Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 6 страница




4. Культура через язык, систему ценностей, норм, идеалов, зна­
чений и символов задает человеку определенный способ видения и
узнавания мира, созидания определенных форм жизнедеятельности в
нем. Поэтому многочисленные различия между странами, народами,
социальными группами сводятся в основном к существенному расхо­
ждению в системе культурных значений, которые воплощаются в
функционирующем в данной стране или социальной общности (этни­
ческой, территориальной и др.) языке, обычаях, обрядах, традициях,
особенностях образа жизни и быта людей, организации их досуга.

5. Своеобразие социологического исследования культуры за­
ключается в том, что на передний план в нем выдвигается человеко-
творческая сущность культуры.
Она понимается в двух взаимосвя­
занных смыслах:



1) человек рассматривается как творец культуры, ее ценностей,
т.е. как ее субъект,

2) человек выступает как творение культуры, ее объект, как ре­
зультат ее формирующего воздействия на каждого индивида и на об­
щество в целом.

6. В процессе своего функционирования культура выступает в
качестве сложной динамической системы, в которой взаимодейству­
ют три основных фактора:

1) деятельность человека, направленная на созидание матери­
альных и духовных ценностей;

2) возникающая и обогащающаяся в процессе этой деятельно­
сти совокупность материальных и духовных ценностей,

3) процесс воспроизводства и саморазвития общества и чело­
века
в ходе творения и освоения ранее созданных материальных и
духовных ценностей.

Сердцевиной этого триединого процесса выступает развитие и саморазвитие человека.

7. Важную роль культуры в структурировании общества рас­
крыл американский социолог Р Мертон. Он выделил два главных
фактора влияния культуры на социально-стратификационные измене­
ния:

1) культурные цели, намерения и интересы, выступающие в ка­
честве законных целей для общества или его отдельных слоев;

2) регулирующее и контролирующее воздействие культуры на
приемлемые для общества или его большинства способы достижения
целей.

 

8. Американский антрополог и культуролог Л Уайт считал,
что человеческое поведение — функция культуры. Культура в его кон­
цепции предстает в качестве организованной интегрированной систе­
мы, внутри которой вычленяются три подсистемы: технологическая,
социальная, идеологическая.

9. Выдающийся русско-американский социолог Я Сорокин, как
уже отмечалось в 7-й главе данного учебного пособия, структуриро­
вал сложную и динамично развивающуюся систему культуры в зави­
симости от господствующей на том или ином этапе ее развития, пер-
воценности, первосмысла на три основных типа: 1) чувственная;
2) идеациональная; 3) идеальная (идеалистическая) культура.

10. Американский социолог Т Парсонс осуществил структуриза­
цию системы культура в зависимости от уровня регулирующего влияния
компонентов социальной системы. В четырехкомпонентной структуре
действия функциональной социальной системы, с его точки зрения,


высшую регулирующую ступень занимает культура, которая оказывает корректирующее влияние на три следующие подсистемы: общество, личность, организм (имеется в виду человеческий организм).

11. В отличие от американских концепций структурной дина­
мики культуры в рамках европейской философско-социологической
традиции, берущей начало от работ А. Шопенгауэра и Ф. Ницше и
всесторонне развитой трудами В. Виндельбанда, Э. Кассирера, А. Ве-
бера, X. Ортега-и-Гассета и др., сформировалась несколько иная тео­
ретическая картина внутрикультурной иерархии. В основании этой
иерархии находится народная культура. Из нее вырастает и воплоща­
ет в себе национальное своеобразие данного народа национальная
культура.
Наряду с народной культурой развивается, особенно во
второй половине XX века, массовая культура, ориентированная сво­
им содержанием и формами выражения на усредненный уровень раз­
вития потребителей духовных (нередко псевдодуховных) и матери­
альных ценностей. Ее воплощением становятся телесериалы, трилле­
ры, хит-парады, музыкальные шлягеры, разнообразные шоу (зрели­
ща). В противоположность массовой культуре выделяется элитарная
культура,
ориентированная на избранных людей, обладающих повы­
шенной и хорошо развитой художественной восприимчивостью. Она
находит воплощение в экспрессионизме, сюрреализме и т.п., которые
адресованы узкому кругу избранной публики, эстетически развитой
социальной элиты. В противоположность господствующей культуре в
обществе существует субкультура, представляющая собой систему
смыслов, ценностей, групповых норм, стилей жизни, стереотипов по­
ведения определенной социальной группы, - например, молодежная
субкультура, субкультура преступного мира. В некоторых случаях в
рамках субкультур развивается контркультура - комплекс идей, цен­
ностей, стереотипов поведения, который принят определенной соци­
альной группой в качестве контркультуры по отношению к общепри­
нятым в обществе системам идеалов, ценностей и норм поведения
(например, контркультура преступной банды).

12. Важнейшее значение в исследовании сущности культуры,
ее роли в развитии человека и общества имеет типологизация культу­
ры,
т.е. ее распределение по определенным типам. Один из вариантов
типологизации культур мы только что изложили, описав особенности
народной, национальной, массовой, элитарной культуры, а также суб­
культуры и контркультуры. Наряду с этим существуют и другие вари­
анты типологизации культур.

В зависимости от форм хозяйственного уклада, способов суще­ствования, а также средств реализации, фиксации и распространения ценностей и норм, культуры подразделяются на дописъменные и


письменные. В структуре дописьменных культур выделяются культу­ра собирателей и культура охотников. Письменные культуры появ­ляются вместе с письменностью и реализуют свое влияние на боль­шие географические расстояния и временные периоды путем переда­чи ценностей и норм от народа к народу, от поколения к поколению и от эпохи к эпохе. В пределах письменной культуры развиваются зем­ледельческая культура и параллельно с ней скотоводческая, затем на базе интеграции лучших образцов их обоих возникает индустриаль­ная культура и, наконец, на рубеже II и III тысячелетий нашей эры складывается постиндустриальная культура.

13. В зависимости от особенностей социальных общностей, яв­
ляющихся носителями культур, последние подразделяются на домини­
рующие
и негосподствующие. Доминирующая культура - это совокуп­
ность ценностей, норм, верований, обычаев и традиций, которыми руко­
водствуется большинство членов данного общества, а та культура, кото­
рая влияет на меньшинство этого общества, является негосподствующей.
Доминирующая культура может быть этнической или национальной в
зависимости от того, какого уровня развития общность людей - этнос
или нация - выступает ее создателем и носителем.

14. По содержанию и характеру связей с религией культуры
дифференцируются на религиозные и светские. Первые, в свою оче­
редь, разделяются на христианскую, мусульманскую, буддийскую и
т.п. Каждая из них подразделяется на более мелкие социокультурные
формирования. В частности христианская культура включает в себя
такие типы культур, как католическая, православная, протестантская.

15. В зависимости от специфических особенностей сфер обще­
ства и видов деятельности культура подразделяется на экономиче­
скую, политическую, профессиональную, физическую, художествен­
ную, городскую, сельскую.

16. В свою очередь, каждый из названных типов культур может
быть подвергнут дальнейшей дифференциации. Если мы, например, рас­
смотрим многомерный мир художественной культуры, то в нем доволь­
но отчетливо выражена дифференциация на художественную литера­
туру, изобразительное искусств, музыку, танец, театр, кинематограф,
архитектуру, дизайн
В известной степени сюда же можно отнести ми­
фологию с разнообразием мифов, сказок, былин и т.п.

17. Все эти виды художественной культуры органично связаны
с религией, философией, нравственностью, наукой. С другой сторо­
ны, все многообразие художественного творчества нерасторжимо от
внешней окружающей среды, включающей в себя социальные отно­
шения, экономику, политику и, конечно же, окружающую природу.


18. Структурная архитектоника культуры и ее социодинамика
неразрывно связаны с выполняемыми ею функциями. Первое, что
бросается в глаза при подходе к проблеме функций культуры, -это ее
полифункциональность. Из множества функций культуры выделим
некоторые, наиболее существенные.

19. Исходной функцией культуры является ее адаптационная
функция. Именно благодаря культуре, применению ее ценностей,
норм, образцов поведения каждый индивид и социальная общность
(семья, этнос, профессиональная группа и т.п.) адаптируются, при­
спосабливаются к изменяющимся условиям окружающей природной
и социальной среды.

20. Адаптация людей к окружающей реальности тесно связана
с познавательной функцией культуры. Суть ее заключается в воору­
жении человека знаниями, необходимыми для овладения силами при­
роды, для познания общественных явлений и тенденций их развития,
для выработки в соответствии с этим определенной линии поведения,
своей гражданской позиции.

21. Важное значение имеет социализирующая функция культу­
ры, позволяющая каждому индивиду, включенному в процесс вос­
приятия и усвоения существующих в обществе ценностей, норм, об­
разцов поведения, формироваться как личность, становиться актив­
ным членом общества.

22. Культуре присуща нормативная функция, заключающаяся
в том, что, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов
поведения, культура предписывает человеку определенные стандарты
и правила, в соответствии с которыми складываются образ жизни лю­
дей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания и
способ деятельности.

23. Донося до нас голоса прошлого, создавая возможности для
диалога поколений и эпох, культура выполняет трансляционную
функцию, позволяющую сохранять, воспроизводить, передавать по­
следующим поколениям определенные образцы и ценности при одно­
временном обновлении культуры.

24. Велика роль присущей культуре функции производства но­
вых,
ранее не существовавших знаний, ценностей и норм. Достаточно
вспомнить такие этапы развития культуры, как классика, модернизм,
постмодернизм, чтобы стала рельефно ощутимой новаторски-творческая
сущность культуры, неотделимая от производства все новых и новых
символов, значений, форм, стилей и т.п.

25. Важную роль играет свойственная культуре функция целе-
полагания.
Она помогает человеку сформулировать социально значи-


мые цели, сконцентрировать на них свои способности, возможности, действия и тем самым открывает перед обществом новые горизонты духовного и социального творчества.

26. Культуре присуща информационная функция, позволяющая
давать индивиду, социальным общностям, обществу в целом досто­
верную, объективно верную информацию, без чего невозможна сама
организация общественной жизни.

27. Игровая функция возникла вместе с зарождением культуры.
Она дает разрядку людям от сложностей повседневной жизни, но
вместе с тем создает пространство для творческой игры духовных и
физических сил, без чего не бывает и самой культуры.

28. Существенное значение имеет сигнификативная (от анг.
sign - знак) функция культуры, предписывающая определенные зна­
чения и ценности тем или иным явлениям, процессам, событиям, лю­
дям. Например, звездное небо не имело никакого значения для перво­
бытного человека, пока он не вовлек небесное пространство в круг
своих мифологических представлений, а затем и астрологических
предсказаний. В дальнейшем эта функция проявляется в осмыслении
мира путем выявления его значений через религию, философию, по­
эзию, науку.

29. С сигнификативной функцией тесно связна коммуникатив­
ная
функция культуры. Она реализуется посредством передачи,
приема, осмысления информации, общения людей, их общностей,
организаций и т.д.

30. Важное значение имеет мотивационная функция культуры,
состоящая в том, что она формирует мотивы действий людей, побуж­
дающие их к определенным поступкам, делам и т.п.

31. Культура выполняет и релаксационную функцию, т.е. помо­
гает человеку расслабиться, организовать свой отдых, восстановить
физические и духовные силы.

32. Кроме того, культура выполняет еще одну существенную
функцию — накопление и передачу из поколения в поколение социаль­
ного опыта.

33. Культура, воздействуя своими образами, сюжетами, ценно­
стями на духовный мир человека, способна побуждать его совершать
определенные поступки, т.е. мобилизовать его усилия, волю, знания,
опыт на достижение определенных целей, идеалов и т.п. Таким обра­
зом, она способна выполнять мобилизующую функцию, что особенно
рельефно проявляется в переломные эпохи развития общества, напри­
мер, в период Великой Отечественной войны.


34. Взаимодействие названных функций позволяет культуре
иыполнять еще одну чрезвычайно важную функцию - воспитатель­
ную.
Ориентируя человека на определенные поступки и предостерегая
о г других, подвигая его к определенным целям, культура всем богат­
ством своего содержания, форм, стилей и образов воспитывает чело­
века как духовно развитую и социально активную личность.

35. Интегрированным результатом всех охарактеризованных
функций выступает еще одна, самая важная и решающая функция
культуры - человекотворческая. Будучи творением человека, культу­
ра в своем функционировании и развитии формирует человека, тво­
рит его по определенному образцу, определяемому ее ценностями,
нормами и идеалами.

36. Всеми своими функциями, своим содержанием, формами,
образами, символами культура оказывает мощное формирующее влия­
ние на индивида, социальную общность, общество в целом. Т. Парсонс
совершенно обоснованно утверждал, что "удивительная сложность
систем человеческой деятельности невозможна без относительно ста­
бильных систем", т.е. без систем культуры. Сама же система культуры
оказывается общеразделяемой данным обществом или общностью цен­
ностно-нормативной системой символов, значений, образцов поведе­
ния, регулирующих повседневные мысли, чувства, ожидания, действия
индивидов и социальных групп. Причем дифференциация таких групп,
т.е. стратификация общества, в существенной степени детерминируется
именно специфическим набором символов, значений, норм и ценно­
стей, разделяемых определенной социальной группой и отличающих ее
от всех других социальных групп. Каждая более или менее отдиффи-
цированная и обособленная от других социальная общность, например,
этнонациональная (белорусская, русская, польская, литовская, азербай­
джанская и др.) осуществляет свою жизнедеятельность в специфиче­
ском мире своих обычаев, норм, обрядов, традиций, языка, религиоз­
ных верований и т.п. Принадлежность к различным национальным
общностям или социальным слоям (богатые, бедные), в свою очередь,
диктует различия в ценностных суждениях и в стандартах поведения,
которые составляют важные компоненты культуры.

37. Обстоятельную характеристику роли культуры в структу­
рировании общества дал Р. Мертон. Он установил пять различных
типов социального структурирования в зависимости от интегриро-
ванности или дезинтегрированности предписываемых культурой
норм и институционализированных средств их достижения:

1) тотальный конформизм предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения;


2) инновация предполагает согласие с одобряемыми данной
культурой целями, но отвергает социально одобряемые способы их
достижения (проявляется в действиях групп рэкета, шантажистов,
творцов новых стилей, мод и др.);

3) ритуализм ориентирован на отрицание данной культуры, но
согласие (порой доведенное до абсурда) использовать социально
одобряемые средства (например, действия бюрократов, беспреко­
словно требующих выполнения тех предписания, которые в опреде­
ленных ситуациях не только не содействуют успеху дела, но и могут
привести к его провалу);

4) ретреатизм, т.е. бегство от действительности, проявляется в
поведении отверженных, изгнанных, наркоманов, ушедших от реально­
го мира в свой внутренний, болезненный, социально изуродованный
мир. Они отказываются от предписанных культурой целей и норм, а их
поведение не соответствует общепринятым в обществе нормам;

5) бунтарство — поведение, которое выводит людей за пределы
окружающей социальной структуры и побуждает создавать новую,
т.е. сильно видоизмененную социальную структуру, которая реализу­
ется в действиях революционеров, мятежников и др.

38. Существующие в обществе социокультурные нормы и об­разцы не только оказывают мощное влияние на социально— стратификционные изменения, но и социализируют каждую форми­рующуюся личность, развивают и обогащают ее духовный мир и практику повседневного поведения. Поэтому вполне можно согла­ситься с Р. Мертоном, который утверждал, что культура обеспечивает членов данного общества необходимым руководством на всем жиз­ненном пути, эффективное функционирование индивидов и общества без него невозможно.

23J2J Практические задания

1. На основе ознакомления с учебной литературой приведите определения следующих ключевых понятий. Культура.

Духовная культура. Структурная архитектоника культуры. Социодинамика культуры. Типы культуры. Функции культуры. Человекотворческая сущность культуры.



 



 


4. Расскажите, какую роль выполняет культура в формировании
своеобразия жизни, обрядов, традиций различных народов.

5. Дайте характеристику человекотворческой сущности культуры,
опишите две ее взаимосвязанные стороны, бесконечно воспро­
изводящиеся в процессе исторического развития человечества.

6. Расскажите, какие три фактора в своем взаимодействии опреде­
ляют социодинамику развития культуры, ее динамической сис­
темы.

7. Покажите, какую роль играет культура в структурировании об­
щества, какие факторы взаимодействуют в этом процессе.

»

8. Объясните, почему Л. Уайт считал человеческое поведение функцией культуры. 9. Расскажите, какие три основных типа культуры выделял П. Со­рокин в качестве основных структурообразующих факторов в социодинамике культурного процесса.

10. Объясните, почему Т. Парсонс считал, что культура выполняет
основную регулирующую роль в развитии общества, личности и
человеческого организма.

11. Охарактеризуйте основные компоненты структурной архитекто­
ники культуры, сложившейся в европейской социолого-
культурологической традиции.

12. Дайте описание различных типов культуры, дифференцируемых
в зависимости от форм хозяйственного уклада, способов сущест­
вования и средств создания и распространения ценностей и норм
культуры.

13. Расскажите, какими особенностями отличается доминирующая
культура от негосподствующей культуры.

14. Определите, каким образом дифференцируются культуры в за­
висимости от их связей с религией. Какие наиболее распростра­
ненные типы религиозных культур Вы знаете?

15. Расскажите, каким образом типологизируются культуры в зави­
симости от специфических особенностей сфер общества и видов
человеческой деятельности.

16. Дайте описание структурной архитектоники художественной
культуры. Расскажите, какие компоненты ее составляют.

17. Охарактеризуйте адаптационную, познавательную, социализи­
рующую, нормативную и трансляционную функции культуры.
Расскажите, каким образом они связаны друг с другом.

18. Расскажите, что представляет собой функция производства но­
вых, ранее не существовавших знаний, ценностей и норм. Как
эта функция взаимодействует с информационной функцией
культуры?


19. Объясните, в чем состоит значимость функции целеполагания в
культуре, покажите ее взаимосвязь с функциями мотивационной
и мобилизующей.

20. Расскажите, что представляет из себя сигнификативная функция
культуры. В чем, по Вашему мнению, состоит ее связь с комму­
никативной функцией?

21. Какую роль выполняет игровая функция культуры? Покажите, в
чем проявляется ее связь с релаксационной функцией.

22. Расскажите, какую роль выполняет свойственная культуре
функция накопления и передачи из поколения в поколение соци­
ального опыта.

23. Дайте характеристику воспитательной функции культуры. Рас­
скажите на примерах из литературы, кинофильмов, как эта функ­
ция реализуется.

24. Расскажите, почему именно человекотворческая функция явля­
ется самой важной и решающей в культуре. Раскройте на приме­
рах из жизни и литературы, в чем она выражается.

25. Покажите, какую роль играет культура в социальном структури­
ровании общества, в его социодинамике, в формировании и раз­
витии личности.

Понятийно-терминологическая игра

Цель игры: Изучить ключевые понятия и важнейшие термины,
раскрывающие сущность культуры и ее роль в развитии личности и
общества. <

Задачи игры |

1. Повысить познавательную активность и коммуникационные ]
способности студентов в процессе обучения. J

2. Привить студентам навыки организации и проведения дис-|
куссии на основе метода действия малых групп. |

3. Научить студентов самостоятельно проводить анализ поня-|
тийного аппарата по темам учебного курса. \

4. Адекватно оценивать интеллектуальный потенциал и уровень,
подготовки студентов по учебному курсу. i

Организация игры: студенческая группа подразделяется на дис-"
куссионные подгруппы по пять — шесть человек в каждой, а затем
выделенные подгруппы активно включаются в дискуссии. j

На первом этапе каждой подгруппе предлагается дать опреде- ] ление (устно) ключевых понятий по изучаемой теме: 1) культура, 2) духовная культура; 3) структурная архитектоника культуры;


I) социодинамика культуры; 5) типы культуры; 6) функции культуры; /) человекотворческая сущность культуры, а также важнейших тер­минов: система ценностей, народная культура, национальная культу­ра, массовая культура, элитарная культура, субкультура, контркуль-iypa, художественная культура.

На втором этапе каждая участвующая в дискуссии подгруппа получает термино-карту, состоящую из 6-8 ключевых понятий и тер­минов, содержащихся в данном учебном пособии. Они таковы:

Культура — это специфически человеческий способ деятельно­сти, направленный на созидание духовных и материальных ценно­стей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в соци­альном развитии человека, в его духовном мире.

Духовная культура — это совокупность нематериальных ценно­стей, созданных творчеством людей: идей, идеалов, символов, норм, правил, эталонов поведения, ритуалов, обычаев, традиций.

Структурная архитектоника культуры - структурное вопло­щение закономерностей строения, соотношения и взаимодействия ос­новных факторов, определяющих социодинамику развития культуры.

Социодинамика культуры — совокупность изменений, транс­формаций в историческом развитии культуры, смены в ней эпох, ме­тодов, стилей, форм.

Типы культуры — обобщенное выражение наиболее распро­страненных, повторяющихся, идеально-типических черт, особенно­стей и признаков, характеризующих определенную культуру и отли­чающих ее от других культур.

Функции культуры — значения и роли, выполняемые культурой по отношению к обществу как целостной системе, определенной общности (этнической, территориальной и т.п.), к определенной сфе­ре жизнедеятельности людей, к отдельной личности.

Человекотворческая сущность культуры — высшее предназна­чение культуры, воплощающееся в ее решающей роли в формирова­нии и развитии личности, ее духовного мира, жизненных позиций, смысложизненных установок, в духовном развитии общества, и одно­временно процесс творения ценностей культуры созидательной дея­тельностью человека.

Система ценностей — совокупность социально одобряемых и разделяемых большинством людей представлений о том, что свято для человека и общества, что такое добро и зло, прекрасное и без­образное, справедливость, любовь, дружба, благо и т.п., служащих) талоном, образцом и воплощаемых в ценностных ориентациях и по-иедении личности, социальной общности.



 



 



 


Литература

1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Мн., 2001. Гл. 12. Социология
культуры.

2. Вебер А. К вопросу о социологии государства и культуры // Культуроло­
гия. XX век. Антология. М, 1995.

3. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996.

4. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

5. Клакхон К. Универсальные категории культуры // Личность, культура,
общество. 2001. Г. III. Вып. 2 (8).

6. Комаров М.С. Культура и нормативная регуляция поведения // Введение
в социологию. М, 1994.

7. Линтон Р. Личность, культура и общество // Личность, культура, обще­
ство. 2001. Г. III. Вып. 7.

8. Моль А. Социодинамика культуры. М, 1973.

9. Орлов Э.А. Культура // Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М, 1995.

10. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения //
Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

11. Роль культуры в формировании личности / Под ред. Е.М. Бабосова. Мн.,
1980.

12. Смелзер Н. Социология. М., 1994. Гл. Культура.

13. Сорокин П.А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Об­
щество. М., 1990.

14. Уайт Л. Энергия и эволюция культуры. // Антология исследований куль­
туры. Т. I. СПб., 1997.


С


Раздел четвертый


СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ


Глава 24.


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных