Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос иконопочитания




3). Третьим поводом, который произвел большой беспорядок в Церкви, была борьба за почитание икон. Как мы уже знаем император Лев III Исавр в 730 году приказал убрать из богослужебных мест все изображения ангелов, святых, а потом также и Богородицы и Христа.

Как расценить этот поступок? Как желание более чистой религиозной практики без всяких деформаций и крайностей? Как комплекс неполноценности перед лицом мусульманства, обесценивающих всякое изображение священных вещей и сводящих его до уровня идолопоклонства? Как влияние иудаизма под библейским запрещением ваять всякие изображения?

Развязалось большое сопротивление со стороны монахов и простого верующего народа. Было много мучеников. Патриарх Герман был низложен. Святой Иоанн Дамаскин и другие богословы защищали иконопочитание. Патриархи Иерусалима, Антиохии и Александрии осудили иконоборчество (= сжигание икон). Также папа Григорий III протестовал на Римском Синоде 731 года, но император ответил жестокими репрессиями: «вырвал» епископов Иллирика, Сицилии и северной Италии из юрисдикции Рима, и подчинил их Константинополю. Также он секвестрировал имущество святого престола в этих регионах. Многие греческие монахи бежали в Италию, где основали серию монастырей. Многочисленные творения искусства были разрушены.

В 754 году, Константин V Копроним собрал великий Собор в Константинополе, где снова запретил поклонение иконам. Только позже его вдова, Ирина, отменила иконоборческие законы и собрала в 787 году VII Вселенский Собор в Никее, который постановил православную доктрину о святых изображениях.

Вопрос об иконах волочился долго. Он укрепил союз папы с греческой Церковью против цезарепапиского вмешательства императоров Востока, но политические разногласия вынуждали Рим искать объединения с Франками.

4). Четвертый элемент разрыва видится в тесном сговоре папства с Пипином, и прежде всего в посвящении Карла Великого в императора Святой Римской Империи. Византийцы квалифицировали действия папы Льва III, как великого предателя единой и неделимой Византийской Империи. Но несмотря на это еще не вошли в фазу великой и длительной схизмы Церкви. Действительное разделение будет обусловлено более тонкими причинами психологической природы, завистью византийских патриархов, которые никогда не поддерживали политики римских епископов, а также личными интересами и взаимным непониманием.

Усугубление связей

В 866 году союз между христианским Востоком и латинской Церковью сильно ухудшалась с личным вопросом по поводу патриарха Фотия (ок. 820-891): папа Николай I объявил его избрание незаконным и на его место поставил патриарха Игнатия, низложенного из-за дворцовых интриг. В следующем году, на одном из синодов, патриарх Фотий низложил Римского папу, не признавая никакого примата. С точки зрения Рима это была настоящая схизма.

Новый император Василий I на VIII Вселенском Соборе в Константинополе (869-870), осудил Фотия, утвердил патриарха Игнатия на патриаршем Престоле и так обновил мир с Римом. Но по смерти Игнатия, тот же император назначил новым патриархом Фотия, который сразу же созвал новый Собор (879-880) для аннулирования всякой папской юрисдикции на Востоке. Рим не принял этого Собора, но считает, что православные его почитают истинным VIII Вселенским Собором.

В последствии, понтифики оставили Фотия в патриаршем достоинстве. Фотий думал что они считают его законным. Но император Лев VI снова его низложил, заключил его в монастыре, где тот и умер. В 899 году, Собор «объединения», который праздновался по папским указаниям, положил коней «фотианской схизме».

Это только незначительная внешняя борьба. Она говорит о первом разрыве, если не формальном, то по крайней мере материальной между двумя мирами. Прежде патриарха Фотия, никто из святых Отцов Церкви или Константинопольских патриархов (по мнению католиков!) не подвергал сомнению примат римского епископа, приемника апостола Петра, но напротив многие были чемпионами идеи единства. После Фотия, говорят римские историки, национальный дух и антипатия к латинскому миру отравили климат, препятствуя всякому соглашению. Поэтому, для католиков патриарх Фотий является моральным инициатором религиозного разделения двух Церквей[177], даже не смотря на то, что он был наиболее великим человеком науки своего времени и наиболее представительная личность Византии.

Схизма

Схизма наступила во времена правления патриарха Михаила Керулария (ок. 1000-1058) в 1054. С дня своего посвящения (1043) и до дня низложения (1058), он являлся протагонистом политико-религиозной жизни Византии. Он препятствовал альянсу между папой Львом IX и Константином Монахом; организовал закрытие Церквей латинского обряда в Константинополе; в своем письме атаковал латинскую Церковь и папу за введение «иудейских обрядов»; ввел греческий обряд в латинские монастыри и отлучил пресвитеров-диссидентов. Папа Лев IX твердо сопротивлялся, и в 1053 году в своем письме защищал право на традицию Римской Церкви. Патриарх Михаил Керуларий ответил умеренно и тогда понтифик отправил посольство для примирения разногласий. Один из трех Легатов, Гумберт Сильва-Кандидский, не менее суровый и твердый патриарха Михаила, столкнулся с патриархом, и 16 июля 1054 года положил на Алтарь базилики Святой Софии в Константинополе буллу об отлучении, «бешеный» документ, который взбесил всех.

Патриарх Михаил, несколько дней спустя, ответил своей анафемой посланным Легатам. Патриарх умер мучеником (католики термин мученик берут в кавычки) в 1058 году.

 


[1] Эллинизм (греч. hellenismos — подражание грекам) — 1) восприятие древнегреческого языка, обычаев, нравственности, идей и культуры древних греков в средиземноморском культурном мире, а также на Ближнем и Среднем Востоке после завоевательных походов и смерти Александра Македонского (323 г. до Р.Х.). Противопоставление варварству высокой культуры наряду с практически безбрежной религиозной всеядностью относятся к числу главных черт эллинизма. Вл.Соловьев находил в нем превалирование религиозности восточного характера, когда Высшее воспринимается как безличная сила, перед которой человек — ничто. 2) В Библии явственно восприятие из эллинизма ряда идей и некоторых сторон его видения мира в литературе мудрых (особенно Еккл.), но при этом бескомпромиссно отвергнута его религиозная сторона. 3) В раннем христианстве в силу его разрыва с древним *иудаизмом и миссионерской работы в античном культурном мире имела место существенная рецепция немалой части идей и представлений эллинистической культуры (о Богопознании, ««Логосе, мудрости, ««добродетели, ««аскетизме, ««космосе и пр.), ее литературного наследия и др., что и привело к созданию богатой и изощренной христианской культуры первого тысячелетия. Оценки исторического значения этого различны: а) Протестантские авторы упорно и последовательно настаивают, что эллинизация христианства в первые века привела к его ослаблению и искажениям в духовной жизни, к духовному угасанию и потере внутренней свободы. «Евангелие имеет столь же много или столь же мало общего с «варварством», как и с «культурой»«(К.Барт), б) Некоторые, напр., о. Г.Флоровский, защищают «священный эллинизм» как великий синтез ««патристики против «священного гебраизма» протестантов, видя в последнем измену духу Отцов Церкви. Католики и православные крайне осторожно относятся к требованиям со стороны протестантов вернуться к Евангелию и отказаться от эллинистическогонаследия в собственных традициях, относя многое из его содержания к существенной части Предания. Споры вокруг эллинизма содействуют прояснению, что же в христианстве по существу — от Бога, а что — от культуры. См.: Л.И. Василенко, Краткий религиозно-философский словарь, Истина и Жизнь, Москва 1996.

[2] «Так явилась склонность к эллинизму и сближение с иноплеменничеством вследствие непомерного нечестия Иасона, этого безбожника, а не первосвященника, так что священники перестали быть ревностными к служению жертвеннику и, презирая Храм и нерадя о жертвах, спешили принимать участие в противных закону играх палестры по призыву бросаемого диска» (Макк. 4, 14).

[3] «Произошел у Эллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в раздаянии ежедневных потребностей».

[4] «Говорил также и состязался с Эллинистами; а они покушались убить его».

[5] 1 Кор. 1, 22-25: «22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;

23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,

24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

Кол. 2, 8-9: «8 Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу; 9 ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно».

1 Тим 6, 20-21: «20 О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, 21 которому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою. Аминь.».

[6] La Gnosi. Natura e storia di una religion tardo antica, Paideia, Brescia 2000.

[7] Tradieu M., Dubois J.-D., Introduction á la littérature gnostique, T. I, Paris, 1986, 21-37.

[8] Quispel G., Valentinan Gnosis and Apocryphon of John. // Rediscovery of Gnosticism. I. The School of Velentinus, Leiden, 1980.

[9] Von Harnack A. Lehrbuch der Dogmangeschichte, Vol. I, 5, Aufl. Tbingen, 1931, S. 250.

[10] Schenke H.-M., Hauptprobleme der Gnosis // Kairos, 1965, Heft 2, S. 116.

[11] Mnard J.E., La Gnose et les textes de Nag-Hammadi // Colloque International sur les textes de Nag-Hammadi (Québec, 22-26 aôut 1978), Québec; Louvain, 1981. P.7.

[12] Как менталитет, был живуч в некоторых восточных сектах. Потом проник в средневековые ереси (в католической церкви) катаров, альбигойцев, J. Wyclif, J. Hus, и протестантских движениях с идеей невидимой Церкви. Потом проникла наконец в эпоху Просвещения как форма рационального спиритуализма.

[13] Согласно традиции, Мани, персидский принц, после того как получил два откровения от ангела, расценил себя последним религиозным пророком после Будды, Заратустры, и Иисуса и носителем универсального послания, которое резюмирует и превосходит предшествующие откровения и предназначенным реализовать проблему зла в мире.

[14] Болотов В. В. История Церкви в период Вселенских Соборов: История богословской мысли / Сост. Д. В. Шатов, В. В. Шатохин. - М.: Поколение, 2007.-720 с: ил. С. 31.

[15] Неоплатонизм - религиозно-философский синтез античной философии, в центре которого - следующая иерархическая схема бытия: 1) Единое - высший первоисток всякого бытия, пребывающий превыше всякой мысли, которому невозможно дать никакое определение; 2) Ум - высший божественный светоносный Ум, объединяющий множество божественных умов или Идей, пребывающих в вечности над потоком времени и вне всяких изменений; лишь в экстатическом созерцании можно войти в мир этих умов и вместе с ними - в созерцание Единого; 3) Душа или Мировая Душа - высшее рождающее лоно всех индивидуальных человеческих и демонских душ, душ животных и разных бестелесных душ в мировых стихиях, а также богов низшего ранга; Мировая Душа по-своему разумна, но ее мышление качественно ниже, чем у Ума, и некоторые аспекты мышления Мировой Души воспроизводятся в философии; она же - динамическое и оживляющее начало космоса, а в ее мышлении - источник идеальных прообразов всего созданного в телесном мире; 4) Космос - сферическое тело огромных размеров с многоплановой внутренней жизнью, низшим проявлением которой является биологическая жизнь; 5) Материя - нижний уровень мировой иерархии и предельная ступень распада на множественность любого мыслимого конкретного бытия. Неоплатонизм подвел итоги всего, что было создано тысячелетним развитием античной культуры, и выступил как оппонент христианства, поддержал традиционное язычество и проиграл в борьбе с христианской духовностью. Оказал большое влияние на раннехристианскую мысль, на философию Возрождения и на русскую религиозную философию. См.: Л.И. Василенко, Краткий религиозно-философский словарь, Истина и Жизнь, Москва 1996.

[16] Трансцендентный - 1) запредельный, находящийся по ту сторону реальностей, познание которых возможно эмпирически и рационально; 2) принадлежащий объективным духовным основам бытия, сверхсубъективный; 3) «Бог трансцендентен посреди нашей жизни» (Д. Бонхёффер), то есть активно действует в ней, оставаясь по существу «запредельным». Трансцендентное обычно противопоставляют имманентному, но есть неустранимый парадокс: «То, что глубочайшим образом имманентно, что раскрывается через внутреннее углубление в самих себя и осознание себя, - тем самым уже есть трансцендентное» (С.Франк). См.: Л.И. Василенко, Краткий религиозно-философский словарь, Истина и Жизнь, Москва 1996.

[17] Монада (от греч. monos - единый) - в философии Г.Лейбница (XVII в.) одухотворенный атом, индивидуальное деятельное начало, субстанциальное, ни от чего внешнего не зависящее и ничего в себя извне не допускающее, но способное к восприятию, а также к внутреннему самоизменению. Высшая монада, или Монада всех монад - это Бог, сотворивший множество родов и видов всех прочих монад и изначально согласовавший их деятельность так, чтобы в ней было определенное единство, которое можно наблюдать в виде упорядоченности окружающего нас мира. Монады распределены по разным уровням иерархической организации мира и низшие подчиняются высшим - душам и разумным духам. В силу особого благословения Божия монады наделены стремлениями способны действовать. Во внутреннем мире каждой монады таится вселенная и есть высшая полнота всесовершенного знания: «Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно». Нужна глубокая внутренняя работа и непрестанное духовное возрастание, чтобы это актуализировать скрытое ведение души. См.: Л.И. Василенко, Краткий религиозно-философский словарь, Истина и Жизнь, Москва 1996. См.:

[18] Савеллий - еретик, пресвитер Ливийский, в начале III в. прибыл в Рим и стал учить, что Бог не троичен и все три Лица - только модусы Его Единичности, которая проявляется последовательно: сначала в, виде Отца, затем - Сына и наконец -Духа. Это антитринитарное учение имело такие же последствия на Западе, как схожая ересь Павла Самосатского на Востоке. См.: Христианство. Церкви, Соборы Вселенские и Поместные, Отцы

[19] Святитель Дионисий, епископ Александрийский († 265) - ученик Оригена, ок. 232 г. возглавил Александрийскую школу. Автор первой Пасхалии, известен своей обширной перепиской, а также полемикой с еретиками монархианами. См.: Христианство. Церкви, Соборы Вселенские и Поместные, Отцы

[20] Диалектика (от греч. dialegesdai — обсуждать в диалоге) — у Сократа и Платона искусство ведения философского диалога с целью достижения «истины, умение соотносить разные точки зрения на изучаемый предмет, чтобы получить всеобъемлющее и убедительно обоснованное его понимание». См.: Л.И. Василенко, Краткий религиозно-философский словарь, Истина и Жизнь, Москва 1996.

[21] Святитель Иларий Пиктавийский (†366) - лидер Галльских епископов в период борьбы с арианством («Афанасий Запада»). С 353 г. - епископ Пиктавии (Пуатье). На арианском Соборе в Милане (355) осужден и сослан во Фригию, где написал трактат о Троице. Положил начало латинской тринитарной терминологии. По смерти арианского имп. Констанция восстановил на Парижском Соборе Никейское исповедание. Составил т.н. Галльскую Литургию. Видный экзегет и подвижник, учитель св. Мартина Турского. См.: Христианство. Церкви, Соборы Вселенские и Поместные, Отцы

[22] Вульфила (†381) - просветитель готов. Он родился около 311 г. в христианской семье, вывезенной готами из Малой Азии. До 30 лет был проповедником. В 341г. принял в К-Пле арианское рукоположение и в качестве первого епископа готов заразил этой ересью германские народы. Составил готский алфавит и перевел на него Библию. См.: Христианство. Церкви, Соборы Вселенские и Поместные, Отцы

[23] Святитель Амвросий Медиоланский (†397) - вначале знатный и блестяще образованный наместник Лигурии. В 374 году неожиданно избран епископом Медиолана (Милана). Изучив труды Великих Каппадокийцев, боролся с арианством, обращал германские народы. Видный литургист, гимнограф, проповедник и моралист («Златоуст Запада»). Учитель Августина Блаженного. См.: Христианство. Церкви, Соборы Вселенские и Поместные, Отцы

[24] J.H.Newman, Gli ariani del quatro secolo, Jaca Book-Morcelliana, Milano 1981.

[25] Аполлинарий Лаодикийский (†390) - богословствующий философ, участник I Всел. Собора и борец против ариан, а с 346 по 356 г. - епископ Лаодикии Сирийской. С 370 г. он развивал очень рискованную христологию, согласно которой «Христос есть Логос в человеческой оболочке», то есть, воплощенный Божественный ум, а разумная часть человеческой души (то есть человеческой природы!) в Нем отсутствует. Учение это было осуждено на II Вселенском Соборе. Но вопрос об образе соединения двух природ во Христе оставался открытым. См.: Христианство. Церкви, Соборы Вселенские и Поместные, Отцы

[26] Дечния, Т.3, с. 299.

[27] Святитель Кирилл еп. Александрийский (†444) - богослов-эрудит (знаток Платона и греческой философии), углубленный иррационалист, резкий и темпераментный полемист, он по праву венчает на Востоке «Золотой век патристики», и его творения являются вершиной Александрийского богословия. Однако пренебрежение к «рацио» делало его понятия не вполне четкими. Он, например, не различал термины «природа» и «ипостась» и допускал выражения типа «единая природа Бога-Слова воплотившегося». Эту буквально понятую «единую природу» Христа и начал обосновывать его горячий сторонник архимандрит Евтихий в своей борьбе против несториан. Таким образом, Евтихий впал в противоположную крайность: монофизитство. Это - христологическая ересь, утверждающая, что хотя Богочеловек рождается из двух природ, но в акте их соединения Божественная природа поглощает человеческую. И потому Христос уже не единосущен нам по человечеству. См.: Христианство. Церкви, Соборы Вселенские и Поместные, Отцы

[28] II Эфесский разбойничий Собор (449) под председательством епископа Диоскора (преемника святителя Кирилла Александрийского) силовым способом утвердил на Востоке монофизитскую ересь в качестве истинно православного исповедания. Но святой папа Лев Великий назвал этот собор «разбойничьей сходкой» и настоял на созыве нового Вселенского Собора в Халкидоне (451), который осудил как несторианство, так и монофизитство. Истинное учение Собор выразил в непривычной антиномической форме («неслиянно» и «нераздельно»), которая вызвала соблазн и продолжительную «монофизитскую смуту». См.: Христианство. Церкви, Соборы Вселенские и Поместные, Отцы

[29] Святитель Лев I Великий (†461) - папа Римский с 440 года. Боролся с пелагианами на Западе и с монофизитами на Востоке. Настоял на созыве Халкидонского Собора (451), который руководствовался его знаменитым христологическим посланием к свтятителю Флавиану. В 452 г, спас Рим от нашествия гуннов Аттилы. В 455 г, выкупил свою паству при разорении города вандалами. Значительно укрепил авторитет папской власти. См.: Христианство. Церкви, Соборы Вселенские и Поместные, Отцы

[30] Ипостась (греч. hypostasis, пат. persona — лицо или личность) — «суть индивидуального бытия и само индивидуальное существо, существованием или бытийностью своею связанное с другими ипостасями в одно и единое бытие, в одну и ту же усию [греч. ousia — сущность]... Ипостась — истинная личность. Но она — Божья Личность. И если мы спокойно называем Божьи Ипостаси Божьими личностями и даже Лицами, нам не по себе, когда начинают называть ипостасью человеческую или тварную личность» (Л.Карсавин). См.: Л.И. Василенко, Краткий религиозно-философский словарь, Истина и Жизнь, Москва 1996.

[31] Монофизиты и соблазнившиеся монахи захватили Александрию, Антиохию и Иерусалим, изгнав оттуда епископов - халкидонитов. Назревала религиозная война. Чтобы предотвратить ее, император Зенон в 482 г. издал так называемый Генотикон - компромиссное соглашение с монофизитской иерархией на дохалкидонской основе. Папа Феликс II обвинил К-Пль в отступничестве от Халкидона. В ответ К-Пльский патриарх Акакий (471 - 488) отлучил папу. Так образовалась «Акакиевская схизма» - 35-летний разрыв между Востоком и Западом. См.: Христианство. Церкви, Соборы Вселенские и Поместные, Отцы

[32] Cfr. L. Perrone, La Chiesa di Palestina e le controversie cristologiche. Dal Concilio di Efeso (431) al secondo Concilio di constantinopoli (553), Paideia, Brescia 1980.

[33] Танер 7-16

[34] См.: Протоиерей Валентин Асмус, Деяния Вселенских Соборов, Санкт-Петербург, Аксион эстин 2006.

[35] См.: Танер, 19-21.

[36] См.: Танер, 19-21.

[37] Необходимо заметить, что англикане принимают только первые четыре Вселенских Собора. В Католической Церкви они также занимают более почетное место. Папа Григорий Великий сравнивает их с четырьмя Евангелиями, Исидор Севильский – с четырьмя реками земного Рая. Cfr. A.M. Erba, 125.

[38] Оставался последний вопрос о связи между святым Духом и Сыном. Он был по разному разрешен на Востоке и Западе с точки зрения терминологии (но, по мнению католических богословов, равным по существу!). В греческой Церкви учили, что святой Дух происходит от Отца через Сына (лат.: per Filium), а латинской – «от Отца и Сына» (лат.: Filioque). В истории разделения вопрос о Филиокве приобретет большое значение.

[39] Пелагий (†420) - еретик из Британии, прославился строгой и нравственной жизнью. Около 400 г. приехал в развращенный Рим, где начал учить, что любой человек может своими силами преодолеть зло и достичь святости. Отвергал необходимость благодати, наследственность первородного греха и т.д. Дважды осужден как еретик (416 и 418), после чего уехал на Восток и вскоре умер. Его ученики Целестий и Юлиан Экланский также сводили христианство к морализму. См.: «Схематическая история христианства», Copyright 1994,Санкт-Петербургская Высшая религиозно-филосовская школа, Copyright 1997, Internet «Российский Православный информационно-издательский центр»

[40] Католики сожалеют об отсутствии блаженного Августина, умершего 28 августа 430 года.

[41] См.: Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А. - В 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами, Параграф «Ориген, христианский богослов и философ».

[42] Cfr. «Origene», in С.V. Manzanares, Dizionario sintetico di Patristica.

[43] Cfr. «La controversia su Origene tra la fine del IV secolo e gli inizi del V», ed., Hubert Jedin, Storia della Chiesa, V. II, Jaca Book, 1992², pp. 135-142.

[44] См.: A. B. Kаpташев. Bселенские собоpы. M., 1994, сс. 351-356.

[45] См.: В.В. Болотов, Т. IV, С. 385.

[46] См.: Васильев А.А. История Византийской империи. Глава 3: Юстиниан Великий и его ближайшие преемники (518-610).

[47] См.: С.Б. Дашков. Императоры Византии. - Издательский дом «Красная площадь», «АПС-книги», 1997.

[48] Протоиерей Валентин Асмус, Православный Свято-Тихоновский богословский институт, Исторический вестник №2.

 

[49] См.: А. Дворкин, Очерки по истории Вселенской Православной Церкви, Нижний Новгород, 2005, С. 375-376.

[50] См.: А. Дворкин, Очерки по истории Вселенской Православной Церкви, Нижний Новгород, 2005, С. 375-376.

[51] См.: А. Дворкин, Очерки по истории Вселенской Православной Церкви, Нижний Новгород, 2005, С. 400-402.

[52] Дворкин, С. 396.

[53] Дворкин, 393-428.

[54] Он верил в то что предсуществовавший Логос и предсуществовавшая душа-природа вместе составляют ипостасное единство.

[55] Карташев, 436; «Деяния», 294.

[56] Карташев, 438-442.

[57]

[58] См.: «Приговор Собора о трех главах», в Деяния Вселенских Соборов, «Воскресение» 1996, 463-464.

[59] См.: Панайотис И. Бумис, Непогрешимость Православия. Перевод с греческого Петра Бесараба. - М, Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2001.

[60] См.: «По поводу богословия Соборов», Глава из книги: Протопресвитер Александр Шмеман, Церковь, мир, миссия, М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 1996.

[61] Феномен (греч. phainomenon - явление). В теории познания: то, в каком виде является вещь в сознании познающего субъекта. Есть разные трактовки. 1) Это образы чувственного происхождения, которые не говорят о сущности вещей ничего достоверного, но все имеют в себе некое идеальное содержание, называемое ноуменом. 2) В основе феноменологии лежит убеждение, что в глубинах сознания имеются такие феномены, которые выражают его единство с бытием и, следовательно, несут в себе определенную истину, смысл. Такие феномены следует искать и непредвзятым образом описывать как самоочевидные реальности, для воссоздания смысла которых необходимо отстранить искажающие влияния от привносимых субъективных образов или общепринятых мнений и оценок.

[62] Онтология - учение о бытии, часть метафизики, занятая исследованием бытия как исходной для философии реальности, без которой невозможно понять существование отдельных вещей: благодаря связи с бытием они реальны, а вне такой связи их существование бессмысленно. Бытие связно, имеет порядок и смысл, соотнесено с Высшим бытием - источником любого бытия. Есть мыслители, замечающие «трещины в бытии», «темный фон бытия», а не только свет и порядок. В древнегреческой философии онтологичная мысль акцентировала роль в бытии вечного, неизменного и нематериального, а также иерархических отношений высшего и низшего. Это опиралось на представление о самодостаточности космического бытия. Христианская вера и мысль была оценена древней философией как «сдвинувшая несдвигаемое» (С.Аверинцев) в бытии; но христиане, во-первых, признали бытие нашего мира тварным, внутренне неполным, не самодостаточным и зависящим от Творца, и, во-вторых, увидели во Христе начало обновления бытия («Я все делаю новым» - Откр.21.5). Это выявило в бытии историческое измерение, устремленность к финальному преображению, предзнаменуемому знаками грядущего. Если мы открываем себя навстречу тайне и смыслу бытия, насыщается жажда высшего смысла жизни и раскрываются наши лучшие творческие силы и дарования. См.: Л.И. Василенко, Краткий религиозно-философский словарь, Москва 1996.

[63] См.: «Ересь», глава из книги «Традиция, догмат, обряд».

[64] См.: Большой Брокгауз «Догмат».

[65] См.: Архимандрит Порфирий (Попов), «Ответ на недоумение о непогрешимости Вселенских Соборов», в Душеполезное чтение, Санкт – Петербург 2006, 32-38.

[66] См.: В.В. Акимов, Вселенские Соборы, Жировичи 2010, СС. 5-21.

[67] См.: В.В. Акимов, Вселенские Соборы, Жировичи 2010, 12-14.

[68] Cfr. N.P. Tanner, I Concili della Chiesa. Per una storia d’Occidente Chiesa e società. Percorsi e occasioni, Jaca Book, 27-28.

[69] «Соборное изложение веры», в Деяния Вселенских Соборов, Т. I, Санкт-Петербург 2008, 69-70.

[70] См.: В.В. Акимов, Вселенские Соборы, Жировичи 2010, 35.

[71] Cfr. N.P. Tanner, I Concili della Chiesa. Per una storia d’Occidente Chiesa e società. Percorsi e occasioni, Jaca Book, 29-30.

[72] «Символ веры, изложенный Константинопольским собором», в Деяния Вселенских Соборов, Т. I, Санкт-Петербург 2008, 119-120.

[73] Cfr. N.P. Tanner, I Concili della Chiesa. Per una storia d’Occidente Chiesa e società. Percorsi e occasioni, Jaca Book, 31-32.

[74] Cfr. N.P. Tanner, I Concili della Chiesa. Per una storia d’Occidente Chiesa e società. Percorsi e occasioni, Jaca Book, 32-33.

[75] Cfr. N.P. Tanner, I Concili della Chiesa. Per una storia d’Occidente Chiesa e società. Percorsi e occasioni, Jaca Book, 33.

[76] «Определение Халкидонского Собора», в Деяния Вселенских Соборов, Т. II, Санкт-Петербург 2008, 46-48.

[77] Cfr. N.P. Tanner, I Concili della Chiesa. Per una storia d’Occidente Chiesa e società. Percorsi e occasioni, Jaca Book, 36-37.

[78] Cfr. N.P. Tanner, I Concili della Chiesa. Per una storia d’Occidente Chiesa e società. Percorsi e occasioni, Jaca Book, 37.

[79] Cfr. N.P. Tanner, I Concili della Chiesa. Per una storia d’Occidente Chiesa e società. Percorsi e occasioni, Jaca Book, 37 -38.

 

[80] Tanner, 44-49.

[81] Таннер, 40-43.

[82] Tanner, 49-51.

[83] Cfr. Erba.

[84] Girolamo, Vita di San Malco, in Patrologia latina 23, 55 B.

[85] Cfr. Andrea Erba, 150.

[86] В PG, LXV 88BC.

[87] Это представители антимонашеской борьбы в римском обществе. Суть их возражений основывалась на том, что принципы монашеского образа жизни прямо противоречат Писанию. Они задавали вопрос, обязательно ли для исполнения евангельского идеала оставлять общество или даже общину верующих??? В подтверждение своей правоты показывали, что увеличение монашествующих после периода гонений не улучшило морального состояния римского общества, а в ежедневной жизни многие оставались еще зараженными языческими обычаями и многие крещеные были знакомы с истинным христианством поверхностно. Cfr. Author: Mario Fois; Vincenzo Monachino; Felix Litva, S.J., Dalla Chiesa antica alla Chiesa moderna. Miscellanea per il 50 o della Facoltà di storia ecclesiastica della Pontificia Università Gregoriana, Roma: Università Gregoriana, 1983, 33; Sant’Alfonso Maria de Liguori, Storia delle Eresie, cap. V. Eresie del secolo V., art. I. Delle eresie di Elvidio,Gioviniano e Vigilanzio.

[88] Girolamo (san), Vite di Paolo, Ilarione e Malco, a cura di Giuliana Lanata, Piccola Biblioteca Adelphi, 1975, 3ª ediz., pp. 146. Risvolto: Quando, nella seconda metà del secolo IV, il dotto e iroso Girolamo si accinse a scrivere le vite dei tre monaci Paolo, Ilarione e Malco, da circa cento anni ormai i deserti dell’Egitto e della Siria erano stati invasi da laceri abitatori, sparsi in grotte, montagne, buche, crepacci, esposti ai venti, ai demoni e alle belve, atleti di una nuova virtù e di una nuova regola di vita, che si opponevano radicalmente a quelle del morente mondo pagano. Girolamo apparteneva appunto a tutti e due quei mondi: da una parte vigorosissimo propugnatore della fede cristiana, dall’altra intellettuale intriso in ogni fibra della cultura classica, sicché per lui il peccato più temibile e più amato era quello di rimanere pur sempre «ciceroniano». Eppure, avvicinandosi a quel nuovo genere letterario, popolare e naïf, che era la vita dei santi, Girolamo seppe mettere tutte le sue astuzie e raffinatezze di scrittore al servizio di una verità che doveva invece presentarsi come un’anonima favola, una leggenda ancora palpitante di storia. Con perfetta concisione, con grande senso del concreto, con ricca capacità evocativa del fantastico, Girolamo è riuscito a chiudere in poche pagine tre vicende diversamente esemplari e affascinanti, che rimangono fra le più memorabili di quella vivissima letteratura che accompagnò lo svilupparsi del monachesimo orientale, ponendosi, per così dire, sulla soglia di tutta la nostra civiltà.

[89] Santa Paola romana (Roma, 5 maggio 347 – Betlemme, 26 gennaio 406) era una nobile matrona romana di fede cristiana, discepola di Sofronio Eusebio Girolamo. È venerata come santa dalla Chiesa cattolica che ne celebra la memoria il 26 gennaio.

[90] Амье́н (фр. Amiens, пикард. Anmien) — город на севере Франции, на семи рукавах реки Сомма

[91] Перейти до: навігація, пошук Лігюже

Лігюже́, (фр. Ligugé) — муніципалітет у Франції, у регіоні Пуату-Шарант, департамент В’єнна. Населення — 3062 осіб (2010).

[92] Гонорат (лат. Honoratus — Гоноратус, Гонорат Арльский, Оноре; ок. 365 — 429, Арль) — епископ Арля (Арелата), святой Католической церкви (память 16 января), в ряде месяцесловов указывается в числе православных святых

[93] Иоанн Кассиан (ок. 360—435) — один из основателей монашества в Галлии, видный теоретик монашеской жизни. Родом из Марселя (по другой версии — из Добруджи), он прибыл в Палестину и в Вифлеемском монастыре принял монашество.

[94] Написал 12 книг «О постановлениях киновий палестинских и египетских» и 24 «Собеседования» с знаменитыми египетскими аввами о разных понятиях нравственного христианского учения. Третье сочинение Иоанна — «О воплощении Христа», против Нестория, считается слабым; в нём, по мнению Газемана («Griechische Kirche», Лпц., 1866), учение Нестория излагается неверно.

[95] Апофтегма – собрание изречений, притч и поучений Отцов пустынников, которая была опубликована под названием Grande giardino в V веке.

Апофе́гма, апофте́гма (греч. αποφθηγμα, от αποφθηγγομαι — «говорить напрямик») — краткое и меткое наставительное изречение, нравоучительная сентенция. Синоним афоризма.

Апофегма представляет собой краткий рассказ об остроумном, поучительном ответе или поступке великого человека — царя, полководца, философа (прежде всего на греческом или римском материале). В центре апофегмы обычно находится гипербола, парадокс, некая логическая неожиданность, вносящая новые штрихи в сложившееся представление о том или ином государственном деятеле, философе, писателе или эпохе. Апофегма явилась одним из основных книжных прообразов анекдота, скрещивание апофегмы с фольклорным анекдотом дало в итоге литературный анекдот.

Сборники апофегм попали в Россию через польское культурное посредничество в конце XVI века и пользовались продолжительное время исключительной популярностью (особенно на протяжении XVIII века). Первоначально апофегмы переписывались, а с 1711 года и издавались.

[96] Евсевий (ок. 283 — 1 августа 371 или 372 года) — первый епископ Верчелли. Дни памяти — 16 декабря, 2 августа.

[97] San Remigio di Reims родился около 436 года в Laon (Франция). Поставлен епископом в Реймсе в 22 года, неутомимо трудится для распространения Христианства в Галлии и пытался сблизить ариан с католической верой. Он стал другом короля Франков Хлодвига и царицы Клотильды. Царица и епископ убеждают Хлодвига принять Крещение в день Рождества 496 года. Умер 13 января 533 года и считается апостолом Франков.

[98] Кро́вная ме́сть (также венде́тта, от итал. vendetta - мщение) - древнейший принцип, характерный для родо-племенного строя, согласно которому лицо, совершившее убийство, либо кто-либо из членов его семьи (рода, племени, клана, группировки) обязательно подлежит смерти в порядке возмездия.

[99] Ве́ргельд (нем. Wergeld, от др.-верх.-нем. Wёr - человек и Gёlt - цена) - денежная компенсация за убийство свободного человека, установленная в германских варварских правдах. Вергельд выплачивался родом убийцы семье убитого, постепенно вытеснив кровную месть. Устанавливался в зависимости от социального положения убитого, его пола и возраста, от того, к какой национальности он принадлежал (галло-римской или германской).

[100] Орда́лии (от англосакс. ordol, латинский ordalium - приговор, суд) - в широком смысле то же, что и «Божий суд»; в узком - суд путём испытания огнём и водой. Ордалии считаются одним из видов архаического права, впервые подобные испытания упоминаются ещё в законах Хаммурапи.

При испытании водой нужно было достать кольцо из кипятка, прыгнуть в реку с быстрым течением, испытуемого опускали в холодную воду связанным и т.п.

Испытание огнём состояло в том, что испытуемый должен был держать руки на огне, проходить через горящий костёр, держать руками раскалённое железо. Выдержавший эти испытания признавался оправданным, не выдержавший - виновным. На Руси утонувший в реке считался оправданным - Бог его забрал в лучший мир, он раньше попал на небо.

Ордалии имели распространение у многих народов, встречались и в период Высокого Средневековья.

[101] Частная церковь (лат. ecclesia propria, нем. Eigenkirche) - в Средние века церковь, аббатство или монастырь, построенные на личной земле феодала, над которым он имел имущественные права, в особенности право распределять приходы, т.е. назначение церковнослужителей без согласования с епископом.

В Священной Римской империи в эпоху Оттона Великого контроль над обширными церковными владениями был существенной прерогативой императора. Феодал получал право использования десятины и других церковных доходов, однако он должен был оплачивать церковные нужды. Также феодал и члены его семьи включались в поминальные молитвы, что, по крайней мере формально, являлось основной причиной основания церквей на собственной земле. В свою очередь епископы, чьё влияние из-за этого уменьшалось, сами были вынуждены создавать частные церкви и заселять их территории лояльными и свободными жителями.

 

Понятие нем. Eigenkirche было введено в 1894 году Ульрихом Штутцем для обозначения церкви, являющейся собственностью лица или группы лиц, включая не только здание церкви с его содержимым, но и относящиеся к нему земли, строения и прочие материальные и не материальные права. Cfr. Susan Wood, The proprietary church in the medieval West, Oxford University Press 2006, 1020.

[102] Sant’Isiodoro di Siviglia родился в 560 году в благородной семье. Три его брата также будут канонизированы. Самый известный из них sant’Leonardo, который станет епископом Севильи, и который, по смерти родителей, возьмется воспитывать Исидора (в последствии рукоположит его в епископы). В 600 году Исидор наследует кафедру брата в Севилье. В 35 год став епископом, строит школы и библиотеки, созывает синоды и Соборы, пишет книги по богословию и нечто похожее на энциклопедию, называя ее «Etimologie». Был провозглашен Доктором Церкви и одним из национальных святых Испании.

Основатель средневекового энциклопедизма. Компилятор мосарабского богослужебного обряда. В 1598 году был канонизирован Римской католической церковью. Исидор Севильский многими католиками считается покровителем Интернета. В то же время официальный Ватикан не считает кого-то из святых покровителем Интернета.

[103] San Beda Venerabile родился около 637 года в Англии и проводит большую часть своей жизни в бенедиктинском аббатстве di Jarrow (Джарроу). Человек ученый и писатель, обменивается научными достижениями со всеми знаменитыми на то время значительными учеными эпохи, епископами, правителями, учеными. Живет монашеским идеалом литургической молитвы, покаяния и созерцания. Оставил труды на различные дисциплины. Особенно известны его комментарии на Слово господне. Священник и Доктор Церкви.

Бе́да Достопочтенный н аписал одну из первых историй Англии под названием «Церковная история народа англов» (лат. Historia ecclesiastica gentis Anglorum, англ. Ecclesiastical History of the English People), которая принесла ему славу «отца английской истории

Беда был прозван «достопочтенным» (лат. venerabilis) вскоре после своей смерти. В 1978 Беда был канонизирован митрополитом Антонием (Блумом), является местночтимым святым Сурожской епархии Русской православной церкви. Cfr. Фокин А. Р., Беда Достопочтенный // Православная Энциклопедия. -Т. 4. С. 4-26-432.

[104] Альбе́рт Вели́кий или Св. Альберт, Альберт Кельнский, Альберт фон Больштедт (лат. Albertus Magnus, около 1200, - 15 ноября 1280) - философ, теолог, учёный. Видный представитель средневековой схоластики, доминиканец, признан Католической Церковью Учителем Церкви, наставник Фомы Аквинского.

[105] Ислам переводится как «предание себя Богу», «покорность», «подчинение» (законам Аллаха). Приверженцев ислама называют мусульманами. См.: L. Gardet, «Islam», Encyclopaedia of Islam Online; Х. К. Баранов «Арабско-русский словарь», издание 7-е, М., «Русский язык», 2001, ISBN 5-200-00699-6, стр. 370. Тж. «Ислам. Энциклопедический словарь», М., «Наука», 1991, ISBN 5-02-016941-2. С. 103.

Мусульманин (араб. муслим) - последователь ислама. Слово муслим означает «тот, который покоряется (Богу)» или «тот, который предаётся (Богу)» по аналогии со словом ислам - «примирение», «принятие». Вариант В. М. Пороховой: «Прямая калька арабского слова «мусульманин» - «человек, предавшийся Богу».

[106] Год хиджры стал первым годом исламского лунного календаря (лунной хиджры). От хиджры ведётся отсчёт и в иранском солнечном календаре (солнечной хиджре).

[107] Битва при Пуатье. В битве столкнулись франкские силы под руководством Австразийского майордома Карла Мартелла и арабские силы Омейядского Халифата под командованием Абдур-Рахмана ибн Абдаллаха, генерал-губернатора аль-Андалусии. Франки одержали победу, Абдур-Рахман ибн Абдаллах был убит, а Мартелл распространил впоследствии своё влияние дальше на юг. Хроники IX века, трактовавшие исход битвы как знамение Божьего благоволения к Карлу, дали ему прозвание «Молот» (Martelus), возможно, в память Иуды Маккавея («Молотобойца») времен восстания Маккавеев.

[108] Мусульмане покоренной Гранады насильственно были обращены в христианство. В 1496 году римский папа удостоил Фердинанда и Изабеллу титула католических королей.

[109] Государство Сасанидов, «Государство иранцев (ариев)» - государство, образовавшееся на территории современных Ирака и Ирана в результате падения власти парфянской династии Аршакидов и прихода к власти персидской династии Сасанидов. Существовало с 224 по 651 год. См.: Сасанидский Иран в III - IV вв. н. э. // Всемирная история. - М., 1956. - Т. 2.

[110] Государство Фатимидов (909-1171) - средневековое шиитское (исмаилитское) арабское государство с центром в Каире (с 972). В эпоху своего могущества Фатимидский халифат включал в себя территории Египта, Магриба, Палестины и Сирии. Откололось от халифата Аббасидов в результате восстания в провинции Ифрикия (современный Тунис) берберских племен, возглавляемых исмаилитским проповедником Абу Абдаллахом. Абу Абдаллах передал всю власть Убейдаллаху, который утверждал, что является потомком Фатимы (Фа́тима бинт Муха́ммад) - младшая дочь пророка Мухаммеда, от его первой жены Хадиджи. По ее согласию отец выдал ее замуж за двоюродного брата. Почитается мусульманами как образец богобоязненности и терпения, а также наилучших нравственных качеств.

Фа́тима - Защищённая от зла и огня ада; Аз-Захра – Освещающая; Сидди́ка – Правдивая; Кубра – Возвеличенная; Муба́рака – Благословенная; Та́хира – Чистая; Заки́я – Целомудренная; Ра́дийя - Довольная судьбой, предопределённой Аллахом; Мардийя́ – Хвалимая;

[111] «Двойственная истина» - предложена Ибн-Рушдом (Аверроэсом) в XII веке для примирения Аристотеля с Исламом. Суть учения: научная обоснованность истины достигается лишь в философии; истина есть и в теологии, но она аллегорична; в Коране она дана в образной форме, доступной необразованному человеку. Философ же вскрывает внутренний смысл образов, которым нужно дать верное истолкование. В результате теология была подчинена философии. Против этого резко выступили мусульманские теологи-традиционалисты. Латинские аверроисты, в частности, Сигер Брабантский (XIII век), дали более рискованную трактовку «двойственной истины»: некоторое утверждение, рационально обоснованное, будет истинным в философии, но и противоположное ему утверждение может оказаться истинным в теологии. Логически нужно отвергнуть либо философию, либо теологию. В ответ аверроисты придумали контр-пример: у всех людей, по Аристотелю, одно и то же интеллектуальное «ядро» души, без индивидуально-личностных различий, но с точки зрения веры так быть не может, ибо разных разумных душ много. Бог чудесным образом умножает число индивидуально неповторимых разумных душ, чтобы не допустить противоречия веры и философии. Многие схоласты отказались с этим соглашаться. См.: Василенко, Философский словарь.

«Есть истина философии и есть истина религии, утверждают представители аверроизма. Поскольку философия независима от религии, постольку возможно противоречие между утверждениями философии и религиозными догмами. В отличие от Сигера Брабантского и других аверроистов, у самого Аверроэса истина философии (истина разума) имела приоритет над религиозной истиной: богооткровенные тексты в случае противоречия истинам разума должны подвергаться аллегорическому толкованию. Таким образом у Аверроэса концепция двойственной истины превращается в концепцию, согласно которой истина содержится только в философии.

В европейской мысли предтечей концепции двух истин оказался средневековый схоласт - представитель Шартрской школы - Жильбер Порретанский. Из гносеологических воззрений Жильбера вытекало, что любое познание всегда формулируется в понятиях и есть познание единичных конкретных предметов. Поэтому теология как учение о Боге, который трансцендентен миру, невозможна в понятийной форме, ибо понятие соответствует лишь материальной вещи. Поэтому философию и теологию совершенно нельзя смешивать и противоречие между их истинами невозможно. Позднее учение о двойственной истине поддерживали также Уильям Оккам, Пьетро Помпонацци.

Концепция истины Фомы Аквинского стала классической в католическом вероучении. Согласно ей, философия и религия абсолютно различны по методу, но лишь частично - по предмету». См.: Ефремова Н. В. «Двойственной истины» теория Новой философской энциклопедии: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Стёпин. - М.: Мысль, 2000-2001. - ISBN 5-244-00961.

[112] Ванда́лы (лат. Vandili, Wandali, Uuandali, греч. Βάνδαλοι) —-древнегерманский народ, близкий готам, в эпоху Великого переселения народов. В позднем Средневековье вандалов стали ассоциировать с предками балтийских славян (вендами), заселивших в конце VII века земли, где до эпохи переселения народов обитали германские племена вандалов.

[113] Луи Массиньон (фр. Louis Massignon; 25 июля 1883, Ножан-сюр-Марн, Валь-де-Марн - 4 ноября 1962, Пордик, Бретань) - французский учёный, востоковед, исламовед и арабист.

[114] Шарль Эжен де Фуко (фр. Charles Eugène de Foucauld de Ponbriand; 15 сентября 1858, Страсбург - 1916) - монах-траппист, отшельник, исследователь Африки. Римско-католическая церковь причислила Шарля де Фуко к лику блаженных. В 1883-1884 гг., выдавая себя за еврея-торговца, в одиночку путешествовал по южному Марокко, перешёл горы Атлас и далее странствовал по Алжирской Сахаре. Позднее Фуко вступил в орден траппистов и получил разрешение проповедовать в Сахаре среди туарегов нагорья Ахаггар. Более 16 лет он там жил как местный житель и занимался изучением обычаев и нравов туарегов, которых пытался обратить в христианство. Часть из них почитала Фуко как «великого марабута».

[115] См.: Силантьев, Роман Анатольевич, Ислам и Христианство. Попытки восстановления диалога в 2007 году, 2008 (http://www.bogoslov.ru/text/291125.html).

[116] Гейзерих - король вандалов, правил в 428 - 477 годах, создатель государства вандалов и аланов в северной Африке.

[117] Герулы - эрулы (лат. Heruli, Eruli) германское племя. Первоначально жили в Северной Европе, в 3 веке двинулись на юг. Восточные во о 2 й половине 4 в. были подчинены гуннами, а после распада гуннского союза племён основали на Дунае.

[118] Лангобарды (нем. Langobarden - длиннобородые) - германское племя, обитавшее по нижнему течению Эльбы, а затем на Дунае. В 568 г. вторглись в Северную Италию, где образовали лангобардское королевство (отсюда название Ломбардия) со столицей в Павий. Побеждены и завоеваны Карлом Великим в 774 г.

[119] Оккупация Ломбардии, Емилии, Тосканы, Умбрии (дука Сполето), Кампания (дука Беневенто). Остальная Италия оставалась под юрисдикцией византийской империи. Политически королевство Лангобардов из серии дуков, с престолом в главных городах, которые выбирали короля; этот резедировал в Павие и управлял собственными землями через своих агентов (мажордом = castaldi), которые имели функции контролировать дела дуков.

[120] Раве́ннский экзарха́т или Италья́нский экзарха́т - византийская провинция на Апеннинском полуострове (северо-восток Италии) с центром в городе Равенна. Известен с 584 года как форпост против наступления варваров. Был завоёван лангобардами в 751 году. После завоевательных походов Пипина Короткого (754, 756) земли Равеннского экзархата перешли к франкам. Затем Пипин Короткий «подарил» их вместе с Римской областью римскому папе, что положило начало Папскому государству.

[121] Дарунок в Сутрі - укладена 728 року угода в містечку Сутрі між королем лангобардів Лютпрандом і Папою Римським Григорієм ІІ, за якою місто та декілька сіл у Лаціо було віддано під керування Папі, «як дарунок святим апостолам Петру та Павлу». Це була перша Папська територія за межами Рима.

[122] Пипин обязался поддержать в Италии папу против лангобардов взамен на папское признание его династии, обещая папе присвоить огромные территории в случае победы. В 753 году лангобарды завоевали Равеннский экзархат, и король Айстульф потребовал, чтобы Рим платил ему дань. Папа Стефан обратился за помощью к королю франков Пипину, который стал королём именно благодаря благословлению папы Захария. Стефан лично прибыл во Францию (это был первый случай в истории, когда римский Папа пересёк Альпы), и был встречен 11-летним сыном Пипина, Карлом, который и проводил Папу к своему отцу. Согласно римско-католической традиции, именно на этой встрече Пипина и Стефана франкский король пообещал римскому Папе передать папству власть над рядом территорий, которые будут отвоёваны у лангобардов.

28 июля 754 года Стефан совершил в соборе аббатства Сен-Дени миропомазание Пипина и его сына Карла. Теперь Пипин не мог игнорировать обращения церкви, и в 756 году, в ответ на письмо, чудесным образом написанное самим Святым Петром, войска франков вторглись в Италию и поставили лангобардов на колени. Папа был утверждён Пипином в качестве главы независимого государства, протянувшегося через Центральную Италию, которое просуществовало более тысячи лет. См.: Дж. Норвич, Срединное море. История Средиземноморья. - М.: издательство «Аст», 2006. - isbn 978-5-17-052189-0

[123] См.: Л.А. Андреева, в Религиоведение / Энциклопедический словарь. –М.: Академический проект, 2006. –1256 с.

 

Константинов дар - сборник документов, сфабрикованных в Риме во вт. пол. 8 в. во времена папы римского Стефана II или его брата Павла I. Согласно К. д. император Константин в благодарность за то, что папа Сильвестр помог ему исцелиться от проказы, предоставил последнему и всем его преемникам примат над четырьмя восточными патриархами, а также императорские регалии, т. е. политическое верховенство над всей западной частью Римской империи. Однако, сохранив церковный примат, папа будто бы не принял императорские регалии, хотя в случае прекращения императорской власти папа автоматически становился преемником императорского достоинства. Следовательно, посредством К. д. папство стало претендовать на правопреемственность от Римской империи. Именно в этом документе, называемом также «Constitutum Constantini», папа был назван единственным наместником Иисуса Христа на земле, vicarius Dei...К. д. был затем дополнен другим фальшивым документом (сфабрикован между 847 и 852 на территории Реймского архиепископства, составителем которого был некто, скрывавшийся под псевдонимом Исидор Меркатор) - сборником вымышленных папских посланий и решений церковных соборов, приписанным ученому-энциклопедисту VII века Исидору Севильскому. «Лжеисидоровы декреталии», вошедшие в свод канонического права, утверждали независимость папы от любой власти на земле и его право осуществлять свои деяния, не считаясь со светскими владыками. Подложные декреталии включали и подделку, повествующую о К. д. Согласно декреталиям без соизволения папы не может состояться ни один собор, ни одно решение собора не может быть приведено в исполнение. Таким образом, власть папы в церкви стала выше даже Вселенских соборов, а в церкви утвердился монархический принцип организации. Появление этих фальшивых документов позволило подвести юридическое обоснование, хотя и задним числом, под создание Папского государства. Сомнения в подлинности этих документов усилились в кон. X в. В документе, выпущенном канцелярией германского императора Римской империи Оттона III, опровергалась подлинность К. д. Оттон III в дипломе о дарении восьми графств в Пентаполисе папе Сильвестру II заявлял, что именно он, римский император, есть полный хозяин мира, а К. д. является фальшивкой, сфабрикованной дьяконом Иоанном. Но лишь в XV веке Лоренцо Валла (1407-1457) в «Рассуждении о Константиновом даре» неопровержимо доказал его подложность. Теолог и философ Николай Кузанский (1401-1464) также высказывал сомнения в подлинности этого документа. В XV в. католическая церковь была вынуждена признать фальсификацией и «Лжеисидоровы декреталии». В России К. д. был включен в 1551 в церковный памятник - «Стоглав». Патриарх Никон не сомневался в подлинности К. д., к которому апеллировал в своих попытках поставить власть священства выше царства. В своих ответах на соборе 1666-1667 он заявлял, что Константин Великий дал папе Сильвестру все папские регалии, Рим со всей областью в управление, а сам переселился в Константинополь.

[124] См.: Цыпин Владислав, Церковное право, Глава: 10. 2. Западные канонические сборники VII-IX веков: В первой половине VII столетия был составлен Кодекс Испанской Церкви, который приписывается святому Исидору Севильскому († 636) … Во вторую часть вошли четыре статьи, и среди них так называемая дарственная грамота Константина Великого папе Сильвестру… в которой говорится, что император покидает Рим и Италию и переносит свою столицу в Константинополь, потому что он не достоин оставаться подле Римского первосвященника, в дар которому он отдает Латеранский дворец, Рим, Италию и весь Запад вместе с знаками императорского достоинства. Этот подложный документ впоследствии был заимствован в Византии и вошел в нашу «Кормчую»… Сборник был составлен в IX веке (847-852) во Франкской империи… О том, что отечеством Лже-Исидора является Франкское государство, свидетельствует язык, которым написан сборник: латынь здесь изобилует галлицизмами. Как отмечал А. С. Павлов, «то обстоятельство, что Лже-Исидор взял для своей фабрикации не местный, или, лучше сказать, не общепринятый на Западе канонический кодекс, каковым был тогда сборник Дионисия Малого, а менее известный Испанский сборник, легко объясняется желанием автора скрыть свои подлоги и связать их с авторитетным именем святого Исидора Севильского, которого чтила и Франция».

[125] Лоренцо Валла итальянский гуманист, родоначальник историко-филологической критики, представитель исторической школы эрудитов. Обосновывал и защищал идеи в духе эпикуреизма. Считал естественным всё то, что служит самосохранению, счастью человека. См.: Хоментовская А. И., Лоренцо Валла - великий итальянский гуманист. - М.-Л., 1964.

[126] Ри́мская ку́рия (лат.: Curia Romana) - главный административный орган Святого Престола и Ватикана и один из основных в католической церкви. См.: Римская курия на официальном сайте Святого Престола «Sancta Sedes» на 6 языках - немецком, английском, испанском, французском, итальянском и португальском (http://www.vatican.va/roman_curia/index.htm)

[127] Папа Лев IX (1002-1056) - папа римский в 1048-1056 гг. Родился в Экисгейме (Эльзас), настоящее имя - Бруно, приходился двоюродным братом императору Конраду И. Перед избранием на папский престол был епископом Гуля. Папой римским был избран по настоянию императора Генриха III. Л.IX был ярым сторонником реформы церкви. Не выступая против назначения королем епископов и аббатов (Генрих III был его родственником), основные усилия сосредоточил на подъеме морального уровня духовенства. Проявил себя решительным борцом с симонией. Уже в апреле 1049 г. созвал собор в Риме, который сместил ряд епископов. В октябре 1049 г. созвал собор в Реймсе. В Реймском соборе он повелел выставить на алтаре гроб с мощами св. Ремигия, окрестившего Хлодвига. Каждый из присутствующих на соборе епископов и аббатов должен был поклясться перед этими мощами, что он невиновен в грехе симонии.

Л. IX впервые ввел в коллегию кардиналов неитальянцев, являвшихся сторонниками церк. реформы. Л.IX был первым из пап, кто после 250-летнего перерыва отважился совершить поездки к северу от Альп. Стремление Л.IX подчинить себе юг Италии, находившийся под церк. юрисдикцией константинопольского патриарха, послужило толчком к острому конфликту с визант. церковью, вылившемуся в окончательное разделение церквей 1054 г. См.: Лiнч Дж., Середньовiчна Церква. Киiв, 1994.

[128] Блаженный Пий IX (лат. Pius PP. IX, итал. Pio Nono; в миру Джованни Мария, граф Мастай де Ферретти; 13 мая 1792 - 7 февраля 1878) - Римский Папа с 16 июня 1846 по 7 февраля 1878 года. Вошёл в историю как Папа, провозгласивший догмат о непорочном зачатии Пресвятой Девы Марии и созвавший I Ватиканский Собор, утвердивший догматическое учение о безошибочности Римского первосвященника.

Известен как автор «Силлабуса» (1865) - «Списка важнейших заблуждений нашего времени» - в котором повторил собственные осуждения пантеизма, натурализма, рационализма, либерализма, протестантизма, социализма и коммунизма, ранее данные в энцикликах и аллокуциях. «Силлабус» осуждает требование отделения церкви от государства, отрицание светской власти пап, признание преимущества светского права над церковным и свободу выбора религии.

[129] Пий XI ( лат. Pius XI, до интронизации - Аброджио Дамиано Акилле Ратти, итал. Ambrogio Damiano Achille Ratti; 31 мая 1857, Десио - 10 февраля 1939, Рим) - папа римский с 6 февраля 1922 по 10 февраля 1939. Появившись после избрания на внешней лоджии собора святого Петра, Пий XI впервые с 1870 провозгласил оттуда благословение «Urbi et orbi» (Перейти к: навигация, поиск

Urbi et orbi - буквально, «к городу (Риму) и к миру» - стандартная фраза, в прошлом открывавшая Римские провозглашения. В настоящее время термин используется, чтобы обозначить папский документ, который адресован городу Риму и всему католическому миру).

[130] Франциск Ассизский - Франци́ск Асси́зский - католический святой, учредитель названного его именем нищенствующего ордена. Знаменует собой перелом в истории аскетического идеала, а потому и новую эпоху в истории западного монашества.

[131] Секуляриза́ция (позднелат. saecularis - мирской, светский):

Секуляризация (история) - в исторической науке изъятие чего-либо из церковного, духовного ведения и передача светскому, гражданскому ведению. Обычно употребляется для описания изъятия государством у церкви её земельной и иной собственности. В Западной Европе масштабная секуляризация проводилась в XVI-XVII веках во время Реформации. В России в основном закончилась в XVIII веке.

Секуляризация (социология) - в социологии процесс снижения роли религии в сознании людей и жизни общества; переход от общества, регулируемого преимущественно религиозной традицией, к светской модели общественного устройства на основе рациональных (внерелигиозных) норм. Политика государства, направленная на уменьшение влияния и роли религии (например, секуляризация образования).

[132] Англосаксонский монах и эрудит. Воспитывался в школе York, которой потом управлял, позван Карлом Великим реорганизовать палатинскую школу, которая станет с ним точкой опоры каролингского культурного возрождения. В 796 году удаляется а аббатство San Martino di Tours, где основал образцовую школу. Для образования составляет тексты по грамматике, риторике, диалектике, музыке, математике и астрономии. Автором агиографических, философских творений, а также эпиграмм, стихотворений и поэм, курировал экзегетику библейских текстов.

[133] Павел диакон (ок.720/30-799). Средневековый историк. Из лангобардского племени, воспитан при дворе Rachis в Павие, был бенедиктинсим монахом в Civate и Монтекасино (774). После преподавания в палатинской школе Карла Великого (782-786), снова возвратился в монастырь Монтекссино, где закончил свой труд Historia romana и прежде всего Historia langobardorum.

[134] Agostino, La città di Dio III.

[135] См. В.В. Акимов, Вселенские Соборы, Жировичи 2010, сс. 93-108.

[136] http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_византийских_императоров

[137] Иранский народ.

[138] Кочевой народ центрально-азиатского происхождения, переселившийся в VI веке в Центральную Европу и создавший там государство Аварский каганат (VI—IX век).

[139] См. Православная энциклопедия, Т. 9, С. 628; URL: http://www.pravenc.ru/text/160781.html#part_25

[140] Деяния Вселенских Соборов, Т. 4, СПб 2008, С. 221.

[141] Деяния Вселенских Соборов, Т. 4, СПб 2008, С. 230.

[142] Рецидив (от лат. recidivus — «возобновляющийся») — повторное проявление чего-либо (обычно негативного).

[143] См.: Православная энциклопедия, Т. 9, С. 645 // http://www.pravenc.ru/text/155500.html

[144] http://ru.wikipedia.org/wiki/Список_византийских_императоров

[145] Эльвирский собор. Наиболее вероятная дата — 15 мая 313 года в Эльвире (Hiberris, ныне Гренада) из епископов южноиспанских. Собор этот является провинциальным собором высшего ранга, в роде африканских соборов при Киприане. Председательство на Э. соборе принадлежало старшему или по возрасту, или по времени посвящения Феликсу, епископу Акциса (ныне Кадикс). Кроме 19 епископов, на Э. соборе присутствовали еще пресвитеры, в числе 24, диаконы и простой народ; епископы и пресвитеры сидели, диаконы и народ стояли. Определения собора, в количестве 81, были провозглашены епископами. В расположении канонов можно заметить некоторый порядок, по крайней мере, там, где говорится о трех главных грехах — идолопоклонстве (кап. 1—4), убийстве (кап. 5) и блуде (7 и сл.); постановления о последнем излагаются в связи с брачными препятствиями. Все предписания изложены в строгом, напоминающем новацианство духе. В большинстве случаев налагается отлучение или публичное покаяние. Смягчения допускаются только для труднобольных и для женщин. Из постановлений собора можно заключить, что состояние нравственности в Испании было весьма невысоко и даже в высших слоях общества господствовало смешение христианства с язычеством. См.: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

[146] Деяния Вселенских Соборов, Т. 4, С. 321.

[147] Деяния Вселенских Соборов, Т. 4, С. 323.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных