Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные изменения 9 страница




2) Стандартизированное (структурализованное) наблюдение -
такой способ сбора эмпирической социологической информации, при
котором заранее определен не только объект и предмет исследования,
но и состав элементов изучаемого процесса, которые имеют наиболее
существенное значение для достижения намеченных целей и решения
задач, стоящих перед исследователем (исследовательским коллекти­
вом). Оно может быть использовано как основной метод сбора ин­
формации для точного описания предмета исследования и в качестве
способа проверки результатов, полученных другими методами, уточ­
нения, корректировки их.

3) Невключенное (внешнее) наблюдение - это такой способ со­
циологического исследования, при котором исследователь находится
вне изучаемого объекта, изучает его как бы со стороны. Наблюдатель
в таком случае не включается в ход событий, не участвует в них, не
задает вопросов наблюдаемым индивидам, как бы отстранен от них,
просто регистрируя происходящее под углом зрения целей и задач
исследования. Оно применяется для описания социальной ситуации, в
условиях которой происходят интересующие наблюдателя события.

4) Включенное наблюдение - это такой способ социологиче­
ского исследования, при котором наблюдатель, в той или иной степе­
ни непосредственно включенный в изучаемый социальный процесс,
находится в прямом контакте с изучаемыми индивидами и группами
и участвует вместе с ними в определенной сфере деятельности.

5) Полевое наблюдение отличается тем, что проводится в ре­
альной жизненной ситуации, в естественной обстановке, в непосред­
ственном контакте исследователя с изучаемым объектом.

6) Лабораторное наблюдение - такой тип сбора эмпирической
социологической информации, который осуществляется в искусст­
венно созданных для наблюдаемой группы и контролируемых иссле­
дователями условиях.

7) Систематическое наблюдение - такой тип исследования, ко-
юрый проводится последовательно и систематически по четко опре-


 


деленному графику, с регулярной фиксацией заранее обусловленных признаков, ситуаций, процессов и действий. Оно позволяет выявить динамику изучаемых процессов и событий.

8) Эпизодическое наблюдение - это фиксация изучаемых явле­
ний и событий при отсутствии четкого регламента регистрации их в
определенных временных интервалах или по различным этапам их
протекания.

9) Случайное наблюдение - это социологическое исследование,
при котором единицы и сроки наблюдения заранее не предусматри­
ваются, а исследователь наблюдает и фиксирует интересные, заслу­
живающие внимания, с его точки зрения, факты и события социаль­
ной жизни.

 

10) Одномоментное наблюдение -такое наблюдение, в котором
фиксируется одно явление или событие, происходящее в определен­
ном месте и в определенное время, например, осуществляемое социо­
логом невключенное наблюдение за митингом определенной полити­
ческой партии или движения.

11) Панельное наблюдение - это процесс неоднократного, про­
тяженного во времени, проводимого через определенные интервалы,
систематического и организованного наблюдения за одним и тем же
объектом, имеющее целью выявить происходящие в нем изменения.

 

12) Контролируемое наблюдение осуществляется целенаправ­
ленно по заранее подготовленной программе, с применением стандар­
тизированных планов и документации для получения достоверной
информации об изучаемом объекте и проверки гипотез. Контроль ор­
ганизуется путем увеличения количества наблюдателей и сравнения
результатов их наблюдений, а также через интенсификацию процес­
са- проведением серии наблюдений за одним и тем же объектом.

13) Неконтролируемое наблюдение осуществляется наблюдате­
лем при изучении им реальных жизненных ситуаций без строгого
плана и применения заранее подготовленной документации.

 

6. Существенное значение приобретает четкая и правильная
фиксация наблюдаемых явлений и процессов. Поэтому перед прове­
дением социологического наблюдения разрабатывается и доводится
до сведения наблюдателей инструкция по применению данного мето­
да, в которой определяется, по каким критериям наблюдатель должен
фиксировать и подводить под заранее определенные категории те или
иные явления, события и действия наблюдаемых индивидов и их
общностей.

7. Для однообразного фиксирования изучаемых событий и си­
туаций различными наблюдателями применяется карточка наблюде­
ния, в которой определяются основные элементы ситуации или пове-


 



 


37.3


Вопросы по теме главы


прс

1. Что такое социологическое наблюдение?

2. В каких целях применяется наблюдение в эмпирических социоло-^
гических исследованиях?

3. Какие этапы исследовательской деятельности определяет
грамма наблюдения?

4. Что определяется в плане организации проведения наблюдения?

5. Какие типы социологического наблюдения Вы знаете?

6. Каково назначение инструкции по проведению наблюдения?

7. Что такое карточка наблюдения и какова ее структура?

8. Что определяет достоверность и эффективность результатов на­
блюдения?

-4_ ***"]

Литература

1. Андреенков В.Г. Наблюдение // Социология. Под ред. Г.В. Осипова. -
М.: Наука. 1996. Гл. 3.

2. Гречихин В.Г. Метод наблюдения в социологии // Лекции по методике и
технике социологических исследований. — М: Изд-во Московского ун­
та, 1988.

3. Метод наблюдения в социологическом исследовании // Методы сбора
информации в социологических исследованиях. - М.: Наука, 1990.
Разд. IV.

4. Орлова Э.А. Наблюдение и его роль в социологии // Рабочая книга со­
циолога / Под ред. Г.В. Осипова. - М.: Наука, 1983.

5. Ядов В.А. Социологическое исследование. М, 1987.


ШШшаЖ'


 

Социологический эксперимент


38.1

Основные положения

1. Необходимость применения социального эксперимента возни­кает в тех случаях, когда требуется решить задачи, связанные с опреде­лением того, каким образом та или иная социальная группа будет реа­гировать на включение в обычную для нее ситуацию тех или иных фак­торов, ведущих к изменению данной ситуации. Из этого следует, что задача социального эксперимента заключается в том, чтобы измерить показатели реагирования изучаемой группы на те или иные, новые для обычной ситуации ее повседневной деятельности, факторы в искусст­венно созданных и контролируемых исследователем условиях.


Социологический эксперимент — это такой метод исследования, который позволяет получить информацию о количественном и каче-с 1 венном изменении показателей деятельности изучаемого социаль­ного объекта в результате воздействия на него вводимых или видоиз­меняемых экспериментатором и контролируемых (управляемых) им новых факторов. Обычно эта процедура осуществляется путем вме­шательства экспериментатора в естественный ход событий, путем включения в обычно существующую ситуацию новых, целесообразно выбранных или искусственно созданных контролируемых условий, приводящих к изменению этой ситуации или к созданию новой, ранее не существовавшей ситуации. Это позволяет зафиксировать соответ­ствие или несоответствие изменившихся условий и действий изучае­мой группы предварительным предположением.

2. Социологический эксперимент основывается на разработке
определенной гипотетической модели изучаемого явления или процес­
са. В последнем выделяются основные взаимосвязанные параметры и
их связи с другими явлениями и процессами. На основе использования
данной модели изучаемый социальный объект описывается как целост­
ная система переменных, среди которых выделяется независимая пере­
менная {экспериментальный фактор),
действие которой подчинено
управлению и контролю экспериментатора и которая выступает в каче­
стве гипотетической причины определенных изменений в зависимой
переменной {неэкспериментальный фактор).
Неэкспериментальными
переменными выступают свойства, отношения, взаимозависимости
изучаемой социальной системы, имеющие существенное значение для
ее функционирования, но не зависящие от условий и факторов, специ­
ально вводимых в данную систему экспериментатором.

3. Социологический эксперимент как специфическая исследо­
вательская процедура обладает определенной структурой. Ее основ­
ные компоненты сводятся к следующему:

Экспериментатор — это исследователь или (гораздо чаще) группа исследователей, которые разрабатывают теоретическую мо­дель эксперимента и осуществляют эксперимент на практике.

Экспериментальный фактор, или независимая переменная, — условие или группа условий, которые вводятся в исследуемую ситуа­цию (деятельность) социологом. Независимая переменная будет управляемой и контролируемой со стороны экспериментатора, если се направленность и интенсивность действия, качественные и количе­ственные характеристики реализуются в пределах программы экспе­римента.


Экспериментальная ситуация — такая ситуация, которая пред| намеренно создается исследователем в соответствии с программой эксперимента и в которую не включается экспериментальный фактор!

Экспериментальный объект - это группа лиц или социальная' общность, оказавшаяся в экспериментальных условиях, вытекающих из программной установки на проведение социологического экспери­мента.

4. Организация и проведение социологического эксперимента
включают в себя несколько этапов.

Первый этап — теоретический На этом этапе экспериментатор формулирует проблемное поле исследования, определяет его объект и предмет, экспериментальные задачи и гипотезы исследования. В ка­честве объекта исследования выступают определенные социальные группы и общности. При определении предмета исследования учиты­ваются цель и задачи эксперимента, основные характеристики изу­чаемого объекта, проецируется в символах и знаках идеальный прото­тип исследуемой экспериментальной ситуации.

Второй этап - методический — представляет собой разработ­ку программы проведения эксперимента. Важнейшими компонентами этой программы являются: построение методик исследования, опре­деление его процедур, формулирование плана создания эксперимен­тальной ситуации.

Третий этапреализация программы эксперимента. В про­цессе его осуществления создается намеченная программой экспери­ментальная ситуация, изучаются реакции экспериментируемых групп на вводимые в нее исследователями независимые переменные (экспе­риментальные факторы).

Четвертый этап — осуществление анализа и оценки результа­тов, полученных в ходе проведения эксперимента. Анализ и оценка полученных результатов показывают, достигнута ли намеченная цель исследования, подтвердилась ли исследовательская гипотеза. Кроме основных результатов эксперимента, могут быть получены и побоч­ные, сопутствующие результаты, которые способны оказаться важ­ными для последующих исследований, в том числе и эксперимен­тальных.

5. Важное значение имеет типологизация социальных экспери­
ментов, которая проводится по различным основаниям. В зависимо­
сти от объекта и предмета исследования различают экономические,
социологические, правовые, психологические, экологические экспе­
рименты.


I


По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в социологии подразделяются на полевые и лабораторные, контроли­руемые и неконтролируемые (естественные).

Полевой социологический эксперимент представляет собой та­кую разновидность экспериментального исследования, в котором воз­действие экспериментального фактора на изучаемый социальный объект происходит в реальной социальной ситуации при сохранении обычных характеристик и связей этого объекта (производственного коллектива, студенческой группы, политической организации и т.п.).

По степени активности исследователя среди полевых экспери­ментов выделяют контролируемые и естественные. В случае проведе­ния контролируемого эксперимента исследователь изучает отноше­ние факторов, составляющих в своей совокупности социальный объ­ект, и условий его функционирования, а затем вводит в действие не­зависимую переменную в качестве гипотетической причины предпо­лагаемых в будущем изменений.

Естественный эксперимент - это такая разновидность полево­го эксперимента, в которой исследователь заранее не выбирает и не подготавливает независимую переменную (экспериментальный фак­тор) и не вмешивается в ход событий.

Лабораторный эксперимент — это такая разновидность экспе­риментального исследования, при которой экспериментальный фак­тор введен в действие в созданной исследователем искусственной си­туации. Искусственность последней состоит в том, что исследуемый объект переводится в нее из своей обычной, естественной среды в обстановку, которая позволяет отвлечься от случайных факторов, увеличить возможность более точной фиксации переменных. Вслед­ствие этого вся исследуемая ситуация становится более повторяемой и управляемой.

По характеру объекта и предмета исследования, особенностям применяемых процедур различают реальные и мысленные экспери­менты.

Реальный эксперимент - это такая разновидность эксперимен­тальной исследовательской деятельности, которая осуществляется в сфере функционирования реального социального объекта путем воз­действия экспериментатора через введение независимой переменной (экспериментального фактора) в реально существующую и привыч­ную для исследуемой общности ситуацию.

Мысленный эксперимент — специфическая разновидность экс­перимента, проводимого не в социальной реальности, а на основе ин­формации о социальных явлениях и процессах. В последнее время все более широко используемой формой мысленного эксперимента явля-


ется манипулирование на математических моделях социальных про­цессов, осуществляемое с помощью компьютеров.

По специфике используемых в исследовании факторов (незави­симых переменных) эксперименты подразделяются на однофактор-ные и многофакторные.

По характеру логической структуры доказательств исходных гипотез выделяются параллельные и последовательные эксперимен­ты Параллельный эксперимент - эта такая разновидность исследова­тельской деятельности, при которой выделяются экспериментальная и контрольная группа, а доказательство гипотезы опирается на сравне­ние состояний двух исследуемых социальных объектов (эксперимен­тального и контрольного) в одном и том же временном отрезке Экс­периментальной в таком случае называется группа, на которую ис­следователь воздействует независимой переменной (эксперименталь­ным фактором), т.е. га, в которой реально осуществляется экспери­мент. В качестве контрольной выступает та группа, которая является идентичной первой по своим основным характеристикам (размеру, составу и т.п.), подлежащим исследованию, на которую не влияют вводимые исследователем в изучаемую ситуацию экспериментальные факторы, т.е. в которой эксперимент не проводится. Сравнение со­стояния, деятельности, ценностных ориентации и т.п. обеих этих групп и дает возможность найти доказательства выдвинутой исследо­вателем гипотезы о влиянии экспериментального фактора на состоя­ние изучаемого объекта.

Последовательный эксперимент обходится без специально вы­деленной контрольной группы. Одна и та же группа выступает в нем в качестве контрольной до введения независимой переменной и в ка­честве экспериментальной - после того, как независимая переменная (экспериментальный фактор) оказала на нее предусмотренное дейст­вие. В такой ситуации доказательство исходной гипотезы опирается на сравнение двух состояний исследуемого объекта в разное время: до и после воздействия экспериментального фактора.

По специфике решаемой в исследовании задачи выделяются проективные и ретроспективные эксперименты. Проективный экс­перимент ориентирован на воплощение в реальность определенной картины будущего: исследователь путем введения в поток событий экспериментального фактора, действующего в качестве причины, проектирует наступление определенных следствий. Например, вводя в экспериментальной ситуации в прогнозируемые события новый управленческий фактор (скажем, более широкое делегирование управленческих полномочий по иерархической лестнице сверху; вниз), исследователь ожидает появления новых и желательных для лучшего функционирования данной организации следствий - улуч-


i пение качества решений, демократизацию процедуры их принятия и осуществления. Ретроспективный эксперимент направлен в про­шлое: совершая его, исследователь анализирует информацию о про­шлых событиях, пытается проверить гипотезы о причинах, вызывав­ших уже совершившиеся или совершающиеся следствия. Если реаль­ный эксперимент всегда является проективным, то мысленный может | быть как проективным, так и ретроспективным.

6. В процессе осуществления социальных экспериментов ис­
следователь, как правило, получает множество различных данных,
целый ряд переменных и факторов, вызывающих различные послед­
ствия в исследуемых социальных явлениях и процессах. Поэтому
важное значение приобретает упорядочение полученного эмпирическо­
го материала и классификация полученных результатов, которые
должны быть произведены до того, как начинается логический анализ и
теоретическое обобщение полученного материала. Результаты упоря­
доченных и проклассифицированных экспериментальных данных, об­
считанных чаще всего при помощи компьютеров, представляются в
виде таблиц или графиков.

7. Применение эксперимента в социологическом исследовании
связано с рядом трудностей, которые не позволяют в некоторых слу­
чаях добиться чистоты эксперимента, так как далеко не всегда оказы­
ваются учтенными воздействия на экспериментальные факторы до­
полнительных переменных или случайных факторов. Кроме того, со­
циальный эксперимент в той или иной мере затрагивает интересы
конкретных людей, в связи с чем возникают определенные этические
проблемы в его организации, а это сужает пределы применения экс­
перимента и требует повышенной ответственности от социологов при
его подготовке и осуществлении.

8. Значимость эксперимента в социологических исследовани­
ях определяются тем, что он, во-первых, позволяет получать новые
знания об изучаемых социальных объектах; во-вгорых, дает возмож­
ность подтвердить или опровергнуть выдвигаемые исследователями
гипотезы. В-третьих, позволяет получать практически значимые ре­
зультаты, которые можно реализовать в целях повышения эффектив­
ности функционирования изучаемого объекта; в-четвертых, дает ис­
следователям возможность изучить не только ранее известные, явные
функции изучаемого объекта, но и функции латентные, ранее не
проявляющиеся или скрытые от внимания специалистов. Наконец,
в-пятых, открывает для исследователей своими результатами новое
социальное пространство для формулирования и обоснования новых
теоретических концепций развития тех или иных сфер, явлений и
процессов социальной действительности.



 


3. Задача социального эксперимента состоит в том, чтобы изме­
рить показатели реагирования изучаемой социальной группы на:

а) обычно действующие факторы ее повседневного поведения;

б) новые для обычной ситуации ее деятельности факторы в ис­
кусственно созданных условиях;

Какое из приведенных суждений вернопервое или второе?

4. Экспериментальная ситуация это такая ситуация, в которую:

а) включается экспериментальный фактор;

б) не включается экспериментальный фактор.

Какой вариант ответа' а) или б) является верным?

5. Методический этап организации и проведения социологиче­
ского эксперимента включает в себя:

а) определение объекта исследования;

б) формулирование экспериментальных задач;

в) построение методики проведения эксперимента;

г) определение процедуры социологического эксперимента;

д) изучение реакции экспериментируемой группы на вводимые
исследователем экспериментальные факторы.

Объясните, какие из перечисленных вариантов являются вер­ными и приведите аргументы в пользу такого суждения.

6. По характеру экспериментальной ситуации эксперименты в
социологии подразделяются на следующие типы:

а) полевые;

б) лесные;

в) контролируемые;

г) лабораторные;

д) молодежные;

е) классические.

Расскажите, какие из названных видов экспериментов включе­ны в рассматриваемый перечень ошибочно, а какие — верно.

7. Мысленный эксперимент — это такая разновидность экспе­
римента, которая проводится:

а) на математических моделях изучаемых социальных процессов;

б) на основе информации о социальных процессах;

в) в самой социальной реальности.

Скажите, все ли названные варианты суждений о социальном эксперименте являются правильными?

8. Чем отличается последовательный эксперимент от парал­
лельного?

а) выделением двух или более групп;

б) выделением одной группы.

Дайте обоснование, почему Ваше суждение является правильным.


38.4


Вопросы по теме главы


1. В чем заключена сущность социологического эксперимента?

2. Что такое независимая переменная (экспериментальный фактор) и
зависимая переменная в эксперименте?

3. Какова структура социального эксперимента?

4. Какие этапы включает в себя проведение социального экспери-;
мента?

5. Какие типы социальных экспериментов вы знаете?

6. В каком виде представляются результаты социальных экспери­
ментов?

7. Каковы трудности в проведении социальных экспериментов?

8. Чем определяется значимость эксперимента в социологических
исследованиях?

till 'M4Vfll'lli^HTi I "W > 1У~П1У1|ПУ'""Q

38.5__ J Литература

1. Андреенков В.Г. Эксперимент // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. -
М.: Наука, 1996. Гл. 11. §4.

2. Гречихин В.Г. Эксперимент в социологическом исследовании // Лекции
по методике и технике социологических исследований. — М.: Изд-во Мо­
сковского университета, 1988.

3. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и при­
кладных исследованиях. - М.: Прогресс, 1980.

4. Куприян А.П. Проблема эксперимента в аспекте общественной практи­
ки. - М.: Наука, 1981.

5. Эксперимент в конкретном социологическом исследовании // Рабочая
книга социолога. - М.: Наука, 1983.

6. Эксперимент в социологическом исследовании // Методы сбора инфор­
мации в социологических исследованиях. Кн. 2. — М.: Наука, 1990.

7. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, ме­
тоды. -М: Наука, 1987.


Глава 39.


 

Массовый опрос

и интервьюирование


 


39.1


Основные положения


1. Одним из наиболее распространенных и популярных мето­
дов сбора первичной социологической информации является опрос.
Как показывает анализ публикаций, содержащих результаты эмпири­
ческих социологических исследований, проведенных в Беларуси, Рос­
сии, Украине, свыше 70% из них содержат данные, полученные мето­
дом опроса.

Опрос — это метод сбора первичной социологической информа­ции посредством устного и письменного обращения исследователя к определенной совокупности людей (респондентов) с вопросами, со­держание которых освещает изучаемую проблему на уровне эмпири­ческих показателей, последующей регистрации и статистической об­работки полученных ответов, а также их теоретической интерпрета­ции.

2. В социологическом опросе респондентов вопрос — это вклю­
ченное в анкету или бланк интервью высказывание исследователя
(чаще всего в форме вопросительного мнения), адресуемое респон­
денту и требующее от него более или менее содержательного ответа.
В силу этого вопрос составляет запрограммированный исследовате­
лем акт взаимной коммуникации с респондентами в письменной (ан­
кетирование) или устной (интервью) форме.

3. Структура социологической анкеты обычно состоит из сле­
дующих блоков (групп вопросов): 1) событийная информация - во­
просы о существующей в стране ситуации, происходящих в ней собы­
тиях или о деятельности респондентов; 2) оценки респондентами тех
или иных явлений социальной жизни; 3) мотивы поведения респон­
дентов и высказываемых ими оценок; 4) данные о личности респон­
дента- пол, возраст, профессия и т.п. (так называемая паспортичка).

4. По содержанию вопросы, формулируемые в анкете, подраз­
деляются на следующие типы:

 

1) Вопросы о фактах, целью которых является получение ин­
формации о социальных явлениях и процессах в экономической, со­
циальной, политической сферах общества, о ситуации на производст­
ве, в учебном заведении и т.п., о роде деятельности респондента.

2) Вопросы о мнениях, имеющие целью выяснение мнения оп­
рашиваемых относительно тех или иных социальных, экономических,


политических событий; о ситуации существующей в стране, в регион не, на предприятии и т.п.

3) Вопросы о знаниях, ориентированные на выяснение

что и в какой мере знает респондент об интересующей исследователя проблеме, ситуации и т.п.

4) Вопросы об оценках, имеющие целью узнать оценку рес-1
пондентами тех или иных явлений, процессов, событий.

5) Вопросы об отношении респондентов к каким-либо про­
цессам, явлениям, органам власти, партиям и т.д.

6) Вопросы о мотивах, ориентированные на выяснение субъ­
ективных представлений респондентов о мотивах их поступков или
оценок.

5. По своей логической направленности вопросы в социологи­
ческой анкете также делятся на несколько типов.

Основные вопросы — это такие высказывания, изучая ответы на которые, исследователь получает большую часть интересующей его информации об исследуемом социальном объекте. Именно такие во­просы составляют самую существенную по объему и по значимости часть анкеты, а потому ответы на них служат основным строитель­ным материалом для выводов.

Контрольные вопросы используются для проверки устойчиво­сти, правильности, непротиворечивости и искренности ответов рес­пондента.

Вопросы-фильтры предназначены в тех случаях, когда искомая информация может быть получена не от всей совокупности опраши­ваемых, а только от определенной ее части. Каждый такой блок во­просов открывается вопросом-фильтром, который сопровождается отсылкой, к заполнению какого вопроса следует переходить интер­вьюеру, чтобы выделить носителей необходимой информации.

6. По характеру ответов или технике заполнения анкеты вы­
деляются следующие типы вопросов:

Закрытые вопросы, ответы на которые респондент выбирает из предложенных ему в анкете или интервьюером вариантов. Таким об­разом, закрытый вопрос - это вопрос с подсказками, когда отвечаю­щий выбирает наиболее приемлемый для него вариант ответа. В этом типе вопросов есть разновидности. Первая из них: вопрос-меню. Это такой вопрос, в котором респонденту предлагается целый веер вари­антов ответов и он может выбрать несколько из них, предположим, «обед из трех блюд», т.е. три варианта. Например, на содержащийся в анкете вопрос «Какие источники доходов использует Ваша семья?», респонденту предлагается следующий набор вариантов ответа: зара­ботная плата по основному месту работы, временные подработки,






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных