ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальные изменения 13 страницавать в направлении интеграции и координации поведения различных индивидов, групп и общностей. Инструкция для анкетера — письменный нормативный документ, содержащий правила проведения опроса методом анкетирования, а также определяющий права и обязанности анкетера в данном исследовании. Инструментарий социологический — определенный набор методически—исследовательских документов, разработанных в соответствии с программой, целями и задачами исследования, с помощью которых обеспечивается сбор эмпирических социологических данных (анкета, бланк-интервью, карточка наблюдения и др.). Интеграция — совокупность взаимозависимостей согласованности, скоординированности в действиях между элементами социальной системы, обеспечивающая ее внутреннее единство, целостность, гармоничное функционирование, устойчивость и динамическую стабильность. Интерес — социальное качество личности, выступающее в качестве постоянного побудительного механизма познания и деятельности, подталкивающего данного индивида к более глубокому ознакомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо сфере действительности, к преобразованию последней в соответствии со своими потребностями, представлениями, целями. Интерес классовый — обобщенное выражение потребностей, стремлений, социальных ожиданий, ориентации и деятельного начала в сознании социальных слоев и классов. Ни один из классов не поступается своими интересами добровольно, а, наоборот, стремится к их возможно полному удовлетворению, в том числе и за счет интересов других социальных групп и классов, что порождает различные формы классового конфликта — экономические, политические, социокультурные, идеологические. Интерес политический — концентрированное воплощение политических, экономических, социальных и других потребностей индивидов, социальных групп, слоев, классов, партий и движений в их стремлении к сохранению и упрочению существующей системы власти либо к ее ниспровержению и к завоеванию власти. В политических интересах всегда присутствуют элементы сопоставления своего социально-политического статуса со статусами других индивидов, групп, слоев, партий и т.п., поэтому они являются основным источником политической конфронтации и других форм конфликтного взаимодействия в обществе. Интерес социальный — обобщенное воплощение социальных потребностей, надежд, стремлений и действий отдельных индивидов, их групп и общностей, отражающее социальное положение (статус) этих индивидов, групп, общностей в социальной структуре общества; их стремление сохранить, упрочить этот статус или улучшить, повысить его в социальной иерархии. Поскольку такое стремление нередко сталкивается с аналогичными стремлениями других индивидов, групп, социальных слоев, постольку социальный интерес довольно часто подталкивает его носителя к конфликту с другими социальными субъектами. Интервью — один из основных методов опроса, использующий в качестве источника информации непосредственное вербальное взаимодействие исследователя с респондентом в соответствии с исследовательской программой. Интервью глубинное (клиническое) — разновидность интервью, ориентированное на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания как о социальных процессах, событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценок, высказываемых интервьюируемыми. Интервью групповое — такой способ получения информации, когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но выслушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочередно, индивидуально. Интервью индивидуальное — это такой способ сбора эмпирической социологической информации, который осуществляется интервьюером в его индивидуальной беседе "с глазу на глаз" с опрашиваемым лицом. Интервью панельное — процесс неоднократного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых по одним и тем же вопросам через определенные промежутки времени. Интервью полуавтоматизированное — такой способ получения информации от опрашиваемых, в котором сочетаются особенности формализованного и неформализованного интервью. Интервью свободное (несгандартизированное) — длительная, иногда до 2-3 часов, беседа интервьюера с ответственным работником системы управления, известным деятелем науки, культу- I ры, образования, бизнеса, религии, политики, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации и последовательности вопросов. Интервью стандартизированное (формализованное) — разновидность опроса, при котором беседа интервьюера с опрашиваемыми ведется по жестко фиксированному вопроснику, где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированными вариантами ответов на них, избираемыми интервьюируемым лицом. Интервью фокусированное — сбор информации в беседе интервьюера с опрашиваемым лицом по сугубо конкретному вопросу Интервьюер — лицо, вступающее в непосредственное взаимодействие с опрашиваемым с целью получения от него желаемой информации. Интервьюирование — способ опроса, в котором получение интере программы. Интроверсия — концентрация внимания и сознания человека на собственных проблемах и переживаниях, сопровождающаяся ослаблением внимания к окружающему миру и другим людям. Исследование сравнительное — социологическое исследование, ориентированное на получение вывода, исходя из данных некоторого числа эмпирических исследований, на анализ закономерностей, причин, факторов, детерминирующих изменения социальных процессов во времени, на систематическое изучение влияния различных социальных, культурных, политических и идеологических макроусловий на структуру поведения, установок, ценностей и мнения классов, социальных слоев, групп. Исследование — вид систематизированной познавательной деятельности, направленный на получение новых знаний, информации и т.д., на изучение определенных проблем и взаимозависимостей посредством применения стандартизированных методов — наблюдение, эксперимент, контент-анализ документов, анкетирование и т.п. Исследование аналитическое — самый углубленный вид социологического исследования, ориентированного на выявление причин, обусловливающих сущность, структуру и особенности изучаемого социального объекта и носящее, как правило, комплексный характер. В процессе его осуществления применяются различные социологические методы: включенное наблюдение, контент-анализ документов, массовый опрос, интервьюирование, эксперимент. Исследование историческое — разновидность повторного социологического исследования, ориентированного на изучение определенной возрастной группы, обследуемой через определенные промежутки времени, причем возрастные границы изучаемой группы остаются неизменными, а состав когорт (возрастных групп) и время проведения исследования изменяются. Исследование когортное — специфическая разновидность повторного социологического исследования, применяемая для изучения определенной возрастной группы (когорты), которая остается постоянной на всем протяжении повторных исследований. Исследование лонгитюдное — разновидность повторного социологического исследования, ориентированного на длительное (15-20 лет) изучение одних и тех же лиц, как правило, молодежи, по мере достижения обследуемой совокупностью определенной стадии своего развития. Исследование маркетинговое — прикладное социологическое исследование, ориентированное на постоянное обеспечение интересов заказчика на основе тщательного изучения процессов, происходящих на рынке товаров, выявление основных тенденций в динамике спроса и предложения на определенные виды' товаров. Исследование монографическое — разновидность социологического исследования, в котором объектом изучения выступает только одна единица какого-либо класса социальных процессов или явлений, выступающая представителем всего этого класса. Исследование оперативное — вид прикладного социологического исследования, осуществляемое с целью получения в сжатые сроки (от месяца до нескольких дней) достоверной информации о социальных процессах и явлениях, о существующих в данное время мнениях различных групп населения по различным вопросам экономического, социально-политического, культурного развития; о рейтингах тех или иных политических лидеров, кандидатах в депутаты и т.п. Исследование описательное — вид прикладного социологического исследования, ориентированного на обобщение характеристик изучаемого социального объекта и получение относительно целостного, непротиворечивого описания данного явления и процесса, его структурных компонентов и качественных особенностей. Исследование панельное — разновидность прикладного социологического исследования, ориентированного на обследование одних и тех же индивидов по одной и той же программе и методике через определенные временные интервалы и имеющего целью выявление тенденций развития и динамики социального явления или процесса во времени. Исследование пилотажное — разновидность прикладного социологического исследования, ориентированного на получение первичной социологической информации и установление адекватности методики сбора данных особенностей изучаемого объекта к познавательным задачам исследования. Исследование прикладное — вид социологического исследования, направленного на получение системы фактов и решение конкретной социальной проблемы, имеющее прикладное практическое значение. Чаще всего проводится по запросам заказчиков, в качестве каковых выступают государственные организации и учреждения, предприятия, фирмы и т.п. Исследование повторное — разновидность прикладного социологического исследования, ориентированного на изучение одного и того же объекта или его различных компонентов, проводимое несколько раз через определенные интервалы времени, в одинаковых или видоизмененных условиях. Его разновидности: трендовые, панельные, лонгитюдные исследования. Исследование полевое — исследовательский дизайн, применяемый для изучения структуры малых групп и взаимодействия их членов. Исследование случаев — исследовательский дизайн, предназначенный для интенсивного изучения отдельных проявлений изучаемого феномена. Исследование сравнительное — специфический вид социологического исследования, в котором посредством познавательных операций, лежащих в основании суждений о сходстве или различии объектов, выявляются количественные и качественные характеристики социальных явлений и процессов путем осуществления сравнительного профильного анализа. По содержа- нию, характеру, направленности И.с. подразделяются на: меж-страновые, межсоциетальные, межкультурные и др. Исследование трендовое — разновидность повторного социологического исследования, осуществляемого в рамках единой генеральной совокупности или на аналогичных выборках с определенным интервалом во времени и имеющего целью анализ изменений, происходящих в изучаемой социальной группе, совокупности. Каузальность — причинность, причинный характер связи между явлениями, процессами, событиями. Катастрофа — превышение верхнего предела напряжения в рассматриваемой системе, угрожающее разрушением системы, ее важнейших компонентов или переходом ее в другое качественное состояние. Квотный отбор — метод отбора, при котором респонденты, обладающие определенными характеристиками, выбираются по усмотрению интервьюера. Квазигруппа — возникающая непреднамеренно и спонтанно социальная группа, в которой отсутствуют устойчивые ожидания и осознанное понимание противоположности своих интересов и целей интересам и целям другой (других) группы. Класс социальный — большая социальная группа, отличающаяся от других по критериям статуса в социально-экономической структуре общества, владения или невладения собственностью и определяемого этим доступа к общественному богатству (распределению благ), власти, социальному престижу. Глубокая дифференциация по этим критериям приводит к возникновению в обществе социальных конфронтации. Кластерный (гнездовой) случайный отбор - метод отбора, при котором из генеральной совокупности предварительно отбирают структурные единицы (кластеры, гнезда), которые обследуют полностью или выборочно. Климат социально-психологический — совокупность социально-психологических условий, способствующих или препятствующих эффективной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Является важнейшей стороной межличностных отношений в различных социальных группах и сферах деятельности, в том числе в сфере трудовых и семейно-бытовых отношений. Клиническая социология - совокупность качественного анализа изучаемых социальных процессов и явлений на основе сбора и обобщения всех — прямых и косвенных — данных об изучаемом объекте, социологического диагноза, прогноза и развития данного объекта и терапевтических мер его совершенствования. Коммуникатор — индивид и/или группа, являющиеся источником и носителем коммуникации; тот, кто передает сообщение в процессе коммуникации. Коммуникация социальная — передача информации от одной социальной системы к другой, обмен информацией между различными системами посредством символов, знаков и образов. Конвергенция — приобретение в процессе эволюции относительно далекими по происхождению организмами сходных форм благодаря обитанию в одинаковой среде. Теория конвергенции — одна из концепций социологии, политэкономии и политологии, усматривающая в общественном развитии современной эпохи преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем — капитализма и социализма с их последующим синтезом в некотором "смешанном обществе", сочетающем в себе положительные черты и свойства каждой из них. Конкуренция — стремление к достижению успеха, вознаграждения, власти и т.п. путем опережения, отстранения или устранения соперников, стремящихся к идентичным целям. Консенсус социальный — социальное согласие и определенная степень согласованности в действиях, благодаря чему обеспечивается социальная интеграция и совместные коллективные действия, в том числе и групп, находившихся до этого в конфликтных противостояниях. Консолидация — сплочение нескольких самостоятельных, родственных по языку, культуре, образу жизни этнических групп в единый, новый, более крупный этнос. Контакт социальный — специфический тип кратковременных социальных связей, вызываемый соприкосновением индивидов и групп в социальном пространстве. Возможен конфликтный вариант социального контакта, когда вступающие в него индивиды и группы начинают соперничать за какое-либо благо. Контент-анализ — исследовательская техника для получения выводов путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной деятельности. Контркультура — система ценностей, норм, стандартов поведения, свойственных определенной социальной группе, которая не только отличается от доминирующих в обществе образцов, но и прямо им противоположна, враждебна, бросает вызов и может вступить с ними в открытый конфликт. Контроль социальный — способ саморегуляции социальной систе- i мы, обеспечивающий упорядочивающее воздействие ее компо- \ нентов (индивидов, групп, общностей) посредством нормативного регулирования. Он включает в себя совокупность норм и ценностей, которые обладают по отношению к индивиду принудительной силой, а также санкций, применяемых в целях осуществления этих норм и ценностей. Конфликт деструктивный — разновидность конфликтного противоборства, способного привести к снижению эффективности соответствующей системы, общности или организации либо к ее разрушению; возникает, как правило, вследствие неквалифицированных, непрофессиональных действий руководителей или их подчиненных, а также ошибочных, не учитывающих изменившуюся ситуацию, поступков и тех, и других Конфликт институциональный — институционализированное, т.е. введенное в рамки действующих в данном обществе социальных институтов (право, государство и т.п.), конфликтное противоборство, цель которого состоит не в разрушительной, изнурительной и дорогостоящей борьбе с соперником, а в поисках возможностей для согласия сторон, для взаимного урегулирования возникших разногласий. Конфликт конструктивный — тип конфликтного взаимодействия, в процессе и результате которого происходит устранение недостатков в функционировании социальной системы, группы или организации, повышается эффективность выполняемых ею функций, ее адаптация к изменяющимся условиям внутренней и внешней среды, усиливается сплоченность ее членов и их единство. Конфликт международный — крупный по своим масштабам и размеру деструктивности конфликтный процесс, в орбиту которого оказываются втянутыми народы двух или большего количества стран и которые обычно являются не монокаузальными, а поликаузальными, обусловленными несколькими или многими причинами. Способы развертывания таких конфликтов — экономическое давление, торговая блокада, дезинформация, про- вокации, запугивание, саботаж, террор и, наконец, наиболее жестокий и деструктивный из них — вооруженное насилие и ведение военных действий, т.е. война. Наиболее эффективные способы разрешения и урегулирования международных конфликтов — переговоры, посредничество, достижение компромисса, арбитраж, использование авторитета, средств и санкций международных организаций (ООН и др.). Конфликт межличностный — наиболее распространенный тип конфликтных взаимодействий, субъектами которого (конфлик-терами) выступают две или более личности, враждующие между собой вследствие конкуренции за обладание жизненно важными ресурсами (собственность, власть, должность, престиж и т.п.), а также вследствие психологических особенностей участников конфликта и социально-психологической специфики их социального окружения — семьи, трудового коллектива, субкультурной группы и т.д. Конфликт социальный — тип социальных взаимодействий, характеризующийся противоборством социальных субъектов (индивидов, групп, общностей, движений, стран), которое обусловлено противоречием их потребностей, интересов, целей, а также социальных статусов, ролей и функций и ориентировано на достижение вознаграждения путем навязывания своей воли,,. подчинения, ослабления, устранения и даже уничтожения со-^ перника, стремящегося добиться того же вознаграждения. Конфликтная ситуация — специфическое состояние социальной системы, общности, группы или взаимодействий между ними, в котором проявляются противоречия интересов, целей, мотивов поведения, жизненных установок, осознание этого противоречия, сопровождаемое негативными эмоциями, побуждающими потенциальных конфликтеров искать повода для конфликтного действия, вырабатывать стратегию, тактику и технологию предстоящей конфликтной борьбы. Конформизм социальный — некритическое принятие индивидом или группой и безоговорочное следование господствующим мнениям, оценкам, стандартам поведения. В его формировании существенную роль играет пропаганда, фанатичная преданность какой-либо идее, страх, внутригрупповое давление и другие факторы, заставляющие индивида (группу) следовать определенным нормам поведения. Разновидностью конформизма является нонконформизм — стремление поступать про- тив мнения большинства, не считаясь с другими мнениями. Кооперация — сотрудничество двух близких по культуре, языку, образу жизни этносов, которые длительное время сосуществуют друг с другом, активно взаимодействуют во всех сферах жизнедеятельности на одной, общей им территории, но сохраняют свое качественное своеобразие, не сливаются друг с другом. Корреляция — понятие, которое указывает на статистическую связь, существующую между различными явлениями или процессами. Корреляционная зависимость в социологии отражает связь между различными социальными параметрами, исследование совокупности которых позволяет установить или выявить характерные особенности происходящих явлений или процессов. Коэффициент вариации — мера разброса данных, вычисляется по = —•100%, измеряет среднее квадратическое от- формуле клонение в процентах от среднего арифметического. Коэффициент детерминации — квадрат коэффициента линейной корреляции Пирсона, интерпретируется как доля дисперсии зависимой переменной, объясненной посредством независимой переменной. Кризис социальный — резкий, крутой, чаще всего разрушительный перелом в развитии общества, тяжелое переходное состояние его движения от одного этапа к другому, качественно отличному от предыдущего. Кросскультурный анализ — вид сравнительного исследования, объектом и предметом которого выступает культура. Культура — система специфически человеческих видов деятельности, создающих духовные и материальные ценности, и возникающая в результате этого совокупность социально значимых идей, символов, ценностей, идеалов, норм и правил поведения, посредством которых люди организуют свою жизнедеятельность. Культура доминирующая — совокупность идеалов, ценностей, норм, стандартов поведения, которые принимаются и разделяются всеми членами общества или их большинством. Культура нормативная — совокупность идеалов, норм, ценностей, определяющих стандарты поведения, которые предписывают, разрешают, одобряют или осуждают, запрещают определенные социальные действия. Культура массовая — тип культуры, который ориентирован своими произведениями на усредненный уровень массовых потребителей материальных и культурных ценностей и выдвигает на передний план развлекательную функцию, делая акцент на чувствительность, порой примитивную, читающей и зрительской публики. Главным каналом ее распространения служат средства многотиражной коммуникационной техники - кино, телевидение, видео- и звукозаписи, а также разнообразные шоу. Культура народная — собирательное понятие, не имеющее четких границ и отражающее культурные пласты разных эпох от древности до настоящего времени. Характеризуется непрофессиональным статусом в сфере современной многослойной культуры, неспециализированной культурной деятельностью, самоидентификацией с народом, народными традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и ценностях, ориентациях на определенные формы досуга и художественной практики. Культура национальная — синтетическая по своей сущности совокупность своеобразных форм жизнедеятельности, социально значимых идей, ценностей, символов, идеалов, норм и правил поведения, стереотипов национальной идентичности; возникающая и развивающаяся в процессе складывания и развития наций на базе единого национального языка, народных традиций, единства экономической, духовной, социальной и политической жизни данной нации. Культура элитарная — культура, ориентированная на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью, в силу чего они хотели бы оцениваться как лучшая часть общества, его элита. Легитимность — характеристика отношений и деятельности, которые согласуются с требованиями законов, а потому рассматриваются и оцениваются обществом как законные, надлежащие, согласующиеся с социальным порядком. Лидер — член социальной группы или иной общности, чей авторитет (имидж) является высоким, и поэтому в решении различных проблем ему отводится главная роль. Лидерство подразумевает формирование отношений доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений. В со- циологии рассматривается формальное (легализированное, нормативное) и неформальное (неофициальное) лидерство. Оптимальный вариант развития лидерства — совпадение этих двух форм, характерен для демократических обществ и институтов. Лидера типы — интегральные социальные характеристики лидеров, воплощающие их тактические особенности: вдохновитель, генератор идей, инициатор, организатор, умелец, возбудитель Э1-нонационального настроя, эмоционального состояния людей. Лидерство — соотносительное положение (статус) определенной личности в социальной группе, союзе, движении, партии и т.д.; в стране, обществе в целом. Характеризуется способностью занимающего его лица оказывать решающее влияние на других людей, организовывать и направлять их коллективные действия. Л. выступает как разновидность власти, своеобразный управленческий статус личности, подчиняющей своему влиянию других людей. Лидерства стиль — привычная манера поведения лидера по отношению к подчиненным, ориентированная на то, чтобы оказывать на них влияние и побуждать к выполнению поставленных перед группой задач и достижению стоящей перед ней цели. Лидерство адаптивное — тип лидерства, характеризующийся гибкостью в действиях лидера, способного вовремя изменить суждения, оценки, а если потребуется, то и стиль своей деятельности в соответствии с изменяющимися условиями и обстоятельствами, в которых функционирует возглавляемая им социальная группа, общность. Линейная корреляция — связь между двумя переменными, которая может быть описана посредством прямой линии. Личность — относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенная и развиваемая им в процессе взаимодействия с другими людьми и являющаяся продуктом общественного развития. Личность базисная — такой тип личности, которая является нормативной для данного типа культуры или социального слоя. Личность криминальная — широко распространенный в кризисных и переходных состояниях общества тип человека, знающего основные нормы, законы, правила поведения, но нарушающего их в угоду корыстным устремлениям, готового пойти на преступ- ление ради достижения целей, как правило, аморальных, антиобщественных. Ничность маргинальная — индивид, занимающий промежуточное положение на границе между двумя или более культурами, частично ассимилированный в каждую, но полностью — ни в одну, занимающий в силу этого неустойчивый социальный статус, вследствие чего чаще других вовлекается в социальные конфликты. Личность модальная — наиболее часто встречающийся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определенной культуре, доминирующей в данном обществе или определенному социальному слою, этносу, общности. Личность проактивная — тип личности, способной в любых обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную линию поведения, меньше испытывать влияние окружающих, а больше оказывать влияние на них и внешние обстоятельства, добиваясь собственных целей в жизни. Личность реактивная — тип личности, которая в своих основных чертах и поступках зависит от внешних влияний, чаще всего "плывет по течению", в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства. Лонгитюдное социологическое исследование - длительное, поэтапное научное исследование формирования и развития социальных процессов, явлений и отношений. Макросоциология — область социологического знания, ориентированная на изучение крупномасштабных социальных объектов (социальных классов, слоев, наций, государств, социальных институтов и организаций и т.п.), протекающих в них процессов, изменений и взаимодействий людей, объединенных в крупные социальные структуры — группы и общности. Манипулирование — совершение каких-либо действий, поступков с целью достижения личных интересов и потребностей за счет (в ущерб) другого человека в скрытой, завуалированной форме. Наиболее распространена форма манипулирования общественным сознанием с помощью средств массовой информации. В первичных группах и организациях, как правило, эти действия связаны с борьбой за лидерство и с материальными интересами. Маргинальность — состояние групп людей или личностей, поставИ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|