ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальные изменения 3 страница5. Содержание социального отношения может изменяться; так, I ■им вопрос терминологической целесообразности, зависящий от про- i и > 1 жительности наступившего изменения. Содержание социального in ношения может быть также частично неизменным, частично меняющимся. 6. Смысловое содержание, констатирующее социальное отношение на длительное время, может быть сформулировано в «максимах», следования которым, усредненного или приближенного по своему смыслу, стороны ждут от своих партнеров и на которые они в с вою очередь (усреднено или приближенно) ориентируют свое поведение. Чем рациональнее — по цели или ценности — ориентировано данное поведение, тем более применим такой метод. Очевидно, что в случае эротических или вообще аффективных отношений (например, основанных на уважении) возможность рациональной формулировки предлагаемого смыслового содержания значительно меньше, чем, скажем, при заключении делового контракта. Содержание социального отношения может быть сформулировано по взаимному соглашению Это означает, что все его участники дают определенные заверения (то ли друг другу, то ли вообще) по поводу своего поведения в будущем. В этом случае каждый участник соглашения рассчитывает — в той мере, в какой он рассуждает рационально,— прежде всего обычно на то (с различной степенью надежности), что другой будет в своем поведении ориентироваться на смысл соглашения так, как он (т.е. действующее лицо) этот смысл понимает. Свое поведение он ориентирует частично на подобное ожидание целерационально (в зависимости от степени его лояльности), частично ценностно-рационально — на «долг», который он усматривает в том, чтобы в свою очередь «соблюдать» соглашение в соответствии с тем, как он понимает его смысл. На этом мы здесь остановимся. Источник М Вебер Избранные отношения М, 1990 С 630-633 | 9 f Вопросы к тексту 1. Что называется социальным отношением? 2. Как соотносится поведение со смыслом социального отношения? 3. Почему и каким образом может изменяться содержание социаль Вопросы по теме главы 1. Расскажите, почему феномен отношений привлекает к себе боль 2. Объясните различие между индивидуальными (межличностны 3. Дайте характеристику явления несимметричности в социальных 4. Приведите развернутое определение социальных отношений. i 5. Расскажите, какие семь признаков М. Вебер считал характерны- • 6. Охарактеризуйте четыре основных отличия официальных отно 7. По каким основаниям проводят типологизацию социальных от
- Охарактеризуйте основные типы социальных отношений, диф - Опишите основные типы социальных отношений, ранжируе - Дайте характеристику основных типов социальных отношений,
8. Расскажите, какие основные компоненты выделял Т. Парсонс в 9. Расскажите, какие разновидности социальных отношений суще
10. Охарактеризуйте сущность субординационных отношений и их 11. Расскажите, какие типы отношений выделяются в системе управ 12. Дайте описание служебных и иных отношений, складывающихся 13. Опишите основные ошибки руководителей, допускаемые ими в I Литература 1. Бабосов Е.М. Социология управления. Мн., 2001. Гл. 6. Система управ 2. Вебер М. Основные социологические понятия. Разд. 3. Социальное от 3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Там же. 4. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль. 5. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность // Человек. 6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.З. 7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. (Первоначальный 8. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологиче 9. Парсонс Т. Система действия и общая теория систем действия: культура, 10. Радаев В.В. Четыре способа утверждения авторитета внутри фирмы // 11. Фролов С.С. Социальные отношения // Социология. М., 1996. Гл. 8.
Глава 27.
Социальные коммуникации
27.1 Основные положения 1. В социальных отношениях и взаимодействиях огромную 2. Определение рассматриваемого феномена гласит: коммуни Я Зак 41 3. Европейская и американская традиция в философском и со 4. Другой немецкий философ - экзистенциалист М. Хайдеггер 5. Французский христианский экзистенциалист Г. Марсель вы 6. Сходную позицию занимал близкий к экзистенциализму из 7. Один из лидеров знаменитой Франкфуртской школы в фило Основоположник символического интеракционизма Дж. Г. Мид выдвинул на передний план символическое содержание межличностных коммуникаций. Именно в такой коммуникации, считал он, в формирующейся личности развивается индивидуальность, или самость. 8. Т. Парсонс считал, что коммуникация включает в себя вза 1) действия актора, являющегося автором и/или носителем со 2) ответная реакция реципиента (лица, на которое направлено 3) содержание коммуникативного процесса;/ 4) взаимные роли, связывающие между собой участников ком 9. Коммуникация представляет собой необходимую предпо 10. Коммуникация — сложный многокомпонентный процесс. 1) субъекты коммуникации — отправитель и получатель сооб 2) средства коммуникации - код, используемый для передачи 3) каналы коммуникации, по которым передается сообщение от 4) предмет коммуникации (какое—то событие, явление и т.д.) и 5) эффекты коммуникации, выражаемые в изменении внут 11. Коммуникация в процессе своего осуществления решает 1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и| 2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его i 3) отделение и обособление друг от друга различных общно 12. При социологическом исследовании процессов коммуника 1) кто? (передает сообщение) - коммуникатор; 2) что? (передается) - сообщение; 3) как? (осуществляется передача) - канал; 4) кому? (направлено сообщение) - аудитория (мишень); 5) с каким эффектом? - эффективность, Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полноты коммуникационного процесса. В ней акцент делается на активность коммуникатора, а реципиент оказывается пассивным объектом коммуникационного воздействия. 13. Поэтому в дополнение к модели Лассуэла появилась инте- 14. Значительное влияние имеет разработанная канадским со 1ивных процессов решающая роль перешла к письменности, которая укрепила консолидацию человеческих сообществ. Письменность способствовала решению сразу двух задач- 1) увеличила надежность сохранения прошлого опыта, знаний и 2) возникла возможность принятия новых элементов путем до В итоге общество получило мощное орудие введения в оборот новых значений, образов и ориентации, что обеспечило интенсивную работу по развитию художественной литературы и научных знаний. Третий этап усложнения и обогащения коммуникационных взаимодействий, согласно Г Маклуэну, начался изобретением И. Гут-тенбергом печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, а это сопровождалось распространением рационализма. Четвертым этапом в коммуникативных процессах, утверждал Г. Маклуэн, стало распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие аудиовизуальные средства радикально преобразуют саму среду, в которой живет и общается современное человечество, резко расширяют масштабность и интенсивность его коммуникационных связей со всем миром. 15. Новую, инфосферную модель коммуникации предложил 16. Пятую коммуникационную модель — аутопойетическую — тическая система — это система, отличающаяся оперативной замкнутостью и состоящая из множества коммуникативных элементов, каковыми являются потоки информации, причем каждое коммуникативное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие интегрирования коммуникационных процессов в аутопойетические, социальная система приобретает свои специфические черты: 1) способность к самоограничению, т.е. к различению самой себя и окружающей среды; 2) способность самовоспроизводства; 3) саморганизацию; 4) самореференцию, т.е. самопредставление. Если психическая система - личность - самоорганизует и самопрезентирует себя, т.е. приходит к самопониманию посредством сознания, то социальная система, согласно Н. Луману, осуществляет этот процесс посредством коммуникации. Лишь с помощью понятия коммуникации, подчеркивал немецкий социолог, социальную систему можно мыслить как аутопойе-тическую систему, состоящую из множества элементов — коммуникаций, воспроизводящих себя посредством коммуникаций. 17. В социологии коммуникаций важное значение придается типологизации изучаемых явлений. Она может производиться по нескольким основаниям. В зависимости от содержания коммуникационных процессов они подразделяются: 1) информативные, имеющие целью передачу сообщения, ин 2) управленческие, ориентированные на передачу управляющей 3) акустические, рассчитанные на слуховое восприятие реци 4) оптические, ориентированные на визуально—зрительное вос 5) тактильные, включающие в себя передачу и восприятие ин 6) эмотивные, связанные с возникновением у субъектов, взаи наний радости, восхищения, страха, боязни и т.п., способных воплощаться в различных формах активности. 18. По модальности воплощения коммуникативных взаимо сообщения информативно-побудительного порядка: просьба, внушение, убеждение, команда, приказ, инструкция; экспрессивно-эмоциональные взаимодействия: реакция индивидов на чувственно-эмоциональные переживания, поведенческие акты, направленные на установление и поддержание контактов. 19. По формам и средствам выражения коммуникационные 1) вербальные, воплощаемые в письменной и устной речи; 2) символически-знаковые и предметно-знаковые, выражаемые в 3) паралипгвистические, передаваемые посредством жестов, 4) гипносуггестивные — процессы влияния — воздействия ком 20. В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом 1) традиционная коммуникация осуществляется главным обра 2) функционально-традиционная коммуникация развивается 3) межличностная коммуникация, в которой в роли отправите 4) групповая коммуникация, в которой общение происходит ступать как в форме межличностных коммуникаций, так и в форме взаимной коммуникации всех членов группы; 5) межгрупповая коммуникация, в процессе которой информа 6) массовая коммуникация на основе использования техниче 21. Эффективность коммуникации любого типа в очень большой степени предопределяется тем, насколько грамотно и конструктивно налажено коммуникационное взаимодействие коммуникатора и реципиентов. Особенно важная роль в этом принадлежит руководителю, менеджеру, преподавателю, тренеру. Для эффективного осуществления коммуникационного взаимодействия коммуникатор должен добиться установления обратной связи с реципиентом, т.е. добиться такой реакции получателя сообщения, которая показывает, понята ли переданная информация, что резко активизирует участие слушателей, зрителей и т.п. в коммуникационном процессе и создает необходимые предпосылки для его эффективности. 27.2 Практические задания 1. На основе ознакомления с учебной литературой запомните определения следующих ключевых понятий: Коммуникация. Коммуникатор. Информация. Реципиент. Сообщение. Модель коммуникации.
8. Дайте описание структуры коммуникационного процесса, пред 9. Расскажите, почему возрастает роль коммуникации в период раз
10. Каковы основные компоненты процесса коммуникации? 11. Охарактеризуйте три основные задачи, которые решаются при 12. Дайте характеристику линейной модели коммуникации, предло 13. Расскажите, чем отличается интеракционистская модель коммуни 14. Охарактеризуйте основные компоненты общей теории коммуни 15. Разъясните особенности инфосферной модели коммуникации, 16. Расскажите, в чем состоит специфика аутопойетической модели 17. Опишите основные типы коммуникации, которые дифференци 18. Дайте характеристику типов коммуникации, различающихся ме 19. Расскажите, какие типы коммуникаций выделяются по формам и 20. Охарактеризуйте типы коммуникации, дифференцирующиеся в — Расскажите подробнее, чем характеризуется групповая комму -Дайте характеристику содержания и особенностей межгрупповой коммуникации, опишите ее основные функции. - Охарактеризуйте особенности и функции массовой коммуни 21. Опишите основные условия и предпосылки эффективности Литература 1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990 г. 2. Бабосов Е. М. Социальные коммуникации // Общая социология. Мн., 2002. 3. Бабосов Е. М. Социология управления. Мн., 2001. Гл. 7. Место и роль 4. Боголюбова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988. 5. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация // Социология. 6. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. 7. Луман Н Почему необходима "системная теория"? // Там же. 8. Мескон М. X., Альберт М., Хедуори Ф. Коммуникация // Основы ме 9. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1984. 10. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем дейст 11. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Там же. 12. Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой ком 13. Тоффлер О. Раса, власть и культура // Новая технологическая волна на 14. Шибутани Т. Коммуникация и социальный контроль // Социальная пси Социальное поведение 28.1 Основные положения 1. Поведение свойственно не только человеку, но и животным. 2, Определение рассматриваемого феномена таково: это — сово Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|