ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальные изменения 8 страницаПрограмма исследования должна отвечать на вопросы: 1. Что надо делать? 2. Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных за 3. Как выполнить задуманное? 2. Программа социологического исследования выполняет три 1) Теоретико-методологическая функция призвана определить 2) Методическая функция заключается в определении способов 3) Организационная функция состоит в планировании деятель 3. Структура программы определяется ее функциональными Именно вычленение и осмысление возникшей проблемы — первый, исходный шаг в конструировании программы. Проблема представляет собой форму вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема - это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование. 4. Подлежащая решению проблема предполагает изучение ре 1) выделения объекта и предмета исследования; 2) определения целей и задач исследования; 3) формулировки гипотез (предположений) и вариантов реше 5. Объект — это совокупность явлений, процессов или опреде-1 6. Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и Четкое выяснение цели исследования позволяет вычленить четкие его задачи. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Каждому виду исследовательских задач (теоретических, эмпирических, описательных) соответствует определенный состав познавательных действий, приемов и методов социологического исследования. 7. Значительное место в программе исследования занимает нию понятий, их операционализации, поскольку речь идет о прикладном исследовании, следует дать их эмпирическую интерпретацию, i.e. перевести их смысловое содержание на язык, поддающийся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей (например, количественно измеряемые уровни экономической активности, их связи с трудом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем доходов, прибыли и т.д.). 8. Заключительной операцией при разработке методологиче По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы - это предположения о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные). Объяснительные — это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные — это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов. По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположения широкой общности, гипотезы-следствия - предположения менее широкой общности. 9. Операционализация понятий и формулирование гипотез от 1) определение общего плана исследования; 2) построение требуемого планом типа выборки; 3) определение основных процедур сбора и анализа исходных 10. В методически-процедурной части программы определяет
4. Подумайте и ответьте, что это такое: 1) программа; 2) метод; 3) гипотеза; 4) проблема; 5) методика; 6) инструментарий; 7) процедура исследования; 8) техника исследования. 35.3 Тестовые задания 1 В чем заключается теоретико-методологическая функция программы социологического исследования? Какой из предложенных вариантов ответа на этот вопрос является правильным? а) определить требующую своего разрешения научную пробле б) определить способы сбора эмпирических данных; в) осуществить планирование деятельности исследовательского 2. Чем отличаются друг от друга осмысление проблемной ситуации и 3. Задача социологического исследования - это: а) определение планируемого результата исследования; б) конкретная целевая установка, определяющая основное на в) конструирование инструментария эмпирического исследова Определите, какой из предложенных вариантов ответа — а), б) или в) является правильным 4. Операционализация понятий в социологическом исследовании а) предварительном рассмотрении используемых понятий; б) смысловом уточнении понятий; в) эмпирической интерпретации понятий; г) доказательстве ложности используемых понятий; д) доказательстве истинности используемых понятий. Дайте аргументированный ответ, какие из предложенных вариантов суждений являются правильными, а какие — неправильными 5. Гипотезы, применяемые в социологическом исследовании, могут быть: а) описательными; б) альтернативными; в) объяснительными; г) разделительными; д) прогнозными. Выделите, какие названия гипотез, приведенные в данном перечне, являются верными, а какие — нет 6. Процедура прикладного социологического исследования включает в себя следующие операции: а) определение этапов проведения исследования; б) выбор методики проведения исследования; в) определение исследуемой выборочной совокупности; г) конструирование техники исследования; д) уточнение применяемого в исследовании инструментария. перечень обоснованно и верно, а какие — ошибочно Вопросы по теме главы 1. Что такое программа социологического исследования? 2. Каковы функции программы конкретного социологического ис 3. Какова структура прикладного социологического исследования? 4. Каково соотношение проблемной ситуации и проблемы исследо 5. Что представляют собой объект и предмет социологического ис 6. Как определяются цели и задачи социологического исследова 7. Что представляет собой операционализация понятий в приклад 8. Что такое гипотезы в социологическом исследовании и какие ви 9. Какова структура методико-процедурного раздела исследова
10. Что представляют собой метод и методика прикладного социоло 11. Что такое инструментарий прикладного социологического ис 12. Что включает в себя процедура прикладного социологического 13. Почему разработка программы исследования требует высокой 35.5 Литература 1. Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Структура и процесс социологического 2. Гречихин В.Г. Программа социологического исследования // Лекции по 3. Капитонов Э.А. Технология разработки программы социологического 4. Организация и проведение конкретного социологического исследования // 5. Ядов В А. Социологическое исследование методология, программа, ме Документальное исследование ^^_______j Основные положения 1. Во всех современных обществах одним из важнейших средств оформления, фиксации, сохранения, передачи информации, обмена ею являются документы, поскольку все сферы, структуры, общности и ячейки общества так или иначе оформляются определенными документами. Анализ документов позволяет социологу выявить определенные особенности, свойства и взаимосвязи тех или иных социальных явлений и процессов, специфику включения в них различных индивидов, групп и общностей, распознать нормы, ценности, идеалы, которыми люди руководствуются на различных этапах развития общества и в различных социальных ситуациях, проследить динамику развития тех или иных социальных слоев и групп, их взаимоотношений друг с другом, а также с государством, культурой, религией, политическими партиями и т.п., выявить основные тенденции и пропорции социального развития. Что же понимается под анализом документов в социологии? Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач 36.1 2. Но для того, чтобы огромный и разнообразный массив доку По общей значимости документы обычно делятся на: 1) официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.); 2) неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, дневни По форме изложения документы подразделяются на: 1) статистические (статистические отчеты, сборники статистиче 2) вербальные, т.е. такие, в которых информация воплощена в По способу фиксации информации выделяются следующие разновидности документов: 1) письменные документы, в которых информация изложена в 2) иконографические документы, воспринимаемые визуально 3) фонетические, т.е. ориентированные на слуховое восприятие По критерию авторства документы делятся: 1) индивидуальные, созданные одним автором (письмо, заявле 2) коллективные, созданные несколькими авторами или груп
3. Многообразие видов документов по-разному используются в 4. Традиционный анализ документов представляет собой сово 5. Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, 1) отдельные слова (термины, имена политических деятелей, на 2) суждения, выраженные в форме предложений, абзацев, 3) оценки, точки зрения, аргументы, а также 4) различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам ав Определение единиц счета зависит от целей исследования. В социологических исследованиях используются два вида контент-анализа, различающиеся в зависимости от характера представления содержания текста: качественный и количественный. Качественный контент-анализ основан на использовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача -получить количественную характеристику содержания изучаемого текста. 6. Содержательным ядром контент-анализа выступает логиче 7. Система единиц контент-анализа представляет собой опре 1) Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. В приводимом нами примере прикладного социологического проекта, посвященного исследованию активизации экономического поведения различных групп населения, такими смысловыми единицами являются «предприниматель», «наемный работник», «безработный», «рынок капиталов», «рынок товаров», «рынок труда», «мотивация экономического поведения», «стимулирующая роль заработной платы» и др. 2) Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абза 3) Персонаж («герой») некоего действия или отношений, отра 4) Ситуация, — например, экологическая ситуация, рассматри 5) Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их
8. Меры (единицы) измерения, применяемые в процедуре кон 9. Процедура социологического исследования, основанная на
Письменные. Иконографические. Фонетические. Индивидуальные. Коллективные. 4. Ответьте, что это такое: Традиционный анализ документов. Контент-анализ. Категориальная модель предмета анализа. Персонаж контент-анализа. 36.3 Вопросы по теме главы 1. Что представляет собой анализ документов как метод социологи 2. Какие основания классификации документов Вы знаете? 3. Какие виды документов используются в социологических иссле 4. В чем заключается традиционный анализ документов? 5. В чем состоит своеобразие и сущность формализованного анали 6. Что представляет из себя категориальная модель предмета кон 7. Что такое система единиц контент-анализа и каковы ее компо 8. Какие существуют меры (единицы) измерения в процедуре кон 9. Какие стандартные документы используются в процедуре кон 10. Что такое адекватность документов, изучаемых посредством контент-анализа? Литература Андреенков В.Г. Анализ существующих данных. Контент-анализ // Социология / Под ред. Г.В Осипова- М: Наука, 1996. Гречихин В.Г. Анализ документов // Лекции по методике и технике социологических исследований. - М: Изд-во Московского университета. 1988. Методы анализа документальных источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990. 4. Орлова Э.А. Анализ документов // Рабочая книга социолога /Под ред. 5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме Социологическое наблюдение 37.1 Основные положения 1. В социологии под наблюдением понимается метод сбора 2. Наблюдение в социологическом исследовании может слу 3. Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей,
1) Выявление цели и задач наблюдения. Цель определяет на 2) Выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве объ ные общности и группы, способы их деятельности. Предметами на-' блюдения могут стать вербальные и невербальные акты поведения отдельных индивидов, их групп (семейных, профессиональных и др.), а также более обширных общностей (этносов, территориальных: структур - городов, регионов и т.п.), определенные ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности. 3) Выбор способа наблюдения, более эффективно обеспечи 4) Определение способов регистрации наблюдаемого объекта, 5) Осуществление контроля наблюдения. Оно может быгь реа 6) Обработка и интерпретация полученной информации может 7) Составление отчета о результатах наблюдения и полученных
4. В плане организации и проведения социологического наблю 5. В зависимости от целей и задач осуществляемого социологи |уации, по степени формализации исследовательской процедуры, ус-иовиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Основные из них сводятся к следующему. 1) Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюде Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|