Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Противоречие Христианству




Ø Отвергает Боговоплощение (материя является злой);

Ø Смерть Христа на Кресте (спасение через добродетель гносиса, но не через жертву Христа на Голгофе;

Ø Воскресение Христово (идея, что душа снова примет тело, которое было ее темницей, была просто невыносимой);

Ø Всеобщее призвание (ограничивается только посвященными адептами).

Жизненная сила

Как религиозное движение гностицизм продолжал жить далее манихействе, но после борьбы с ним блаженного Августина, был определенно преодолен.[12]

Гностический менталитет является живой проблемой для человека во все времена. Это следствие требования знать смысл и значение жизни и истории, необходимость преодоления мира в трепетном ожидании спасения, бессознательной склонности и призыве к библейскому мировоззрению.

Главные представители

Василид

Организовал школу в Александрии. Имел последователей в Риме. Составил комментарий на Евангелия в 24 книгах, многочисленные гимны и молитвы. Говорил об обладании тайными откровениями от апостола Маттия. Выработал сложную теорию эманации ангелов. Его христология докетична – на кресте вместо Христа умер Симон Киринеянин.

Валентин

Наибольший интеллект гностицизма. Проповедовал поэтически, с духовным порывом, так что интриговал само Христианство. Богослов и мистик, проповедовал 20 лет в Риме, где пытался стать епископом. Сочинения известны благодаря ученикам. Он был главой школы платонической и пифагорейской тенденции. Главные элементы:

Ø абсолютная трансцендентность невидимого Отца и его Логоса, из которого путем эманации произошли 30 наивысших эонов (плерома или совершенный духовный мир);

Ø низшее творение стремится к этой полноте и достигает ее посредством Христа, который воплощаясь приводит человека к истинному освобождающему знанию.

Маркион

Происходил их христианской местности Понта (85-160). Обладающий силой воли и организаторскими способностями, в 140 году устроил многочисленные группы с епископами и пресвитерами, молитвами и обрядами, очень похожими на христианские общины. Имел многих прозелитов до тех пор, пока Иустин Философ и Тертуллиан не разоблачили его ложную доктрину.

Он еще более противопоставил закон и дух, описанный у апостола Павла, дошедши до отвержения Ветхого Завета и части Нового. Оставил лишь Евангелие от Луки и Послания апостола Павла. В них подчеркивал дуализм – в Ветхом Завете есть только Бог справедливости и закона, а в Новом только Бог добра и милосердия.

В произведении «Антитезис» (Antitheses) думал показать противоречия между двумя Заветами, что являлось прямой атакой против единого Бога. Докетизм не допускал, чтобы человеческое тело приняло божество. В области морали отвергал брак и требовал строгого аскетизма.

Маркионисты основывали свои церкви по образцу православных. Имели служителей и литургии. В евхаристии не употребляли вина по требованию строгой аскезы. Их идеи распространились в Аравии, Армении, Египте. Много лет имели влияние на Востоке. В IV веке еще были маркионистские селение не далеко от Дамаска. По причине их связи с манихеями на Западе их движение постепенно затихало.

Монтанизм

Иного рода был монтанизм или ересь Катафрижи от имени центра распространения. Между 156 и 177 годами, неофит Монтан из Перуджи, вместе с Прискиллой и Массимилой проповедовал, что получил харизму во многих экстазах и видениях. Эти излияния святого духа (не бывших в первохристианской церкви) приготавливали царство духа, который должен был следовать Отцу (Ветхий Завет) и сыну (иерархическая Церковь) и обнаружится в небесном Иерусалиме. Когда ожидание снисхождения в долине Перуджи не состоялась, монтанисты обосновались в Африке, Риме, Галлии.

Провозгласив себя «новым профетизмом», характеризовалось взрывом пророчеств, исполненного эсхатологического энтузиазма, милленаризма, сектами мучеников, крайнего ригоризма, одностороннего прославления девственности и чистоты. Довели до крайности Евангелие от Иоанна и Апокалипсис.

Монтанизм не принес проблем доктрине Церкви, так как жили отделено от Церкви и в борьбе с Римом. Никто их не обвинил в ереси. Они сохраняли усердие первохристиан и смогли приобрести даже Квинта Сеттима Флорента Тертуллиана (160-220).

Манихеизм

Наиболее странная секта от имени основателя Мани (215-277). Это чистый синкретизм, который толкает гностический дуализм к крайним последствиям: свет есть сила добра, всякая материя – зла и коварна, дела творения происходят от смешения света и тьмы.

Мани[13] «посол света», проповедовал в Персии и Вавилоне новую религию, которая ему была «открыта» и которой себя считал пророком. Говорил, что избавляет от демонов и болезней. Умер в тюрьме в 276 году. Он был обезглавлен и похоронен учениками в Гундишапур в Персии. Доктрина распространилась по всей Римской Империи, от Индии до Африки и была сильна до Средневековья. Манихеи были разделены на ряд «избранных» и массу верных «слушателей». Эти вели обыкновенную жизнь. Каждый день предлагали дар из фруктов, арбузов, дынь, так как верилось принять много света от избранных, которые были аскетами и вегетарианцами. После смерти души слушателей реинкарнировались в других людей. Только избранные, которые отличались белыми одеждами, могли занимать должность и исполнять обряды более святые.

 

ТЕМА 3

Оглавление

 

 

Главные ереси. 2

Тринитарные ереси: 3

Монархианство 4

Субординационизм 5

Арианство 6

Суть арианской ереси 6

Арианская контроверсия. 7

Македониане 8

Распространение и распадение арианства 8

Новый импульс в богословии 9

Христологические ереси 10

Докетизм 10

Адопционизм 11

Аполлинаризм 11

Несторианство 11

Монофизитство (Евтихианство) 13

Моноэнергизм и монофелизм 15

Закрывается цикл христологических контроверсий 16

Период Вселенских Соборов 16

I Вселенский (I Никейский) Собор (325) 16

II Вселенский (I Константинопольский) Собор (381) 16

III Вселенский (I Эфесский) Собор (431) 16

IV Вселенский (Халкидонский) Собор (451) 17

V Вселенский (II Константинопольский) Собор (553) 17

VI Вселенский (III Константинопольский) Собор (680-681; 692) 17

VII Вселенский (II Никейский) Собор (787) 17

Главные ереси

С первых времен Христианства Церковь Христову волновали ереси, которые характеризуются не только удалением от Богооткровенной Истины, но самое главное - разрушением церковного Единства. Об этом предупреждал Христос в притче о пшенице и плевелах (Мф. 13, 24-30). Апостол Павел говорил о злоупотреблениях разрывающих коринфскую общину (1Кор 11, 19). Игнатий Антиохийский был неутомимым защитником церковного единства, которое иллюстрирует во многих образах: христианская община подобна хору ангелов восхваляющих Бога в унисон или группе путешественников руководствующихся на пути указаниями Господними. В Послании к Коринфянам Климент Римский сравнивает единство Церкви с гармонией мира и структурой человеческого тела. Пастырь Ерм её видит в образе башни, построенной на краеугольном камне – Христе Спасителе.

Церковное единство является жизненно-необходимым, но одновременно подвержено угрозе со стороны всевластия, зависти, разделения, упрямства в защите собственной доктрины. В примитивной общине, разделение и ересь виделись как великие враги единства Церкви и даже не разграничивались между собой. Действительно, многие послеапостольские христианские сочинения говорят о появляющихся схизматических тенденциях. Не редко причиной непоправимого разрыва служили честолюбие, клевета, упрямство. Дидахэ, Псевдо Варнава, Ерм, увещевают остерегаться таких разрушительных настроений.

Церковь организовала защиту от еретических обществ, фальсифицирующих Слово Божие и Истину веры посредством собраниях Соборов, творений апологетов. Доктринальная полемика заключалась в защите Истины Христианства – Боговоплощения и Троичности Лиц Божества.

Наш гениальный историк В.В. Болотов замечает: «История Вселенских Соборов входит в историю богословской мысли, а история богословской мысли первых веков христианства представляет собой комментарий на слово “Богочеловек” и слагается из двух периодов: триадологического (θεολογία) богословие и христологического (οίκονομία) домостроительство»[14].

Тринитарные ереси:

Тринитарные контроверсии поражали сами основы христианской жизни, которые с помощью благодати делают человека причастными Божественной жизни. Первые христиане просто исповедовали тринитарную тайну. Дидахэ, Иустин Философ, святитель Ириней Лионский, говоря о крещальной Литургии, упоминают о роли трех Лиц Святой Троицы в деле освящения неофитов. Тринитарный догмат формировал основу Символа, который спрашивали с кандидатов, испытывая их веру. Вот посмотрим апостольский Символ Веры:

Веруем во Единого Бога Отца Всемогущего, Творца неба и земли. Веруем также в Иисуса Христа, Его Единородного Сына и Господа нашего, Который был зачат Духом Святым, рожден Девой Марией, Который страдал во времена Понтия Пилата, был распят, умер и был погребен, сошел в царство смерти, на третий день воскрес из мертвых, вознесся на Небо и воссел одесную Всемогущего Бога Отца, откуда вернется судить живых и мертвых. Веруем также во Святого Духа, Святую Соборную Церковь, собрание святых, в прощение грехов, воскресение мертвых и жизнь вечную.

Необходимо отметить, что Таинство Святой Троицы занимает центральное место в Литургии и всех христианских молитвах.

Тринитарные контроверсии развиваются в ΙΙ веке по причине противостояния трех менталитетов:

1. христианской мысли, которая будет развита на Поместных и Вселенских Соборах.

2. иудейского менталитета, оставшегося на позициях Ветхого Завета и строгого монотеизма.

3. влияния греческого менталитета, в основном неоплатонического[15], со своей идеей трансцендентности[16] Бога и функциями небесных посредников.

Монархианство

Монархианство (от mònos = единственный, единичный, единый) происходит из иудео-христианской среды. Оно редуцируют свою концепцию к единству Божественного «Я». Божественное Откровение рассматривается в двух противоположных ракурсах: модалистическом и динамическом.

1. Монархианство модалистическое утверждает, что Триличный аспект в учении о Боге, это только внешний образ проявления единой божественной монады[17], которая в творении проявляется как Отец, в искуплении как Сын и в освящении людей как Святой Дух.

Эта теория называется также патрипассионизмом, потому что утверждает, что именно Отец воплотился и претерпел страдания. Инициатором этого учения был Ноэт около 200 года. Его ученик Праксей принес учение в Рим. Но в корне доктрины лежала теория Савеллия[18], который в 272 году был осужден на Антиохийском Соборе. Он развил ее с помощью платонических идей. Она стала известной под именем савеллианства.

2. Монархианство динамическое является еще более радикальным, потому что полностью разрушает личную божественность Иисуса Христа, редуцируя ее к простой божественной силе обитавшей в человеке-Христе.

Поборниками этой теории были Феодот (Teodoto) сапожник и его ученик Феодот (Teodoto) банкир, но в основе лежала мысль епископа Павла Самосатского, подобная савеллиевой только на Востоке.

Субординационизм

Происходит из эллинистической среды и испытал влияние Филона и гностицизма. Хотя его последователи были православными, но их богословие было опасным.

Ориген утверждал абсолютную трансцендентность святой Троицы над всеми существами, но вводит между тремя Лицами (Persone) концепцию иерархичности, с определенным субординационизмом одного лица над другим. Дионисий Александрийский[19], будучи обеспокоенным распространением савеллианства в полемике акцентирует отличие между Отцом и Сыном так, что Сын становится почти творением Отца. Около 260 года Дионисий в дискуссии, он утверждал необходимость интегральной проповеди «божественной Троичности и святой монархии» (единства).

Арианство

Арий (около 280 - 336), ливийский священник и учение Лукиана Антиохийского стал в оппозицию епископу Александру Александрийскому в области тринитарного богословия. Смешивая платонический аллегоризм Александрийской школы с диалектическим[20] рационализмом аристотелизма Антиохийской школы, отстаивал и распространял теории, которые сразу же были осуждены как еретические. В этих идеях видно также влияние неоплатонизма и гностицизма.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных