ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Оношение гностицизма к Христианству«Gnostizismo», in César Vidal Manzanares, Dizionario sintetico di Patristica. Andrea Maria Erba - Pier Luigi Guiducci, La Chiesa nella storia. Duemila anni di Cristianesimo, V.1, Elledici, 108-113; М.К. Трофимова, Проблема гносиса в свете коптских рукописей первых веков нашей эры, (http://www.philoso phy.ru/iphras/library/ruspaper/TROFIM1.htm);
На Международном коллоквиуме в Мессине в 1966 г. прозвучал тезис, что определить происхождение гностицизма означает определить его сущность. Путь этот осложняется тем, что в гностических текстах заметно сочетание самых разных культурных традиций. Понятие «гностицизм» Согласно K. Rudolph[6], гносис, как высшая форма знания или «мудрости», претендует проникнуть в тайну всех вещей. Понятие гностицизм объединяет все религиозные и мистические течения, которые с II века встречаются с Христианством. Общим элементом их является вера в гносис, как основание спасения. Он стоит выше веры, дел, обрядов. Понятие «гностицизм» принадлежит историографии нового времени. Он стал проблемой научного исследования в работах Р.Л. Липсиуса «Критика источников Епифания» (1865) и А. фон Гарнака «История догматов» (1886). Они положили начало критическому изучению источников. Ведущий французский исследователь М. Тардье[7], предлагая историю этого термина, указывают на восемь смыслов: 1. первым по времени он называет эпистемологический смысл, идущий от Платона; 2. «прямой смысл», относимый им к еретическому гносису или «историческому гностицизму», развившемуся с I по V век на Востоке (Египет, Сирия, Аравия, Месопотамия) и на Западе (Италия, долина Роны) у писателей и в неортодоксальных христианских течениях; 3. ересио-логический; 4. Климента Александрийского; 5. Евагрия Понтийского; 6. эзотерический; 7. синкретический; 8. психологический (феноменологический, экзистенциальный). Разработку проблемы гностицизма стимулировали коптские рукописи, найденные египетскими крестьянами в декабре 1945 г. вблизи Наг Хаммади (Nag Hammady или Chenoboskion). Сегодня они выставлены в коптском музее неподалеку от Каира. Это тринадцать кодексов IV века, содержавших 52 текста (свыше 1100 страниц). В них содержатся сочинения разного характера: космологические откровения, догматические рассуждения, беседы, молитвы, евангелия, послания, деяния, апокалипсы. Исторический смысл называет Ж. Киспель. Для него «гностицизм есть христианизация греческой философии и восточного мистицизма на основе евангелия»[8]. Это определение противостоит А. фон Гарнаку, для которого гностицизм - это «острейшая эллинизация христианства»[9]. Остался верным исторической определенности Г.-М. Шенке. Он видел в гносисе «освободительное религиозное движение поздней античности»[10]. Проблема гносиса в гностицизме имеет множество аспектов, из которых самопознание один из важнейших. Собрав прямые высказывания в текстах с требованием познать себя, один из исследователей, Ж. Менар, заключил, что «гносис Наг Хаммади, прежде всего, есть познание самих себя»[11]. Но по достоинству оценить значение темы самопознания для гносиса можно только путем рассмотрения каждого текста в целом. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|