Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Оношение гностицизма к Христианству




«Gnostizismo», in César Vidal Manzanares, Dizionario sintetico di Patristica.

Andrea Maria Erba - Pier Luigi Guiducci, La Chiesa nella storia. Duemila anni di Cristianesimo, V.1, Elledici, 108-113;

М.К. Трофимова, Проблема гносиса в свете коптских рукописей первых веков нашей эры, (http://www.philoso phy.ru/iphras/library/ruspaper/TROFIM1.htm);

 

На Международном коллоквиуме в Мессине в 1966 г. прозвучал тезис, что определить происхождение гностицизма означает определить его сущность. Путь этот осложняется тем, что в гностических текстах заметно сочетание самых разных культурных традиций.

Понятие «гностицизм»

Согласно K. Rudolph[6], гносис, как высшая форма знания или «мудрости», претендует проникнуть в тайну всех вещей. Понятие гностицизм объединяет все религиозные и мистические течения, которые с II века встречаются с Христианством. Общим элементом их является вера в гносис, как основание спасения. Он стоит выше веры, дел, обрядов.

Понятие «гностицизм» принадлежит историографии нового времени. Он стал проблемой научного исследования в работах Р.Л. Липсиуса «Критика источников Епифания» (1865) и А. фон Гарнака «История догматов» (1886). Они положили начало критическому изучению источников.

Ведущий французский исследователь М. Тардье[7], предлагая историю этого термина, указывают на восемь смыслов:

1. первым по времени он называет эпистемологический смысл, идущий от Платона;

2. «прямой смысл», относимый им к еретическому гносису или «историческому гностицизму», развившемуся с I по V век на Востоке (Египет, Сирия, Аравия, Месопотамия) и на Западе (Италия, долина Роны) у писателей и в неортодоксальных христианских течениях;

3. ересио-логический;

4. Климента Александрийского;

5. Евагрия Понтийского;

6. эзотерический;

7. синкретический;

8. психологический (феноменологический, экзистенциальный).

Разработку проблемы гностицизма стимулировали коптские рукописи, найденные египетскими крестьянами в декабре 1945 г. вблизи Наг Хаммади (Nag Hammady или Chenoboskion). Сегодня они выставлены в коптском музее неподалеку от Каира. Это тринадцать кодексов IV века, содержавших 52 текста (свыше 1100 страниц). В них содержатся сочинения разного характера: космологические откровения, догматические рассуждения, беседы, молитвы, евангелия, послания, деяния, апокалипсы.

Исторический смысл называет Ж. Киспель. Для него «гностицизм есть христианизация греческой философии и восточного мистицизма на основе евангелия»[8]. Это определение противостоит А. фон Гарнаку, для которого гностицизм - это «острейшая эллинизация христианства»[9]. Остался верным исторической определенности Г.-М. Шенке. Он видел в гносисе «освободительное религиозное движение поздней античности»[10].

Проблема гносиса в гностицизме имеет множество аспектов, из которых самопознание один из важнейших. Собрав прямые высказывания в текстах с требованием познать себя, один из исследователей, Ж. Менар, заключил, что «гносис Наг Хаммади, прежде всего, есть познание самих себя»[11]. Но по достоинству оценить значение темы самопознания для гносиса можно только путем рассмотрения каждого текста в целом.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных