Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 4 страница




Если эти три подсистемы личности функционируют согласо­ванно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окру­жающей среде, эффективно взаимодействует с другими людьми в со­ответствии с нормами права, морали, социальными ожиданиями, обычаями и порядками, существующими в обществе. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутри-личностным конфликтам, с которыми индивид не всегда в состоянии справиться собственными силами и тогда приходится прибегать к ус­лугами психиатров, психоаналитиков.

4. В своих взаимодействиях с другими людьми, для сохранения
своей индивидуальности, личность, согласно Эриху Фромму должна
одновременно обладать двумя основными качествами:

1) связанностью с другими;

2) свободой от ограничений.


Между этими полюсами развертывается процесс формирования и развития социальных качеств, составляющих главное социальное содержание личности.

5. Социальные качества личности — это совокупность социаль­
но-психологических свойств и черт личности, определенным образом
взаимосвязанных и обусловленных типом социального взаимодейст­
вия с другими людьми в конкретных социально-исторических усло­
виях и обстоятельствах. Такие качества обнаруживаются только во
взаимодействии с другими людьми, в определенных социальных об­
стоятельствах, в конкретных поступках, делах, оценках, т.е. в дея­
тельности и продуктах этой деятельности.

6. Наиболее значимые социальные качества личности таковы:

 

1) Самосознание — выделение индивидом самого себя из окру­
жающей социальной среды, осознание себя как "Я", противостоящего
"другим" и вместе с тем неразрывно связанного с ними.

2) Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возмож­
ностей, способностей, места, занимаемого среди других людей. Самая
важная функция самооценки - регуляция поведения личности. Но раз
самооценка перерастает в регуляцию, значит она способна привести к
самокоррекции личностью своих поступков.

3) Активность - способность личности производить самостоя­
тельно, энергично и интенсивно социально значимые действия, про­
являющиеся в общении с другими, в совместных с ними (или отдель­
но от них совершаемых) делах, в творчестве.

4) Интересы - постоянный побудительный механизм познания
и деятельности личности, подталкивающей ее к более глубокому оз­
накомлению с новыми фактами, событиями, теориями в какой-либо
сфере деятельности, к преобразованию последней в соответствии со
своими потребностями, представлениями, целями.

5) Направленность - совокупность устойчивых мотивов, ори­
ентирующих деятельность личности, независимо от социальных си­
туаций, в которых она находится, ее устремленность к достижению
вполне определенной цели.

6) Убеждения - личностные социально-психологические по­
требности, в основе которых лежат определенные представления,
идеи, принципы, определяющие отношение человека к действитель­
ности и побуждающие его поступать в соответствии со своими идеа­
лами, принципами, взглядами, мировоззрением.

7) Установка - социальная характеристика личности, выра­
жающая ее готовность к активной деятельности в определенной жиз­
ненно важной для ее сфере социальной действительности — в эконо­
мической, политической, научной и т.п.


8) Ценностная ориентация — совокупность социальных ценно­
стей, выступающих в качестве целей жизни и основных средств их
достижения и потому приобретающих функцию регуляторов соци­
ального поведения человека.

9) Идентичность - социальное качество, являющееся результа­
том сознательного и эмоционального самоотождествления индивида с
другими людьми, социальной общностью или идеалом путем избира­
тельного и внутренне согласованного движения потоков информации
о нем самом как единстве личностного и социального, раскрывающе­
гося во взаимодействиях с другими личностями и общностями. Иден­
тичность выступает в качестве проявления и результата идентифика­
ции
- процесса отождествления личностью самой себя с определен­
ной этнической, политической, территориальной, языковой, религи­
озной и т.п. общностью - белорус, Я — студент, Я - минчанин, Я —
православный и т.п.).

Социальные качества представляет в своей совокупности слож­ную социальную структуру личности, в которой каждый компонент связан со всеми другими компонентами и находится с ними в посто­янном взаимодействии. Поэтому и говорят, что личность есть целост­ная, динамически развивающаяся система социально значимых ка­честв, характеризующих человека как субъекта социальных отноше­ний и социальной деятельности.

7. Система личности обладает определенными особенностями. Они таковы:

1) Целостность - интегрированность, взаимообусловленность,
соподчиненность социальных качеств, составляющих в своей сово­
купности ее сложную внутреннюю структуру, ее своеобразие в сопос­
тавлении с другими людьми, составляющими ее социальное окруже­
ние.

2) Открытая социальная система, находящаяся в постоянном
взаимодействии с окружающей социальной средой.

3) Динамически изменяющаяся система, находящаяся в про­цессе изменений и развития.

4) Самопознающая система, т.е. постоянно познающая сама
себя в сопоставлении с другими людьми и их поступками.

5) Саморегулирующаяся система, которая сама себя организу­
ет, самоактуализирует, проектирует и осуществляет свой собствен­
ный жизненный проект, т.е. развивает свои способности, знания, на­
выки, умения, повышает свой профессионализм, компетентность и
т.п.

6) Саморазвивающаяся система - не только приспосабливаю­
щаяся к внешнему миру, но и изменяющая его своей целенаправлен-


ной активностью, а вместе с тем изменяющая и самое себя: получает новые знания, уточняет оценки; развивается физически, интеллекту­ально, нравственно.

8. Социологи выделяют несколько типов личности:

1) Модальная личность - это наиболее часто встречающийся
тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты,
свойственные определенной культуре, доминирующей в данном об­
ществе (общности). Модальную личность имеют в виду, когда гово­
рят о "типичном" американце, белорусе или предпринимателе. Ти­
пичного белоруса обычно представляют толерантным (с уважением
относящимися к людям других наций, культур, религий и т.п.), "па-
мяркоуным": неторопливым в суждениях и выводах, обладающим
упорством и др.

2) Базисная личность — это тип личности, нормативный для
данного типа культуры или социального слоя. Когда говорят о "под­
линном интеллигенте", имеют в виду такие базисные черты, как ду­
ховная развитость, совестливость, богатство эмоциональной сферы,
чуткость, отзывчивость, высокий профессионализм и т.п.

3) Маргинальный тип личности — человек, поставленный усло­
виями жизни общества или жизненными обстоятельствами на грань
двух культур или жизненных стереотипов, с первым из которых он
уже порвал или пытается порвать, а во второй еще не полностью
включился.

4) Реактивная личность — такой тип личности, которая в своих
основных чертах и поступках зависит от разнообразных внешних
влияний, из которых оказывается не в состоянии выделить наиболее
существенные, важные; вследствие этого чаще всего "плывет по тече­
нию", а в своих неудачах винит сложившиеся обстоятельства.

5) Проактивная личность — тип личности, способной в любых
обстоятельствах активно проводить в жизнь свою собственную ли­
нию поведения, меньше испытывать на себе влияние окружающих, а
больше оказывать влияние на них и на внешние обстоятельства, до­
биваясь собственных целей в жизни. Такого человека обычно не пу­
гают трудности, он готов их преодолевать.

6) Криминальная личность - широко распространенный в кри­
зисных и переходных состояниях развития общества тип человека,
знающего, как правило, основные нормы, законы, правила поведения,
но нарушающего их в угоду личных корыстных устремлений, готово­
го пойти на преступление ради достижения целей, как правило, амо­
ральных, антиобщественных.

9. В зависимости от направленности психической энергии ин­
дивиды могут быть разделены на несколько психотипов личности


("психологических портретов"). Существует целый ряд методов опре­деления таких психотипов, наиболее известными из которых являют­ся исследования при помощи тестов, разработанных Р. Кэттэлом (1956) и Г. Айзенком (1963). Но в основании этих вопросников лежат определенные типологические особенности личности, впервые изу­ченные выдающимся швейцарским психоаналитиком КарломГус­тавом Ютом. Он считал, что потенциальным центром личности яв­ляется архетип "самость", проявляющий свои конститутивные черты в процессе личностной идентификации индивида. Опираясь на юни-анские идеи, О. Крегер и Дж. Тьюсон выделили психотипы личности, которые можно распределить по четырем парам противостоящих предпочтений:

экстравертный интровертный;

сенсорный интуитивный;

мыслительный чувствующий;

решающий воспринимающий.

10. Наиболее часто в жизни встречаются такие психотипы лич­ности ("психологические портреты"):

1) Экстраверт, для которого наиболее характерны внешние
проявления психоэнергетики: общительность, активное взаимодейст­
вие с другими людьми, широта связей с ними, широта интересов, им­
пульсивность в чувствах, выражениях и поступках.

2) Интроверт отличается замкнутостью, собранностью, сосре­
доточенностью, внутренней глубиной и интенсивностью переживаний
и чувств, органическими связями с окружающими, преимущественно
внутренней реакцией на происходящие события, задумчивостью, со­
хранением психической энергии, ее экономным расходованием.

3) Чувствующий тип личности отличается ориентированностью
на чувства свои и других людей, мягкосердечностью, чуткостью, гу­
манностью, изменчивостью настроений и мнений в зависимости от
обстоятельств, конфликты приводят его в смятение.

4) Мыслительный психотип характеризуется аналитическим
складом ума, беспристрастностью, четкостью, объективностью; стре­
мится уладить спор не ради блага, а во имя истины, полагается чаще
всего на рациональные доводы, склонен к благоразумию.

5) Сенсорсный психотип обычно концентрируется на том, что
делает в данный момент, не думая, что за этим последует, не задумы­
вается о дальнейшей карьере, удовлетворяется тем, что есть, любит
иметь дело с фактами и цифрами, а не с идеями и теориями, легче
воспринимает детали, чем картину в целом, отличается здравым
смыслом и практичностью.


6) Интуитивный тип личности имеет обыкновение думать сра­
чу о нескольких вещах; как правило, больше захвачен тем, что будет,
а не тем, что есть; им владеют предчувствия, умозрительность, он
способен просчитывать варианты возможных событий.

7) Решающий (рассудительный) психотип личности отличается
рассудительностью, спланированностью своих поступков (четко зна­
ет, просыпаясь утром, что будет делать в течение дня и даже недели),
любит все доводить до конца, предпочитает самостоятельно решать
проблемы и управлять людьми и обстоятельствами, а не подчиняться
им.

8) Воспринимающий (импульсивный) тип личности отличается
подвижностью, изменчивостью, приспособляемостью к течению со­
бытий, чаще всего не ставит перед собой задачи, а ждет, когда станет
ясно, что от него требуется, делает рывок в последнюю минуту, чтобы
уложиться в срок, не отличается организованностью и аккуратностью,
предпочитает не торопиться с решением, не ограничивает себя срока­
ми, его жизненный девиз: "поживем -увидим".

Изучая и примеряя к себе различные психотипы личности, не­обходимо помнить, что типология личности — это только теория, ко­торая выделяет идеально-типические особенности, редко встречаю­щиеся во взаимоотношениях людей в чистом виде. Необходимо иметь в виду, что в каждом из нас скрыты все восемь предпочтений — экст­раверт, интроверт, сенсорный, интуитивный тип и т.д., однако суть дела в том, какое предпочтение в нас является преобладающим. Кро­ме того, социологическое и психологическое типоведение многое объясняет, но не может служить оправданием поступков тех или иных индивидов в их повседневных делах. Каждая личность сама де­лает выбор, сама решает, как поступить в тех или иных ситуациях, и несет ответственность за свои действия.

20.2 I Практические задания

1. Найдите в учебной литературе определения следующих клю­чевых понятий и запомните их: Личность.

Психологическая структура личности. Социальные качества личности. Социальная структура личности. Особенности системы личности. Социальные типы личности. Социально-психологические типы личности.



 


5. Расскажите, что представляют из себя социальные качества лич­
ности.

6. Охарактеризуйте основные социальные качества личности. Объ­
ясните, как эти социальные качества взаимодействуют друг с
другом.

7. Расскажите, какими особенностями обладает система личности.

8. Опишите основные социальные типы личности.

9. Расскажите, какие психологические типы личности Вы знаете.

10. Дайте качественную характеристику наиболее часто встречаю­щихся психотипов личности.

Тестовые задания

1. Познакомьтесь со знаменитой методикой Г. Айзенка, которая позволяет диагностировать такие личностные особенности, как экст­раверсия, интроверсия и эмоциональная стабильность. Она предпола­гает использование теста, содержащего 57 вопросов.

Инструкция. На нижеприведенные вопросы необходимо ответить «да» или «нет». Ответ «не знаю» не употребляется. В крайнем случае, если никак не удается выбрать один из двух вариантов ответа, можно оставить вопрос без ответа. Однако к этой возможности можно прибегать лишь в исключительных случаях. По крайней мере, следует помнить, что из всех 57 вопросов без ответа можно оставить не более 3. Отвечать сле­дует в быстром темпе, не думая долго над вопросом. Первый ответ, кото­рый хочется дать, как правило, является и наиболее точным.

Текст опросника

1. Любите ли вы оживление и суету вокруг вас?

2. Часто ли у вас бывает беспокойное чувство, что вам чего-то хо­
чется, а вы не знаете чего?

3. Вы из тех людей, которые не лезут за словом в карман?

4. Чувствуете ли вы себя иногда то счастливым, то печальным без
всякой на то причины?

5. Остаетесь ли вы обычно «в тени» на вечеринках или в компа­
нии?

6. Всегда ли вы в детстве делали немедленно и без ропота то, что
вам приказывали?

7. Бывает, что вы «дуетесь» на кого-нибудь?

8. Предпочитаете ли вы прекращать ссору молчанием?

9. Умный ли вы человек?


10. Любите ли вы быть среди людей?

11. Часто ли вы теряли сон из-за ваших тревог?

12. Верите ли вы в какие-нибудь дурные приметы?

13. Могли бы вы назвать себя беспечным?

14. Часто ли вы решаетесь на что-нибудь слишком поздно?

15. Любите ли вы работать в одиночестве?

16. Часто ли вы чувствуете себя равнодушным и усталым без
серьезной причины?

17. Подвижный ли вы человек?

18. Смеетесь ли вы иногда при нескромных шутках?

19. Часто ли вам что-то так надоедает, что вы чувствуете себя «сы­
тым по горло»?

20. Вы чувствуете себя неловко в новой или нарядной одежде?

21. Часто ли ваши мысли отвлекаются, когда вы пытаетесь сосре­
доточить внимание на чем-то?

22. Можете ли вы быстро переложить ваши мысли в слова?

23. Часто ли вы бываете в рассеянном забытьи?

24. Полностью ли вы свободны от всяких предрассудков?

25. Любите ли вы каверзные шутки?

26. Часто ли вы думаете о вашем прошлом?

27. Очень ли вы любите вкусную пищу?

28. Когда вы чем-то раздражены, нуждаетесь ли вы во вниматель­
ном человеке, чтобы выговориться?

29. Если вам, по серьезной причине, будут нужны деньги, согласи­
тесь ли вы лучше продать что-нибудь из своих вещей, чем за­
нять деньги?

30. Прихвастываете ли вы иногда?

31. Чувствительны ли вы к некоторым вещам?

32. Предпочли бы вы остаться в одиночестве дома, чем пойти на
скучную вечеринку?

33. Бываете ли вы иногда так возбуждены, что не можете усидеть
на месте?

34. Любите ли вы планировать вещи детально и заранее?

35. Бывает ли у вас головокружение?

36. Всегда ли вы отвечаете на частные письма сразу?

37. Делаете ли вы обычно вещи лучше, обдумав их в одиночку,
чем обсуждая с другими?

38. Случается ли у вас одышка, даже если вы не делали до этого
никакой тяжелой работы?

39. Являетесь ли вы беспечным человеком, которого не волнует,
чтобы все было так, «как нужно»?

40. Подводят ли вас нервы?


41. Нравится ли вам больше планировать, чем делать?

42. Откладываете ли вы на завтра то, что должны сделать сегодня?

43. Нервничаете ли вы, когда находитесь в лифте или тоннеле?

44. Делаете ли вы обычно первые шаги к сближению, когда с кем-
то знакомитесь?

45. Бывают ли у вас сильные головные боли?

46. Считаете ли вы обычно, что все само собой уладится и придет
в норму?

47. Трудно ли вам заснуть ночью?

48. Говорите ли вы иногда неправду?

49. Говорите ли вы иногда первое, что придет в голову?

50. Долго ли вы переживаете после случившегося конфуза?

51. Замкнуты ли вы обычно со всеми, кроме близких друзей?

52. Часто ли с вами случаются неприятности из-за того, что вы по­
ступаете, не подумав?

53. Любите ли вы шутить и рассказывать забавные истории вашим
друзьям?

54. Предпочитаете ли вы больше выигрывать, чем проигрывать?

55. Застенчивы ли вы обычно в присутствии старших?

56. Считаете ли вы, что стоит рискнуть, даже когда шансы не в
вашу пользу?

57. Часто ли у вас сосет под ложечкой перед важным делом?

Шкала "интроверсия-экстроверсия ":

Да: 1, 3, 8, 10, 13, 17, 22, 25, 27, 39, 44, 46, 49, 53, 56.

Нет: 5, 15 20, 29, 32, 34, 37, 41, 51.

Шкала «эмоциональная стабильность-нестабильность»: Да: 2,4,7,9, 11, 14, 16, 19,21,23,26,28,31,33,35,38,40,43, 45,47,50,52,55,57.

Шкала «неискренность»:

Да 6,24,36.

Нет: 12, 18,30,42,48.

За каждое совпадение ответа с ключом дается 1 балл. Под-считывается количество набранных баллов по каждой шкале.

Критерии: по шкале «Экстраверсия-интроверсия» — если ко­личество баллов 14 и более, то испытуемый — экстраверт; если коли­чество баллов 10 и менее, то — интроверт; 11—13 баллов — баланс. Эти критерии действительны и по отношению к эмоциональной ста­бильности-нестабильности.

Если по шкале «неискренность» испытуемый набрал более 5 баллов, то результаты теста не рассматриваются.


Экстравертированный тип Характеризуется обращенностью личности на окружающий мир. Таким людям свойственны: импуль­сивность, инициативность, гибкость поведения, общительность, по­стоянное стремление к контактам, тяга к новым впечатлениям, раско­ванные формы поведения, высокая двигательная и речевая актив­ность. Легко откликаются на различные предложения, «зажигаются», берутся за их выполнение, но также легко могут и бросать начатое, берясь за новое дело.

Интровертироваиный тип Характеризуется направленностью личности на себя, на явления собственного мира: низкая общитель­ность, замкнутость, склонность к самоанализу, рефлексии, затормо­женность движений и речи. Круг друзей и знакомых таких людей обычно ограничен. Прежде чем взяться за что-либо, анализируют ус­ловия, ситуацию, задачу; склонны к планированию своих действий. Внешнее проявление эмоций находится под контролем, но это не сви­детельствует о низкой эмоциональной чувствительности, скорее справедливо обратное.

Эмоциональная стабильностьнестабильность (нейротизм) Высокие показатели по этой шкале связаны с эмоционально-волевой неустойчивостью, повышенной тревогой, низким самоуважением, иногда и с вегетативными расстройствами. Низкие показатели по шкале, напротив, характеризуют личность как эмоционально устой­чивую.

Источник: Реаи А А Психология изучения личности. СПб., 1999 С. 55-59.

20.5 Литература

1. Ануфриев Е.А. Личность // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М. 1996.
Гл.5.

2. Бабосов Е.М Прикладная социология Мы., 2001. Гл. Социология личности.

3. Кон И.С. Социология личности М., 1967.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1977.

5. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.

6. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и
других. М., 2000.

7. Реан А.А. Психология изучения личности. СПб., 1999.

8. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тек­
сты. М., 1986.

9. Фрейд 3. Я и Оно // Психология бессознательного. М., 1990.
10. Ядов В.А. Диспозиционная концепция личности. Л., 1979.


Социализация личности


21.1


Основные положения


1. Человек в своем реальном социальном бытии является, с од­
ной стороны, создателем, творцом общества, которое возникает и
развивается только в процессе и результате человеческой деятельно­
сти. Но, с другой стороны, он выступает как творение общества, ибо
только включаясь в процессы социальных действий людей, в соци­
альные взаимоотношения, вбирая в себя социальный опыт, усваивая
нормы, правила, идеалы культуры, человек становится социально раз­
витым существом, становится личностью. Многогранный процесс
усвоения индивидом социального опыта, определенной системы зна­
ний, норм, ценностей, образцов поведения, присущих определенной
социальной группе и обществу в целом и позволяющих ему функцио­
нировать в качестве активного субъекта общественных отношений и
деятельности, называется социализацией.

Однако включаясь в процесс социализации, формирующаяся личность отнюдь не предстает только в качестве пассивного продукта социализирующего влияния среды. Наоборот, она очень избирательно относится к внешним воздействиям, а по мере взросления эта избира­тельность становится все более интенсивной и точной. Следователь­но, формирующаяся личность не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в свои собственные оценки, ориентации, установки, в свои собственные действия. Поэтому личность в процес­се своего формирования, развития и деятельности предстает не только в качестве объекта, но и социального субъекта общественных отно­шений и взаимодействий.

2. На основании сказанного можно дать уточненное и более со­
держательное определение рассматриваемого социального феномена.
Социализацияэто двусторонний процесс, включающий в себя, с од­
ной стороны, усвоение индивидом социального опыта, идеалов, цен­
ностей и норм культуры путем вхождения в систему социальных
взаимодействий с окружающими людьми, а, с другой стороны, про­
цесс активного воспроизводства социального опыта, ценностей,
норм за счет его активной социальной деятельности, личностной
переработки и видоизменения социального опыта.

3. Различают две основные формы социализации - направлен­
ная и ненаправленная. Ненаправленная социализация — это стихий­
ное, как бы "автоматическое" формирование определенных социаль­
ных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непо-


средственном социальном окружении - в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на стадионе во время футбольного матча, на Комаров-ском рынке и т.д.

Направленная социализация — это специально разработанная обществом, его определенными институтами и организациями систе­ма средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соот­ветствии с доминирующими в данном обществе (или общности) цен­ностями, идеалами, интересами и целями. Одним из важных способов направленной социализации является воспитание — процесс созна­тельно организованного, планомерного и целенаправленного воздей­ствия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентации, принципов, социальных установок и подготовки ее к активной произ­водственной, общественной и культурной деятельности.

Ненаправленная и направленная форма социализации могут в определенных обстоятельствах согласовываться, гармонизироваться друг с другом или, наоборот, противоречить друг другу. В последнем случае возможно возникновение конфликтной ситуации, осложняю­щей и затрудняющей процесс социализации. Стихийная, ненаправ­ленная социализация может стать ущербной для формирования лич­ности и определенной социальной общности. Поэтому важно ее до­полнение, а в некоторых случаях преобразование коррегирующим влиянием направленной социализации.

4. Весьма существенным средством социализации личности яв­
ляется ее идентификация. Сущность ее заключается в том, что чело­
века формирует не столько сама по себе окружающая среда, сколько
та система правил, норм и ценностей, с которыми себя эта личность
соотносит и отождествляет. Каждый индивид идентифицирует себя,
свое "Я" с определенной социальной группой — семейной, профессио­
нальной, субкультурной, которая накладывает сильный, предопреде­
ляющий отпечаток на процесс ее социализации. Известные американ­
ские социологи Ч. Кули, Дж. Мид, Т. Парсонс и др. интерпретируют
идентификацию как принятие индивидом определенной социальной
роли и вхождение ее в определенную социальную группу, как про­
цесс формирования социальных установок и позиций личности. Толь­
ко принимая установки определенного сообщества ("обобщенного
другого", по терминологии Дж. Мида и Т. Парсонса) по отношению к
себе, индивид начинает осознавать себя членом данного сообщества,
т.е. идентифицировать себя с ним, а тем самым и развивать свою ин­
дивидуальность.

5. Развертывание процесса социализации зависит не только от
силы и направленности социализирующего влияния социального ок-


ружения, но и индивидуальной самобытности («самость», как назвали се Ч. Кули и К.-Г. Юнг) формирующейся личности. Эта самобытность является внутренним социально-психологическим механизмом, через который преломляются все внешние воздействия.

6. Выделяются несколько этапов социализации

Первый этап — младенчество, которое охватывает два первых года жизни ребенка. Основной канал социализации на данном этапе — эмоциональное общение ребенка со взрослыми.

Второй этап социализации - ранее детство, охватывающее период от двух до пяти лет. В этот период ведущую роль в социали­зации ребенка выполняет предметная деятельность, прежде всего с игрушками — погремушками, мячиками, куклами и т.п.

Третий этап социализации - дошкольное детство (6-7 лет). В этот период ведущим началом социализации становится игра, прежде всего, ролевая игра.

Пятый этап социализации - подростковый возраст (12-14 лет). В этот период сохраняется ведущая роль в процессе социализа­ции учебной деятельности, но опережающее все другие психические процессы развитие абстрактного мышления оттесняет на задний план художественную фантазию, продуктивное воображение (у большин­ства учащихся).

Шестой этап социализационного процесса — юношеский воз­раст (14-18 лет). Этот этап начинается еще в школьные годы, имеет своим нижним пределом половое созревание, когда подростки пре­вращаются в юношей и девушек, приобщаясь к миру взрослых людей, а важным рубежом - завершение учебы. В этом периоде происходит существенное изменение в самосознании и самооценке формирую­щейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренче­ских установок, смысложизненных принципов, в самоуважении и уважении со стороны окружающих людей, в самостоятельном обду­мывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентации.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных