Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Работа над фразеологизмами.




Учитель. – А теперь прочитаем третье задание после текста:

- Попробуйте с помощью мифы объяснить слова, которые можно услышать и сегодня:

«Надежда умирает последней».

Дети. – В мифе об этом говорится так: «Только одна Надежда осталась на дне громадного сосуда. Крышка сосуда снова захлопнулась, и не вылетела Надежда из дома Эпиметея. Этого не пожелал громовержец Зевс». Я поняла, что именно Зевс не захотел, чтобы Надежда жила среди людей, чтобы им не на что было надеяться, а чтобы рядом с ними были только беды и несчастья.

Но в жизни так не бывает. Когда на человека обрушивается горе, он до последней минуты верит на благополучный выход из бедственного положения.

- А когда становится ясно, что надеяться не на что и не на кого, люди говорят, что надежда умерла.

- Но надежда умирает последней, т.е. тогда, когда человек понимает, что ничто в его беде не поможет.

Учитель:

Мифы греческого народа, который старался осмыслить все происходящее вокруг него, так глубоко проникли в представление и образ мыслей человека, что он в самый обыденной речи начал употреблять слова и выражения, связанные с мифическими сюжетами. Очень часто можно услышать в разговоре людей такие выражения как:

«сизифов труд»

«олимпийское спокойствие»

«гигантские размеры»

«титанические усилия»

«панический страх» и другие.

Таких выражений в речи немало, хотя, возможно многие люди и не знают, что пришли эти слова из древнегреческих мифов.

Я хочу сказать, чтобы некоторые из этих словосочетаний вы записали в свои тетради, а дома, по возможности, в мифах нашли им объяснения. Своими нахождениями поделитесь на следующем уроке.

(Учитель на доске, а ребята в тетрадях записывают несколько устойчивых словосочетаний. Дома ребята еще раз откроют свои книжки с древними мифами и попробуют в них найти объяснение хотя бы одному выражении. Среди учащихся найдутся и такие, что напишут сочинения по высказыванию или нарисуют иллюстрацию. Такая работа пополнит знание детей, внесет в их учебный труд интерес).

Ый урок.

(Заключительный урок о древнегреческих мифах будет обобщающим. Его целью является закрепление и расширение знаний по данной теме. Лучше всего провести его в интересной игровой форме. Но к такому уроку учитель и ребята готовятся заблаговременно Конечно, им помогают родителя учащихся.

1. В самом начале урока ребята делятся своими «открытиями» по поводу фразеологизмов, связанных с мифологией. Дети читают, либо пересказывают мифы, с которыми соотносится то или иное устойчивое выражение.

Вот несколько рассказов учащихся.

«Олимпийское спокойствие».
(Из цикла мифов о Зевсе: «Олимп»).

Высоко над Олимпом раскинулось бездонное небо, и льется с него золотой свет. Тихо и спокойно в царстве Зевса. Это только на Земле лето и весну сменяет осень и зима, радость и веселье – несчастье и горе. А на Олимпе всегда тепло, светло, вечно там царит лето, светлое и радостное.

Правда, иногда и боги знают печаль и гнев, но они всесильны, поэтому все это быстро проходит, и вновь надолго водворяется в их жизнь радость и спокойствие.

Отсюда и произошло выражение «олимпийское спокойствие», - именно в таком состоянии пребывали боги, обитатели священной горы. А употребляется это выражение в обыденной речи тогда, когда говорят о человеке уравновешенном, хладнокровном, медленно реагирующем на то, что вокруг него происходит: «хранит олимпийское спокойствие».

«Сизифов труд».
(Из цикла мифов о героях: «Сизиф»).

Сизиф – сын бога, - повелителя всех ветров Эола. Никто во всей Греции не мог сравниться по хитрости, коварству, обману и изворотливости с Сизифом. Не один раз он обманывал самых мудрых, великих и могучих богов. Удалось ему обмануть и самого мрачного и грозного бога подземного царства умерших Аида, за что и был жестоко наказан. Аид вынул душу Сизифа и отправил в царство мертвых. И там, в загробной жизни, несет Сизиф тяжелое наказание за то коварство, обман, которые он совершил на земле. Сизиф должен был вкатывать на высокую крутую гору громадный камень. Напрягал все силы, трудится Сизиф. Пот градом струится от тяжелей работы. Все ближе и ближе вершина и окончен будет труд, - можно, наконец отдохнуть. Но в самый последний момент вырывается камень из рук Сизифа и с шумом катится вниз. Снова и снова принимается Сизиф за работу, не видя ей конца …

О «сизифом труде» в народе говорят, имея ввиду бесполезное, бессмысленное занятие, на выполнение которого затрачиваются большие усилия.

«Панический страх».
(Из цикла мифов о богах: «Пан»).

Это выражение произошло от бога Пана. Он был сыном бога Гермеса и нимфы. Когда он родился, мать только взглянула на новорожденного, в ужасе обратилась в бегство, - таким он был страшным: с козлиными ногами и рогами, длинный бородой.

Но Гермес, отец Пана, обрадовался рождению сына, взял его и отнес на Олимп. Все боги начали радоваться и смеяться, глядя на ребенка. Но Пан не остался жить на Олимпе. Он ушел в тенистые леса и стал пасти стада, играя на звучной свирели. А когда наступал жаркий полдень, Пан удалялся в самую чащу, в тень, и там отдыхал. Опасно было беспокоить его в такую минуту. В гневе он жесток: мог наслать тяжелый сон, неожиданно появиться в своем странном образе перед путником и своим видом испугать его.

(Демонстрация иллюстрации с картины М.Врубеля «Пан»).

От испуга и ужаса человек опрометью бежит куда попало, не выбирая дороги через леса, горы, по краю пропасти, не замечая, что такое бегство грозит ему гибелью.

По имени бога Пана большой страх и ужас стали называть «паническим», паникой.

«Гиганты и титаны».
(Из мифов о борьбе богов – олимпийцев с титанами).

По древнегреческим мифам, гиганты и титаны являются порождением богини Земли (Геи) и бога Неба (Урана), боровшиеся с греческими богами – олимпийцами во главе с Зевсом.

Ужасна и упорна была эта борьба, длилась она 10 лет, но победа не склонялась ни в одну, ни в другую сторону. Могучи и грозны были противники. Когда Зевс понял, что победы ему не одержать, он решил освободить из недр земли сторуких великанов и призвать их на помощь. Гиганты стали отрывать от гор целые скалы и бросать в титанов, когда те подступали к Олимпу. Стонала Земля, грохот наполнял воздух, даже Тартар содрогался от этой борьбы. Несмотря на огромные усилия, дрогнули титаны и были побеждены.

Так и вошла в обиходную речь людей выражение «титанические усилия», «титанический труд», когда речь заходит о неимоверно большом количестве сил на осуществление трудного задания, а также о «гигантских размерах» необъемных затратах на выполнение какого-либо дела.


2. Театрализованная игра «Древнегреческие боги на Олимпе».

(Для этой игры учащиеся заблаговременно, за несколько дней выбирают самого интересного для себя бога или богиню, о которых читали в учебнике, либо самостоятельно. Дома находят мифы о них, заучивают, готовят костюмы, а в классе представляют героя мифа своим рассказом о нем.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных