ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Главные характеристикиДать однозначную характеристику не легко. Проблема усложняется по причине того, что: Ø Речь идет не об одном религиозно-философском движении, но о быстром размножении и распространении многих еретических течений. Ø Мысли изложены в абстрактных и фантастических системах, чуждых римской конкретности и греческой ясности. Ø Гностицизм объемлет широкую разновидность форм от Запада (Галлия) до Востока (Иран), от Ι до ΙΧ века. Но все же существуют фундаментальные характеристики достаточные для описания физиономии гностического движения в целом. Точкой отправления является антропология. В центре человек в связи с проблемой своего происхождения в мире и внеземного предназначения. Исследуется проблема зла и ее преодоление. Зло понимается как незнание. С антропологией тесно связана космогония. Интерес к происхождению космоса общий для всех течений. Творение не было желаемо Богом. Оно является следствием космической деградации и падения некой части силы эмансипированной от Бога. Поэтому все творение есть зло и разрушение, а человек - узник всего этого. Между миром и Богом существует противодействие, непреодолимый дуализм, как между светом и тьмою, добром и злом, полнотой и хаосом. Существуют промежуточные иерархии: или как силы исходящие от Бога или как 365 деградирующих миров (Василид), или как генерации эонов (идей) которые происходят от бога по парам (Валентин). Эта часть наиболее фантастична и субъективна. Так как фундаментальной проблемой является спасение, антропология тесно связана с сотериологией. Человек может спастись с помощью посланника божия или эона спасителя, который поможет освободиться или сбежать из видимого мира и достигнуть спасения (понимаемого как освобождение духа от плотского начала, побег из истории). Спасение имеет интеллектуальный характер и есть плод гносиса, поэтому непосилен для всех. Люди фаталистически разделены на три класса: пневматиков, психиков, гиликов. Ø Пневматики – обладают искрой божией (пневма) и единственно, кто понимает, что душа является странницей в мире и единственно могут быть абсорбированы в полноту божию. Ø Психики – вопреки конкретной тенденции не могут освободиться от плоти, так как являются земными людьми. Они сформированы из тленных души и тела, от которых не в состоянии освободится. Ø Гилики – люди без души, которые естественно тяготеют к материи. Сотериология включает христологию в том смысле, что спасительная сила идентифицирована со Христом (только деформированным). В этом радикальное противопоставление Христианству. Фундаментальный дуализм аннулирует и делает непонятной идею Боговоплощения и, как следствие - Крестные Страдания, Воскресение, Искупление. В сущности христология гностицизма - докетична: Бог Слово воспринял только призрачную плоть, но не истинное тело. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|