Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ПЛЕНА И СТРОИТЕЛЬСТВО




ВТОРОГО ХРАМА

(1Езд.; Неем.; Агг.; Зах.; 2Мак.1)

 

Прошло 70 лет плена, предсказанные пророком Иеремией. Как и говорили пророки, персы захватили Вавилон. Царь Кир, чье имя указал Исаия за два века до его рождения, издал указ, возвращающий евреев обратно в Палестину и повелевающий восстановить Храм.

Во главе возвратившейся общины стал Зоровавель, потомок царя Давида, и Иисус Иоседеков, первосвященник. Они восстановили разрушенный жертвенник и принесли на нем жертву Богу. Для того, чтобы совершить всесожжение, нужен был священный огонь, сохраняющийся со времен Моисея и Соломона. Священники, угоняемые в плен, спрятали его в колодце, и переселенцы нашли там лишь воду. Но когда этой водой полили жертву и дрова, то внезапно вспыхнуло пламя и пожрало жертву.

Хотя Бог и явил такое чудо, строительство Храма замедлилось из-за противодействия самарян. Царь персидский Артаксеркс запретил строительство, и евреи занялись обустройством своего быта. Однако Бог воздвиг двух пророков, Аггея и Захарию (500 г. до Р.Х.), которые требовали восстановления Храма.

Пророк Аггей возглашал:

Так говорит Господь Саваоф: народ сей говорит: “не пришло еще время, не время строить дом Господень”... а вам самим время жить в домах ваших украшенных, тогда как дом сей в запустении?... обратите сердце ваше на пути ваши. Вы сеете много, а собираете мало; едите, но не в сытость; пьете, но не напиваетесь; одеваетесь, а не согреваетесь; зарабатывающий плату зарабатывает для дырявого кошелька… Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь... (Агг.1,2,4–6, 8)

Тогда Зоровавель и Иисус отбросили страх и стали строить Храм. Когда закладывали основание его, то народ разделился: одни пели от радости, а другие плакали, вспоминая красоту Храма Соломона. Тогда Бог пообещал через Аггея:

— Ободрись, весь народ земли, и производите работы, ибо Я с вами. Завет Мой, который Я заключил в Египте, и Дух Мой пребывает среди вас! Еще раз — и это будет скоро — Я потрясу небо и землю, море и сушу; и потрясу все народы, и придет Желаемый всеми народами, и наполню этот Дом славой. Мое серебро и золото, говорит Господь. Слава сего последнего Храма будет больше, нежели прежде, и на месте этом Я дам мир.

Так пророк предсказал, что именно в этот, второй Храм придет Спаситель всех людей, Который введет уверовавших в царство непоколебимое. Девятнадцать лет строили Храм, и наконец он был построен. Накануне пасхи храм был освящен, хотя Иерусалим и лежал в развалинах.

Тогда Бог послал из Вавилона Ездру священника и Неемию. Они восстановили стены города, стали учить народ закону Божию. Особенно же заботились они о том, чтобы расторгнуть браки евреев с иноплеменниками, склонявшими Израиль к отступничеству.

В это время завершалось пророчество в народе Божием. Пророк Захария предсказал пришествие Христа Господа, Которого называл Он «Отраслью» (Зах.3,8), к Которому придут многие народы (Зах.8,20–23). Господь въедет в Иерусалим на осленке, чтобы спасти пленников изо рва, в котором нет воды (ада) (Зах.9,9–11). Но еврейский народ отвергнет Своего Бога. Господь говорит:

— Скажу им: если угодно вам, то дайте мне плату (за заботу о вас), а если не угодно — то не давайте. И они отвесят Мне в уплату тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище — высокая плата, в которую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребреников и бросил их в дом Господень для горшечника (Зах.11,12–13).

Что и сбылось, когда первосвященники купили жизнь Иисуса Христа у Иуды за тридцать серебряников.

Но потом иудеи раскаются в своем злодействе и будут плакать о Том, Кого они пронзили. Тогда им откроется источник для омытия греха и нечистоты (Зах.12,10; 13,1). Бог встанет на Елеонской горе и станет судить все народы, но перед этим будет особый день, когда в полдень зайдет солнце и лишь в вечернее время явится свет, живые воды Духа потекут из Иерусалима, и Господь будет Единственным Царем во вселенной (Зах.14).

Все эти пророчества исполнились на Христе, и завершатся они при конце мира.

Последним пророком Ветхого Завета был Малахия (ок. 400 до Р.Х.). Он предсказал будущее пришествие во второй Храм Христа Спасителя, Которому будет предшествовать Иоанн Предтеча (Мал.3,1–3). А перед вторым Пришествием Христа будет послан пророк Илия, который обратит сердца евреев к христианам (Мал.4,5–6).

После Малахии пророческое служение отошло от Израиля на четыре века, пока не возобновилось в величайшем из посланников Господа — Иоанне Крестителе, пришествие которого и предсказал последний пророк древности.

Вскоре после его кончины Ветхозаветная Церковь завершила канон Писания.

 

Память пророка Аггея — 16/29 декабря; пророка Малахии — 3/16 января, а пророка Захарии — 8/21 февраля.

Кондак пророка Малахии, глас 4:

Пророчества дарованием богатея, пророче, Христово предвозвестил еси пришествие яве и мирови спасение, Егоже сиянием мир просветися.

 

МУЧЕНИКИ МАККАВЕИ И ОЧИЩЕНИЕ ХРАМА (1 и 2 Мак.)

 

После окончания строительства второго Храма и восстановления Иерусалима Израиль жил самоуправляемой общиной, возглавляемой первосвященником. Власть над Палестиной принадлежала сначала персам. А в 332 году до Р.Х. святая земля была завоевана Александром Македонским. Великий завоеватель был с радостью встречен первосвященником и принес жертву Единому Богу в храме. После его смерти, во исполнение пророчества Даниила (Дан.7,6; 8,1–22; 11,2–4), царство его разделилось на четыре части.

Палестина же переходила из рук Сирии в руки Египта и обратно. В 167 г. до Р.Х. Сирийский царь Антиох Епифан, которому в то время принадлежала Палестина, решил объединить все народы почитанием греческих лжебогов. Так сбылось древнее предсказание пророка Даниила (Дан.8,23–26; 11). Евреев принуждали к поклонению идолам, заставляли есть запрещенных Законом животных, казнили делавших обрезание, и даже в Храме был поставлен идол Зевса. Юношей заставляли участвовать в олимпийских играх и вообще стремились обратить в язычество народ Божий.

Самое страшное было в том, что всему этому способствовал первосвященник — отступник Иасон. Но многие израильтяне остались верными Творцу. Один книжник, по имени Елеазар, которому было девяносто лет, был принуждаем съесть запрещенное мясо. Но он выплевывал его, не желая нарушать Закон Бога. Ему предложили вместо нечистого съесть обычное мясо, лишь бы исполнить повеление царя. Однако мужественный старец ответил:

— Не буду лицемерить, чтобы юные не соблазнились моим отпадением. Если в настоящее время я и избавлюсь мучений от людей, но не избегну десницы Всемогущего ни в этой жизни, ни в будущей. Поэтому я лучше всем оставлю пример мужественно умереть за святые заповеди.

И его забили бичами насмерть. Елеазар же под ударами молил Бога, чтобы Он был свидетелем его верности.

После этого арестовали семерых братьев, учеников Елеазара, вместе с их матерью Соломонией. Звали их Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. Братьев так же, как их учителя, пытками заставляли вкусить запрещенного и отречься от Бога. Первого зажарили на глазах у всех, так же поступили и со вторым. Когда Антонин умирал, он сказал:

Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной (2Мак.7,9).

Когда третьему отрубали руки, Гурий, протянув их, сказал:

От неба я получил их и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их (2Мак.7,11).

Когда казнили четвертого, он сказал царю:

Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит; для тебя же не будет воскресения в жизнь (2Мак.7,14).

Пятый, Евсевон, казнимый, глядя на царя, сказал, чтобы он не думал, будто род еврейский оставлен Богом. Господь покарает и его, и его потомство.

Алим, умирая, сказал:

Не заблуждайся напрасно, ибо мы терпим это за себя, согрешив пред Богом нашим, оттого и произошло достойное удивления. Но не думай остаться безнаказанным ты, дерзнувший противоборствовать Богу (2Мак.7,18–19).

Удивительно мужественно вела себя их мать. Она, глядя на страшные пытки своих детей, убеждала их терпеть страдания:

Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы (2Мак.7,22–23).

Антиох, воспринимая ответы братьев как издевательство над собой, стал уговаривать младшего, обещая обогатить его и сделать крупным сановником. Но так как Маркелл его не слушал, то царь убеждал его мать, чтоб она уговорила сына отречься. Соломония же так уговаривала сына:

сын! сжалься надо мною, которая девять месяцев носила тебя во чреве, три года питала тебя молоком, вскормила и вырастила и воспитала тебя. Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими (2Мак.7,27–29).

Вот пример истинной материнской любви, готовой ради Бога пожертвовать всем и таким образом дать вечное благо своим детям!

Младший сын также обличил царя и пообещал ему наказание, так что сам Антиох из-за мук вынужден будет прославить Творца. И с этими словами умер. А после казнили и мать. Это произошло 1 августа 166 до Р.Х.

Царь действительно не избег казни Бога. После разгрома его войск в Персии, он решил уничтожить Иерусалим, и тут его сразила страшная внутренняя боль. Он все равно помчался осуществлять свой план, но упал с колесницы, расшибся и стал гнить заживо. Черви пожирали его, и тут царь понял, что Бог карает его. Он написал приказ, отменявший все свои распоряжения, но было уже поздно. Нечестивец погиб в страшных муках!

В это время в Иудее началось восстание, возглавляемое Иудой по прозвищу Маккавей (Молот). При помощи Господа язычники были разгромлены, и в декабре 164 года до Р.Х. верные снова вошли в Иерусалим.

Они очистили Храм от идолов, сложили новый жертвенник и зажгли светильник. Это произошло 25 хаслева (ноябрь–декабрь), в тот же день, когда язычники осквернили святилище. Вторичное освящение Храма сопровождалось чудом. Священного масла был только один кувшин, но он горел все восемь день праздника. С тех пор евреи празднуют день очищения Храма от идолов. В этот день и Господь наш Иисус приходил проповедовать в Иерусалим (Ин.10,22). Само это чудо прообразовывало восстановление оскверненной грехами человеческой природы, призванной стать храмом Святого Духа.

 

Память мучеников Маккавеев совершается 1/14 августа.

 

Тропарь святых, глас 1:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных