ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ПОЯВЛЕНИЕ ЯЗЫЧЕСТВА 5 страница
ГРЕХ МОИСЕЯ И ААРОНА (Числ.20)
Подошли к концу 40 лет странствования, и в первый месяц (в марте) умерла Мариам. Одновременно с ее смертью иссяк источник воды, сопровождавший Израиль в пустыне. И тут же евреи подняли очередной мятеж против Бога. По откровению Божию, Моисей с Аароном подошли к гранитной скале и должны были словом извести воду из нее. Но, впав в гнев и маловерие, Моисей дважды ударил жезлом по скале, чего Господь не повелевал им делать. Тотчас скала дала воду, но за свое неверие Моисей и Аарон лишились возможности войти в землю обетованную. Мы видим здесь, что чем ближе человек к Богу, тем больше спрос с него и за грехи. То, что для одного было бы простительным, для человека, который говорил с Богом уста к устам, лишило возможности увидеть исполнение своей мечты. Для многих кажется, что если человек свят, то ему все можно, но Писание говорит об обратном. Кому много дано, с того много и взыщется. Тот источник, который извел Моисей, существует и сейчас. Как пишет Каберн, Моисей «ударил дважды, и два новых источника вырвались наружу и текут по настоящее время» (Геллей Генри. Библейский справочник. СПб., 1996. с. 152). Бог повелел Аарону взойти на гору и там умереть из-за своего непослушания. Тот покорился воле Бога, взошел на гору Ор (ныне называемой Джебель-Харун около г. Петры). Моисей снял с него священные одежды и одел их на его сына Елеазара. И умер Аарон, брат Моисея. На вершине этой горы до сих пор показывают могилу первого архиерея. Ныне это простое белое здание, но построено оно на развалинах прекрасного христианского храма.
Память пророка Аарона и его сестры Мариам совершается в Соборе Синайских святых в Светлую среду и в неделю праотец.
МЕДНЫЙ ЗМЕЙ (Числ.21)
Вскоре после смерти Аарона начался новый бунт израильтян. Они снова стали говорить: «зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища» (Числ.21,5). И тотчас на мятежников обрушилась кара Божия. Множество ядовитых змей, называемых серафами (жгущими), напали на них. Тогда, по молитве Моисея, Господь послал спасение тем, кто доверился Ему. Он повелел сделать медного змея и поднять его на знамени, так что всякий, укушенный змеей, взглянув на него, оставался в живых. По словам Христа Спасителя, спасал не сам медный змей, а то, что он служил прообразом Распятия: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3,14–15). Но как может змей быть образом Христа? — спросит кто-нибудь. Ответ дает свт. Григорий Богослов: «Медный змей, хотя и повешен против угрызающих змиев, однако ж не как образ Пострадавшего за нас, но как изображающий противное, и взирающих на него спасает не уверенность, что он жив, но потому, что низложенный (чего и достоин был) сам умерщвлен и умерщвляет с собой подчинившиеся ему силы. И какое приличное ему от нас надгробие? «Где твоя, смерть, жало? Где твоя, ад, победа?» (1Кор.15,55) Ты низложен Крестом, умерщвлен Животодавцем, бездыханен, мертв, недвижим, бездействен, и хотя сохраняешь образ змия, но предан позору на высоте!» (Свт. Григорий Богослов. Беседа 45). Недавно найдено археологическое подтверждение данного рассказа Книги Чисел. В Тимне, недалеко от Эйлата, рядом с остатками древнего медного рудника найдено изображение медного змея с золотой головой. Длина его была в 5 дюймов (12,5 см). Рядом были найдены остатки переносного шатра — святилища, чьи размеры совпадали с описанными к Книге Исход. Археолог Бено Ротенберг обнаружил не только отверстия для шестов, на которые натягивался тент, но и остатки ткани от навеса (Келлер Вернер. Библия как история. М. 1998. С. 168–169.) Скорее всего, данное святилище принадлежало мадианитянам, которые подражали евреям. ПРОВИДЕЦ ВАЛААМ (Числ.21—24)
После наказания змеями Моисей, по повелению Бога, вновь совершает чудо изведения вод. Тогда воспел Израиль песнь: — наполняйся, колодезь, пойте ему; колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа с законодателем жезлами своими (Числ.21,17–18). Огромное значение, которое придается в Пятикнижии колодцам, неслучайно. Ведь живая ключевая вода в Писании является символом Святого Духа (Ин.7,37–39). И неслучайно колодец открывается для Израиля после чуда медного змея. Ведь после Креста Господня воды Утешителя затопили землю. После наказания змеями Бог дал исправившимся евреям победу над двумя великими хананейскими царями — Сигоном Аморрейским и Огом Васанским. Сами эти цари были не простыми людьми, а гигантами, одержимыми злыми духами. Длина железного одра царя Ога, например, была 9 локтей (4,95 м), и 4 локтя (2,2 м) — ширина его (Втор.3,11). Кстати, базальтовый дольмен, найденный рядом с Амманом, точно совпадает с библейским описанием. Никакие оккультные способности и физические силы не помогли аморреям. Во время битвы с евреями на хананеев напали шершни, и хананеи обратились в бегство и были казнены. Иосиф Флавий добавляет подробности к описанному в Священном Писании. По его сообщению, Сигон создал оборонительные рубежи по Арнону. Но когда он увидел войско евреев, его внезапно обуял ужас, и войска в панике бросились прочь, желая спрятаться в городах. Однако они не успели достигнуть их, ибо на них напала лютая жажда, и в результате все аморреи были перебиты у водопоя. Но враги Бога не остановились на просто физическом сопротивлении. Царь Моава, Варак, решил воздействовать на евреев оккультными силами. Он пригласил из Междуречья известного провидца Валаама, сына Веорова, чтобы тот проклял Израиль. Странное место в Священной Истории занимает этот человек. С одной стороны, он волхв, гадающий по птицам, а с другой — он слышит повеления Господа и его духовное око открыто. Такое же странное поведение его и в отношении к послам царя Моава. С одной стороны, он говорит о том, что если Варак будет давать целый дом золота, а Бог запретит, то он не пойдет, но с другой стороны — он очевидным образом все же желает нарушить ясно выраженную волю Бога. Он выпрашивает себе разрешение пойти к Вараку, и в результате происходит чудо с заговорившей ослицей. Когда Валаам выехал на ослице из своей земли, тогда Ангел Господень являлся и несколько раз становился на дороге, и после нескольких попыток объехать невидимое человеку, но видимое животному существо ослица легла. Когда Валаам стал бить ее, и, по воле Бога, ослица человеческим голосом сказала об ангеле. Тут и провидец увидел небесного вестника, который повелел ему говорить только слова Бога и не пытаться волхвовать против народа Божия. Этот удивительный человек приходит на гору Фасга и выполняет повеление Бога благословить, а не проклясть Израиль. Валак, царь Моавитский, в ярости лишил его награды. Дух Божий устами Валаама предсказал Пришествие Христа: — Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых (Числ.24,17). На основании этого пророчества ученики Валаама спустя полтора тысячелетия пришли поклониться новорожденному Богомладенцу. И пророчество это читается накануне Рождества. Но и это явное вмешательство Создателя не приводит к тому, чтобы Валаам стал полностью верным. И в битве с мадианитянами Валаам был убит, потому что он посоветовал врагам совратить евреев блудом к идолопоклонству. Удивительно, но в 1967 году голландской археологической экспедицией в Иордании на городище Тель Дир-Алла была обнаружена надпись Валаама, сына Веора. Это были куски штукатурки, исписанные чернилами, которые находятся сейчас в Археологическом музее Аммана. В них упоминаются и египетские чудеса, и есть намек на развратный совет Валаама. РУКОПОЛОЖЕНИЕ ИИСУСА НАВИНА (Числ.27,12–23)
Но оставался еще один человек, который также был лишен надежды на землю збетованную. Этим человеком был сам пророк Моисей. И Бог дает Своему другу великую честь. Как пишет прп. Ефрем, «Бог уничижил Моисея тем, что не ему дал ввести евреев в Обетованную землю; но и возвысил его тем, что Иисуса, которому дает преимущество пред Моисеем, поставляет пред ним как бы служителем. Ибо Моисей, как больший Иисуса, должен был укрепить его» (Прп. Ефрем. Толкование на книгу Чисел). По повелению Господа, Моисей возлагает на Иисуса руки и делает его через это руководителем Израиля, передавая ему от славы своей (Числ.27,12–23). Этот обряд был прообразованием Таинства Священства, когда через возложение рук человеку даются силы к управлению народом Божьим. Велики были дары, переданные Иисусу, но все же они меньше, чем то, что имел Моисей, говоривший с Богом лицом к Лицу, как человек говорит со своим другом (Исх.33,11). Иисус не имел дара пророчества и должен был управлять народом при помощи священников, получая откровение чрез урим и туммим. Такое отличие было дано Богом, чтобы показать то, что совершенство богообщения в Ветхом Завете недостижимо, пока не придет Тот, Кто будет подобно Моисею и Пророком, и Царем и, в отличие от последнего, введет народ Божий в Вечное Отечество. МЯТЕЖ У ГОРЫ ФЕГОР (Числ.25 и 31)
Уходя, Валаам посоветовал царю Моава совратить израильтян блудом и через это лишить их Божественной защиты. Так и произошло. Евреи стали блудить с моавитянками и участвовать с ними в поклонении Ваал-Фегору. Это был ритуальный разврат, через который человек вступал в общение с бесами. Гнев Божий тотчас обрушился на отступников — начался мор. По повелению Бога Моисей приказал казнить всех идолопоклонников. И вот, в тот момент, когда верные Творцу люди плакали, что они прогневали Бога, один из начальников колена Симеона нагло привел к себе блудницу. Тогда внук Аарона, Финеес, схватив копье, пронзил их обоих копьем, и моровая язва тотчас прекратилась. И Бог сказал: «Финеес, сын Елеазара, сына Аарона священника, отвратил ярость Мою от сынов Израилевых, возревновав по Мне среди их, и Я не истребил сынов Израилевых в ревности Моей… вот, Я даю ему Мой завет мира, и будет он ему и потомству его по нем заветом священства вечного, за то, что он показал ревность по Боге своем и заступил сынов Израилевых» (Числ.25,11–13). И действительно, Финеес и его потомки стали первосвященниками в доме Божьем. От моровой язвы погибло 23000 человек, и 1000 — были казнены. По повелению Господа Моисей приказал истребить совратителей. Среди них погиб и Валаам, которому были даны откровения Божьи, но он обратился на пути зла. Апостол Павел, ссылаясь на это повествование, предупреждает: «Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи… Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков» (1Кор.10,8,11).
Память праведного Финееса совершается 12/25 марта.
СМЕРТЬ БОГОВИДЦА МОИСЕЯ (Втор.34)
Когда евреи подошли к границам Святой земли, Бог сказал Моисею, что ему пришло время умереть в наказание за то, что они с Аароном не исполнили в точности повеления Господа у вод Меривы (Числ.20,7–13). И вот, подойдя к Иордану, Моисей повторил все заповеди, данные Господом у горы Синай, дабы дети умерших в странствии по пустыне помнили все чудеса Бога и исполняли законы Его. Эта последняя речь боговидца, которую он записал, называется Книгой Второзакония. В этой книге содержится одно из важнейших пророчеств о Христе Спасителе. Моисей говорит: «И сказал мне Господь: хорошо то, что они говорили [тебе]; Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые [Пророк тот] будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор.18,17–19). Господь Иисус Христос, родившийся из среды евреев, стал воистину Пророком, подобным Моисею. Как Моисея преследовали при рождении, так и Христа хотел убить Ирод; как Моисей вывел народ из рабства египетского, так и Христос освободил всех людей от рабства дьяволу; как Моисей заключил Ветхий Завет между Богом и людьми, так и Христос заключил Новый Завет между Отцом Своим и Церковью в Своей Крови. Моисей дал Закон рабства, Господь дал Закон свободы. Лицо Моисея сияло, когда он сходил с горы, Иисус Христос сиял, преобразившись на Фаворе. Поэтому и апостолы прямо относили это пророчество к Господу Иисусу Христу (Деян.3,20–24). Это важно помнить, учитывая, что мусульмане ложно относят это пророчество к Мухаммеду. Окончив свои пророчества, Моисей произнес благословения на тех, кто исполняет Закон, и проклятия на тех, кто разорвет Завет с Творцом. Эти благословения и проклятия оказались пророчествами, точно исполняющимися над еврейским народом и до сего дня (см. Втор.28 —30). Произнеся эти предсказания, Моисей, по повелению Бога, поставил себе преемником Иисуса Навина, которому еще до этого через возложение рук дал дар Святого Духа (Числ.27,15–23), и наконец провозгласил обличительную речь против отступников, которая звучит как предупреждение всем во все века (Втор.32). Она поется и в наших церквах каждый вторник Великого поста, и на основании ее написаны вторые песни канонов. Изрекши свои последние пророчества, Моисей благословляет все колена Израиля, предсказывая участь каждого из них (Втор.33), и, по слову Господа, поднимается на гору Нево, чтобы там увидеть ту землю, куда войти он не может. Окинув взором образ вечной родины, Моисей, раб Господень, умер в возрасте 120 лет, по слову Господа. «И погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает места погребения его даже до сего дня» (Втор.34,6). Произошло это 1 адара (февраль–март). По преданию, отраженному в Послании апостола Иуды, дьявол спорил с Архангелом Михаилом, покровителем еврейского народа, о теле Моисея, желая выдать его израильтянам, чтобы они сделали из него идол. Но Архистратиг сказал: «да запретит тебе Господь» (Иуд.1,9). Но на этом не завершились судьбы величайшего из ветхозаветных пророков. Он все же попал в Палестину. Произошло это в дни Христа Спасителя, когда Он воззвал его из ада и удостоил увидеть славу Божию не сзади, а лицом к Лицу. На Фаворе Моисей явился во славе и беседовал с Господом о конце Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк.9,30–31). Так Бог исполнил молитву, которой пророк умолял Его дать ему увидеть Лик Создателя и войти в Землю обетованную.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|