Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПОЯВЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА 1 страница




 

Рассеявшиеся по лицу Земли, народы стали все дальше и дальше уклоняться от истинной веры в Бога Творца. Хотя следы изначального откровения до сих пор сохраняются почти у всех народов, но к нему примешено множество суеверий, заблуждений и нелепостей. Причины этой страшной духовной катастрофы описаны у апостола Павла (Рим.1,18–32). Люди, имея знания о Боге и из предания, и из наблюдения стройного лада творения, не захотели воздавать Ему должного прославления и отказались благодарить Его. Все помыслы их были о земле, а о Боге вспоминали по случаю. Дальше суета захватывает их мысли, на небо и взглянуть некогда, все думают только о земных нуждах (ну, надо же семью кормить, некогда нам в храм ходить, — говорят современные язычники). Как следствие этого, ум начинает искать оправдания своим поступкам и отравляет уже сердце человека, так что оно отучается слушать совесть, а слушает свои похоти. И в результате такого омрачения человек впадает в безумие.

Чтобы как-то задобрить голос Божий в сердце, люди стали выдумывать свои подделки: кланялись сперва мировым стихиям — солнцу, луне, звездам, ветрам, камням, морям. Затем стали приписывать волшебную силу зверям и растениям и, наконец, дошли до предела зла. Стали кланяться идолам (или истуканам), изображающим обожествленных людей, зверей и чудовищ, и считать, что они-то и есть Бог. Кроме того, началось массовое почитание злых духов, руководивших этим процессом нравственного упадка, отсюда вновь после Потопа развились магия, чародейство, астрология и прочие черные искусства. Бесы вселялись в идолов и совершали мнимые чудеса, чтоб отвести людей как можно дальше от Творца. Они установили такие обряды, которые приводили к росту греха в человеке, и тем еще больше завлекали их под свою власть.

Так большая часть людей стали язычниками или идолопоклонниками, чья религия заключается в поклонении твари вместо Творца. И доныне этой ложной веры придерживаются миллиарды людей на нашей земле — это и индуисты, и шаманисты, и буддисты, и многие другие.

ПРИЗВАНИЕ АВРААМА (Быт.11,27—13,18)

 

Тьма язычества все больше и больше окутывала народы. Свет изначального Откровения сохраняли только отдельные семьи. И тогда Богу было угодно создать Себе отдельный народ, в котором бы не только передавалось неповрежденным изначальное знание о Нем, но и приготовлялось бы спасение для всего человечества.

Одним из тех людей, кто слышал о Творце, был Аврам, потомок Сима, который жил в земле Халдейской (сейчас это территория Ирака и Восточной Турции).

Его предок Евер был единственным, кто отказался строить Вавилонскую башню, но уже дед Аврама отказался от истинной веры и стал изготовлять идолов. Тем не менее, память о Творце еще держалась среди рода Аврама. Сам Авраам, после размышлений и исследований мира, пришел к выводу, что ни идолы, ни мировые стихии не могут быть истинным Богом и потому им нельзя поклоняться. Тогда он решил поклоняться только Творцу вселенной.

И Бог, увидев его верность, явился ему и сказал:

Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего [и иди] в землю, которую Я укажу тебе; и Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные (Быт.12,1–3).

И Аврам встал и пошел в неизвестность, повинуюсь велению Бога, хотя ему было уже 75 лет. Вместе с ним пошел и его племянник Лот. И пришел Аврам в страну Ханаан и прошел ее всю, до места Сихема, где в дубраве Море Бог снова явился ему и обещал отдать эту землю его потомкам. В благодарность за это Аврам принес Господу жертву, а страна эта стала с тех пор называться «обетованной» (сейчас это Израиль и Палестина).

После этого в Ханаане настал голод, и Аврам переселился в Египет. Там его ждало испытание: его жену Сару взял себе фараон. Но Господь избавил их от поругания, и царь Египта отпустил их с дарами. После этого они поселились на юге Ханаана, живя скотоводством.

Стада Аврама и Лота так размножились, что им стало тесно. Тогда Аврам проявил благородство и предложил Лоту самому выбрать, где ему поселиться, хотя Лот и был младшим. Тот выбрал себе окрестность реки Иордана и поселился в городе Содом. Тогда еще не было Мертвого моря и та земля орошалась реками, и была прекрасна, хотя жители ее были великими грешниками.

Аврам же поселился в городе Хеврон, в дубраве Мамре. И Господь вновь пообещал отдать все, что он видит, во владение ему и его потомству и сделать его потомство столь же бесчисленным, как песок на берегу моря. Духовными потомками Авраама являемся и мы, христиане, над которыми исполнилось это пророчество. Авраам построил жертвенник в Хевроне, около дуба, который растет там и до сих пор.

 

АВРААМ ОСВОБОЖДАЕТ ЛОТА И ПОЛУЧАЕТ БЛАГОСЛОВЕНИЕ МЕЛХИСЕДЕКА (Быт.14; Евр.7)

 

В это время Содом, в котором поселился Лот, попал под власть царей Шумера (Ирак). Но потом жители его подняли восстание. Тогда цари Шумера и Елама (Иран) совершили карательный набег, разгромили жителей Содома и взяли в плен Лота.

Аврам, узнав об этом, взял своих слуг, а их было всего 318, и бросился вдогонку за войсками. Ночью он храбро напал на армию царей, разгромил ее и преследовал до Дамаска. Он освободил своего племянника и его слуг.

Когда он возвращался с победой, встретил его Мелхиседек, царь Салима, который был священником Бога Всевышнего, и вынес ему хлеб и вино. И благословил его Мелхиседек:

Благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои (Быт14,19–20).

Аврам отдал ему десятую часть добычи, признавая таким образом его превосходство.

Писание ничего нам не сообщает ни о происхождении Мелхиседека, ни о его смерти. Само имя его значит «царь правды», а слово «Салим» означает «мир». Таким образом, эта таинственная фигура прообразует собой Господа Иисуса Христа, Чье Рождение от Отца непостижимо и существование вечно, Он есть Истинный Царь правды и мира, ибо примирил в Себе Самом язычников и иудеев, людей и Ангелов и, самое главное, — человечество с Творцом. Христос, подобно Мелхиседеку, — и Царь, освободивший Свое творение из рук тирана сатаны; и Первосвященник, принесший в жертву Самого Себя. Он до сих пор совершает Свое священнослужение, подавая нам Свое Тело и Кровь под видом хлеба и вина. Потому Аврам, будучи пророком, и признал величие Мелхиседека и принес ему десятину — как образу Христа Спасителя, Который называется Священником во век по чину Мелхиседека.

ЗАВЕТ С АВРААМОМ (Быт.15—17)

 

После всех этих происшествий Бог явился Авраму в ночном видении.

Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика, — сказал ему Творец (Быт.15,1).

Так для всякого, кто верен Богу, подобно Аврааму, Сам Господь становится защитой.

Но Аврам не обрадовался такому обещанию Господа, потому что у него не было детей и наследником его должен был стать распорядитель дома Елиезер. Но Господь пообещал ему, что наследником станет родной сын Аврама.

После этого Бог вывел праведника из шатра и сказал ему:

Посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков (Быт.15,5).

И поверил Аврам Богу, и это вменилось ему в праведность! Ведь он был уже дряхлым стариком, но вера подсказала ему, что Творцу по силе всё. И действительно, бесчисленные праведники, принявшие веру Авраама, сияют, подобно звездам на небесах.

Затем, исполняя повеление Бога, Аврам заколол в жертву Ему трехлетних корову, козу и барана, а также горлицу и молодого голубя. Он рассек их напополам и положил часть их одну напротив другой, только птиц не рассек. И налетели хищные птицы, и Аврам отгонял их. Эта жертва была знаком заключения вечного союза Бога с Авраамом.

Трехлетние животные были принесены в жертву для обозначения трех родов, которые будут жить в переселении в Египте. Они были разрублены как знак страданий евреев в рабстве. Горлица указывает на то поколение, которое вышло из рабства и жило в пустыне, а голубь — поколение завоевателей Ханаана. Хищные птицы символизировали нападающих на потомков Авраама злых духов и руководимых духами врагов, которых отгоняла молитва праведника. И действительно, многократно Бог спасал евреев ради обещания, данного Аврааму.

При заходе солнца Аврам был в исступлении, и напал на него ужас и мрак великий. Тогда Бог сказал:

Знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут [сюда] с большим имуществом, а ты отойдешь к отцам твоим в мире и будешь погребен в старости доброй; в четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев (здешних жителей) доселе еще не наполнилась (Быт.15,13–16).

И когда после захода солнца наступила тьма, дым и пламя огня прошли между рассеченными животными — в знак того, что Бог так же един с Авраамом, как были одним целым тела животных при их жизни. И Господь заключил завет с Авраамом, обещав отдать ему всю землю Ханаан. Явление Бога на заходе солнца символизировало воплощение Единородного Сына при наступлении конца времен. Ведь с пришествием Христа наступил вечер мира.

Но, несмотря на обещание Бога, жена Аврама, Сара, оставалась бесплодной, и тогда она сама дала ему в жены египтянку Агарь. Та забеременела и стала презирать Сару, а Сара стала притеснять ее. Обиженная Агарь убежала в пустыню, где ее встретил Ангел Господень, вечный Вестник Бога Отца, повелевший ей вернуться обратно. Он обещал умножить потомство ее и обещал, что сын, рожденный ею, будет жить как дикий осел перед людьми. Он будет сражаться со всеми, и все будут сражаться с ним.

Тогда Агарь воскликнула:

Ты Бог видящий меня... точно я видела здесь в след видящего меня (Быт.16,13).

Она возвратилась к Саре и, как предсказывал Бог, у нее родился сын Измаил, предок многих арабских племен. Его потомком был лжепророк Мухаммед, основатель ислама, на котором исполнилось пророчество Бога о всеобщей войне, которую будет вести измаильтяне против духовных детей Авраама — христиан.

Когда Авраму было 99 лет, Господь вновь явился ему и сказал:

Я Бог Всемогущий; ходи предо Мною и будь непорочен (Быт.17,1).

Авраам, падши, поклонился Богу. Тогда Бог возобновил с ним завет и поменял ему имя в знак перемены его судьбы:

— Ты будешь отныне не Аврамом («отцом высоты»), а Авраамом («отцом множества»), ибо Я сделаю тебя отцом множества народов. И цари произойдут от тебя, и заключу завет Мой с семенем твоим, завет вечный, так что Я буду Богом твоим и твоих потомков.

И, как знак завета, Бог повелел Аврааму и всем его домочадцам совершить обрезание крайней плоти, что он тотчас и сделал. Каждый его потомок должен быть обрезан в восьмой день. Обрезание было символом веры в приход обещанного Семени Авраама, Христа. Он введет верных в вечный восьмой день Царства Своего через духовное обрезание — Крещение. В нем отрезается не часть тела, а грех, наросший на душу.

Кроме перемены имени Авраама, Бог меняет имя и Саре. Она отныне не Сара («госпожа моя», то есть одного Авраама), а Сарра («госпожа» всех духовных потомков своего мужа). После этого Бог обещал, что наследником Авраама будет сын Сарры, Исаак («смех»), с которым Он заключит завет вечный, а от Измаила Бог обещал произвести великий народ.

ЯВЛЕНИЕ БОГА АВРААМУ В ВИДЕ ТРЕХ СТРАННИКОВ (Быт.18)

 

Однажды Авраам сидел у входа в свой шатер во время земного зноя. И вдруг он увидел трех странников. Он был очень гостеприимным, поэтому тотчас побежал на встречу Путникам и поклонился им до земли. Авраам стал просить зайти к нему в гости и подкрепиться пищей.

Три странника зашли к нему, и Авраам сам вымыл Им ноги и побежал, чтобы заколоть откормленного теленка, и приготовил Им трапезу. Когда Они ели, то сказали ему:

Я опять буду у тебя в это же время [в следующем году], и будет сын у Сарры, жены твоей (Быт.18,10).

Сарра стояла сзади, у входа в шатер, и внутренне рассмеялась, потому что была очень старой (ей было 89 лет). Но Господь (а это был именно Он) сказал:

— Отчего рассмеялась Сарра, разве есть что-либо трудное для Господа?

Сарра испугалась и стала отрекаться, но Бог сказал:

Нет, ты рассмеялась.

И встали эти Странники и пошли к Содому, Авраам пошел проводить их, и Бог сказал, что пришел судить жителей Содома:

Я избрал его для того, чтобы он заповедал сынам своим и дому своему после себя, ходить путем Господним, творя правду и суд... вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма; сойду и посмотрю, точно ли они поступают так, каков вопль на них, восходящий ко Мне, или нет; узнаю (Быт.18,19,20–21).

Тут мы видим, что тяжкие грехи издают некий вопль в духовном мире, призывая на беззаконников правосудие Божие.

Авраам знал нечестие содомлян и хотел спасти их от неминуемой гибели. Он сказал:

— Господи, неужели Ты погубишь праведного с нечестивым? Может, в городе будет пятьдесят праведников? Судья всей земли поступит ли неправосудно?

Господь ответил:

— Если Я найду в городе пятьдесят праведников, то пощажу все это место.

Авраам сказал в ответ:

— Вот, Я решился говорить Владыке, я — пыль и пепел; вдруг не хватит пяти человек до пятидесяти праведников?

Бог ответил:

— Не погублю и ради сорока пяти.

Авраам продолжал просить и умолял пощадить город ради сорока, и Бог обещал. Так, уменьшая число, Авраам просил пощады ради тридцати, двадцати и даже десяти. И обещал Господь пощадить и ради десяти.

И пошел Господь в Содом, а Авраам возвратился к себе. Так Бог явил праведнику Свою природу. Он показал, что Он — Троица — Отец, Сын и Дух Святой, Которому подобает единая слава и поклонение.

 

ГИБЕЛЬ СОДОМА И ГОМОРРЫ (Быт.19)

 

Два Странники пришли в Содом вечером. У ворот их встретил Лот, который, как и его дядя, был весьма страннолюбивым, гостеприимным. Он, поклонившись им до земли, упросил их ночевать у себя дома. Еще не легли они спать, как жители Содома окружили дом, чтобы изнасиловать гостей. Лот уговаривал их одуматься, но те в ярости закричали:

— Пойди сюда! Ты, пришелец и еще хочешь судить! Сейчас мы сделаем с тобой еще хуже, чем с ними.

Беззаконники бросились выламывать дверь, но Странники ввели Лота в дом, заперли двери и содомлян поразили слепотой. И они измучились искать вход, ибо не хотели отступить от своих мерзких планов.

Тогда Странники сказали Лоту, чтобы он вывел с собой всех, кто есть у него в этом городе, потому что утром Они истребят это место. Ибо велик вопль людей этих к Господу, и Бог послал их истребить это место. Лот поговорил с будущими зятьями, но они решили, что он шутит.

Когда взошла заря, Ангелы стали торопить Лота, говоря:

Встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города (Быт.19,15).

Видя, что он медлит, Ангелы взяли его за руку и вывели за ворота и сказали:

Спасай душу свою; не оглядывайся назад и нигде не останавливайся в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть (Быт.19,17).

Лот сказал им:

— Нет, Владыка! Я не могу спасаться в горах, там нас застигнет беда, и я умру; вот, я побегу в этот ближний город — он же мал, и сохранится жизнь моя ради Тебя.

И Бог обещал пощадить городок, названный позже Сигором (малым). Солнце взошло над землей, и Лот вошел в Сигор. И пролил Господь с неба дождь огня и серы и ниспроверг города эти и все растения на земле той.

Ярость Бога, обрушившаяся на место беззакония, образовала гигантский разлом длиной в 8000 километров, без следа уничтожив это, прежде райское, место. Теперь на месте этой плодородной равнины расстилается свинцовая гладь соленого озера — Мертвого моря, в котором не возможна никакая жизнь. Поистине могильная тишина окружает этот страшный водоем, берега, покрытые солью и кусками серы, коварные битумные колодцы и коварные ядовитые деревья греха. — Вот какой пейзаж встречает подъезжающих к останкам Содома, от которого остались лишь груды пепла — как памятник гнева Бога на творящих грех содомии.

А жена Лота, пожалев о Содоме, обернулась, и тотчас стала соляным столпом. Господь, напоминая нам о ее судьбе (Лк.17,32), повелевает не жалеть о прошлой, греховной жизни, от которой Он спас нас. Иначе и на нас упадет проклятие жены Лотовой. И до сих пор в южной части Мертвого моря возвышается похожая на женщину статуя из соли, которую все называют женой Лота. Недавно ее просветили рентгеном и обнаружили внутри останки скелета.

Лот поселился в пещере рядом с останками своей жены, где он, напившись вина, совершил грех с дочерями, решившими, что наступил уже конец света. Так Бог показывает, что человек не должен никогда надеяться на свою праведность, но бодрствовать и беречься, особенно от пьянства.

РОЖДЕНИЕ ИСААКА (Быт.20—21)

 

Рано утром Авраам стал на молитву (он первым установил богослужение, называемое утреней), и вышел на то место, где увидел Бога, и увидел, что над провалом, где был Содом, поднимается дым, как из печи. Страшная катастрофа гибели проклятых городов заставила Авраама откочевать ближе к Средиземному морю. Там Сарра опять едва не была похищена царем Герара, но явившийся Бог повелел ему возвратить ее своему мужу. И сказал Господь Герару:

— Он пророк, и если он помолится, то Я прощу тебя.

Так и произошло, и после молитвы Авраама наказание отошло от царя Герарского. Это пример для нас — в трудных ситуациях прибегать к молитвам святых и через них получать Божественную помощь.

Через год после явления Бога Троицы у дуба Мамврийского Сарра действительно родила сына, когда ей было 90 лет, мужу ее — 100. На восьмой день младенец был обрезан, и дали ему имя Исаак, потому что сказала Сарра:

Смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется… кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына (Быт.20,6–7)

Когда дитя выросло, то Измаил стал обижать Исаака, и Сарра, возмутившись, потребовала изгнать Агарь с ее сыном, ибо не наследует раб вместе со свободным.

Авраам огорчился, но Бог повелел ему послушаться жены, потому что в Исааке наречется обещанное Семя. А от Измаила Господь обещал, ради того, что он сын Аврамов, произвести великий народ. Тогда Авраам снарядил Агарь вместе с Измаилом и отпустил их. Агарь заблудилась в пустыне и заплакала, не желая видеть смерть своего ребенка, Тогда Ангел Божий указал ей источник воды, и так они спаслись от смерти. И был Бог с Измаилом, и от него произошло двенадцать князей.

Апостол Павел, объясняя, почему был изгнан Измаил, говорит:

— Это иносказание, символизирующее два завета Бога и людей. Первый Завет, заключенный на Синае, — Агарь, рабыня, потому и все дети его в рабстве, а Новый Завет — Сарра, образ Небесного Иерусалима, который есть матерь всем нам. И мы, христиане, дети обещания Божия, по Исааку. Итак, стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайте себя снова игу рабства — иудейским законам (Гал.4,22 — 5,1).

ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИСААКА (Быт.22)

 

После этого Бог решил проверить Авраама, насколько важнее ему верность Творцу, чем родственные чувства. Он сказал:

— Авраам!

— Вот я, — ответил праведник.

Возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе (Быт.22,2).

Авраам встал рано утром, наколол дров, взял с собой Исаака и двух слуг и пошел в то место, о котором сказал ему Бог. На третий день пути Авраам поднял глаза и увидел ту гору. Тогда он сказал слугам своим:

— Останьтесь здесь, я же и сын мой пойдем, поклонимся там и возвратимся.

Взял Авраам дрова и положил их на плечи Исаака, взял в руки огонь и нож и они пошли. По дороге Исаак спросил отца:

— Вот огонь и дрова, где же ягненок для всесожжения?

— Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, — ответил тот.

И пришли они на то место, о котором сказал Аврааму Бог. И сложил он жертвенник, разложил дрова, и, связав, положил на них своего сына. Затем протянул Авраам руку, и взял нож, чтобы заколоть Исаака.

Но Ангел Господа воззвал к нему с неба:

— Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего; ибо теперь Я знаю, что ты боишься Бога и не пожалел сына твоего единственного для Меня.

Подняв глаза, Авраам увидел сзади овна, запутавшегося рогами в кустах. И принес он овна во всесожжение вместо своего сына, и назвал место то: Ягве-ире (Сущий усмотрит).

И вторично воззвал к нему Ангел Господень с неба и сказал:

Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, [для Меня,] то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое (т.е. Христа), как звезды небесные и как песок на берегу моря (Церковь — как исполнение Христово); и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли (ибо Потомок твой будет Спасителем всего мира) за то, что ты послушался гласа Моего (Быт.22,16–18).

И возвратился Авраам и жил в Вирсавии. А на горе, где Авраам должен был принести в жертву Исаака, позднее был построен Храм Соломонов. Овен же запутался рогами к чаще рядом с Голгофой, где Бог Отец принес в жертву за грехи людей Своего Сына.

Событие это предсказывало Крестную смерть Господа. Тут отец не жалеет своего сына ради Бога; там Бог не щадит Своего Сына ради людей. Исаак смиренно послушался Авраама; Иисус Христос смиренно послушался Отца — до самой смерти, и смерти позорной, крестной (Флп.2,7). Исаак сам нес дрова для всесожжения своего; Христос на Своих плечах нес Крест Свой. Авраам предсказал, что Бог Сам усмотрит Себе Агнца для всесожжения, и Он усмотрел Иисуса — Агнца Божьего, берущего на Себя грех мира (Ин.1,29)! На третий день Авраам увидел гору Бога, на третий день Христос спас нас Своим Воскресением, потому и сказал Сам Господь Иисус:

Авраам… рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался (Ин.8,56).

Увидел именно тогда, когда снял с жертвенника живым своего сына, поняв, что Бог приготовил иную Жертву. Так Творец вознаградил веру Авраама, который знал, что Бог силен и из мертвых воскресить.

 

Это повествование читается в Церкви накануне Пасхи.

 

ЖЕНИТЬБА ИСААКА (Быт.23—25)

 

Вскоре после этого испытания веры Авраама умерла его жена Сарра. Ей было в то время уже 127 лет. Авраам жил тогда около Хеврона. Он обратился к жителям города, чтобы они продали ему пещеру для погребения Сарры. Те предложили ему занять выбранную им пещеру Махпела бесплатно, потому что видели духовное величие праведника. Но он сказал, что возьмет поле с пещерой только за серебро, чтобы никто не сомневался в правах Авраама на это место. Тогда владелец поля продал пещеру вместе с полем за 400 шекелей серебра (3,6 кг). Так патриарх впервые получил некую собственность на святой земле. Там он похоронил свою супругу, там был похоронен и сам он. До сих пор тела патриархов покоятся в мире в Хевроне, ожидая дня Воскресения, чтобы войти в истинную Землю обетованную.

После смерти жены, будучи уже совсем старым, Авраам решил женить своего наследника — Исаака, которому было к тому времени сорок лет. Он не желал, чтобы его сын вступил в брак с жительницей этой земли, потому что боялся развращения языческими верованиями и обычаями, которые легко передаются через супругу. Чтобы исполнить свое желание, Авраам призвал своего ближайшего слугу Елиезера. Он сказал ему:

— Клянись мне Господом, Богом неба и Богом земли, что не возьмешь сыну моему жены из дочерей хананейских, но только из земли моего родства.

Тот поклялся, а праведник сказал, что если женщина откажется, то слуга его будет свободен от своей клятвы, но и тогда он не должен возвращать Исаака на родину. Авраам сказал, что Бог пошлет Своего Ангела, который поможет ему.

Елиезер взял десять верблюдов, нагруженных всякими сокровищами, и отправился в Месопотамию. Когда он подъехал к городу, уже под вечер, то в уме своем обратился к Богу:

— Пошли мне сегодня навстречу ту, которая станет женой Исааку. Пусть будет мне знаком, что она даст напиться и мне, и моим верблюдам.

Еще не успел он закончить своей молитвы, как из города вышла Ревекка, которая была племянницей Аврааму. Она была девственна и весьма красива. Когда она сошла к источнику и пошла наверх с наполненным кувшином, то слуга подбежал к ней и сказал:

— Дай мне напиться!

— Пей, господин мой, — ответила она, — я начерпаю и верблюдам твоим.

Человек этот смотрел на нее с изумлением, в молчании, желая узнать, благословил ли Господь путь его или нет. Когда верблюды перестали пить, то Елиезер дал ей золотую серьгу весом в полшекеля (4,5 г) и два запястья весом в десять шекелей (90 г) и спросил, кто она. Та ответила, что она дочь Вафуила, сына Нахора, и пригласила его в гости. Тогда слуга поклонился Господу и сказал:

— Благословен Господь Бог Авраама, Который не оставил господина моего милостью Своей и истиной Своей! Господь прямым путем привел меня к дому брата господина моего.

Между тем Ревека побежала и рассказала об этом своей матери. Брат ее, Лаван, выбежал навстречу к тому человеку, к источнику, и ввел его в дом. Ему предложили поесть, но он ответил:

— Я не стану есть, пока не скажу вам своего дела. Я раб Авраама. Господь возвысил его, и он повелел мне найти жену его сыну Исааку, который дан был Богом Аврааму в старости. Я попросил Господа, и Он тотчас исполнил мое желание — к источнику пришла Ревекка и напоила не только меня, но и верблюдов. Я увидел, что Бог покровительствует Аврааму. Поэтому я прошу вас сказать: намерены ли вы оказать мне милость и отпустить дочь вашу за сына моего господина?

Тогда Вафуил, отец Ревекки и брат ее Лаван отвечали:

— От Господа пришло это дело. Мы не можем сказать против этого ничего — ни хорошего, ни плохого.

Когда слуга Авраама услышал это, то поклонился Господу. Он передал подарки Ревекке и ее родственникам, а затем попросил немедленно отпустить его домой. Тогда они позвали саму Ревекку и спросили, согласна ли она. Та ответила, что согласна.

Тогда отпустили ее, благословив так:

Сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч, и да владеет потомство твое жилищами врагов твоих! (Быт.24,60)

И встала Ревекка вместе со служанкой своей, и поехали с рабом Авраама. При наступлении вечера Исаак вышел в поле помолиться (он установил богослужение вечерни), и Бог послал ему навстречу его будущую жену. Ревекка, увидев его, спустилась с верблюда и покрылась покрывалом, украшаясь добродетелью скромности. И взял ее Исаак в жены, и полюбил ее, и утешился в своей скорби о матери своей Сарре.

Так и христиане, вступая в брак, должны избегать союзов с неверными. 72 правило V–VI Вселенских Соборов признает недействительными те браки, когда христианине брачуются с нехристианами. Ведь нельзя соединять Христа с Велиаром и овцу с волком. Чтобы найти себе хорошую жену, надо руководствоваться не голосом похоти, но словом Божиим и молитвой. Тогда Бог так же, как и Елиезеру, и нам пошлет Ангела и сделает прямым путь наш.

И после того, как Авраам увидел помощь Господа, он умер в возрасте 175 лет и приложился к своим отцам. Похоронили его вместе с женой, в купленной им пещере Махпела, в Хевроне. Господь возлюбил этого праведника так, что даже спустя века продолжал именовать Себя Богом Авраама (Исх.3,6), обещая этого патриарха ввести в Свою вечность. Место блаженства спасенных душ называется в Писании лоном Авраама (Лк.16,22).

 

ИАКОВ И ИСАВ (Быт.25,19–27)

 

Как и у его отца, у Исаака жена была долго бесплодна. — Прошло двадцать лет, как, наконец, по молитвам Исаака, Ревекка забеременела. Сыновья в чреве ее стали биться, и она пошла вопросить об этом Господа. Бог ответил ей:

Два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт.25,23).

Когда пришло время рожать ей, то оказалось, что у нее близнецы. Первым вышел младенец весь красный и покрытый волосами. И назвали его Исавом («волосатым»). Брат его родился, держась за пятку Исава, и назвали его Иаковом («запинателем»). В рождении близнецов был явлен прообраз бытия двух миров: Исав — образ этого мира, в котором люди живут ради плоти и крови, а Иаков — образ мира грядущего, вселенной, где обитает праведность. Он таинственно предначинается уже сейчас, как бы держась за пяту первого, но, хотя он и младший, будущее принадлежит ему.

Когда братья выросли, то обнаружилось различие их характеров: Исав был человеком полей, искусным охотником, а Иаков — человеком кротким, живущим в шатрах. Исаак любил Исава, потому что дичь его была ему по вкусу, а Ревекка любила Иакова.

Однажды Иаков сварил еду себе, а Исав пришел голодным с охоты и сказал ему:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных