ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.Эта Заповедь запрещает лжесвидетельство и вообще всякую ложь. Причина этого, думаю, вполне понятна. Если Бог наш есть Истина (Иер.10,10), то, конечно, все, что противоречит истине, ненавистно Ему. Библия говорит: «истребит Господь все уста льстивые» (Пс.11,4). И если для тех, кто служит Творцу в истине, Он Отец, то у лжецов есть свой родитель. Христос сказал, что дьявол «лжец и отец лжи» (Ин.8,44), и потому лжецы будут в вечности вместе с дьяволом. И это относится не только ко лжи, приносящей зло ближним, но и всякая неправда вообще. Как сказал апостол Павел, «отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф.4,25). Девятую Заповедь нарушают сейчас очень часто. Ложь считает для себя позволительной чуть ли не каждый. Часто выдумывают теорию, будто есть ложь во спасение. Но вот как Господь относится ко всем, говорящим ложь: «Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф.5,33-37). В первую очередь грешат против этого повеления свидетельствующие на суде лжесвидетели, те, которые доносят или жалуются ложно. Ведь суд — дело Божие (Втор.1,17). И потому ложь на суде — это крайнее зло. По заповеди Бога, лжесвидетель должен получить то же, что он замышлял на ближнего своего (Втор.19,18–19). Другим грехом является клевета, распространяемая на человека. Это одна из самых страшных бед для человека. Недаром Давид говорил: «избавь меня от угнетения человеческого, и буду хранить повеления Твои» (Пс.118,134). Клевета погубила многих праведников. Из-за клеветы и Иосиф был брошен в тюрьму, и Иоанн Златоуст был изгнан с кафедры, и тысячи новомучеников пошли на смерть. Неужели Бог не покарает клеветника? Конечно, покарает. Известно множество случаев, когда Господь оборачивал клевету на голову тех, кто ее распространял. И часто клеветники умирают в страшных страданиях, преданные своими детьми и отвергнутые друзьями. А после смерти их встречают злые ангелы и бросают на дно бездны, к первому клеветнику — дьяволу. Ведь его имя собственно и означает «клеветник». Иоанн Лествичник рассказывает про одного опытного настоятеля, который, когда узнал, что один монах оклеветал другого, тотчас без всякой жалости выгнал его из монастыря, сказав: «Нам достаточно одного клеветника, дьявола» (Лествица. 4,14). Евангелие запрещает не только лгать и клеветать, но даже укорять других в действительных пороках, если нас не уполномочивает на это должность или священный сан. «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7,1–5). Если нас вовлекают в осуждение, нельзя молча слушать или, тем более, соглашаться с ним, но, по совету прп. Иоанна, должно ответить: «Перестань, брат, я ежедневно падаю в лютейшие грехи и как я могу его осуждать?» Так ты сделаешь два добрых дела и одним пластырем исцелишь и себя и ближнего. Это один самых кратких путей к получению прощения грехов, то есть — чтобы никого не осуждать. (Лествица. 10,7). Рассказывают про одного монаха, который жил очень нерадиво, и когда он умер, то настоятель монастыря думал, что тот погиб. Он молил Бога, чтобы Бог открыл ему участь умершего. И вот, в видении игумен увидел монаха в Раю. Он удивился и спросил его: «Как же ты смог спастись, живя так нерадиво?» На это монах ответил: «Если бы Бог судил меня, то я бы, конечно, погиб. Но в этой жизни я ни разу никого не осудил, и Господь исполнил Свое обещание: “Не судите, и не будете судимы” (Лк.6,37) и потому спас меня». Чтобы избежать падения в эти грехи, надо обуздывать свой язык. По словам апостола Иакова: «Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие… Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак.1,26; 3,2). Всякий понимает, что тот, кто может управлять своим языком, истинно свободен и исполнен благородства Христова.
ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, [ни поля его,] ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, [ни всякого скота его,] ничего, что у ближнего твоего. Последняя из десяти заповедей запрещает не внешние действия, а их причину — злые желания. И это понятно. Ведь не будь злых желаний, не было бы и никакого преступления. Разве убийца пошел бы убивать, не разгневавшись? Разве впадали бы в прелюбодеяние те, кто не захвачен похотью? Господь сказал: «исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления — это оскверняет человека» (Мф.15,18–20). Поэтому необходимо, по слову Соломона, «больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни» (Притч 4,23). Ведь если отравлен будет родник твоей жизни, то яд неудержимо разольется по тебе, и как тогда тебя излечить? Потому христианин должен очищать себя от всякой скверны плоти и духа, творя святость в страхе Божием (2Кор.7,1). Но главная страсть, против которой направлена эта Заповедь, — это зависть, которую свт. Василий Великий определяет как «скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях» (Беседа 11. О зависти). Ведь чего бы ни было у завистника, ему все равно будет мало. Недаром Писание запрещает есть и дружить с завистниками (Притч 26,3), ибо дружба усиливает эту страсть. По прекрасному описанию свт. Василия, «завистливых можно узнавать несколько и по самому лицу. Глаза у них впали, брови нависли, душа возмущена страстью, не имеет верного суждения о предметах. У них не похвальны ни добродетельный поступок, ни сила слова, украшенная важностью и приятностью, ни все прочее достойное соревнования и внимания… завистливые не смотрят на светлость жизни, на величие заслуг, нападают же на одно гнилое» (Беседа 11. О зависти). Зависть — причина всеобщей гибели, ибо, когда зависть обуяла дьявола, смерть вошла в мир. По зависти Каин убил Авеля. По зависти иудеи убили Господа Иисуса. К сожалению, сейчас нарушать Десятую Заповедь считается сейчас чуть ли не добродетелью. То, что раньше все презирали как зависть, теперь называется гордым именем «правдоискательства», «поиском социальной справедливости». И все кому не лень возмущаются машинами, квартирами и коттеджами других. Главная тема многих разговоров — «почему ему можно, а мне нельзя?» А ведь это прямое нарушение воли Вседержителя! Причем злом является не только «черная» зависть, но и «белая», то есть не только желание конкретной вещи, но и такой же. Христиан должен уметь быть довольным тем, что у него есть. По слову апостола Павла, «великое приобретение — быть благочестивым и довольным. Ибо мы ничего не принесли в мир; явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (1Тим.6,6–8). А страшную страсть зависти нужно побеждать сорадованием и стремлением победить того, кому завидуешь, в добродетелях. Это соревнование единственно прекрасно, и для того в человека вложен азарт. «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим.12,15), — заповедует Апостол. И очищайте свое сердце частым призыванием сладчайшего имени Иисуса, делая сердце свое местом Бога, подобным «работе из чистого сапфира и, как самое небо, ясное» (Исх.24,10).
ОРИЕНТИРЫ НА ПУТИ
Такова азбука, исполняя которую, мы сможем узнать волю Бога. Но кроме знания букв, необходимо умение их правильно применять. Если угодно, надо знать духовную грамматику и синтаксис. Десять Заповедей — это фундамент здания святости, но как без него не построишь дом, так и одного его недостаточно для жизни. А ведь дом нашей души строится не для нас, а для Святой Троицы, как сказано, «вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом» (2Кор.6,16). И еще Христос сказал: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14,23). Для того чтобы построить дом, надо иметь и план, и правильную организацию работы, и стройматериалы. Так же и в строительстве дома Божия. План дает нам Православная вера, фундамент — это Десять Заповедей, строители — Дух Святой вместе с нами, действующими любовью (Еф.2,22), а стройматериалы — Заповеди Блаженства, возводящие нас на Небесную высоту. И перед тем, как кратко описать, какие «стройматериалы» надо использовать, скажем несколько слов и об организации строительства.
ЛЕСТНИЦА В НЕБО
В глубокой древности патриарх Иаков, убегая от своего брата Исава в Харран, заснул в месте, называемом Вефиль. И он увидел чудесный сон: «вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака; [не бойся]. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные; и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе. Иаков пробудился от сна своего и сказал: истинно Господь присутствует на месте сем; а я не знал! И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные» (Быт.28,12–17). Так этот древний святой впервые увидел лестницу, ведущую в Небеса, на вершине которой стоит Господь. Позднее многие другие видели ее и оставили нам ее описание. Так св. мц. Перпетуя (память 1 февраля) видела золотую лестницу, по бокам которой были различные острые орудия, и потому подниматься по ней можно было, только если непрерывно смотришь вверх. Но самое подробное описание того, как подняться по ней, оставил нам прп. Иоанн Синайский в своей знаменитой «Лествице», которую необходимо прочитать всякому православному христианину. Священное Писание дает краткое описание порядка подъема в трех отрывках, которые мы сейчас разберем перед тем, как перейти к описанию Заповедей Блаженства. Первый отрывок находится в Послании апостола Иакова: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение; терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка» (Иак.1,2–3). Второй отрывок приведен во 2 Послании апостола Петра: «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью: то вы, прилагая к сему все старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа» (2Пет.1,3–8). И, наконец, третье место находиться у апостола Павла: « Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда, а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим.5,1–3). Мы видим, что все три апостола в прекрасном согласии дают описание христианской жизни.
1. Начало ее в вере, принимающей нелюбопытно Откровение Божие и отвергающей грех 2. и через это привлекающей к нам оправдывающую силу Бога, благодать Его, подаваемую через Таинства. 3. Затем, после изначально пришедшей благодати, Бог посылает нам искушения и скорби. Ведь они, по слову Феофилакта Болгарского, «самые крепкие узы и возвращение любви и сокрушения… ибо без подвигов нельзя получить венцов ни в мире, ни от Бога» (Толкование на Иак.). Как и в спорте, так и в Церкви, в награду за добро Бог дает возможность сделать еще более трудное и красивое благо, чтобы увеличилась наша награда. 4. Искренно верующий человек учится переносить все эти скорби с терпением, понимая, что все, что с ним происходит, нужно ему или как наказание за грехи, или как проверка его веры. У него складывается внутреннее убеждение: умру, но не согрешу. 5. Все это человек должен сопровождать добродетелями, не ссылаясь на то, что «у меня столько искушений, что некогда тут добрые дела делать» — как говорят некоторые. 6. Все это приводит к познанию сокровенных Таин Промысла Божия и показывает опытно человеку, насколько жизнь по вере «сладостна, успокоительна, отрадна, блаженна, несмотря на внешние притрудности и прискорбности… терпение, удерживая его на путях веры, дает ему вкусить сие, соделывает в нем искусство… что в другом месте апостол определил имением чувств, обученных на всякое добро» (свт. Феофан Затворник. Толкование на Рим.). Через все это человек становится поистине, а не по-мирски, рассудительным и опытным. 7. При этом человек научается воздержанию, необходимому, чтоб он не возгордился величием полученных даров. А с ним на новой степени проявляется терпение, потому что страсти не оставляют человека до самой смерти, и терпение необходимо, чтобы упрочить за собой полученный дар. 8. Опытное сердечное вкушение сладостности этой жизни, порожденной терпением, по вере приводит к воспламенению надежды, посеянной еще в момент принятия веры. Христианин не только умом, но и сердцем понимает, что если здесь жизнь по вере дает такую сладость, невместимую для мира, то тем большее ожидает нас в Царстве Отца. В нем воспламеняется благочестие в отношении Бога, которое, выплескиваясь вовне, проявляет себя как братолюбие. 9. И вершиной этого прекрасного сияющего пути является дар любви, изливающийся в сердца людей, укрепленных в Боге надеждой, Утешителем Духом Святым. Действительно, надежда наша не посрамляет, потому что независтливый Бог щедро изливает в такие сердца Свой бесконечный дар любви. Любовь есть величайший из даров Святого Духа. По словам апостола Павла, его можно определить так: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1Кор.13,4–8).
Таково краткое описание процесса строительства духовного храма Божия в нашем сердце. А сейчас мы расскажем, из каких духовных камней он строится.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|