Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные изменения 3 страница




5. Содержание социального отношения может изменяться; так,
например, в политических отношениях солидарность может превра­
титься в коллизию, вызванную столкновением интересов. Следует ли
в подобных случаях говорить о возникновении «новых» отношений
или о новом содержании, которое теперь обрели прежние, — не более



I


■им вопрос терминологической целесообразности, зависящий от про- i и > 1 жительности наступившего изменения. Содержание социального in ношения может быть также частично неизменным, частично ме­няющимся.

6. Смысловое содержание, констатирующее социальное отно­шение на длительное время, может быть сформулировано в «макси­мах», следования которым, усредненного или приближенного по сво­ему смыслу, стороны ждут от своих партнеров и на которые они в с вою очередь (усреднено или приближенно) ориентируют свое пове­дение. Чем рациональнее — по цели или ценности — ориентировано данное поведение, тем более применим такой метод. Очевидно, что в случае эротических или вообще аффективных отношений (например, основанных на уважении) возможность рациональной формулировки предлагаемого смыслового содержания значительно меньше, чем, скажем, при заключении делового контракта.

Содержание социального отношения может быть сформулиро­вано по взаимному соглашению Это означает, что все его участники дают определенные заверения (то ли друг другу, то ли вообще) по поводу своего поведения в будущем. В этом случае каждый участник соглашения рассчитывает — в той мере, в какой он рассуждает ра­ционально,— прежде всего обычно на то (с различной степенью на­дежности), что другой будет в своем поведении ориентироваться на смысл соглашения так, как он (т.е. действующее лицо) этот смысл понимает. Свое поведение он ориентирует частично на подобное ожидание целерационально (в зависимости от степени его лояльно­сти), частично ценностно-рационально — на «долг», который он ус­матривает в том, чтобы в свою очередь «соблюдать» соглашение в соответствии с тем, как он понимает его смысл. На этом мы здесь ос­тановимся.

Источник М Вебер Избранные отношения М, 1990 С 630-633

| 9 f Вопросы к тексту

1. Что называется социальным отношением?

2. Как соотносится поведение со смыслом социального отношения?

3. Почему и каким образом может изменяться содержание социаль­
ного отношения?


Вопросы по теме главы

1. Расскажите, почему феномен отношений привлекает к себе боль­
шое внимание психологов, социологов, писателей.

2. Объясните различие между индивидуальными (межличностны­
ми) и социальными отношениями.

3. Дайте характеристику явления несимметричности в социальных
отношениях. Какими факторами объясняется возникновение та­
кой несимметричности? |

4. Приведите развернутое определение социальных отношений. i

5. Расскажите, какие семь признаков М. Вебер считал характерны-
ми для осмысленности социальных отношений.

6. Охарактеризуйте четыре основных отличия официальных отно­
шений от неофициальных.

7. По каким основаниям проводят типологизацию социальных от­
ношений?

 

- Охарактеризуйте основные типы социальных отношений, диф­
ференцируемые в зависимости от их субъекта.

- Опишите основные типы социальных отношений, ранжируе­
мых в зависимости от их объекта.

- Дайте характеристику основных типов социальных отношений,
выделяемых в зависимости от их модальности.

 

8. Расскажите, какие основные компоненты выделял Т. Парсонс в
сложной структуре социальных отношений.

9. Расскажите, какие разновидности социальных отношений суще­
ствуют в зависимости от субъективной предрасположенности
носителей этих отношений, степени их осознанности, равенства
и т.п.

 

10. Охарактеризуйте сущность субординационных отношений и их
основные типы.

11. Расскажите, какие типы отношений выделяются в системе управ­
ленческой деятельности в зависимости от господства и подчине­
ния.

12. Дайте описание служебных и иных отношений, складывающихся
между сотрудниками организаций и учреждений в процессе
функционирования в них системы управления.

13. Опишите основные ошибки руководителей, допускаемые ими в
процессе развития отношений с подчиненными.


I


Литература

1. Бабосов Е.М. Социология управления. Мн., 2001. Гл. 6. Система управ­
ления как совокупность социальных отношений.

2. Вебер М. Основные социологические понятия. Разд. 3. Социальное от­
ношение // Избранные произведения. М., 1990.

3. Вебер М. Политика как призвание и профессия // Там же.

4. Кули Ч. Социальная самость // Американская социологическая мысль.
Тексты. М., 1996.

5. Луман Н. Общество, интеракция, социальная солидарность // Человек.
1996. №3.

6. Маркс К. Тезисы о Фейербахе // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т.З.

7. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 годов. (Первоначальный
вариант «Капитала»). Ч. 7. Глава о капитале (3), разд. 3: Переход от про­
стого обращения товаров к капиталистическому производству //
К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч. Т. 46. Ч. 1.

8. Мертон Р. Явные и латентные функции // Американская социологиче­
ская мысль. Тексты. М., 1996.

9. Парсонс Т. Система действия и общая теория систем действия: культура,
личность и место социальных систем // Там же.

10. Радаев В.В. Четыре способа утверждения авторитета внутри фирмы //
Социологический журнал. 1994. №2.

11. Фролов С.С. Социальные отношения // Социология. М., 1996. Гл. 8.


 


Глава 27.


 

Социальные коммуникации


 


27.1


Основные положения


1. В социальных отношениях и взаимодействиях огромную
роль играют различные виды коммуникаций, т.е. общения между
людьми и их общностями, без чего нет и не может быть ни социаль­
ных групп, ни социальных институтов и организаций, ни общества в
целом. Коммуникация охватывает все сферы жизнедеятельности лю­
дей, их различных сообществ (профессиональных, территориальных,
этнических и др.)> все действующие в обществе процессы: экономи­
ческие, социальные культурные, политические.

2. Определение рассматриваемого феномена гласит: коммуни­
кация — это передача информации от одной социальной системы
другой, обмен информацией между различными системами посред­
ством символов, знаков и образцов.


Я Зак 41



3. Европейская и американская традиция в философском и со­
циологическом исследовании коммуникации базируется на христиан­
ском миропонимании, призывающем своих приверженцев вслуши­
ваться в речи (послания) пророков, чтобы в них услышать голос Бога.
Развивая эту традицию, выдающийся немецкий философ - экзистен­
циалист К. Ясперс разрабатывал проблему коммуникации в органиче­
ской взаимосвязи с проблемами экзистенции (существования челове­
ка), свободы и истины, подчеркивая, что «экзистенция открывается
только в коммуникации». Именно в коммуникации, утверждал он,
человек обнаруживает свою собственную сущность, открывает себя
другим людям.

4. Другой немецкий философ - экзистенциалист М. Хайдеггер
интерпретировал человека в качестве сущего, изначально пребываю­
щего в мире языка как основного коммуникативного средства, кон­
ституирующего (создающего) человека и выявляющего подлинный
смысл его существования.

5. Французский христианский экзистенциалист Г. Марсель вы­
двигал на приоритетное место «интерсубъективность» коммуникации,
основой которой служит не отношение субъекта к объекту, не «Я» к
«нечто», а «Я» к «Ты», субъекта к субъекту. Эта интерсубъективная
коммуникация до предела насыщена такими чувствами, как любовь,
привязанность, вера, верность, ответственность. Понимание другого
человека не как безразличного «Он», а как близкого мне «Ты», т.е.
как другого «Я», делает коммуникацию интерсубъективной, подлин­
но человечной.

6. Сходную позицию занимал близкий к экзистенциализму из­
вестный еврейский философ М. Бубер, утверждавший необходимость
понимания коммуникации как встречи, диалога человека («Я») с дру­
гим человеком («Ты»), вне и без которой человек не в состоянии рас­
крыть истину собственного бытия. В такой коммуникации, считал
иерусалимский мудрец, мы видим кромку вечного «Ты» (т.е. Бога).

7. Один из лидеров знаменитой Франкфуртской школы в фило­
софии Ю. Хабермас считал, что именно коммуникация приводит к
возникновению социальных структур и их саморазвитию. С его точки
зрения, эмансипационный интерес человека, стремящегося к освобо­
ждению от любого вида насилия и зависимости, может быть реализо­
ван только посредством подлинной «интеракции», межличностной
коммуникации, принципиально диалогичной, предполагающей
взаимопонимание, взаимоподдержку.

Основоположник символического интеракционизма Дж. Г. Мид выдвинул на передний план символическое содержание межличност­ных коммуникаций. Именно в такой коммуникации, считал он, в


формирующейся личности развивается индивидуальность, или са­мость.

8. Т. Парсонс считал, что коммуникация включает в себя вза­
имный обмен символами, значениями, информацией между двумя и
большим количеством личностей, каждая из которых выступает в ка­
честве актора — субъекта социального действия. С его точки зрения, в
коммуникации участвует четыре основных компонента:

1) действия актора, являющегося автором и/или носителем со­
общения;

2) ответная реакция реципиента (лица, на которое направлено
сообщение);

3) содержание коммуникативного процесса;/

4) взаимные роли, связывающие между собой участников ком­
муникативного взаимодействия.

9. Коммуникация представляет собой необходимую предпо­
сылку становления, развития и функционирования всех социальных
систем, потому что именно она обеспечивает связь между людьми и
их общностями, делает возможной связь не только между современ­
никами, но и между поколениями, накопление и передачу социально­
го опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами,
организацию совместной деятельности, развитие и трансляцию куль­
туры, осуществление управления социальными процессами. Особен­
но резко возрастает ее роль в современных условиях, когда осуществ­
ляется информационная революция - стремительное количественное
и качественное преобразование информационной сферы, сопровож­
дающееся трансформацией не только технологической основы обще­
ства, но и его экономической, социальной и культурной систем.

10. Коммуникация — сложный многокомпонентный процесс.
Его основными компонентами являются:

1) субъекты коммуникации — отправитель и получатель сооб­
щения (коммуникатор и реципиент);

2) средства коммуникации - код, используемый для передачи
информации в знаковой форме (слова, картины, графики, ноты и т.д.);

3) каналы коммуникации, по которым передается сообщение от
коммуникатора к реципиенту (письмо, радио, телефон, телеграф, Ин­
тернет и т.п.);

4) предмет коммуникации (какое—то событие, явление и т.д.) и
отображающее его сообщение (радиопередача, телевизионный сюжет
и т.д.);

5) эффекты коммуникации, выражаемые в изменении внут­
реннего состояния либо внешне регистрируемых действий субъектов
коммуникационного процесса.


11. Коммуникация в процессе своего осуществления решает
три основных взаимосвязанных задачи:

1) интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и|
общности, а последних - в целостную систему общества; \

2) внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его i
групп и общностей, социальных организаций и институтов;

3) отделение и обособление друг от друга различных общно­
стей и групп в процессе их общения и взаимодействия, что приводит
к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффек­
тивному выполнению присущих им функций.

12. При социологическом исследовании процессов коммуника­
ции выработались различные модели этого явления. Широкое призна­
ние и распространение получила лилейная модель коммуникации,
разработанная Г Лассуэлом и включающая пять элементов:

1) кто? (передает сообщение) - коммуникатор;

2) что? (передается) - сообщение;

3) как? (осуществляется передача) - канал;

4) кому? (направлено сообщение) - аудитория (мишень);

5) с каким эффектом? - эффективность,

Однако модель Лассуэла не отражает всей сложности и полно­ты коммуникационного процесса. В ней акцент делается на актив­ность коммуникатора, а реципиент оказывается пассивным объектом коммуникационного воздействия.

13. Поэтому в дополнение к модели Лассуэла появилась инте-
ракционистская модель
коммуникации, предложенная Т Ньюкомбом.
Она исходит из того, что субъекты коммуникации - коммуникатор и
реципиент - равноправны, связаны как взаимным ожиданием и уста­
новками, так и общим интересом к предмету общения. Сама же ком­
муникация выступает как реализация такого интереса с помощью пе­
редаваемых сообщений. А эффект ее заключается в расширении либо
в сужении возможностей сотрудничества субъектов коммуникацион­
ного процесса. Такая модель, по утверждению американского психо­
лога Т Шабутани, обозначает «взаимное принятие ролей» и взаимо­
проникновение картин мира, оценок, чувств, свойственных участ­
вующим в коммуникации индивидам.

14. Значительное влияние имеет разработанная канадским со­
циологом Г Маклулюм общая теория коммуникаций. Он считает, что
развитие коммуникативных средств определяет как общий характер
культуры, так и смену исторических эпох. В эпоху племенных куль­
тур коммуникация ограничивалась рамками устной речи и мифологи­
ческого мышления, придававшим миру целостность, но вместе с тем
локальность и замкнутость. На втором этапе развития коммуника-


1ивных процессов решающая роль перешла к письменности, которая укрепила консолидацию человеческих сообществ. Письменность спо­собствовала решению сразу двух задач-

1) увеличила надежность сохранения прошлого опыта, знаний и
представлений;

2) возникла возможность принятия новых элементов путем до­
полнения к прежнему тексту или иной интерпретации старого, что
также может фиксироваться в новом тексте.

В итоге общество получило мощное орудие введения в оборот новых значений, образов и ориентации, что обеспечило интенсивную работу по развитию художественной литературы и научных знаний.

Третий этап усложнения и обогащения коммуникационных взаимодействий, согласно Г Маклуэну, начался изобретением И. Гут-тенбергом печатного станка, что привело к торжеству визуального восприятия, формированию национальных языков и государств, а это сопровождалось распространением рационализма.

Четвертым этапом в коммуникативных процессах, утверждал Г. Маклуэн, стало распространение современных аудиовизуальных средств коммуникации. Телевидение и другие аудиовизуальные сред­ства радикально преобразуют саму среду, в которой живет и общается современное человечество, резко расширяют масштабность и интен­сивность его коммуникационных связей со всем миром.

15. Новую, инфосферную модель коммуникации предложил
американский социолог О. Тоффлер. Основу коммуникационных
процессов, с его точки зрения, составляют мощные потоки информа­
ции, зашифрованные в сложных компьютерных программах. Эти про­
граммы создают принципиально новую «инфосферу» и приводят к
возникновению новой «блип-культуры», которая своими аудиообра-
зами, спресованными пакетами информации, воплощенными в теле­
визионных и интернетных картинках и образах, приводит одновре­
менно к массовизации коммуникационных взаимодействий и их де-
массовизации, индивидуализации. При массовизации потоков этой
«блип-культуры», льющихся к реципиенту с экранов телевизоров или
видеокассет, каждый реципиент может избирательно настроиться на
один из многих телекоммуникационных процессов, благодаря множе­
ственности каналов возможного их восприятия, или даже может вы­
бирать понравившийся или нужный для чего-то коммуникационный
вариант, используя всемирную компьютерную систему - Интернет.
Все это приводит к возникновению множества разнообразных вееров
коммуникационных взаимодействий.

16. Пятую коммуникационную модельаутопойетическую
разработал немецкий социолог Н. Луман. В его понимании, аутопойе-


тическая система — это система, отличающаяся оперативной замкну­тостью и состоящая из множества коммуникативных элементов, како­выми являются потоки информации, причем каждое коммуникатив­ное событие закрывает и открывает систему. Именно вследствие ин­тегрирования коммуникационных процессов в аутопойетические, со­циальная система приобретает свои специфические черты: 1) способ­ность к самоограничению, т.е. к различению самой себя и окружаю­щей среды; 2) способность самовоспроизводства; 3) саморганизацию; 4) самореференцию, т.е. самопредставление. Если психическая систе­ма - личность - самоорганизует и самопрезентирует себя, т.е. прихо­дит к самопониманию посредством сознания, то социальная система, согласно Н. Луману, осуществляет этот процесс посредством комму­никации. Лишь с помощью понятия коммуникации, подчеркивал не­мецкий социолог, социальную систему можно мыслить как аутопойе-тическую систему, состоящую из множества элементов — коммуника­ций, воспроизводящих себя посредством коммуникаций.

17. В социологии коммуникаций важное значение придается типологизации изучаемых явлений. Она может производиться по не­скольким основаниям.

В зависимости от содержания коммуникационных процессов они подразделяются:

1) информативные, имеющие целью передачу сообщения, ин­
формации от коммуникатора к реципиенту;

2) управленческие, ориентированные на передачу управляющей
системой (руководителем) указаний, распоряжений, приказов управ­
ляемой подсистеме (подчиненным лицам, организациям и т.д.) с це­
лью выполнения управленческих решений;

3) акустические, рассчитанные на слуховое восприятие реци­
пиентом информационных потоков, поступающих от коммуникатора,
путем звуковой речи, распространения радиосигналов, аудиозаписей
и т.п., и на получение аудиальных реакций на звуковые сигналы;

4) оптические, ориентированные на визуально—зрительное вос­
приятие информации, поступающей от коммуникатора к реципиенту,
и соответствующее чувственное, мыслительное, волевое и т.п. реаги­
рование последнего;

5) тактильные, включающие в себя передачу и восприятие ин­
формации коммуникаторами и реципиентами путем воздействия на
чувствительность индивидов, коррелирующей с ощущениями при­
косновения, давления, поглаживания, а также с явлениями вибрации;

6) эмотивные, связанные с возникновением у субъектов, взаи­
модействующих в процессах коммуникации, эмоциональных пережи-


наний радости, восхищения, страха, боязни и т.п., способных вопло­щаться в различных формах активности.

18. По модальности воплощения коммуникативных взаимо­
действий и их направленности они различаются следующим образом:

сообщения информативно-побудительного порядка: просьба, внушение, убеждение, команда, приказ, инструкция;

экспрессивно-эмоциональные взаимодействия: реакция индиви­дов на чувственно-эмоциональные переживания, поведенческие акты, направленные на установление и поддержание контактов.

19. По формам и средствам выражения коммуникационные
взаимодействия можно разделить на:

1) вербальные, воплощаемые в письменной и устной речи;

2) символически-знаковые и предметно-знаковые, выражаемые в
произведениях изобразительного искусства, в культуре, архитектуре;

3) паралипгвистические, передаваемые посредством жестов,
мимики, пантомимики;

4) гипносуггестивные — процессы влияния — воздействия ком­
муникатора на психическую сферу, связанные с сужением сферы соз­
нания, с отключением дискурсивного осмысления внушаемой инфор­
мации и ее логических оценок, ассоциируясь с прошлой эмпириче­
ской действительностью;

20. В соответствии с уровнем, масштабами и контекстом
коммуникационные процессы дифференцируются на:

1) традиционная коммуникация осуществляется главным обра­
зом в локальной сельской среде, где все знают друг друга, а общение
отличается постоянством, стабильностью ожиданий и оценок, не тре­
бует специальных знаний и инициативы;

2) функционально-традиционная коммуникация развивается
преимущественно в городской среде, в условиях значительного раз­
нообразия видов деятельности и образов жизни. Она является социа­
лизированной, устные и письменные контакты четко формализованы,
связаны с выполняемыми людьми социальными ролями и функциями;

3) межличностная коммуникация, в которой в роли отправите­
ля и получателя сообщения выступают отдельные индивиды. Для нее
характерны непосредственный контакт между субъектами общения,
множество используемых средств - слов, мимики, жестов и т.п., двух­
сторонний обмен информацией, происходящий чаще всего в виде
диалога.

4) групповая коммуникация, в которой общение происходит
между двумя или большим количеством членов определенной соци­
альной группы (территориальной, этнической, профессиональной и
т.п.) в целях организации взаимосвязанных действий. Она может вы-


ступать как в форме межличностных коммуникаций, так и в форме взаимной коммуникации всех членов группы;

5) межгрупповая коммуникация, в процессе которой информа­
ционные потоки циркулируют между двумя или большим количест­
вом социальных групп в целях осуществления совместной деятельно­
сти либо противодействия друг другу. Такая коммуникация способна
выполнять несколько функций: а) обучающую; б) развлекательную;
в) воспитательную; г) мобилизационно-организующую; д) подстре­
кательскую; е) производственно-хозяйственную; ж) коммерческую;
з) интеграционную; и) дезинтеграционную; к) конфликтную; л) консе-
нсусно-договорную.

6) массовая коммуникация на основе использования техниче­
ских средств тиражирования охватывает большие массы людей, а в
качестве коммуникаторов в ней выступают средства массовой ин­
формации - пресса, книги, издательства, агентства печати, радио, те­
левидение; в последнее время - Интернет. Она выполняет целый ряд
функций: 1) информирование о происходящих событиях; 2) передачу
знаний и обучение; 3) целенаправленное влияние на формирование
определенных стереотипов поведения людей; 4) помощь обществу в
осмыслении и решении актуальных проблем; 5) развлечение.

21. Эффективность коммуникации любого типа в очень боль­шой степени предопределяется тем, насколько грамотно и конструк­тивно налажено коммуникационное взаимодействие коммуникатора и реципиентов. Особенно важная роль в этом принадлежит руководите­лю, менеджеру, преподавателю, тренеру. Для эффективного осущест­вления коммуникационного взаимодействия коммуникатор должен добиться установления обратной связи с реципиентом, т.е. добиться такой реакции получателя сообщения, которая показывает, понята ли переданная информация, что резко активизирует участие слушателей, зрителей и т.п. в коммуникационном процессе и создает необходимые предпосылки для его эффективности.

27.2 Практические задания

1. На основе ознакомления с учебной литературой запомните определения следующих ключевых понятий: Коммуникация. Коммуникатор. Информация. Реципиент. Сообщение. Модель коммуникации.



 


8. Дайте описание структуры коммуникационного процесса, пред­
ложенной Т. Парсонсом.

9. Расскажите, почему возрастает роль коммуникации в период раз­
вертывания информационной революции.

 

10. Каковы основные компоненты процесса коммуникации?

11. Охарактеризуйте три основные задачи, которые решаются при
помощи коммуникации.

12. Дайте характеристику линейной модели коммуникации, предло­
женной Г. Лассуэлом.

13. Расскажите, чем отличается интеракционистская модель коммуни­
кации, разработанная Т. Ньюкомбом, от модели Г. Лассуэла.

14. Охарактеризуйте основные компоненты общей теории коммуни­
кации, разработанной Г. Маклуэном.

15. Разъясните особенности инфосферной модели коммуникации,
предложенной О. Тоффлером.

16. Расскажите, в чем состоит специфика аутопойетической модели
коммуникации, разработанной Н. Луманом.

17. Опишите основные типы коммуникации, которые дифференци­
руются в зависимости от содержания коммуникационного про-
цеса.

18. Дайте характеристику типов коммуникации, различающихся ме­
жду собой по модальности коммуникационных взаимодействий.

19. Расскажите, какие типы коммуникаций выделяются по формам и
средствам
коммуникационного процесса.

20. Охарактеризуйте типы коммуникации, дифференцирующиеся в
зависимости от уровня, масштабов и контекста коммуникаци­
онных взаимодействий.

— Расскажите подробнее, чем характеризуется групповая комму­
никация.

-Дайте характеристику содержания и особенностей межгруппо­вой коммуникации, опишите ее основные функции.

- Охарактеризуйте особенности и функции массовой коммуни­
кации. Приведите примеры ее положительного и отрицатель­
ного воздействия на слушателей, зрителей, читателей.

21. Опишите основные условия и предпосылки эффективности
коммуникационного взаимодействия. Изобразите на схеме, как
функционирует коммуникация в качестве системы с обратной
связью.


Литература

1. Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990 г.

2. Бабосов Е. М. Социальные коммуникации // Общая социология. Мн., 2002.
Гл. 27.

3. Бабосов Е. М. Социология управления. Мн., 2001. Гл. 7. Место и роль
коммуникации в системе управления.

4. Боголюбова Н.Н. Массовая коммуникация и общение. М., 1988.

5. Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация // Социология.
Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996. Гл. IX.

6. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии.
СПб., 1994.

7. Луман Н Почему необходима "системная теория"? // Там же.

8. Мескон М. X., Альберт М., Хедуори Ф. Коммуникация // Основы ме­
неджмента. М., 1992. Гл. 6.

9. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1984.

10. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем дейст­
вия: культура, личность и место социальных систем // Американская со­
циологическая мысль. Тексты. М., 1996.

11. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //Там же.

12. Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой ком­
муникации // Социологические исследования. 1997. №11.

13. Тоффлер О. Раса, власть и культура // Новая технологическая волна на
Западе. М., 1986.

14. Шибутани Т. Коммуникация и социальный контроль // Социальная пси­
хология. М., 1969.

Социальное поведение


28.1


Основные положения


1. Поведение свойственно не только человеку, но и животным.
Однако у человека, в отличие от животных, поведение формируется,
развивается и проявляется в условиях общественной жизни, а поэтому
носит социально обусловленный характер, т.е. является по существу
социальным

2, Определение рассматриваемого феномена таково: это — сово­
купность внешне наблюдаемых поступков индивидов и их общностей,
их определенная направленность, так или иначе затрагивающих ин­
тересы других людей, групп, общностей или всего общества






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных