ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальные изменения 11 страницаа) вероятность случайных ошибок в процессе подготовки и б) возможность систематической ошибки в таком же 6. Объем выборки зависит от: а) меры однородности исследуемых социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; б) в) Дополните предлагаемый перечень недостающими компонентами, влияющими на объем выборки. 7. Кластерная выборка это: а) отбор опрашиваемых людей с конкретным набором ха б) отбор объектов для исследования, в качестве которых вы Какой вариант а) или б) правилен? j£°-4__"] Вопросы по теме главы 1. Что обеспечивает применение выборочного метода в социологи 2. Что такое выборка и почему необходима ее репрезентативность? 3. Что представляет собой генеральная совокупность и какова связь 4. Что называется валидностью? 5. Какие ошибки выборки Вы знаете? 6. Что представляет собой интервал доверительности? 7. Чем характеризуется случайная выборка? 8. Каковы особенности систематической выборки? 9. Что представляет из себя квотная выборка?
10. В чем состоят особенности кластерной выборки? 11. В чем заключается своеобразие маршрутной выборки? 12. В чем состоят особенности стратификационной выборки? 13. Каковы особенности многоступенчатой выборки? 14. Каково содержание основных принципов выборочного исследо 40.5 Литература 1. Андреенков В.Г., Кабыща А.В. Основные исследовательские стратегии // 2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследо 3. Капитонов Э.А Социология XX века. История и технология. - Ростов-на- 4. Методы сбора информации в социологическом исследовании. Кн. 1. М., 5. Ноэль Э. Массовые опросы: введение в методику демоскопии. М., 1978. 6. Терещенко О.В. Выборочный метод в социологическом исследовании // Глава 41,
Анализ и обобщение социологической информации 41.1 ^ J Основные положения 1. Полученная в результате проведения эмпирических исследо Эта многогранная и сложная работа начинается с контроля за качеством заполнения респондентами и/или анкетерами используемого в исследовании инструментария - анкет, бланков интервью, карточек и т.п. Сначала проверяется правильность ответа на каждый вопрос, в том числе — что особенно важно - на открытые контрольные вопросы, ответы на которые позволяют установить степень искренности респондента и меру адекватности (неадекватности) его ответов на поставленные вопросы. Если установлены неправильные ответы, а их общее количество достигает 30% по отношению ко всей сумме вопросов, содержащихся в анкете, такие анкеты отбраковываются и не поступают на обработку в ЭВМ. При этом более жесткие требования предъявляются к вопросам, дающим социально-демографические характеристики респондентов (пол, возраст, социальное положение, образование и т.п.). Если на эти вопросы ответов в анкете не содержится, она изымается из общего массива документов, подлежащих компьютерной обработке. 2. После того, как отбракованы негодные для анализа запол 3. После того, как полученные ответы на вопросы анкеты зако явственных показателях измеряемые социальные свойства исследуемых объектов, их признаков и отношений, называется шкалой. С помощью шкалы каждому объекту ставится в соответствие определенное число, называемое шкальным значением объекта. 4. В социологии применяются типы шкал: 1. Номинальная шкала - это шкала наименований, состоящая из Примером номинальной шкапы может служить построенный в виде столбца перечень характеристик уровня образования респондентов: - неполное среднее; - среднее общее; - среднее специальное; - незаконченное высшее; - высшее. 2. Более сложной является ранговая шкала, которая представ - максимально положительный ответ; - положительный ответ; - нейтральный ответ; - отрицательный ответ; - максимально отрицательный ответ. Интервальная (метрическая) шкала — это такой тип шкалы, в которой определяется величина разностей (интервалов) между упорядоченными проявлениями изучаемого социального объекта, выраженная в определенных баллах или числовых значениях. Она обычно имеет вид столбца, который начинается с минимально выраженного признака и возрастает до максимально выраженного признака, причем это увеличение выражается числовыми значениями, отстоящими друг от друга на определенные интервалы (допустим, интервалы времени). Именно такие шкалы употребляются при определении и ранжировании стажа работы: до 5 лет включительно, 6-10 лет, 11-15 лет, 16-20 лет, 21-30 лет, 31-40 лет, 41-50 лет, свыше 50 лет. Нетрудно заметить, что в начале шкалы используются интервал в 5 лет, а в последующем — в 10 лет. 5. Наряду со шкалированием изменений в социологическом ис для понимания сущности исследуемых социальных явлений, их оценки, выявления степени их распространенности, тенденций их развития. Группировка может быть сконструирована по номинальному признаку (национальность, вероисповедание, род снятий и т.п.); по количественному признаку, когда ведется группировка по возрастным интервалам: 16-17 лет, 18-20 лет, 21-25 лет, 26-30 лет, 31-35 лет, 36-40 лет, 41-50 лет, 51-60 лет, 61-70 лет, старше 70 лет; по признакам, когда они распределяются по ранговым шкалам, например, по уровню образования: начальное, неполное среднее, среднее общее, среднее специальное, незаконченное высшее и высшее. Чаще всего в социологическом исследовании приходится группировать опрашиваемых не по одному, а по нескольким признакам. В таких случаях применяется комбинированная группировка, поскольку несколько признаков группируются дру! с другом. 6. Данные в социологии - это собранная, формализованная и 7. Формализация - это совокупность процедур построения вы 8. Обработка полученных данных производится при помощи Абсолютная частота показывает количество обследуемых объектов, обладающих определенным значением признака (в данном случае - возраста). Что же касается относительной частоты, то она выражается в определенных процентах данной возрастной группы от общего объема выборки. 9. Полученные в процессе математической обработки эмпири 10. В процессе анализа и обобщения полученных социологиче нении одной переменной (скажем, стаж работы респондента) изменяется распределение другой переменной (заработной платы), считается, что между этими переменными статистическая связь существует. Если же такой связи между выделенными переменными не имеется, то они называются статистически независимыми 11. Для установления связи между двумя количественными пе 12. Наряду с корреляционным анализом в процессе обобщения В процессе анализа и обобщения социологической информации может быть использован еще один эффективный способ: контент-анализ. (Его сущность и содержание изложены в главе 36 данного Практикума и в соответствующей главе Учебного пособия.) 13. В некоторых видах социологических исследований оказы 14. Существенную роль в прикладных социологических иссле 15. Как бы эффективно ни использовались в социологическом играют концепция проводимого исследования и интерпретация полученных данных. Интерпретация данных — это процесс приписывания содержательного смысла полученным в результате применения математических и статистических методов формальным символам, отношениям и т.п. А для этого необходимо соблюдение определенных методологических принципов, которые бы были модифицированы по отношению к конкретным социологическим задачам и к конкретным математическим алгоритмам, используемым в данном исследовании. Первый из таких принципов — согласование интерпретации с исходной теоретической моделью изучаемых социальных явлений и процессов, сконструированной в программе социологического исследования. Второй важный принцип - принцип дополнительности, состоящий в том, чтобы в процессе осуществления интерпретации полученных данных нашли воплощение содержательные соображения, не отразившиеся в истолковании исходных данных, ибо без этого не может быть нового социологического знания об изучаемом социальном объекте, а само исследование утрачивает смысл. Третий принцип — глубокое осмысление социальной сущности каждого выделенного в процессе статистического анализа элемента (признака) изучаемого объекта с точки зрения "содержательных последствий" его взаимодействия с другими — явными и латентными -собственными признаками и факторами. Четвертый принцип — проверка на основе качественного анализа исходных гипотез путем их соотнесения с полученными выводами, на предмет их подтверждения или неподтверждения (опровержения). В качестве самого эффективного способа эмпирической проверки гипотез выступает социальный эксперимент. Чаще всего для проверки гипотез в социологических исследованиях используют статистические методы (вычисление средних величин, коэффициентов взаимозависимости и др.), что позволяет получить вероятностные оценки обоснованности выдвигаемых гипотез, их подтверждаемое™ или неподтверждаемости. 16. Заключительный этап социологического исследования -подготовка итогового отчета и последующее предоставление его заказчику. В научном отчете по результатам социологического исследования в систематизированном виде формулируются и оцениваются выявленные особенности, признаки, формы проявления изучаемых явлений и процессов, их взаимосвязи и взаимодействия, тенденции развития и т.п. Структура итогового отчета в решающей степени определяется типом проводимого исследования - теоретическим или прикладным. Если исследование носит преимущественно теоретический, ундаментальный характер, то в отчете (главным образом в его ввод- юй части) основное внимание уделяется научной постановке про- п немы, формулировке исследовательских задач (как правило, новых), ■ «основанию методологических принципов исследования, теоретиче- i кой интерпретации основных понятий, обзору состояния и степени научной разработанности проблемы и существующих подходов к ее решению. В отчете по итогам прикладного социологического исследования основное внимание уделяется решению задач, выдвинутых прак-шкой и предложенных заказчиком - будь это государственное учреждение, частная фирма или общественная организация. В его струк-iype наличествует описание объекта и предмета исследования, иссле-ювательских задач, обоснование выборки, системы показателей и применяемого для сбора первичной информации социологического инструментария. Основной акцент делается на формулирование прак-i чческих выводов и рекомендаций, которые могут быть реализованы, причем указывается, каковы условия и реальные возможности их реализации. 17. Анализ и обобщение результатов социологических иссле 18. Практическая реализация результатов социологического
7) Факторный анализ. 4. Объясните, в чем заключается отличие: 1) Корреляционного анализа от факторного. 2) Номинальной шкалы от ранговой и от интервальной. 3) Диаграммы от гистограммы. Тестовые задания 1. Социологическое измерение - это процедура, посредством а) в количественных определенностях; б) в качественных определенностях. Какой из предложенных вариантов а) или б) является правильным? 2. Номинальная шкала-это: а) ранжирование распределения признаков в порядке увели б) перечень объективных характеристик изучаемого объекта в) определение величины разностей между упорядоченными Определите, какое из предложенных определений соответствует сущности рассматриваемой шкалы. 3. Факторный анализ — это: а) установление связи между числовыми случайными вели б) выявление групп социальных объектов, которые характе в) выделение социально значимых, внутренне однородных г) выявление структуры связей между наблюдаемыми при Из приведенных четырех суждений отберите такое, которое (, наибольшей степени выражает сущность факторного анализа. ЪМ
Вопросы по теме главы 1. Вот чем состоит контроль первичной информации, полученной в 2. Что представляет из себя кодирование социологического инст 3. Что представляет из себя социологическое измерение? 4. Какие типы шкал Вы знаете? 5. Какие типы группировки используются в социологическом ис 6. Что такое данные в социологии? 7. В чем состоит сущность формализации? 8. Что представляют собой абсолютные и относительные частоты? 9. Посредством каких графических способов представляются эмпи
10. Что такое статистическая связь? 11. В чем состоит сущность корреляционного анализа? 12. Что представляет собой факторный анализ? 13. В чем состоят характерные черты кластерного анализа? 14. Каковы особенности типологического анализа? 15. Что такое интерпретация данных и каковы ее основные принци 16. Чем характеризуется итоговый отчет по результатам социологи 17. Какова сущность социального прогнозирования? 18. Каковы особенности реализации результатов социологического Литература 1. Андреенков В.Г. Методы сбора и анализа данных // Социология / Под 2. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследо 3. Нартов Н.А. Анализ эмпирических данных // Социология / Под ред. 4. Основы прикладной социологии / Под ред. Ф.Э. Шереги, М.К. Горшкова. 5. Рысь Ю. И., Степанов В. Е. Социология. Структурно-логические схемы с 6. Тантарова Г. Г. Методология анализа данных в социологии. М., 1999. 7. Терещенко О.В. Статистическая обработка и анализ эмпирической ин СЛОВАРЬ КЛЮЧЕВЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ Авторитаризм — антиправовая, антидемократическая концепция и практика властвования насильственными средствами, осуществляемая единоличным правителем (тиран, самодержец, фюрер, вождь и т.п.) или правящей верхушкой. Для авторитаризма характерны монополизация власти в руках узкой касты, чрезмерная централизация управления, прямая опора на полицейский и военно-карательный аппарат, широкое применение жестких мер принуждения и наказания, террористические методы расправы с оппозицией. В условиях господства авторитаризма социальные конфликты, возникающие в обществе, подавляются насилием, в том числе и вооруженным. Авторитет — общепризнанное влияние личности или группы, организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, уважении, опыте, дающее установленное и узаконенное право руководить действиями и поведением других людей, осуществлять власть над ними. Аграрно-ремесленное общество — такой тип общества, в котором земля является основой экономики, семейной организации, политики, культуры, всей жизни, а ремесленное производство создает необходимые орудия труда, предметы жизнеобеспечения и роскоши. Здесь господствует простое разделение труда, существует несколько четко определенных сословий — знать, духовенство, воины, рабовладельцы, рабы, помещики, крестьяне; функционирует жестко авторитарная система власти. Агрессия — 1) враждебная внутренняя установка, враждебный тип действий индивида, социальной группы или страны по отношению к другому индивиду, группе, стране, выражающиеся в нанесении вреда, ущерба, поражения сопернику в конфликтных взаимодействиях; 2) применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной или политической независимости другого государства или народа (нации), сопровождаемое различными видами конфликтов. Включает в качестве обязательного компонент первенства или инициативы, умысла, агрессивного намерения по отношению к противнику. Адаптация профессиональная — приспособленность, привыкание человека к требованиям профессии, усвоение им производственно-технических и социальных норм поведения, необходимых для выполнения трудовых функций. Адаптация социальная — процесс активного приспособления индивида, группы или общества к изменяющейся окружающей среде, к ограничениям и негативным ситуациям последней, а также приспособления этой среды к своим потребностям. Актг"*чость социальная — важное социальное качество личности, проявляющееся в способности человека производить социально значимые действия в общении с другими, в совместных с ними (или отдельно от них) совершаемых поступках, делах, в творчестве. Аккомодация — изменения у человека под воздействием внешней среды сложившихся знаний, навыков и умений в соответствии с возникшими новыми условиями бытия. Аккомодация тесно связана с социальной адаптацией. В реальной действительности эти процессы протекают в органической связи. Акцентуация — выделение какого-либо свойства или качества человека на фоне других. Разновидностью ее является акцентуация локуса контроля — стремление человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности, в том числе и конфликтной, внешним силам и обстоятельствам (экстернальный тип личности) либо собственным особенностям поведения (ин-тернальный тип личности). Анализ — разложение, расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы в противоположность синтезу. Анализ данных — совокупность действий, осуществляемых исследователем в процессе изучения полученных данных с целью формирования определенных представлений о характере явления, описываемого этими данными. Анализ корреляционный — совокупность методов оценки коэффициентов, характеризующих корреляцию между случайными величинами и методы проверки гипотез об их значениях, использующие их выборочные аналоги. Заключает в себе следующие основные практические приемы: построение корреляционного поля и корреляционной таблицы; вычисление выборочных корреляционных отношений; проверка статистической гипотезы значимости связи. Анализ социальных сетей — разновидность структурного подхода, концентрирующаяся на описании различных взаимодействий между индивидами и группами. Ведет начало от социометрии Дж. Морено. Анализ системный — научная процедура, в основе которой лежит принцип системности (системный подход) — представление^ изучаемого объекта в виде системы. В социологии системны| подход обычно используется на стадии предварительного тес ретического анализа объекта исследования с целью построени| гипотетической модели объекта и формулировки гипотез. Анализ структурный — метод социологии, позволяющий выяснит^ значение отдельного социального явления для функционировав ния и развития определенным образом структуризованного со4 циального целого. Анализ факторный — группа методов многомерного статистической го анализа, которые позволяют представить в компактной фор-ме обобщенную информацию о структуре связи между наблюдаемыми признаками изучаемого социального объекта на осно-* ве выделения некоторых скрытых, непосредственно не наблкн даемых факторов. Аналитическое исследование (научный эксперимент) — исследова-i тельский дизайн, предназначенный для сравнительных иссле-| дований и изучения причинных зависимостей. Анкета — упорядоченный по последовательности, содержанию и| форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде! опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической! социологической информации в форме письменных ответов? опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследо-| вателем проблеме. Анкетер — лицо, осуществляющее сбор эмпирической социологиче-j ской информации посредством анкетного опроса респондентов. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|