ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Память пророка Ахии совершается 12/25 ноября.
СЕВЕРНОЕ ЦАРСТВО (3 и 4 Цар.)
После отступничества Иеровоама царство Израильское продолжало падать все ниже и ниже. Все цари десяти колен были неверны Богу и кланялись золотым тельцам. Многие из них возвращались к прямому поклонению ложным богам — Ваалу и Астарте. Они приносили им жертвы, даже человеческие, и строили в честь них капища, сажали дубравы, в которых занимались ритуальным развратом. Бог всеми мерами пытался вразумить еврейский народ. Он посылал к ним пророков, которые возвещали праведные суды Бога, предсказывали будущее и обличали нечестие царей. Некоторые из царей частично слушали Творца, а некоторые нет. Но до самого последнего дня Израильского царства ни один из них не отверг почитание тельцов. Обосновывалось это «государственной необходимостью», потому что цари боялись, что еврейский народ вновь объединится под властью потомков святого царя Давида. И результатом этой политики были бесчисленные нашествия, которые Бог посылал против непокорных, а также череда заговоров и переворотов, потрясавших Израиль на протяжении всей его истории. Так происходит всегда, когда религию пытаются использовать как средство государственных задач вместо того, чтобы государство заставить служить Богу. Сын Иеровоама Нават, как и пророчествовал Ахия, был убит. Истребили и династию его убийцы Ваасы. И так продолжалось до самой гибели царства. Но самого духовного дна Израиль достиг при царе Ахаве, женившемся на дочери Тирского царя Иезавели. Он построил в новой столице Самарии (основанной его отцом Амврием) капище Ваалу и посадил около дворца дубраву Астарте. В его дни впервые рискнули нарушить проклятие Иисуса Навина и восстановить Иерихон. И, как тот и предсказывал, восстановитель города похоронил в основании города своего первенца, а под воротами — младшего сына.
ПРОРОК ИЛИЯ (3Цар.17—18)
В то время, когда Израильское царство погрузилось в глубину идолопоклонства, Бог послал Своему народу пламенного проповедника покаяния — пророка Илию. По преданию, еще в младенчестве его отец видел, как Ангелы кормили Илию огнем. При царе Ахаве, кланявшемуся по наущению своей жены Иезавели Ваалу и Астарте, Илия вышел на проповедь и провозгласил: — Жив Господь Бог Израилев, пред Которым я стою! в сии годы не будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову (3Цар.17,1). Так и произошло. Наступила страшная засуха, ручьи пересыхали, сгорела вся трава, и настал голод. И идолопоклонники, решившие, будто бы идолы и бесы дают им дождь, поняли, что Творец жив. Между тем Илия жил в пустыне у ручья, и ворон утром и вечером приносил ему хлеб и мясо. Так Бог учил его милосердию на примере хищной птицы. Когда вода высохла, по слову Бога Илия ушел из Израиля в Сарепту Сидонскую. У ворот он встретил вдову, у которой осталась только горсть муки и немного масла. Пророк попросил у нее хлеба и пообещал, что мука и масло не кончатся в ее доме до конца засухи. Вдова поверила ему, и чудо действительно произошло. В течение этих лет масло не убывало и мука не истощалась — по слову Господа, изреченному через Его пророка. Спустя некоторое время у вдовы заболел и умер сын. Илия взял его к себе в верхнюю комнату и воззвал к Господу и сказал: — Господи Боже мой! неужели Ты и вдове, у которой я пребываю, сделаешь зло, умертвив сына ее? И простершись над отроком трижды, прообразуя этим тайну Святой Троицы, он воззвал к Господу и сказал: — Господи Боже мой! да возвратится душа отрока сего в него! (3Цар.17,21) И услышал Господь голос Илии, и возвратилась душа отрока в него, и он ожил. Так Илия показал, что некогда Бог победит смерть всех людей, поэтому этот отрывок читается накануне Пасхи. Прошло три с половиной года, и Илия, по слову Бога, пошел навстречу Ахаву, чтобы Господь послал дождь на измученную засухой землю. Он повелел царю собрать на гору Кармил весь народ и всех лжепророков Ваала и Астарты. Их оказалось 850 человек. Когда народ собрался, Илия сказал людям: — Долго ли вам хромать на оба колена? если Господь есть Бог, то последуйте Ему; а если Ваал, то ему последуйте (3Цар.18,). И не отвечал народ ему ни слова. И сказал Илия народу: — Я один остался пророк Господень, а пророков Ваала четыреста пятьдесят человек и четыреста — Астарты. Пусть дадут нам двух быков, и пусть они выберут себе одного быка, и разрубят его, и положат на дрова, но огня пусть не подкладывают; а я приготовлю другого быка и положу на дрова, а огня не подложу. И призовите вы имя бога вашего, а я призову имя Яхве (Сущего), Бога моего. Тот Бог, Который даст ответ посредством огня, есть Бог. И народ сказал: хорошо. Жрецы Ваала принесли жертву и стали кричать с утра и до полудня: — Ваал, Ваал, услышь нас! Но не было ни голоса, ни движения. В полдень Илия стал смеяться над ними и говорить: — Кричите громким голосом, ибо он бог; может быть, он задумался, или занят чем-либо, или в дороге, а может быть, и спит, так он проснется! Они продолжали кричать и резали себя ножами, но толку не было. Ваал не ответил. Вечером Илия сказал, чтобы они отошли. Он восстановил древний разрушенный жертвенник из 12 камней по числу сыновей Иакова. Вокруг него пророк выкопал ров, заколол быка, положил его на дрова и приказал вылить на жертву три раза по четыре ведра, так что ров наполнился водой (троекратным возлиянием он также показал тайну Троицы, а 12 ведер — символ 12 колен и 12 апостолов, разнесших огонь Духа по всей земле). А затем Илья воззвал на небо: — Сущий, Боже Авраамов, Исааков и Израилев! Услышь меня, Господи, услышь меня ныне в огне! Да познают в сей день люди эти, что Ты один Бог в Израиле и что я раб Твой и сделал всё по слову Твоему. Услышь меня, Господи, услышь меня! Да познает народ сей, что Ты, Господи, Бог, и Ты обратишь сердце их к Тебе. И ниспал огонь Господень, и пожрал всесожжение, и дрова, и камни, и прах, и поглотил воду, которая во рву. И весь народ упал и закричал: — Сущий есть Бог, Сущий (Господь) есть Бог! И сказал им Илия: схватите пророков Ваала, чтобы ни один из них не укрылся. И схватили их, и отвел их Илия к потоку Киссону и заколол их там в наказание за грехи идолопоклонства и убийства, которыми они грешили. Затем Илия сказал Ахаву, чтобы тот садился в колесницу, потому что сейчас начнется дождь. А сам пророк поклонился и стал молить Бога, и вот с моря поднялась сначала маленькая тучка, а затем хлынул воскрешающий вождь. Ахав заплакал от умиления, но его жена ожесточилась и пообещала убить Илию.
БОГОЯВЛЕНИЕ НА ХОРИВЕ (3Цар.19)
Пророк по-человечески испугался и убежал на юг Палестины в Вирсавию (сейчас Беер-Шева). Там он впал в уныние и просил у Бога смерти. Когда он заснул, Ангел, разбудив его, дал ему хлеба и воды и сказал: встань, ешь и пей, ибо тебе предстоит дальняя дорога. И поев, Илия силой этой пищи шел сорок дней и сорок ночей до святой горы Хорив, где Моисей заключил Завет с Богом. Это был особый пост, готовивший пророка ко встрече с Господом, а ангельский хлеб был символом Святого Причастия, укрепляющего нас на путях нашей жизни. Придя на гору, среди страшных, пустынных скал Илия нашел пещеру и заночевал в ней. Наутро, повинуясь повелению Бога, Илия вышел из пещеры, и перед ним прошла череда страшных катаклизмов, означающих приближение Творца. Сначала пронесся ураган, раздирающий горы и сокрушающий скалы пред Господом, но не в ветре Господь. После урагана скалы затряслись от землетрясения, но не в землетрясении Господь. После землетрясения пронесся огонь, но не в огне Господь. Все эти могучие стихии оказались неспособными передать истинную силу Господа. И вот после огня веяние тихого ветра (по-славянски глас хлада тонка) — и там Господь, ибо Бог наш есть Бог милосердия, являющийся в прохладе бесстрастия и любви. Услышав голос Бога, Илия закрыл свое лицо плащом и встал у входа в пещеру, ибо не пришло еще то время, когда человек мог увидеть Бога и остаться в живых, Бог еще не стал человеком. Спустя века Илия на другой горе увидел того же Бога, но уже не закрыл своего лица, потому что Бог стал человеком. И Господь спросил пророка: — Что ты здесь, Илия? (3Цар.19,9) — Возревновал я о Господе Боге Саваофе, ибо сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили Твои жертвенники и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее (3Цар.19,10), — ответил Илия. — Пойди назад, — повелел ему Бог, — и помажь себе в преемники Елисея, Азаила поставь царем Сирии, а Ииуя помажь в цари Израиля. Они отомстят народу за отступничество. Впрочем, Я Сам оставил в Израиле семь тысяч мужей, которые не покланялись Ваалу, и губы их не целовали его. Так Илия узнал Бога и как милостивого, и как правосудного. Узнал он и то, что не один он остался в Израиле верным Творцу, но Сам Бог невидимо для посторонних глаз сохраняет остаток верных. Идя обратно, Илия увидел Елисея, который вместе с своими слугами пахал поле. Илия бросил на него свою мантию, призывая его на пророческое служение. Елисей попросил: — Позволь мне прежде пойти и попрощаться с родителями. — Иди и возвращайся, ибо что я сделал тебе? — ответил Илия. Тогда Елисей, в знак разрыва с прежней жизнью, заколол пару волов, зажарил их на костре из плуга и раздал людям мясо. А сам пошел за Илией. Так должно поступать всякому, кого призывает Творец. Нельзя ждать удобного времени, а должно слушаться Бога тотчас, как Он позовет.
Это повествование читается в храмах на праздник Преображения, когда Илия увидел Бога лицом к лицу, и в день памяти этого пророка — 20 июля/2 августа.
ВИНОГРАДНИК НАВУФЕЯ И СМЕРТЬ АХАВА (3Цар.21–22)
Царь Ахав не вразумился чудом Илии, но прибавил к грехам против Бога беззаконие против людей. Так происходит всегда, когда человек забывает Господа. Около царского дворца в Самарии был виноградник, принадлежавший Навуфею, и царь решил его заполучить. Владелец отказался продавать его — ведь по Божьему Закону земля не могла быть продаваема навсегда и переходить к другому роду. Ахав расстроился из-за своего сребролюбия, но его жена Иезавель придумала коварный план. Она подговорила старейшин, чтобы те сфальсифицировали обвинение против Навуфея и приговорили его к смерти. Так и произошло. Навуфей был оклеветан и убит на своей земле вместе со своими детьми. Узнав об этом, царь пришел взять себе во владение его виноградник. И там его встретил грозный вестник Бога Илия. Смущенный царь воскликнул: — Нашел ты меня, враг мой! Илия ответил: — Нашел, ибо ты стал делать неугодное в глазах Господа и раздражать Его. Так говорит Господь: вот, Я наведу на тебя беды и вымету за тобою, и уничтожу всех твоих родных, так что никто из них не будет погребен, за оскорбление, которым ты раздражил Меня. Также и об Иезавели сказал Бог: псы съедят Иезавель за стенами города. Не было еще такого, кто бы так раздражил Бога, как Ахав, потому что его подучила его жена Иезавель. И на том месте, где псы лизали кровь Навуфея, псы будут лизать и твою кровь. Услышав это грозное пророчество, Ахав раскаялся, плакал и разодрал свою одежду. Увидев это, Бог сказал Илие, что за это раскаяние Он наведет все казни не при жизни Ахава, а при его сыне. Поскольку раскаяние было временным, то и кара была не отменена, а только отложена. Вскоре после этого Ахав пошел на войну с сирийцами, послушав лжепророков, предрекавших победу. Истинного же пророка Михея, предсказывавшего поражение, царь посадил в тюрьму. И во время сражения он, несмотря на попытку спрятаться, был смертельно ранен и умер, стоя на колеснице. Его привезли в столицу, и кровь с колесницы смывали на поле Навуфея, и псы лизали ее. Так исполнилось предсказание пророка Илии, показавшего, что своими беззакониями человек может стать в глазах Бога подобным мусору, который выметают вон. Как заметил блаж. Феодорит, Бог долго терпит грехи против Себя (хотя и их не оставляет без наказания), но преступления против беззащитных людей Он наказывает весьма быстро. Так и с Ахавом — Бог долго пытался вразумить Своими наказаниями нечестивого царя, но когда тот погубил неповинного, династия его кончилась. Так будет и с современными беззаконниками, грабящими бедняков.
ИЛИЯ И ЦАРЬ ОХОЗИЯ (4Цар.1) После смерти Ахава на престол Северного царства взошел его сын Охозия. Он, упав с верхнего этажа, разбился, занемог и решил узнать об исходе своей болезни от ясновидящего, находившегося в капище Веельзевула, бога мух, князя бесовского. Навстречу посланным от царя вышел Илия и велел им возвратится к царю и сказать ему: за то, что ты обратился не к Господу, а к Веельзевулу, ты не встанешь со своей постели, но умрешь. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|