ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социальные изменения 2 страницаЧисло взаимодействующих индивидов. Что касается числа взаимодействующих индивидов, мы можем выделить следующие типы межличностного взаимодействия: а) между двумя индивидами (пара или диада), например, между мужем и женой, родителем и ребенком, двумя друзьями, учителем и учеником, хозяином и рабом, продавцом и покупателем, врачом и пациентом. Близкие разновидности диады дают ряд характеристик, имеющих свои особенности, но отличающих их от неблизких разновидностей; б) между тремя индивидами (триада), например, между обвинителем, обвиняемым и судьей; девушкой и двумя претендентами на ее руку; мужем, женой и любовником; отцом, матерью и ребенком; в) между четырьмя, пятью и более индивидами; г) между одним индивидом и многими, например между говорящим по радио и его слушателями или между артистом и его зрителями; д) между многими и многими, например, между членами неорганизованной толпы или между покупателями и продавцами определенного товара, которые не организованы, а раздроблены, действуют без специальной координации. Однако этот последний тип принимает, как правило, форму взаимодействия между организованными группами. Таким же образом межгрупповое взаимодействие может происходить между двумя группами, между тремя, четырьмя или более; между одной и многими или между коллективами, состоящими из многих групп. Число субъектов взаимодействия является важным, поскольку оно объясняет многие специальные характеристики процесса взаимодействия. Качества взаимодействующих индивидов. Существует огромное разнообразие качеств субъектов взаимодействия, но сейчас нам нужно рассмотреть только одну характеристику, а именно биопсихологическую и социокультурную гомогенность или гетерогенность (сходство или различие) взаимодействующих индивидов или групп. Взаимодействие между индивидами той же расы, национальности, племени, территориальной группы, семьи, пола, возраста, религии, политической партии, профессии, экономического статуса и т. д., и особенно между теми, кто обладает одинаковыми социокультурными ценностями, всегда отличается во многих отношениях от взаимодействия между индивидами, расходящимися по этим качествам. Характер действия. Действия и реакции могут быть каталитическими, активными и пассивными или толерантными. Открытые действия и реакции являются частью компонента движущих сил; однако определенные аспекты можно вполне рассматривать здесь как качества субъектов взаимодействия. Огромное разнообразие отношений, посредством которых участники взаимодействия влияют друг на друга, может быть сведено к четырем главным формам: тем, которые оказывают влияние просто через знание о существовании участника или участников взаимодействия (каталитическая форма), через совершение открытых действий; через воздержание от открытых действий, через активную толерантность а) Каталитические действия Катализатором в химии называ б) Открытые действия, толерантность Влияние, оказывае толерантности и интенсивного усилия воли. Нормы Нагорной проповеди, обычно интерпретирующиеся как призывающие к бездеятельности и пассивности, на самом деле предписывают метод активной толерантности — через любовь к своим врагам, подставление другой щеки и несопротивление ненависти и враждебности. Этика христианства не является этикой пассивного бездействия. Это — этика высшей толерантности (вспомним кредо Зосимы из «Братьев Карамазовых» Достоевского). в) Эффективные и неэффективные действия Открытые дейст г) Продолжительные и краткосрочные действия Открытое Продолжительность действия является важной, поскольку если бы его последствия были слишком эфемерными, было бы невозможно никакое общество с продолжительными взаимодействиями. С другой стороны, действия лишь с временными последствиями облегчают жизнь, поскольку если бы каждое действие имело длительные последствия, никому не удалось бы сохранять целостность своей личности и ни одна нервная система не смогла бы выдержать этого напряжения. д) Сознательные и несознательные действия Некоторые взаи е) Преднамеренные и непреднамеренные действия Сознатель Источник П Сорокин Человек Цивилизация Общество М, 1992 С 190-197 Вопросы к тексту 1. Что понимается под взаимодействием? 2. Какое содержание вкладывает П. Сорокин в термин «значимое 3 Какие компоненты входят в состав взаимодействий? 4. Какими видами (характером) действия характеризуется процесс взаимодействия? 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Вопросы по теме главы Объясните, почему социальные взаимодействия играют важную роль в развитии личности и общества. Дайте развернутое определение социального взаимодействия. Расскажите, какие основные признаки взаимодействия Вы знаете. Опишите две взаимозависимые стороны социального взаимодействия. Охарактеризуйте основные компоненты социального механизма взаимодействия. Расскажите, чем определяется способ взаимодействия индивидов с другими индивидами и социальными группами. В многообразном наборе различных взаимодействий выделяются два основных типа, определяемые направленностью интересов и действий взаимодействующих индивидов и групп. Охарактеризуйте эти типы, приведите примеры их реализации на основе жизненных наблюдений, прочитанных книг, просмотренных кино- и телефильмов, спектаклей, сообщений средств массовой информации. Расскажите, какие виды обменов выделил П. Сорокин в процессе социального взаимодействия. Расскажите, какие компоненты выделял Дж. Хоманс в процессе единения личности и социальной системы во время осуществления социального взаимодействия. Охарактеризуйте основные принципы социального взаимодействия, выделенные и обоснованные Дж. Хомансом. Т. Парсонс обратил внимание на то, что в процессе социального взаимодействия нередко возникают разнообразные неопределенности. Расскажите, какие из неопределенностей такого рода он считал типичными. Охарактеризуйте специфическую позицию, занятую символическими интеракционистами Дж. Г. Мидом и Г. Блумером в интерпретации социальных взаимодействий. Что означают, по Вашему мнению, выражения «поставить себя на место другого человека», «принять на себя роль другого». Расскажите, какие основные типы социальных взаимодействий можно выделить на основе различения субъектов и масштабов этих процессов. Охарактеризуйте основные компоненты межличностных взаимодействий. Расскажите, какие элементы входят в структуру внутригруппо-вых взаимодействий. Дайте описание тех компонентов, совокупность которых характерна для межгрупповых взаимодействий. Назовите, какие из этих компонентов являются специфическими именно для данного типа взаимодействий. 17. Охарактеризуйте структурные компоненты внутрисистемных 18. Под влиянием каких процессов всемирного характера складыва Литература 1. Мид Дж. Психология пунитивного правосудия // Американская социоло 2. Мид Дж. Азия // Там же. 3. Парсонс Т. Система координат действия и общая теория систем дейст 4. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Там же. 5. Смелзер Н. Социальное взаимодействие // Социология. С, 1994. 6. Сорокин П. Социология №1 // Человек. Цивилизация. Общество. М, 7. Фролов С.С. Социальные действия // Социология. М., 1996. Гл. 2, 7. 8. Хоманс Дж. К. Возвращение к человеку // Американская социологиче Социальные отношения 26.1 Основные положения 1. Всякое взаимодействие представляет собой действие одного 2. Совокупность связей, возникающих между индивидами в ренными интересами не только отдельных личностей, но и целых социальных групп (экономическими, политическими, культурными и т.д.), и несут на себе печать тех социальных статусов и ролей, которые выполняют данные индивиды и группы в обществе. Совокупность таких связей выступает как наличествующие в данном обществе на определенной ступени его исторического развития социальные отношения. 3. Социальные отношения в большинстве случаев не симмет 4. Определение рассматриваемого феномена гласит: Социаль 5. М. Вебер считал основной особенностью социальных отно
1) степень отношения индивида к другому индивиду; 2) наличие эмпирического смысла; 3) наличие взаимной соотнесенности поведения сторон; 4) преходящий или длительный характер; 5) изменчивость; 6) возможность сформулировать смысловое содержание в 7) возможность сформулировать содержание социального от 6. Существует четыре основных отличия официальных отно 1) наличие у первых и отсутствие у вторых определенной нор 2) в отличие от неофициальных, официальные отношения 3) в отличие от неофициальных, официальные отношения тре 4) в официальных отношениях между людьми выбор осуществ 7. Важное значение имеет типологизация социальных отноше По субъекту (носителю) социальные отношения подразделяются на следующие типы: 1) индивидуальные; 2) межличностные; 3) внутригрупповые; 4) межгрупповые; 5) международные. По объекту социальные отношения классифицируются как 1) экономические; 2) политические; 3) социокультурные; 4) религиозные; 5) внутристрановые; 6) этнонациональные; 7) семейно-бытовые. По модальности, т.е. по характеру взаимосвязей между индивидами и их группами, социальные отношения дифференцируются на отношения: 1) сотрудничества; 2) взаимопомощи; 3) соперничества; 4) конфликта; 5) субординации (начальник - подчиненный). В зависимости от наличия или отсутствия элементов стандартизации и формализации выделяются официальные и неофициальные отношения. 8. Т. Парсонс установил, что социальные отношения отличают 1) катектическая ориентация, т.е. возможность поддержания 2) когнитивная (познавательная) ориентация, позволяющая ин 3) ценностная ориентация, создающая определенный моральный 9. Ч. Кули обратил внимание на то обстоятельство, что отно или воображаемым. Поэтому к перечисленным выше типам отноше-1 ний можно добавить такие отношения: 1) воображаемые; 2) реальные; 3) мыслимые; 4) немыслимые; 5) осознанные; 6) неосознанные; 7) отчетливо выраженные; 8) смутные, расплывчатые; 9) простые; 10) сложные 11) сходства; 12) различия; 13) равенства; 14) неравенства. 10. Широко распространенным типом социальных отношений 1) бюрократические (от франц. бюро - канцелярия и греч. кра-i 2) патерналистские (от лат. патер — отец) отношения, при ко 3) фратериалистские (от лат. фратер — брат) отношения, при 4) партнерские (от франц. партнер - участник) отношения, при 11. Субординационные отношения входят в систему управлен 1) традиционное господство, при котором власть поддержива 2) легальное господство — это господство права, а руководитель 3) харизматическое господство, при котором определенный че 12. В процессе функционирования системы управления склады 1. Служебные отношения характеризуются несимметричностью, поскольку существует односторонняя зависимость подчиненного от начальника. 2. Функциональные отношения отличаются от первых тем, что юлжен делать функционально зависимый субъект (например, дирек-и>р учреждения и его юрисконсульт или советник). 3. Информационные отношения связаны с односторонними или 4. Технические отношения заключаются в том, что каждый со- 5. Специализированные отношения складываются между 6. Иерархические отношения — это отношения между звеньями 13. В процессе осуществления управленческих отношений могут возникать многочисленные ошибки, допускаемые руководителями. Наиболее типичными из них являются: 1) ошибка излишней снисходительности; 2) ошибка излишней требовательности; 3) ошибка личной преданности; 4) ошибка нимба (эффект ореола), когда в отношении к подчи 5) ошибка свежих впечатлений, когда руководитель оценивает Знание этих ошибок и способов их преодоления существенно повышает эффективность социальных отношений в системе управления. Практические задания 1. На основе изучения 26-ой главы Учебного пособия и данного Практикума Вам надлежит определить и запомнить следующие ключевые понятия: Отношение. Социальное отношение. Официальные отношения.
Работа с текстом М. Вебер. Социальное отношение Социальным «отношением» мы будем называть поведение не-i кольких людей, соотнесенное по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Следовательно, социальное отношение полностью и исключительно состоит в возможности того, что социальное поведение будет носить доступный (осмысленному) определению характер; на чем эта возможность основана, здесь значения не имеет. 1. Тем самым признаком данного понятия служит — пусть даже 2. Речь здесь идет о предполагаемом участниками эмпириче 3. Мы никоим образом не утверждаем, что индивиды, соотно вид предполагает (может быть, ошибаясь, или в какой-то степени! неверно), что определенная установка по отношению к нему (деист-1 вующему лицу) присуща и его партнеру, и на такое ожидание он ори-| ентирует свое поведение, что может в свою очередь иметь (и обычно! имеет) серьезные последствия как для его поведения, так и для даль-] нейших отношений между данными индивидами. Объективно «дву-| сторонним» отношение можег быть лишь постольку, поскольку его! содержание соотнесено таким образом, что оно соответствует ожида- < ниям партнеров; так, например, если установка отца соотносится с установкой его детей хотя бы приближенно так, как того ожидает (в отдельном типическом случае) отец. В реальной действительности социальное отношение, полностью покоящееся на обоюдных соответствующих друг другу по своему смыслу установках, — есть пограничный случай. Однако отсутствие обоюдности лишь тогда исключает (по нашей терминологии) «социальное отношение», когда в результате этого исчезает взаимная соотнесенность поведения сторон. Здесь, как и всегда, есть множество самых разнообразных промежуточных стадий. 4. Социальное отношение может быть преходящим или дли-; Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|