ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВЕЧНОЕ БЫТИЕ БОГА ДО ТВОРЕНИЯ
Прежде всех начал и бытия вселенной всегда существовал Бог, царствующий в Своей Троической славе. Он восклицает через пророка: «Тот, Кто от начала вызывает роды; Я — Господь первый, и в последних — Я тот же» (Ис.41,4) Как сотворенным умом охватить несотворенную вечность Творца? Великий богослов святитель Григорий, созерцая довременное бытие, восклицает: «Бог всегда был, есть и будет или, лучше сказать, всегда есть: ибо слова: был и будет, означают деления нашего времени и свойственны естеству преходящему: а Сущий — всегда. И сим именем именует Он Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе (Исх.3,14); потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Как некое море сущности неопределенное и бесконечное, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве, одним умом (и то весьма неясно и недостаточно — не в рассуждении того, что есть в Нем Самом, но в рассуждении того, что окрест Его), чрез набрасывание некоторых очертаний, оттеняется Он в один какой-то облик действительности, убегающий прежде, нежели будет уловлен, и ускользающий прежде, нежели умопредставлен, столько же осиявающий владычественное в нас, если оно очищено, сколько быстрота летящей молнии осиявает взор. И сие, кажется мне, для того, чтобы постигаемым привлекать к Себе (ибо совершенно непостижимое безнадежно и недоступно), а непостижимым приводить в удивление, чрез удивление же возбуждать большее желание и чрез желание очищать, а чрез очищение соделывать богоподобными; и когда соделаемся такими, уже беседовать как с присными (дерзнет слово изречь нечто смелое) — беседовать Богу, вступившему в единение с богами и познанному ими, может быть, столько же, сколько Он знает познанных Им (1Кор.13,12). Итак, Божество беспредельно и неудобосозерцаемо. В нем совершенно постижимо сие одно — Его беспредельность; хотя иной и почитает принадлежностью простого естества — быть или вовсе непостижимым, или совершенно постижимым. Но исследуем, что составляет сущность простого естества; потому что простота не составляет еще его естества, точно так же, как и в сложных существах не составляет естества одна только сложность. Разум, рассматривая беспредельное в двух отношениях — в отношении к началу и в отношении к концу (ибо беспредельное простирается далее начала и конца и не заключается между ими), когда устремит взор свой на горнюю бездну, и не находит, на чем остановиться, или где положить предел своим представлениям о Боге, тогда беспредельное и неизследимое называет безначальным; а когда, устремившись в дольнюю бездну, испытывает подобное прежнему, тогда называет его бессмертным и нетленным; когда же сводит в единство то и другое, тогда именует вечным; ибо вечность не есть ни время, ни часть времени, потому что она неизмерима. Но что для нас время, измеряемое течением солнца, то для вечных вечность, нечто, сопряженное с вечными существами, и как бы некоторое временное движение и расстояние» (Слово на Пасху, 45). И в этой неизмеримой никаким сотворенным умом вечности Три Личности пребывают в вечном движении любви. Отец бесстрастно рождает Сына из Своей сущности и передает Ему в рождении всё — и Свой разум, и силу, и благоволение, Сам не лишаясь ничего. Так свеча, зажигая другую свечу, не теряет блеска. Сын же, пребывая в неотделимом единстве с Родителем, извечно устремляется к Нему. Дух же Святой, всегда исходя из непознаваемой сущности Отца, почивает на Сыне и испытывает глубины Отца. Так вечное движение Божественной Любви царит за пределами времени. Чудесная слава передается от Одного Лица к Другому. И именно к участию в этой славе и любви призваны все разумные существа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|