ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах и предложенияхЦЕЛИ • Упражнять в правильном произнесении звука [ш] в слогах, • Учить определять наличие слов со звуком [ш] в стихотворном тексте. • Продолжать учить определять место звука [ш] в словах. • Упражнять в подборе прилагательных к существительным, • Продолжать учить составлять предложения по опорным словам. • Развивать память, мелкую моторику. ОБОРУДОВАНИЕ Картинки-символы для артикуляционной гимнастики; фишки: квадраты, кружки; доски — полоски картона с пред- метными изображениями на одной стороне; игрушка гном; предметные картинки; пазлы «Лесная полянка». * * * 1. Организационный момент. Логопед. Сегодня я приглашаю тебя совершить путешествие. Однако перед дальней дорогой надо размяться. Проводится артикуляционная гимнастика по картинкам-символам: «Лопата», «Чашечка», «Фокус» — на воздушную струю, «Парус». 2. Разминка закончена, отправляемся в путь. А в дорогу Ребенок узнает звук [ш] по беззвучной артикуляции и произносит его. Идем по дорожке. Шаг будем делать в том случае, если услышим звук [ш]. Каждый шаг будем обозначать фишкой. (Медленно читает стихотворение.) Ребенок каждое слово со звуком [ш] обозначает фишкой-квадратом, выкладывая дорожку. Для Мишутки малыша Маша вяжет теплый шарф. Шарф на шею он повяжет И тихонько Маше скажет: «Спасибо!» 3. Куда же привела нас дорожка? Впереди кочки. Нужно Ребенок пальчиками имитирует прыжки по кочкам-кружочкам, разложенным на столе. 4. Подошли мы к реке, а моста нет, только «доски» какие-то Ребенок раскладывает картинки-«доски» в зависимости от места звука в слове. А теперь построим мост. Выкладывая мост из этих «досок», к каждой картинке подбирай слово: машина (какая?); петушок (какой?)... Ребенок строит мост, подбирая к каждой картинке подходящие слова. Логопед фиксирует себе эти слова и затем переворачивает каждую картинку изображением вниз. 5. Перешли по мостику. Куда же нам дальше идти? Дорогу найдем, если подберем слова «наоборот». Маленький —... большой. Гладкий —... шершавый. Узкий —... широкий. Плохой —... хороший. 6. А тут нас гномик Паша встречает. Он маленький и все У Паши не большая рубашка, а... маленькая. У Паши не большая шапка, а... маленькая. У Паши не большие шорты, а... маленькие. У Паши не большой шар, а... маленький. У Паши не большие уши, а... маленькие. У Паши не большая машина, а... маленькая. Ребенок повторяет начало фразы и договаривает ее словом в уменьшительно-ласкательной форме. 7. Гномик привел нас на лесную полянку (показывает сюжетную картинку с пазлами), но все птицы разлетелись. Нужно Ребенок составляет предложения по опорным словам. За каждое составленное предложение логопед дает ребенку птицу, место которой нужно найти на картинке-полянке. Паша, машина, мешки. Паша, шарик, мишка. Паша, каша, малыш. Паша, подушка, карандаш. Вот и вернулись птицы на свои места! Нам пора возвращаться. А вот и наш мостик. Надо вновь пройти по нему и вспомнить все картинки. Ты ведь их хорошо запомнил? Про какую картинку ты говорил?.. Логопед поочередно перечисляет слова, которые подбирал ребенок. Тот, вспоминая картинку, отвечает: «Я хорошо запомнил...». Картинка переворачивается для проверки правильности ответа ребенка. 8. Итог занятия. Логопед. Вот и подошло к концу наше путешествие. А какой звук сопровождал нас в этом путешествии? Ребенок. Ш-ш-ш. Звук [л] Постановка звука [л] ЦЕЛИ • Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения в полном объеме. • Формировать направленную воздушную струю. • Учить правильно произносить звук [л] с опорой на зрительный и слуховой контроль. • Продолжать учить выделять звук [л] из потока других зву • Закрепить умение подбирать слова-антонимы и образовывать формы винительного падежа существительных. • Развивать внимание, память, мелкую моторику. ОБОРУДОВАНИЕ Магнитофонная запись «Снег скрипит»; снежинки; картинка или игрушка Дед Мороз; мешок Деда Мороза; пунктирное изображение «Морозные узоры»; разрезная картинка «Снеговик»; набор игрушек, среди которых машина, мишка, пирамидка, пароход, вертолет. * * * 1. Организационный момент. Логопед. Послушай, что это за звук? (Включает аудиозапись «Снег скрипит».) Правильно, это снег скрипит и хочет тебе о чем-то рассказать. 2. Посмотри, язычок тоже приготовился послушать. Он лег 3. Ну что же, теперь можно послушать, о чем расскажет снег. л-л-л. (Ребенок упирает язычок в верхние зубы и гудит сердито, как вьюга.) Зимний ветер гудел в трубах: л-л-л. Ребенок показывает, как гудел ветер. Собрался в это время Дед Мороз детей с праздником поздравить. (Выставляет картинку или игрушку Дед Мороз.) 4. Идет Дед Мороз по сугробам, ребятишкам подарки в мешке несет. (Выставляет мешок Деда Мороза.) Послушай, какие подарки он приготовил, и посчитай их, загибая пальчики вместе со мной. Дед Мороз несет детишкам В своем мешке машину, мишку, Пирамидку, пароход И винтокрылый вертолет. Ребенок на каждое название игрушки поочередно загибает пальчики, начиная с мизинца, сначала на правой руке, затем на левой. Сколько же игрушек приготовил Дед Мороз? Ребенок. Пять. Логопед. Идет Дед Мороз, снегом все вокруг засыпает. Налетел ветер, поднял, закружил в воздухе снежинки: л-л-л. Ребенок показывает, как гудит ветер. Остановился Дед Мороз, стал ловить снежинки, но не все, а только те, которые подбрасывает ему ветер. Послушай внимательно звуки, а когда услышишь звук [л], поймай для Деда Мороза снежинку. Логопед по одной предлагает ребенку снежинки и произносит: а, у, л, в, у, н, л, м, в, л. Ребенок их повторяет. 5. Пришел Дед Мороз в город. Идет и стекла на окнах морозными узорами разрисовывает: л-л-л. Ребенок вслед за логопедом произносит звук. Рисует узоры на окнах, старается. А на что же похожи его узоры? На одном узоре можно разглядеть елочку (рис. 10). Ребенок обводит изображение елочки по точкам и при этом про износит: л-л-л. 6. Подошел Дед Мороз к детскому саду и остановился. Решил Ребенок собирает разрезную картинку «Снеговик». 7. Побежал снеговик в лес. Быстро бежит, только ветер у Ребенок. Л-л-л. Логопед. Прибежал и видит, что в ледяной избушке Деда Мороза на столе лежат игрушки. Вспомни и выбери среди них только те, которые нужно было отнести ребятишкам. Бери нужную игрушку, клади в мешок и называй, что положил. Ребенок из общего набора игрушек выбирает и называет машину, мишку, пирамиду, пароход и вертолет. При затруднении выбора игрушек можно еще раз поиграть с ребенком, попросив его сгибать пальчики одновременно на правой и левой руках. Взял Снеговик нужные игрушки и принес Деду Морозу забытые подарки. 8. Утром дети нашли подарки Деда Мороза. А когда вышли на прогулку, увидели снеговика. Снеговик не маленький, а... большой. Он не злой, а... добрый. Ведро у него на голове не полное, а... пустое. Оно не тяжелое, а... легкое. Нос-морковка у снеговика не короткий, а... длинный. Глаза-угольки у него не закрыты, а... открыты. Встрече с ребятишками он не сердится, а... радуется. 9. Итог занятия. Логопед. Вот и закончилась эта удивительная история. Ты не просто ее слушал, но и помогал ее рассказывать. А какой звук ты при этом учился красиво произносить? Ребенок. Л-л-л. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|