ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальные изменения 10 страницаi овместительство, собственное дело (предпринимательство), фермер-lpbq, пенсия, стипендия, пособие, помощь родственников, дачный участок. Предположим, он выбирает три из названных позиций: I. Заработная плата по основному месту работы, 2. Совместительство, 1. Дачный участок. Это и есть группа ответов на вопрос-меню. Дихотомические (альтернативные) вопросы предполагают отпеты опрашиваемых по принципу «да-нет», носят взаимоисключающий характер, а сами альтернативы должны быть уравновешены. Открытый вопрос дает респонденту возможность самостоятельно сформулировать ответ, отражающий неповторимую индивидуальность знаний, оценок, мнений, убеждений опрашиваемого. В таком случае респондент вписывает свой ответ в несколько пустых строк анкеты, специально для этого предназначенных, или же, в случае проведения интервью, социолог-интервьюер записывает такой ответ в предварительно составленном классификаторе. Полузакрытые вопросы - это такой тип вопросительных суждений, когда в перечне возможных ответов есть и такая позиция: «другое», «что еще», т.е. соединяются вместе признаки открытого и закрытого вопроса. Прямые вопросы - это такой тип вопросов, который позволяет выяснить позицию или отношение к какой-либо проблеме, событию, факту и т.п., например, «Боитесь ли Вы оказаться безработным?» Косвенные вопросы — это такие вопросы, которые задаются в таких случаях, когда респондента не вполне удобно о чем-то спрашивать прямо или имеется предположение, что на них не будет получено искренних ответов. Такие вопросы чаще всего выражаются в следующей форме: «Принято считать, что... А каково Ваше мнение на этот счет?» Какую бы разновидность вопросов ни использовал социолог при составлении анкеты, он всегда должен обеспечить опрашиваемому возможность отказаться от ответа или обойти его, если тот испытывает при этом определенные затруднения. Поэтому формулировки вопросов обычно предусматривают такие варианты ответов, как «не знаю», «затрудняюсь ответить» и др. 7. Основной процедурой опроса является анкетирование. По числу опрашиваемых различаются групповое и индивидуальное анкетирование Чаще всего применяется групповая его разновидность. Групповое анкетирование - это метод единовременного письменного опроса группы опрашиваемых, собранных в определенное время и в определенном месте (аудитория), и осуществляемый в соответствии с требованиями выборочной процедуры. Обычно этот процесс проводится по месту работы, но групповой опрос может прово- 11 Зак 41 321 диться в местах отдыха и развлечения, в транспортных средствах (пс ездах, автобусах, пароходах), в местах ожидания (вокзал, аэропорт| среди прохожих на улицах. 8. При проведении индивидуального анкетирования с помощьн 9. В зависимости от характера и способа объединения опраши-j
1) Раздаточный тип опроса, когда анкета раздается респон-| 2) Довольно распространенным является почтовый опрос, при i 3) Телефонные опросы, осуществляемые посредством теле 4) Прессовые опросы - такой вид массового опроса, который 5) Социометрический опрос - специфический метод опроса, 10. По уровню компетентности привлекаемых к опросу лиц Массовый опрос - это способ изучения мнений различных групп населения, не являющихся специалистами по исследуемой проблеме, о различных сферах общественной жизни, происходящих в них явлениях, процессах, событиях. 11. Экспертный опрос - это такой вид исследования, при кото-,; мм. Очень важен при этом отбор экспертов по уровню их компетентности. Существенно также предоставление возможности эксперту чк 1аточно свободно высказывать свои мнения и аргументы в их под-мн-рждение. Анализ же полученных результатов в данном случае в 1НП0ВНОМ качественный, хотя количественные показатели естественно принимаются во внимание. 12. Одним из основных видов опроса, наряду с анкетировани Процедура социологического интервьюирования включает в юбя: 1) выбор объекта (т.е. лица, с которым следует проводить ин-1срвью); 2) определение места и времени интервью; 3) фиксацию от-нетов опрашиваемых; 4) окончательное оформление материалов и их ■ еоретическое обобщение. 13. Очень важно в зависимости от целей и задач исследования может принести желаемый эффект, если он употребляется в соответствующей ситуации и при соответствующем типе опрашиваемых. По стратегии и технике проведения интервьюирование подразделяется на свободное, стандартизированное (формализованное) и полустандартизированное. Свободное (нестандартизированное) интервью - это длительная, иногда до 2-3 часов беседа интервьюера с ответственным работниками системы государственного и местного управления, известными деятелями науки, культуры, образования, бизнеса, религии, политики, которая проводится по общей программе исследования без строгой детализации вопросов. Особенно полезны такие интервью на начальной стадии исследования, формулирования гипотез, а также на заключительной стадии, при формулировании общих выводов исследования, разработке практических рекомендаций. Стандартизированное (формализованное) интервью особенно часто применяется и достигает намеченного эффекта, когда проводится опрос значительной совокупности людей, достигающей нескольких сотен или тысяч людей, а содержательная структура исследования четко определена и адаптирована к уровню массового обыденного сознания опрашиваемых в форме определенных блоков закрытых вопросов, сопровождаемых определенными подсказками ответов. По своему содержанию формализованное интервью мало чем отличается от анкетного опроса и представляет собой беседу интер- вьюера с опрашиваемыми по жестко фиксированному вопроснику где вопросы сопровождаются столь же четко сформулированным| вариантами ответов на них. Полустандартизированное интервью — такой способ получе ния информации от опрашиваемых, в котором сочетается особенно| сти как формализованного, так и неформализованного интервью интервьюировании специалистов — экспертов по изучаемой проблеме! По процедуре проведения интервью подразделяются на: 1) дивидуальные; 2) групповые; 3) панельные; 4) клинические; 5) фоку-| сированные. Индивидуальное интервью - это такой способ сбора эмпириче-| ской социологической информации, который осуществляется интер-1 вьюером в его индивидуальной беседе «с глазу на глаз» с опрашивае-| мым лицом. Групповое интервью - такой способ получения информации,! когда интервьюер общается с целой группой опрашиваемых, но вы-! слушивает их ответы на поставленные вопросы от каждого поочеред- ] но, индивидуально. Панельные интервью представляют собой процесс неоднократ-1 ного, повторного интервьюирования одних и тех же опрашиваемых] по одним и тем же вопросам через определенные промежутки време- • ни - через полгода, год, три года и т.д. Целью такого способа интервьюирования является проверка изменений мнений, позиций, оценочных суждений, ценностных ориентации обследуемых лиц по исследуемой проблеме. Глубинное (клиническое) интервью - это интервью, ориентированные на получение глубинной информации, насыщенной большим объемом содержания как о социальных событиях и действиях людей, включая и опрашиваемых, так и о внутренних побуждениях, склонностях, мотивах поступков и оценках, высказываемых интервьюируемыми. Фокусированные интервью - это сбор информации по сугубо конкретному вопросу, чаще всего применяемый при изучении масштабов и степени влияния средств массовой информации (телевидения, радио, прессы) на опрашиваемых. По типу опрашиваемых интервью бывают: 1) с ответственным или очень известным лицом; 2) с экспертом; 3) с рядовым респондентом. 14. Важное значение в процессе интервьюирования имеет фиксирование ответов опрашиваемых. Существует несколько основных способов такого фиксирования: 1) запись во время беседы, в том числе и дословная, с примене 2) запись по памяти, когда ответы регистрируются после про 3) механическая звукозапись с применением магнитофона. и каждый должен применяться при определенных обстоятельствах. В частности, далеко не всякий интервьюируемый соглашается вести беседу при включенном магнитофоне. Кодирование результатов интервьюирования - занятие более сложное и трудоемкое, но столь же необходимое для обработки полученных результатов с помощью компьютера. 15. Динамика развертывания социологического исследования включает в себя ряд последовательных этапов. Первый этап развертывания прикладного социологического исследования —разработка заказа. Цель данного этапа — определение объекта и предмета, теоретических и прикладных задач исследования, уточнение характера и объема, необходимых для выполнения полученного заказа, установление уровня надежности данных, сроков проведения отдельных операций и основных этапов исследования. Второй этап —разработка программы исследования, главными компонентами которой является четкое определение предметной области исследования (его научной проблемы), определение направленности, характера и способов осуществления исследовательских задач. Это — наиболее сложная, творческая, преимущественно теоретическая часть работы исследовательского коллектива, которую обычно выполняют наиболее квалифицированные, компетентные и опытные социологи. Третий этап —разработка инструментария исследования (анкет, опросных листов, бланков интервью, памяток интервьюерам и т.п.). Четвертый этап — конструирование выборки социологического исследования. В него входят: сбор статистических данных о генеральной совокупности, построение выборочной модели, подготовка необходимой документации. В хронологическом отношении этот этап может осуществляться одновременно с разработкой инструментария. Пятый этап - тиражирование инструментария исследования. Шестой этап — проведение пилотажного исследования и корректировка на его основе (если потребуется) подготовленной документации.
раллельной студенческой группе. Для решения этой прикладной задачи вам необходимо: 1) Разработать программу социометрического опроса. 2) Выделить критерии, которыми предстоит пользоваться при 3) Сформулировать задачи, которые необходимо решить в 4) Разработать социометрические индексы, которые придется 5) Разработать социометрическую карточку как важный инст 6) Осуществить социометрический опрос в соответствии с 7) Обобщить полученные эмпирические данные, систематизи 39.3 I Тестовые задания 1. Социологический опрос -это: а) устное обращение исследователя к одному лицу (респонденту); б) письменное обращение исследователя ко многим респондентам; в) телеграфное обращение исследователя ко многим респон г) телефонное обращение социолога к респондентам; д) музыкальное обращение к респондентам; Какие из приведенных суждений являются правильными? 2. По своему содержанию вопросы, формируемые в социологической а) вопросы о фактах; б) вопросы о мнениях; д) вопросы о вкусах; е) вопросы об оценках; ж) вопросы об отношениях;
В чем состоит своеобразие экспертного опроса? Какие типы опросов Вы знаете? Что такое интервьюирование? Какие способы фиксирования ответов опрашиваемых применяются в процессе интервьюирования? Какие разновидности интервью применяются в социологии? Каковы структурные компоненты процесса социологического опросного исследования? 39.5__ > Литература Андреснков В.Г. Методы сбора и анализа данных // Социология / Под ред Г.В. Осипова. - М.: Наука. 1996. Гл. 11. Гречихин В.Г. Опрос как метод сбора первичной социологической информации // Лекции по методике и технике социологических исследований — М.: Изд-во Московского ун-та, 1988. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 1. Социологический опрос. — М.: Наука, 1990. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. - М.: Наука, 1990. Ноэль Э. Массовые опросы. - М.: Прогресс, 1978. Черепанов В.А. Опрос как метод сбора первичной социальной информации // Рабочая книга социолога / Под ред. Г.В. Осипова. — М.: Наука, 1983. Ядов В.А, Социологические исследования: методология, программа, методы. - М: Наука, 1987. Выборочный метод в социологическом исследовании 40/^ __ j Основные положения 1. Чаще всего объектом социологического исследования вы-' гупают большие совокупности людей (например, население страны пни региона), дифференцированные по различным социально-н'мографическим признакам (полу, возрасту, профессии и т.п.) и рас-i редоточенные по различным поселенческим структурам (большой юрод, малый город, деревня). Поэтому в социологических исследованиях, как правило, применяются не сплошные, а выборочные опросы. Такая исследовательская процедура осуществляется посредством выборочного метода, который обеспечивает оптимальный выбор необходимой для опроса численности лиц с наименее возможными ошибками выборки и с наиболее возможной надежностью полученных эмпирических данных о статистических распределениях опрашиваемых лиц (респондентов) и их основных параметрах (долей, процентов, средних арифметических и т.п.). Такой метод исходит из предположения, согласно которому результаты опроса определенной доли на» селения могут быть распространены на все население страны. 2. Выборка — это определенная доля индивидов или случаев Репрезентативная выборка означает представительство в исследовании того минимума обследуемых индивидов или случаев по определенным признакам (параметрам), которые должны приближаться в максимально возможной степени к соответствующим пропорциям в исследуемом объекте, который в социологии называете. генеральной совокупностью. 3. Генеральная совокупность - это совокупность всех возмо: Репрезентативность, т.е. свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики исследуемого объекта, обеспечивается двумя классами формализованных процедур: дизайном выборки и расчетом ее минимального объема, способными обеспечить приемлемую точность получаемых результатов. Дизайн выборки (т.е. способ ее проектирования) определяется двумя основными обстоятельствами: характеристиками генеральной совокупности и целями исследования. 4. Степень, в которой используемый метод социологического 5. В прикладном социологическом исследовании важное значе от структуры исследуемой генеральной совокупности. Существуют два основных типа подобных ошибок. Первый из них - случайные ошибки, представляющие собой отклонение характеристик выборочной совокупности от характеристик исследуемой генеральной совокупности. Гораздо более существенны и опасны для результатов выборочного исследования систематические ошибки. Они обусловлены неадекватным воспроизведением в выборке основных распределений генеральной совокупности. Чаще всего такие ошибки связаны с ошибками проектирования выборки (например, русские в составе населения Беларуси составляют 11,4%, а в выборке социологического исследования этнонациональных отношений их оказалось почти вдвое больше — 20%), либо с ошибками инструментария исследования. Их часто трудно обнаружить, еще труднее измерить и исправить. Поэтому они могут обесценить результаты всего исследования. Ошибка выборки — это отклонение среднего арифметического значения структуры (или признака) выборки от структуры (признака) соответствующей генеральной совокупности. Оценивание ошибки выборки осуществляется по формуле: A=J-jJ, где А - ошибка выборки, х - среднее арифметическое значение признака по выборке, (I - среднее арифметическое значение признака по генеральной совокупности. 6. В процессе конструирования выборки наряду с исчислением 7. Важное значение в прикладной социологии имеет типологи- Случайная выборка — это отбор людей из генеральной совокупности на основе статистической случайности, которая обеспечивает равные возможности для каждого элемента генеральной совокупности попасть в число опрашиваемых. Основными трудностями, с которыми сталкиваются социологи при осуществлении случайного отбора респондентов, обусловлены двумя обстоятельствами: 1) невозможностью получения полных списков генеральной со 2) разной степенью доступности респондентов и их готовности
8. Систематическая выборка представляет собой процедуру 9. Квотная выборка — это отбор опрашиваемых людей с кон
10. Кластерная (гнездовая) выборка представляет собой отбор 11. Маршрутная выборка представляет собой вариант система la. При построении такой выборки с помощью таблицы случайных чисел отбираются большие числа, каждое из которых состоит из трех компонентов: первые две или три цифры указывают номер улицы, следующая - номер дома, а последняя - номер квартиры в выбранном доме. Например, число 17-89-5 указывает на квартиру №5, дома №89 на улице, обозначенной в списке улиц под номером 17. Организация выборки методом маршрутного опроса наиболее целесообразна и эффективна применительно к городам, где преобладают отдельные квартиры или построены отдельные коттеджи (особняки), а также в населенных пунктах, в которых существуют частные домовладения. 12. Стратифицированная (районированная) выборка — такой 13. Многоступенчатая выборка строится на основе примене
3. Валидность выборки это: а)свойство выборочной совокупности воспроизводить характеристики исследуемого объекта; б) степень, с какой выборочный метод и полученные с его в) представительство в исследовании того минимума обсле Объясните, какой из предложенных вариантов и почему в полной мере характеризует валидность выборки. 4. Подберите подходящий дизайн выборки для исследования: а) самоопределения этнических групп в белорусском обществе; б) распространенности наркомании среди молодежи; в) рейтинга политических деятелей; г) степени религиозности различных групп населения. 5. Для выборки социологического исследования существенное Определите: Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|