ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Маслоу Абрахам Гарольд. 34 страница(82). Мы должны помнить, что само по себе понятие <удовлетворение потребности> на уровне метамотивов, или мотивов роста, трансцендируется, на этом уровне невозможно буквальное удовлетворение потребности. То же самое относится и к пониманию счастья, которое тоже может быть трансЦендировано на высших уровнях. То, что на более низких уровнях было удовлетворением, наслаждением или счастьем, здесь, на более высоких уровнях может трансформироваться в своего рода космическую печаль, грусть или отрешенное созерцание. На низших уровнях, на уровнях базовых нужд мы говорим, что мы движимы чем-то или отчаянно хотим чего-то, страдаем от нехватки чего-то, боремся за что-то или нуждаемся в чем-то, как например, когда нам нечем дышать или сильно болит голова. По мере того, ка"к мы поднимаемся на более высокие уровни потребностей, мы все чаще употребляем такие слова как <желание>, <стремление>, <предпочтение> или <вы-
Метамотивация
бор>. Но на высших уровнях, на уровне метамотивации, и эти слова становятся неуместны, и мы начинаем говорить о любви, обожании, восхищении, воодушевлении, вдохновении, завороженности, очарованности.
Здесь же, на уровне метапотребностей, мы наверняка столкнемся с проблемой ограниченности нашего языка, с его неспособностью верно передать чувство правильности, долженствования, уместности, абсолютной справедливости нашей любви к тому, что по определению и сущности заслуживает и требует любви, что должно любить.
Все эти слова предполагают отдельность любящего человека и предмета его любви. Но где найти слова для описания любви и желания, когда отдельность преодолена, когда любящий во многом идентичен любимому, а желанное стало частью взыскующего? Как рассказать о слиянии желания и желанно сти?
Могу предложить вам описание этого в духе Спинозы, как трансценденцию свободной воли во имя высшего детерминизма. Человек, взошедший на уровень метамотивации, свободно, счастливо и всем сердцем принимает детерминизм бытия. Человек соглашается и желает предначертанного ему не подневольно, не <эго-дистонично>, но с любовью и энтузиазмом. И чем ярче озарение, приведшее его на эти высоты, тем более <эгосинтонично> слияние свободной воли и детерминизма.
XXV
Высшие ценности требуют от человека, кроме субъективных переживаний, также и поведенческих реакций, требуют <торжества>.
Я полностью разделяю мнение Хешела (47, с. 117) о <торжестве>, которое он описывает как <акт выражения уважения или почтения к тому, в чем человек нуждается или что он чтит... Сущность торжества -привлечь внимание окружающих к возвышенным или священным аспектам жизни... Торжествующий человек стремится поделиться великим, приглашает вместе с ним поучаствовать в вечности>.
Нужно заметить, что высшие ценности не только вызывают прилив уважения у человека, не только несут ему радость, но также подталкивают его к экспрессивным поведенческим реакциям, которые легче поддаются
объективному исследованию, чем субъективные состояния и переживания.
Кроме того, в описании торжества можно заметить еще одно феноменологическое значение <чувства долга>. Торжествовать праздник встречи с высшими ценностями, прославлять их кажется настолько правильным, уместным и подходящим, что человек с удовольствием принимает на себя эту обязанность. Наверное, это наш долг перед высшими ценностями, мы обязаны хотя бы так отплатить им, это справедливо, правильно и естественно -
оберегать их, стремиться к ним, возвышаться до них, радоваться встрече с ними и праздновать ее.
Теория метамотивации: биологические корни высших ценностей
XXVI
Если мы научимся различать высшую реальность и реальность низших <нужд>, если мы на уровне языка предопределим различие между ними, нам удастся добиться известных преимуществ как в образовательной, так и в терапевтической практике.
Я нашел для себя очень полезным различать высшую реальность и реальность <нужд>, то есть различать вечное и <житейское>. Это полезно уже для того, чтобы жить полноценной жизнью, самостоятельно выстраивать ее стратегию и тактику, не ожидая, когда кто-то или что-то определит ее за Тебя. Повседневные хлопоты и спешка отвлекают от вечного и главного, и особенно это относится к молодым людям. Зачастую мы едва успеваем отщшкаться на внешние стимулы, на поощрения и наказания, на насущное, на боль и страхи, на требования других людей. И поначалу требуется особое,.предумышленное усилие, усилие ad hoc, чтобы обратиться к вещам сущностным и высоким, - человек начинает искать уединения, учится слушать музыку, ищет общения с хорошими людьми, рвется за город, к природе и т. п. Только накопив некоторый опыт общения с высшим, человек научается с легкостью, автоматически переселяться в высшую реальность, научается жить <унитивной> жизнью, <мета-жизнью>, <высшей жизнью>, уже не предпринимая сознательных усилий к тому.
Мне кажется полезным использовать особые слова для обучения людей лучшему осознанию высших ценностей, унитивному сознанию; нужно говорить с ними на особом языке, языке бытия, которым только и можно описать абсолютные факты бытия и высшую жизнь. Предлагаемый мною словарь пока несколько неуклюж, отдельные слова в нем могут вызывать раздражение, но он служит своей цели (85, Приложение 1). Он хорош хотя бы Тем, что был с успехом использован в качестве основы экспериментального исследования.
Хочу выдвинуть еще одну частную гипотезу. Как я могу судить по отдельным наблюдениям за высокоразвитыми, зрелыми личностями (за <металичностями>?), они на удивление легко и быстро находят общий язык друг с Другом, находят точки соприкосновения интересов именно в высших сферах и именно с помощью этого высшего языка, который я называю языком Бы"ПМ. В первом приближении это наблюдение лишний раз доказывает существование высших ценностей или ценностей Бытия, доказывает их непреложность и реальность, показывает, что они с легкостью постижимы одними людьми и не постижимы другими, позволяет выдвинуть гипотезу, что коммуникация с людьми, не постигшими высшей реальности, коммуникация полноценная и истинная возможна, но должна строиться на иных, менее высоких этажах осознания реальности.
Я пока не нашел способа проверить эту гипотезу. Меня сбило то, что некоторые люди уверенно пользуются лексиконом высшего, на самом деле не понимая, о чем говорят. Мне приходилось слышать множество авторитет-
Метамотивация
ных суждений о музыке или любви от людей, которые никогда по-настоящему не умели чувствовать прекрасного.
Кроме того, у меня сложилось впечатление, что люди, нашедшие взаимопонимание на языке Бытия, испытывают друг к другу доверительные, почти интимные чувства. Глядя на таких людей, ощущаешь, что они исповедуют общие ценности и идеалы, заняты одним делом, чувствуешь родство их душ, даже предустановленную парность, некое <simpatico>.
XXVII
<Сущностная совесть> и <сугцностная вина> в конечном итоге также имеют биологические корни.
Сегодня большинство гуманистических ученых, следуя за Фроммом с его <человечной совестью> (37) и Хорни, переосмыслившей фрейдовское <супер-Эго> (50), согласились с мыслью, что кроме <супер-Эго> есть <сущностная совесть>, так же как и <сущностная вина>, которую следует рассматривать как заслуженное самонаказание за предательство своего подлинного <Я>.
Я полагаю, что тезис о биологической природе метамотивации в будущем прояснит и сделает более употребительными эти понятия.
Хорни и Фромм, возражая нарочитой тенденциозности фрейдовской теории инстинктов, поневоле преувеличили роль социального детерминизма и отвергли всякие варианты <биологизма> и <теории инстинктов>. Но,
если признать верной логику моих рассуждений, тем самым они допустили серьезную ошибку.
Биологические особенности человека вне всяких сомнений являются необходимым компонентом его <реального Я>. Быть собой, быть естественным и спонтанным, быть аутентичным, проявлять идентичность - во всех этих посылах обязательно присутствует биологический момент, все они предполагают принятие человеком своей конституциональной, темпераментной, анатомической, неврологической, гормональной и инстинкте идно-мотивационной природы. Утверждая это, я продолжаю движение в том же направлении, в котором двигался Фрейд, я ни в чем не противоречу воззрениям неофрейдистов (не говоря уже о Роджерсе, Юнге, Шелдоне, Гольдштейне и прочих). На мой взгляд, я лишь ясно и конкретно формулирую то, к чему ощупью шел Фрейд, необходимость чего он смутно предчувствовал. Поэтому я склонен счесть это заявление этш-фрейдистским. Мне кажется, что-то подобное пытался выразить Фрейд своей теорией инстинктов. Я полагаю, что это заявление не противоречит концепции <реального Я> Хорни, а наоборот подтверждает ее и дополняет.
Если факты докажут справедливость этой, более биологической, интерпретации истинного <Я>, тогда у нас появятся новые основания для того, чтобы отличать невротическую вину от сущностной, проистекающей из осознания человеком своего предназначения и невозможности соответствовать ему.
Теория метамотивации: биологические корни высших ценностей
Но исходя из всего вышесказанного получается, что истинное <Я> должно включать в себя высшие ценности, или ценности Бытия. Только в таком случае можно предполагать, что обида, нанесенная правде, красоте, справедливости или любой другой высшей ценности, заставит человека испытать чувство вины, сущностной вины (мета-вины?), вины заслуженной, вины в биологическом смысле. В чем-то это похоже на боль. Боль сигнализирует нам, что нечто вредит нашему здоровью. И поэтому боль можно воспринимать как благо. Также и сущностная вина сигнализирует человеку, что нечто вредит его <Я>, когда он предает высшее. Человек страдает от чувства вины, и в определенном смысле он должен страдать, это страдание является благом для него. Такой <долг страдания> означает новое понимание <потребности в наказании>, которую теперь можно рассматривать позитивно, как желание <очиститься> посредством искупления (118).
XXVIII
Наш подход к высшим ценностям решает те же проблемы, решение которых брала на себя религия.
Человечество всегда стремилось к вечности и абсолюту, и мне кажется, что высшие ценности в какой-то степени могут служить этим целям. Онкрег se, они самостийны, они не зависят от прихотей человека. Они познаются, постигаются, но не изобретаются. Они трансчеловечны и трансиндивидуальны. Они внеисторичны. Их можно понять как своего рода совершенство, идеал. И в то же время они конкретны и воплотимы.
Но они и человечны в строго определенном смысле. Они не только свойственны, но и присущи человеку. Они требуют обожания, почтения, прославления, жертв. Они заслуживают того, чтобы ради них жить и умереть. Постижение их или слияние с ними приносит человеку величайшее счастье.
Бессмертие в этом контексте также приобретает совершенно определенный и понятный смысл - ценности, ставшие сутью человека, частью его <Я>, бессмертны, они продолжают жить после его смерти, то есть в определенном, очень понятном смысле человеческое <Я> трансцендирует смерть.
Подобным образом можно рассмотреть и иные функции, которые пытаются исполнять религиозные институты. По-видимому, все или почти все понятия и переживания, которые принято считать религиозными, когда-либо описанные как религиозные как в теологических, так и в атеистических труДах, как в рамках западной, так и восточной культуры, могут быть включены в эту теоретическую структуру и могут быть выражены эмпирически.
Примечания
' Бихевиоризм - направление в психологии, которое зародилось первоначально в США как результат наблюдения над животными (Э. Торндайк, Дж. Уотсон). Бихевиоризм отказывается от рассмотрения субъективного мира человека в качестве предмета психологии и предлагает считать таковым поведение индивидуума (животного и человека) от рождения до смерти. Формула классического бихевиоризма: S -> R, т. е., зная стимул (S), действующий на органы чувств, можно предсказать реакцию (R), или же, зная реакцию (R), можно определить вызвавший ее стимул (S). Явный механицизм бихевиоризмапонимание поведения и сознания как совокупности сознаваемых нами состояний (бихевиоризм не отрицал наличия сознания - он не считал его предметом научного исследования) - сразу же вызвал серьезную критику со стороны многочисленных его оппонентов (гештальт-психологов, психоаналитиков и др.), которая повлияла на возникновение необихевиоризма. Представители последнего стали вставлять в схему S -> R промежуточные переменные (образ, цель, потребность и др.), т. е. ревизовать основные положения бихевиоризма. Вместе с тем в концепции оператного бихевиоризма Б. Скиннера начиная с 30-х гг. XX в. возрождаются и усиливаются постулаты классического бихевиоризма. До 60-х гг. XX в. бихевиоризм и необихевиоризм занимали господствующее положение в американской психологии, оказав значительное влияние на формы и приемы терапии (бихевиоральная терапия, социально-психологические концепции (А. Бандура, Д. Тибо, Дж. Келли и др.)), методы обучения (программированное обучение), психология рекламы и т. п. Вместе с тем игнорирование бихевиоризмом социально-исторической обусловленности человеческого сознания и поведения, а также отождествление управления поведением личности с манипулированием ею вызвали критику в иных психологических концепциях, гуманистической, когнитивной психологии и др.
1 Психоанализ - влиятельное направление в психологии XX в. Часто обозначается как фрейдизм (по имени австрийского психотерапевта Зигмунда Фрейда). Психоанализ первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Результаты психотерапевтической практики, а также анализ различных явлений нормальной психической жизни - сновидений, ошибочных действий, остроумия - были проинтерпретированы Фрейдом как результат действия общих механизмов. Эти представления составили психологическое учение, в центре которого находятся бессознательные психические процессы и мотивация. Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения: 1) динамической (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил); 2) <экономической> (энергетическая характеристика душевной жизни): 3) топической (структурная организация психики).
Впервые в едином теоретическом контексте были представлены проблемы движущихся сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, ее структурной организации и психодинамики. С точки зрения Фрейда поведение человека подчинено двум принципам: <принципу удовольствия> (про-
Примечания
явление полового влечения) и <принципу реальности> (вызванному требованиями общества подавлять сексуальные влечения). В результате столкновения этих принципов происходит вытеснение <неудовлетворенных влечений> в сферу бессознательного, откуда они и управляют поведением человека. Бессознательное проявляется в обмолвках, несчастных случаях, неврозах. Происходит также сублимация бессознательного - замещение запретных влечений социально приемлемыми действиями.
3 Гуманистическая психология - направление в современной западной, преимущественно американской, психологии, предметом изучения которого является целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях, в числе которых развитие и самоактуализация личности, ее высшие ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, автономия, переживание мира, психическое здоровье, глубинное межличностное общение, трансценденция и т. п.
Гуманистическая психология сформировалась как течение в начале 60-х гг. XX в., противопоставляя себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критиковался за механистичность подхода к психологии человека по аналогии с психологией животных, за рассмотрение человеческого поведения как полностью зависимого от внешних стимулов, и, с другой стороны, психоанализу, критикуемому за представление о психической жизни человека как полностью определяемой неосознаваемыми глубинными влечениями и комплексами.
Гуманистическая психология, объединившая большую группу психологов, уже в 60-е гг. приобрела большой вес и получила название <третьей силы> в западной психологии.
Основрые принципы гуманистической психологии: 1) человек целостен и должен изучаться в его целостности; 2) каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения; 3) человек открыт миру, переживание человеком мира и себя в мире является главной психологической реальностью; 4) человеческая жизнь должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия человека; 5) человек обладает потенциями к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы; 6) человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе; 7) человек есть активное, интенциональное, творческое существо.
Проблема движущих сил становления и развития личности, потребностей и ценностей человека получила раскрытие в работах А. Маслоу, В. Франкла, Ш. Бюлер. Ф. Баррон, Р. Мэй и В. Франкл подвергли анализу проблему свободы и ответственности. Трансценденция человеком своего бытия рассматривается при этом как специфически человеческая сущностная особенность (С. Джурард, В. Франкл, А. Маслоу). Проблематика межличностных отношений, любви, брака, сексуальных отношений, самораскрытия в общении рассматривается в работах К. Роджерса, С. Джурарда, Р. Мэя и др. В трудах А. Маслоу, С. Джурарда, Ф. Баррона, К. Роджерса разработаны представления о психологически здоровой, полноценно функционирующей личности. Недирективная психотерапия К. Роджерса и логотерапия В. Франкла относятся к числу наиболее распространенных психотерапевтических систем.
Также областью практического приложения гуманистической психологии является гуманистическая педагогика и социально-психологический тренинг, одним из зачинателей которого стал К. Роджерс. Успехи в этих областях определили социальную платфор-
Примечания
му гуманистической психологии, которая основана на утопической идее улучшения общества путем усовершенствования индивидуумов и межличностных отношений (А. Маслоу). Сегодня наметились тенденции частичной интеграции гуманистической психологии с психоанализом и необихевиоризмом.
4 Паранойя - разновидность бредового синдрома, характеризуется наличием систематического бреда изобретения, преследования, ревности.
5 Ценности и ценностная ориентация - в настоящее время в психологии нет корректного определения данного понятия. В зарубежной психологии существует большое многообразие в подходах к проблеме ценностей и ценностных ориентации личности. Зарубежные авторы рассматривают систему ценностей и ценностных ориентации либо в связи с эмоциональной сферой личности, либо в связи с интеллектом (мыслительным анализом, обобщением), либо выводят систему ценностей и ценностных ориентации из чувственного опыта личности. Это эмоциональная и рациональная трактовка ценностей. Существует также натуралистический, гуманистический, онтологический подходы к изучению системы ценностей. Ценности и ценностные ориентации рассматриваются с точки зрения их происхождения, как порождение культуры или элементы культуры, с точки зрения их функций для организма (функциональная концепция) и т. д.
' Механический детерминизм - принцип детерминизма означает, что психика определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Механический детерминизм означает, что развитие определяется естественным отбором как биологический закон.
7 Степень самоактуализации - степень самореализации, т. е. наскол*ко полно человек реализует свои способности, возможности. А. Маслоу определяет самоактуализацию как <полное использование талантов, способностей, возможностей и т. п.>
8 Когнитивные и перцептивные способности - способности, связанные с процессом познания и восприятия, т. е. познавательные способности и способности восприятия.
9 Интервью - метод психологического исследования, как и все методы используется для более полного сбора интересующей исследователя информации, которая позволит составить целостное представление о конкретном объекте исследования. Интервью может выступать как хорошо сформулированные вопросы, ответы на которые помогут прояснить суть явления. Объектом исследования является отдельный индивидуум.
10 Проективные тесты, тесты достижений - метод Роршаха, ТАТ, тест мотивации достижения Хекхаузена и другие.
" Лонгитюдное исследование - метод продольного изучения. С помощью этого
метода психическое развитие человека изучается на протяжении ряда лет, иногда большей части жизни.
12 IQ - показатель интеллектуального развития. Определяется как отношение умственного возраста (термин А. Бине) к фактическому возрасту испытуемого.
" Экспериментальная группа - объект исследования. В качестве объекта психологического исследования может выступать человек, группа, общность людей или животных, являющаяся носителем психики, сообщество животных. В качестве предмета психологического исследования может быть взято огромное количество психических явлений
Примечания
и их сторон; психические свойства, состояния, процессы, функции, виды поведения, деятельности и общения, пространственные, временные и интенсивные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между психическими и физиологическими явлениями и т. д. Экспериментальная группа есть одна часть выборки (например, группа лиц с успешной самореализацией или группа лиц, обладающих экстрасенсорными способностями), другую группу, часть выборки называют контрольной, ее составляют представители той части популяции, у которой данное качество отсутствует, выражено на среднем уровне, выражено, как у большинства людей. Обе эти группы - экспериментальная и контрольная, составляют выборку. Нередко сформировать экспериментальную группу труднее, чем контрольную. Чем меньше контрольная группа, тем больше должен быть суммарный объем выборки.
14 Корреляция - т. е. связь, как сильно взаимосвязаны экспериментальные данные.
15 Биологический индивидуум - человек как вид, отдельный человек.
" Восприятие - своеобразное действие, направленное на обследование воспринимаемого объекта и на создание его подобия.
17 Психически здоровые индивидуумы - по А. Маслоу, люди с высокой степенью самоактуализации.
" Теория метамотивации - метамотивация касается поведения, вызванного потребностями и ценностями роста. По А. Маслоу, такого рода мотивация наиболее присуща самоактуализирующимся людям, у которых по определению удовлетворены более низкие потребности. Метамотивация часто принимает форму посвящения себя определенным идеалам или целям. Маслоу указывает, что метапотребности сильно связаны с фундаментальными потребностями, так что фрустрация этих потребностей вызывает <метапатологию>.
" Тест Роршаха - один из наиболее тонких инструментов психодиагностического исследования среди проективных методов. Он раскрывает структуру личности, включая аффективные и познавательные способности, выявляет спонтанные тенденции, формирующие основу личности. Широко используется в клинической практике. В психоневрологии используется с целью дифференциальной диагностики для выбора методов и оценки результатов лечения.
20 Мазохистские желания - желание боли, желание испытать боль.
21 Шизофрения - психическое заболевание, в результате которого у человека полностью разрушены вторичные процессы - механизмы контроля, рассудочного мышления, порядка, логики.
222 Теория психически здорового общества - по А. Маслоу, психологически здоровое общество благоприятствует наиболее полному развитию и реализации человеческих возможностей.
21 Теория социального синергизма - термин <синергия> первоначально был использован Рут Бенедикт, в значении: <социально-институциональные условия, способствующие слиянию эгоизма и альтруизма таким образом, что, когда я преследую свои "эгоистические" цели, я автономно помогаю другим, а коща я стараюсь быть альтруистичным, меня неминуемо ждет поощрение, словом, когда преодолевается дихотомия, противоречие между эгоизмом и альтруизмом>. Синергия, по А. Маслоу, обозначает
Примечания
степень межличностного объединенного действия и гармонии в обществе. Основная идея - общество с примитивной культурой, так же как и общество с высокоразвитой индустрией, основано на общей социальной тенденции, на тенденции преодоления противоречия между эгоизмом и бескорыстием у каждого отдельного члена общества.
24 Метамотивационные потребности - <метапотребности>, т. е. высшие ценности - по А. Маслоу, потребность в совершенстве, справедливости, красоте, правде.
25 Невроз - нервно-психическое расстройство, характеризуется проявлением чувства тревоги, собственной неполноценности, переживаниями, связанными с конфликтной психотравмирующей ситуацией и др. Среди неврозов выделяют неврастению, невроз страха, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|