Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социальные изменения 1 страница





 


24.1


Основные положения


1. С самого начала своего возникновения, со времен О. Конта,
социология изучает человека и общество не только в статике, но и в
динамике, в процессе социальных изменений. В обществе все изменя­
ется: экономическая система и социальная структура, социальные
ситуации и роли, религиозные доктрины, культурные ценности и
нормы и т.п. Все эти перемены в общественной жизни охватываются
понятием «социальные изменения».

2. Рассматриваемый феномен имеет такое определение: соци­
альные изменения - это совокупность многообразных перемен, про­
исходящих в обществе, в его социальной структуре, в социальных
общностях, группах, институтах, организациях, в социальных ста­
тусах и ролях отдельных личностей и групп, в их взаимодействиях
между собой и с любыми структурными компонентами общества.

3. Вся совокупность социальных изменений в зависимости от
их содержания подразделяется на пять основных типов:

 

1. Структурные социальные изменения включают в себя все
перемены, происходящие в различных социально-структурных ком­
понентах общества: в социальной, социально-территориальной, соци­
ально-культурной, этнонациональной, профессиональной структурах,
в структурах власти, в структурах господствующих ценностей и т.п.

2. Профессиональные социальные изменения охватывают все
многообразие перемен, происходящих в структуре профессиональ­
ной деятельности людей во всех сферах жизни общества — в матери­
альном производстве, культуре, науке, политике и т.п.; во взаимодей­
ствиях людей с различными социальными институтами - государст­
вом, образованием, религией и т.п.

3. Функциональные социальные изменения происходят во всех
функциях всех структурных компонентов общества — в его экономи-


ческой, политической, социальной, социокультурной подсистемах; в производственной, семейно-бытовой, образовательной и иных сферах деятельности, в процессе развития социальных институтов, организа­ций, общностей и отдельных личностей.

4. Мотивационные социальные изменения охватывают много­
образные перемены, происходящие в сфере мотивации индивидуаль­
ной и групповой деятельности людей, в какой бы области социальной
реальности они ни происходили.

5. Социокультурные изменения представляют собой сложный
многоуровневый процесс социокультурной динамики, в ходе которой
меняются не только системы ценностей, норм, образцов поведения,
но и сами основополагающие принципы культуры, ее «доминирую­
щие сверхсистемы» (П. Сорокин).

4. Социальные изменения охватывают все сферы общества, все виды многообразных перемен в нем, составляя сердцевину социаль­ной динамики общества. Эта социальная динамика отражается не только данным понятием, но и другими, близкими ему по значению: социальный процесс, социальное развитие, социальная эволюция, со­циальный прогресс и т.п.

Наиболее близким по значению к понятию «социальные изме­нения» является понятие «социальный процесс». Социальный процесс представляет собой совокупность действий социальных субъектов по достижению своих целей и осуществлению своих функций в различ­ных сферах общественной жизни, приводящих к ее изменению, а также результатов этих действий. Социальные изменения представ­ляют одну из важных сторон социального процесса, но не перекры­вают его целиком, поскольку в социальном процессе значительное место принадлежит простому воспроизводству уже существовавших ранее структур, функций, норм, стандартов поведения. Таким обра­зом, социальные изменения представляют очень важную, наиболее динамичную часть социальных процессов.

Очень близко по своему содержанию к понятию «социальные изменения» и понятие «социальное развитие». Но если социальные изменения могут быть позитивными и негативными, конструктивны­ми и деструктивными, т.е. разнонаправленными, то социальное раз­витие выражает собой вполне определенное направление социальных изменений. Социальное развитие - это необратимое, направленное изменение социальных объектов, в результате которого возникает их качественно новое состояние, воплощающееся в трансформации их состава или структуры, возникновении или исчезновении определен­ных их элементов и связей, изменении их функций. Например, поли­тическое развитие сопровождается существенными изменениями во


взаимодействии макро- и микрофакторов власти, а также социальных субъектов, осуществляющих властные функции.

Социальная динамика тоже очень близка по своим признакам к тому, что называют социальными изменениями. Однако это понятие является более широким по своему содержанию, чем понятие «соци­альные изменения». Включая в себя все содержание последнего, со­циальная динамика как понятие, кроме того, фиксирует основные факторы и причины социальных изменений, основное содержание социальных процессов, их прогрессивную или регрессивную направ­ленность, разнообразие деятельности субъектов этих изменений и процессов и результаты такой деятельности.

5. Рассмотрение основных компонентов социальной динамики дает основание для выделения различных типов социальных измене­ний в зависимости от того, какие субъекты и в каких масштабах осуществляют эти процессы. Наиболее важными типами социальных изменений по этим признакам являются:

1) Институциональные изменения, которые осуществляются
посредством деятельности социальных институтов — государства,
права, политических партий, систем образования, культуры, религии
и т.п. Примером крупномасштабных институциональных изменений
могут служить коренные преобразования политической и экономиче­
ской систем в постсоветских странах, осуществляемых государством,
правовой системой и другими социальными институтами этих стран.
Одновременно с этим происходят существенные изменения и в самих
социальных институтах — в содержании их деятельности, составе,
функциях и т.п.

2) Общностные социальные изменения охватывают не одну
или несколько сфер общественной жизни, как это происходит в про­
цессе институциональных изменений, а все подсистемы, структуры,
функции целостной системы общества, г.е. распространяются на все
общество. Такой именно характер носили изменения, происходившие
в процессе смены аграрно-ремесленного общества индустриальным,
социально-экономическим, политическим и духовным воплощением
которого стала замена феодализма капитализмом.

3) Инновационные изменения представляют собой возникнове­
ние новых
способов и результатов деятельности людей в различных
сферах общества. Такие изменения чаще всего вызываются новейши­
ми достижениями в науке, культуре, но они могут возникать и в ре­
зультате развития религиозных доктрин. Выдающийся немецкий со­
циолог М. Вебер, например, раскрыл важнейшую инновационную
роль протестантской этики в становлении духа капитализма, возник­
новении капиталистической экономической системы.


4) Эволюционные социальные изменения представляют собой
постепенные, преимущественно количественные перемены, как пра­
вило, необратимого характера, протекающие в различных социальных
системах и общностях - в экономике, политике, культуре, образова­
нии и т.п. Эволюционные изменения могут быть социально органи­
зуемы и регулируемы. В этом случае они приобретают характер соци­
альных реформ.
Примером таких преобразований может служить ре­
формирование экономической системы постсоветского общества в
Беларуси, России и других странах СНГ на путях становления в них
рыночной экономики.

5) Революционные социальные изменения коренным образом
отличаются от эволюционных. Это изменения: а) не количественного,
а качественного характера, направленные на радикальные преобразо­
вания социальной системы, будь это экономика, политическая систе­
ма или научная теория; б) органически связаны с кризисом и без на­
растания кризисных явлений (в политике, науке и т.п.), как правило,
не происходят; в) охватывают не второстепенные, а основные струк­
туры и функции изменяемой системы; г) чаще всего (а в политике —
всегда) опираются на насилие.

6) Циклические социальные изменения, последовательность ко­
торых складывается в определенный круговорот, совершаются в те­
чение некоторого промежутка времени. Так происходит процесс воз­
никновения, развития, увядания и исчезновения цивилизаций (напри­
мер, античной или цивилизации майя), циклический характер носит и
социодинамика смены различных поколений людей.

7) Трансформационные социальные изменения происходят то­
гда, когда существующая социальная система утрачивает устойчи­
вость и стабильность, вступает в полосу глубокого кризиса, а затем
совершается более или менее сложный и болезненный переход к но­
вой социальной системе.

8) Глобальные социальные изменения охватывают разнородные
преобразования в технике, технологии, экономике, информационных
процессах, превращающие своим совокупным действием мировое
социальное пространство в единую глобальную систему, в которой
беспрепятственно перемещаются информационные потоки, капиталы,
ценности, товары и услуги, стандарты поведения и люди.

6. Социальные изменения столь разнообразны, что существует еще один ракурс их типологизации - разделение этих изменений на определенные типы в зависимости от направленности осуществляю­щихся перемен. По этому признаку социальные изменения распреде­ляются на два типа:


1) Прогрессивные социальные изменения имеют такую направ­
ленность, при которой осуществляется переход от нижнего уровня
развития социальной системы к высшему ее уровню или к новой, го­
раздо более совершенной социальной системе, обладающей более
сложно организованной структурой и более эффективными функция­
ми. Именно такой характер имели изменения, происходившие в об­
ществе в процессе перехода от доцивилизационной, архаичной стадии
развития человечества к цивилизованной, наступившей 9—10 тысяч
лет назад, или при переходе от аграрно-ремесленного типа общества к
индустриальному его типу примерно 250-300 лет тому назад.

2) Регрессивные социальные изменения имеют такую направ­
ленность, которая воплощается в переходе от высшего к низшему, в
процессах деградации, застоя, упадка, возвращения к изжившим себя
социальным структурам и функциям. Типичным проявлением регрес­
сивных изменений стало утверждение в 30-х годах XX столетия фа­
шистского режима в Германии.

 

7. Между прогрессом и регрессом существует не только связь
противоположностей, но и гораздо более многообразная взаимозави­
симость. С одной стороны, отдельные регрессивные изменения могут
происходить в рамках общего прогрессивного развития социальной
системы; с другой — при нарастании регрессивных изменений систе­
мы в целом, отдельные ее структурные компоненты или функции мо­
гут сохранять и даже усиливать прогрессивное направление развития.

8. Многие мыслители, начиная с Жана Жака Руссо, считают,
что научно-технический прогресс при всех положительных последст­
виях для развития общества приводит не к улучшению, а к регрессу
нравов, нравственности. И хотя некоторые социологи отрицают нали­
чие прогресса (О. Шпенглер) или сомневаются в его наличии (И. Вал-
лерстайн), основная линия мирового социального развития включает
в себя в качестве важного компонента прогрессивные социальные
изменения.

Практические задания

1. На основе ознакомления с учебной литературой дайте опре­деления и запомните следующие ключевые понятия: Социальные изменения. Социальный процесс. Социальное развитие. Социальная динамика. Типы социальных изменений



 


6. Расскажите, какие типы социальных изменений можно выделить
в зависимости от их направленности.

7. Охарактеризуйте взаимозависимость прогрессивных и регрес­
сивных социальных изменений.

8. Расскажите, какие точки зрения на социальный прогресс сложи­
лись в истории общественной мысли. Какие высказывания на
этот счет существуют в настоящее время. Как Вы считаете, име­
ется прогресс в развитии человека или он отсутствует?

9. Охарактеризуйте особенности трансформационных изменений,
происходящих в современном постсоветском обществе.

24.4 I Литература

1. Бабосау ЯМ. Трансфармацыя сацыяльнай структуры Беларуси у працэсе
станау\пення яе дзяржаунасщ // Беларусь на шляху дэмакратызацьп. Мн.,
1996.

2. Бабосов Е М. Трансформация цивилизационно-культурного пространст­
ва в постсоциалистическом обществе // Восточная Европа: политический
и социокультурный выбор. Мн., 1994.

3. Валлерстайн И. Социальное изменение вечно? Ничто никогда не изменя­
ется? // Социологические исследования. 1997. №1.

4. Данилов А.Н. Переходное общество. Проблемы системной трансформа­
ции. Мн., 1997.

5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы экономической конъюнктуры // Про­
блемы экономической динамики. М., 1989.

6. Москвичев Л.Н. Социальные изменения и социальная стабильность //
Социология / Под ред. Г.В. Осипова. М., 1996. Гл. X.

7. Парсонс Т. Функциональная теория изменения // Американская социоло­
гическая мысль. Тексты. М., 1996.

8. Сорокин П. Кризис нашего времени // Человек. Цивилизация. Общество.
М., 1992.

9. Фролов С.С. Виды социальных изменений // Социология. М., 1996.
Гл. 14

10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1996 г.


Социальные взаимодействия


25.1


Основные положения


1. В своей жизнедеятельности все люди постоянно взаимодей­
ствуют друг с другом. Личность любого человека представляет сово­
купность тех социальных качеств, которые сформировались и разви­
лись в определенных сетях межличностных взаимодействий. Общаясь
со сверстниками, родственниками, знакомыми, со случайными попут­
чиками, каждый человек осуществляет определенные социальные
взаимодействия.
В процессе взаимодействия производится: I) вос­
приятие
людьми друг друга; 2) взаимная оценка друг друга; 3) совме­
стное действие
— сотрудничество, соперничество, конфликт и т. п.

2. Определение рассматриваемого феномена таково: социаль­
ное взаимодействие
это система социально обусловленных индиви­
дуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной
зависимостью, при которой поведение одного из участников являет­
ся одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных

3. Выделяются четыре основных признака взаимодействия:

 

1) Предметность - наличие внешней по отношению к взаимо­
действующим индивидам или группам цели, причины, предмета и
т.п., которые побуждают их взаимодействовать.

2) Ситуативность - достаточно жесткая регламентация взаи­
модействия с конкретными условиями той ситуации, в которой этот
процесс протекает: поведение друзей на работе, в театре, на стадионе,
на загородном пикнике существенно отличается.

3) Эксплицирование — доступность для стороннего наблюдателя
внешней выраженности процесса взаимодействия, будь это работа на
заводе, игра или танцы.

4) Рефлективная многозначность - возможность для взаимо­
действия быть проявлением как основных субъективных намерений,
так и неосознаваемым или осознаваемым следствием совместного
участия людей в межиндивидуальных или групповых видах деятель­
ности (например, совместная работа).

4. Процесс взаимодействия имеет две стороны. Объективная
его сторона - это связи, не зависящие от отдельных личностей или
групп, но опосредующие и регулирующие содержание и характер их
взаимодействия (например, содержание совместного труда на пред­
приятии). Субъективная сторона — это сознательное, нередко эмоцио­
нально окрашенное отношение индивидов друг к другу, основанное
па взаимных ожиданиях соответствующего поведения.


5. Социальный механизм взаимодействия достаточно сложен. В
простейшем случае он включает в себя следующие компоненты:
1) индивиды (или их группы), совершающие определенные действия
по отношению друг к другу; 2) изменения во внешнем мире, совер­
шаемые этими действиями; 3) изменения во внутреннем мире участ­
вующих во взаимодействии индивидов (в их мыслях, чувствах, оцен­
ках, стремлениях и т.д.); 4) влияние этих изменений на других инди­
видов; 5) обратная реакция последних на такое влияние.

6. Способ взаимодействия индивида с другими индивидами и
социальными группами определяется усвоением и преломлением со­
циальных ценностей, норм и стандартов поведения в сознании и чув­
ствах взаимодействующих людей, в их реальных действиях.

7. В реальной жизни существует чрезвычайно обширное разно­
образие взаимодействий. Но в этом многообразии выделяются два
основных типа взаимодействия:

 

1) сотрудничество, существующее в тех случаях, когда про­
движение каждого из партнеров к своей цели способствует или, по
крайней мере, не препятствует реализации целей остальных партне­
ров;

2) соперничество, при котором достижение цели одним инди­
видом затрудняет или исключает осуществление целей другими уча­
стниками взаимодействия.

8. Проблемы социального взаимодействия активно исследова­
лись Г. Зиммелем, П. Сорокиным, Дж. Хомансом, Т. Парсонсом,
Р. Мертоном и другими социологами. П. Сорокин, в частности, счи­
тал, что в обществе все его члены находятся между собой в процессе
взаимодействия, т.е. оказывают друг на друга определенное влияние.
При этом происходят три процесса взаимного обмена:

1) Обмен между взаимодействующими индивидами различными
идеями — религиозными, научными, художественными и т.п.

2) Обмен волевыми импульсами, когда люди объединяют свою
волю, действия и т.п. для достижения определенных целей - коммер­
ческих, хозяйственных, научных, благотворительных и т.д.

3) Обмен чувствами, возникающими на почве любви, состра­
дания, ненависти; в процессе созерцания драмы, при религиозном
обряде и т.п.

9. Дж. Хоманс рассматривал процесс взаимодействия как еди­
ный поток, в котором неразрывными узами соединены личность и
социальная система. Эта связь включает в себя четыре основных эле­
мента: 1) деятельность; 2) чувства; 3) взаимодействия; 4) нормы. Сис­
темообразующим фактором интеграции этих элементов выступает


взаимодействие, образующее реальный фундамент общественной жизни.

10. В процессе взаимодействия, согласно Дж. Хомансу, реали­
зуются четыре принципа. 1) чем чаще поступок вознаграждается, тем
чаще он повторяется; 2) если в прошлом в определенной ситуации име­
ло место вознаграждение, люди стремятся снова создать такую ситуа­
цию; 3) чем больше вознаграждение, тем больше люди готовы затрачи­
вать усилий для его получения; 4) когда потребности человека почти
полностью удовлетворяются, он в меньшей мере стремится приложить
усилия для их удовлетворения.

11. Т. Парсонс исходил из того, что действия индивидов не бы­
вают единичными и дискретными, они организованы в системе. В про­
цессе взаимодействия складывается определенная структура потребно-
стных диспозиций участвующих в нем партнеров. Чем больше участ­
ников взаимодействия, тем больше в их взаимоотношениях возникает
неопределенностей. Из них семь являются наиболее типичными:

1)У взаимодействующих индивидов могут существовать раз­личные представления объектов действия - людей, предметов, про­цессов и т.п., отсюда возникает проблема коммуникативного или символического порядка («общего языка»).

2) Когда во взаимодействии участвует множество индивидов,
может возникнуть проблема временной упорядоченности их действий.

3) Участники взаимодействия могут наделять символические
представления об объектах различными субъективными или противо­
речащими одно другому значениями, что порождает проблему раз­
личных смыслов, вкладываемых разными участниками в те или иные
объекты.

4) Существует опасность, что акторы (участники взаимодейст­
вия) станут претендовать на обладание одними и теми же объектами,
в результате чего может возникнуть проблема дефицита ситуацион­
ных ресурсов, т.е. проблема экономического порядка.

5) Неопределенность в процессе взаимодействия может воз­
никнуть и в том случае, когда появляется возможность для каждого
актора помешать другому в достижении цели, поэтому существует
проблема контроля над действиями других, или проблема политиче­
ского
порядка.

6) Во взаимодействии возможна неопределенность из-за час­
тичной противоречивости в понимании нормативных стандартов или
даже несовместимости таких стандартов, — тогда возникает пробле­
ма нормативного порядка.

7) В процессе развертывания взаимодействия могут оказаться
конфликтующими, несовместимыми или взаимоисключающими мо-


 


тивационные нужды акторов, — отсюда возникает проблема мотивационного характера.

Т. Парсонс считал, что система действия, складывающаяся в демократическом обществе, является действенным механизмом уменьшения неопределенностей, возникающих в процессе социально­го взаимодействия, однако полное устранение таких неопределенно­стей невозможно в принципе.

12. Дж. Mud и Г. Блумер рассматривали взаимодействие как
процесс коммуникации, представляющий собой значимое взаимодей­
ствие. Но чтобы этот процесс осуществлялся с желаемой эффективно­
стью, необходимо, по словам Дж. Мида, «поставить себя на место
другого человека», т.е. «принять роль другого». Взаимодействие - это
и есть процесс взаимного принятия ролей взаимодействующих парт­
неров.

13. Многообразие социальных взаимодействий с точки зрения
субъектов этих процессов и масштабов последних подразделяются
на пять основных типов:

 

1. Межличностные (межиндивидуальные).

2. Внутригрупповые.

3. Межгрупповые.

4. Внутрисистемные.

5. Межсистемные.

 

14. В межличностном взаимодействии осуществляются процес­
сы восприятия, ожидания, выполнения слов, обещаний, действий, ро­
лей и т. п. двух, трех, четырех взаимодействующих индивидов, их вза­
имная оценка, ответная реакция в виде соответствующих поступков.

15. Еще более сложными оказываются процессы внутригруп-
пового
взаимодействия. В них наряду с перечисленными элементами
межличностных взаимодействий включаются еще пять видов взаимо­
действий:

 

1) статусно-позиционные;

2) ценностно-нормативные;

3) сплоченности (интеграции);
4)дезинтеграции;

5) лидерства и принятия решений.

16. Межгрупповое взаимодействие еще более усложняется и
включает в себя в полном объеме элементы межличностного и внут-
ригруппового взаимодействия. Но все эти элементы усиливаются дру­
гими видами содействия или противодействия, характерными для
взаимоотношений между различными социальными группами. Сюда
входят такие виды взаимодействий:



1)кооперация;

2) ассимиляция;

3) приспособление;

4) нейтралитет (дружественный, холодно-враждебный);

5) соперничество(конкуренция);

6) конфликт;

7) подавление.

17. Внутрисистемные взаимодействия поднимаются на сле­
дующую, еще более усложненную ступень многогранности. Сюда
входят компоненты и межличностных, и внутригрупповых, и меж­
групповых взаимодействий. Но все они начинают группироваться
вокруг нескольких видов взаимодействий, специфических именно для
социальной системы. Они таковы:

1) эмерджентность (несводимость целостности системы к сум­
ме ее частей);

2) операциональная замкнутость (определяемость функциони­
рования системы ее внутренними состояниями);

3) саморефлексивность (включение самой себя в предмет рас­
смотрения);

4) интеграция;

5) дифференциация;
6)дезорганизация;

7) хаотизация;

8) упорядочение (становление порядка из хаоса).

18. Межсистемные взаимодействия становятся еще более мно-
'гообразными и сложными. В них включаются компоненты всех ранее

рассмотренных типов взаимодействий. Однако эти процессы допол­няются и преобразуются новыми трансформационными процессами, характерными только для межсистемных объектов. Одним из наибо­лее существенных в этой совокупности взаимодействий становится процесс глобализации, который будет проанализирован дальше, в гла­ве 33 данного учебного пособия.

Практические задания

1. На основе изучения учебной литературы дайте определения и запомните следующие ключевые понятия: Взаимодействие. Признаки взаимодействия. Механизм взаимодействия. Способ взаимодействия.



 


ального явления или общества, поскольку они не влияют друг на дру­га. Под «значением» нужно понимать «все то, что для одного созна­ния выступает как знак чего-то иного». Значимое взаимодействие — это любое взаимодействие, в котором влияние, оказываемое одной частью на другую, имеет значение или ценность, возвышающиеся над чисто физическими и биологическими свойствами соответствующих действий. Если взаимодействие не является значимым в этом смысле, если оно не представляет собой социокультурное явление, но есть лишь чисто физическое или биологическое явление -это нормальный объект изучения для физики или биологии, но не для социологии или социальных наук. Если человек убивает другого человека, то физико-химические свойства ружья, траектория пули, сила, с которой она ударила по жертве, биологические аспекты раны или пораженных пулей органов, причина смерти и тому подобное являются нормаль­ными сюжетами исследования для специалистов в области физики, химии и биологии. Когда такое взаимодействие приобретает значение или ценность «убийства», или "непредумышленного убийства, или «героического действия» в уничтожении врага на войне, или «дейст­вия самообороны», оно становится социокультурным, или надоргани-ческим, явлением и попадает в сферу рассмотрения криминолога, со­циолога или обществоведа. Таким же образом, если взаимодействие состоит в половом акте, то по своим чисто физическим свойствам оно не составляет социокультурного явления. В случаях проституции, изнасилования или инцидента в супружеских отношениях взаимодей­ствие между людьми может быть идентичным биологически, однако в каждом из этих случаев оно приобретает ценность или значение, воз­вышающееся над биофизическими факторами, и становится значи­мым. Акт погружения ножа в тело человека, взятый без привнесенной ценности или значения, не является социокультурным явлением. Его биофизические свойства изучаются не социальными, а биофизиче­скими науками. Лишь когда он рассматривается как «акт убийства», как «хирургическая операция», как «акт войны» или как «религиозная жертва богам», он становится социокультурным явлением, хотя во всех этих совершенно разных социокультурных значениях биофизи­ческий аспект может оставаться по сути идентичным.

Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия со­стоит из трех компонентов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других, которые определяют его конкрет­ный абрис. Эти компоненты включают в себя: 1) мыслящих, дейст­вующих и реагирующих людей, являющихся субъектами взаимодей­ствия; 2) значения, ценности и нормы, благодаря которым индивиды взаимодействуют, осознавая их и обмениваясь ими; 3) открытые дей-


ствия и материальные артефакты как двигатели или проводники, с помощью которых объективируются и социализируются нематери­альные значения, ценности и нормы.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных