Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сочиняем аккомпанимент




Давайте, полученные знания применим на практике. В качестве «подопытного кролика» будем использовать фрагмент песни “Никто Не Услышит” из репертуара группы Чайф (MIDI ч.8.0).

MIDI ч.8.0. Чайф. Никто Не Услышит

В этом фрагменте используется гармоническая цепочка:
C|G|Am|F| C|G|Am|FG|
C|G|Am|F| C|G|Am|FG|
C|G|Am|FG| C|G|Am|FG|
повторяющаяся три раза.

Вы видите, что песня “Никто Не Услышит” состоит из четырех аккордов — C|G|Am|F|. Следовательно, вам надлежит вспомнить из каких нот состоят эти аккорды:
C — до, ми, соль;
G — соль, си, ре;
Am — ля, до, ми;
F — фа, ля, до.
И найти ноты на грифе бас-гитары в том диапазоне, в котором вы хотите написать партию или в той части грифа, где вы знаете место нахождение нот (рис. ч.8.1).

Рис. ч.8.1. Гармоническая цепочка
MIDI ч.8.1. Гармоническая цепочка

На рис. ч.8.1 показаны ноты входящие в каждый аккорд из которых состоит песня “Никто Не Услышит”. При этом вы должны понимать, что чем ниже ваш профессиональный уровень, тем количество нот, в арпеджио (последовательность аккордовых нот, можно перевести как — подобно арфе) должно быть меньше, следовательно, если при написании аккомпанемент возникнут трудности сократите объем нот в арпеджио для каждого аккорда.

Теперь разберем, как правильно организовать эти звуки.

В первом такте находится аккорд «С» — до мажор. Следовательно, как бы вы не сыграли, в первом такте, ноты до, ми, соль (в любой последовательности и любым ритмом, в несложных композициях на счет раз, следует отдавать предпочтение ноте до) это всегда будет слушаться, если не «супер» гениально то, во всяком случае, приемлемо.

Во втором такте находится аккорд «G» — соль мажор. Следовательно, как бы вы не сыграли, во втором такте, ноты соль, си, ре — это всегда будет правильно.

В третьем такте находится аккорд «Am» — ля минор. Следовательно, как бы вы не сыграли, в третьем такте, ноты ля, до, ми — это всегда будет правильно и т.д.

В восьмом такте находятся два аккорда «F» и «G»— фа мажор и соль мажор. Это значит, что пол такта (раз и два и) вы будете обыгрывать на основе аккордовых звуков фа мажора, а вторую половину такта (три и четыре и) на основе аккордовых звуков соль мажора.

Но прежде чем изобретать велосипед не лишним будет ознакомиться с некоторыми общепринятыми приемами.
Целая нота на целый такт (рис. ч.8.2.A). В восьмом такте находятся два аккорда (FG), поэтому применяем две половинные длительности.
Две половинные длительности на один такт (рис. ч.8.2.B).
Четыре четверти на один такт (рис. ч.8.2.C1).
Восемь восьмых (рис. ч.8.2.С2).
При написании басовой партии часто используют традиционно принятые танцевальные ритмы, на пример — полька. Ритм полька и танец полька не всегда одно и тоже, кроме того, чтобы получить определенный танцевальный ритм следует правильно организовать партию ритм гитары и ударных инструментов. Но так как мы изучаем не аранжировку вообще, а непосредственно бас-гитару, то и рассматривать будет только басовые партии. При этом следует помнить, что в современной музыке очень часто происходит слияние различных стилей и направлений, не говоря уже о сочетании различных ритмов, поэтому запоминать названия танцевальных ритмов следует исключительно для повышения своего общеобразовательного уровня. Характерный признак ритма полька — на счет раз основной тон (прима), на счет два квинта аккорда (реже терция), на счет три основной тон (прима), на счет четыре квинта аккорда или терция (рис. ч.8.2.D).
Боссанова — характерный признак: четверть с точкой, восьмая, половинная (рис. ч.8.2.E).
Рок-н-ролл — четверные или восьмые длительности (рис. ч.8.2.F).
Бегин — четверть, четверть пауза, четверть, четверть (рис. ч.8.2.G).
Румба — четверть с точкой, четверть с точкой, четверть (рис. ч.8.2.H).

Рис. ч.8.2. Никто Не Услышит
MIDI ч.8.2. Никто Не Услышит

Мы рассмотрели в качестве примера некоторые ритмы, основанные исключительно на аккордовых звуках (о возможности использования проходящих нот, поговорим несколько позже).

В качестве примера (рис. ч.8.2.) используется только часть песни “Никто Не Услышит” (C|G|Am|F|C|G|Am|FG) для каждого ритма. Выучите каждый ритм и допишите недостающую часть (C|G|Am|F|C|G|Am|FG|C|G|Am|FG|C|G|Am|FG). Проиграйте выученные партии с минусом (MIDI ч.8.0), обратите внимание как басовая партия, в различных вариантах, влияет на характер произведения.

Также не забудьте что в файле MIDI ч.8.0 используется последовательность аккордов (C|G|Am|F|C|G|Am|FG|C|G|Am|F|C|G|Am|FG|C|G|Am|FG|C|G|Am|FG) повторяемая три раза.

Четвертая позиция

Выучите гамму ля мажор, аккорды и арпеджио, построенные на основе этой гаммы, в четвертой позиции (рис. ч.9.1). Постарайтесь запомнить на каком ладу, и на какой струне находятся ноты, для этого во время проигрывания гаммы и аккордов следует петь или проговаривать названия нот.

Рис. ч.9.1. Ля мажор
MIDI ч.9.1. Ля мажор

Для того чтобы лучше запомнить расположения нот на грифе инструмента и нотном стане выучите упражнение №18. Если у вас есть друг умеющий играть на гитаре или фортепиано попросите его сыграть аккомпанемент. При обозначении аккордов в скобках взяты ступени, которые мы еще не проходили (сексты, септимы). Исполнение этих ступеней аккомпанирующим инструментом не обязательно.

Рис. ч.9.2. . Упражнение №18
MIDI ч.9.2. . Упражнение №18

Артикуляция

-ой струне VI-ом ладу, то одним и тем же пальцем (если конечно не применяется прием малое барэ) легато сыграть не возможно.m-ей струне VI-ом ладу, а затем нужно сыграть ноту на lЛегато (Legato) — связное исполнение звуков, когда один звук переходит в другой без паузы. Для максимально плавного перехода от одного звука к другому иногда следует нарушить правило — «каждый палец имеет свой лад», так как если вы например, сыграли ноту на

Выучите упражнение №19, обратите внимание на аппликатуру в 14 и 15 тактах.

Рис. ч.9.3. . Упражнение №19
MP3 ч.9.3. . Упражнение №19

Стаккато (Staccato) — короткое, отрывистое исполнение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотой. Независимо от длительности ноты, все ноты исполняемые штрихом стаккато должны быть одинаково короткими, а оставшаяся длительность заполняется паузой. Внимательно прослушайте упражнение №20, а затем выучите его наизусть.

Исполнить стаккато можно двумя способами:
1.извлеките ноту, а затем быстро коснитесь (приглушите) пальцем или медиатором той струны, которую вы только что извлекли;
2.извлеките ноту, а затем быстро ослабьте мышцы пальца левой руки (того пальца, которым вы прижимали ноту). То есть, вы должны именно уменьшить давление пальца на струну, а не отрывать палец от струны.

При исполнении стаккато все движения должны быть четкими и не суетливыми. В быстрых темпах следует отдавать предпочтение второму варианту, а во время обучения можно два варианта соединить вместе, то есть, правой рукой (пальцем, медиатором) приглушаете струну и в это же время уменьшаете давление пальца на струну левой руки.

Рис. ч.9.4. . Упражнение №20
MP3 ч.9.4. . Упражнение №20

Портато (Portato) — нечто среднее между легато с стаккато. Этот штрих иногда называют нон легато (не связно) или нон стаккато (не отдельно). Как правило, портато обозначает, что следует играть половину длительности ноты, а вторая половина будет пауза. То есть, если записана четверть, то играть следует как восьмая нота, восьмая пауза. При этом вы должны понимать, что на практике, при исполнении данного штриха, следует больше полагаться на чувство меры и чувство вкуса. Портато обозначается черточкой над или под нотой. Внимательно прослушайте упражнение № 21, постарайтесь услышать разницу между легато, стаккато и портато. Выучите наизусть упражнение №21.

Исполняется портато теми же способами что и стаккато.

Рис. ч.9.5. . Упражнение №21
MP3 ч.9.5. . Упражнение №21

Си-минор

Выучите гамму си минор, аккорды и арпеджио, построенные на основе этой гаммы, в четвертой позиции (рис. ч.10.1)

Рис. ч.10.1. Си минор
MIDI ч.10.1. Си минор

Легато — как способ извлечения звука.

Восходящее легато. В нотах обозначается лигой — дугообразной линией соединяющей две и более нот. В эстрадной музыке этот прием называется (хаммер-он) и обозначается лигой с буквой “H”. В упражнении №22 (рис. ч.10.2) и в последующих упражнениях, над нотами будет классическое обозначение, в табулатурах — эстрадное.

-ую струну IV-ого лада, правой рукой извлеките этот звук (си малой октавы).j1.Поставьте 1-ый палец на
-ую струну V-ого лада (до первой октавы). Нота до должна зазвучать без участия левой руки, то есть от удара 2-ого пальца по струне. Это значит, что нота до, была сыгранна приемам легато. Громкость исполнения ноты приемом легато зависит от скорости, с которой вы опустите палец на струну (мышцы левой руки не напрягать). Нота, сыгранная приемом легато, должна быть одинаковой громкости со всеми остальными звуками исполняемой фразы. Во время заучивания упражнений обратите особое внимание на громкость исполняемых нот приемом легато.j2.Резко, но без суеты, опустите 2-ой палец на
-ой струне V-ом ладу и извлеките эту ноту правой рукой.j3.Оставьте 2-ой палец на
-ую струну VI-ого лада (до-диез). То есть сыграйте ноту до-диез приемом легато.j4.Резко опустите 3-ий палец на
-ая струна).j5.Сыграйте правой рукой ноту до-диез (VI-ой лад,
-ую струну VII-ого лада (нота ре).j6.Резко опустите 4-ий палец на

-ой струне. Старайтесь сыграть упражнение ровно (рис. ч.10.2), в медленном темпе.j-ой и k-ей, l-ой струне. А затем на m-ей и l-ой, kПовторите эти движения на

В этом упражнении и в последующих упражнениях, партия бас-гитары записана «в линию», и к ней не применялись компьютерные обработки, то есть вы должны получить такой же характерных звук присущий данному способу извлечения звука.

Рис. ч.10.2. Упражнение №22
MP3 ч.10.2. Упражнение №22

Если лига объединяет несколько нот, то правой рукой извлекается первая нота, а все последующие ноты, объединенные лигой, играются левой рукой. При восходящем движении нот следует руководствоваться следующим правилом:

-ую струну IV-ого лада, правой рукой извлеките этот звук (си малой октавы);jпоставьте 1-ый палец на
-ую струну V-ого лада (до первой октавы);jрезко опустите 2-ой палец на
-ую струну VI-ого лада (до-диез);jрезко опустите 3-ий палец на
-ую струну VII-ого лада (нота ре);jрезко опустите 4-ий палец на
-ой струне (рис. ч.10.3).j-ой и k-ей, l-ой струне. А затем на m-ей и l-ой, kПовторите эти движения на

Рис. ч.10.3. Упражнение №23
MP3 ч.10.3. Упражнение №23

Нисходящее легато. В нотах обозначается лигой — дугообразной линией соединяющей две и более нот. В эстрадной музыке этот прием называется (пулл-офф) и обозначается лигой с буквой “P”. В упражнении №24 (рис. ч.10.4) и в последующих упражнениях, над нотами будет классическое обозначение, в табулатурах — эстрадное

-ую струну.j-ую струну VII-ого, VI-ого, V-ого и IV-ого лада, правой рукой извлеките звук. Сдерните 4-ый палец левой руки со струны так, чтобы прозвучала нота, прижатая 3-им пальцем. Траектория движения 4-ого пальца должна быть направлена вначале в сторону грифа, чтобы немного зацепить подушечкой пальца струну и заставить ее звучать, а затем вверх. При этом движении 4-ого пальца, 3-ий палец должен плотно прижимать j1.Поставьте 4-ый, 3-ий, 2-ой и 1-ый пальцы на
2.Подымите 3-ый палец со струны так, чтобы прозвучала нота, прижатая 2-ым пальцем соблюдая все требования описанные выше.
3.Подымите 2-ой палец со струны так, чтобы прозвучала нота, прижатая 1-ым пальцем

-ой струне. Старайтесь сыграть это упражнение ровно (рис. ч.10.4).j-ой и k-ей, l-ой струне. А затем на m-ей и l-ой, kПовторите эти движения на

Рис. ч.10.4. Упражнение №24
MP3 ч.10.4. Упражнение №24

Если лига объединяет несколько нот при последовательном движении вниз, то исполнять легато следует так:

-ую струну VII-ого, VI-ого, V-ого и IV-ого лада, правой рукой извлеките звук;jпоставьте 4-ый, 3-ий, 2-ой и 1-ый пальцы на
подымите 4-ый палец левой руки со струны так, чтобы прозвучала нота, прижатая 3-им пальцем;
подымите 3-ый палец левой руки со струны так, чтобы прозвучала нота, прижатая 2-ым пальцем;
подымите 2-ый палец левой руки со струны так, чтобы прозвучала нота, прижатая 1-ым пальцем;
-ой струне (рис. ч.10.5).j-ой и k-ей, l-ой струне. А затем на m-ей и l-ой, kповторите эти движения на

Рис. ч.10.5. Упражнение №25
MP3 ч.10.5. Упражнение №25

В современной музыке очень часто сочетается восходящее и нисходящее легато. Классическое обозначение — это лига, в эстрадной музыке — лига с буквами “ H & P ” или лига и обозначения буквами восходящего и нисходящего легато (H H P P P H). Приемом легато можно сыграть ноты различной длительности.

Чтобы лучше понять, как применяется прием легато, выучите упражнение № 26 (рис. ч.10.6).

Рис. ч.10.6. Упражнение №26
MP3 ч.10.6. Упражнение №26

Очень часто прием легато сочетается с приемом стаккато (рис. ч.10.7).

Рис. ч.10.7. Упражнение №27
MP3 ч.10.7. Упражнение №27

Для закрепления пройденного материала выучите упражнение №28 (рис. ч.10.8). Не путайте лигу — как знак увеличения длительности нот (9, 43 такты) и лигу — как прием извлечения звука.

Рис. ч.10.8. Упражнение №28
MP3 ч.10.8. Упражнение №28

Осваивая прием легато, вы сможете укрепить мышцы левой руки, и в последствии улучшить технику (скорость) игры, усложнить и разнообразить музыкальные фразы, как при игре аккомпанемента, так и при игре сольных партий.

Если освоение приема легато будит вызывать затруднение, то вначале выучите наизусть упражнение обычным способом извлечения звука, а затем постарайтесь применить легато.

THE END

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных