ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОЯВЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА 3 страницаТогда сатана ответил: — Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли охраняешь его и дал ему богатство. Но коснись его имущества — разве будет он благословлять Тебя? Тогда Бог разрешил отнять у Иова все имущество. Сатана отнял у него весь скот и силой урагана обрушил дом на головы его детей, так что Иов оказался нищим и бездетным. Тогда праведник разодрал одежды свои и сказал: — Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! (Иов 1,21–22) Так Иов победил первое искушение — похоть плоти: искушение имуществом и любовью к детям — и остался верным Богу. Но беды его не закончились. Вновь дьявол предстал пред лицом Бога, и Господь сказал ему: — Вот, до сих пор Иов тверд в своей непорочности, а ты хотел заставить Меня погубить его безвинно. — Кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что у него есть, — ответил враг. — Вот, он в руке твоей, только душу его сохрани, — разрешил сатане Господь, желая, чтобы смертный человек победил бессмертного духа и так предсказал разрушение его державы. Тогда сатана навел на Иова страшную болезнь — проказу, когда человек гниет заживо. Он сел за городом на пепел и скреб раны черепицей. Городское отребье издевалось над ним, оплевывали его и смеялись над ним. Тогда жена его сказала: — Долго ли ты будешь верен Богу? Похули Его и умри. Но Иов ответил: — Ты говоришь, как безумная, неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злое не будем? Так Иов снова оказался праведным перед Богом. Он победил искушение поднять мятеж против Бога и так преодолел гордыню. Тогда сатана напал на него особенно коварно — к Иову пришли три друга, которые убеждали его, что раз он страдает, то, значит, виноват, и поэтому должен просить прощения у Бога. Они говорили, что мир и в нынешнем состоянии хорош, а зло — это неотъемлемая часть человеческой природы. Иов должен смириться с этим и не пытаться познать Творца. Они ссылались на откровение (в котором христиане узнают внушение сатаны), предание предков и здравый смысл. Однако праведник не захотел смиряться со злом. Он проклял день своего рождения, который ввел его в мир, пропитанный смертью и тлением. Иов увидел страшную несправедливость, царящую во вселенной, и страстно желал узнать у Бога, почему праведники страдают, а грешники благоденствуют, за что наказан он сам? Он признавал могущество Господа и Его власть, но сомневался в справедливости мироустройства. Иов желал судиться с Богом, не признавая заслуженности своего наказания, хотя знал за собой и грехи юности, и древнюю скверну первородного греха. Он всем сердцем желал встретиться с Господом, понимая, что только Сам Творец может насытить его сердце. Он боролся с Богом, желая понудить Непонуждаемого открыть Себя. Иов желал Посредника, Который соединил бы его с Богом, и кричал: — А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов 19,25–27). Друзьям не удалось сломать праведника, и тогда Елиуй поправил Иова. Показав ему, что тот забыл о непостижимости и творческой мощи Бога, без чего ответы на его вопросы невозможны. Господь учит человека, стараясь отвести его от гибели, а страдания часто служат для научения людей. Внезапно в этот спор вмешался Сам Создатель. Он принял условия Иова, и, явившись в буре, Он призвал Иова отвечать Ему на вопросы, которые Он задаст ему. Бог спросил праведника: знает ли он, как устроена вселенная, понимает ли, как мировые стихии служат Ему, осуществляя возмездие нечестивцам? Сможет ли он сокрушить мировое зло, управлять Небесами и установить господство его законов на земле? Затем Господь показал, как он любуется свободой животных, которые вышли из Его рук. Так Господь явил, что по-иному Он управляет неодушевленным миром, а по-иному — живыми существами. Наконец Всемогущий указал Иову на истинного виновника его страданий — сатану, которого Он описал под видом двух чудовищ — бегемота и левиафана. Свободное безумие мятежного ангела и увлеченных им людей и порождает тот вихрь смерти, который так возмущает Иова. Но это состояние не вечно. Сам Бог вмешается в великую битву и сокрушит сатану и все его воинство навсегда. Иов в восторге положил руку на свои уста и раскаялся в прахе и пепле, воскликнув: — Знаю, что Ты всё можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено. Я говорил о том, чего не разумел. Раньше я только слышал о Тебе, а теперь мои глаза видят Тебя. Тогда Бог обратился к друзьям Иова и сказал им, что гневается на них за то, что они не так правильно говорили о Нем, как Иов. Лишь жертва, которую тот принес, спасла их от смерти. После этого Бог вернул Иову вдвое больше богатства и облагодетельствовал его детьми. Пример праведного Иова является для нас ярчайшим примером терпения, благодаря которому мы должны уметь видеть Бога и сквозь боль и страдания, помня о том, что Сам Господь соединился с нами и в нашем горе, дойдя до Крестной смерти. Иов — это прообраз Христа. Как и Господь наш, через происки дьявола он сошел с вершин могущества до страшного унижения. Как и Христос, Иов страдал вне стен, оплеванный, униженный своими, обвиненный в богохульстве, забытый (как думал он) Самим Богом. Но Господь оправдал праведника и вернул ему имущество, так же, как и Иисус Христос воскрес из мертвых и получил от Отца во владение народы.
Память св. прав. Иова совершается 6/19 мая.
Тропарь, глас 1: Богатство видев добродетелей Иовлих, украсти кознствоваше праведных враг, и, растерзав столп телесе, сокровище не украде духа, обрете бо вооружену непорочнаго душу, мене же и обнажив плени: предварив убо мя прежде конца, избави мя льстиваго, Спасе, и спаси мя.
Кондак, глас 8: Яко истинен и праведен, богочестив и непорочен, освящен же явлься, всеславне, Божий угодниче истинный, просветил еси мир в терпении твоем, терпеливейший и доблейший. Темже вси, богомудре, память твою воспеваем.
РОЖДЕНИЕ МОИСЕЯ (Исх.1—2)
Еврейский народ чрезвычайно быстро размножался в Египте, будучи благословлен Богом. Но при этом евреи стали забывать о Создателе и смешиваться с язычниками. И вот, когда умер Иосиф и его братья, то к власти пришел фараон, забывший о благодеяниях Иосифа. Он испугался, что евреи могут перейти на сторону врагов государства, и для того, чтобы избежать этого, приказал начать угнетение народа. Евреев объявили рабами и заставляли строить города для запасов, а также изнуряли полевыми работами. Но Бог еще больше умножил Свой народ. Тогда фараон приказал повивальным бабкам убивать всех новорожденных мальчиков, но те боялись Бога и не совершали этого беззакония. Царю же они сказали, что еврейки крепче египтянок и рожают еще до их прихода. Тогда фараон повелел всем египтянам убивать новорожденных еврейских мальчиков, чтобы так уничтожить народ. В те времена один потомок Левия по имени Амрам женился на Иохаведе, и она, уже после выхода закона об убийстве новорожденных еврейских мальчиков, родила ему сына. Ребенок родился очень красивым, и родители прятали его три месяца. Когда скрывать его уже не было возможности, младенца положили в корзинку, обмазанную смолой, и поставили у берега реки, в тростнике. Сестра мальчика пряталась рядом, чтобы видеть, что произойдет с ним. В это время дочь фараона пришла к реке (это место находится в Каире), чтобы помыться, и увидела корзинку с плачущим младенцем. Царевна пожалела его и сказала: «Это из еврейских детей». Сестра его предложила привести ей кормилицу. Дочь фараона согласилась и даже дала плату его матери (а именно она и была той кормилицей). Когда же ребенок вырос, то дочь фараона взяла его себе в сыновья и дала ему имя «Моисей», т.е. взятый из воды. Он получил прекрасное образование и жил во дворце фараона. Но однажды, когда ему было уже сорок лет, Моисей увидел, как надсмотрщик издевался над евреем. В гневе он убил садиста и закопал в песок. На следующий день Моисей пытался разнять двух дерущихся евреев, но обидчик сказал: — Кто тебя поставил здесь начальником? Или ты хочешь убить меня, как вчера египтянина? Так Моисей понял, что спасенный им еврей уже донес на него. Тогда он был вынужден бежать из Египта, где фараон приказал его казнить. Он пришел на Синайский полуостров и там, у колодца, защитил дочерей местного священника Рагуила Иофора от пастухов, которые отгоняли их от колодца. Рагуил принял его к себе и женил на своей дочери Сепфоре. И Моисей жил в пустыне сорок лет. В это время, осеняемый силой Духа Святого, он написал Книгу Бытия.
ЯВЛЕНИЕ БОГА МОИСЕЮ В НЕОПАЛИМОЙ КУПИНЕ (Исх.3—4)
Моисей пас овец своего тестя. Однажды он, движимый невидимой силой, погнал стадо далеко к краю пустыни и пришел к Божьей горе — Хориву. И явился ему Вестник Бога, Бог Слово, в пламени огня из среды тернового куста (купины). Моисей узрел страшное видение: куст горит и не сгорает. Изумившись, он решил подойти и посмотреть на это великое явление. Тогда Бог воззвал к нему из среды огня: — Моисей! Не подходи сюда и сними обувь с ног твоих, потому что там, где ты стоишь, — земля святая. Я Бог Авраама, Исаака и Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что благоговел посмотреть в глаза Богу. Он снял сандалии, чтобы ничто мертвое не отделяло его от Изначальной Жизни. А неопалимая купина была прообразом Богородицы, принявшей Творца и не сгоревшей. Бог сказал Моисею: — Я увидел страдание народа Моего и услышал вопль его. Я знаю скорби его и пришел освободить его из рабства и ввести в прекрасную землю, где течет молоко и мед. Иди, Я посылаю тебя к фараону, чтобы ты вывел евреев из рабства. Но Моисей стал отказываться, на что Господь обещал быть с ним. Тогда Моисей сказал Богу: — Вот, я приду к израильтянам и скажу им: Бог отцов ваших послал меня к вам. А они спросят: а какое у Него имя? — Я есмь Сущий (Ягве), — отвечал Бог. — Так и скажи: Сущий послал меня к вам. Вот Мое имя во веки и памятование о Мне из рода в род. Евреи тебе поверят, но фараон ожесточится, пока Я не покажу на нем силу Свою, и тогда он отпустит вас. Это имя, с которым Бог явился Моисею, и до сих пор употребляется в богослужении Церкви, оно означает то, что Бог находится вне времени и природы. Он Сам в Себе содержит источник Своего бытия. Только Он поистине существует, не будучи зависим ни от какой внешней причины, и все существующее имеет бытие лишь по Его воле. Чтобы народ поверил Моисею, Бог показал ему чудеса, подтверждающие его посланничество, — жезл превращался в змея, но когда Моисей взял его за хвост, тот снова стал жезлом. Так дьявольская сила оказывается ничтожной перед Божьим пророком. Другое чудо было в том, что Моисей положил руку за пазуху, и она вся покрылась струпьями проказы, а потом положил ее за пазуху снова, и она выздоровела. Этим символизировалось, что Бог силен исцелить прокаженную грехом человеческую жизнь. Третьим чудом было превращение воды в кровь, обличавшее убийство египтян. Но Моисей продолжал отказываться от поручения Божия, ссылаясь на свое косноязычие. И Бог обещал быть при его устах, так что он станет богом для фараона, а брат его Аарон будет ему пророком. Тогда Моисей согласился и пошел в Египет. В дороге Бог чуть не предал Моисея смерти за то, что тот не обрезал своего сына. Лишь только то, что его жена Сепфора совершила законное обрезание, спасло его от гибели. Здесь мы видим, что никакие обстоятельства не оправдывают человека, не исполнившего заповедь Божию. Моисей был посланником Господа, но и он был обязан выполнять Его волю.
КАЗНИ ЕГИПЕТСКИЕ (Исх.5—10)
Когда Моисей вернулся в Египет, то еврейский народ признал его как посланника Божия. Тогда он вместе с братом своим Аароном пошел к фараону и потребовал, чтобы тот отпустил евреев для праздника Сущему в пустыню, иначе Он наведет на Египет казни. Но тот ответил: — Не знаю я Господа и не отпущу народ. И повелел фараон усилить работы для народа, потому что сказал: — Праздны вы, праздны, поэтому и хотите служить Богу. Тогда Бог сказал Моисею, что настало Ему время явить могущество Свое над Египтом. Моисей и Аарон вновь пришли к фараону, и бросил Аарон жезл свой перед ним, и стал жезл змеем. То же сделали и египетские чародеи, но жезл Аарона пожрал жезлы египтян. Символом фараона была кобра, и то, что она была пожрана преображенным чудесным образом жезлом Аарона, говорило о ничтожности власти царя перед Богом. Но фараон ожесточил свое сердце и не захотел послушать Бога. Тогда наступило время казней. Утром Моисей вышел навстречу фараону, когда тот шел к Нилу, и ударил по воде. И вода тотчас превратилась в кровь, так что все живое в ней умерло. Подобным образом и египетские чародеи навели чары на воды. Фараон не захотел вразумиться этим чудом, хотя Бог показал, что именно Он властелин вод, а Нил — не бог, как думали египтяне. Через неделю после первого чуда Господь наслал на Египет вторую казнь. Внезапно, по призыву Моисея, земля наполнилась жабами, которые были и в пище, и в постелях у египтян. Фараон просил о пощаде, все жабы умерли, но евреев он так и не отпустил. Тогда, по слову Моисея, Аарон ударил жезлом в земную пыль. Тотчас множество мошек напало на египтян и на скот. Маги пытались и здесь подражать пророку, но у них ничего не вышло. Они сказали фараону: — Это перст Божий. Но фараон, как и предсказывал Бог, ожесточился и не отпустил народ. На следующее утро Моисей встретил фараона у воды и предсказал новую казнь — нашествие песьих мух (крупных оводов). Так и произошло. На следующий день налетело множество мух, из пустыни пришли дикие звери, а область Гесем, где жили евреи, оказалась невредимой. Фараон предложил им принести жертву Богу в Египте, но Моисей отказался. Царь сперва согласился отпустить народ. Но когда по молитве пророка мухи улетели, фараон отказался исполнить свое обещание. Тогда Господь навел мор на скот египтян, а у евреев не умерло ничего. Но и на этот раз фараон отказался послушаться Творца. Хотя Он ясно показал, что никакие животные (ни быки, ни овцы) — не боги. Настало время шестой казни. Моисей и Аарон взяли пригоршни пепла и бросили их к небу перед глазами фараона. И тотчас поднялась пыль над Египтом, и на всех египтянах и на скоте явилось воспаление с нарывами. И маги уже не могли устоять перед Моисеем, ибо все они были покрыты нарывами. Но и это наказание не вразумило фараона. Так велика была его гордыня. Наутро Моисей передал фараону слово Бога: — Я пошлю язвы в сердце твое и твоих рабов, чтобы вы узнали, что нет подобного Мне по всей земле. Я мог бы истребить тебя и твой народ с лица земли. Но Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе Мою силу. И чтобы имя Мое было прославлено по всей земле. Завтра утром Я пошлю град на Египет, какого не было от начала времен. Те, кто поверил Моисею, собрали свои стада и рабов в дома, а кто не обратился к Господу, оставили все на полях. И вот, по слову Господа, Моисей поднял жезл к небу— и на Египет упал град, смешанный с огнем. Страшные молнии били по земле, и огонь разливался, сжигая всё, причем град не мешал ему. Все, кто был в полях, погибли, сгорела трава, и были сломаны деревья. Фараон испугался, но когда град, по велению Моисея, прекратился, то вновь ослушался Бога. Царь предложил, чтобы в пустыню ушли только мужчины, а дети остались заложниками в Египте. (И сейчас часто говорят, что нельзя детям навязывать веру, — мол, вырастут, сами решат.) Тогда Бог послал на страну саранчу, прилетевшую с восточным ветром. Она покрыла всю землю и сожрала всё, оставшееся от града. Фараон спешно вызвал пророка и умолял спасти его от этой смерти. Тогда Моисей помолился Богу, и западный ветер унес саранчу и бросил ее в Красное море. А царь вновь нарушил свое обещание. Тогда наступила девятая казнь. Моисей простер руки к небу, и на Египет пришла осязаемая тьма, вышедшая из адских бездн. Три дня никто из египтян не видел друг друга, а у евреев был свет. Тогда фараон призвал Моисея и сказал: — Идите, совершите служение Богу, только оставьте здесь свое имущество. Но пророк ответил, что они возьмут всё, чтобы принести жертву Богу. Фараон разгневался и не отпустил их. Он сказал Моисею и Аарону: — Больше не являйтесь передо мной, иначе вы умрете. — Как ты сказал, так и будет, — ответил Моисей, — твоего лица мы больше не увидим.
ПАСХА ГОСПОДНЯ (Исх.11—12)
Господь сказал Моисею, что наведет последнюю, десятую кару на Египет и фараон отпустит народ. Он повелел евреям принести в жертву искупления агнца, чтобы спастись от величайшей кары. Агнец должен быть совершенным, из овец или коз в расчете на семейство. Он должен быть однолетним, мужского пола. Выбрать агнца надо было в десятый день первого месяца весны, а вечером четырнадцатого дня агнец закалывается. Его кровью нужно помазать косяки дверей, а мясо запечь в огне. За ночь надо съесть его с пресным хлебом и горькими травами. Следует съесть всего — с головой, ногами и внутренностями, а что не съедено — сжечь огнем. Нельзя оставлять не съеденное от него до утра и ломать костей. При этом вкушающие жертву должны быть одеты, препоясаны и с посохами в руках. Это — пасха Господня. Так израильтяне и сделали. Они закололи агнца и иссопом (особой благовонной травой) помазали косяки кровью и вкусили от жертвы. Наступила страшная ночь 14 дня первого месяца. Израильтяне собрались в домах и вкушали священную жертву. Никто до наступления утра не имел права выйти на улицу. В полночь Господь прошел по Египту и перед Его лицом шел Ангел губитель. Он миновал все дома, где видел знак крови на косяках. Все же другие дома Ангел наполнил смертью — он убил всех первенцев от сына фараона до сидящего в тюрьме. Поэтому и назван величайший праздник пасхой (от еврейского «песах» — «проходить мимо»), ибо никто из евреев не погиб и даже пес не пошевелил языком. А в домах египтян поднялся страшный крик и плач, ибо не было дома, где не было бы мертвеца. Тотчас фараон призвал к себе Моисея и велел евреям уходить из Египта. И вышли евреи и множество других людей, присоединившихся к ним из страны рабства. Это произошло в ту же ночь, в какую Авраам за 430 лет до этого вышел из Харрана. Избавление евреев от смерти было образом нашей великой Пасхи — освобождения от уз духовного фараона, сатаны. По слову Григория Богослова, пасхальный Агнец Христос — это «великая Жертва — очищение не малой части вселенной, и не на малое время, но целого мира и вечное. Для сего берется агнец (Исх.12,5) по незлобию и как одеяние древней наготы; ибо такова Жертва, за нас принесенная, которая есть и именуется одеждою нетления. Совершенно, не только по Божеству, в сравнении с Которым ничего нет совершеннее, но и по воспринятому естеству, которое помазано Божеством, стало тем же с Помазавшим и, осмелюсь сказать, купно-Богом. Мужского пола, потому что приносится за Адама, лучше же сказать, потому что крепче крепкого, первого падшего под грех, особенно же потому, что не имеет в Себе ничего женского, несвойственного мужу, а напротив того, по великой власти, силою расторгает девственные и матерние узы, и рождается от пророчицы мужского пола, как благовествует Исаия (Ис.8,3). Единолетно, как солнце правды (Мал.4,2), или оттуда выходящее, или описываемое видимым и к Себе возвращающееся, и как благословенный венец благости (Пс.64,12), повсюду Сам Себе равный и подобный, а сверх сего и как то, чем оживотворяется круг добродетелей, неприметно между собою сливающихся и растворяющихся по закону взаимности и порядка. Непорочно и нескверно, потому что врачует от позора и от недостатков и скверн, произведенных повреждением; ибо хотя воспринял на Себя ваши грехи и понес болезни, но Сам не подвергся ничему, требующему уврачевания. Упоминается первый месяц, или лучше сказать, начало месяцев (Исх.12,2), или потому что он был таким у Евреев издавна, или потому что сделался таким впоследствии, с сего именно времени, и от таинства принял наименование первого. В десятый день месяца — это самое полное из чисел, первая из единиц совершенная единица, и родительница совершенства. Соблюдается до пятого дня; может быть, потому, что жертва моя есть очистительная для чувств, от которых мое падение и в которых брань, так как они приемлют в себе жало греха. Избирается же не от овец только, но и из худшей природы, из стоящих по левую руку, от козлов; потому что закалается не за праведных только, но и за грешных, и за последних, может быть, тем паче, что имеем нужду в большем человеколюбии. Нимало же не удивительно, что особенно требуется агнец для каждого дома, а если нет, то по бедности чрез складчину по домом отечеств. Ибо всего лучше, чтобы каждый сам собою достаточен был к приобретению совершенства, и зовущему Богу приносил жертву живую, святую, всегда и во всем освящаемую. Если же нет; то должен употребить к сему содейственниками сродных ему по добродетели и подобонравных. Это значит, в случае нужды, приобщать к жертве соседей. Потом священная ночь, противоборница этой ночи — настоящей слитной жизни, ночь, в которую истребляется первородная тьма, все приходит во свет, в порядок и в свой вид, прежнее безобразие приемлет благообразность. Потом бежим от Египта, мрачного гонителя — греха, бежим от фараона, невидимого мучителя и от немилосердных приставников, переселяясь в горний мир; освобождаемся от грязи и делания кирпичей, от служения сей тленной и поползновенной плоти, всего чаще ни чем не управляемой кроме бренных помыслов. Потом закалается агнец, и честною кровию печатлеются дела и ум, или сила и деятельность — эти косяки наших дверей, разумею движения мысли и мнения, прекрасно отверзаемые и заключаемые умозрением; потому что и для понятий есть некоторая мера. Потом последняя и тягчайшая казнь гонителям, подлинно достойная ночи: Египет плачет над первенцами собственных помыслов и дел. Везде у Египтян рыдание и вопль; а от нас отступит тогда их губитель, чтя помазание и страшась его. Потом отъятие закваски в продолжение семи дней (число самое таинственное и состоящее в близком отношении к сему миру), отъятие давнего и застаревшего повреждения (а не хлебной и жизненной закваски), чтобы не иметь при себе в пути египетского теста и остатков фарисейского и безбожного учения. Египтяне будут плакать; а нами да вкусится агнец к вечеру; потому что при конце веков страдание Христово. И Христос, разрушая греховную тьму, вечером приобщает учеников таинству. Невареный, но печеный (8,9), чтобы у нас в слове не было ничего необдуманного и водянистого и удобно-распускающегося, но чтобы оно было твердо и плотно, искушено огнем очистительным, свободно от всего грубого и излишнего; чтобы добрыми углями, воспламеняющими и очищающими нашу мысленную способность, помог нам Пришедший огня воврещи на землю (Лк.12,49), которым потребляются худые навыки, и Поспешающий возжечь его. А что в слове плотяного и питательного, пусть будет снедено и потреблено с внутренностями и сокровенностями ума, и подвергнуто духовному переварению — все до головы и до ног, то есть от первых умозрений о Божестве и до последних рассуждений о воплощении. Но ничего не вынесем, ничего не оставим до утра (10); потому что многие из наших таинств не должны быть разглашаемы посторонним, потому что по прошествии сей ночи нет очищения, потому что не похвально до другого времени откладывать тем, которые приняли слово. А кости и несъедобное, то есть для нас неудоборазумеваемое, да не сокрушатся (10), чрез худое разделение и разумение (повременно говорить о том, что кости Иисуса не сокрушены и в историческом смысле, хотя распинатели и желали ускорить смерть по причине субботы), и да не будут выброшены и расхищены, чтобы святое не дать псам — злым терзателям слова. И не повергнуть свиньям того, что в слове светло, как жемчуг, но да сожжется это огнем, которым попаляются и всесожжения — все испытующим и ведущим Духом. Не должно оставить без внимания и образ вкушения, потому что Закон не умолчал и сего, но и об этом сокрыл умозрение в букве. Потребим жертву с тщанием, съедая опресноки с горьким зелием (8), препоясав чресла, и надев сапоги, и подобно старцам опершись на жезлы (11). Со тщанием, чтобы не сделать того, что заповедь запрещает Лоту, не будем озираться, ниже постоим во сем пределе, в горе спасемся, да не купно яты будем содомским и необычайным огнем (Быт.19,17), и да не отвердеем в соляной столп от возвращения к худшему, что производится медлением. С горьким зелием, потому что жизнь по Богу горька и трудна, особливо для начинающих, и она презирает удовольствия. Ибо хотя новое иго благо, и бремя легко, как слышишь (Мф.11,30), но оно таково по причине надежды и воздаяния, которое несравненно щедрее, нежели чего заслуживало бы здешнее злострадание. Ты поясом и целомудрием укроти в себе похотливость и это ржание, как говорит Божественное Писание (Иер.5,8), порицая гнусность страсти, чтобы тебе чистому вкусить Пасху, умертвив уды, которые на земле (Кол.3,5)» (Слово 45). ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ЧЕРМНОЕ МОРЕ (Исх.13—15)
Глубокой ночью на 14 день первого месяца евреи и примкнувшие к ним египтяне, обратившиеся к Творцу, покинули Египет. Это произошло в тот же день, в который 430 лет назад Авраам ушел из Харрана. Бегство было настолько внезапным, что даже квашни не успели вскиснуть. Уходя, евреи, по повелению Господа, обобрали египтян —так они взяли заработанное за годы рабства. Здесь Церковь видит указание на то, что христиане должны пользоваться как своим всем тем, что хорошего было создано языческой культурой, ибо все благое — от Бога. Помня повеление Иосифа, израильтяне взяли как святыню его кости. Господь Сам прокладывал дорогу Израилю. Он шел перед ними днем в виде облачного, а ночью — огненного столпа. Так продолжалось все время странствования по пустыне. Он не повел их короткой дорогой в Палестину, чтобы народ не испугался войны, но повел их к Красному морю. Когда фараон узнал об этом, то решил, что евреи заблудились, и его жестокое сердце в последний раз взбунтовалось против Бога. Он сказал: — Зачем мы отпустили евреев, чтобы они не работали нам? Тотчас он собрал все колесницы египетские и бросился в погоню за израильтянами. Армия настигла народ Божий на берегу моря, когда деваться тем было некуда. Израильтяне страшно испугались и закричали Моисею: — Неужели не хватало гробов в Египте, что ты вывел нас умереть в пустыне? Но Моисей сказал им, молясь в сердце: — Не бойтесь, стойте и увидите спасение Господне, ибо египтян вы не увидите больше никогда. В ответ на безмолвную мольбу пророка Бог сказал ему: — Что ты кричишь ко Мне? Скажи израильтянам, чтобы шли. А ты ударь жезлом по воде, и вода разделится. А Я покажу Свою славу на фараоне и на всем войске его. Столп огненный стал между египтянами и евреями и не дал им сблизиться всю ночь. Причем он освещал ночь для вторых, и был тьмой для первых. А Моисей простер руку на море, и ураган разогнал море. Воды стали как стеклянные стены справа и слева, и евреи пошли сквозь море посуху. Увидев это, фараон приказал начать атаку, и колесницы Египта помчались за народом Бога. Тогда облачный столп наклонился к ним, и Бог связал оси колесниц. Египтян обуяла паника. Они решили бежать, но было уже поздно. Господь сказал Моисею: — Ударь своим жезлом по воде в противоположную сторону, и море соединится. Тот так и сделал. И воды рухнули на мятежников. Ни один из египтян не спасся. Папирус Ипувера и надпись Эль-Ариши подтверждает это повествование Библии. Там сказано, что последний фараон Среднего царства Египта Тиу-Том погиб в водовороте, погнавшись за взбунтовавшимися рабами. А после этого вся страна была завоевана азиатами гиксосами. Наутро израильтяне нашли своих врагов мертвыми на берегу. Так они увидели великую мощь Господа. Тогда они воспели Ему благодарственную песнь (она до сих пор поется утром в церквах). И сестра Моисея, и все женщины под звуки тимпанов танцевали и пели гимны спасения: «Пойте Господу, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море» (Исх.15,21). Это великое чудо Божие предуказывало на наше спасение в Крещении. За нами также гнался великий враг — сатана. Но Христос (Его образ нес на себе Моисей) расторг для нас воды. Дух Святой (явившийся тогда в облачном столпе) провел нас сквозь них, а вся сила нашего противника погибла в священных водах. Получив этот несказанный дар, и мы должны всю жизнь проводить в славословии Спасителю.
ЧУДЕСА БОГА ПОСЛЕ ПЕРЕХОДА ЧЕРЕЗ МОРЕ (Исх.15,22 —17,16)
После того как фараон погиб в Чермном море, народ Божий двинулся вдоль побережья Суэцкого залива на юг. И как повествует нам Второзаконие, Господь «шел перед вами (евреями) путем — искать вам места, где остановиться вам, ночью в огне, чтобы указывать вам дорогу, по которой идти, а днем в облаке» (Втор.1,33). Предание добавляет, что облако подобно шатру покрывало стан Израиля все время странствования. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|