Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные изменения 10 страница





i овместительство, собственное дело (предпринимательство), фермер-lpbq, пенсия, стипендия, пособие, помощь родственников, дачный участок. Предположим, он выбирает три из названных позиций: I. Заработная плата по основному месту работы, 2. Совместительство, 1. Дачный участок. Это и есть группа ответов на вопрос-меню.

Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают от­петы опрашиваемых по принципу «да-нет», носят взаимоисключаю­щий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены.

Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоя­тельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индиви­дуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого. В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в слу­чае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе.

Полузакрытые вопросы - это такой тип вопросительных суж­дений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: «другое», «что еще», т.е. соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопроса.

Прямые вопросы - это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п., например, «Боитесь ли Вы оказаться безработным?»

Косвенные вопросы — это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спраши­вать прямо или имеется предположение, что на них не будет получено искренних ответов. Такие вопросы чаще всего выражаются в сле­дующей форме: «Принято считать, что... А каково Ваше мнение на этот счет?»

Какую бы разновидность вопросов ни использовал социолог при составлении анкеты, он всегда должен обеспечить опрашиваемо­му возможность отказаться от ответа или обойти его, если тот испы­тывает при этом определенные затруднения. Поэтому формулировки вопросов обычно предусматривают такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить» и др.

7. Основной процедурой опроса является анкетирование. По числу опрашиваемых различаются групповое и индивидуальное анке­тирование Чаще всего применяется групповая его разновидность.

Групповое анкетирование - это метод единовременного пись­менного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте (аудитория), и осуществляемый в соот­ветствии с требованиями выборочной процедуры. Обычно этот про­цесс проводится по месту работы, но групповой опрос может прово-

11 Зак 41 321


диться в местах отдыха и развлечения, в транспортных средствах (пс ездах, автобусах, пароходах), в местах ожидания (вокзал, аэропорт| среди прохожих на улицах.

8. При проведении индивидуального анкетирования с помощьн
раздаточной анкеты проводящий опрос социолог либо вручает анкет
респонденту, договариваясь о сроке возврата ее при повторной встре-j
че, либо, объяснив цели опроса и правила заполнения опросного лис
та, дожидается, когда респондент завершит эту процедуру и вернет
анкету.

9. В зависимости от характера и способа объединения опраши-j
ваемых в группы существует несколько вариантов опросов.

 

1) Раздаточный тип опроса, когда анкета раздается респон-|
дентам для индивидуального заполнения каждым из них, нами только i
что охарактеризован.

2) Довольно распространенным является почтовый опрос, при i
котором анкета по предварительному согласию высылается потенциаль- i
ным респондентам и получается исследователем посредством почты. \

3) Телефонные опросы, осуществляемые посредством теле­
фонной связи с респондентами, получили достаточно широкое рас­
пространение в последнее время. Основой выборки для такого опроса
обычно служат телефонные справочники, в которых в алфавитном
порядке перечислены все абоненты квартирных номеров телефонов.

4) Прессовые опросы - такой вид массового опроса, который
осуществляется посредством публикации анкеты в прессе с одновре­
менной просьбой, адресованной читателям, ответить на публикуемые
вопросы.

5) Социометрический опрос - специфический метод опроса,
применяемый при изучении непосредственных контактов и межлич­
ностных отношений в малых социальных группах, позволяющий вы­
явить степень и направленность симпатий, антипатий, предпочтений
и т.п. чувств в межличностных взаимодействиях.

10. По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц
выделяют два вида опросов:

Массовый опрос - это способ изучения мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой про­блеме, о различных сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях.

11. Экспертный опрос - это такой вид исследования, при кото-,;
ром опрашиваются специалисты по изучаемой проблеме. Специфика!
его состоит в том, что данный опрос, в отличие от массового, не ано-i
нимен, так как ориентирован на активное сотрудничество исследова-j
теля и опрашиваемого в выяснении сущности поставленной пробле-|


мм. Очень важен при этом отбор экспертов по уровню их компетент­ности. Существенно также предоставление возможности эксперту чк 1аточно свободно высказывать свои мнения и аргументы в их под-мн-рждение. Анализ же полученных результатов в данном случае в 1НП0ВНОМ качественный, хотя количественные показатели естествен­но принимаются во внимание.

12. Одним из основных видов опроса, наряду с анкетировани­
ем, является интервьюирование. Интервьюированиеэто такой спо-
(об опроса, в котором получение интересующей исследователя ин­
формации осуществляется путем непосредственного социально-
психологического взаимодействия (беседы) социолога с респонден­
том в соответствии с поставленной целью

Процедура социологического интервьюирования включает в юбя: 1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить ин-1срвью); 2) определение места и времени интервью; 3) фиксацию от-нетов опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их ■ еоретическое обобщение.

13. Очень важно в зависимости от целей и задач исследования
фименять различные типы интервьюирования, каждый из которых

может принести желаемый эффект, если он употребляется в соответ­ствующей ситуации и при соответствующем типе опрашиваемых.

По стратегии и технике проведения интервьюирование под­разделяется на свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное.

Свободное (нестандартизированное) интервью - это длитель­ная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с ответственным работ­никами системы государственного и местного управления, известны­ми деятелями науки, культуры, образования, бизнеса, религии, поли­тики, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов. Особенно полезны такие интервью на начальной стадии исследования, формулирования гипотез, а также на заключительной стадии, при формулировании общих выводов иссле­дования, разработке практических рекомендаций.

Стандартизированное (формализованное) интервью особенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда прово­дится опрос значительной совокупности людей, достигающей не­скольких сотен или тысяч людей, а содержательная структура иссле­дования четко определена и адаптирована к уровню массового обы­денного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков за­крытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками от­ветов. По своему содержанию формализованное интервью мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу интер-


вьюера с опрашиваемыми по жестко фиксированному вопроснику где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированным| вариантами ответов на них.

Полустандартизированное интервью — такой способ получе ния информации от опрашиваемых, в котором сочетается особенно| сти как формализованного, так и неформализованного интервью интервьюировании специалистов — экспертов по изучаемой проблеме!

По процедуре проведения интервью подразделяются на: 1) дивидуальные; 2) групповые; 3) панельные; 4) клинические; 5) фоку-| сированные.

Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпириче-| ской социологической информации, который осуществляется интер-1 вьюером в его индивидуальной беседе «с глазу на глаз» с опрашивае-| мым лицом.

Групповое интервью - такой способ получения информации,! когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но вы-! слушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочеред- ] но, индивидуально.

Панельные интервью представляют собой процесс неоднократ-1 ного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых] по одним и тем же вопросам через определенные промежутки време- • ни - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого способа интер­вьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценоч­ных суждений, ценностных ориентации обследуемых лиц по иссле­дуемой проблеме.

Глубинное (клиническое) интервью - это интервью, ориентиро­ванные на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания как о социальных событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонно­стях, мотивах поступков и оценках, высказываемых интервьюируе­мыми.

Фокусированные интервью - это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый при изучении мас­штабов и степени влияния средств массовой информации (телевиде­ния, радио, прессы) на опрашиваемых.

По типу опрашиваемых интервью бывают: 1) с ответственным или очень известным лицом; 2) с экспертом; 3) с рядовым респонден­том.

14. Важное значение в процессе интервьюирования имеет фик­сирование ответов опрашиваемых. Существует несколько основных способов такого фиксирования:


1) запись во время беседы, в том числе и дословная, с примене­
нием стенографии;

2) запись по памяти, когда ответы регистрируются после про­
ведения интервью (чаще всего применяются при проведении свобод­
ных интервью);

3) механическая звукозапись с применением магнитофона.
Каждый из этих способов имеет свои достоинства и недостатки

и каждый должен применяться при определенных обстоятельствах. В частности, далеко не всякий интервьюируемый соглашается вести беседу при включенном магнитофоне. Кодирование результатов ин­тервьюирования - занятие более сложное и трудоемкое, но столь же необходимое для обработки полученных результатов с помощью компьютера.

15. Динамика развертывания социологического исследования включает в себя ряд последовательных этапов.

Первый этап развертывания прикладного социологического исследования —разработка заказа. Цель данного этапа — определение объекта и предмета, теоретических и прикладных задач исследования, уточнение характера и объема, необходимых для выполнения полу­ченного заказа, установление уровня надежности данных, сроков про­ведения отдельных операций и основных этапов исследования.

Второй этап —разработка программы исследования, главны­ми компонентами которой является четкое определение предметной области исследования (его научной проблемы), определение направ­ленности, характера и способов осуществления исследовательских задач. Это — наиболее сложная, творческая, преимущественно теоре­тическая часть работы исследовательского коллектива, которую обычно выполняют наиболее квалифицированные, компетентные и опытные социологи.

Третий этап —разработка инструментария исследования (ан­кет, опросных листов, бланков интервью, памяток интервьюерам и т.п.).

Четвертый этап — конструирование выборки социологическо­го исследования. В него входят: сбор статистических данных о гене­ральной совокупности, построение выборочной модели, подготовка необходимой документации. В хронологическом отношении этот этап может осуществляться одновременно с разработкой инструментария.

Пятый этап - тиражирование инструментария исследования.

Шестой этап — проведение пилотажного исследования и кор­ректировка на его основе (если потребуется) подготовленной доку­ментации.



 



 


раллельной студенческой группе. Для решения этой прикладной зада­чи вам необходимо:

1) Разработать программу социометрического опроса.

2) Выделить критерии, которыми предстоит пользоваться при
проведении социометрического исследования.

3) Сформулировать задачи, которые необходимо решить в
процессе проведения данного исследования (например, выявить ли­
дера группы в проведении досуга, определить, какие из студентов
группы входят в число «звезд», «предпочитаемых» и т.п., какие меж­
личностные отношения - симпатии, антипатиии и др. — превалируют
в группе.

4) Разработать социометрические индексы, которые придется
применять при проведении социометрического опроса и обобщении
его результатов.

5) Разработать социометрическую карточку как важный инст­
румент сбора эмпирической социологической информации.

6) Осуществить социометрический опрос в соответствии с
намеченной вами программой, критериями и задачами прикладного
социологического исследования.

7) Обобщить полученные эмпирические данные, систематизи­
ровать их и оформить в виде отчета о проведенном социометриче­
ском опросе.

39.3 I Тестовые задания

1. Социологический опрос -это:

а) устное обращение исследователя к одному лицу (респонденту);

б) письменное обращение исследователя ко многим респондентам;

в) телеграфное обращение исследователя ко многим респон­
дентам;

г) телефонное обращение социолога к респондентам;

д) музыкальное обращение к респондентам;

Какие из приведенных суждений являются правильными?

2. По своему содержанию вопросы, формируемые в социологической
анкете, подразделяются на следующие типы:

а) вопросы о фактах;

б) вопросы о мнениях;
в)вопросы о знаниях;

д) вопросы о вкусах;

е) вопросы об оценках;

ж) вопросы об отношениях;



 



 


В чем состоит своеобразие экспертного опроса?

Какие типы опросов Вы знаете?

Что такое интервьюирование?

Какие способы фиксирования ответов опрашиваемых

применяются в процессе интервьюирования?

Какие разновидности интервью применяются в социологии?

Каковы структурные компоненты процесса социологического

опросного исследования?

39.5__ > Литература

Андреснков В.Г. Методы сбора и анализа данных // Социология / Под ред Г.В. Осипова. - М.: Наука. 1996. Гл. 11.

Гречихин В.Г. Опрос как метод сбора первичной социологической ин­формации // Лекции по методике и технике социологических исследова­ний — М.: Изд-во Московского ун-та, 1988.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. — М.: Наука, 1990.

Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Ор­ганизационно-методические проблемы опроса. - М.: Наука, 1990. Ноэль Э. Массовые опросы. - М.: Прогресс, 1978.

Черепанов В.А. Опрос как метод сбора первичной социальной информа­ции // Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. — М.: Наука, 1983.

Ядов В.А, Социологические исследования: методология, программа, ме­тоды. - М: Наука, 1987.

Выборочный метод

в социологическом исследовании

40/^ __ j Основные положения

1. Чаще всего объектом социологического исследования вы-' гупают большие совокупности людей (например, население страны пни региона), дифференцированные по различным социально-н'мографическим признакам (полу, возрасту, профессии и т.п.) и рас-i редоточенные по различным поселенческим структурам (большой юрод, малый город, деревня). Поэтому в социологических исследова­ниях, как правило, применяются не сплошные, а выборочные опросы.


Такая исследовательская процедура осуществляется посредством вы­борочного метода, который обеспечивает оптимальный выбор необ­ходимой для опроса численности лиц с наименее возможными ошиб­ками выборки и с наиболее возможной надежностью полученных эм­пирических данных о статистических распределениях опрашиваемых лиц (респондентов) и их основных параметрах (долей, процентов, средних арифметических и т.п.). Такой метод исходит из предполо­жения, согласно которому результаты опроса определенной доли на» селения могут быть распространены на все население страны.

2. Выборкаэто определенная доля индивидов или случаев
(ситуаций), взятых из большой группы, которые в социологическом
исследовании представляют всю данную группу в целом.

Репрезентативная выборка означает представительство в ис­следовании того минимума обследуемых индивидов или случаев по определенным признакам (параметрам), которые должны прибли­жаться в максимально возможной степени к соответствующим про­порциям в исследуемом объекте, который в социологии называете. генеральной совокупностью.

3. Генеральная совокупность - это совокупность всех возмо:
ных социальных объектов, которая подлежит изучению в предел
программы социологического исследования. Выборочное социологи
ческое исследование имеет своей целью получить достоверные выво­
ды, характеризующие изучаемую генеральную совокупность. Выбо­
рочная совокупность
выступает фактически в качестве своеобразной
модели генеральной совокупности, конструируемой из тех же элемен­
тов, что и объект моделирования, но в уменьшенных размерах.

Репрезентативность, т.е. свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики исследуемого объекта, обеспечивает­ся двумя классами формализованных процедур: дизайном выборки и расчетом ее минимального объема, способными обеспечить прием­лемую точность получаемых результатов.

Дизайн выборки (т.е. способ ее проектирования) определяется двумя основными обстоятельствами: характеристиками генеральной совокупности и целями исследования.

4. Степень, в которой используемый метод социологического
исследования (в данном случае - выборочный), полученные в резуль­
тате его применения результаты отражают истинное состояние изу­
чаемого объекта, (например, проектируемое электоральное поведение
населения и его отдельных групп), называется валидностью.

5. В прикладном социологическом исследовании важное значе­
ние имеет определение и учет возможных ошибок выборки. Ошибка­
ми выборки называют отклонение статистической структуры выборки


от структуры исследуемой генеральной совокупности. Существуют два основных типа подобных ошибок. Первый из них - случайные ошибки, представляющие собой отклонение характеристик выбороч­ной совокупности от характеристик исследуемой генеральной сово­купности.

Гораздо более существенны и опасны для результатов выбо­рочного исследования систематические ошибки. Они обусловлены неадекватным воспроизведением в выборке основных распределений генеральной совокупности. Чаще всего такие ошибки связаны с ошибками проектирования выборки (например, русские в составе на­селения Беларуси составляют 11,4%, а в выборке социологического исследования этнонациональных отношений их оказалось почти вдвое больше — 20%), либо с ошибками инструментария исследова­ния. Их часто трудно обнаружить, еще труднее измерить и исправить. Поэтому они могут обесценить результаты всего исследования.

Ошибка выборки — это отклонение среднего арифметического значения структуры (или признака) выборки от структуры (признака) соответствующей генеральной совокупности. Оценивание ошибки выборки осуществляется по формуле:

A=J-jJ,

где А - ошибка выборки, х - среднее арифметическое значение при­знака по выборке, (I - среднее арифметическое значение признака по генеральной совокупности.

6. В процессе конструирования выборки наряду с исчислением
вероятности допущения случайной ошибки важное значение имеет
определение интервала доверительности, т.е. меры погрешности, до­
пустимой в данном социологическом исследовании. Интервал дове­
рительности
- это диапазон значений, сконструированный, исходя из
средней выборочной совокупности, внутри которого можно опреде­
лить вероятность измерения, являющегося правильным для исследуе­
мой генеральной совокупности.

7. Важное значение в прикладной социологии имеет типологи-
зация выборок,
которая может быть осуществлена по нескольким ос­
нованиям. Наиболее часто применяются в социологических исследо­
ваниях следующие типы выборок.

Случайная выборка — это отбор людей из генеральной совокуп­ности на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности для каждого элемента генеральной совокупно­сти попасть в число опрашиваемых. Основными трудностями, с кото­рыми сталкиваются социологи при осуществлении случайного отбора респондентов, обусловлены двумя обстоятельствами:


1) невозможностью получения полных списков генеральной со­
вокупности;

2) разной степенью доступности респондентов и их готовности
участвовать в исследовании.

 

8. Систематическая выборка представляет собой процедуру
отбора каждого N-ro элемента из списка элементов изучаемой сово­
купности с использованием определенного «шага», т.е. через опреде­
ленное количество номеров (например, в жилом массиве опрашива­
ются жильцы каждой пятнадцатой, начиная с первого номера списка,
квартиры) причем номер первого элемента выборки часто определя­
ется случайным образом. Систематическая выборка применяется
обычно при исследовании динамики семейных бюджетов, при изуче­
нии степени удовлетворенности работников оплатой и условиями
труда на предприятиях, которые отбираются из общего списка иссле­
дуемых объектов при помощи определенного «шага» (интервала),
например, каждый десятый или двадцатый.

9. Квотная выборка — это отбор опрашиваемых людей с кон­
кретным набором характеристик, осуществляемый квотами (долями,
частями) от каждой определенной группы населения в соответствии с
заданными пропорциями. При построении данной выборки учитыва­
ются характеристики, непосредственно связанные с базисными при­
знаками исследуемой совокупности (пол, возраст, образование, доход,
тип поселения и т.п.). Такая выборка чаще всего используется при
изучении общественного мнения и особенностей включения индиви­
дов и их групп в рыночные отношения.

 

10. Кластерная (гнездовая) выборка представляет собой отбор
объектов для исследования, в качестве каковых выступают кластеры
(гнезда)
более мелких единиц. Преимущества ее состоят в том, что
значительно проще осуществлять отбор и обследование нескольких
компактных групп, чем десятков или сотен отдельных единиц. На­
пример, отбор небольшого числа территориально-поселенческих
структур (населенных пунктов, районов, жилых кварталов и т.п.), за­
тем выборочный опрос проживающего в них населения существенно
уменьшает стоимость исследования и сроки его осуществления. Ос­
новное требование при выборе кластеров заключается в том, чтобы
различия между ними были мыслительными, а составляющие их еди­
ницы были бы возможно более неоднородными. Второе требование
гласит: большое число малых кластеров предпочтительнее малого
числа крупных.

11. Маршрутная выборка представляет собой вариант система­
тического отбора и заключается в извлечении из списка семейных
квартир, упорядоченного по улицам исследуемого населенного пунк-


la. При построении такой выборки с помощью таблицы случайных чисел отбираются большие числа, каждое из которых состоит из трех компонентов: первые две или три цифры указывают номер улицы, следующая - номер дома, а последняя - номер квартиры в выбранном доме. Например, число 17-89-5 указывает на квартиру №5, дома №89 на улице, обозначенной в списке улиц под номером 17. Организация выборки методом маршрутного опроса наиболее целесообразна и эф­фективна применительно к городам, где преобладают отдельные квартиры или построены отдельные коттеджи (особняки), а также в населенных пунктах, в которых существуют частные домовладения.

12. Стратифицированная (районированная) выборка — такой
вид выборки, при котором отбору единиц измерения предшествует
процедура стратификации, т.е. расслоение исходной совокупности на
статистически или качественно однородные подсовокупаности, назы­
ваемые слоями, стратами. Необходимость применения стратифициро­
ванной выборки обусловлена сложной структурой социальных объек­
тов (например, наличием в современном постсоветском обществе со­
циальных слоев рабочих, крестьян, интеллигенции, предпринимате­
лей, менеджеров и т.п.). Данная процедура предполагает деление на­
селения на страты, подходящие для определенного изучения, напри­
мер, определенного социального класса, электоральных предпочте­
ний, уровня дохода или статуса занятости / безработицы. Избираемый
объем выборки в таком случае распределяется между стратами про­
порционально их численности в генеральной совокупности, что по­
зволяет обеспечить для каждой из страт одинаковую вероятность
быть отобранной для исследования. В тех случаях, когда построение
выборки осуществляется на основе выделения социальных слоев, она
называется стратифицированной, когда же дифференциация иссле­
дуемых групп производится по территориальному принципу, выборку
называют районированной.

13. Многоступенчатая выборка строится на основе примене­
ния поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, ото­
бранных на предыдущем этапе (ступени), становится исходной для
отбора на следующем этапе. Поэтому в такой выборке выделяют еди­
ницы отбора первой степени (первичные единицы), единицы отбора
второй степени и т.д. Многоступенчатый отбор используется в тех
случаях, когда невозможно или сложно составить основу для всех
элементов генеральной совокупности или же когда генеральная сово­
купность обладает слишком сложной структурой и большой протя­
женностью, что способно привести к чрезмерному распылению вы­
борки по всей территории. В такой выборке каждая единица отбора
представляет собой гнездо (кластер) единиц более низкой ступени,



 



 


3. Валидность выборки это:

а)свойство выборочной совокупности воспроизводить ха­рактеристики исследуемого объекта;

б) степень, с какой выборочный метод и полученные с его
применением результаты отражают истинное состояние
изучаемого объекта;

в) представительство в исследовании того минимума обсле­
дуемых индивидов или признаков, которые должны при­
ближаться в максимально возможной степени к соответ­
ствующим пропорциям в исследуемом объекте.

Объясните, какой из предложенных вариантов и почему в пол­ной мере характеризует валидность выборки.

4. Подберите подходящий дизайн выборки для исследования:

а) самоопределения этнических групп в белорусском обществе;

б) распространенности наркомании среди молодежи;

в) рейтинга политических деятелей;

г) степени религиозности различных групп населения.

5. Для выборки социологического исследования существенное
значение имеет учет возможных ошибок.

Определите:






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных