Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Европеизация России в рамках истории русской культуры. Восприятие русскими и западноевропейцами друг друга в XVI-XVII вв.




Взаимовосприятие русских и западноевропейцев в XV-XVII вв. - это сложный и противоречивый вопрос. Неслучайно междисциплинарный научный семинар «Россия и мир» взял эпиграфом к сайту своих изданий цитату из Георгия Иванова: «Друг друга отражают зеркала, взаимно искажая отраженья».

В дореволюционной историографии иностранцы в Московской Руси представлялись как угроза православной культуре (особенно у Л.П. Рущинского[83] и И. Соколова). Тот же тон присутствует в трудах советских историков С.К. Богоявленского и Н.Г. Вершининой и в ряде работ постсоветского автора В.Р. Мединского[84].

Глубокий анализ взглядов западного иностранца на Россию XV-XVII вв. произвел В.О. Ключевский в труде «Сказания иностранцев о Русском государстве»[85]. Источниковая база для изучения взаимовосприятия русских и иностранцев изучалась Ф. Аделунгом[86], советскими учеными М.А. Алпатовым и Н.А. Казаковой[87]. Анализ одного из важнейших для данной проблематики архивных комплексов (документов Иноземского приказа) можно найти в работе современного историка Т.А. Лаптевой[88].

Новый этап в изучении взаимовосприятия по линии «Россия – Запад» пришелся на конец XX – начало XXI вв. Интересные наблюдения по отдельным вопросам восприятия иноземцами русских содержатся в работах Л.О. Портнова, А. П. Богданова[89], В.В. Пундани, Т.А. Опариной, Л.Е. Морозовой, П.В. Филатова, А.М. Кантор. «Отрицательный аспект» взаимовосприятий изучала Л.Е. Морозова[90]. Взгляд русских людей на иностранцев как захватчиков и грабителей, применительно к Смутному времени и XVII в., исследован ею в докладе «Образ «чужого» в представлении людей Смутного времени нач. XVII в.». Враждебным воззрениям жителей Речи Посполитой на москвитян посвящена другая работа Л.Е. Морозовой «Московская Русь в польских и литовских сочинениях о Смуте». Исследование перемен в русской жизни находится в центре внимания Л.Е. Морозовой в статье «Иностранцы об изменениях в образе жизни русских людей. (Конец XV-XVI век).

Мнения иностранцев, участников русской Смуты, оказались в центре анализа П.В. Филатова. Тезисы его доклада на тему «Феноменология Смуты начала XVII века по мемуарам современников-иностранцев» опубликованы в сб. «Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия. Тезисы докладов всероссийской научной конференции» (М., 2008).

Попытка увидеть Москву XVII в. глазами европейского посла (выдуманного имперского посла конца XVII в.) предпринята историком культуры З. Ножниковой в художественно-публицистической книге «Загадочная Московия. Россия глазами иностранцев» (М., 2010).

Изучение восприятия русским православным обществом образа Запада, как некой целостности началось в конце ХХ - начале XXI столетия. Стоит выделить книгу «Церковь и общество. Диалог русского православия и римского католичества глазами ученых» (под ред. Ж.-И. Кальвеза и А.А. Красикова. - М., 2001), а также работы: Л.А. Черной, Б.Н. Флори, В.М. Кириллина, В.А. Малинина, Н.А. Казаковой, церковных историков С. Голованова и Б. Чатицкого[91]. Объективное и пожалуй единственное в этом роде исследование воззрений и жизненного пути митрополита Исидора содержится в работе С.В. Соловьева «Три града Исидора Киевского: византийский гуманист между Москвой и Римом»[92]. А.М. Кантор анализировала «позитивные тенденции» в отношениях россиян к западным иноземцам[93]. Л.А. Черная поднимает вопрос об истинных посредниках в передаче культурных западных веяний российскому обществу. Это были русские «западники», в частности, дипломаты, переводчики и прочие служащие Посольского приказа[94]. Л.А. Черная, Н.М. Рогожин, Е.Е. Вахрамеева поднимают вопрос о роли русских дипломатов как посредников в передаче западных культурных веяний российскому обществу[95]. Интерес правительства и элиты московского общества к западноевропейской жизни отражен в составляемых в Посольском приказе «Курантах». Одну из тем, поднятых «Курантами», рассматривал С.М. Шамин в докладе «Церемонии в курантах времени правления царя Федора Алексеевича (1676-1682 гг.)»[96].

Стереотипам русских и иностранцев в отношении друг друга посвящен ряд статей О.Ф. Кудрявцева[97]. Ученый относит зарождение основных, в том числе и негативных западных стереотипов типа: «Московия – варварская страна», «тирания московской власти похожа на восточный деспотизм», «расположенность русских к рабству» и некоторые другие к XV в., т.к. в начале XVI в. в компилятивных общих трудах по космографии эти утверждения уже представлены как общепризнанные.

При оценке сущности западных стереотипов О.Ф. Кудрявцев считает необходимо учитывать не только сознательные установки авторов, как представителей определенной страны, религии, ученой традиции, но и более общие принципы миросозерцания, которые заранее непроизвольно определяли подход западных авторов к русской действительности. Для европейца, воспитанного в традициях ренессансного гуманизма с пониманием свободы как основного свойства человеческой природы, социально-политические идеалы средневековой Московии были непонятны и могли рождать только спонтанное отторжение.

Истории формирования стереотипа России был посвящен доклад В.В. Пенского ««Конструируя Россию». Формирование образа России и русских в западноевропейской литературе конца XV-XVII в.»[98].

Интересные наблюдения по отдельным представлениям иностранцев о России есть в работах: Л.О. Портнова «Иностранцы об исторической памяти московитов (по материалам сочинений путешественников второй половины XVII века)»[99]; А. П. Богданова «Русь и Вселенная в период формирования имперской концепции (последняя четверть XVII в.)»[100] и «Россия накануне империи: политические концепции и реальность последней четверти XVII века»[101].

Проблеме взаимовосприятия был посвящен весь первый раздел «Запад и русское средневековье в XV-XVII веке» сборника «Россия и мир глазами друг друга: из истории взаимовосприятия»[102] [статьи Е.И. Малето «Западный мир глазами русских путешественников XV в.», Л.Е. Морозовой « Иностранцы об изменениях в образе жизни русских людей (конец XV- XVI в.)» Л.Н. Пушкарева «Юрий Крижанич о западных соседях славянского мира»; Л.У. Звонаревой «Польша, Литва, Россия в наследии Симеона Полоцкого»; А.П. Богданова «Европейский историк в России XVII в.»].






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных