Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Исследование истории иностранных конфессий




Исследование истории иностранных конфессий в России было начато в середине XIX в. Большая часть работ написана о протестантах. Важнейшими являются труды И.М. Снегирева, И.И. Соколова (Сергий, епископ Черниговский и Нежинский), М. Красножена, И.И. Полосина и особенно варшавского профессора, автора более десятка трудов на данную тему Д.В. Цветаева[76].

Лояльность центральной власти к протестантам Д.В. Цветаев объясняет ориентацией России во внешнеполитических делах на протестантские страны Европы. Однако Цветаев подчеркивает, что в политике российской высшей власти по отношению к протестантам постоянно присутствуют меры ограничения их прав в России и препоны в прямых контактах с россиянами. Последнее автор трактует весьма субъективно и идеалистически (государство, якобы, не желало, чтобы иноверцы эксплуатировали православных и оскорбляли их своей религиозной практикой).

Из исследований, вышедших в советское время, следует обратить внимание на работу И.И. Полосина «Немецкий пастор Одерборн и его памфлет об Иване Грозном (1585)»[77]. И.И. Полосин отметил, что русская церковь и высшая власть одинаково отрицательно были настроены как к католицизму, так и к протестантизму. Последний часто воспринимался еще большей ересью, чем «латинство», хотя именно католиков в России считали главными идеологическими врагами.

Осмыслению взглядов Павла Одерборна посвящена недавняя публикация «Документ с комментарием. Тиран и заступник. Два взгляда иностранцев на Россию 1585 года. Павел Одерборн об Иване Грозном. Перевод К.А. Морозовой» (Родина. № 12. 2004).

Активизация борьбы с влиянием западного христианства пришлась на царствование первого Романова. Изучению этой тенденции посвящена статья А.А. Булычева «О публикации постановлений церковного собора 1620 г. в мирском и иноческом Требниках (М., 1639)»[78].

Новый этап в изучении истории протестантов в России наступил в конце ХХ в. В 1996 г. вышел обзорный труд О.В. Курило «Очерки по истории лютеран в России (XVI-XX вв.)», а также публикации А.А. Булычева и К.А. Морозовой[79]. Вопрос инославных в России поднят в монографии Т.А. Опариной «Иноземцы в России XVI-XVII вв. Очерки исторической биографии и генеалогии» (М., 2007), где блестяще прослежена судьба нескольких протестантских семей. Полемика православных книжников с протестантизмом рассматривается в работе Т.А. Опариной «Иван Наседка и полемическое богословие киевской митрополии» (Новосибирск, 1998).

Значительно меньше трудов, посвященных католикам. Политике Ватикана в России посвящена работа Д.А. Толстого «Римский католицизм в России: Историческое исследование» (Т.1. СПб., 1876). Автор утверждал, что России постоянно приходилось держать оборону от происков Святого престола. К аналогичному выводу пришли Г.А. Воробьев, Ф.И. Успенский, Н.П. Лихачев, П.В. Снесаревский[80]. Взгляд с другой стороны «амбразуры» есть в работах историка-иезуита Павла Пирлинга. Такой подход сузил палитру реальных взаимоотношений России и католического мира.

Впервые более объективный подход к проблеме представлен в работах О.Ф. Кудрявцева «Жизнь за царя: русские в восприятии европейцев первой половины XVI в.», «“Святая Русь“, или русская греза доктора Иоганна Фабри» и ряде других работ О.Ф. Кудрявцева; а также в статье Н.В. Синицыной «Два мира: возможности взаимопонимания»[81].

Болезненная реакция старообрядцев на западные «новины» затрагивается в книгах С. Романова, Н.И. Субботина, И.И. Румянцева, С.А. Медведева[82].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных