные как в теологических, так и в

атеистических труДах, как в рамках западной, так и восточной культуры,

могут быть включены в эту теоретическую структуру и могут быть

выражены эмпирически.

 

Примечания

 

' Бихевиоризм - направление в психологии, которое зародилось

первоначально в США как результат наблюдения над животными (Э.

Торндайк, Дж. Уотсон). Бихевиоризм отказывается от рассмотрения

субъективного мира человека в качестве предмета психологии и

предлагает считать таковым поведение индивидуума (животного и

человека) от рождения до смерти. Формула классического бихевиоризма: S

-> R, т. е., зная стимул (S), действующий на органы чувств, можно

предсказать реакцию (R), или же, зная реакцию (R), можно определить

вызвавший ее стимул (S). Явный механицизм бихевиоризмапонимание

поведения и сознания как совокупности сознаваемых нами состояний

(бихевиоризм не отрицал наличия сознания - он не считал его предметом

научного исследования) - сразу же вызвал серьезную критику со стороны

многочисленных его оппонентов (гештальт-психологов, психоаналитиков и

др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма. Представители

последнего стали вставлять в схему S -> R промежуточные переменные

(образ, цель, потребность и др.), т. е. ревизовать основные положения

бихевиоризма. Вместе с тем в концепции оператного бихевиоризма Б.

Скиннера начиная с 30-х гг. XX в. возрождаются и усиливаются постулаты

классического бихевиоризма. До 60-х гг. XX в. бихевиоризм и

необихевиоризм занимали господствующее положение в американской

психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы терапии

(бихевиоральная терапия, социально-психологические концепции (А.

Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.)), методы обучения

(программированное обучение), психология рекламы и т. п. Вместе с тем

игнорирование бихевиоризмом социально-исторической обусловленности

человеческого сознания и поведения, а также отождествление управления

поведением личности с манипулированием ею вызвали критику в иных

психологических концепциях, гуманистической, когнитивной психологии и

др.

 

1 Психоанализ - влиятельное направление в психологии XX в. Часто

обозначается как фрейдизм (по имени австрийского психотерапевта

Зигмунда Фрейда). Психоанализ первоначально возник как метод изучения

и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической

практики, а также анализ различных явлений нормальной психической

жизни - сновидений, ошибочных действий, остроумия - были

проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих механизмов.

Эти представления составили психологическое учение, в центре которого

находятся бессознательные психические процессы и мотивация.

Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: 1)

динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных

психических сил); 2) <экономической> (энергетическая характеристика

душевной жизни): 3) топической (структурная организация психики).

 

Впервые в едином теоретическом контексте были представлены проблемы

движущихся сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой

и энергетической характеристик психики, ее структурной организации и

психодинамики. С точки зрения Фрейда поведение человека подчинено двум

принципам: <принципу удовольствия> (про-

 

Примечания

 

 

явление полового влечения) и <принципу реальности> (вызванному

требованиями общества подавлять сексуальные влечения). В результате

столкновения этих принципов происходит вытеснение <неудовлетворенных

влечений> в сферу бессознательного, откуда они и управляют поведением

человека. Бессознательное проявляется в обмолвках, несчастных случаях,

неврозах. Происходит также сублимация бессознательного - замещение

запретных влечений социально приемлемыми действиями.

 

3 Гуманистическая психология - направление в современной западной,

преимущественно американской, психологии, предметом изучения которого

является целостный человек в его высших, специфических только для

человека проявлениях, в числе которых развитие и самоактуализация

личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода,

ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье,

глубинное межличностное общение, трансценденция и т. п.

 

Гуманистическая психология сформировалась как течение в начале 60-х

гг. XX в., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму,

который критиковался за механистичность подхода к психологии человека

по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого

поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой

стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической

жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными

влечениями и комплексами.

 

Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов,

уже в 60-е гг. приобрела большой вес и получила название <третьей

силы> в западной психологии.

 

Основрые принципы гуманистической психологии: 1) человек целостен и

должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален,

поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические

обобщения; 3) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в

мире является главной психологической реальностью; 4) человеческая

жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия

человека; 5) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и

самореализации, которые являются частью его природы; 6) человек

обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации

благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем

выборе; 7) человек есть активное, интенциональное, творческое

существо.

 

Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и

ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла,

Ш. Бюлер. Ф. Баррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему

свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия

рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная

особенность (С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу). Проблематика

межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений,

самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С.

Джурарда, Р. Мэя и др. В трудах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Баррона, К.

Роджерса разработаны представления о психологически здоровой,

полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия К.

Роджерса и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее

распространенных психотерапевтических систем.

 

Также областью практического приложения гуманистической психологии

является гуманистическая педагогика и социально-психологический

тренинг, одним из зачинателей которого стал К. Роджерс. Успехи в этих

областях определили социальную платфор-

 

 

Примечания

 

му гуманистической психологии, которая основана на утопической идее

улучшения общества путем усовершенствования индивидуумов и

межличностных отношений (А. Маслоу). Сегодня наметились тенденции

частичной интеграции гуманистической психологии с психоанализом и

необихевиоризмом.

 

4 Паранойя - разновидность бредового синдрома, характеризуется

наличием систематического бреда изобретения, преследования, ревности.

 

5 Ценности и ценностная ориентация - в настоящее время в психологии

нет корректного определения данного понятия. В зарубежной психологии

существует большое многообразие в подходах к проблеме ценностей и

ценностных ориентации личности. Зарубежные авторы рассматривают

систему ценностей и ценностных ориентации либо в связи с эмоциональной

сферой личности, либо в связи с интеллектом (мыслительным анализом,

обобщением), либо выводят систему ценностей и ценностных ориентации из

чувственного опыта личности. Это эмоциональная и рациональная

трактовка ценностей. Существует также натуралистический,

гуманистический, онтологический подходы к изучению системы ценностей.

Ценности и ценностные ориентации рассматриваются с точки зрения их

происхождения, как порождение культуры или элементы культуры, с точки

зрения их функций для организма (функциональная концепция) и т. д.

 

' Механический детерминизм - принцип детерминизма означает, что

психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа

жизни. Механический детерминизм означает, что развитие определяется

естественным отбором как биологический закон.

 

7 Степень самоактуализации - степень самореализации, т. е. наскол*ко

полно человек реализует свои способности, возможности. А. Маслоу

определяет самоактуализацию как <полное использование талантов,

способностей, возможностей и т. п.>

 

8 Когнитивные и перцептивные способности - способности, связанные с

процессом познания и восприятия, т. е. познавательные способности и

способности восприятия.

 

9 Интервью - метод психологического исследования, как и все методы

используется для более полного сбора интересующей исследователя

информации, которая позволит составить целостное представление о

конкретном объекте исследования. Интервью может выступать как хорошо

сформулированные вопросы, ответы на которые помогут прояснить суть

явления. Объектом исследования является отдельный индивидуум.

 

10 Проективные тесты, тесты достижений - метод Роршаха, ТАТ, тест

мотивации достижения Хекхаузена и другие.

 

" Лонгитюдное исследование - метод продольного изучения. С помощью

этого

 

метода психическое развитие человека изучается на протяжении ряда лет,

иногда большей части жизни.

 

12 IQ - показатель интеллектуального развития. Определяется как

отношение умственного возраста (термин А. Бине) к фактическому

возрасту испытуемого.

 

" Экспериментальная группа - объект исследования. В качестве объекта

психологического исследования может выступать человек, группа,

общность людей или животных, являющаяся носителем психики, сообщество

животных. В качестве предмета психологического исследования может быть

взято огромное количество психических явлений

 

Примечания

 

 

и их сторон; психические свойства, состояния, процессы, функции, виды

поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и

интенсивные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между

ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т.

д. Экспериментальная группа есть одна часть выборки (например, группа

лиц с успешной самореализацией или группа лиц, обладающих

экстрасенсорными способностями), другую группу, часть выборки называют

контрольной, ее составляют представители той части популяции, у

которой данное качество отсутствует, выражено на среднем уровне,

выражено, как у большинства людей. Обе эти группы - экспериментальная

и контрольная, составляют выборку. Нередко сформировать

экспериментальную группу труднее, чем контрольную. Чем меньше

контрольная группа, тем больше должен быть суммарный объем выборки.

 

14 Корреляция - т. е. связь, как сильно взаимосвязаны

экспериментальные данные.

 

15 Биологический индивидуум - человек как вид, отдельный человек.

 

" Восприятие - своеобразное действие, направленное на обследование

воспринимаемого объекта и на создание его подобия.

 

17 Психически здоровые индивидуумы - по А. Маслоу, люди с высокой

степенью самоактуализации.

 

" Теория метамотивации - метамотивация касается поведения, вызванного

потребностями и ценностями роста. По А. Маслоу, такого рода мотивация

наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых по определению

удовлетворены более низкие потребности. Метамотивация часто принимает

форму посвящения себя определенным идеалам или целям. Маслоу

указывает, что метапотребности сильно связаны с фундаментальными

потребностями, так что фрустрация этих потребностей вызывает

<метапатологию>.

 

" Тест Роршаха - один из наиболее тонких инструментов

психодиагностического исследования среди проективных методов. Он

раскрывает структуру личности, включая аффективные и познавательные

способности, выявляет спонтанные тенденции, формирующие основу

личности. Широко используется в клинической практике. В

психоневрологии используется с целью дифференциальной диагностики для

выбора методов и оценки результатов лечения.

 

20 Мазохистские желания - желание боли, желание испытать боль.

 

21 Шизофрения - психическое заболевание, в результате которого у

человека полностью разрушены вторичные процессы - механизмы контроля,

рассудочного мышления, порядка, логики.

 

222 Теория психически здорового общества - по А. Маслоу,

психологически здоровое общество благоприятствует наиболее полному

развитию и реализации человеческих возможностей.

 

21 Теория социального синергизма - термин <синергия> первоначально был

использован Рут Бенедикт, в значении: <социально-институциональные

условия, способствующие слиянию эгоизма и альтруизма таким образом,

что, когда я преследую свои "эгоистические" цели, я автономно помогаю

другим, а коща я стараюсь быть альтруистичным, меня неминуемо ждет

поощрение, словом, когда преодолевается дихотомия, противоречие между

эгоизмом и альтруизмом>. Синергия, по А. Маслоу, обозначает

 

 

Примечания

 

степень межличностного объединенного действия и гармонии в обществе.

Основная идея - общество с примитивной культурой, так же как и

общество с высокоразвитой индустрией, основано на общей социальной

тенденции, на тенденции преодоления противоречия между эгоизмом и

бескорыстием у каждого отдельного члена общества.

 

24 Метамотивационные потребности - <метапотребности>, т. е. высшие

ценности - по А. Маслоу, потребность в совершенстве, справедливости,

красоте, правде.

 

25 Невроз - нервно-психическое расстройство, характеризуется

проявлением чувства тревоги, собственной неполноценности,

переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией и

др. Среди неврозов выделяют неврастению, невроз страха, истерический

невроз и невроз навязчивых состояний.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных