Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Маслоу Абрахам Гарольд. 35 страница




 

и Гештадып-психология - психологическое направление, существовавшее в

Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX века. Основные

представители (М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка) работали в

Берлинском университете, поэтому гештальтпсихологию иногда называют

Берлинской школой. В гештальт-психологии дальнейшее развитие получила

проблема целостности, поставленная Австрийской школой, и был создан

целостный подход к изучению психики и сознания. Согласно

гештальт-психологии, для человека существуют два отличных друг от

друга мира: мир наших ощущений, переживаний и мир физический, лежащий

<за> переживаниями. Мир переживаний рассматривался как физиологическая

реальность (процессы в мозге как результат отражения воздействий

внешнего мира) и как психическая реальность, которые связаны между

собой отношениями изоморфизма. Как результат, психологические законы

сводились в гештальт-психологии к законам физиологии мозга. Само же

сознание понималось как некое подвижное целое <поле>, каждая точка

которого взаимодействует со всеми остальными. Единицей анализа <поля>

выступает гештальт - как целостная, образная структура, несводимая к

сумме составляющих его ощущений. Идеи гештальт-психологии впоследствии

оказали большое влияние на развитие необихевиоризма, когнитивной

психологии, отдельных направлений психологической практики, некоторых

концепций межличностного восприятия.

 

27 Эвристичность мышления - по А. Маслоу, это творческое, креативное

мышление, направленное на открытие нового.

 

21 Тест - инструмент психологического исследования, кратковременное

задание, выполнение которого может служить показателем совершенства

некоторых психических функций.

 

29 Абстрагирование - способность отвлекаться от данной конкретной

ситуации и предугадать последствия, которые могут возникнуть в связи с

данной ситуацией.

 

30 Валидность - показатель надежности, доброкачественности теста,

характеризующий точность измерения исследуемого свойства.

 

31 Самосознание - осознание собственного Эго, осознанное отношение к

своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения,

переживаниям и мыслям. Образ <Я> - система представлений индивидуума о

самом себе, в соответствии с которой он строит свое поведение,

взаимоотношения с другими людьми.

 

32 Коммуникативные навыки - речевые, разговорные навыки; навыки

общения с помощью языка.

 

Примечания

 

 

33 Самотрансценденция - т. е. трансценденция <эго>, сознательного <я>,

иначе говоря, утрата самосознания, самоотчета и самоконтроля по типу

диперсонализации. Она сродни самозабвенности, сопутствующей крайней

степени концентрации внимания, поглощенности, завороженности.

 

34 Обсессия - у человека полностью исчезают внутренние сигналы, когда

организм перестает предупреждать его об опасности.

 

35 Когнитивная потребность - потребность в познании.

 

3(Истерик - в основе патология, характеризуется повышенной

внушаемостью, слабостью сознательной регуляции поведения,

несоответствием между малой глубиной переживаний и яркостью их внешних

выражений: громкие крики, мнимые обмороки, выразительные жесты по

поводу незначительных, маловолнующих истерика событий.

 

37 Защитные механизмы - (по Фрейду):

 

1) механизм сублимации (в некоторой деятельности человек испытывает

неудачу)- самоутверждение или саморегуляция личности через

компенсаторную деятельность;

 

2) механизм вытеснения или забывания, когда <Я-образ> не соответствует

реальности, он другой. Забывается намерение, результат травмирует, в

основе тревога (закрыта ли дверь: перед этим ушла жена, дверь

открыта);

 

3) механизм рационализма (это самообман) - обоснование собственного

поведения и придание ему какого-то иного смысла (мать жестоко

обращается с ребенком; она своего ребенка не любит, постоянно

наказывает, а в <Я-образе> - хорошая мать);

 

4) перпептивная защита - осуществляется выборное восприятие

информации. Травмирующая информация не воспринимается. Перцептивная

защита может включиться и не выключиться, в этом случае нужна

психотерапия;

 

5) уход - обеспечивает уменьшение количества контактов с травмирующей

ситуацией (родители <слабых> учеников на собрания ходят реже);

 

6) замещения - травмирующая информация вошла в сознание, и, как

следствие, человек недоволен собой, окружением, он зол. Он должен

освободиться от внутреннего напряжения - включается механизм замещения

(на работе поругался - снял напряжение);

 

7) механизм катарсиса - человек должен эмоционально отреагировать на

некотором воображаемом объекте (например, в искусстве: подбирает

музыку, картину и т. д.);

 

8) механизм сновидения;

 

9) механизм опоры, оговорок, ошибочных действий.

 

38 фобии - навязчивые идеи, страх.

 

39 Экстаз - состояние бредового счастья, верх блаженства.

 

w Невротик - эмоционально нестабильный, нервозный, неустойчивый, плохо

адаптированный, раздражительный, подвержен гневу, испытывает

недостаточное постоянство настроения.

 

41 ЛСД - психотропное, галлюциногенное вещество.

 

42 Саморефлексия - размышления и переживания по поводу собственных

психических состояний и качеств.

 

43 Интеллектуальные способности - система всех познавательных

способностей:

 

ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.

 

44 Креативность - по Маслоу, этап вдохновенного творчества, процесс

детализации творческого продукта и придания ему конкретной предметной

формы.

 

45 Депрессия - психическое состояние. Внешние проявления: заторможена

психическая деятельность, нарушена аффективная сфера. Крайнее

проявление характеризуется полным отсутствием движения и речи.

 

'" Амбивалентность - состояние, вмещающее в себя в своеобразном

сочетании два противоположных чувства.

 

47 Ригидная личность - характеризуется ограниченностью, боязнью своего

подсознания. Различают когнитивную, аффективную и мотивационную

ригидность. Аффективная и мотивационная ригидность проявляется в

эгоцентризме и повышенной самооценке, в узости интересов, упрямстве и

т. п.

 

48 Экзистенциональная психология - одна из ветвей гуманистической

психологии. Представители: Л. Бинсванггер, М. Босс, Е. Минконвски, Р.

Мэй, В. Франкл и др. Исходит из первичности бытия человека в мире,

столкновение с которым порождает у каждого человека базовые

экзистенциональные проблемы. Экзистенциональная психология изучает

проблемы времени, жизни и смерти; проблемы свободы, ответственности и

выбора;

 

проблемы общения, любви и одиночества; проблемы смысла и

бессмысленности существования.

 

49 Потенции - нереализованные способности, возможности.

 

50 Онтопсихология - новая синтетическая дисциплина. Эта отрасль

психологии включает в себя рассмотрение возрастных и дифференциальных

аспектов развития на протяжении всего жизненного цикла человека.

Предметом изучения является многогранность бытия человека, который

проявляет себя как индивидуум и личность, как субъект деятельности и

индивидуальность.

 

51 Условный рефлекс - приобретенный. Условные рефлексы индивидуальны и

очень разнообразны. Различают классические и инструментальные условные

рефлексы. Был введен и описан И. П. Павловым. Это временная связь,

которая вырабатывается путем сочетания условного и безусловного

раздражителя. Осуществляется высшими отделами головного мозга путем

образования временных связей между определенными нервными структурами

в индивидуальном опыте человека или животного.

 

52 Фрустрация - по Маслоу, это состояние расстройства, подавленности,

противоположное переживаниям, свойственным человеку, осознающему

перспективу. 5' Амнезия - отсутствие памяти.

 

54 Высшие потребности - по Маслоу, потребности в достижении лучшего, в

уважении, в свободном самовопяощении, автономности, потребности

поощрения, похвалы, доверия от окружающих, в уважении, любви и

безопасности.

 

55 Сенситивный человек - особенно чувствительный к определенного рода

влияниям окружающей среды.

 

56 Мотивация - в основе любой деятельности лежит мотив. Источником

мотива являются потребности. <Немотивированная> деятельность - когда

мотив скрыт от индивидуума. Деятельность может быть чаще всего

полимотивированной, коща имеет в своей основе сразу несколько мотивов

и направлена на удовлетворение одновременно нескольких потребностей.

 

Примечания

 

 

57 Мотивационная иерархия - по Маслоу: физиологические потребности

(пища, сон и т. д.), потребность в безопасности, в любви, уважении;

потребности самоактуализации, мета-потребности - потребность в

красоте, правде, справедливости.

 

38 Плато-познание - по Маслоу, спокойное и умиротворенное состояние,

вызываемое встречей с высшими ценностями; в отличие от взрыва эмоций и

бурной работы вегетативной нервной системы при высшем переживании,

плато-познание всегда содержит в себе поэтический и познавательный

компонент, чего нельзя сказать с уверенностью о высших переживаниях,

ограниченных рамками сугубо эмоционального познания. Платопознание в

большей степени подвластно человеку, чем высшее переживание, оно

сродни тихой радости и счастью, вроде тихой радости матери, часами с

удовлетворением и удивлением наблюдающей за играющим малышом,

погруженной в мечты и не решающейся до конца поверить своему счастью.

 

59 Репрезентативность выборки - т. е. представительность выборки,

степень соответствия выборочных показателей генеральным параметрам. В

выборке должны быть представлены различные слои и категории

генеральной совокупности (ограниченное множество элементов), это может

быть достигнуто при случайном отборе.

 

По части никогда не удается полностью охарактеризовать целое, всегда

остается вероятность того, что оценка генеральной совокупности на

основе выборочных данных недостаточно точна, имеет большую или меньшую

ошибку. Такие ошибки, связанные с перенесением результатов, полученных

при изучении выборки, на всю генеральную совокупность, называют

ошибками репрезентативности выборки.

 

60 Темперамент - индивидуально-своеобразная, природно обусловленная

совокупность динамических проявлений психики.

 

? Ортодоксальная психология - не просто отрицает более высокие

сущностные мотивы, она даже приближается к отрицанию человеческой

природы как таковой.

 

й Экстериоризация (буквально превращение во внешнее) - т. е. внешнюю,

предметную деятельность нужно рассматривать как превращение во внешнюю

внутренней, психической деятельности.

 

й Трансперсональная психология - основатель Энтони Сутич определил как

исследование <предельных способностей и возможностей человека>.

Трансперсональная психология выходит за пределы человеческого

самоопределения, самоакгуализации.

 

" TAT - впервые был описан в 1936г. Кристиной Морган и Генри Мюрреем в

психологической клинике Гарвардского университета. TAT - тематический

апперцептивный тест, направлен на исследование личности и прежде всего

раскрывает доминирующие мотивы, чувства, конфликты. Тест в состоянии

выявить скрытые мотивы, которые испытуемый не хотел бы открывать или

не осознает их. ТАТ наиболее эффективен в комбинации с тестом Роршаха.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных