Социальные изменения 8 страница
Программа исследования должна отвечать на вопросы:
1. Что надо делать?
2. Каким кадровым потенциалом, на основании каких научных за делов и научно-технических средств осуществить задуманное?
3. Как выполнить задуманное?
2. Программа социологического исследования выполняет три основные функции:
1) Теоретико-методологическая функция призвана определить требующую своего разрешения научную проблему и наметить основ ные принципы ее решения.
2) Методическая функция заключается в определении способов сбора эмпирических данных, описания и интерпретации ожидаемых результатов.
3) Организационная функция состоит в планировании деятель ности исследовательского коллектива с определением видов предла гаемых результатов по каждому из намеченных этапов.
3. Структура программы определяется ее функциональными задачами. Поскольку первой ее функциональной задачей является методологическое обеспечение прикладного социологического иссле дования, постольку и первая часть ее является методологической. В ней должна быть четко определена изучаемая проблема, ради которой проводится намечаемое исследование.
Именно вычленение и осмысление возникшей проблемы — первый, исходный шаг в конструировании программы. Проблема представляет собой форму вопросительных высказываний, выражающих неопределенность, которая подлежит научно-практическому выяснению и прикладному разрешению. Иными словами, проблема - это социальный заказ, который должен выполнить социолог, осуществляющий прикладное исследование.
4. Подлежащая решению проблема предполагает изучение ре альных возможностей ее решения - кадровых, финансовых, техниче ских, организационных, совокупность которых очерчивает контуры назревшей проблемной ситуации. Наличие возможных альтернатив обусловливает желательность выбора оптимального решения постав ленной проблемы. Это, в свою очередь, определяет необходимость некоторых ограничений, позволяющих уточнить проблему. Это дос тигается путем:
1) выделения объекта и предмета исследования;
2) определения целей и задач исследования;
3) формулировки гипотез (предположений) и вариантов реше ния исследуемой проблемы.
5. Объект — это совокупность явлений, процессов или опреде-1 ленная сфера социальной действительности, выступающие в качестве] факторов проблемной ситуации, на которые направлена познавательная! деятельность социолога. В методологической части программы, исходя • из существа выделенной проблемы, необходимо сформулировать ис-: ходные представления об объекте исследования, актуальность и важ ность его изучения именно в прикладном отношении. Предмет иссле дования — это определенная сторона или свойство (свойства), особен ности объекта, заданные для непосредственного изучения именно в данном прикладном исследовании. Выбор предмета исследования по зволяет очертить рамки предпринимаемого исследовательского проек та и одновременно с этим позволяет выбрать те стороны, свойства изу чаемого объекта и существующие между ними связи, которые наиболее рельефно выражают центральный вопрос проблемы.
6. Содержание проблемы, особенности исследуемого объекта и предмета обусловливают стратегию прикладного исследования и его направленность, выражаемые в его целях и задачах. Цель прикладно го социологического исследования - это планируемый результат, на достижение которого направлена исследовательская деятельность социологов. Четкой постановкой цели исследования в программе дос тигается выявление возможных направлений решения данной про блемы, определение объема работ, временных и финансовых затрат, кадровых и материально-технических ресурсов, методического и процедурного обеспечения достижения ожидаемого результата. Это позволяет четко установить взаимоотношения заказчика и исполните ля и обязанности сторон, отраженные в нормативной части програм мы как социального документа, определяющего форму исследования и представления результатов исследования.
Четкое выяснение цели исследования позволяет вычленить четкие его задачи. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы. Каждому виду исследовательских задач (теоретических, эмпирических, описательных) соответствует определенный состав познавательных действий, приемов и методов социологического исследования.
7. Значительное место в программе исследования занимает предварительное рассмотрение основных понятий, в которых описы вается изучаемая социальная проблема (например, в случае приклад ного социологического исследования путей активизации экономиче ского поведения различных групп населения в условиях становления рыночных отношений, определяются понятия: активность, поведение, стимулирование, рыночные механизмы и др.). Смысловому уточне-
нию понятий, их операционализации, поскольку речь идет о прикладном исследовании, следует дать их эмпирическую интерпретацию, i.e. перевести их смысловое содержание на язык, поддающийся эмпирическому наблюдению фактов и социальных показателей (например, количественно измеряемые уровни экономической активности, их связи с трудом, уровнем материальной обеспеченности, уровнем доходов, прибыли и т.д.).
8. Заключительной операцией при разработке методологиче ской части программы исследования становится формулирование ра бочих гипотез в качестве обоснованных предположений о сущности, структуре и особенностях изучаемых явлений и процессов социаль ной действительности. Гипотеза является формой предположения или допущения об изучаемом объекте, его структуре, особенностях, тенденциях развития, взаимосвязях с другими объектами.
По содержанию предположений относительно изучаемого объекта гипотезы подразделяются на описательные, объяснительные и прогнозные. Описательные гипотезы - это предположения о свойствах объекта, характере связей между его отдельными элементами (структурные), о степени тесноты взаимодействия (функциональные).
Объяснительные — это такие гипотезы, которые содержат предположения о причинно-следственных зависимостях в изучаемых явлениях и процессах. Прогнозные — это такие гипотезы, которые раскрывают тенденции развития изучаемых объектов.
По степени общности гипотезы делятся на гипотезы основания и гипотезы следствия. Гипотезы-основания несут в себе предположения широкой общности, гипотезы-следствия - предположения менее широкой общности.
9. Операционализация понятий и формулирование гипотез от крывают переход ко второму, методико-процедурному разделу иссле довательской программы. Он включает в себя:
1) определение общего плана исследования;
2) построение требуемого планом типа выборки;
3) определение основных процедур сбора и анализа исходных данных.
10. В методически-процедурной части программы определяет ся метод исследования, т.е. система правил теоретической и практи ческой деятельности, направленной на изучение существенных харак теристик изучаемого объекта, а также методика — система операций и предписаний с указанием процедур их применения в методах, обеспе чивающих условия получения валидной (т.е. обоснованной и адекват ной объекту) и репрезентативной (воспроизводящей значимые эле менты исследуемого объекта) информации.
4. Подумайте и ответьте, что это такое:
1) программа;
2) метод;
3) гипотеза;
4) проблема;
5) методика;
6) инструментарий;
7) процедура исследования;
8) техника исследования.
35.3
Тестовые задания
1
В чем заключается теоретико-методологическая функция программы социологического исследования? Какой из предложенных вариантов ответа на этот вопрос является правильным?
а) определить требующую своего разрешения научную пробле му и принципы ее решения;
б) определить способы сбора эмпирических данных;
в) осуществить планирование деятельности исследовательского коллектива.
2. Чем отличаются друг от друга осмысление проблемной ситуации и формулирование проблемы?
3. Задача социологического исследования - это:
а) определение планируемого результата исследования;
б) конкретная целевая установка, определяющая основное на правление решения поставленной проблемы;
в) конструирование инструментария эмпирического исследова ния.
Определите, какой из предложенных вариантов ответа — а), б) или в) является правильным
4. Операционализация понятий в социологическом исследовании состоит в:
а) предварительном рассмотрении используемых понятий;
б) смысловом уточнении понятий;
в) эмпирической интерпретации понятий;
г) доказательстве ложности используемых понятий;
д) доказательстве истинности используемых понятий.
Дайте аргументированный ответ, какие из предложенных вариантов суждений являются правильными, а какие — неправильными
5. Гипотезы, применяемые в социологическом исследовании, могут быть:
а) описательными;
б) альтернативными;
в) объяснительными;
г) разделительными;
д) прогнозными.
Выделите, какие названия гипотез, приведенные в данном перечне, являются верными, а какие — нет
6. Процедура прикладного социологического исследования включает в себя следующие операции:
а) определение этапов проведения исследования;
б) выбор методики проведения исследования;
в) определение исследуемой выборочной совокупности;
г) конструирование техники исследования;
д) уточнение применяемого в исследовании инструментария. Определите, какие процедурные элементы включены в этот
перечень обоснованно и верно, а какие — ошибочно
Вопросы по теме главы
1. Что такое программа социологического исследования?
2. Каковы функции программы конкретного социологического ис следования?
3. Какова структура прикладного социологического исследования?
4. Каково соотношение проблемной ситуации и проблемы исследо вания?
5. Что представляют собой объект и предмет социологического ис следования?
6. Как определяются цели и задачи социологического исследова ния?
7. Что представляет собой операционализация понятий в приклад ном социологическом исследовании?
8. Что такое гипотезы в социологическом исследовании и какие ви ды гипотез Вы знаете?
9. Какова структура методико-процедурного раздела исследова тельской программы?
10. Что представляют собой метод и методика прикладного социоло гического исследования?
11. Что такое инструментарий прикладного социологического ис следования?
12. Что включает в себя процедура прикладного социологического исследования?
13. Почему разработка программы исследования требует высокой квалификации социолога?
35.5
Литература
1. Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Структура и процесс социологического исследования // Социология. - М: Наука, 1996.
2. Гречихин В.Г. Программа социологического исследования // Лекции по методике и технике социологических исследований. - М: Изд-во Мос ковского университета, 1988.
3. Капитонов Э.А. Технология разработки программы социологического исследования (методический материал) // Социология XX века. История и технология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996
4. Организация и проведение конкретного социологического исследования // Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 1983.
5. Ядов В А. Социологическое исследование методология, программа, ме тоды. - М.: Наука, 1987.
Документальное исследование
^^_______j Основные положения
1. Во всех современных обществах одним из важнейших средств оформления, фиксации, сохранения, передачи информации, обмена ею являются документы, поскольку все сферы, структуры, общности и ячейки общества так или иначе оформляются определенными документами.
Анализ документов позволяет социологу выявить определенные особенности, свойства и взаимосвязи тех или иных социальных явлений и процессов, специфику включения в них различных индивидов, групп и общностей, распознать нормы, ценности, идеалы, которыми люди руководствуются на различных этапах развития общества и в различных социальных ситуациях, проследить динамику развития тех или иных социальных слоев и групп, их взаимоотношений друг с другом, а также с государством, культурой, религией, политическими партиями и т.п., выявить основные тенденции и пропорции социального развития.
Что же понимается под анализом документов в социологии?
Анализ документов - это совокупность методических приемов и процедур, применяемых для извлечения из документальных источников социологической информации при изучении социальных процессов и явлений для решения определенных исследовательских задач
36.1
2. Но для того, чтобы огромный и разнообразный массив доку ментации можно было успешно и эффективно использовать в целях извлечения из нее необходимой социологам информации, документы следует классифицировать. Такая классификация осуществляется по целому ряду оснований.
По общей значимости документы обычно делятся на:
1) официальные (законы, указы, декларации, распоряжения и т.п.);
2) неофициальные (личные заявления, письма, жалобы, дневни ки, семейные альбомы и др.).
По форме изложения документы подразделяются на:
1) статистические (статистические отчеты, сборники статистиче ских материалов, содержащие экономические и социальные показатели развития страны, динамику рождаемости, смертности, материального благосостояния населения, его образовательного уровня и т.п.);
2) вербальные, т.е. такие, в которых информация воплощена в словесно выраженной форме (письма, пресса, книги и т.п.).
По способу фиксации информации выделяются следующие разновидности документов:
1) письменные документы, в которых информация изложена в форме буквенного изображения (рукописи, книги, сообщения прессы, различного рода документальные свидетельства - о рождении, о слу жебной должности, о праве на владение имуществом и т.п.);
2) иконографические документы, воспринимаемые визуально (иконы, картины, кино - и фотодокументы, видеозаписи);
3) фонетические, т.е. ориентированные на слуховое восприятие (грампластинки, магнитофонные записи, лазерные диски и др.).
По критерию авторства документы делятся:
1) индивидуальные, созданные одним автором (письмо, заявле ние, жалоба);
2) коллективные, созданные несколькими авторами или груп пой людей (обращение к депутатам, правительству или населению страны, декларация о намерениях группы, партии, движения и т.п.).
3. Многообразие видов документов по-разному используются в социологических исследованиях, однако существуют два основных метода анализа документов. Один из них традиционный, классиче ский, а второй - формализованный, или, как его чаще всего называют, контент-анализ (от англ. content-analysis - анализ содержания).
4. Традиционный анализ документов представляет собой сово купность определенных логических построений, направленных на раскрытие основного содержания изучаемого материала.
5. Контент-анализ основан на стандартизации процедур поиска, определении в содержании изучаемого документа единиц счета, в качестве каковых выступают:
1) отдельные слова (термины, имена политических деятелей, на звания партий и движений, географические названия и т.п.);
2) суждения, выраженные в форме предложений, абзацев, фрагментов текстов;
3) оценки, точки зрения, аргументы, а также
4) различные виды публикаций (по тематике, жанру, типам ав торов и др.).
Определение единиц счета зависит от целей исследования.
В социологических исследованиях используются два вида контент-анализа, различающиеся в зависимости от характера представления содержания текста: качественный и количественный. Качественный контент-анализ основан на использовании нечастотной модели содержания текста и позволяет выявить типы качественных характеристик содержания текста вне зависимости от частоты (т.е. количества) встречаемости каждого из этих типов. Количественный контент-анализ основан на использовании количественных мер, его задача -получить количественную характеристику содержания изучаемого текста.
6. Содержательным ядром контент-анализа выступает логиче ская модель предмета анализа, в которой взаимодействуют три эле мента: 1) категориальная модель предмета анализа; 2) система единиц анализа; 3) меры (единицы) измерения. Категориальная модель пред мета аначиза включает в себя параметры и категории анализа, отра жающие признаки изучаемого объекта, их основные характеристики и аспекты, соответствующие целям и задачам социологического иссле дования.
7. Система единиц контент-анализа представляет собой опре деленным образом иерархизированную совокупность единиц анализа. В практике социологических исследований сложился определенный набор устойчивых, стандартных единиц контент-анализа. К числу наиболее часто употребляемых из них относятся:
1) Понятие, выраженное отдельным словом, термином или сочетанием слов. В приводимом нами примере прикладного социологического проекта, посвященного исследованию активизации экономического поведения различных групп населения, такими смысловыми единицами являются «предприниматель», «наемный работник», «безработный», «рынок капиталов», «рынок товаров», «рынок труда», «мотивация экономического поведения», «стимулирующая роль заработной платы» и др.
2) Тема, выраженная в единичных суждениях, смысловых абза цах или целостных текстах. Выбор темы в качестве единицы контент- анализа подразумевает внутреннее разделение изучаемого текста на определенные части, являющиеся органическими единицами контек ста, внутри которых тема может быть более или менее четко опреде лена. Темой контент-анализа изучаемого текста может быть как об щая тема социологического исследования, так и определенная ее часть, например, проблема создания благоприятного правового про странства для развития малого и среднего бизнеса, являющаяся ча стью общей темы активизации экономического поведения.
3) Персонаж («герой») некоего действия или отношений, отра женного в изучаемом тексте. В качестве такого персонажа, в зависи мости от выделенной темы контент-анализа, может выступать пред приниматель, менеджер, банковский служащий, президент страны или союза предпринимателей и т.п.
4) Ситуация, — например, экологическая ситуация, рассматри ваемая в контексте отношения человека с окружающей средой; экс тремальная ситуация, сложившаяся в районах Беларуси, пострадав ших от Чернобыльской катастрофы и др.
5) Действие, осуществляемое отдельными индивидами или их группами, в пределах избранной для контент-анализа темы. Напри мер, действия предпринимателей, безработных или налоговой поли ции.
8. Меры (единицы) измерения, применяемые в процедуре кон тент-анализа изучаемого текста, бывают обычно двух типов. Первый из них составляют единицы протяженности, располагаемые в коор динатной сети: пространство - время. Примером таких единиц счета, применяемых в контент-анализе, могут служить съем текста в квад ратных сантиметрах, либо в числе отведенных на него строк в печат ном документе, а также количество минут, которые занимает эфирное время телевизионного сообщения. Единицей измерения может слу жить и появление искомого признака в тексте, а также частота такого появления. Именно последнее - частота появления искомого признака в тексте является самым распространенным в прикладных исследова ниях способом измерения характеристик изучаемого содержания с точки зрения интересующего социолога объекта исследования.
9. Процедура социологического исследования, основанная на методике и технике контент-анализа, включает в себя ряд операций, осуществляемых в соответствии с тремя стандартными документами. Первый такой документ — таблица контент-анализа. Она содержит в себе набор параметров и категорий, применяемых в процессе осуще ствления контент-анализа определенного содержания различных ти-
Письменные.
Иконографические.
Фонетические.
Индивидуальные.
Коллективные.
4. Ответьте, что это такое:
Традиционный анализ документов.
Контент-анализ.
Категориальная модель предмета анализа.
Персонаж контент-анализа.
36.3
Вопросы по теме главы
1. Что представляет собой анализ документов как метод социологи ческого исследования?
2. Какие основания классификации документов Вы знаете?
3. Какие виды документов используются в социологических иссле дованиях?
4. В чем заключается традиционный анализ документов?
5. В чем состоит своеобразие и сущность формализованного анали за (контент-анализа) документов?
6. Что представляет из себя категориальная модель предмета кон тент-анализа?
7. Что такое система единиц контент-анализа и каковы ее компо ненты?
8. Какие существуют меры (единицы) измерения в процедуре кон тент-анализа?
9. Какие стандартные документы используются в процедуре кон тент-анализа?
10. Что такое адекватность документов, изучаемых посредством контент-анализа?
Литература
Андреенков В.Г. Анализ существующих данных. Контент-анализ // Социология / Под ред. Г.В Осипова- М: Наука, 1996. Гречихин В.Г. Анализ документов // Лекции по методике и технике социологических исследований. - М: Изд-во Московского университета. 1988.
Методы анализа документальных источников // Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. М.: Наука, 1990.
4. Орлова Э.А. Анализ документов // Рабочая книга социолога /Под ред. Г.В. Осипова и др. - М. Наука, 1983.
5. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме тоды. - М: Наука, 1987.
Социологическое наблюдение
37.1
Основные положения
1. В социологии под наблюдением понимается метод сбора первичной социальной информации об изучаемом объекте путем на правленного, систематического и непосредственного визуального и слухового восприятия (отслеживания) и регистрации значимых с точ ки зрения целей и задач исследования социальных явлений, процес сов, ситуаций, подвергающихся контролю и проверке.
2. Наблюдение в социологическом исследовании может слу жить для достижения различных целей. Во-первых, оно может быть использовано в качестве источника информации об исследуемом со циальном объекте. Во-вторых, с его помощью можно получить до полнительные сведения об изучаемом объекте. В-третьих, наблюде ние способно служить в качестве средства проверки данных, полу ченных другими методами.
3. Для того, чтобы наблюдение достигло намеченных целей, необходимо разработать программу и план его осуществления. В про грамме выявляется проблемная ситуация, подлежащая наблюдению, определяются цели и задачи, объект и предмет наблюдения, способы осуществления и регистрации полученной информации. Она опреде ляет следующие основные этапы научного наблюдения:
1) Выявление цели и задач наблюдения. Цель определяет на правленность наблюдения. В зависимости от цели исследования зада чами наблюдения могут быть: предварительная ориентировка в объ екте наблюдения (в составе исследуемой совокупности, в специфике ее деятельности, в существующей социальной ситуации и т.п.), полу чение интересующей наблюдателя информации, уточнение и провер ка результатов, полученных при помощи других методов, выдвиже ние предварительных гипотез и их проверка.
2) Выявление объекта и предмета наблюдения. В качестве объ екта наблюдения могут выступать отдельные индивиды, их различ-
ные общности и группы, способы их деятельности. Предметами на-' блюдения могут стать вербальные и невербальные акты поведения отдельных индивидов, их групп (семейных, профессиональных и др.), а также более обширных общностей (этносов, территориальных: структур - городов, регионов и т.п.), определенные ситуации, в которых оказываются изучаемые индивиды и социальные общности.
3) Выбор способа наблюдения, более эффективно обеспечи вающего сбор необходимой информации, — включенное, невключен- ное и иные виды наблюдения.
4) Определение способов регистрации наблюдаемого объекта, его действий и изменений. Регистрация результатов наблюдения мо жет осуществляться в специально разработанных карточках и прото колах наблюдений, в блокнотах, в звуко- и видеозаписях, в кино- и фотодокументах.
5) Осуществление контроля наблюдения. Оно может быгь реа лизовано путем обращения к документам, связанным с исследуемыми событиями и ситуациями, верификации (проверки) результатов соб ственных наблюдений с наблюдениями, выполненными другими ква лифицированными наблюдателями и т.п.
6) Обработка и интерпретация полученной информации может осуществляться как традиционными методами — логическое обобще ние полученных эмпирических данных, построение выводов и т.п., так и методами обработки массивов полученной информации посред ством компьютеров. Во втором случае необходимо применение стан дартизированных карточек регистрации наблюдений.
7) Составление отчета о результатах наблюдения и полученных выводах. Такой отчет должен содержать документацию об объекте, предмете, времени, месте и обстоятельствах произведенного наблю дения; информацию о способе наблюдения и роли наблюдателя; ха рактеристику наблюдаемых индивидов, социальных групп, способов их общения и деятельности в определенных ситуациях; рекомендации по практической реализации социологической информации, получен ной в процессе наблюдения.
4. В плане организации и проведения социологического наблю дения определяются сроки проведения наблюдения и его основные этапы, устанавливаются средства сбора информации, сроки и типы подготовки необходимой документации (тиражирование карточек, инструкций, бланков протоколов, подготовка технического оборудо вания - диктофонов, видеоаппаратуры и т.п.), виды отчетности и сро ки ее представления заинтересованным организациям.
5. В зависимости от целей и задач осуществляемого социологи ческого наблюдения, положения и роли наблюдателя в изучаемой си-
|уации, по степени формализации исследовательской процедуры, ус-иовиям ее организации выделяется несколько видов наблюдения. Основные из них сводятся к следующему.
1) Нестандартизированное (неструктурализованное) наблюде ние - это такой способ изучения социальных явлений и процессов, при котором определен только объект наблюдения, но исследователь не определяет заранее, какие именно элементы изучаемого процесса, события, ситуации и т.п. он будет наблюдать. Этот вид наблюдения чаще всего применяется на начальной стадии социологического ис следования с целью определения проблемной ситуации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|