ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Выучите гамму ля минор наизусть.
Если вы извлекаете звук пальцами, то не имеет значения последовательность чередования пальцев i m, i m, i m или m i, m i, m i, главное чтобы два раза одним и тем же пальцем НЕ играли. Пальцы следует постоянно чередовать.
Если вы решили вначале освоить игру медиатором, то следите за значками над нотами (рис. 2), так как при данной технике имеет значение направление извлечения звука. Рис. 2. Направления удара медиатором по струнам
Во время заучивания гаммы старайтесь петь названия звуков или произносите их вслух (можно про себя). Играйте медленно и ровно.
Для закрепления полученных знаний и развития координации пальцев выучите упр. 1 (рис. 3) и упр. 2 (рис. 4). Обратите внимание, что удар медиатора на счет 1, 2 и т.д. направлен вниз, а на счет «и» вверх. Это правило для четных размеров (2/4, 4/4) и размера 3/4 действует почти всегда. Рис. 3. Упражнение 1
Рис. 4. Упражнение 2 Упражнения 1 и 2 исполняются на струнах 2 и 3 и состоят всего из шести нот.
В этих упражнениях вам встретится термин simile (симиле), что можно перевести с итальянского как подобно или делай подобное, то есть вы продолжаете играть тем же штрихом.
Пауза
В упражнении 3 (рис. 5) вы встретите четвертную паузу (4, 8, 10, 12 и 16 такты). В музыке пауза это не абстрактное понятие. Пауза имеет четко выраженные временные границы – начало и окончание. Сыграть паузу можно двумя способами. 1.Поставьте палец правой руки на струну, на которой только что была сыграна нота, чтобы прекратить ее звучание. Если играете медиатором, то опустите (коснитесь) ребро ладони на струну, которую хотите заглушить. 2.Ослабьте мышцы левой руки, чтобы нота прекратила звучать, палец далеко от струн отводить не надо. Рис. 5. Упражнение 3
Оба способа имеют свои недостатки. 1.Сложность при исполнении быстрых пассажей штрихом стаккато. 2.Возможен нежелательный дребезжащий призвук.
Начинающим музыкантам рекомендуется применять два способа одновременно, а впоследствии (в каждом конкретном случае), тот который будет наиболее удобен.
Итак, когда вы будете играть упражнение 3, то в тактах 4, 8, 10, 12 и 16 на счет «три» приглушите звук, сыгранный перед ним, в данном случае на счет «раз».
В упражнении 4 (рис. 6) в тактах 2, 4, 6, 10, 12 и 15 приглушите звук на счет «и», а в тактах 8 и 16 на счет «два». Рис. 6. Упражнение 4
Чтобы было понятней, в упражнениях 3 и 4 счет (шрифт), во время которого следует приглушить звук, выделен стилем жирный.
Для закрепления пройденного материала выучите фрагмент песни В. Цоя «Звезда по имени Солнце» (рис. 7). Структура MIDI файла такова: - два такта (четыре удара по ободу рабочего барабана) счет; - звучит фрагмент фонограммы с бас-гитарой; - затем четыре такта (восемь ударов бас-барабана) проигрыш ударных; - звучит фрагмент фонограммы без бас-гитары.
Вы должны сыграть свою партию и в том отрезке фонограммы, где дублируете MIDI-бас, и в том, где MIDI- бас отсутствует. Рис. 7. Звезда по имени Солнце Знаки альтерации
Знак альтерации предназначены для повышения или понижения основной ступени (рис. 8) Рис. 8. Знаки альтерации
Знаки альтерации бывают ключевые и случайные.
Ключевые знаки альтерации выставляются после басового ключа и действуют на протяжении всех тактов и всех октав. Записываются на тех линиях или между линиями, на которых находятся ноты, к которым эти знаки относятся. Ключевые знаки альтерации могут быть или только бемоли, или только диезы.
Случайные знаки альтерации выставляются перед нотой и действуют на протяжении данного такта и данной октавы.
Бекар бывает только случайным знаком и никогда не ставится при ключе.
Выучите гамму фа-мажор (рис. 9), обратите внимание на ключевой знак альтерации – си-бемоль. Нота си большой октавы находится на втором ладу на струне 3, а нота си-бемоль большой октавы находится на первом ладу на струне 3. Рис. 9. Фа мажор
Когда будете заучивать гамму фа мажор, обязательно пойте си-бемоль, так как си и си-бемоль это две разные ноты, находящиеся на разных ладах бас-гитары.
Выучите украинскую народную песню (рис. 10), обратите внимание на ритм и паузы, если возникнут трудности с исполнением мелодии правильным ритмом, непременно прослушайте MIDI файл. Рис. 10. Украинская народная песня
Выучите фрагменты (собранные в один файл) композиции «No Remorse» (Metallica) (рис. 11), обратите внимание на проходящие знаки альтерации. Надеюсь, вы помните, что случайные знаки альтерации действуют до конца такта. То есть на счет «и» (после счета «раз») находится нота фа-диез, перед нотой фа на счет «два» диез не стоит, но играть нужно все ровно фа-диез. Во втором такте чтобы звучала нота фа-диез, снова поставлен знак альтерации. Если эта тема вызовет затруднения, проанализируйте табулатуру, на ней лады проставлены правильно. Рис. 11. No Remorse
Темп этих фрагментов медленнее, чем исполняет группа Metallica, так как вы должны больше внимания уделять качеству звука.
Не ленитесь считать паузы, в ансамблевых партиях они встречаются достаточно часто.
Нота ми большой октавы пишется на первой добавочной линии снизу и играется на четвертой открытой струне.
Гамма си-бемоль мажор
Выучите гамму си-бемоль мажор (рис. 12) Рис. 12. Гамма си-бемоль мажор
Выучите упражнение 5 (рис. 13). Обратите внимание на аппликатуру. Правило – каждый палец имеет свой лад – хорошее правило, но у каждого правила есть свои исключения. Если вы прижали третьим пальцем струну, а затем следует прижать ноту на струну выше на том же ладу, то ее удобнее прижимать четверым пальцем. Например, нота соль большой октавы находится на четвертой струне III ладу, в первой позиции прижимается третьим пальцем, если затем будет следовать: - нота до (струна 3, лад III); - нота фа (струна 2, лад III); - или нота си-бемоль (струна 1, лад III), то ее (их), в данном случае, удобнее прижать четвертым пальцем. Рис. 13. Упражнение 5
Вторая позиция Выучите гамму соль мажор во второй позиции (рис. ч.4.1). Старайтесь во время игры, чтобы кисть левой руки не напрягалась и не меняла положения. То есть если вы сыграли ноту соль большой октавы (четвертая струна III лад), а затем хотите сыграть ноту ля большой октавы (четвертая струна V лад), то следует к ноте ля тянуться четвертым пальцем (мизинцем), а не перемещать всю кисть целиком чтобы прижать эту ноту. Это требование касается и всех остальных нот гаммы, упражнений и произведений.
Рис. 1. Соль мажор Разучивайте гамму в медленном темпе. Первое время, возможно, будет немного болеть кисть левой руки, но эта единственный способ придать сухожильям пальцев некоторую эластичность (приобрести растяжку пальцев). При возникновении болевых ощущений следует: прекратить играть, опустить руку вниз, полностью расслабить мышцы и слегка потрясти левой рукой. После чего занятия можно продолжить. Выучите наизусть упражнение №6 (рис. 2). Старайтесь, чтобы извлечение звука было с одинаковой силой, то есть, ноты должны быть одинаковой громкости.
Рис. 2. Упражнение №6 Вторым существенным недостатком начинающих бас-гитаристов является отсутствие координации правой и левой руки. Часто начинающий музыкант прижимает пальцем следующую ноту, а извлекает звук через некоторое время или подымает палец со струны раньше, чем поставит следующий палец (восходящее движение) и как следствие появляются паузы там, где их не должно было быть. В MIDI файле «Упражнение №6а» показано, как должна звучать партия, а в MIDI файле «Упражнение №6б» показаны наиболее распространенные ошибки, от которых следует избавляться.
Точка справой стороны ноты увеличивает длительность ноты на половину ее длительности. Если два звука одной и той же высоты соединены между собой лигой, то первый звук извлекается, а длительность второго звука прибавляется к длительности первого, то есть звучит одна нота суммарной длительности (первая длительность плюс вторая длительность). Чаще всего лига применяется для соблюдения правильной группировки нот. Более подробно о знаках применяемых для увеличения нотных длительностей смотрите рис. 3.
Рис. 3. Знаки увеличения длительности нот и пауз Чтобы лучше понять как на практике «работает» это правило выучите упражнение №7, во время разбора упражнения обратите внимание на счет.
Рис. 4. Упражнение №7
Для закрепления пройденного материала выучите фрагменты басовой партии песни «Кукушка» Виктора Цоя.
Рис. 5. Кукушка Гамма до мажор Выучите гамму до мажор.
Рис. 6. До мажор Любую, даже самую сложную музыку, можно разделить на множество очень простых составляющих. Следовательно, чем вы лучше выучите простые «формы, звенья, фрагменты», тем легче осмыслить и сыграть их комбинации. Если составить все возможные комбинации в размере две четверти (2/4), из четвертных и восьмых длительностей мы получим семь ритмических фигур.
Рис. 7. Семь ритмических фигур Во время разучивания фигур вы должны помнить что акцент (нота звучащая чуть громче) должен быть на счет «раз». То есть, на счет «раз» следует ноту играть громче, чем все остальные ноты. Это правило действует всегда и для всех размеров, если нет выставленных над нотами специальных знаков — акцентов (>). При выставленных акцентах, акцентируется (играется чуть громче) нота, над которой нарисован акцент. Для правильного понимания этой темы прослушайте MIDI файл. В этом файле записана стандартная (чаще всего употребляемая) акцентировка, которой вам следует играть эти ритмические фигуры. Почти все учащиеся ошибаются во время игры фигуры «восьмая, четверть, восьмая», поэтому на нее следует обратить особое внимание. Чтобы правильно заучить ритмическую фигуру: Таким же образом следует запоминать ритмы, когда вы разучиваете любые произведения. Отнеситесь к теме «семь ритмических фигур» со всей ответственностью. Мы к ней вернемся при изучении: игры аккомпанемента по буквенно-цифровым обозначениям, сочинение басовых партий, импровизация на бас-гитаре. Музыканты, играющие медиатором не забывайте о направлении извлечения звука (на счет «раз, два, три, четыре» вниз, на счет «и» вверх). Для закрепления полученных знаний выучите упражнение №8.
Рис. 8. Упражнение №8 И фрагменты басовой партии песни Smoke On The Water из репертуара группы Deep Purple.
Рис. 9. Smoke On The Water В произведении Smoke On The Water обратите внимание на аппликатуру (пальцы левой руки) проставленную над нотами. Третья позиция Выучите гамму до минор в третьей позиции (рис. ч.5.1). Постарайтесь запомнить на каком ладу, и на какой струне находятся ноты, для этого во время проигрывания гаммы следует петь или проговаривать названия нот. Рис. ч.5.1. До минор Затакт (не полный такт) — это нота или несколько нот, сумма длительностей которых, меньше одного такта. В большинстве случаев первый и последний такт произведения (части произведения) составляют целый такт. Если фразировка произведения не очень сложная, то каждая следующая фраза будет начинаться не в счет раз, а в счет, с которого начинался затакт. А как вы понимаете, легче произведение заучивать не большими фрагментами (фразами). Чтобы правильно определить долю, с которой вы будете играть, подпишите под нотами счет, в первом такте, и начните находить счет (доли) для каждой ноты в обратном направлении (рис. ч.5.2). Выучите упражнение №9. Рис. ч.5.2. Упражнение №9 Гамма соль минор Выучите гамму соль минор в третьей позиции (рис. ч.5.3). Обратите внимание на аппликатуру, гамма соль минор играется теми же пальцами левой руки, что и гамма до минор, только начинать играть следует с четвертой, а не третьей струны. Рис. ч.5.3. Соль минор Знаки сокращения нотного письма применяются для уменьшения объема основных нотных знаков. Вы понимаете, что играть произведение, записанное на пяти–шести листах не всегда удобно, кроме того, если переписываете партию, используя знаки сокращения нотного письма, вы сэкономите время в два–три раза. В современной музыке часто применяется: реприза, вольта, знак повтора одного такта, знак повтора двух тактов, сеньо и фонарь, а также некоторые другие знаки, о которых мы поговорим позже. Более подробно о знаках сокращения нотного письма смотрите (рис. ч.5.4). Рис. ч.5.4. Знаки сокращения нотного письма Выучите упражнение №10 (рис. ч.5.5). Рис. ч.5.5. Упражнение №10
Для закрепления полученных знаний выучите фрагмент песни Burn из репертуара группы Deep Purple (рис. ч.5.6). Обратите внимание на знаки повтора одного и двух тактов. Рис. ч.5.6. Burn Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|