Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ПРОРОКИ ИУДЕЙСКОГО ЦАРСТВА




Кроме великого Исаии, Бог воздвиг других пророков, возвещавших Его волю, запечатленную в книгах Ветхого Завета.

Первым из них был Михей, пророчествовавший во времена Иоафама, Ахаза и Езекии (736–700 до Р.Х.). Он возвещал наступление Божьего гнева на Самарию и Иудею. Самария станет грудой развалин (так и произошло). Все это произошло в наказание за захваты полей бедных, неправый суд и лжепророчество.

Но в последние дни гора дома Господа будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами — Церковь Бога одолеет все ложные религии, и все народы придут к Творцу. Он научит их Своим законам, ибо слава Господа выйдет из Иерусалима. С наступлением царства Божия прекратяться все войны. Народы перекуют мечи на плуги и копья — на серпы. Но самое важное пророчество Михея — что в Вифлееме, на родине Давида родится Христос, Владыка Израиля, Которого происхождение из начала, от дней вечных. Он будет пасти Свой народ, и возвратятся к Израилю оставшиеся братья (язычники), и тогда будет вечная безопасность по всей земле. Завершает Михей свое пророчество возвещанием вечной милости Бога: «Кто Бог, как Ты, прощающий беззаконие и не вменяющий преступления остатку наследия Твоего? не вечно гневается Он, потому что любит миловать. Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих.7,18–19).

Следующим пророком был Аввакум (VII до Р.Х.). Он спрашивал Бога, почему Тот допускает насилие злодеев. На это Бог ответил ему, что те будут наказаны нашествием халдеев. Но халдеи не меньшие злодеи, чем евреи, — удивился Аввакум. И стоя на сторожевой башне, он получил одно из важнейших откровений Ветхого Завета: «Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв.2,4). Так Господь показал новый путь спасения не через добрые дела, а через веру в Спасителя. В своей молитве Аввакум предсказал великое шествие Бога для спасения людей и последнего Суда.

Последним пророком Иудеи был Софония (640–609 г. до Р.Х.). Он также возвещал наступление судного дня. Это будет день гнева, скорби и мрака. Ничто не спасет человека от наказания Господа. Чтобы спастись, необходимо искренно покаяться. Нечестивые города и народы будут уничтожены. Вместо мятежников Бог призовет к Себе народы, которым будут даны чистые уста, чтобы те прославляли Его. Господь придет как Царь в Израиль и простит все грехи и прогонит врагов.

 

Память пророка Михея совершается 14/27 августа; Аввакума — 2/15 декабря; Софонии — 3/16 декабря.

 

Кондак пророка Аввакума, глас 8:

Возгласивый вселенней от юга пришествие Божие от Девы, Аввакуме богоглаголиве, и на божественней стражи предстоянием слышания от светоносна ангела Христово воскресение возвестил еси миру, сего ради весело зовем ти: радуйся, пророков светлая доброто.

Кондак пророка Софонии, глас 4:

Явился еси светозарен Божественным Духом, пророче Софоние, Божие явление возгласив: радуйся зело, дщи Сионя Иерусалимова, проповеждь: се Царь твой грядет, спасаяй.

 

 

ЦАРЬ МАНАССИЯ (4Цар.21,1–18; 2Пар.33,1–9)

 

Благочестивейшему царю Езекии наследовал его сын, Манассия. Удивительно, насколько сын поступал вопреки отцу. Он восстановил все высоты (жертвенники на холмах), поклонялся Ваалу и Астарте. Он осквернил Храм Господа, устроив там идольские капища и создав блудилище. Манассия гадал и колдовал, принес своего сына в жертву. На каждом углу в Иерусалиме устраивали жертвенники злым духам.

Пророки обличали царя, а он в отместку убивал их. Величайший пророк Иудеи, Исаия был перепилен деревянной пилой. Манассия пролил столько невинной крови, что наполнил Иерусалим кровью от края и до края.

Господь в гневе Своем сказал:

— За то, что сделал Манассия, Я наведу такое бедствие, что у всякого, кто услышит, зазвенит в обоих ушах. Я протяну на Иерусалим мерную вервь Самарии и вытру его, как вытирают чашу, — вытрут и опрокинут ее, и отдам остаток в руки врагов.

Манассия поднял восстание против Ассирии. Бог послал в наказание за его грехи военачальников царя Ассирийского, и те взяли его в плен. Когда он был брошен в страшное заключение — его голова была прикована к ногам, — тогда он признал свою вину. Манассия помолился Богу, и Он простил такого страшного злодея и освободил его из плена. Так Господь показал поразительный пример Своего милосердия. Он готов простить даже столь великого грешника, как Манассия, лишь бы тот покаялся.

Царь Иудейский возвратился в Иерусалим и постарался исправить то, что он наделал. Его молитва вошла в состав нашего покаянного богослужения — великого повечерия.

Но то страшное дело, которое сделал Манассия, повлияло на всю судьбу Иудеи. Многие евреи были обольщены им. И его сын Аммон возвратился к язычеству отца. — Многие евреи хотели быть как все народы и кланяться не Творцу, а истуканам. И наказание Божие не заставило долго себя ждать.

 

ЦАРЬ ИОСИЯ (4Цар.22—23; 2Пар.34—35)

 

Но перед самым концом Иудейского царства Бог дал народу вразумление: на престол Давида взошел один из самых благочестивых царей — Иосия. Он сокрушил истуканов, водруженных Манассией и его сыном Аммоном. Но этим царь не ограничился — Иосия предпринял поход на земли бывшего Израильского царства. В Вефиле царь уничтожил золотого тельца и сжег на нем кости жрецов. Так исполнилось пророчество, изреченное еще при Иеровоаме.

По приказу Иосии начался ремонт в Храме Иерусалимском, оскверненном идолопоклонством. И во время ремонта был найден свиток Пятикнижия, собственноручно написанный Моисеем. В царском дворце давно уже не слышали слова Божия. Когда Иосия прочитал слова Закона, он был в ужасе, потому что увидел бездну, в которую катится Иудея. По его просьбе первосвященник пошел за советом к пророчице Олдаме.

— Так говорит Господь, — сказала она. — Я наведу бедствие на место это и на жителей его все проклятия, написанные к книге, которую вы прочитали (см. Лев.26; Втор.28). И гнев Мой возгорелся над этим местом и не погаснет. А царю скажите, что за его покаяние Я не наведу бедствия в его дни.

Тогда Иосия приказал собрать старейшин и весь народ в Храм. И там, от лица всех иудеев, царь заключил Завет с Богом и пообещал исполнять все его заповеди. Иудеи торжественно отпраздновали пасху.

До конца своей жизни царь Иосия был верен Богу, но народ не захотел отстать от язычества, потому и гнев Божий не был отложен. В то время фараон Нехао пошел войной против Ассирии, и на равнине Мегиддо убил благочестивого царя. Пророк Иеремия оплакал последнего праведного царя Иудеи. После этого началась агония Южного царства.

 

ПРОРОК ИЕРЕМИЯ И ГИБЕЛЬ ИЕРУСАЛИМА

(4Цар.23,31—24,30; 2Пар.36; Иер.; Плач)

 

 

После смерти св. Иосии на престол восходили цари-нечестивцы, правившие очень мало.

Иоахаз был арестован фараоном Нехао и убит в Египте. Его преемник — Иоаким был покорен Навуходоносором Вавилонским, который увел в плен первую партию иудеев. В это время на страну непрерывно нападали и соседи, и великие армии Египта и Вавилона — в наказание за невинную кровь, пролитую Манассией, и народное идолопоклонство. Сын Иоакима Иехония был взят в плен и отведен в Вавилон вместе с многими вельможами и ремесленниками. Тогда же Навуходоносор взял с собой сосуды Храма, а на место царя был поставлен Матфания, дядя Иехонии, переименованный Навуходоносором в Седекию. Это был последний царь Иудеи.

Бог послал Своему народу великого пророка Иеремию, призывавшего к покаянию, но народ не желал слушать. Евреи говорили:

— Здесь храм Господень! А поэтому беды с нами не будет.

На эти слова Бог отвечал через Иеремию:

— Вот, вы надеетесь на обманчивые слова, которые не принесут вам пользы. Как! Вы крадете, убиваете, и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи, и кадите Ваалу, и ходите в след иных богов, а потом приходите в Храм и думаете, что спасены, чтобы дальше делать то же? Не сделался ли Дом этот для вас как пещера разбойников? Я отвергну это место и город. И ты не проси за этот народ, ибо Я не услышу.

Услышав проповеди пророка, народ не только не раскаялся, но стал составлять против него заговоры, желая его убить. Тогда Бог повелел показать ему несколько знаков грядущего бедствия. Иеремии было велено не вступать в брак, чтобы не лишиться детей. Затем Бог привел пророка к горшечнику. И вот, в руках у горшечника развалился сосуд, и он из глины сделал новый. Так Бог показал, что если Израиль раскается, то Он отменит Свой приговор. Но они отвечали: «не надейся; мы будем поступать по упорству своего злого сердца».

Тогда Бог повелел перед воротами города разбить кувшин и сказать слово Его:

— Я наведу бедствие на это место, о котором кто услышит, у того зазвенит в обоих ушах, и наполню это место трупами за то, что они отступили от Меня. Как разбит этот кувшин, так превратится в развалины Иерусалим.

Когда Иеремия, стоя у ворот Храма, сделал то, что сказал ему Бог, то священник Пасхор ударил его и посадил пророка в колодки. Тогда святой объявил, что в наказание Пасхор умрет в изгнании.

Когда царь хотел узнать у пророка, не поможет ли евреям Бог, то пророк сказал ему слова божии:

— Я обращу ваше оружие назад, и Сам буду воевать против города, и он будет сожжен.

Затем Бог приказал сказать во дворе Храма слово Господа, чтобы народ раскаялся. Но Иеремию схватили и бросили в тюрьму и даже хотели убить, но благочестивые сановники защитили его.

В другой раз Бог приказал писцу Иеремии, Варуху, записать его слова и прочитать их перед всеми в храме. Свиток был прочитан царю Иоакиму, но тот сжег его на огне, тем самым отказавшись выполнять прямое повеление Творца.

Многие лжепророки обманывали людей, будто бы Господь защитит евреев, но святой Иеремия показывал их лживость. Так, по его пророчеству погиб лжепророк Анания.

Иеремия предсказал, что вавилонский плен будет длиться семьдесят лет. Но, самое главное, наступают дни, когда Бог заключит Новый Завет с домом Израиля. Он вложит закон в сердце людей и будет им Богом, и они будут Его людьми. Все они познают Господа, и Он простит их беззакония. Все это сбылось, когда Господь Иисус Христос заключил с нами Новый Завет в Своей Крови и вложил в нас Духа Святого.

Как и предсказывал пророк, Иерусалим был осажден войсками халдеев. Тогда Иеремию посадили в тюрьму. Ожесточившиеся военачальники потребовали для него сурового наказания — как антипатриота и «пораженца». Тогда Седекия, царь Иудейский, по малодушию отдал пророка в их руки. Они бросили его в колодец с грязью. Но затем по просьбе оставшихся верных Богу вельмож Иеремию вытащили и держали в подвале до дня взятия города.

Между тем Иерусалим был в осаде, которая длилась три года. Жителей охватил страшный голод, так что началось людоедство. Кроме этого, Бог наслал на защитников мор. И вот 16 марта 597 года до Р.Х. город был взят. Царь Седекия бежал, но был пойман и приведен к царю Навуходоносору. Ему выкололи глаза, но сохранили жизнь, как и предсказывал пророк Иеремия. А его детей, а также военачальников, первосвященника и некоторых других казнили. Народ же переселили в Вавилон. Город и Храм были сожжены. Сидя на дымящихся развалинах, пророк оплакал свой город, увидев шакала, терзавшего труп на развалинах святилища.

Оставшиеся же бедняки после убийства вавилонского губернатора бежали в Египет, взяв с собой и Иеремию. Там он выступал против продолжавшегося идолопоклонство иудеев, и за это был ими убит. Мощи прор. Иеремии Александр Македонский положил в основание Александрии.

 

Память пророка Иеремии совершается 1/14 мая.

Кондак, глас 3:

Очистив духом, великий пророче и мучениче, твое светозарное сердце, славне Иеремие, пророчествия дар свыше приял еси и возопил еси велегласно во странах: се Бог наш, и не приложится ин к Нему, Иже, воплощься, на земли явился есть.

 

ПРОРОК ДАНИИЛ ОТКРЫВАЕТ СОН НАВУХОДОНОСОРА (Дан.1—2)

 

Когда Навуходоносор увел из Иерусалима в плен первую партию евреев, то он приказал своему вельможе выбрать из царского рода детей, которых должно было воспитывать как будущих вавилонских чиновников. Царь назначил им ежедневную пищу с царского стола и велел обучать их мудрости халдейской. Среди них были четыре отрока — Даниил, Анания, Азария и Мисаил. Они решили не оскверняться царскими яствами (которые могли быть посвящены идолам) и просили давать им овощи и воду вместо царской пищи. Начальник сначала боялся за их здоровье, но после десяти дней поста друзья оказались здоровее тех, кто ел с царского стола. Тогда наставник стал забирать себе царские угощения и кормил их овощами и поил водой. Бог наградил друзей за их подвиг поста даром знания и мудрости, а Даниилу дал еще дар понимать видения и сны. Когда царь испытал отроков, то они оказались разумнее всех своих сверстников и всех придворных мудрецов.

Однажды царь Навуходоносор увидел сон, который встревожил его дух, но, проснувшись, он забыл его содержание. Тогда он велел толкователям снов и различным знатокам тайных искусств (магам, чародеям и гадателям) рассказать ему сон и значение его. Те сказали, что никто, кроме богов, не может сделать это. Навуходоносор разгневался и велел казнить всех мудрецов вавилонских. Тогда Даниил обратился к начальнику телохранителей и просил ввести его к царю, потому что Бог, по молитвам друзей, открыл ему сон царя.

Когда Даниила ввели к Навуходоносору, он сказал:

— Тайну, которую желает знать царь, не могут открыть гадатели и маги. Но есть на свете Бог, открывающий тайны. Он открыл царю то, что будет после него. Ты видел огромного истукана, стоявшего в чрезвычайном блеске, и вид его был страшен: голова его — из золота, грудь и руки — из серебра, живот и бедра — из меди, ноги — частью железные, частью глиняные. Внезапно от горы откололся камень без участия рук и ударил в железные и глиняные ноги истукана, так что все раздробилось. И ветер унес их, так что от истукана не осталось и следа, а камень стал великой горой, которая наполнила землю. Вот сон! Толкование же его таково. Ты, царь (и все Вавилонское царство), — золотая голова. После тебя восстанет царство, которое будет ниже твоего (Мидо-Персидское — 539–333 гг. до Р.Х.), — это серебряные грудь и руки. Третье царство — медное (Греческое — 333–64 гг. до Р.Х.). Четвертое царство будет железным, потому что раздробит и покорит себе другие царства (Римская империя — 64 г. до Р.Х. – 1453 г. по Р.Х.). Затем оно разделится да два (395 г. по Р.Х.), которые раздробятся на несколько царств, часть из них будут крепкими как железо, другие — слабыми как глина. Они будут пытаться соединиться через союз людей, но не смогут, как железо не смешивается с глиной. Во времена этих царств Бог воздвигнет царство, которое во веки не разрушится и само разрушит все царства земли.

в том, что камень отделился от горы без рук, Церковь видит пророчество о том, что вечный Царь родится без участия мужа от Девы. Его царство будет вечным.

Тогда царь поклонился Даниилу и воскурил перед ним благовония, и прославил Господа как Бога богов, Владыку царей, открывающего тайны. По просьбе Даниила Навуходоносор назначил его трех друзей над делами страны, а сам пророк остался при дворе царя.

 

 

ТРИ ОТРОКА В ПЕЧИ ОГНЕННОЙ (Дан.3)

 

Царь Навуходоносор сделал огромного золотого истукана высотой в тридцать метров, а шириной — в три метра. По его приказу были собраны все начальники войск, мудрецы, судьи — весь цвет общества, для того чтобы они поклонились идолу, созданному царем Вавилона. Глашатай громко возгласил:

— Объявляется вам, народы, племена и языки! В то время, как услышите звук трубы, свирели, цитры, тамбуринов и всяких музыкальных орудий, падите и поклонитесь истукану, которого поставил Навуходоносор царь. А кто не поклонится, тотчас будет брошен в печь, раскаленную огнем.

И народы, услышав звуки оркестров, пали ниц перед золотым истуканом. Некоторые же из халдеев донесли на иудеев, что те не захотели почтить идола. Тогда Навуходоносор разгневался. К нему привели трех отроков, и он спросил их:

— Правда ли, что вы не желаете поклоняться тому истукану, которого я поставил? Будьте готовы при звуках оркестра поклониться идолу, иначе будете брошены в раскаленную печь. И где тот Бог, который спасет вас от руки моей?

Те отвергли его повеления:

— Нет нам нужды отвечать на это. Есть на небесах Бог, Который может спасти нас от огня, но даже если этого и не будет, то знай, что богам твоим мы не служим и истукану твоему не поклонимся.

Царь впал в ярость, изменился в лице и приказал бросить их в пламя. Они были скованы кандалами и во всей одежде они были брошены в печь. По приказу царя печь растопили в семь раз сильнее, чем обычно. Пламя поднималось на 25 метров над ней. Оно было настолько сильно, что даже сожгло палачей. Три отрока стояли в огне, но огонь не прикоснулся к ним. Ангел Господа сошел к ним в печь и выбросил пламя из середины ее. Вместо огня их окружил ветер, полный росы. Тогда три отрока благословили Господа и призвали в общей песне все творение возносить хвалу Создателю.

Навуходоносор вгляделся в пламя и удивленно спросил придворных:

— Не трех ли мы бросили в печь, откуда же у там четвертый, чей вид подобен Сыну Божию.

Тогда он подошел к устью печи и позвал их. Они вышли нетронутыми огнем, так что даже одежды их не имели запаха дыма. Царь прославил их и благословил Творца, спасающего Своих верных рабов.

Чудо избавления трех отроков предуказывало спасение всех праведников из адского пламени силой Вечного Посланника Отца — Иисуса Христа. Так Господь обещал спасти нас через веру. Великое чудо — вера отроков! Она оказалась сильнее силы стихий. Так и христиане могут всё силой Христовой через веру в Спасителя.

 

Память трех отроков совершается 17/30 декабря.

 

Кондак, глас 6:

Рукописанного образа не почетше, но Неописанным Существом защитившеся, треблаженнии, в подвизе огня прославистеся; среде же пламене нестерпимаго стояще, Бога призвасте: ускори, о Щедрый! и потщися, яко милостив, в помощь нашу, яко можеши хотяй.

 

НАКАЗАНИЕ НАВУХОДОНОСОРА (Дан.3,98—4,34)

 

После того, как Навуходоносор возгордился до того, что в честь себя воздвиг истукана, Бог покарал его. Он увидел сон, который никто не мог ему объяснить. Царь видел высокое дерево, на котором росло множество плодов и жили птицы, а под ним селились звери. Вдруг с небес сошел Бодрствующий и Святой и сказал:

— Срубите это дерево, обрубите его ветки, пусть улетят птицы и сбегут звери. Но пусть останется лишь главный корень в земле, закованный в узы. Его часть будет с животными. Отнято будет у него сердце человеческое и дано сердце звериное, пока не минуют над ним семь времен. Повелением Бодрствующих так определено и по приговору Святых назначено, чтобы знали люди, что Всевышний владычествует над народами и дает царство, кому захочет.

Тогда царь пригласил пророка Даниила, чтобы тот истолковал ему сон. Даниил с печалью сказал:

— Твоим бы врагам этот сон и противникам значение его! Дерево — это ты, царь, которому Бог дал всю власть. А ты возгордился против Него. Поэтому ты сойдешь с ума, будешь отлучен от людей, и травой будут кормить тебя, как вола, пока не пройдет семь времен и ты не узнаешь, что только Бог властвует над царствами и дает их, кому хочет. Но царство твое останется при тебе, когда ты познаешь власть небесную. Поэтому советую тебе: искупи грехи свои правдой и беззакония — милосердием к бедным: вот чем может продлиться мир твой.

Но царь не послушался. Спустя год он гулял по царскому дворцу и сказал:

— Это ли не великий Вавилон, который я построил силой моего могущества и в славу моего величества!

И тотчас небесный голос огласил приговор:

— Твое царство отнято у тебя, и ты будешь жить с полевыми зверями, пока не познаешь, что Всевышний владычествует над народами и дает царство, кому хочет.

Тотчас царь сошел с ума, сорвал с себя одежду и убежал в лес. Он ел траву, как вол, тело орошалось небесной росой, так что волосы выросли у него, как у льва, и когти — как у птицы. И прошло над ним семь времен (т.е. семь сезонов — три с половиной года).

После этого к нему вернулся ум, и Навуходоносор поднял глаза к небу и благословил и прославил Вечносущего, Которого владычество вечное. А все живущие на земле ничего не значат. Он делает, что хочет, и на небе, и на земле, и никто не может сказать Ему: «что Ты сделал?» Он силен смирить ходящих гордо.

После этой молитвы нашли его царедворцы, и Навуходоносор вернулся на царский престол. Эта история учит нас, как Бог смиряет гордецов, какую бы власть они не имели.

 

ПРОРОЧЕСТВО ИЕЗЕКИИЛЯ (Иез.)

 

В Вавилонском плену Бог не оставлял свой народ и воздвигал ему новых пророков. Одним из великих пророков был Иезекииль. Бог явился ему в страшном облике. Он восседал на небесных живых существах — херувимах, подобных льву, орлу, быку и человеку. Эти духи светились как молнии, и около них шли живые колеса, полные глаз. Над этими высшими духами было нечто, подобное хрустальному своду с сапфировым престолом, над которым, сверкая невыносимо для человеческих глаз, было нечто, подобное Человеку. Так пророк увидел подобие славы Сына Божия до воплощения.

Бог повелел пророку идти и возвестить народу праведные суды Его, показать смысл наказания, обрушившегося на Иерусалим, и призвать всех грешников к покаянию.

— Я не хочу смерти грешника, — сказал Бог. — Но обратитесь ко Мне и живите.

Бог описал пророку падение Иерусалима и его будущее восстановление, суд над языческими народами и гибель в конце времен великих народов-отступников — Гога и Магога. Устами Иезекииля было возвещено наступление вечного царства Потомка Давида — Мессии.

Однажды Господь вывел пророка на огромное поле, покрытое сухими костями, и спросил его:

— Оживут ли эти кости?

— Ты знаешь, Господи! — отвечал Иезекииль.

Тогда Бог повелел ему пророчествовать костям. И как только святой изрек Божье слово, началось страшное землетрясение. Кости стали сползаться вместе, покрылись плотью и кожей, но духа в них не было. Тогда Бог повелел пророку пророчествовать Духу:

— От четырех ветров приди, Дух, и дохни на этих убитых, и они оживут.

И так произошло. Великое множество оживших стали перед очами Бога. И Он обещал собрать весь Свой народ в святую землю и вывести умерших из гробов. Это великое пророчество сбудется в день Воскресения.

Наконец Иезекиилю был показан вечный храм Бога — образ Церкви, в которой Мессия будет приносить жертву Своему Отцу. Иезекииль увидел, что восточные врата храма закрыты навсегда, потому что ими вошел Бог. Этим он предузнал тайну вечного девства Богоматери.

Также Иезекииль видел великую оживляющую мир реку, вытекающую из храма — образ Святого Духа, Который обновит вселенную.

Тайны, открытые Иезекиилю, продолжают раскрываться и сейчас. Он видел далекое будущее и обновление отравленной смертью и грехом вселенной.

 

Память пророка Иезекииля совершается 21 июля/3 августа.

 

Кондак, глас 4:

Божий явился еси пророк, Иезекииле чудне, воплощение Господне всем провозвестил еси, Сего Агнца и Зиждителя, Сына Божия, явльшася во веки.

 

ПИР ВАЛТАСАРА (Дан.5)

 

После смерти Навуходоносора, после того как сменилось несколько его преемников, к власти пришел Набонид, сделавший своим соправителем и царем Вавилона Валтасара.

Однажды Валтасар сделал пир для множества своих вельмож, и перед лицом их пил вино. Когда он напился, то приказал принести священные сосуды из храма Соломона. И он вместе с женами, наложницами и вельможами своими пил вино из священных сосудов. Пил и славил идолов.

Внезапно перед его глазами появилась кисть руки, которая стала писать странные слова на известковой стене рядом со светящим фонарем. Царь страшно испугался, лицо его побелело, связи чресл его ослабели, и колени затряслись от ужаса. Он закричал, чтобы привели всех мудрецов и магов, чтоб те истолковали ему надпись. Но мудрецы не смогли ничего объяснить, очередной раз показывая бессилие демонов перед откровением Бога.

Тогда мать царя напомнила ему о Данииле, который был советником его отца Навуходоносора, и пророк пришел в пиршественную палату. Валтасар пообещал дать ему великие почести и сделать своим соправителем, если он разгадает надпись. Но Даниил ответил:

— Дары твои оставь себе и награды отдай другому. А значение надписи я скажу тебе. Твой отец Навуходоносор получил от Бога величайшую власть, но когда он возгордился, то лишился рассудка и как зверь питался травой семь времен, пока не познал, что Всевышний властвует народами и дает власть, кому хочет. И ты знал про это, но не смирил своего сердца, но вознесся против Господина небес и осквернил сосуды дома Его. Пил из них вино и славил безгласных идолов, а Бога, у Которого в руке твое дыхание, ты не прославил. За это была послана к тебе кисть руки и начертано это писание. Вот что написано: «мене, мене, текел, упарсин» (Дан.5,25).

Мене — исчислил Бог твое царство и положил ему конец.

Текел — ты взвешен на весах и найден очень легким.

Перес — разделено царство твое между мидянами и персами.

Тогда Валтасар, желая «задобрить» Бога, надел на Даниила багряницу, возложил золотую цепь и объявил третьим правителем в царстве. Но это не помогло. Бог не подкупается! В эту же ночь Валтасар был убит персами, под руководством Кира взявшими Вавилон.

 

ДАНИИЛ ВО РВУ ЛЬВИНОМ (Дан.6)

 

Кир поставил вассальным правителем Вавилона Дария Мидянина, а сам продолжил войну. Дарий решил поставить над страной 120 сатрапов, а над ними — трех князей. Одним из них стал Даниил.

Тогда движимые завистью князья и сатрапы решили погубить Даниила. Но так как он был безупречен, то они сказали:

— Не найти нам предлога погубить Даниила, если только не в законе его Бога.

Тогда они подошли к Дарию и предложили ему издать указ о том, что если в течение месяца кто-либо будет молиться кому-то кроме царя, то его бросят в ров ко львам. Он по тщеславию согласился. А между тем законы мидян и персов нельзя было отменять.

Даниил узнал об указе, пошел в свой дом и, открыв в горнице окно, направленное к Иерусалиму, трижды в день на коленях молился Богу и славословил Его, как делал и раньше. (Отсюда пошел христианский обычай молиться в 9, 12 и 15 часов.)

Тогда завистники подсмотрели, что Даниил молиться, и донесли царю Дарию. Он очень огорчился, но ничего не смог сделать, чтобы спасти пророка. Ведь законы были неотменяемы. Тогда Дарий сказал Даниилу:

Бог твой, Которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя! (Дан.6,16)

И Даниила бросили в ров со львами, а сверху положили камень, запечатанный царем и вельможами, чтобы никто (ни царь, ни завистники) не могли ничего изменить в решении о Данииле.

Дарий был очень удручен и лег спать без ужина, и всю ночь мучила его бессонница. Рано утром он прибежал ко рву и жалобным голосом крикнул:

— Даниил, раб Бога живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?

Тогда он услышал голос Даниила изо рва:

— Царь, во веки живи! Бог послал Ангела Своего, и он заградил пасти львов, и они ничего не сделали мне, потому что я оказался перед ним чист, да и против тебя, царь, я не сделал никакого преступления.

Тогда царь чрезвычайно обрадовался и приказал вытащить Даниила, и никакого повреждения не оказалось на нем, потому что он веровал в Бога своего.

Тогда были приведены клеветники и брошены в ров, и не успели они долететь до дна, как львы растерзали их.

Дарий же издал указ, повелевавший благоговеть перед Богом Даниила, потому что Он есть Бог живой и всегда сущий, и царство Его несокрушимо, и владычество Его бесконечно. Он избавляет и спасает, Он совершает знамения и чудеса на небе и на земле; Он избавил Даниила от силы львов.

Это чудесное избавление пророка символизировало смерть и воскресение Христа Спасителя. Как Даниил был наказан за верность Богу, так и Господь пошел на Крест из послушания Своему Отцу. Как пророк сошел в ров к зверям-убийцам, как бы в самое логово смерти, где не было никаких человеческих способов спастись, так и Христос сходит в глубины смерти, в ад, издревле символизируемый каменным рвом. Львы — это древние убийцы — демоны, чей князь диавол именуется львом рыкающим, ищущим, кого поглотить (1Пет.5,8). Камень, лежащий на рве Даниила и запечатанный царем и вельможами, прообразовал тот камень, который лежал на Гробе Христа, запечатанный первосвященниками (Мф.27,43). Ангел сходит в ров к Даниилу, Ангелы сопровождают Христа, сходящего в преисподнюю. Но пасти демонам затыкает Он Сам, Ангел Великого Совета Божия. Как Даниил невредимым вышел из места смерти, так и Господь живым выходит из гробницы. Как враги пророка погибают, так и все, отвергающие Христа, отдаются им на растерзание демонам.

 

Память пророка Даниила совершается 17/30 декабря.

Тропарь, глас 2:

Велия веры исправления: во источнице пламене, яко на воде упокоения, святии трие отроцы радовахуся, и пророк Даниил львом пастырь, яко овцам, являшеся. Тех молитвами, Христе Боже, спаси души наша.

Кондак, глас 3:

Просветившееся Духом чистое твое сердце, пророчества бысть светлейшаго приятелище, зриши бо, яко настоящая, далече сущая, львы укротил еси, ввержен в ров. Сего ради тя почитаем, пророче блаженне, Данииле славне.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных