Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема урока: Группы слов с общим значением.




Первый урок.

Цели и задачи урока: Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Упражнять попутно в употреблении частей речи с разными лексическими значениями.

Учить отгадывать и составлять тексты загадок о капусте. Основные понятия: части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Слова из словарей: К а пуста.

Ход урока:

  1. Упр.1 стр. 72. Упражнение в умении группировать слова как части речи.

 Найди «лишнее» слово в каждой строке.

Гладиолус, морковь, фиалка, роза.

Гладиолус, фиалка, красная, капуста.

Ходит, прыгает, плавает, бег.

Прямой, весёлый, читает, интересный.

 Выпиши слова, называющие: 1) предметы; 2) признаки предметов; 3) действия предметов.

  1. Работа с правилом на стр. 72. Введение термина части речи.

В науке о языке (грамматике) группы слов с общим значением называют частями речи.

III. Упр. 2 стр. 72. Устно. Углубление представлений о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

 Рассмотри таблицу.

 Что нового о группах слов мож­но узнать из неё?

Слова — части речи

Общее значение слов Название части речи
Предмет (кто? что?) Имя существительное девочка, шар
Действие предмета, его состояние (что делает? что сделает?) Глагол сидит, читает, прилетит
Признаки предмета (какой? какая? какое каков? какова? каковы?) Имя прилагательное воздушный, голубое, лёгок

IV. Упр. 4 стр. 73. Выявление общего и различного в частях речи.

 Запиши слова, распределяя их по частям речи.

Ручка, пишет, красивая, громкий, свистит, сентябрь, альбом, нарисует, чёрное, ромашка, учится, аккуратный, ученик, высокий, прочитает.

 Подчеркни безударные гласные в словах из словаря.

V. Упр. 5 стр. 73. Закрепление представлений о группах слов с общим значением как частях речи. Повторение терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол. Составление предложений по предложенным схемам.

 Какие предложения можно составить по таким схемам?

 Запиши предложения.

| Сущ, гл.?

| Прил.сущ, гл..

| Предлогсущ, гл. сущ.!

VI. Работа со словарными словами капуста, капустный. Обучение отгадыванию и составлению текстов загадок о капусте.


Не шит, не кроен,

А весь в рубцах;

Без счету одежек,

А все без застежек.

(Капуста)

Расселась барыня на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

И крупной соли полмешка.

(Капуста)


Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах.

(Капуста)

  1. Упражнение в употреблении частей речи с разными лексическими значениями.

 Какие имена существительные обыгрываются в двустишии?

 Это одно слово или два разных?

Это кто стрелой из лука

Прострелил головку лука?

VIII. Итог урока.

 На какие вопросы отвечают имена существительные?

 Приведите примеры.

 На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

 Приведите примеры.

 На какие вопросы отвечают глаголы?

 Приведите примеры.

IX. Д/з: Упр. 3 стр. 73.

 Дополни предложения именами существительными с обобщённым лексическим значением.

 Каково общее значение всех вставленных слов?

 Вставьте пропущенные буквы. Объясни их написание.

Клён,...сина, б..рёза —....

Свёкла,..гурец, к..пуста —....

Роза, р..машка, пион —....

 Дома запишите предложения, вставляя буквы и дополняя предложения именами существительными с обобщённым лексическим значением. Вставленные буквы подчеркните.

 

 

Тема урока: Группы слов с общим значением. Второй урок.

 

Цели и задачи урока: Углубить представление о группах слов с общим значением как частях речи с введением их терминов: имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Упражнять попутно в употреблении частей речи с разными лексическими значениями.

Учить отгадывать и составлять тексты загадок о капусте. Основные понятия:части речи, имя существительное, имя прилагательное, глагол.

Слова из словарей: К а пуста, м о рковь, о ранжевая.

Ход урока:

I.

Группировка слова как части речи.

Выявлять общее и различное в частях речи

Находить ключевые слова-признаки отгадки в тексте загадки.

 Какие действия и качества приписывает колокольчикам поэт Е. Серова? Прочитай.


Колокольчик голубой

Поклонился нам с тобой.

— Колокольчики-цветы

Очень вежливы... А ты?


 Спиши. Укажи знакомые части речи сокращённо: сущ., прил., гл. Подчеркни слова, употреблённые в переносном значении.

 Прочитай загадку. Какую барыню ты себе представил?


Расселась барыня на грядке,

Оделась в шумные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли полмешка.


 Запиши загадку и отгадку. Укажи глаголы.

 Подбери антоним к глаголу оделась.

 Составь предложения из слов. Запиши их.

Пушистый, снег, выпал.

Платье, нарядилась, в, белое, земля.

Большие, намело, сугробы.

морковь, морко'вный,оранжевая

 Из каких частей речи построены эти предложения? Напиши над словами сокращённо части речи.

 Спиши текст, вставляя вместо вопросов подходящие слова: оранжевый, морковь, загадку, окрашивает, зрение, зелёная, съешь.

Все вы знаете (что?) о красной девице, у которой (какая?) коса на улице. (Что?) — любимый овощ народов разных стран. В (какой?) цвет её (что делает?) вещество «каротин». Когда ты (что сделаешь?) морковку, это вещество превратится в витамин А, который улучшает (что?) и помогает расти.

 Укажи части речи над вставленными словами.

Заметьте! Конкретные (лексические) значения слов изучает лексика, а общие (грамматические) значения и формы слов изучает грамматика. Лексика и грамматика — разделы науки о языке.

 Какие слова обыгрывает поэт в считалке?

Шла лисичка вдоль тропинки И несла грибы в корзинке: Пять опят и пять лисичек Для лисят и для лисичек.

(И. Мазнин)

 Спишите считалку.

 Подчеркните многозначные имена существительные.

 Почему грибы так назвали?

 Укажите глаголы.

 На какой вопрос они отвечают?

 Какое слово в тексте отвечает на вопрос сколько!

 

 

Тема урока: Ежели вы вежливы… Вежливые слова

Цели и задачи урока: Дать представление ещё об одной группе (междометных) слов с бытовым названием «вежливые» слова.

Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Формировать навык использования разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией.

Основные понятия: Приветствие, прощание, просьба, благодарность.

Слова из словарей: сп а сибо, п о жалу йс та

Ход урока:

I. Знакомство с группой междометных слов с бытовым названием «вежливые» слова.

1. Упр.1 стр.76. Примеры использования «вежливых» слов в пословицах.Запись пословиц по памяти.

Чему учит народ в пословицах?

Не дорого ничто, дорого вежество*.

Ласковое слово что солнышко.

 Запиши по памяти вторую пословицу.

 В каких ситуациях её можно использовать в речи?

2. Упр. 2 стр.76. Формирование навыка использования разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией. Работа со словарными словами сп а сибо, п о жалу йс та

 Какие слова вежливости ты уже знаешь?

 В каких ситуациях ты их используешь?

 Научись правильно писать эти слова.

3. Упр. 3 стр.76. Систематизация имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

 Почему вежливые слова называют добрыми, волшебными?

 Вспомни, когда доброе слово помогло тебе.

4. Упр. 4 стр.76. Систематизация имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Выборочное списывание.

 Прочитай отрывок из рассказа В. Осеевой.

 Какому волшебному слову он посвящен?

Павлик подошёл к сестре. Глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: «Лена, дай мне одну краску, пожалуйста». Лена широко раскрыла глаза и смущённо пробормотала: «Какую тебе?»

 Спиши просьбу Павлика.

5. Упр. 5 стр.76. Обоснование выбора этикетные языковых формул в соответствии с ситуацией.

 Как ты закончишь предложения?

 Запиши их.

Здравствуй, дорогой (ая)...! До свидания,...!

6. Упр. 6 стр.77. Обоснование выбора этикетные языковых формул в соответствии с ситуацией. Списывание предложений.

 Какие слова можно употребить для приветствия знакомого?

 А какие для прощания?

 Запиши их.

7. Упр. 7 стр.77. Формирование навыка использования разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией. Выборочное списывание.

 Спиши предложения из письма, вставляя в него нужные слова вежливости.

..., дорогая бабушка!

... за письмо. Спешу сразу ответить.

Бабушка, приезжай,..., к нам погостить!

Твой внук Дима

8. Упр. 8 стр.77. Формирование навыка использования разные этикетные языковые формулы в соответствии с ситуацией. Составление и запись небольшого текста.

 Каким будет твоё письмо (к бабушке, к другу)? Подумай и напиши.

9. Упр. 9 стр.77. Систематизация имеющихся у детей знаний о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности. Работа в парах. Списывание загадки.

 Какими жестами принято сопровождать слова при­ветствия, прощания?

 Покажите друг другу.

 Прочитай загадку. О каком народном приветствии она напоминает?

Знакомого встречу — соскочу, привечу*.

 Спиши загадку.

 Поясни написание сочетания чу в словах.

10. Упр. 7 стр.77. Систематизация имеющихся у детей знаний о правилах (словах, жестах) этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности.

 Какие жесты, позы, выражения лица не следует использовать при общении? Рисунки подскажут тебе от­веты.

VIII. Итог урока.

 

 

Тема: «Учимся словами рисовать, сравнивать... облака»

Задачи уроков:

1) учить проводить лексико-орфографический анализ слова облако;

2) учить наблюдать над языковыми средствами изображения предметов (на примере облаков) в научном, художественном текстах;

3) учить систематизировать разные средства языка, с помощью которых можно сравнивать предметы: похож на, как, словно, точно, скрытое сравнение, употребление слова в переносном значении;

4) побудить детей удивиться многообразию этих синонимических средств в родном языке и использовать разные средства языка в собственной речи при необходимости сравнить что-либо;

5) учить наблюдать за природными явлениями, воображать, фантазировать, изображать словами (сочинять).

План уроков

1. Вводное слово учителя о задаче урока — научиться описывать (объект описания вводится через загадку: Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут.)

В ходе нахождения отгадки обращается внимание на глаголы со значением движения. Выясняется, кто же может так двигаться — как по небу, как по земле, как по воде.

2. Лексико-орфографическая работа со словом облако:

2.1. Выявление значения прямого и переносного (чтение материала, см. ниже);

Материал для лексической работы

A) Отрывок из главы «Как Незнайка летал на воздушном шаре» повести Н. Носова «Незнайка и его друзья»:

В это время воздушный шар очутился в каком-то дыму или тумане. Земля исчезла внизу. Вокруг была как будто белая завеса.

— Что это? — закричали все. — Откуда тут дым?

— Это не дым, — сказал Знайка. — Это облако. Мы поднялись до облаков и сейчас летим в облаке.

— Ну, это ты сочиняешь, - ответил Незнайка. — Облако — оно жидкое, как овсяный кисель, а это какой-то туман.

— А из чего, ты думаешь, сделано облако?— спросил Знайка. — Облако ведь и сделано из тумана. Это только издали кажется, что оно плотное.

— Вы его не слушайте, братцы. Это он все выдумывает... Облако — это кисель.

Каково ваше мнение?

Б) Из научной статьи, энциклопедии:

«Облако состоит из совсем крохотных капелек воды и кристалликов льда. Когда капли и кристаллы сливаются и становятся побольше размером, облако темнеет, его называют тучей, из тучи идет дождь или град».

B) Словарная статья из словаря СИ. Ожегова:

1) скопление сгустившихся водяных паров в воздухе;

2) перен. Сплошная масса мелких летучих частиц чего-нибудь (дыма, пыли т. п.).

2.2. Этимологический экскурс в историю происхождения слова (истинное его значение), («ключик», № 2, с. 79 — оболокать, обволакивать, облачать);

2.3. Орфографический и графический анализ слова и прописывание: об, обл, облако с выделением безударной гласной.

2.4. Запись слова с толкованием прямого значения.

3. Наблюдение над описанием облаков писателем-натуралистом

Юрием Линником.

3.1. Чтение текста по учебнику (№ 1, с. 78), анализ роли выделенных курсивом слов.

3.2. Знакомство с материалом Ключика (с. 78), демонстрирующим разные словесные (языковые) варианты выражения сравнительных отношений между предметами.

3.3. Выборочное списывание отрывка, в котором описываются облака (№ 2, с. 79).

Подчеркивание слов и выражений — сравнений.

4. Наблюдение над образным описанием облаков в загадках и стихах (№ 3, 4, с. 79) с выборочной записью.

5. Творческая работа (дифференцированная):

а) составить недостающую часть стихотворения (по данному началу

и концу):

На что похожи облака?

На что они похожи?

......................(на крокодила)

...............................(на быка)

И на оленя тоже!

(О. Высотская)

б) описываем облака сами, жанр выбираем тоже сами (проба пера).

5.1. Побуждение к творческой работе (№ 5, с. 79).

5.2. Работа с черновиком описания.

5.3. Сочинение загадки или стиха, или прозы об облаках (набело).

5.4. Озвучивание первых работ (при наличии времени). Привлечь внимание детей к удачным языковым находкам, сравнениям.

6. Итог урока.

 

чания). Расположение данного раздела именно после раздела «Слово и его значение» не случайно. С одной стороны, матери­ал раздела конкретизирует, из чего складывается значение всего слова, с другой — готовит к осознанию единообразного право­писания морфем.

Основным объектом изучения является главная значимая часть слова — корень. Понятие о корне формируется на основе двух признаков: одинаковости внешней части слов и общности их значения.

Формирование понятия о корне естественным образом свя­зано с формированием понятия об однокоренных словах. Быто­вой термин родственные слова заменяется языковым — одноко-ренные слова. Сам термин говорит об основной отличительной черте этого типа слов — наличии одного и того же корня. Для прочности усвоения этого признака как «провокационные» в упражнениях даются: а) слова с омонимичными корнями (с. 81), имеющие только внешнюю сходную часть; б) слова-си­нонимы, имеющие общность в значениях. Отмечается, что си­нонимы — слова одной и той же части речи, а однокоренные слова могут быть разными частями речи.

Далее дается общее представление об историческом корне на примере некоторых этимологических экскурсов {отец, отче, отчий, Отчизна, Отечество; дерево, деревня и др.). Практика по­казывает, что представление об историческом корне помогает детям проникнуть в истоки слова, его истинное значение, глуб­же понять современное значение слова и осознать его правопи­сание. Многие слова из словаря из числа непроверяемых пере­ходят в разряд труднопроверяемых, а при знании исторического корня становятся «легкопроверяемыми», например, столица (стол), деревня (дерево), здравствуй (здравие) и т.д. При озна­комлении с историческим корнем слова необходимы этимоло­гические экскурсы, проведение которых невозможно без обра­щения к этимологическим словарям (в учебнике, настоящим словарям).

Углубление понятия об однокоренных словах происходит при ознакомлении с другими значимыми частями слова — суф­фиксом и приставкой. Определять однокоренные слова нужно по двум признакам: по общему корню и наличию словообразо­вательных морфем — суффикса или приставки, или обеих вмес­те. Именно суффикс и приставка образуют новые слова, то есть I слова с новым лексическим значением, по-иному, однокоренные слова. В отличие от них слова, в образовании которых уча­ствует только окончание, считаются в языке формами одного и того же слова. В дальнейшем умение образовывать или устанав­ливать однокоренные слова поможет детям находить среди них проверочные слова при решении орфографических задач. Орга­низуется наблюдение над единообразием написания одних и тех же корней. Возможно наблюдение над частотными чередо­ваниями согласных: г//з//ждруг, дружок, друзья; к//ч —рука, ручка, и//чконец, конечный.

В конце изучения раздела дается образец разбора слова по составу его значимых частей.

В «Обязательном минимуме», новом Госстандарте нет ука­зания на знание учащимися основы слова, поэтому во 2 классе разбор проводится как систематизация изученного о составе слова и первым обычно указывается главная значимая часть слова — корень.

Вопросы для проверки степени усвоения материала раздела:

1) без какой значимой части слово не существует?

2) какие части слова помогают образовывать однокоренные слова?

3) какая часть слова помогает изменять форму слова?

Основные виды упражнений при изучении раздела: наблю­дение над значениями слов, их составных частей, нахождение корня в однокоренных словах, группировка в «семьи» одноко­ренных слов, сопоставление со словами с омонимичными кор­нями, со словами-синонимами, образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок, моделирование, вы­бор слов с нужными приставками, суффиксами в зависимости от контекста, изменение слов по вопросам с помощью оконча­ний, составление предложений и т. п. Дополнительный матери­ал к разделу см. на с. 129.

Правописание гласных и согласных в корне слова (16 ч)

Этот раздел открывает изучение наиважнейшего пласта сис­темы русского языка — правописания слов, то есть способов обозначения букв на письме. Если в учебнике 1 класса и разделе повторения в учебнике 2 класса звучал термин правила записи слов, то с этого раздела будут приоритетны термины правописа-

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. Урок 1.

Цели и задачи урока Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова».

Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам — общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться).

Упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность).

Дать общее представление об историческом корне слова.

Основные понятия: Корень, однокоренныеслова, историческийкорень.

Слова из словарей: О тец, о теч е ство, о тчизна (от отче — отец), ст о лица

Характеристика учебной деятельности учащихся Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове.

Определять корень слова с позиций совокупности его отличительных признаков.

Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы.

Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря.

Ход урока:

1. Наблю­дение над значениями слов, их составных частей.

 Сравни значения слов в обеих строках.

 В какой из них названы родственники, а в какой даны родственные слова?

Дедушка, отец, сын, внук.

Дедушка, дед, дедов (наказ), дедушкин (шарф).

 Выпиши родственные слова.

 Общие части слов обозначь сверху дугой◠

2. Работа с правилом.

Родственные слова имеют общую часть (корень). Корень — главная значимая часть слова. В ней заключено общее значение родственных слов, которые иначе называются однокоренными.

Игра, игрушка, игровой (час), играть.

3. Нахождение корня в однокоренных словах.

 Можно ли эти слова назвать однокоренными?

Какими двумя признаками должны обладать такие слова?

Слово, словечко, пословица, словарь.

 Спиши. Обозначь корень.

4. Сопоставление однокоренных слов со словами с омонимичными кор­нями, со словами-синонимами.

 Однокоренные ли эти слова? Докажите.

Летний (день), летательный (аппарат).

 Подберите к каждому слову однокоренные слова. Запишите их, выделите корень.

5. Группировка в «семьи» одноко­ренных слов.

 Собери в «семейки» однокоренные слова.

 Запиши их, обозначь корни.

Дождь, кормить, дождливый, корм, дождевой, кормушка, дождик, кормовые (травы).

 Проверь, чтобы в корнях однокоренных слов были написаны одинаковые гласные. Подчеркни их. Поставь в словах знак ударения.

 Корни в однокоренных словах пишутся одинаково:

ли_ст, листочек, лцства; глаз_, глаз_ки, главной.

6. Запиши однокоренные слова разных частей речи.

Ход, зима, спешить, бег, больница, смешной, распевать, сосна, свежесть.

 Укажи над словами части речи так: сущ., прил., гл.

 Выдели корни, подчеркни в них гласные.

7. Сопоставление со словами с омонимичными кор­нями, со словами-синонимами.

 Прочитай песенку Водяного из мультфильма.

Я водяной, я водяной.

Никто не водится со мной.

Внутри меня водица.

Ну что с таким водиться1. (Ю. Энтин)

 Можно ли считать однокоренными выде­ленные слова? Поясни свой ответ.

 Подбери и запиши ряд однокоренных слов: водица —.... Почему рифмуются слова водица-водиться?

8. Знакомство со словарными словами отец, отчий (дом) и Отечество.

9. Итог урока.

 

Наблю­дение над значениями слов, их составных частей. Нахождение корня в однокоренных словах.

Группировка в «семьи» одноко­ренных слов.

Сопоставление со словами с омонимичными кор­нями, со словами-синонимами.

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

Моделирование, вы­бор слов с нужными приставками, суффиксами в зависимости от контекста.

Изменение слов по вопросам с помощью оконча­ний.

Составление предложений

 

Тема урока: Корень слова. Однокоренные слова. Урок 2.

Цели и задачи урока Повторить общие сведения о родственных словах, наличии в них общей смысловой части. Ввести термины «корень», «однокоренные слова».

Формировать умение определять однокоренные слова по двум признакам — общая часть (внешняя) и общность смысла. Показать отличие от слов с омонимичными корнями (водица, водиться).

Упражнять в нахождении, группировке, образовании однокоренных слов, в различении однокоренных слов (они могут быть разными частями речи) и слов-синонимов (среди слов одной и той же части речи, только смысловая общность).

Дать общее представление об историческом корне слова. Основные понятия:

Корень, однокоренныеслова, историческийкорень.

Слова из словарей:

О тец, о теч е ство, о тчизна (от отче — отец), ст о лица

Характеристика учебной деятельности учащихся Накапливать опыт по осознанию назначения каждой морфемы в слове.

Определять корень слова с позиций совокупности его отличительных признаков.

Различать группы родственных слов, слова с омонимичными корнями, синонимы.

Уточнять значения слов с помощью этимологического словаря.

Ход урока:

1. Стр. 82 упр. 7. Группировка в «семьи» одноко­ренных слов.

 Поиграем в «четвёртое лишнее»!

1. Дорога, путь, подорожник, дорожный.

2. Весельчак, весёлый, радостный, веселье.

 По какому принципу ты будешь искать «лишнее» слово?

 Выпиши однокоренные слова. Обозначь корень. Сделай вывод о написании гласных в корнях этих слов.

 Какие слова близки по значению, но их нельзя считать однокоренными?

 Заметьте! Синонимы — слова одной части речи; однокоренные слова могут быть разными частями речи.

2. Стр. 82 упр. 8. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

 Прочитай, заменяя рисунки однокоренными словами.

В густом ельнике росла маленькая ель

— Почему, — спрашивала маленькая ель у старой сосны к тебе в гости часто прилетают дятлы и клесты?

— Они прилетают за семенами, которых много в шишках. Еловые семена —- самая лакомая еда для дятлов и клестов.

 Запиши текст. Обозначь корень в подобранных словах.

3. Стр. 82 упр. 9. Моделирование, вы­бор слов с нужными приставками, суффиксами в зависимости от контекста.

 Посоревнуйтесь, кто больше подберёт слов разных частей речи с корнями: -лес-, -воз-, -ход-.

 Запишите группы слов. Проверьте друг друга.

4. Стр. 82 упр. 10. Наблю­дение над значениями слов, их составных частей. Нахождение корня в однокоренных словах.

 Есть ли общее в значении слова корень в данных сочетаниях слов?

Корень дерева, корень зуба, корень слова.

 Выпиши сочетания слов, обозначающие:

1) подземную часть растения, которая удерживает его в почве и служит для всасывания влаги и питательных веществ;

2) главную часть слова, в которой выражается его значение.

5. Стр. 82 упр. 11. Наблю­дение над значениями слов, их составных частей. Нахождение корня в однокоренных словах.

 Являются ли однокоренными слова в предложениях?

Коля колет. Поля полет. Паша па­шет. Варя варит. Валя валит. Света светит.

 Выпиши глаголы. Подбери к ним однокоренные имена существительные. За­пиши.

6. Стр. 82 упр. 12. Сопоставление со словами с омонимичными кор­нями, со словами - синонимами.

 Прочитай стихотворение В. Лунина «Ластик».

Ластится ластик Всё бы неплохо!

К словам на листке, Да ласка его

Льнёт к предложению, Не оставляет от них

Липнет к строке... Ничего!

 Какие слова обыгрывает автор стихотворе­ния? Какие из них можно назвать однокорен­ными? Какие — синонимами?

 Спиши. Обозначь корень в однокоренных словах.

7. Итог урока

 

Тема урока: ШКОЛА ГРАМОТЕЯ.

Цель урока: Учить прогнозировать результаты своей работы, выявлять затруднения и находить способы выхода из них, анализировать слова по составу, группировать их в соответствии с составом, синтезировать: составлять слова с опорой на модели (схемы), действовать в соответствии с этапами памятки морфемного разбора слов.

Ход урока:

I. Постановка учебной задачи.

 Производить анализ слова по составу — важное учебное умение. Умеешь ли ты это делать?

II. Анализ строения слова со стороны наличия в нём значимых частей (морфем).

 Спишите слова и завершите их графический анализ по составу значимых частей.

слонята вылетает

(детёныши слона) (начинает летать)

 Сделайте устно разбор слов по составу. Воспользуйтесь памяткой 4 или подсказкой.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных