Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Истоки формирования средневековых институтов у восточных славян в VII–IX вв.




Перейдем теперь к рассмотрению «русского пути» в сравнении его с «франкской и французской» схемами.

Если говорить об истоках процесса, не вызывает сомнения, что в первобытной истории варваров — германцев и славян — было много схожего, и главное — это широкое распространение общинного землевладения и суровые условия территории первоначального обитания. Однако уже в древности можно констатировать и существенные различия. Прежде всего это более примитивный уровень и медлительность социальных и технических «параметров» восточнославянского общества.

Большинство историков сходятся на мысли, что родовая организация («род») у германцев повсеместно сменилась соседской (территориальной) общиной уже на рубеже эр. А восточные славяне, судя по «Повести временных лет», часто жили «родами» и в IX–XI вв. Франки уже во времена Юлия Цезаря обрабатывали «древние германские поля», разделив их на семейные наделы, которые не меняли границ в течение жизни нескольких поколений. Сторонники «вотчинной теории» приводят данный факт как главное доказательство господства у германцев института частной собственности на землю еще до переселения. В современной историографии доминируют более осторожные подходы.

Германцам на рубеже эр был известен плуг с отвалом. Восточные славяне 700–1000 лет спустя широко практикуют подсечно-огневую систему земледелия, где борона-суковатка (бревно с сучками) является основным орудием пахоты. Лишь в черноземной лесостепи восточнославянские племена полян и северян, по археологическим данным, применяли плуг без лемеха (отвальной доски) и практиковали залежную систему земледелия, которую постепенно вытеснял перелог. Обратим внимание на то, что мы сравниваем германцев рубежа эр до переселения со славянами после или в ходе переселения (VII–XI вв.), так как археологический материал о славянах времен Юлия и Октавиана Августа отсутствует.

Вслед за В.О. Ключевским и Г.В. Вернадским можно предположить решающую роль для предков восточных славян климатического и географического факторов. Причем, в отличии от германцев, эта роль неблагоприятного географо-климатического фактора у восточных славян будет усиливаться в связи с северо-восточным направлением их переселения в VII-XIII вв. в более холодные, лесные, часто с бедными почвами области Восточно-Европейской равнины.

Археологически определяемая прародина германцев — юг Скандинавского полуострова и северо-западное побережье Балтийского моря, откуда еще во II тысячелетии до н.э. германцы начали сдвигаться на юг и юго-запад. На рубеже новой эры германцы находились «между Рейном и Вислой с одной стороны и между Дунаем и побережьем Немецкого (Северного) и Балтийского морей с другой, причем восточная часть этой территории (область между Одером и Вислой) была заселена уже в те отдаленные времена и некоторыми негерманскими (иллирийскими, финскими и славянскими) племенами»[228]. Со II в. германцы расселялись на юг в районы с благодатными природными условиями, к тому же обустроенные тысячелетним усердием античной цивилизации, что привело к резкому улучшению уровня экономического и социально-политического их развития.

Вопрос о прародине славян — дискуссионный. Ее «ищут» в пространстве от Вислы и Одера до Подунавья и среднего течения Днепра. В суровых условиях Восточно-Европейской равнины, новой родины восточных славян, у них произошла консервация принесенных земледельческих технологий и социальных институтов, а у племен, занявших северные и северо-восточные области, произошел откат к более примитивным формам.

Можно предположить также и воздействие на темпы и формы общественного развития особенностей общественной психологии и менталитета славян. Однако в науки исследования на этот счет отсутствуют. Косвенное отношение к данной проблематике могут иметь выводы лингвистики. Лингвисты отмечают «плавность» и консервативность развития древних основ индоевропейского языка при формировании древнеславянской речи. Взрывные, революционные изменения, сопровождавшие обособление древнегреческого, латинского, германского и многих других языков индоевропейской семьи совершенно не свойственны старославянскому. Объяснить данный феномен воздействием природы невозможно. Правомерна постановка вопроса о связи особенностей мышления и «чувствования» праславян не только в связи с механизмами становления их языка, но и в более широком диапазоне исследований.

Еще большую роль, нежели направление переселения, сыграл фактор отсутствия «античного наследства» у восточных славян в ходе великого переселения народов. У франков «позднеримское наследство» оказалось необходимой предпосылкой для формирования феодальных порядков. Восточно-Европейская равнина не имела «античного наследства», и развитие средневекового общества у славян оказалось «безсинтезным». В близких условиях были скандинавские германцы, кельты в Ирландии и на севере Британии, однако все они вскоре стали испытывать на себе сильнейшее прямое влияние феодальной Западной Европы.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных