Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Порядок апелляционного обжалования. 5 страница




Требования к форме и содержанию заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора содержатся в ст. 294 АПК РФ.

В числе этих требований типичное требование к форме заявления. Заявление направляется в письменной форме и должно быть подписано заявителем или его представителем.

Требования к содержанию заявления также практически не отличаются от требований к содержанию искового заявления или жалобы в других инстанциях: должны быть указаны наименование лица, обратившегося с заявлением, и наименования других лиц, участвующих в деле; данные об оспаривании судебного акта (судебных актов), предмет спора.

Обращение должно содержать доводы заявителя относительно оснований пересмотра, подтверждающие нарушение норм материального и(или) процессуального права, со ссылкой на законы и иные нормативные правовые акты. Однако одного указания на предполагаемые нарушения норм права, допущенные при рассмотрении дела нижестоящими судами, недостаточно.

АПК РФ содержит в качестве обязательного условия обращения указание на существенность нарушения, обоснование того, что нарушение повлекло существенные нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Характеристика "существенность нарушения" является оценочной категорией, поскольку разнообразие обстоятельств, подтверждающих наличие соответствующих оснований, делает невозможным установление их перечня в законе. Существенность нарушения в каждом конкретном случае оценивается прежде всего коллегиальным составом судей на стадии предварительного рассмотрения заявления и может быть обоснована суммой требований, большим количеством дел данной категории с участием заявителя, принципиальностью результата для заявителя. Таким образом, существенность допущенных, по мнению заявителя, нарушений оценивается и признается с учетом конкретных обстоятельств дела и значимости последствий нарушений для лица, в отношении которого они допущены.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ существенным нарушением, являющимся основанием для обращения в порядке надзора и последующего решения вопроса о наличии или отсутствии оснований пересмотра в порядке надзора (ст. 304 АПК РФ) и соответственно отмены соответствующего судебного акта, может быть признано не всякое из числа указанных в законе нарушений норм материального и процессуального права, в том числе названных в ч. 4 ст. 270 и ст. 288 АПК РФ. Существенность нарушения в качестве основания для отмены или изменения судебного постановления в порядке надзора должна оцениваться с учетом природы, предназначения и целей именно надзорного производства (Постановление КС РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П).

Принципиальным отличием обращения в порядке надзора от обращений в другие инстанции является отсутствие требования о направлении копии заявления другим лицам, участвующим в деле. Заявитель лишь должен приложить копии всех материалов в количестве экземпляров по числу участвующих в деле лиц, так как в случае передачи дела в Президиум ВАС РФ для рассмотрения по существу копии заявления и прилагающихся к нему материалов будут направлены этим лицам непосредственно Высшим Арбитражным Судом РФ. Таким образом, на стадии обращения заинтересованного лица в ВАС РФ другие участвующие в деле лица не имеют никаких сведений о таком обращении и его основаниях. Однако в ряде дел Европейский суд по правам человека, признавая целесообразность и даже необходимость ограничения некоторых принципов процесса при рассмотрении дел в суде вышестоящей инстанции (например, публичности, гласности, личного участия в судебном заседании), специально указывал на невозможность ограничений таких принципов, как принцип состязательности, принцип равноправия сторон в процессе. При этом принцип состязательности предполагает прежде всего право сторон знать обо всех документах, имеющих отношение к рассматриваемому делу <1>.

--------------------------------

<1> См.: решения Европейского суда по делам Lomaseita Oy and Others v. Finland; Niderost-Huber v. Switzerland.

 

Как указал Конституционный Суд РФ в одном из своих Определений применительно к правилам административного судопроизводства при рассмотрении дел в суде общей юрисдикции, пересмотр в порядке надзора должен осуществляться в надлежащей судебной процедуре, обеспечивающей процессуальные права лиц, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, в соответствии с конституционными принципами правосудия, одним из которых является принцип осуществления судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон. Это означает, что на разных стадиях процесса, в том числе при рассмотрении дела в порядке надзора, прокурор и лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должны обладать соответственно равными правами. Реализация данного конституционного принципа предполагает обязанность суда, пересматривающего судебные акты в порядке надзора, известить лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о факте принесения протеста прокурором, предоставить возможность ознакомления с протестом и представить свои возражения на него <1>.

--------------------------------

<1> См.: Определение КС РФ от 12 мая 2005 г. N 145-О "По жалобе гражданина Андреева Николая Ивановича на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 30.11 КоАП".

 

Учитывая универсальный характер правовых позиций Конституционного Суда РФ, видимо, следует сделать вывод о необходимости извещения лиц, участвующих в деле, рассмотренном арбитражным судом, о факте подачи заявления (представления), предоставить возможность ознакомиться с ним и представить свои возражения на него. Причем именно с тем, чтобы уже на стадии предварительного рассмотрения коллегиальный состав судей рассматривал заявление исходя из доводов не только поданного заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, но и доводов других лиц, участвующих в деле.

Порядок обращения в Высший Арбитражный Суд РФ отличается от порядка обращения с апелляционной или кассационной жалобой: заявление подается непосредственно в ВАС РФ, а не через суд первой инстанции, как это предусмотрено в ст. ст. 257, 275 АПК РФ.

Последствия несоблюдения условий обращения в Высший Арбитражный Суд РФ. В качестве последствий нарушения вышеназванных условий и порядка обращения с заявлением (представлением) о пересмотре судебного акта в порядке надзора законодатель предусмотрел институт возвращения заявления (представления) (ст. 296 АПК РФ). Помимо несоблюдения требований, предусмотренных в ст. ст. 292 и 294 АПК РФ, основанием возвращения является ходатайство обратившегося лица о возвращении заявления (представления), а также отказ в восстановлении пропущенного срока обращения в порядке надзора (п. 3 ч. 1 ст. 296 АПК РФ).

О возвращении заявления (представления) выносится определение, которое вместе с обращением направляется лицу, обратившемуся с таким заявлением (представлением).

Возвращение заявления (представления) не препятствует повторному обращению с таким же заявлением (представлением) в Высший Арбитражный Суд РФ в общем порядке при условии устранения допущенных нарушений. Следует иметь в виду, что право повторно обратиться в порядке надзора после устранения обстоятельств, послуживших основанием для возвращения заявления (представления), может быть реализовано в пределах срока обращения в ВАС РФ. Причем возвращение заявления (представления) не влияет на исчисление срока обращения: он по-прежнему исчисляется со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта по делу либо со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав и законных интересов оспариваемым судебным актом.

2. Вторая стадия надзорного производства - это рассмотрение заявления или представления коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ.

Общая характеристика предварительной стадии рассмотрения заявления (представления) о пересмотре судебного акта в порядке надзора. После принятия заявления к производству оно передается в коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда РФ для предварительного рассмотрения, порядок которого определен в ст. 299 АПК РФ. Данный этап надзорного производства представляет собой процедуру допуска (фильтрации) надзорных обращений, когда решается вопрос о передаче дела в Президиум ВАС РФ для рассмотрения его по существу, т.е. непосредственно для пересмотра в порядке надзора.

Введение предварительной процедуры, на которую не распространяются некоторые обязательные для иных судебных процедур процессуальные правила - об извещении и вызове сторон, о проведении судебного заседания и др., обусловлено целью обеспечить баланс публичных и частных интересов, не допустить превращение суда надзорной инстанции в обычную (ординарную) судебную инстанцию и исключить явно необоснованные обращения.

В рамках предварительной процедуры рассмотрения надзорных обращений определяются правовые основания для дальнейшего движения дела (передачи его для рассмотрения по существу в Президиум ВАС РФ) исходя из доводов, изложенных в заявлении (представлении), и содержания обжалуемых судебных актов (материалов истребованного дела).

Установление иной предварительной процедуры рассмотрения надзорных заявлений (представлений) - с проведением судебного заседания, обеспечением присутствия лиц, участвующих в деле, заслушиванием их доводов и возражений - привело бы к существенному увеличению срока прохождения обращений на этом этапе их проверки, целью которого является лишь исключение явно необоснованных обращений из сферы рассмотрения Президиумом ВАС РФ.

Соответственно, в целом установленный в ст. 299 АПК РФ порядок отвечает правовой природе и предназначению надзорного производства и не может расцениваться как не совместимый с правом каждого на судебную защиту и на справедливое судебное разбирательство, при том что при рассмотрении дела по существу в отношении сторон и иных участвующих в нем лиц обеспечивается соблюдение основных процессуальных принципов и гарантий.

Имея в виду безусловное признание принципов состязательности и равноправия сторон в процессе в качестве "основных процессуальных принципов и гарантий" и с учетом права не обращавшихся с надзорным заявлением (представлением) лиц, правомерно полагать, что вступивший в законную силу судебный акт действует и подлежит исполнению; должно обеспечиваться обязательное извещение указанных лиц о подаче заявления (представления) и о передаче дела для рассмотрения по существу в Президиум ВАС РФ <1>.

--------------------------------

<1> В Постановлении КС РФ от 5 февраля 2007 г. N 2-П содержатся универсальные стандарты процедуры пересмотра судебных актов в порядке надзора.

 

Процедура предварительного рассмотрения. Конституционный Суд РФ признал целесообразным и даже необходимым рассмотрение надзорного обращения на стадии предварительной проверки в таких процедурах, которые бы позволили избежать затягивания процесса и нарушения правовой определенности в отношениях заинтересованных лиц.

Тем не менее основные процессуальные гарантии и принципы действуют и в таких процедурах, например принцип независимости судей. В ч. 2 ст. 299 прямо указано, что состав суда для рассмотрения заявления формируется по правилам ст. 18 АПК РФ, т.е. в условиях, исключающих риск оказания влияния на формирование состава суда лиц, заинтересованных в исходе судебного разбирательства. Разумеется, общие положения АПК РФ, к которым относятся и вышеназванные правила формирования состава суда, работают и при рассмотрении дел в порядке надзора, причем для этого не требуется специальное указание в законе. Однако ввиду особого значения принципа независимости судей законодатель счел необходимым сделать акцент на таких правилах применительно к надзорному производству. Возможно, это обусловлено и ограничением личного участия сторон в рассмотрении заявления, у которых отсутствует возможность заявить отвод судье.

Коллегиальный состав судей рассматривает заявление в течение месяца в судебном заседании без извещения сторон. Месячный срок исчисляется либо с момента поступления заявления в Высший Арбитражный Суд РФ (если не было истребовано дело), либо с момента поступления в суд дела, истребованного из арбитражного суда. Дело может быть истребовано на стадии принятия заявления к производству либо непосредственно коллегиальным составом судей, если при рассмотрении заявления на предварительной стадии рассмотрения возникли вопросы, требующие исследования материалов дела.

Коллегиальный состав судей рассматривает заявление исходя из доводов заявления и прилагаемых документов, наличия существенных последствий для заявителя в результате принятия оспариваемых судебных актов, а также содержания оспариваемых судебных актов и материалов истребованного дела (если оно было истребовано), решая вопрос о наличии или отсутствии оснований для пересмотра оспариваемого судебного акта, установленных в ст. 304 АПК РФ. Таким образом, на данной стадии дело по существу не рассматривается, а лишь разрешается вопрос о приемлемости заявления.

Полномочия коллегиального состава судей Высшего Арбитражного Суда РФ закреплены в ст. 299 АПК РФ. В случае если коллегиальный состав судей установит наличие оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, суд выносит определение о передаче дела для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора в Президиум ВАС РФ. В течение пяти дней со дня вынесения определения оно направляется в Президиум ВАС РФ вместе с заявлением и истребованным делом (ч. 4 ст. 299 АПК РФ). В случае если коллегиальный состав судей установит отсутствие оснований, названных в ст. 304 АПК РФ, суд выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора.

Нередко складывается ситуация, когда заявитель обращается в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением, не в полной мере исчерпав все имевшиеся у него возможности для проверки законности оспариваемого судебного акта в арбитражных судах, в частности в арбитражном суде кассационной инстанции. При рассмотрении такого заявления коллегиальный состав судей может прийти к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ, усмотрев в то же время наличие иных оснований для проверки законности оспариваемого судебного акта. В этом случае коллегиальный состав судей вправе направить дело в арбитражный суд кассационной инстанции, если дело не было предметом рассмотрения в кассационном суде.

В результате толкования положений гл. 37 АПК РФ, регулирующей вопросы пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, у коллегиального состава судей появились новые полномочия.

1. Согласно п. 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 12 марта 2007 г. N 17 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при пересмотре вступивших в законную силу судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" к существенным для дела обстоятельствам, являющимся основанием пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам, могут быть отнесены обнаруженные нарушения норм процессуального права, предусмотренные ч. 4 ст. 288 АПК РФ, допущенные при принятии судебного акта судом кассационной инстанции. В этом случае коллегиальный состав судей в определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ может указать на возможность пересмотра судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам <1>. Необходимо тем не менее отметить, что нередко при наличии тех же обстоятельств, предусмотренных ч. 4 ст. 288 АПК РФ, дело передается в Президиум ВАС РФ, который отменяет оспариваемый судебный акт <2>.

--------------------------------

<1> См.: Определение ВАС РФ от 11 декабря 2008 г. N 14654/08.

<2> См.: Постановление Президиума ВАС РФ от 9 сентября 2008 г. N 4405/08.

 

2. В Постановлении Пленума ВАС РФ от 14 февраля 2008 г. "О внесении изменений в Постановление Пленума ВАС РФ N 17 "О пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам" предусмотрено, что в соответствии с п. 1 ст. 311 АПК РФ может быть пересмотрен по вновь открывшимся обстоятельствам также судебный акт, оспариваемый заявителем в порядке надзора и основанный на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом РФ в постановлении Пленума ВАС РФ или в постановлении Президиума ВАС РФ, в том числе принятого по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора.

Установив данные обстоятельства при рассмотрении заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с ч. 8 ст. 299 АПК РФ выносит определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ, в котором указывает на возможность пересмотра оспариваемого судебного акта по вновь открывшимся обстоятельствам. Срок, предусмотренный ч. 1 ст. 312 АПК РФ, в данном случае начинает течь с момента получения заявителем копии определения об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ.

При обжаловании в апелляционном или кассационном порядке судебного акта, основанного на положениях законодательства, практика применения которых после его принятия определена Высшим Арбитражным Судом РФ, суд апелляционной или кассационной инстанции учитывает правовую позицию Высшего Арбитражного Суда РФ при оценке наличия оснований для изменения или отмены обжалуемого судебного акта.

Данные нововведения затронули не только функции коллегиального состава судей, но и сами процедуры пересмотра судебных актов в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Это было сделано в поисках путей обеспечения реализации универсального в судопроизводстве требования эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости. До введения вышеназванных правил формирование Высшим Арбитражным Судом РФ практики по одному из дел, переданных в Президиум ВАС РФ, могло повлечь отказ в пересмотре судебных актов в порядке надзора по другим аналогичным делам. При этом основная цель деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ была достигнута: после принятия постановления Президиума ВАС РФ по одному конкретному делу судебная практика по аналогичным делам формировалась исходя из выраженной в данном постановлении правовой позиции. Что касается таких дел, находящихся уже в производстве Высшего Арбитражного Суда РФ, возможны были два варианта: передача всех дел на рассмотрение Президиума ВАС РФ, что не вполне корреспондировало с ролью и местом Высшего Арбитражного Суда РФ в судебной системе, либо отказ в рассмотрении по существу, что лишало заинтересованных лиц судебной защиты в части определения их конкретных гражданских прав и обязанностей. Вряд ли это можно признать справедливым.

Приостановление исполнения оспариваемого судебного акта (ст. 298 АПК РФ). Институт приостановления исполнения оспариваемого судебного акта относится к институту обеспечительных мер арбитражного суда. Такие меры направлены прежде всего на обеспечение исполнения судебного акта, а также на обеспечение баланса интересов сторон, предотвращение причинения им значительного ущерба. В данном случае обеспечительный механизм работает следующим образом. При оспаривании судебного акта воля заявителя направлена, как правило, на его отмену, полную или частичную. При этом следует учитывать, что оспаривается судебный акт, который вступил в законную силу, стал обязательным для исполнения. Как правило, к моменту обращения в надзор соответствующим судом уже выдан исполнительный лист на его принудительное исполнение. Если оспариваемый судебный акт будет исполнен, а в дальнейшем отменен в порядке надзора (рассмотрение в порядке надзора может занять довольно продолжительное время), необходимо будет произвести ряд действий, с тем чтобы вернуть должнику все то, что было взыскано с него в пользу взыскателя по отмененному или измененному в соответствующей части судебному акту. Такие действия называются "поворот исполнения судебного акта" и осуществляются на основании определения арбитражного суда, который отменил или изменил ранее принятый и оспоренный судебный акт. Однако нередки случаи, когда осуществить поворот исполнения судебного акта затруднительно или даже невозможно (например, должник получил причитающееся ему имущество и реализовал его). Поэтому, если заявитель по делу об оспаривании судебного акта обладает информацией, позволяющей сделать вывод о том, что осуществление поворота исполнения судебного акта в случае его отмены будет невозможно или затруднительно, он имеет возможность обосновать перед судом необходимость приостановления его исполнения. В случае принятия определения о приостановлении исполнения оспариваемого судебного акта исполнительное производство по его исполнению приостанавливается (п. 1 ч. 2 ст. 39 Федерального закона "Об исполнительном производстве"). По приостановленному исполнительному производству исполнительные действия не производятся. В случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство, исполнительное производство подлежит прекращению (п. 4 ч. 2 ст. 43 Федерального закона "Об исполнительном производстве").

С одной стороны, может создаться впечатление, что практически во всех случаях целесообразно приостанавливать исполнение оспариваемого судебного акта на тот случай, если этот акт будет по результатам рассмотрения дела в надзоре отменен. Однако не стоит забывать о том, что производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора является экстраординарной стадией арбитражного процесса, судебный акт вступил в силу достаточно большой период времени назад. Причем принцип правовой определенности требует, чтобы не всякая судебная ошибка влекла пересмотр судебного акта в порядке надзора, а лишь фундаментальные ошибки, которые существенным образом нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Кроме того, не следует также забывать о том, что в результате приостановления исполнения вступившего в законную силу судебного акта взыскателю может быть причинен значительный ущерб. Имея в виду вступление этого акта в силу, взыскатель вправе рассчитывать на его исполнение, полагая свои гражданские права и обязанности определенными, установленными.

Поэтому приостановление исполнения оспариваемого в порядке надзора судебного акта - явление достаточно редкое, исключительное, что продиктовано исключительным характером самого надзорного производства. Обращение в Высший Арбитражный Суд РФ с заявлением (представлением) о пересмотре судебного акта в порядке надзора по общему правилу не должно влиять на исполнение этого акта, нарушать определенность в положении сторон <1>.

--------------------------------

<1> См.: Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу РФ / Под ред. П.В. Крашенинникова. М., 2007. С. 1028 (автор комментария - Т.К. Андреева).

 

Прежде всего условия приостановления исполнения судебного акта сформулированы законодателем достаточно жестко по сравнению с регулированием аналогичного института в кассации (ст. 283 АПК РФ). Закон предоставляет возможность выбора между двумя вариантами поведения (ст. 298 АПК РФ).

1. Заявитель должен обосновать невозможность поворота исполнения оспариваемого судебного акта. Для сравнения: обращаясь с подобным ходатайством при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, заявитель должен обосновать невозможность или затруднительность поворота исполнения обжалуемого судебного акта. Такие обстоятельства нередко сложно доказать. Некоторые ориентиры для судов при оценке доводов заявителя содержатся в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер". В частности, можно было бы принять во внимание:

- разумность и обоснованность требования заявителя (о приостановлении исполнения оспариваемого судебного акта);

- стадию исполнительного производства (если оно уже завершено, то теряет смысл приостановление исполнения);

- вероятность причинения заявителю значительного ущерба (в случае невозможности осуществления поворота исполнения);

- обеспечение баланса интересов заинтересованных сторон;

- предотвращение нарушения публичных интересов, интересов третьих лиц (при приостановлении исполнения оспариваемого судебного акта).

2. Другой вариант возможного поведения в условиях труднодоказуемости оснований приостановления исполнения судебного акта предусмотрен здесь же, в ст. 298 АПК РФ.

Приостановление оспариваемого судебного акта осуществляется, если заявитель предоставил встречное обеспечение другой стороне по делу возможных убытков в результате приостановления исполнения оспариваемого судебного акта, и суд признает целесообразным приостановление исполнения судебного акта в целях обеспечения баланса взаимных прав и обязанностей сторон.

Институт встречного обеспечения регулируется положениями гл. 8 АПК РФ (ст. 94 АПК РФ). В данном случае предоставление встречного обеспечения направлено на обеспечение возмещения убытков, которые могут возникнуть у другой стороны по делу (соответственно взыскателя по исполнительному листу) в случае приостановления исполнения оспариваемого и подлежащего исполнению судебного акта.

Встречное обеспечение предоставляется путем внесения денежных средств на депозит арбитражного суда в размере оспариваемой суммы. Опять же сравнивая положения, регулирующие аналогичный институт в кассации, следует отметить, что ст. 283 АПК РФ допускает и другие формы встречного обеспечения - предоставление банковской гарантии, поручительства или иного финансового обеспечения на ту же сумму.

Кроме того, необходимым условием приостановления исполнения оспариваемого судебного акта является мнение суда о необходимости и целесообразности такого приостановления. Как представляется, даже предоставление встречного обеспечения не влечет автоматическое приостановление исполнения оспариваемого судебного акта. Заявитель в любом случае должен обосновать необходимость такого приостановления, а суд тщательно взвесить предоставленные аргументы и доводы с точки зрения сохранения баланса взаимных прав и обязанностей сторон. Как косвенное подтверждение этой позиции можно рассматривать п. 11 Постановления Пленума ВАС РФ N 55 применительно к обеспечительным мерам арбитражного суда.

Порядок рассмотрения заявления о приостановлении исполнения оспариваемого судебного акта урегулирован положениями ч. ч. 2 - 5 ст. 298 АПК РФ.

Вопрос о приостановлении разрешается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда РФ в судебном заседании - тем составом, на рассмотрении которого находится заявление (представление) о пересмотре в порядке надзора оспариваемого судебного акта, в связи с которым подано заявление о приостановлении.

По результатам рассмотрения заявления выносится определение, которое направляется лицам, участвующим в деле. Коллегиальный состав судей может также указать на результаты рассмотрения ходатайства в определении о передаче дела либо определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ.

В случае удовлетворения ходатайства исполнение судебного акта может быть приостановлено до окончания надзорного производства, если судом не установлен другой срок. Надзорное производство оканчивается либо вынесением коллегиальным составом судей определения об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ, либо принятием постановления Президиумом ВАС РФ. Об отмене приостановления исполнения судебного акта выносится отдельное определение либо, как правило, на это указывается в определении об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ или в постановлении Президиума ВАС РФ об отказе в удовлетворении заявления или представления.

Определение коллегиального состава судей Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. ст. 300, 301 АПК РФ). Коллегиальный состав судей устанавливается путем вынесения определения по результатам рассмотрения заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора. Данное определение должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к судебным актам, т.е. быть законным, обоснованным и мотивированным. С учетом того что определение о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора, как и определение об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ, содержит позицию судей высшего судебного органа в сфере экономического правосудия, в определенной степени влияя на формирование судебной арбитражной практики, соблюдение установленных требований необходимо с точки зрения авторитета Высшего Арбитражного Суда РФ и адекватного восприятия такой правовой позиции лицами, участвующими в деле, и обществом в целом.

Предъявляемые законом требования к содержанию определений о передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра судебного акта в порядке надзора и об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ корреспондируют с общими требованиями к содержанию судебных актов, в том числе об указании даты вынесения определения, состава суда, рассмотревшего заявление, наименований лиц, участвующих в деле, и т.д.

Особое значение имеют положения п. 6 ст. 300 и ст. 301 АПК РФ, в которых содержатся требования об указании соответственно оснований и мотивов передачи дела и мотивов отказа в передаче дела в Президиум ВАС РФ.

Мотивы передачи - обстоятельства конкретного дела, свидетельствующие о нарушениях норм материального и процессуального права, повлекших возникновение оснований, предусмотренных ст. 304 АПК РФ.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных