Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные изменения 11 страница




а) вероятность случайных ошибок в процессе подготовки и
проведения предпочтений населения района (города);

б) возможность систематической ошибки в таком же
исследовании.

6. Объем выборки зависит от:

а) меры однородности исследуемых социальных объектов по

наиболее существенным для исследования характеристикам; б) в)

Дополните предлагаемый перечень недостающими компонен­тами, влияющими на объем выборки.

7. Кластерная выборка это:

а) отбор опрашиваемых людей с конкретным набором ха­
рактеристик, осуществляемый определенными долями от
каждой группы населения в соответствии с заданными
пропорциями;

б) отбор объектов для исследования, в качестве которых вы­
ступают определенные совокупности более мелких единиц.

Какой вариант а) или б) правилен?


j£°-4__"] Вопросы по теме главы

1. Что обеспечивает применение выборочного метода в социологи­
ческом исследовании?

2. Что такое выборка и почему необходима ее репрезентативность?

3. Что представляет собой генеральная совокупность и какова связь
с ней совокупности выборочной?

4. Что называется валидностью?

5. Какие ошибки выборки Вы знаете?

6. Что представляет собой интервал доверительности?

7. Чем характеризуется случайная выборка?

8. Каковы особенности систематической выборки?

9. Что представляет из себя квотная выборка?

 

10. В чем состоят особенности кластерной выборки?

11. В чем заключается своеобразие маршрутной выборки?

12. В чем состоят особенности стратификационной выборки?

13. Каковы особенности многоступенчатой выборки?

14. Каково содержание основных принципов выборочного исследо­
вания?


40.5


Литература


1. Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Основные исследовательские стратегии //
Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996. Разд. IV. Гл. 10.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследо­
ваний. М., 1998. Лекция V. Выборочный метод в социологическом ис­
следовании.

3. Капитонов Э.А Социология XX века. История и технология. - Ростов-на-
Дону, 1996. Разд.: Технология разработки программы социологического
исследования. 2.1. Выборочный метод.

4. Методы сбора информации в социологическом исследовании. Кн. 1. М.,
1990.

5. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. М., 1978.

6. Терещенко О.В. Выборочный метод в социологическом исследовании //
Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. 2-ое изд. Мн., 2000. Гл. 4. §4.


Глава 41,


 

Анализ и обобщение социологической информации


41.1 ^ J Основные положения

1. Полученная в результате проведения эмпирических исследо­
ваний первичная социологическая информация сама по себе не позво­
ляет сделать выводы об изучаемых явлениях и процессах, выявить
особенности и тенденции их развития. Чтобы добиться такого резуль­
тата, необходимо эту первичную информацию проанализировать,
обобщить, научно осмыслить и интерпретировать.

Эта многогранная и сложная работа начинается с контроля за качеством заполнения респондентами и/или анкетерами используемо­го в исследовании инструментария - анкет, бланков интервью, карто­чек и т.п. Сначала проверяется правильность ответа на каждый во­прос, в том числе — что особенно важно - на открытые контрольные вопросы, ответы на которые позволяют установить степень искренно­сти респондента и меру адекватности (неадекватности) его ответов на поставленные вопросы. Если установлены неправильные ответы, а их общее количество достигает 30% по отношению ко всей сумме во­просов, содержащихся в анкете, такие анкеты отбраковываются и не поступают на обработку в ЭВМ. При этом более жесткие требования предъявляются к вопросам, дающим социально-демографические ха­рактеристики респондентов (пол, возраст, социальное положение, об­разование и т.п.). Если на эти вопросы ответов в анкете не содержит­ся, она изымается из общего массива документов, подлежащих ком­пьютерной обработке.

2. После того, как отбракованы негодные для анализа запол­
ненные бланки анкет, производится кодировка того инструментария,
который представляется для машинной обработки. Кодирование - это
такая операция с социологическим инструментарием, которая позво­
ляет каждому вопросу и ответу (ответам) на него присвоить опреде­
ленный код, по которому производится компьютерная обработка со­
циологической информации.

3. После того, как полученные ответы на вопросы анкеты зако­
дированы, осуществляется измерение полученных в эмпирическом
исследовании материалов. Социологическое измерение — это процеду­
ра, посредством которой объекты исследования, рассматриваемые как
носители определенных качеств и отношений между ними, выража­
ются в количественных определенностях. Измерительная часть инст­
рументария, с помощью которой оцениваются в определенных коли-


явственных показателях измеряемые социальные свойства исследуе­мых объектов, их признаков и отношений, называется шкалой. С по­мощью шкалы каждому объекту ставится в соответствие определен­ное число, называемое шкальным значением объекта.

4. В социологии применяются типы шкал:

1. Номинальная шкала - это шкала наименований, состоящая из
перечня качественных объективных характеристик респондентов
(пол, национальность, образование, социальное положение) или мне­
ний, установок, оценок.

Примером номинальной шкапы может служить построенный в виде столбца перечень характеристик уровня образования респондентов:

- неполное среднее;

- среднее общее;

- среднее специальное;

- незаконченное высшее;

- высшее.

2. Более сложной является ранговая шкала, которая представ­
ляет собой ранжированное распределение ответов в порядке убыва­
ния или увеличения интенсивности исследуемого признака. Ранговая
(порядковая) шкала обычно приобретает такой вид, где первая пози­
ция предпочтительнее, вторая — менее и т.д.:

- максимально положительный ответ;

- положительный ответ;

- нейтральный ответ;

- отрицательный ответ;

- максимально отрицательный ответ.

Интервальная (метрическая) шкала — это такой тип шкалы, в которой определяется величина разностей (интервалов) между упоря­доченными проявлениями изучаемого социального объекта, выра­женная в определенных баллах или числовых значениях.

Она обычно имеет вид столбца, который начинается с мини­мально выраженного признака и возрастает до максимально выра­женного признака, причем это увеличение выражается числовыми значениями, отстоящими друг от друга на определенные интервалы (допустим, интервалы времени). Именно такие шкалы употребляются при определении и ранжировании стажа работы: до 5 лет включи­тельно, 6-10 лет, 11-15 лет, 16-20 лет, 21-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет, свыше 50 лет. Нетрудно заметить, что в начале шкалы использу­ются интервал в 5 лет, а в последующем — в 10 лет.

5. Наряду со шкалированием изменений в социологическом ис­
следовании при анализе и обобщении его результатов используется
группировка, т.е. выделение определенных групп признаков, важных


для понимания сущности исследуемых социальных явлений, их оцен­ки, выявления степени их распространенности, тенденций их разви­тия. Группировка может быть сконструирована по номинальному при­знаку (национальность, вероисповедание, род снятий и т.п.); по ко­личественному признаку, когда ведется группировка по возрастным интервалам: 16-17 лет, 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет, 31-35 лет, 36-40 лет, 41-50 лет, 51-60 лет, 61-70 лет, старше 70 лет; по признакам, когда они распределяются по ранговым шкалам, например, по уров­ню образования: начальное, неполное среднее, среднее общее, сред­нее специальное, незаконченное высшее и высшее.

Чаще всего в социологическом исследовании приходится груп­пировать опрашиваемых не по одному, а по нескольким признакам. В таких случаях применяется комбинированная группировка, поскольку несколько признаков группируются дру! с другом.

6. Данные в социологии - это собранная, формализованная и
структурированная в процессе исследования эмпирическая социоло­
гическая информация.

7. Формализация - это совокупность процедур построения вы­
борки, доступа к социологической информации, ее фиксации и изме­
рения. Структурирование включает в себя определение списка изме­
рения показателей (их называют переменными), а также списка объ­
ектов, которые необходимо обследовать (выборка).

8. Обработка полученных данных производится при помощи
статистики, которая представляет собой науку о сборе, анализе и ин­
терпретации данных, характеризующих массовые явления и процессы.
Статистический анализ применяется преимущественно для исследова­
ния связей между выделенными переменными. В процессе его осуще­
ствления различают абсолютные и относительные частоты.

Абсолютная частота показывает количество обследуемых объ­ектов, обладающих определенным значением признака (в данном случае - возраста). Что же касается относительной частоты, то она выражается в определенных процентах данной возрастной группы от общего объема выборки.

9. Полученные в процессе математической обработки эмпири­
ческого материала статистические данные, как правило, имеют гра­
фическую интерпретацию. Она осуществляется посредством построе­
ния статистических таблиц, диаграмм, гистограмм и других графиче­
ских картинок.

10. В процессе анализа и обобщения полученных социологиче­
ских данных важно установить, существует ли между исчисляющи­
мися признаками статистическая связь. В том случае, когда при изме-


нении одной переменной (скажем, стаж работы респондента) изменя­ется распределение другой переменной (заработной платы), считает­ся, что между этими переменными статистическая связь существу­ет. Если же такой связи между выделенными переменными не имеет­ся, то они называются статистически независимыми

11. Для установления связи между двумя количественными пе­
ременными чаще всего используются линейный корреляционный ана­
лиз.
Корреляция — это такая зависимость между числовыми случай­
ными величинами, которая не имеет строго функционального харак­
тера. В отличие от функциональной зависимости корреляция, как пра­
вило, применяется тогда, когда по крайней мере одна из величин
зависит не только от другой, но и от ряда случайных факторов.

12. Наряду с корреляционным анализом в процессе обобщения
социологических данных широко применяется факторный анализ.
Его сущность и значимость выражается в том, что он позволяет пред­
ставить в компактной форме обобщенную информацию о структуре
связей между наблюдаемыми признаками изучаемого социального
объекта на основе выделения некоторых скрытых, непосредственно
не наблюдаемых факторов.

В процессе анализа и обобщения социологической информации может быть использован еще один эффективный способ: контент-анализ. (Его сущность и содержание изложены в главе 36 данного Практикума и в соответствующей главе Учебного пособия.)

13. В некоторых видах социологических исследований оказы­
вается эффективным использование кластерного анализа Он пред­
ставляет собой процесс выявления групп людей или других социаль­
ных объектов, которые характеризуются относительным отличием
своих признаков в общей совокупности данных.

14. Существенную роль в прикладных социологических иссле­
дованиях выполняет типологический анализ. Он представляет метод
изучения сложных социальных феноменов, позволяющий выделить
социально значимые, внутренне однородные, качественно отличные
друг от друга группы объектов, обладающих типообразующими при­
знаками и интерпретирующиеся в качестве носителей различных
свойств изучаемого социального явления или процесса. В таком слу­
чае выделяется наиболее распространенный, чаще всего встречаю­
щийся признак, являющийся существенным для изучаемого объекта.

15. Как бы эффективно ни использовались в социологическом
исследовании методы и способы статистического анализа, они, при
всей своей важности, еще не решают целиком поставленной научной
задачи. В достижении основной цели социологического исследования
и в решении вытекающих из нее конкретных задач решающую роль


играют концепция проводимого исследования и интерпретация полу­ченных данных. Интерпретация данных — это процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения мате­матических и статистических методов формальным символам, отно­шениям и т.п. А для этого необходимо соблюдение определенных методологических принципов, которые бы были модифицированы по отношению к конкретным социологическим задачам и к конкретным математическим алгоритмам, используемым в данном исследовании.

Первый из таких принципов — согласование интерпретации с исходной теоретической моделью изучаемых социальных явлений и процессов, сконструированной в программе социологического иссле­дования.

Второй важный принцип - принцип дополнительности, со­стоящий в том, чтобы в процессе осуществления интерпретации по­лученных данных нашли воплощение содержательные соображения, не отразившиеся в истолковании исходных данных, ибо без этого не может быть нового социологического знания об изучаемом социаль­ном объекте, а само исследование утрачивает смысл.

Третий принцип — глубокое осмысление социальной сущности каждого выделенного в процессе статистического анализа элемента (признака) изучаемого объекта с точки зрения "содержательных по­следствий" его взаимодействия с другими — явными и латентными -собственными признаками и факторами.

Четвертый принцип — проверка на основе качественного ана­лиза исходных гипотез путем их соотнесения с полученными вывода­ми, на предмет их подтверждения или неподтверждения (опроверже­ния). В качестве самого эффективного способа эмпирической провер­ки гипотез выступает социальный эксперимент. Чаще всего для про­верки гипотез в социологических исследованиях используют стати­стические методы (вычисление средних величин, коэффициентов взаимозависимости и др.), что позволяет получить вероятностные оценки обоснованности выдвигаемых гипотез, их подтверждаемое™ или неподтверждаемости.

16. Заключительный этап социологического исследования -подготовка итогового отчета и последующее предоставление его заказчику. В научном отчете по результатам социологического ис­следования в систематизированном виде формулируются и оценива­ются выявленные особенности, признаки, формы проявления изучае­мых явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимодействия, тенден­ции развития и т.п. Структура итогового отчета в решающей степени определяется типом проводимого исследования - теоретическим или прикладным.


Если исследование носит преимущественно теоретический,

ундаментальный характер, то в отчете (главным образом в его ввод-

юй части) основное внимание уделяется научной постановке про-

п немы, формулировке исследовательских задач (как правило, новых),

■ «основанию методологических принципов исследования, теоретиче-

i кой интерпретации основных понятий, обзору состояния и степени

научной разработанности проблемы и существующих подходов к ее

решению.

В отчете по итогам прикладного социологического исследова­ния основное внимание уделяется решению задач, выдвинутых прак-шкой и предложенных заказчиком - будь это государственное учре­ждение, частная фирма или общественная организация. В его струк-iype наличествует описание объекта и предмета исследования, иссле-ювательских задач, обоснование выборки, системы показателей и применяемого для сбора первичной информации социологического инструментария. Основной акцент делается на формулирование прак-i чческих выводов и рекомендаций, которые могут быть реализованы, причем указывается, каковы условия и реальные возможности их реа­лизации.

17. Анализ и обобщение результатов социологических иссле­
дований создают возможность осуществления социологического
предвидения, т.е. вероятностного предсказания возможных вариантов
развития социальных процессов и явлений. Основной формой конкре-
шзации предвидения является социальное прогнозирование. Прогно­
зирование
- это научное исследование перспектив развития или воз-
: южного состояния исследуемого объекта и составление на этой ос­
нове прогноза наиболее вероятного его изменения в будущем. Про­
гноз
выступает как результат прогнозирования возможного наступле­
ния определенных событий, явлений или процессов. Он основан на
анализе полученных в социологическом исследовании данных об
изучаемых объектах и тенденциях их развития. Главная цель прогно-
т- представить многовариантную картину возможного будущего
изучаемого объекта (например, электоральное поведение различных
групп населения в период президентских выборов). Для того, чтобы
социальный прогноз обеспечил желаемую эффективность, он должен
соответствовать нескольким требованиям, основные из которых тако-
ны: 1) надежность; 2) обоснованность; 3) точность; 4) достоверность.

18. Практическая реализация результатов социологического
исследования
осуществляется совместными, желательно хорошо со­
гласованными и скоординированными действиями как специалиста­
ми, разработавшими программу и инструментарий и осуществивши­
ми само исследование, так и заказчиками — управленческим аппара-



 


       
   
 
 


7) Факторный анализ. 4. Объясните, в чем заключается отличие:

1) Корреляционного анализа от факторного.

2) Номинальной шкалы от ранговой и от интервальной.

3) Диаграммы от гистограммы.

Тестовые задания

1. Социологическое измерение - это процедура, посредством
которой объекты исследования характеризуются:

а) в количественных определенностях;

б) в качественных определенностях.

Какой из предложенных вариантов а) или б) является правильным?

2. Номинальная шкала-это:

а) ранжирование распределения признаков в порядке увели­
чения или убывания их интенсивности;

б) перечень объективных характеристик изучаемого объекта
по их наименованиям;

в) определение величины разностей между упорядоченными
проявлениями изучаемого социального объекта, которая
выражается в определенных баллах или числовых значе­
ниях.

Определите, какое из предложенных определений соответст­вует сущности рассматриваемой шкалы.

3. Факторный анализ — это:

а) установление связи между числовыми случайными вели­
чинами, которая не имеет строго функционального харак­
тера;

б) выявление групп социальных объектов, которые характе­
ризуются относительным отличием из признаков в сово­
купности данных;

в) выделение социально значимых, внутренне однородных
групп объектов, обладающих типологическими признаками,
специфическими для изучаемого социального явления;

г) выявление структуры связей между наблюдаемыми при­
знаками изучаемого социального объекта, на основе вы­
деления некоторых скрытых, не наблюдаемых факторов.

Из приведенных четырех суждений отберите такое, которое (, наибольшей степени выражает сущность факторного анализа.


ЪМ



 


Вопросы по теме главы

1. Вот чем состоит контроль первичной информации, полученной в
эмпирическом социологическом исследовании?

2. Что представляет из себя кодирование социологического инст­
рументария?

3. Что представляет из себя социологическое измерение?

4. Какие типы шкал Вы знаете?

5. Какие типы группировки используются в социологическом ис­
следовании?

6. Что такое данные в социологии?

7. В чем состоит сущность формализации?

8. Что представляют собой абсолютные и относительные частоты?

9. Посредством каких графических способов представляются эмпи­
рические социологические данные?

 

10. Что такое статистическая связь?

11. В чем состоит сущность корреляционного анализа?

12. Что представляет собой факторный анализ?

13. В чем состоят характерные черты кластерного анализа?

14. Каковы особенности типологического анализа?

15. Что такое интерпретация данных и каковы ее основные принци­
пы?

16. Чем характеризуется итоговый отчет по результатам социологи­
ческого исследования?

17. Какова сущность социального прогнозирования?

18. Каковы особенности реализации результатов социологического
исследования на практике?

Литература

1. Андреенков В.Г. Методы сбора и анализа данных // Социология / Под
ред. Г.В. Осипова. М, 1996. Гл. 11.

2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследо­
ваний. М., 1998. Лекция XIV. Анализ и обобщение результатов социоло­
гического исследования.

3. Нартов Н.А. Анализ эмпирических данных // Социология / Под ред.
В.Н. Лавриненко. М., 2000.

4. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова.
М., 1995.

5. Рысь Ю. И., Степанов В. Е. Социология. Структурно-логические схемы с
комментариями. М., 1999.

6. Тантарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999.

7. Терещенко О.В. Статистическая обработка и анализ эмпирической ин­
формации // Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. Мн., 2000.


СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Авторитаризм — антиправовая, антидемократическая концепция и практика властвования насильственными средствами, осущест­вляемая единоличным правителем (тиран, самодержец, фюрер, вождь и т.п.) или правящей верхушкой. Для авторитаризма ха­рактерны монополизация власти в руках узкой касты, чрезмер­ная централизация управления, прямая опора на полицейский и военно-карательный аппарат, широкое применение жестких мер принуждения и наказания, террористические методы рас­правы с оппозицией. В условиях господства авторитаризма со­циальные конфликты, возникающие в обществе, подавляются насилием, в том числе и вооруженным.

Авторитет — общепризнанное влияние личности или группы, органи­зации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, уважении, опыте, дающее установленное и узаконенное право руководить действиями и по­ведением других людей, осуществлять власть над ними.

Аграрно-ремесленное общество — такой тип общества, в котором земля является основой экономики, семейной организации, по­литики, культуры, всей жизни, а ремесленное производство соз­дает необходимые орудия труда, предметы жизнеобеспечения и роскоши. Здесь господствует простое разделение труда, сущест­вует несколько четко определенных сословий — знать, духовен­ство, воины, рабовладельцы, рабы, помещики, крестьяне; функ­ционирует жестко авторитарная система власти.

Агрессия1) враждебная внутренняя установка, враждебный тип действий индивида, социальной группы или страны по отноше­нию к другому индивиду, группе, стране, выражающиеся в на­несении вреда, ущерба, поражения сопернику в конфликтных взаимодействиях; 2) применение вооруженной силы одним го­сударством против суверенитета, территориальной или полити­ческой независимости другого государства или народа (нации), сопровождаемое различными видами конфликтов. Включает в качестве обязательного компонент первенства или инициативы, умысла, агрессивного намерения по отношению к противнику.


Адаптация профессиональная — приспособленность, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производст­венно-технических и социальных норм поведения, необходи­мых для выполнения трудовых функций.

Адаптация социальная — процесс активного приспособления инди­вида, группы или общества к изменяющейся окружающей сре­де, к ограничениям и негативным ситуациям последней, а также приспособления этой среды к своим потребностям.

Актг"*чость социальная — важное социальное качество личности, про­являющееся в способности человека производить социально зна­чимые действия в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них) совершаемых поступках, делах, в творчестве.

Аккомодация — изменения у человека под воздействием внешней среды сложившихся знаний, навыков и умений в соответствии с возникшими новыми условиями бытия. Аккомодация тесно связана с социальной адаптацией. В реальной действительности эти процессы протекают в органической связи.

Акцентуация — выделение какого-либо свойства или качества чело­века на фоне других. Разновидностью ее является акцентуация локуса контроля — стремление человека приписывать ответст­венность за результаты своей деятельности, в том числе и кон­фликтной, внешним силам и обстоятельствам (экстернальный тип личности) либо собственным особенностям поведения (ин-тернальный тип личности).

Анализ — разложение, расчленение (мысленное или реальное) объ­екта на элементы в противоположность синтезу.

Анализ данных — совокупность действий, осуществляемых иссле­дователем в процессе изучения полученных данных с целью формирования определенных представлений о характере явле­ния, описываемого этими данными.

Анализ корреляционный — совокупность методов оценки коэффи­циентов, характеризующих корреляцию между случайными ве­личинами и методы проверки гипотез об их значениях, исполь­зующие их выборочные аналоги. Заключает в себе следующие основные практические приемы: построение корреляционного поля и корреляционной таблицы; вычисление выборочных кор­реляционных отношений; проверка статистической гипотезы значимости связи.


Анализ социальных сетей — разновидность структурного подхода, концентрирующаяся на описании различных взаимодействий между индивидами и группами. Ведет начало от социометрии Дж. Морено.

Анализ системный — научная процедура, в основе которой лежит принцип системности (системный подход) — представление^ изучаемого объекта в виде системы. В социологии системны| подход обычно используется на стадии предварительного тес ретического анализа объекта исследования с целью построени| гипотетической модели объекта и формулировки гипотез.

Анализ структурный — метод социологии, позволяющий выяснит^ значение отдельного социального явления для функционировав ния и развития определенным образом структуризованного со4 циального целого.

Анализ факторный — группа методов многомерного статистической го анализа, которые позволяют представить в компактной фор-ме обобщенную информацию о структуре связи между наблю­даемыми признаками изучаемого социального объекта на осно-* ве выделения некоторых скрытых, непосредственно не наблкн даемых факторов.

Аналитическое исследование (научный эксперимент) — исследова-i тельский дизайн, предназначенный для сравнительных иссле-| дований и изучения причинных зависимостей.

Анкета — упорядоченный по последовательности, содержанию и| форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде! опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической! социологической информации в форме письменных ответов? опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследо-| вателем проблеме.

Анкетер — лицо, осуществляющее сбор эмпирической социологиче-j ской информации посредством анкетного опроса респондентов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных