Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Характеристики руководителей, злоупотребляющих своей властью




 

· Микроменеджмент – одержимость мелочами и стремлением достигнуть совершенства

· Необоснованная решительность – любой пустяк представляется чем-то жизненно важным и требующим немедленного разрешения

· Непредсказуемые смены настроения – полная непредсказуемость решений.

· Категоричность в вопросах лояльности и подчинения – исходит из принципа «либо за меня, либо против меня»

· Неуважение - публичная критика подчиненных, осмеяние

· Капризы – своеволие и лицемерие

· Использование власти в личных целях – «сильному позволено все»

 

 

 

Типы власти лидера

 

 

  · Легитимная власть - власть, источником которой является формальная должность. · Вознаграждающая власть - власть, источником которой является полномочия вознаграждать других людей. · Принуждающая власть - власть, источником которой является право наказывать. · Экспертная власть - власть, основанная на профессиональных знаниях или навыках, необходимых для выполнения заданий, порученных подчиненным. · Референтная власть - власть, основанная на личностных характеристиках лидера.  

 


Власть и влияние как инструменты лидерства о

 

Типы реакций подчиненных на применение власти

 

  · Подчинение - выполнение сотрудниками указаний лидера вне зависимости от их отношений к этим указаниям. · Сопротивление - невыполнение указаний лидера. · Одобрение - признание концепции лидера и выполнение его указаний.  

 

 

 


 

Власть и влияние как инструменты лидерства о

 

 

  Ключевым аспектом власти является зависимость, которая возникает в результате контроля за распределением ресурсов. Подчиненность определяется тремя характеристиками ресурсов: значимостью, ограниченностью и незаменимостью.  

 

Характеристики ресурсов, влияющих

на подчиненность и власть в организации

 

 

Лидер имеет контроль над:   Лидер имеет контроль над:
· ресурсами, которые воспринимаются как малозначимые Значимость · ресурсами, которые воспринимаются как высоко значимые
     
· общедоступными ресурсами Ограниченность · над ограниченными ресурсами
     
· ресурсами, которые легко заменить Незаменимость · над незаменимыми ресурсам
Низкая степень подчиненности лидеру = незначительная власть лидера Высокая степень подчиненности лидеру = значительная власть лидера

 


 

Власть и влияние как инструменты лидерства а

 

Источники власти лидера

 

Характеристика источника власти Описание источника власти  
  Формальная власть  
Близость к центру Доступ к информации в коммуникационной сети  
Гибкость Степень свободы действий, соответствующая данной позиции  
Наглядность, зримость Степень, в которой результат выполнения задачи виден влиятельным людям организации  
Значимость Соответствие выполняемых задач организационным приоритетами
  Личная власть  
Компетентность Владение необходимыми для выполнения заданий знаниями или опытом  
Личная привлекательность Личные качества, которые ассоциируются с дружелюбием (харизма, располагающее к себе поведение, физическая привлекательность)  
Усердие Постоянное принятие обязательств выше ожидаемого уровня  
Легитимность Соответствие поведения основным организационным ценностям  

 


Власть и влияние как инструменты лидерства а

 

Стратегии влияния

 

Стратегии Косвенный подход Прямой подход
  Наказание: заставить подчиненных выполнить ваше требование       Запугивание (давление)     Принуждение (угрозы)
Сотрудничество: Сделать так, чтобы подчиненные хотели выполнить ваше требование   Поиск расположения (наложение обязанностей)   Переговоры (обмен)
Убеждение: помочь другим понять, почему им следует выполнить ваше требование   Апеллирование к индивидуальным ценностям (обращение к общим принципам)   Представление фактов (акцент на достоинствах и потребностях)

 

 

Ситуационные факторы, влияющие на выбор стратегии влияния

 

 

· Соотношение влиятельности двух лиц – того, кто оказывает воздействие, и того, на кого оно направлено.

· Степень зависимости и взаимозависимости сторон.

· Нужный результат (вынужденное подчинение или сознательная приверженность).

· Резерв времени.

· Степень сходства взглядов и представлений сторон об основополагающих ценностях.

· Интенсивность эмоций, связанных с ситуацией.

· Природа взаимоотношений между сторонами.

· Возможность влияния.

 


 

Власть и влияние как инструменты лидерства а

 

Примеры стратегий влияния

 

Наказание (устранение, принуждение)
Общая формула: "Если вы не выполните моих распоряжений, вы серьезно пожалеете об этом"
Угроза: "Если вы не подчинитесь, я буду вынужден наказать вас"
Социальное давление: "Все участники группы согласились; каково ваше решение?"
Достаточно: "Я перестану придираться к вам, если вы согласитесь со мной"
Воспринимаемая нехватка и давление времени: "Если вы не приступите к немедленным действиям, вы упустите возможность / случай решить проблему для блага других"
Забота о других: "Ваше несогласие может принести вред/неприятности другим"
Сотрудничество (обмен в объединение усилий)
Общая формула: "Если вы хотите сделать Х, то получите Y"
Обещание: "Если вы справитесь с работой, я награжу вас"
Уважение: "Люди, мнением которых вы дорожите, будут думать о вас лучше (хуже), если вы пойдете (не пойдете) на уступки"
Предварительное условие: "Если я выполню ваши пожелания, согласитесь ли вы это сделать ради меня?"
Обязательство: "Надеюсь, вы помните о том, сколько я для вас сделал?" ("Хотя я это и подозреваю, надеюсь, это не приведет к появлению в будущем у меня обязательств?")
Взаимный компромисс: "Мне пришлось снизить начальную цену, чтобы добиться вашего согласия" (сколь бы необоснованной ни была моя исходная позиция)
Расширение обязательств: "Мне нужно только небольшое одолжение" ("Но позже я обращусь за большим одолжением")
Убеждение (основано на фактах, потребностях и индивидуальных ценностях)
Общая формула: "Я хочу, чтобы вы сделали Х, поскольку это согласуется с/ хорошо для/, необходимо для..."
Доказательство: "Эти факты/ мнения специалистов наглядно демонстрируют правильность моей позиции/ требования"
Потребность: "Именно это мне и нужно; не хотите ли мне помочь?"
Достижение цели: "Если вы согласитесь со мной, вы скорее достигните своих личных целей"
Соответствие принятым ценностям: "Эта работа соответствует вашим обязательствам по отношению к Х"
Способность: "Эта попытка будет успешной, если мы учтем ваши способности/опыт"
Лояльность: "Поскольку мы друзья/представители меньшинства, не хотите ли вы сделать это?"
Альтруизм: "Группа нуждается в вашей поддержке, так что сделайте это на благо всех нас"

Власть и влияние как инструменты лидерства а.

Сравнительная характеристика стратегии влияния

 

Стратегия влияния Когда её следует использовать Возможные достоинства Возможные недостатки Возможные жалобы
Наказание · Неравные силы, в пользу влияющего · Приверженность и качество не имеют значения. · Жесткие временные рамки · Серьезные нарушения · Вопрос кажется подчиненному маловажным · Если результат важен, а наказание возможно · Конкретное, однозначное требование · Возможно сопротивление требованию   · Быстрое прямое действие · Снижение приверженности и творчества · Опасное положение босса · Порождение чувства обиды · Необходимость усиления серьезности угроз для поддержания давления · Нарушение прав · Нарушение этических норм
Сотрудничество · Стороны зависят друг от друга · Каждая из сторон обладает ресурсами, ценными для другой стороны · Достаточно времени для переговоров · Наличие установленных норм обмена · Стороны доверяют друг другу · Привержен-ность общим целям и ценностям не очень важна Потребности конкретны и краткосрочны · Низкий уровень обиды · Обоснова-ния требований не требуется · Вызывает инструментальный подход к работе (ожидание конкретного вознаграждения за конкретную деятельность) · Поощрение у людей ощущения, что условия задания открыты для обсуждения · Нечестное ведение дел, обманутые ожидания, манипулиро-вание
Власть и влияние как инструменты лидерства а   Сравнительная характеристика стратегии влияния (продолжение)  
  Убеждение   · Наличие времени для интенсивной дискуссии · Общие цели/ценности · Взаимное уважение и доверие · Наличие устойчивых отношений     · Потребность в контроле возрастает   · На возникновение доверия требуется время (чем больше людей, тем больше нужно времени) · Потребность в общности целей и ценностей   · Различие мне- ний и конфликт восприятия приоритетов

 

Нейтрализация стратегий влияния

 

Виды стратегий Способы нейтрализации
Наказание · Используйте уравновешивающие силы, чтобы сменить зависимость на взаимозависимость · Не позволяйте эксплуатировать себя · Активно сопротивляйтесь
Сотрудничество (взаимный обмен) · Проанализируйте намерения каждого поощрения или благодеяния · Противодействуйте индивидам, прибегающим к тактике манипулятивных переговоров · Отказывайтесь от переговоров с лицами, придерживающимися тактики силового давления
Убеждение · Укажите на негативные последствия, к которым может привести достижение согласия · Отстаивайте свои права · Отвечайте на требование решительным отказом  

Власть и влияние как инструменты лидерства.

 

Модель власти и влияния

 

 

Источники влияния, связанные с должностью · Близость к центру · Гибкость · Наглядность · Значимость  
Источники личного влияния · Компетентность · Личная привлекательность · Усердие · Легитимность
ПРИОБРЕТЕНИЕ ВЛАСТИ

  ЛИЧНАЯ ВЛАСТЬ
 
 

 


ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ВЛАСТИ ВО ВЛИЯНИЕ


 

 


Тема 5. Групповые аспекты лидерства

 

План

 

5.1 Предоставление прав и делегирование полномочий.

5.2 Создание эффективных команд и работа с командой.

5.3 Управление разнообразием.

 

5.1. Предоставление прав и делегирование полномочий

 

  Предоставление прав - это передача другим лицам прав с целью достижения результатов, что позволяет обеспечить баланс между недостатком прав и злоупотреблением властью.  

 

 

Барьеры на пути предоставления прав

 

  · Отношение к подчиненным - недооценка (недостаточная компетентность подчиненных, незаинтересованность, неспособность нести ответственность и др.) · Страх за личную безопасность. · Потребность в контроле.  

 

 

Условия успешной реализации сотрудниками

стратегии предоставления прав

 

  · Самодостаточность - ощущение собственной компетентности. · Самоопределение - ощущение свободы личного выбора. · Личная власть - ощущение обладания влиянием. · Значимость - ощущение значимости своей деятельности. · Доверие - ощущение безопасности.  

 


Предоставление прав и делегирование полномочий.

 

Рекомендации по реализации стратегии наделения правами

 

Ясное видение будущего и целей · Опишите словами желаемое будущее организации. · Используйте выразительные средства языка для своего описания. · Определите конкретные действия и стратегии, которые могут привести к желаемому будущему. · Используйте принципы постановки целей SMART. · Согласуйте желаемое будущее и цели с ценностями работников. Предоставление работнику возможность убедится в собственной компетенции. · Разбейте большое сложное задание на несколько более простых и установите время выполнения каждого из них. · Простые задачи должны предшествовать сложным. · Отмечайте и приветствуйте малые победы. · Постепенно расширяйте зону ответственности работника. · Наделяйте работника все большими полномочиями по решению проблемы. Задание модели поведения · Приведите пример успешного выполнения задания. · Обратите внимание на работников, сумевших добиться успеха. · Установите связь данной модели с другими ролевыми моделями. · Найдите наставника. · Установите систему отношений с ментором. Обеспечение поддержки · Поддерживайте и подбадривайте подчиненного, одобряйте его действия. · Посылайте поздравительные послания членам семьи и коллегам. · Обеспечьте регулярную обратную связь. · Поощряйте неформальную социальную активность, способствующую сближению сотрудников. · Ослабьте контроль и дайте достаточно времени для выполнения заданий · Приводите специальные торжественные церемонии для чествования работников. Пробуждайте позитивные эмоции · Способствуйте установлению дружеских отношений между сотрудниками. · Периодически снимайте напряженность шутливыми замечаниями. · Выражая одобрение, не скупитесь на превосходные степени.  

Предоставление прав и делегирование полномочий.

 

Рекомендации по реализации стратегии наделения правами

 

· Подчеркивайте взаимосвязь между личностными ценностями и организационными целями. · Объясните, как влияет результат работы на конечного потребителя. · Используйте элементы, которые обычно ассоциируются со спортом: четкие цели, эффективная система подсчета очков и обратной связи и четкие правила поведения. Информационное обеспечение. · Обеспечьте работника всей необходимой для выполнения задачи информацией. · Обеспечьте персонал техническими сведениями и объективными данными. · Осуществляйте передачу необходимой междисциплинарной и межгрупповой информации. · Обеспечьте возможность доступа к информации или общения с работниками более высокого уровня. · Обеспечьте доступ к первоисточникам информации. · Объясните, как влияет деятельность работника на потребителей. Обеспечьте ресурсами. · Обеспечьте возможность обучения и повышения квалификации. · Обеспечьте техническую и административную поддержку. · Предоставьте работнику необходимое время, место и оборудование. · Обеспечьте доступ работника к нужным информационным сетям. · Наделите работника правом распоряжаться общими ресурсами. Привлечение внимания к последствиям деятельности. · Обеспечьте возможность прямого общения сотрудников с потребителями. · Наделите работников правом самостоятельного решения отдельных вопросов на месте. · Обеспечьте непосредственную прямую обратную связь по результатам труда. · Давайте отдельные индивидуальные задания, предоставьте работнику возможность выполнить всю работу от начала до конца. · Дайте оценку результатов работы. Создание атмосферы взаимного доверия. · Демонстрируйте свою надежность и постоянство. · Демонстрируйте свою беспристрастность и справедливость. · Демонстрируйте свою заботу о персонале. · Демонстрируйте свою открытость и честность. · Демонстрируйте свою компетентность и опыт.

Предоставление прав и делегирование полномочий.

 

Делегирование

 

  Делегирование - передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. Полномочия - ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия сотрудников на выполнение задач. Ответственность - обязательство выполнять задачи и отвечать за их удовлетворительное решение.  

 

       
   
 
 
Руководитель


Подчиненный

Значение делегирования

 

  · Высвобождение времени руководителя. · Использование профессиональных знаний и опыта сотрудников. · Стимулирование развития способностей, инициативы, самостоятельности и компетенции подчиненных. · Позитивное воздействие на мотивацию труда и удовлетворение работой.  

 


Предоставление прав и делегирование полномочий.

 

Причины сопротивления делегированию по Ньюмену

Сопротивление делегированию
Со стороны руководителей Со стороны подчиненных
Заблуждение «Я это сделаю лучше».   Отсутствие способности руководить.   Отсутствие доверия к подчиненным.   Боязнь риска. Отсутствие системы выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности отклонения от наметенной цели.   1. Удобнее спросить начальника, что делать, чем самому решать проблему. 2. Боязнь критики за совершенные ошибки. 3. Отсутствие информации и ресурсов, необходимых для успешного выполнения задания. 4. Большая загрузка работой. 5. Отсутствие уверенности в себе. 6. Отсутствие положительных стимулов дополнительной ответственности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных