Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные изменения 8 страница





Программа исследования должна отвечать на вопросы:

1. Что надо делать?

2. Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных за­
делов и научно-технических средств осуществить задуманное?

3. Как выполнить задуманное?

2. Программа социологического исследования выполняет три
основные функции:

1) Теоретико-методологическая функция призвана определить
требующую своего разрешения научную проблему и наметить основ­
ные принципы ее решения.

2) Методическая функция заключается в определении способов
сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых
результатов.

3) Организационная функция состоит в планировании деятель­
ности исследовательского коллектива с определением видов предла­
гаемых результатов по каждому из намеченных этапов.

3. Структура программы определяется ее функциональными
задачами. Поскольку первой ее функциональной задачей является
методологическое обеспечение прикладного социологического иссле­
дования, постольку и первая часть ее является методологической. В
ней должна быть четко определена изучаемая проблема, ради которой
проводится намечаемое исследование.

Именно вычленение и осмысление возникшей проблемы — пер­вый, исходный шаг в конструировании программы. Проблема пред­ставляет собой форму вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выясне­нию и прикладному разрешению. Иными словами, проблема - это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществ­ляющий прикладное исследование.

4. Подлежащая решению проблема предполагает изучение ре­
альных возможностей ее решения - кадровых, финансовых, техниче­
ских, организационных, совокупность которых очерчивает контуры
назревшей проблемной ситуации. Наличие возможных альтернатив
обусловливает желательность выбора оптимального решения постав­
ленной проблемы. Это, в свою очередь, определяет необходимость
некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Это дос­
тигается путем:

1) выделения объекта и предмета исследования;

2) определения целей и задач исследования;

3) формулировки гипотез (предположений) и вариантов реше­
ния исследуемой проблемы.


5. Объект — это совокупность явлений, процессов или опреде-1
ленная сфера социальной действительности, выступающие в качестве]
факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная!
деятельность социолога. В методологической части программы, исходя •
из существа выделенной проблемы, необходимо сформулировать ис-:
ходные представления об объекте исследования, актуальность и важ­
ность его изучения именно в прикладном отношении. Предмет иссле­
дования — это определенная сторона или свойство (свойства), особен­
ности объекта, заданные для непосредственного изучения именно в
данном прикладном исследовании. Выбор предмета исследования по­
зволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проек­
та и одновременно с этим позволяет выбрать те стороны, свойства изу­
чаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее
рельефно выражают центральный вопрос проблемы.

6. Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и
предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его
направленность, выражаемые в его целях и задачах. Цель прикладно­
го социологического исследования - это планируемый результат, на
достижение которого направлена исследовательская деятельность
социологов. Четкой постановкой цели исследования в программе дос­
тигается выявление возможных направлений решения данной про­
блемы, определение объема работ, временных и финансовых затрат,
кадровых и материально-технических ресурсов, методического и
процедурного обеспечения достижения ожидаемого результата. Это
позволяет четко установить взаимоотношения заказчика и исполните­
ля и обязанности сторон, отраженные в нормативной части програм­
мы как социального документа, определяющего форму исследования
и представления результатов исследования.

Четкое выяснение цели исследования позволяет вычленить чет­кие его задачи. Исследовательские задачи формулируются как кон­кретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Каждому виду исследова­тельских задач (теоретических, эмпирических, описательных) соот­ветствует определенный состав познавательных действий, приемов и методов социологического исследования.

7. Значительное место в программе исследования занимает
предварительное рассмотрение основных понятий, в которых описы­
вается изучаемая социальная проблема (например, в случае приклад­
ного социологического исследования путей активизации экономиче­
ского поведения различных групп населения в условиях становления
рыночных отношений, определяются понятия: активность, поведение,
стимулирование, рыночные механизмы и др.). Смысловому уточне-


нию понятий, их операционализации, поскольку речь идет о приклад­ном исследовании, следует дать их эмпирическую интерпретацию, i.e. перевести их смысловое содержание на язык, поддающийся эмпи­рическому наблюдению фактов и социальных показателей (например, количественно измеряемые уровни экономической активности, их связи с трудом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем до­ходов, прибыли и т.д.).

8. Заключительной операцией при разработке методологиче­
ской части программы исследования становится формулирование ра­
бочих гипотез в качестве обоснованных предположений о сущности,
структуре и особенностях изучаемых явлений и процессов социаль­
ной действительности. Гипотеза является формой предположения
или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях,
тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами.

По содержанию предположений относительно изучаемого объ­екта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы - это предположения о свойст­вах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные).

Объяснительные — это такие гипотезы, которые содержат пред­положения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых яв­лениях и процессах. Прогнозные — это такие гипотезы, которые рас­крывают тенденции развития изучаемых объектов.

По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположе­ния широкой общности, гипотезы-следствия - предположения менее широкой общности.

9. Операционализация понятий и формулирование гипотез от­
крывают переход ко второму, методико-процедурному разделу иссле­
довательской программы. Он включает в себя:

1) определение общего плана исследования;

2) построение требуемого планом типа выборки;

3) определение основных процедур сбора и анализа исходных
данных.

10. В методически-процедурной части программы определяет­
ся метод исследования, т.е. система правил теоретической и практи­
ческой деятельности, направленной на изучение существенных харак­
теристик изучаемого объекта, а также методика — система операций и
предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспе­
чивающих условия получения валидной (т.е. обоснованной и адекват­
ной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые эле­
менты исследуемого объекта) информации.



 


4. Подумайте и ответьте, что это такое:

1) программа;

2) метод;

3) гипотеза;

4) проблема;

5) методика;

6) инструментарий;

7) процедура исследования;

8) техника исследования.


35.3


Тестовые задания


1

В чем заключается теоретико-методологическая функция програм­мы социологического исследования? Какой из предложенных ва­риантов ответа на этот вопрос является правильным?

а) определить требующую своего разрешения научную пробле­
му и принципы ее решения;

б) определить способы сбора эмпирических данных;

в) осуществить планирование деятельности исследовательского
коллектива.

2. Чем отличаются друг от друга осмысление проблемной ситуации и
формулирование проблемы?

3. Задача социологического исследования - это:

а) определение планируемого результата исследования;

б) конкретная целевая установка, определяющая основное на­
правление решения поставленной проблемы;

в) конструирование инструментария эмпирического исследова­
ния.

Определите, какой из предложенных вариантов ответа — а), б) или в) является правильным

4. Операционализация понятий в социологическом исследовании
состоит в:

а) предварительном рассмотрении используемых понятий;

б) смысловом уточнении понятий;

в) эмпирической интерпретации понятий;

г) доказательстве ложности используемых понятий;

д) доказательстве истинности используемых понятий.

Дайте аргументированный ответ, какие из предложенных ва­риантов суждений являются правильными, а какие — неправильными

5. Гипотезы, применяемые в социологическом исследовании, могут быть:

а) описательными;


б) альтернативными;

в) объяснительными;

г) разделительными;

д) прогнозными.

Выделите, какие названия гипотез, приведенные в данном пе­речне, являются верными, а какиенет

6. Процедура прикладного социологического исследования включает в себя следующие операции:

а) определение этапов проведения исследования;

б) выбор методики проведения исследования;

в) определение исследуемой выборочной совокупности;

г) конструирование техники исследования;

д) уточнение применяемого в исследовании инструментария.
Определите, какие процедурные элементы включены в этот

перечень обоснованно и верно, а какие — ошибочно

Вопросы по теме главы

1. Что такое программа социологического исследования?

2. Каковы функции программы конкретного социологического ис­
следования?

3. Какова структура прикладного социологического исследования?

4. Каково соотношение проблемной ситуации и проблемы исследо­
вания?

5. Что представляют собой объект и предмет социологического ис­
следования?

6. Как определяются цели и задачи социологического исследова­
ния?

7. Что представляет собой операционализация понятий в приклад­
ном социологическом исследовании?

8. Что такое гипотезы в социологическом исследовании и какие ви­
ды гипотез Вы знаете?

9. Какова структура методико-процедурного раздела исследова­
тельской программы?

 

10. Что представляют собой метод и методика прикладного социоло­
гического исследования?

11. Что такое инструментарий прикладного социологического ис­
следования?

12. Что включает в себя процедура прикладного социологического
исследования?

13. Почему разработка программы исследования требует высокой
квалификации социолога?


35.5


Литература


1. Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Структура и процесс социологического
исследования // Социология. - М: Наука, 1996.

2. Гречихин В.Г. Программа социологического исследования // Лекции по
методике и технике социологических исследований. - М: Изд-во Мос­
ковского университета, 1988.

3. Капитонов Э.А. Технология разработки программы социологического
исследования (методический материал) // Социология XX века. История
и технология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996

4. Организация и проведение конкретного социологического исследования //
Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1983.

5. Ядов В А. Социологическое исследование методология, программа, ме­
тоды. - М.: Наука, 1987.

Документальное исследование

^^_______j Основные положения

1. Во всех современных обществах одним из важнейших средств оформления, фиксации, сохранения, передачи информации, обмена ею являются документы, поскольку все сферы, структуры, общности и ячейки общества так или иначе оформляются определен­ными документами.

Анализ документов позволяет социологу выявить определен­ные особенности, свойства и взаимосвязи тех или иных социальных явлений и процессов, специфику включения в них различных инди­видов, групп и общностей, распознать нормы, ценности, идеалы, ко­торыми люди руководствуются на различных этапах развития обще­ства и в различных социальных ситуациях, проследить динамику раз­вития тех или иных социальных слоев и групп, их взаимоотношений друг с другом, а также с государством, культурой, религией, полити­ческими партиями и т.п., выявить основные тенденции и пропорции социального развития.

Что же понимается под анализом документов в социологии?

Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источ­ников социологической информации при изучении социальных процес­сов и явлений для решения определенных исследовательских задач

36.1


2. Но для того, чтобы огромный и разнообразный массив доку­
ментации можно было успешно и эффективно использовать в целях
извлечения из нее необходимой социологам информации, документы
следует классифицировать. Такая классификация осуществляется по
целому ряду оснований.

По общей значимости документы обычно делятся на:

1) официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.);

2) неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, дневни­
ки, семейные альбомы и др.).

По форме изложения документы подразделяются на:

1) статистические (статистические отчеты, сборники статистиче­
ских материалов, содержащие экономические и социальные показатели
развития страны, динамику рождаемости, смертности, материального
благосостояния населения, его образовательного уровня и т.п.);

2) вербальные, т.е. такие, в которых информация воплощена в
словесно выраженной форме (письма, пресса, книги и т.п.).

По способу фиксации информации выделяются следующие раз­новидности документов:

1) письменные документы, в которых информация изложена в
форме буквенного изображения (рукописи, книги, сообщения прессы,
различного рода документальные свидетельства - о рождении, о слу­
жебной должности, о праве на владение имуществом и т.п.);

2) иконографические документы, воспринимаемые визуально
(иконы, картины, кино - и фотодокументы, видеозаписи);

3) фонетические, т.е. ориентированные на слуховое восприятие
(грампластинки, магнитофонные записи, лазерные диски и др.).

По критерию авторства документы делятся:

1) индивидуальные, созданные одним автором (письмо, заявле­
ние, жалоба);

2) коллективные, созданные несколькими авторами или груп­
пой людей (обращение к депутатам, правительству или населению
страны, декларация о намерениях группы, партии, движения и т.п.).

 

3. Многообразие видов документов по-разному используются в
социологических исследованиях, однако существуют два основных
метода анализа документов. Один из них традиционный, классиче­
ский, а второй - формализованный, или, как его чаще всего называют,
контент-анализ (от англ. content-analysis - анализ содержания).

4. Традиционный анализ документов представляет собой сово­
купность определенных логических построений, направленных на
раскрытие основного содержания изучаемого материала.


5. Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска,
определении в содержании изучаемого документа единиц счета, в
качестве каковых выступают:

1) отдельные слова (термины, имена политических деятелей, на­
звания партий и движений, географические названия и т.п.);

2) суждения, выраженные в форме предложений, абзацев,
фрагментов текстов;

3) оценки, точки зрения, аргументы, а также

4) различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам ав­
торов и др.).

Определение единиц счета зависит от целей исследования.

В социологических исследованиях используются два вида кон­тент-анализа, различающиеся в зависимости от характера представле­ния содержания текста: качественный и количественный. Качествен­ный контент-анализ основан на использовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характе­ристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количест­ва) встречаемости каждого из этих типов. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача -получить количественную характеристику содержания изучаемого текста.

6. Содержательным ядром контент-анализа выступает логиче­
ская модель предмета
анализа, в которой взаимодействуют три эле­
мента: 1) категориальная модель предмета анализа; 2) система единиц
анализа; 3) меры (единицы) измерения. Категориальная модель пред­
мета аначиза
включает в себя параметры и категории анализа, отра­
жающие признаки изучаемого объекта, их основные характеристики и
аспекты, соответствующие целям и задачам социологического иссле­
дования.

7. Система единиц контент-анализа представляет собой опре­
деленным образом иерархизированную совокупность единиц анализа.
В практике социологических исследований сложился определенный
набор устойчивых, стандартных единиц контент-анализа. К числу
наиболее часто употребляемых из них относятся:

1) Понятие, выраженное отдельным словом, термином или со­четанием слов. В приводимом нами примере прикладного социологи­ческого проекта, посвященного исследованию активизации экономи­ческого поведения различных групп населения, такими смысловыми единицами являются «предприниматель», «наемный работник», «без­работный», «рынок капиталов», «рынок товаров», «рынок труда», «мотивация экономического поведения», «стимулирующая роль зара­ботной платы» и др.


2) Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абза­
цах или целостных текстах. Выбор темы в качестве единицы контент-
анализа подразумевает внутреннее разделение изучаемого текста на
определенные части, являющиеся органическими единицами контек­
ста, внутри которых тема может быть более или менее четко опреде­
лена. Темой контент-анализа изучаемого текста может быть как об­
щая тема социологического исследования, так и определенная ее
часть, например, проблема создания благоприятного правового про­
странства для развития малого и среднего бизнеса, являющаяся ча­
стью общей темы активизации экономического поведения.

3) Персонаж («герой») некоего действия или отношений, отра­
женного в изучаемом тексте. В качестве такого персонажа, в зависи­
мости от выделенной темы контент-анализа, может выступать пред­
приниматель, менеджер, банковский служащий, президент страны
или союза предпринимателей и т.п.

4) Ситуация, — например, экологическая ситуация, рассматри­
ваемая в контексте отношения человека с окружающей средой; экс­
тремальная ситуация, сложившаяся в районах Беларуси, пострадав­
ших от Чернобыльской катастрофы и др.

5) Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их
группами, в пределах избранной для контент-анализа темы. Напри­
мер, действия предпринимателей, безработных или налоговой поли­
ции.

 

8. Меры (единицы) измерения, применяемые в процедуре кон­
тент-анализа изучаемого текста, бывают обычно двух типов. Первый
из них составляют единицы протяженности, располагаемые в коор­
динатной сети: пространство - время. Примером таких единиц счета,
применяемых в контент-анализе, могут служить съем текста в квад­
ратных сантиметрах, либо в числе отведенных на него строк в печат­
ном документе, а также количество минут, которые занимает эфирное
время телевизионного сообщения. Единицей измерения может слу­
жить и появление искомого признака в тексте, а также частота такого
появления. Именно последнее - частота появления искомого признака
в тексте является самым распространенным в прикладных исследова­
ниях способом измерения характеристик изучаемого содержания с
точки зрения интересующего социолога объекта исследования.

9. Процедура социологического исследования, основанная на
методике и технике контент-анализа, включает в себя ряд операций,
осуществляемых в соответствии с тремя стандартными документами.
Первый такой документ — таблица контент-анализа. Она содержит в
себе набор параметров и категорий, применяемых в процессе осуще­
ствления контент-анализа определенного содержания различных ти-



 


Письменные.

Иконографические.

Фонетические.

Индивидуальные.

Коллективные.

4. Ответьте, что это такое:

Традиционный анализ документов.

Контент-анализ.

Категориальная модель предмета анализа.

Персонаж контент-анализа.


36.3


Вопросы по теме главы


1. Что представляет собой анализ документов как метод социологи­
ческого исследования?

2. Какие основания классификации документов Вы знаете?

3. Какие виды документов используются в социологических иссле­
дованиях?

4. В чем заключается традиционный анализ документов?

5. В чем состоит своеобразие и сущность формализованного анали­
за (контент-анализа) документов?

6. Что представляет из себя категориальная модель предмета кон­
тент-анализа?

7. Что такое система единиц контент-анализа и каковы ее компо­
ненты?

8. Какие существуют меры (единицы) измерения в процедуре кон­
тент-анализа?

9. Какие стандартные документы используются в процедуре кон­
тент-анализа?

10. Что такое адекватность документов, изучаемых посредством контент-анализа?

Литература

Андреенков В.Г. Анализ существующих данных. Контент-анализ // Со­циология / Под ред. Г.В Осипова- М: Наука, 1996. Гречихин В.Г. Анализ документов // Лекции по методике и технике со­циологических исследований. - М: Изд-во Московского университета. 1988.

Методы анализа документальных источников // Методы сбора информа­ции в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990.


4. Орлова Э.А. Анализ документов // Рабочая книга социолога /Под ред.
Г.В. Осипова и др. - М. Наука, 1983.

5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме­
тоды. - М: Наука, 1987.

Социологическое наблюдение


37.1


Основные положения


1. В социологии под наблюдением понимается метод сбора
первичной социальной информации об изучаемом объекте путем на­
правленного, систематического и непосредственного визуального и
слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точ­
ки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процес­
сов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.

2. Наблюдение в социологическом исследовании может слу­
жить для достижения различных целей. Во-первых, оно может быть
использовано в качестве источника информации об исследуемом со­
циальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить до­
полнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюде­
ние способно служить в качестве средства проверки данных, полу­
ченных другими методами.

3. Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей,
необходимо разработать программу и план его осуществления. В про­
грамме выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению,
определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способы
осуществления и регистрации полученной информации. Она опреде­
ляет следующие основные этапы научного наблюдения:

 

1) Выявление цели и задач наблюдения. Цель определяет на­
правленность наблюдения. В зависимости от цели исследования зада­
чами наблюдения могут быть: предварительная ориентировка в объ­
екте наблюдения (в составе исследуемой совокупности, в специфике
ее деятельности, в существующей социальной ситуации и т.п.), полу­
чение интересующей наблюдателя информации, уточнение и провер­
ка результатов, полученных при помощи других методов, выдвиже­
ние предварительных гипотез и их проверка.

2) Выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве объ­
екта наблюдения могут выступать отдельные индивиды, их различ-


ные общности и группы, способы их деятельности. Предметами на-' блюдения могут стать вербальные и невербальные акты поведения отдельных индивидов, их групп (семейных, профессиональных и др.), а также более обширных общностей (этносов, территориальных: структур - городов, регионов и т.п.), определенные ситуации, в кото­рых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности.

3) Выбор способа наблюдения, более эффективно обеспечи­
вающего сбор необходимой информации, — включенное, невключен-
ное и иные виды наблюдения.

4) Определение способов регистрации наблюдаемого объекта,
его действий и изменений. Регистрация результатов наблюдения мо­
жет осуществляться в специально разработанных карточках и прото­
колах наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в кино- и
фотодокументах.

5) Осуществление контроля наблюдения. Оно может быгь реа­
лизовано путем обращения к документам, связанным с исследуемыми
событиями и ситуациями, верификации (проверки) результатов соб­
ственных наблюдений с наблюдениями, выполненными другими ква­
лифицированными наблюдателями и т.п.

6) Обработка и интерпретация полученной информации может
осуществляться как традиционными методами — логическое обобще­
ние полученных эмпирических данных, построение выводов и т.п.,
так и методами обработки массивов полученной информации посред­
ством компьютеров. Во втором случае необходимо применение стан­
дартизированных карточек регистрации наблюдений.

7) Составление отчета о результатах наблюдения и полученных
выводах. Такой отчет должен содержать документацию об объекте,
предмете, времени, месте и обстоятельствах произведенного наблю­
дения; информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя; ха­
рактеристику наблюдаемых индивидов, социальных групп, способов
их общения и деятельности в определенных ситуациях; рекомендации
по практической реализации социологической информации, получен­
ной в процессе наблюдения.

 

4. В плане организации и проведения социологического наблю­
дения определяются сроки проведения наблюдения и его основные
этапы, устанавливаются средства сбора информации, сроки и типы
подготовки необходимой документации (тиражирование карточек,
инструкций, бланков протоколов, подготовка технического оборудо­
вания - диктофонов, видеоаппаратуры и т.п.), виды отчетности и сро­
ки ее представления заинтересованным организациям.

5. В зависимости от целей и задач осуществляемого социологи­
ческого наблюдения, положения и роли наблюдателя в изучаемой си-


|уации, по степени формализации исследовательской процедуры, ус-иовиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Ос­новные из них сводятся к следующему.

1) Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюде­
ние - это такой способ изучения социальных явлений и процессов,
при котором определен только объект наблюдения, но исследователь
не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса,
события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения
чаще всего применяется на начальной стадии социологического ис­
следования с целью определения проблемной ситуации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных