Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 2 страница




3. Беляева Л.А. Средний класс российского общества: проблемы обретения
социального статуса//Социологические исследования. 1993. № 10.

4. Блау П.М. Различные точки зрения на социальную структуру и их общий
знаменатель//Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

5. Гидденс Э. Стратификация и классовая структура // Социология. М., 1999.

6. Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль.
Тексты. М., 1996.

7. Комаров М.С. Социальные группы и их роль в общественной жизни; Соци­
альная стратификация и классы // Введение в социологию. М. 1994, гл. 1,4.

8. Кравченко А.И. Социальная стратификация // Социология. М., 2001.
Разд. Гл. 2. Социальная мобильность и миграция.

9. Кравченко А.И. Социальная стратификация // Там же. Гл. 5.
Ю.Мертон Р.К. Социальная теория и социальная структура // Социологиче­
ские исследования. 1992. № 2.

11. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социоло­
гическая мысль. Тексты. М., 1996.

12. Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе. //
Социологические исследования. 1999. №7.

13. Римашевская Н.М. Социальные последствия экономических трансфор­
маций в России // Социологические исследования. 1997. №6.

14. Сорокин П. Социальная и культурная мобильность. Разделы: "Социальная
стратификация", "Экономическая стратификация", "Политическая страти­
фикация", "Профессиональная стратификация", "Социальная мобильность,
ее формы и флуктуации" // Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

15. Тихонова Н.Е. На пути к новой стратификации российского общества //
Социологические исследования. 1998. №3.

16. Фролов С.С. Социальные слои, страты, классы // Социология. М., 1996.
Гл. 13.


Глава


 

Социально-территориальная структура общества


 


16.1


Основные положения


1. Социально-территориальная структура общества представля-
ci своеобразную социальную сеть, в состав которой входит два ос­
новных компонента:

1) территориально-предметная совокупность жилищ (город,
село), транспортных и иных коммуникаций;

2) поселенческая общность — совокупность людей, которые
имеют общее более или менее постоянное место жительства.

2. Поселенческая структура - город, деревня, поселок, — отли­
чается от простой суммы множества составляющих ее домов и про­
живающих в них людей, транспортных коммуникаций, средств связи
и т. п., и выступает в качестве социального организма, приобретающе­
го свойства целостности (эмерджентности), не сводимых к сумме со­
ставляющих ее частей.

3. Каждая поселенческая структура представляет собой непо­
средственную среду жизнедеятельности людей и, включая в себя со­
вокупность условий труда, учебы, культуры, быта и т. п., самым пря­
мым образом определяет меру возможностей социального развития
индивида.
Вся совокупность условий жизнедеятельности индивидов и
социальных групп, а также возможностей социального развития лич­
ности определяется взаимодействием разнообразных факторов. Среди
них наиболее существенную роль играют четыре типа факторов:

1) производственная деятельность (среда);

2) непроизводственная среда;

3) природная среда обитания;

4) искусственно созданная человеком среда.

Из этих четырех факторов город имеет преимущества перед другими типами поселений по трем из них: 1)условия труда;

2) условия непроизводственной сферы;

3) искусственно созданная среда и ее благоустроенность, но ус­
тупает деревне только в одном - в благоприятности природной среды.

4. В социологи важное значение придается выяснению соци­
альных преимуществ города как специфического типа поселения. Го­
род
представляет собой исторически сложившуюся социально-
территориальную и поселенческую общность, обладающую поли-


структурностью, доминированием высокоразвитой искусственной материально-вещественной среды над природной, концентрирован­ным типом социально-территориальной организации людей, которая характеризуется разнообразием производственной и непроизводст­венной деятельности населения, спецификой его состава и образа жизни. Для города характерны:

1) разнообразие трудовой деятельности в промышленности,
строительстве, на транспорте, в связи, в сфере услуг и т. п.;

2) многообразие непроизводственной деятельности — в образо­
вании, культуре, науке и т. д.;

3) социальная и профессиональная неоднородность населения:
рабочие, инженеры, предприниматели, учителя, врачи, актеры и т. п.;

4) мощное развитие транспортных, телефонных и других
средств коммуникации;

5) наличие органов, выполняющих властные, управленческие и
исполнительские функции — мэрия, городской совет депутатов, гор-
(рай) отделы милиции, суд, прокуратура, банки, различные учрежде­
ния;

6) развитие специфического городского образа жизни, преобла­
дание анонимных, деловых, кратковременных контактов в межлично­
стном общении, затухание соседских связей.

5. В отличие от города деревня характеризуется доминировани­ем природных условий над искусственной материально-вещной сре­дой, рассредоточенным типом социально-пространственной органи­зации людей, значительным однообразием их производственной дея­тельности, сосредоточенной, главным образом, в сфере сельского хо­зяйства. Деревня отличается от города также длительностью закреп­ления одних и тех же функций, ограниченностью и бедностью воз­можностей социокультурного развития. Социальное своеобразие де­ревни выражается в следующих особенностях:

1) подчиненность трудовой деятельности ритмам и циклам
природы, более тяжелые условия труда, неравномерность трудовой
занятости в различные времена года;

2) меньшая, чем в городе, степень социально-экономического и
технического развития;

3) преимущественно малая плотность населения и небольшое
число жителей;

4) малочисленность видов трудовой деятельности и обуслов­
ленная этим значительно большая, чем в городе, социальная и про­
фессиональная однородность населения;

5) меньшие условия и возможности образовательного и социо­
культурного развития;


6) достаточно высокая стабильность населения;

7) специфика деревенского образа жизни, тесная связь жизне­
деятельности с землей, слабо развитая трудовая мобильность, важная
роль традиций, обычаев, местных авторитетов, общественного мне­
ния сельчан.

6. В индустриальном и постиндустриальном обществах нарас-
тющими темпами развивается урбанизация. Урбанизация (от лат. ur-
banis) — процесс сосредоточения населения, экономической, политиче­
ской и культурной жизни в городах и связанного с этим возрастания
роли городов в развитии общества, в распространении черт и особен­
ностей городского образа жизни на все общество, в том числе и на
сельскую местность. Основными признаками урбанизации являются:

а) возрастание доли городского населения;

б) высокая плотность и степень размещения сети городов по
территории страны;

в) транспортная и другая доступность крупных городов для на­
селения других поселенческих структур;

г) возрастающее разнообразие видов трудовой и досуговой дея­
тельности населения.

О темпах урбанизации можно судить по таким фактам: в 1970 сельское население составляло в Беларуси большинство (57%), а в 1999 г. соотношение городского и сельского населения составляло в республике 63: 31%. По сравнению с 1959 г. численность городского населения в Беларуси возросла на 284% т.е. почти втрое, а сельского — снизилась на 55%, т.е. вдвое. Урбанизация - это отнюдь не механиче­ское изменение численности городского и сельского населения в пользу первого. Переезд в крупный город создает для множества лю­дей обширные возможности различного трудоустройства, приобще­ния к социальным и культурным благам, а следовательно, к многооб­разным социально-стратификационным трансформациям.

7. Кроме городских и сельских поселенческих структур важ­
ную роль в динамике социально-территориальной стратификации иг­
рают регионы. Регион — это определенная часть страны, отличающая­
ся совокупностью природно-естественных, исторических, социально-
экономических и социокультурных особенностей.

8. Если суммировать совокупность отличительных особенно­
стей и условий жизнедеятельности людей в поселениях различного
типа и в различных регионах, то специфика социально-террито­
риальной общности определяется:

1) историческими особенностями развития данной общности, свойственными ей традициями, обычаями, особенностями труда и быта;


2) экономическими условиями - структурой экономики, осо­
бенностями разделения труда, профессиональным составом населе­
ния, его трудовой мобильностью и т.д.;

3) социально-политическими условиями — степенью вовлечения
населения в принятие управленческих решений, особенностями и эф­
фективностью управления, отношения населения к властным и управ­
ленческим структурам;

4) социокультурными условиями - наличием или отсутствием
учреждений образования, культуры, науки, соответствующих отрядов
интеллигенции и др.;

5) экологическими условиями — особенностями природно-
ландшафтной среды, наносимым ей ущербом, эффективностью ее
воспроизводства, охраны и т.д.

9. В соответствии со структурой социально-территориальной
организации жизнедеятельности складывается определенная иерархия
(соподчиненность) социально—территориальных общностей. Они рас­
полагаются в следующем ранговом порядке:

- высшая социально-территориальная общность - все населе­
ние страны;

- областные социально-территориальные общности;

- городские социально-территориальные общности;

- районные социально-территориальные общности;

- поселковые и сельские социально-территориальные общности.

10. Для определения основных тенденций развития социально-
территориальной структуры общества важное значение имеет выяс­
нение динамики таких важнейших показателей, как:

1) численность населения страны (региона, города);

2) распределение населения на городское и сельское;

3) соотношение мужчин и женщин в составе населения;

4) возрастно-половая пирамида населения;

5) национальный состав населения;

6) естественное движение населения (соотношение числа ро­
дившихся, умерших);

7) численность экономически активного населения, соотноше­
ние в нем занятых и безработных;

8) распределение численности занятого населения по формам
собственности;

9) распределение численности занятого населения по отраслям
экономики;

10) уровень жизни населения.

ПО


11. Все эти показатели, проанализированные в их динамике и в их взаимосвязи друг с другом, дают возможность представить пано­рамную картину жизнедеятельности народа данной страны. Народ — это совокупность всех социальных общностей, слоев и групп, занятых в различных сферах деятельности (экономической, политической, социальной, культурной) в системе общественного разделения труда, имеющих общую историческую судьбу, сходные существенные при­знаки образа жизни, а также чувство принадлежности к единой соци­ально-исторической общности людей. Именно народ представляет собой высшую ранговую структуру во всех социально-территори­альных общностях данной страны.

16.2 Практические задания

1. а) На основе ознакомления с содержанием 16-й гл. Учебного пособия и данного Практикума дайте определение следующих ключе­вых терминов:

Поселенческая общность.

Социально-территориальная структура (общность).

Город.

Урбанизация.

Деревня.

Население.

Регион.

Народ.

б) Выясните смысл и запомните следующие важнейшие тер­мины, знание которых необходимо для уяснения содержания данной главы:


Производственная деятельность. Непроизводственная деятельность.


Искусственно созданная среда. Городское население. Сельское население


2. На прилагаемой структурно-логической схеме отражено ос­новные факторы развития индивида в поселенческих общностях. На­зовите один из факторов, который в данной схеме не упоминается.



 


3. Объясните, почему поселенческая структура определяет меру
возможностей социального развития индивида. Охарактеризуйте
четыре основных фактора поселенческой структуры, которые иг­
рают наиболее существенную роль в социальном формировании
и развитии личности.

4. Дайте определение города как специфической поселенческой
общности, представляющей собой наиболее продвинутую в эко­
номическом, политическом, социальном, культурном отношении
социально-территориальную структуру.

5. Приведите определение деревни как социально-территориальной
структуры и поселенческой общности. Назовите основные отли­
чительные особенности этого типа поселения.

6. Охарактеризуйте сущность и содержание процесса урбанизации.
Назовите и дайте оценку основных признаков урбанизации.

7. Объясните, что представляет собой регион, каковы его характер­
ные особенности, какими чертами определяется его специфика как
своеобразной социально-территориальной общности.

8. Чем определяется специфика социально-территориальной общности?

9. Охарактеризуйте ранговую иерархию социально-территориаль­
ных общностей в пределах страны.

 

10. Какие показатели имеют важное значение для определения тен­
денций развития социально-территориальной структуры?

11. Объясните, почему высшую ранговую структуру во всех социаль­
но-территориальных общностях страны занимает народ.

12. На последующих страницах приводится таблица "Население рес­
публики Беларусь по возрастным группам в 1959, 1970, 1979, 1989,
1999 гг.". Внимательно проанализируйте эту таблицу и скажите,
насколько увеличилось население республики на протяжении по­
следних сорока лет. Определите, как изменилась доля лиц моложе
трудоспособного возраста за эти годы. Обратите внимание, в ка­
ком соотношении находятся когорты населения трудоспособного
и нетрудоспособного возраста. Оцените динамику изменения чис­
ленности населения старше трудоспособного возраста.

13. Присмотритесь внимательно к изображенным трем диаграммам
(с. 120, с. 121), которые отражают динамику численности от­
дельных возрастных групп населения Беларуси за период 1959—
1999 гг.



 



 



 



 



 


7. Социально-территориальные общности. Социология города и социоло­
гия деревни // Социология. Под. ред. Г.В. Осипова. М., 1990.

8. Социально-территориальная структура общества // Социология: наука об
обществе. / Под. ред. В.П. Андрущенко, В.И. Горлача. Харьков, 1996.


Глава 17.


 

Этнонациональная структура общества


 


17.1


Основные положения


1. Одна из важнейших особенностей постсоветского общества
состоит в том, что в нем резко возрастает значимость и роль этнона-
циональной стратификации. Этничность превращается в мощный со­
циальный фактор, действующий не менее активно и эффективно, чем
такие признанные критерии социальной стратификации, как доход,
образование, власть и т.п. Однако этничность - понятие очень широ­
кое, под него подпадают такие различные этнические группы, как
племя, народность, этнос, нация.

2. Племя — это такая природно-социальная общность людей, ко­
торая характерна для первобытно-общинного строя (архаичного об­
щества), объединена кровно-родственными связями, представляет
совокупность двух или нескольких родов, отличается от других пле­
мен своей территорией, языком, культурой, религиозными верова­
ниями. Так, на территории современной Беларуси в IX—X столетиях
н.э. проживали восточнославянские племена кривичей, родимичей и
дриговичей.

3. Развитие экономических и политических отношений, духов­
ной культуры приводит к возникновению более развитой, сложной и
обширной общности - народности. Народность - это исторически
сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и социо­
культурная общность людей, следующая в процессе этнической эво­
люции за племенем и предшествующая нации. Племена и народности
представляют собой две исторически следующих друг за другом сту­
пени развития этноса.

4. Этнос — это природно-социалъная и антропологическая
общность людей, возникшая и развившаяся на основе единства при-
родно-ландшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей


инешнего облика, общей культуры и религии. Этнос характеризуется наличием устойчивого самосознания и самоназвания, которое транс­формируется в языках других народов (например, немецкое "дойч" в русском и белорусском языках трансформируется в "немец", а в анг-пийском - в "джермен"). Самосознание этноса развивается через ан-жтезу "мы-они". Поэтому для этноса характерна комплиментарность, i.e. наличие симпатии или антипатии к другим этносам ("свои-чужие"). Отличительные черты этноса сводятся к следующему:

1) этнос как специфическая социально-природная общность
развертывает свои особенности в той области действительности, где
процессы биосферы и социосферы взаимопереплетаются;

2) этнос имеет четкие маркировки (признаки), отличающие его
от всех других этносов: различия в территории (родина предков), ра­
се, языке, религии, культуре, материальных основах жизни;

3) этнос обладает своеобразием антропологических характери­
стик одежды и культурных традиций;

4) люди, входящие в состав данного этноса, участвуют в общей
для всех их жизнедеятельности на основе общего этнического проис­
хождения (этногенеза) и культуры, воплощенной в языке;

5) все названные отличия составляют своеобразные "указате­
ли", которые позволяют людям данного этноса отличать себя от всех
других этнических групп по принципу "свои-чужие";

6) при возникновении территориальных, имущественных и
иных проблем между этносами чаще всего основой для принятия ре­
шений и действий является представление о вражде с иными этноса­
ми, а формой разрешения противоречий и споров выступает социаль­
ный конфликт.

5. На формирование и развитие этносов существенное влияние оказывают природно-ландшафтные условия, в которых осуществля­ется процесс этногенеза. Наличие относительно замкнутого природ­ного пространства, ограниченного крупными реками, непроходимыми болотами или горами, усиливает и ускоряет этногенезные процессы. Чем в более замкнутом пространстве находится этнос, тем более своеобразные черты приобретает процесс этногенеза и тем более своеобразной создаваемая этим процессом культура. И наоборот, там, где этническое пространство оказывается разомкнутым, этногенезные процессы характеризуются недостаточной выразительностью. Чтобы такое отличие стало более детально представимым, достаточно вспомнить, насколько резко отличаются друг от друга этносы, насе­ляющие Кавказ, и насколько похожи этносы, населяющие Восточно-Европейскую равнину - белорусы, украинцы и русские.


6. Великие географические открытия и последовавшая за ними
промышленная революция, неразрывно связанная с возникновением и
развитием капитализма, вызвали к жизни новый тип межэтнических
взаимодействий — широчайший, совершаемый в мировом масштабе
обмен товарами, идеями и услугами. Это дало возможность людям и их
этнокультурным общностям все дальше отходить от архаических пред­
ставлений об изначальной враждебности этносов друг другу. Станови­
лась все более широко признаваемой и принимаемой дуальная позиция,
предполагающая возможность исторического действия от одного по­
люса взаимоотношений — к другому, от конфликта — к сотрудничеству
и взаимодействию этносов. Именно этот процесс приводит к формиро­
ванию нации, которая представляет собой уже не этническую, а поли­
этническую и надэтническую общность людей.

7. Нация ~ это исторически сложившаяся полиэтническая со­
циальная общность людей,
возникшая и развивающаяся на основе
общности их территории, экономических связей, особенностей на­
ционального самосознания, психического склада, единого унифици­
рованного языка в его литературной форме, многослойной полифони­
ческой культуры, государственно-правового регулирования всех сфер
жизнедеятельности. Без единого унифицированного национального
языка, без осуществляемого в общенациональных масштабах госу­
дарственного и правового регулирования жизнедеятельности, без по­
лифонической и многослойной национальной культуры, сохраняю­
щей в себе исходную этнографическую многоцветность, нация не
может возникнуть и развиваться. А все это базируется на единой, ох­
ватывающей все группы населения страны, системе экономики. Все
эти особенности, отраженные и воплощенные в национальном само­
сознании, сближают прежде «чужих» представителей различных эт­
носов (например, во Франции — гасконцев, бургундцев, лотарингцев и
т.п.) в единую общенациональную социальную общность, резко рас­
ширяют зону самоотождествления людей — «мы» (например, «мы —
белорусы»). Таким образом, нация в своем становлении и развитии
неотрывна от национального самосознания, от осознания народом
своего своеобразия и единства своей исторической судьбы.

Рассмотрение особенностей становления и развития наций дает возможность вычленить их основные отличительные признаки. Они таковы:

1) общность территории;

2) общность экономических связей и деятельности;

3) своеобразие национального психического склада;

4) наличие единого унифицированного языка в его литератур­
ной форме;


5) развитие многослойной национальной культуры;

6) функционирование государственно-правовой системы регу­
лирования всех сфер жизнедеятельности.

8. Трансформационные процессы этнонационального развития
(i.e. развития, охватившего собой и этнос и нацию) дифференцирует­
ся на два основных типа. К первому из них - объединяющие
инонациональные процессы - относятся:

1) консолидация;

2) ассимиляция;

3) кооперация.

9. Трансформационные этнические процессы разделяющего ти­
па включают в себя следующие разновидности:

1) этническое доминирование,

2) этнодискриминация;

3) этноприоритетный национализм;

4) этнический геноцид.

10. В современных условиях становится необходимой конст­
руктивная этнонациональная политика государства. Ее основное
содержание - обеспечение:

1) реального равноправия всех этносов, проживающих на тер­
ритории данного государства во всех сферах жизнедеятельности -
экономической, политической, культурной, бытовой;

2) реализация и защита правового статуса национальных
меньшинств, необходимого для их социального, экономического и
социокультурного благополучия;

3) осуществление обоснованной и демократической миграци­
онной политики властей в отношении представителей любых этносов;

4) недопущение и законодательное преследование любых
действий, направленных на оскорбление национального достоинства
личности или народа;

5) запрещение деятельности политических партий, общест­
венных объединений, ведущих пропаганду социальной, националь­
ной, религиозной и расовой вражды.

Практические задания

1. Найдите в тексте Учебного пособия и данного Практикума определения следующих ключевых понятий и постарайтесь их запом­нить.

Этничность.

Этнонациональное развитие.



 


3. Расскажите, что представляет из себя народность, каким обра­
зом она формируется.

4. Дайте определение этноса. Охарактеризуйте отличительные осо­
бенности этноса.

5. Ответьте на вопрос, какие условия оказывают влияние на фор­
мирование и развитие этносов.

6. Расскажите, в каких исторических условиях и под влиянием ка­
ких факторов происходит формирование нагний.

7. Дайте определение нации. Расскажите, какие отличительные
признаки характеризуют эту социальную общность людей.

8. Охарактеризуйте трансформационные процессы этнонациональ-
ного развития, обладающего объединяющим типом. Расскажите,
какие процессы такого типа Вы знаете.

9. Расскажите, какие существуют типы разделяющих этнонацио-
нальных трансформаций. Охарактеризуйте особенности и формы
проявления таких процессов.

 

10. Охарактеризуйте сущность и основные принципы конструктив­
ной этнонациональной политики государства.

11. Ниже приведена таблица "Национальный состав населения респуб­
лики Беларусь в 1959, 1970, 1989 и 1999 гг.". Внимательно проана­
лизируйте данные, отраженные в таблице, и ответьте на вопросы,
численность каких национальных общностей в Беларуси на протя­
жении 40 лет изменяется в сторону уменьшения. Какие факторы, по
Вашему мнению, оказывают влияние на эти процессы?

12. Две диаграммы раскрывают динамику национального состава
населения Беларуси на протяжении последнего десятилетия
XX века. Объясните, почему за период 1989-1999 гг. общая доля
белорусов в структуре населения республики увеличилась, а доля
русских, украинцев, поляков и евреев - сократилась. Почему, по
Вашему мнению, наиболее интенсивно в составе населения Белару­
си уменьшается общая численность и относительная доля евреев?



 



 


\ Щ 17-4~] Литература

1. Анцшенка А. Этнас, нацыя, нацыянальная самасвядомасць // Беларусжа.
Кн.З. Нацыянальныя i рэпянальныя культуры, ix узаемадзеянне. Мн.
1994.

2. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М. Этносоциология: пройденное и новые
горизонты // Социологические исследования. 2000. № 4

3. Ахиезер А.С. Этнос и нация: динамика конфликта. // Взаимодействие
политических и национально-этнических конфликтов. М, 1994. Ч. 1.

4. Бабосов Е.М. Конфликтология. 2-ое изд. Мн., 2001. Гл. 15 "Этнонацио-
нальные конфликты" и гл. 16 "Подвижные грани солидарности - кон­
фликтности в индивидуальных и групповых процессах этнической иден­
тификации".

5. Бородай Ю. Пути становления национального единства // Наш совре­
менник. 1995, №1.

6. Бердяев Н.А. Судьба России. Опыты по психологии войны и националь­
ности. М, 1918.

7. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л. 1990.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных