Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сочиняем рок-н-ролл




Часто музыкантам, играющим в различных группах, приходится лично сочинять собственные партии. Любой человек, затратив определенное количество времени, может развить в себе творческие способности. Главное чтобы занятия были регулярными и целенаправленными и что немаловажно, основанные на доступном материале.

Рассмотрим стандартную гармоническую последовательность в тональности до мажор:
C | C | C | C7 | С — до мажор.
F7| F7 | C | C7 | F — фа мажор.
G7 | F7 | C7 | G7 | G — соль мажор.

Прежде чем приступить к обыгрыванию этих трех аккордов, следует выучить, из каких нот состоят данные аккорды, и где эти ноты расположены на грифе (рис. ч.6.1).

 

Рис. ч.6.1. Мажорные трезвучия с секстой

Так как для сочинения басовой партии в стиле рок-н-ролл подходит и секста (на рисунке выделена более крупным шрифтом), даже если ее нет в обозначении аккорда, то заучивать основу для будущих партий (в стиле рок-н-ролл) следует вместе с секстой, то есть все, то, что показано на рис. ч.6.1.

Если в этой главе, вы, возможно, встретите не совсем понятные термины, то не обращайте на них внимания, начинающие музыканты легче понимают материал на практических примерах, поэтому мы вначале поучимся немного сочинять, а затем выучим теорию.

Выучите упражнение №11 (рис. ч.6.2). Это стандартный рок-н-ролл, который умеют играть в каждом дворе.

Рис. ч.6.2. Упражнение №11. Рок-н-ролл 1.
MIDI ч.6.2 Упражнение №11. Рок-н-ролл 1

Играть одно и тоже постоянно довольно скучное занятие, поэтому мы попытаемся, этот квадрат несколько разнообразить, что не представляет ни каких трудностей, просто ноты входящие в рок-н-ролл 1 (рис. ч.6.2) расположим в любой последовательности (для каждого аккорда свой набор нот смотрите мажорные трезвучия с секстой (рис. ч.6.1)). В тактах 1, 3, 5, 7, 9, 10, 11, 12 первая нота желательно тоника: C–до, G–соль, F–фа.

Это правило настолько универсально, что если вы запишите двенадцати тактовую последовательность на бумаге, а затем выучите, то рок-н-ролл все равно будет звучать достаточно прилично. Но все же я советую сочинять музыку на инструменте.

Для примера, я написал три квадрата (рис. ч.6.3). Выучите их, посмотрите, каким образом я обыгрываю гармонию, попробуйте придумать свои варианты, если сразу написать целый квадрат сложно, внесите небольшие изменение в предложенные мною варианты.

Рис. ч.6.3. Упражнение №12. Рок-н-ролл 2
MIDI ч.6.3. Упражнение №12. Рок-н-ролл 2

Мы можем в нашу композицию внести и некоторое ритмическое разнообразие. Вы знаете, что в одном четырех четвертном такте (4\4 или С) восемь восьмых 1 и 2 и 3 и 4 и. Самый простой способ разнообразить ритм при постоянной ритмической пульсации восьмыми длительностями это не играть одну или несколько восьмых. В упражнении №13 я пропускаю «и» после счета два (рис. ч.6.4) 1 и 2 и 3 и 4 и.

Рис. ч.6.4. Упражнение №13. Рок-н-ролл 2а
MIDI ч.6.4. Упражнение №13. Рок-н-ролл 2а

В упражнении №14 я пропускаю «и» после счета три (рис. ч.6.5) 1 и 2 и 3 и 4 и, вы в своих сочинениях можете пропускать любые доли.

 

Рис. ч.6.5. Упражнение №14. Рок-н-ролл 2б
MIDI ч.6.5. Упражнение №14. Рок-н-ролл 2б

Обратите внимание на возможную группировку. Вариант группировки нот в первом квадрате допустим, но нежелателен.

В упражнении №15 я пропускаю несколько долей (рис. ч.6.6).

Рис. ч.6.6. Упражнение №15. Рок-н-ролл 2с
MIDI ч.6.6. Упражнение №15. Рок-н-ролл 2с

Наряду с секстой при написании басовых партий в стиле рок-н-ролл можно использовать и малую септиму аккорда (рис. ч.6.7). При использовании малой септимы будьте, так как появляются случайные знаки альтерации.

Рис. ч.6.7. Мажорные трезвучия с секстой и малой септимой

Чтобы понять, как используется малая септима, выучите упражнение №16.

Рис. ч.6.8. Упражнение №16. Рок-н-ролл 3
MIDI ч.6.8. Упражнение №16. Рок-н-ролл 3

Несмотря на то, что в упражнениях в стиле рок-н-ролл указан темп 120, разучивать их следует в медленном темпе, и только когда вы будете уверенно знать текст, переходите к игре упражнений в быстром темпе. Данные упражнения помогут развить вам беглость пальцев. Во время разучивания обратите внимание на смену позиций, чаще всего через открытую струну (в нотах проставлена аппликатура). Когда упражнения будут хорошо выучены, а также, если вы захотите проверить, правильно ли вы придумали свой вариант рок-н-ролла, воспользуйтесь минусом (аккомпанемент без басовой партии) написанным программой Band-in-a-Box (MIDI ч.6. рок-н-ролл — аккомпанемент).

MIDI ч.6. рок-н-ролл — аккомпанемент

Аккорды

Аккордом называется созвучие, состоящее из трех и более звуков. Аккорд, состоящий из трех звуков, называется трезвучие. Мы будем рассматривать аккорды, построенные на основе терций. Терция — это музыкальный интервал. Терции бывают большие (два тона) и малые (полтора тона). На бас-гитаре пол тона это расстояние между двумя соседними ладами. Например, вы сыграли ноту, расположенную на четвертой струне III-ем ладу, для того чтобы получилась малая терция, следующую ноту вы должны сыграть на четвертой струне VI-ом ладу. Следовательно, для того, чтобы сыграть большую терцию вам следует вначале сыграть ноту (как один из вариантов) на III-ем ладу, а затем на VII-ом ладу.

Эти интервалы можно построить и на двух соседних струнах. Например, четвертая струна III-ий лад и третья струна I-ый лад — малая терция. Четвертая струна III-ий лад и третья струна II-ой лад — большая терция.

Из двух терций можно получить всего четыре комбинации:
большая терция + малая терция — мажорное трезвучие;
малая терция + большая терция — минорное трезвучие;
большая терция + большая терция — увеличенное трезвучие;
малая терция + малая терция — уменьшенное трезвучие.

В современной поп и рок-музыке чаще всего применяются два типа трезвучий — мажорное и минорное. То есть, если научитесь строить на инструменте большие и малые терции, а затем из этих терций строить аккорды, то вы сможете без особых усилий сочинять басовые партии, кроме того, понимая по каким принципам, построена басовая партия, вам будет легче запоминать музыкальный материал написанных другими авторами.

Выучите упражнение №17, постарайтесь постепенно запомнить, из каких звуков состоят аккорды и на каких ладах и струнах находятся ноты входящие в состав аккорда. Вы, так же должны понимать, что например, аккорд Am состоит из трех звуков (ля, до, ми) и из этих звуков он будет построен независимо от тональности, в которой написано произведение.

Рис. ч.7.1. Упражнение №17. Аккорды
MIDI ч.7.1. Упражнение №17. Аккорды

Кроме того, эти знания помогут вам «снимать» по слуху басовые партии, так как подобрать какой либо ход из бесконечного количества нот значительно сложнее, чем из небольшого количества нот ограниченных определенной гармонией.

Теперь давайте на конкретных примерах посмотрим, как могут быть построены партии для бас-гитары.

1.На основе основного тона. То есть, если стоит аккорд C, значит в басу будет нота «до». Если стоит аккорд Dm, значит в басу будет нота «ре». Если стоит аккорд Eb, значит в басу будет нота «ми-бемоль» и т. д. Выучите “Orbit без сахара” из репертуара группы Сплин (рис. ч.7.2).

Рис. ч.7.2. Orbit без сахара
MIDI ч.7.2. Orbit без сахара


2.При этом основной тон аккорда может исполняться различными ритмическими фигурами. Выучите “Прыгну со скалы” из репертуара группы Король и Шут (рис. ч.7.3), “Батарейка” из репертуара группы Жуки (рис. ч.7.4), “Последняя осень” из репертуара группы ДДТ (рис. ч.7.5).

 

Рис. ч.7.3. Прыгну со скалы
MIDI ч.7.3. Прыгну со скалы

Рис. ч.7.4. Батарейка
MIDI ч.7.4. Батарейка

Рис. ч.7.5. Последняя осень
MIDI ч.7.5. Последняя осень


3.С использованием всех аккордовых звуков (основной тон исполняется первым, то есть, на первую долю такта). Выучите припев песни “Город, которого нет” из кинофильма Бандитский Петербург (рис. ч.7.6), “Мое сердце” из репертуара группы Сплин (рис. ч.7.7), “Коммунальная квартира” из репертуара группы Дюна (рис. ч.7.8), “Половинка” из репертуара группы Танцы минус (рис. ч.7.9).

Рис. ч.7.6. Город, которого нет
MIDI ч.7.6. Город, которого нет

Рис. ч.7.7. Мое сердце
MIDI ч.7.7. Мое сердце

Рис. ч.7.8. Коммунальная квартира
MIDI ч.7.8. Коммунальная квартира

Рис. ч.7.9. Половинка
MIDI ч.7.9. Половинка






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных