Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЛИЧНОСТЬ, КУЛЬТУРА И ОБЩЕСТВО В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ РАССМОТРЕНИИ 3 страница




9. Комаров М.С. Национально-этнические общности и отношения // Введе­
ние в социологию. М, 1994. Гл. 4, §5.

 

10. Национальный состав населения Республики Беларусь и распространен­
ность языков. Статистический сборник. Т. 1. Мн., 2001.

11. Пшпенка М. Ф. Старажытныя этшчныя супольнасщ на тэрыторьп Бела-
pyci // Беларусь на мяжы тысячагоддзяу. Мн., 2000.

12. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы ("Круглый
стол") // Социологические исследования. 1997. №№1, 2.


rnaeaiS,


 

Социальные организации


Основные положения

1. Термин "организация" употребляется в нескольких значени­ях. Его употребляют, когда говорят 1) об организованной, определен­ным образом упорядоченной деятельности людей; 2) о степени внут­ренней упорядоченности, согласованности частей единого целого (например, деятельность цехов одного завода; 3) об определенном элементе социальной структуры общества. Именно третье значение данного термина чаще всего употребляется в социологии.


2. В социологии принято деление организаций на формальные
и неформальные.
Под неформальными организациями понимается
система межличностных связей, возникшая на основе взаимного ин­
тереса индивидов друг к другу без соотнесенности с функциональны­
ми нуждами, т.е. непосредственная, стихийно возникающая общность
людей (товарищеская компания, объединение по любительских инте­
ресам и т.п.).

3. В наибольшей степени социологов интересуют формальные
организации. Существенные признаки формальной организации со­
стоят в следующем:

 

1) Наличие определенной цели действия данной организации.

2) Совокупность функциональных положений, занимаемых
членами данной организации, воплощаемых в свойственных им со­
циальных статусах (должностях) и ролях.

3) Конкретное воплощение соотношения этих статусов (пози­
ций) через распределение отношений власти и подчинения.

4) Совокупность правил и норм, регулирующих отношения
между людьми, занимающими определенные статусы в данной орга­
низации и выполняющими определенные роли в ней.

5) Формализация значительной части целей функций данной
организации и нормативная регуляция поведения, отношений между
членами данной организации (устав предприятия, например).

4. Формальная организация обладает определенной структурой.
Социальная структура организации определяется тремя основными
факторами:

1) целями и функциями;

2) ценностно-нормативными стандартами;

3) иерархической упорядоченностью социальных статусов и ролей.

5. В процессе своего функционирования социальная организа­
ция вырабатывает два ряда требований: один из них - требования
организации к входящим в ее состав индивидам, а другой - требова­
ния к организации. Требования организации к индивидам состоят в
следующем:

1) активная и эффективная деятельность, направленная на ус­
пешное достижение цели, стоящей перед организацией;

2) требования к индивидам формулируются безотносительно к
их личностным особенностям, т.е. как безличностные (университет,
например, предъявляет свои требования к студентам, независимо от
особенностей личности каждого из них);

3) требования предъявляются к индивидам как к членам опре­
деленной социальной общности (скажем, требования к студентам оп-


ределенного вуза, определенного факультета, определенного курса и т.п.).

6. Требования со стороны индивида к организации таковы:

1) обеспечение устойчивости социального положения данного
индивида;

2) возможность самоутверждения индивида в обществе как
члена данной организации (члена партии, религиозной общины, фут­
больного клуба и т.д.);

3) обеспечение условий (социальных, бытовых, культурны и
т.п.) для его саморазвития как личности.

От взаимодействия и взаимоудовлетворения этих требований зависит устойчивость данной организации, динамика и эффектив­ность ее деятельности

7. Формальная организация обладает характерными чертами
(особенностями). Суть их такова: формальная организация

рациональна, т.е. формируется и действует в соответствии с
принципами целесообразности, рациональности, сознательного дви­
жения к цели;

безпичностна, т.е. нейтральна к индивидуальным личност­
ным особенностям своих членов, поскольку рассчитана на их взаимо­
отношения, устанавливаемые по составленной программе (например,
отношения между солдатами и офицерами в армии, между директо­
ром, инженерами, бухгалтерами, рабочими на заводе и т.д.);

• предусматривает и регулирует только служебные отношения;

• подчинена в своей деятельности и во взаимодействии с
внешним миром, а также во взаимодействии своих членов функцио­
нальным целям;

• обладает (в большинстве случаев) административным пер­
соналом,
ответственным за поддержание устойчивости организации,
координацию взаимодействий ее членов и эффективность ее деятель­
ности как социального целого.

 

8. Все изложенное дает основание для определения рассматри­
ваемой социальной общности. Социальная организация - это такая
общность людей, которая складывается в определенную Систему от­
ношений и взаимодействий индивидов для достижения определенных
целей посредством распределения функциональных обязанностей,
координации усилий и соблюдения определенных правил сотрудни­
чества в процессе функционирования системы управления.

9. Важное значение имеет типология организаций. Можно выде­
лить следующие, наиболее часто встречающиеся типы организаций.

 

1) Добровольные ассог^иации.

2) Производственно-хозяйственные.


3) Кредитно-финансовые.

4) Научно-исследовательские.

5) Учреждения здравоохранения и социального обеспечения.

6) Учреждения культуры и досугового обслуживания населения

7) Учреждения правоохранительных органов.

8) Организации вооруженных сил.

9) Административно-управленческие организации

10. Формальная организация предполагает управленческую
деятельность. Наиболее четко принципы последней разработал М
Вебер
в своей теории бюрократии. Ее основные пункты таковы:

1) Задачи организации распределены как официальные обязан­
ности
сотрудников.

2) Занимаемые сотрудниками позиции (должности) организо­
ваны в иерархическую структуру власти и подчинения. Такая иерар­
хия имеет форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо от­
ветственно перед выше стоящими как за свои собственные решения и
действия, так и за действия своих подчиненных и в которой каждое
должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже
его на служебной лестнице.

 

3) Решения и действия должностных лиц управляются фор­
мально установленной системой правил и инструкций.

4) Формальная организация располагает специальным админи­
стративным штатом,
в задачу которого входит обеспечение ее эф­
фективного функционирования.

5) Должностные лица в своих контактах с клиентами и други­
ми должностными лицами обязаны руководствоваться безличностной
ориентацией.
Безличность и бесстрастность призваны предохранять
рациональность суждений и действий сотрудников при выполнении
ими своих обязанностей от влияния личных чувств и настроений.

6) Наем организацией сотрудника предусматривает его про­
движение по службе:
при хорошей работе должны создаваться усло­
вия и возможности продвижения сотрудника вверх по служебной ле­
стнице.

7) Формальная организация призвана развивать "корпоратив­
ный дух" среди служащих, формировать у них высокую степень ло­
яльности к организации, стремление неуклонно следовать установ­
ленным правилам и нормам. Это должно стимулировать интенсивную
деятельность сотрудников в интересах организации.

11. В системе организаций существуют так называемые слож­
ные
организации, включающие в себя довольно многочисленные и
разнообразные подразделения, например, Минский автомобильный
завод включает в себя отдел главного технолога, отдел маркетинга,


множество разнообразных цехов и т.д. В таких организациях система управления функционирует на различных уровнях.

12. Американский социолог Т. Парсонс выделил три уровня
управления в таких организациях. Руководители низового звена (опе­
рационные руководители) осуществляют контроль за выполнением
производственных заданий, отвечают за непосредственное использо­
вание выделенных людских, финансовых, материально-технических и
иных ресурсов. Типичные представители низового звена управления -
мастер смены, старшая медсестра, сержант и т.п. Второй уровень
управления осуществляется руководителями среднего звена, которые
возглавляют подразделения или отделы в организациях. Это - на­
чальники цехов, деканы, руководители отделений, офицеры от лейте­
нанта и выше. Над ними возвышается слой руководителей высшего
звена
- директор завода, ректор вуза, генералы, министры.

13. Эффективность деятельности организации в решающей
степени зависит от ее взаимодействия с внешней социальной средой.
Эта среда включает в себя экономические условия, социальную
структуру общества, систему образования и подготовки кадров, мате­
риальное и духовное благосостояние населения, технологические сис­
темы и т.п.

14. Организация не только испытывает влияние внешней сре­
ды, но и своей деятельностью способна оказывать обратное влияние
на среду, иногда очень существенное.

Практические задания

1. Найдите в тексте Учебного пособия определения следующих
ключевых понятий и запомните их.

Формальная организация. Типы организации. Признаки организации. Теория бюрократии. Особенности организации. Уровни управления. Внешняя среда.

2. Чтобы усвоить содержание данной главы, Вы должны понять
и запомнить смысл следующих важнейших терминов


Структура организации. Требования организации к индивидам. Требования индивида к организации.


Влияние среды на организацию. Влияние организации на среду


134



 


6. Раскройте сущность тех требований, которые индивид предъяв­
ляет к организации, в структуру которой он вступает.

7. Охарактеризуйте основные особенности организации.

8. Приведите определение социальной организации.

9. Опишите основные типы социальных организаций, раскройте
специфику их деятельности.

 

10. Охарактеризуйте основные принципы теории бюрократии, раз­
работанной М. Вебером, покажите, каким образом эти принципы
применяются в управлении организациями.

11. Расскажите, какие организации называются сложными, покажите
их особенности.

12. Охарактеризуйте основные звенья (уровни) управления сложны­
ми организациями.

13. Покажите, каким образом внешняя социальная среда влияет на
деятельность организации. Какие факторы такого влияния наи­
более существенны?

14. Расскажите, каким образом организация своими действиями мо­
жет оказывать влияние на окружающую среду. Приведите при­
меры положительного и отрицательного влияния организации на
внешнюю среду.

15. Теперь ответьте на несколько тестов — задач для того, чтобы
более конкретно представить, каким образом следует реагиро­
вать управленческому персоналу организации на происходящие
во внешней среде либо в самой организации различные измене­
ния, подчас неожиданные.

Тестовые задания

1. Управление организацией

Нынешний этап исторического развития называют периодом сложных политических, социальных и экономических процессов. Происходящие нежданно-негаданно изменения затрагивают управле­ние не только в области окружающей среды, техники и экономики, но и в области социального и политического развития. В такой обста­новке исключительно важное значение приобретает умелый и свое­временный учет этих изменений и принятие соответствующих мер высшим эшелоном управляющих.

Какое из указанных ниже мероприятий целесообразно, по Ва­шему мнению, осуществить управляющим, чтобы оптимально от­реагировать на неожиданные изменения ситуации?



 


го звена; "Б"

Правильное решение - вариант "А" - для управляющих средне-для управляющих низшего звена; "В" - для управляю­щих высшего эшелона.

3. Тяга к труду

В каком из приводимых ниже случаев проявляется сознатель­ность людей по отношению к труду.

A. В сложных условиях жизни любой будет трудиться с энтузи­
азмом. Однако как только появляются свободное время и жизненный
комфорт, возникает тяга не к работе, а к развлечениям.

Б. Когда человек достигает определенного уровня жизни, у не­го появляется свободное время, для него работа становится не только источником дохода, но и средством удовлетворения духовных и ин­теллектуальных запросов.

B. Когда в жизни появляется достаток и она протекает с ком­
фортом, человек ищет развлечений, удовольствий. В этом случае он
теряет всякий интерес к работе и тем более стремится избежать труд­
ностей.

Правильное решение - вариант "Б".

4. Чувство принадлежности к организации

Культивирование у сотрудников сильного чувства принадлеж­ности к организации или месту работы является не только эффектив­ным "закрепляющим" фактором, но и очень важным с точки зрения стимулирования трудолюбия. Какой из приводимых ниже примеров является в этой связи наиболее приемлемым для стимулирования трудолюбия?

A. При определении целей работы в организации, а также при со­
ставлении рабочих планов, надо делать так, чтобы подчиненные по мере
возможности принимали в этом участие, высказывали свое мнение.

Б. Необходимо, насколько это возможно, избегать того, чтобы за­ставлять подчиненных выполнять непосильную работу или давать им нагоняй. Надо проявлять постоянную заботу о каждом подчиненном.

B. Установить строгий порядок на рабочих местах и самому как
управляющему соблюдать его, показывая пример остальным. Одно­
временно надо заставлять подчиненных соблюдать установленный
порядок и не допускать самовольных действий.

Правильное решение - вариант "А".

Источник: В.А. Пронпиков, И.Д. Ладаков. Управление персоналом в Японии. М., 1989. С. 184-192.


6.

7.

9. 10. 11.


Литература

Беляева Н. Ю. Гражданские ассоциации и государство // Социологиче­ские исследования. 1995. № 11.

Блау П. Исследование формальных организаций // Американская социо­логия. Перспективы, проблемы, методы. М., 1972. Гвишиани Д. М. Организация и управление. М., 1972. Комаров М. С. Формальная организация. Феномен бюрократии в совре­менном обществе // Введение в социологию. М, 1994. Мескон М. X., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента. М, 1992. Ч. 1.Гл. 1,3,4.

Пригожий А. И. Социология организаций. М., 1980.

Пронинов В. А., Ладанов И Д. Управление персоналом в Японии. Очер­ки. М, 1989.

Ро О. С. Передовые технологии коммуникации и организации. // Социо­логические исследования. 2001. №2. Смелзер Н. Организации // Социология. М, 1994. Фролов С. С. Социальные организации // Социология. М.,1996. Щекин П. В. Практическая психология менеджмента. Гл. 1. Современ­ные концепции управления. Управленческие тесты.


 


Глава 19.


 

Социальные институты


 


19.1


Основные положения


1. Одним из важнейших общественных объединений, рацио­нально упорядоченных в своих целях и средствах и обеспечивающих относительную устойчивость социальных отношений и взаимодейст­вий в обществе, является социальный институт. Макс Вебер выделил две характерные особенности социального института:

1) Социальный институт предстает как совокупность людей, в
которую они зачисляются на основании объективных данных - про­
фессия, уровень образования, наличие определенных знаний, навы­
ков, умений и т.п.

2) Наличие в социальном институте рациональных установок,
правил, норм, которым надлежит следовать всем субъектам, входя­
щим в состав этого института, и специфического аппарата, осуществ­
ляющего санкции, регулирующие соблюдение установленных в нем
норм и правил, в том числе и принуждение.


2. Социальные институты обладают следующими признаками:

1) Наличие более или менее определенной цели (целей) своей
деятельности.

2) Наличие определенных функций, обеспечивающих достиже­
ние поставленной цели (целей).

3) Четкое распределение социальных позиций (статусов) и ро­
лей, функций, прав и обязанностей, типичных именно для данного
института.

4) Особый тип регулирования взаимоотношений, система опре­
деленных установлений, предписаний, норм, правил, которым долж­
ны следовать индивиды, участвующие в деятельности данного инсти­
тута.

5) Система санкций, обеспечивающих поощрение желаемого и
осуждение, пресечение, подавление отклоняющегося поведения.

3. Значительная часть признаков социального института совпа­
дает с признаками социальной организации. Такое совпадение объяс­
няется тем, что социальный институт представляет собой особый тип
социальной организации. Однако институт имеет и такие существен­
ные признаки, которые отличают его от организации. Они таковы:

1) Действия индивидов и их групп в рамках социального инсти­
тута в своих целях и средствах их достижения упорядочены приня­
тыми в данном институте установлениями (т.е. тем, что установлено,
превращено в норму, закон), определяющими их обязанности. Если
же возникают расхождения между поступками и обязанностями, а
определенные индивиды не желают повиноваться существующим
установлениям, в действие вступает аппарат принуждения, которым
регулируют соответствующие типы поведения.

2) Социальный институт представляет собой относительно ус­
тойчивый и долговременно действующий тип взаимодействий и по­
ведения людей, что отличается от многих организаций. Например,
церковь как социальный институт функционирует на протяжение сто­
летий и даже тысячелетий, а тайные организации декабристов в Рос­
сии просуществовали 10-15 лет.

3) Социальный институт - крупномасштабная общность людей,
которая в отличие от организации имеет широко разветвленную, ие-
рархизированную структуру, включающую в себя систему организа­
ции местного, регионального и общестранового уровня. Такова, на­
пример, структура государства как сложного социального института,
имеющие свои страновые, региональные и местные органы власти.

4) Социальный институт располагает необходимыми кадрами,
материапьными ресурсами и условиями, обеспечивающими успешное


мыполнение нормативных установлений и предписаний, а также эф­фективное осуществление нормативного контроля.

5) Социальный институт располагает целостной системой стан­дартов поведения конкретных лиц в типичных ситуациях, обязатель­ных для всех включенных в его состав индивидов и групп в целях ус­пешного осуществления функций данного института.

4. Определение рассматриваемого феномена гласит: "Социаль­
ный институт — это сравнительно высокоорганизованная система
социальных отношений и взаимодействий, отличающаяся устойчи­
вой coifuajibnoii структурой, глубокой интегрированностъю своих
элементов, многообразием и динамичностью их функций, наличием
рационально установленных стандартов поведения, предопределен­
ных содержанием решаемых задач.

Социальные институты отличаются четким разграничением со­циальных статусов и ролей, функций, полномочий и ответственности каждого из субъектов взаимодействия, согласованностью их действий, регуляцией этих действий и контролем за их осуществлением. Благода­ря этому в обществе обеспечивается значительная предсказуемость поведения людей в определенных обстоятельствах, стабильность и ус­тойчивость социальных связей и самой структуры общества.

5. Важное значение имеет типологизация социальных институ­
тов. В зависимости от жесткости и способов регламентации их дея­
тельности они подразделяются на формальные и неформальные. Фор­
мальные институты отличаются тем, что взаимодействие между субъ­
ектами в них осуществляется на основе формально оговоренных уста­
новлений, правил, норм, положений (воинский устав, кодекс чести дво­
рянина, клятва Гиппократа и др.), а выполнение определенных обязан­
ностей связано с разделением труда и профессионализацией выполняе­
мых функций; осуществляется управление совершаемыми действиями
и контроль над ними. Неформальные социальные институты, хотя и
регулируются в своей деятельности определенными нормами и прави­
лами, не обладают жесткой регламентацией, а взаимоотношения в них
не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов и т.п.
Примером здесь может служить дружба, которой присущи такие нор­
мы, как доверие, верность, преданность и др., но регламентация друже­
ских отношений не носит формального характера.

6. В зависимости от содержания и направленности деятельно­
сти социальные институты подразделяются на следующие типы.

 

1. Политические.

2. Экономические

3. Социально-культурные

4. Институт образования


5. Институт религии.

6. Институт здравоохранения и социального обеспечения.
1. Семья

 

8. Наука

9. Вооруженные силы.

10. Правоохранительные органы.

7. Процесс возникновения, формирования и развития социаль­
ных институтов называется институциализацией. Она включает в
себя шесть основных этапов:

1) Возникновение в обществе определенных потребностей в
новых видах социальной деятельности и соответствующих им усло­
вий.

2) Формирование общих целей, которые должны достигаться
совместными действиями входящих в состав данного социального
института людей.

3) Возникновение социальных норм и правил, вырабатывае­
мых в процессе создания социального института (армии, науки и т.п.).

4) Развитие необходимых для успешного функционирования
социального института организационных структур (политическое
бюро партии, командные структуры в армии и т.п.).

5) Создание характерной для данного института системы стату­
сов
и ролей (например, военнослужащих или членов партии).

6) Процесс интернализации (усвоение) индивидами новых со­
циальных норм и ценностей, стандартов поведения, свойственных
данному социальному институту.

8. Социология разделяет явные и латентные функции социаль­
ных институтов. Явные функции — такие последствия действий, кото­
рые входили в намерения и осознавались участниками института; ла­
тентные —
последствия, которые не входили в их намерения и не бы­
ли ими осознаны.

9. Явные функции социальных институтов сводятся к
следующему:

1) Функция закрепления и воспроизводства общественных
отношений.

2) Адаптационная функция, обеспечивающая приспособляе­
мость, адаптируемость к изменяющимся условиям внутренней и
внешней среды — как природной, так и социальной.

3) Интегративная функция, обеспечивающая взаимозависи­
мость, солидарность и сплоченность входящих в их состав индивидов
и всех членов общества.



 



 


6.

I


Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологиче­ская мысль. Тексты. М., 1996.

Парсонос Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1994. Смелзер Н. Социология. М, 1994. Разд. 3. Социальные институты. Фролов С.С. Социология. М., 1996. Гл. 9. Социальные институты. Яковлев A.M. Социальные институты // Социология / Под ред. Г.В. Оси-пова. М., 1996. Гл. 7.


 


Глава 20.


 

Личность как уникальная социальная система


 


20.1


Основные положения


1. Любая проблема, изучаемая социологией, оказывается орга­
нично сопряженной с проблемой личности. Но чтобы правильно отве­
тить на вопрос, что такое личность, следует выяснить различия в тер­
минах: человек, индивид, личность. Когда употребляется термин «че­
ловек»,
то обычно имеется в виду понятие, охватывающее всех людей
как представителей специфического вида «homo sapiens». Это поня­
тие охватывает именно всех: мужчин и женщин, стариков и детей,
чернокожих, желтокожих и белых; указывает на качественные отли­
чия людей от животных (обладание сознанием, речью, совместный
труд и т.п.), но ничего не говорит о социально обусловленных разли­
чиях между самими людьми.

Понятием «индивид» обозначается отдельный представитель человеческого рода, обладающий своеобразными психофизиологиче­скими особенностями — определенным темпераментом, характером, спецификой памяти, чувств, способностей и т.п.

Когда употребляется понятие «личность», то имеются в виду социальные качества и особенности индивида, которые формируют­ся, развиваются и реализуются только в совместной деятельности и общении с другими людьми, во взаимодействиях с социальными ин­ститутами, организациями, культурой, такие, например, как достоин­ство, мужество, доброта или трусость, подозрительность, зависть и т.п.

2. Сказанное позволяет дать определение рассматриваемому
феномену. Личность - это относительно устойчивая и целостная


система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с дру­гими людьми и являющихся продуктом общественного развития

3. Личность обладает определенной социально-психологической
структурой. В концепции 3. Фрейда выделяются три структурных
компонента личности. В основании этой структуры находится Оно
(Ид)
- бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все при­
родные, первичные, генетическим путем передаваемые влечения, свя­
занные с инстинктами и стимулирующие стремление к удовольствию.
Это четыре основных влечения - питания, сексуальности, избежания
опасности и смерти, агрессивности. Они представляют в своей сово­
купности своеобразный котел, наполненный бурлящими возбужде­
ниями. Благодаря влечениям Ид (Оно) наполняется энергией, но не
имеет организации, не обладает волей, а только удовлетворяет ин­
стинктивные потребности при сохранении принципа удовольствия, не
подчиняется логическим законам мышления.

Более высоко организованной структурой, надстраивающейся над бессознательным Оно, является Эго (Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с двумя принципами:

1) рациональности (разумности);

2) реальности.

Высшей инстанцией в социально-психологической структуре личности, согласно 3. Фрейду, оказывается Супер-Эго (Сверх-Я), ко­торое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга, ответствен­ности и выполняет функции нравственного контроля и социально-моральной оценки деятельности индивида.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных