ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ 3 страницаНо, по счастью, дело было под вечер, и семеро карликов. вскоре вернулись домой. Заметив, что Белоснежка лежит на полу мертвая, они тотчас заподозрили в этом мачеху стали доискиваться, в чем дело, и нашли ядовитый гребень и как только они его вытащили, Белоснежка опять пришла в себя и рассказала им обо всем, что служилось. Тогда гномы еще раз предупредили ее, чтобы она была поосторожнее и дверь никому не открывала». Ядовитый гребень напоминает об уколе веретеном, который случился в «Шиповничке». Тот, кто причешется ядовитым гребнем, не может больше обладать мышлением «таким белым, как снег» и лишается сил замечать невидимые природные существа. Среди семи ответов зеркала вызывают удивление те два, что говорят: «Вы здесь, королева, красивее всех собой». Можно было бы спросить, как зеркало истины называет власть дьявола самой красивой в стране, в то время как таковой является на самом деле человеческая душа — Белоснежка. Не слышно ли здесь того, что человеческая душа совершает свое необходимое нисхождение и движение вперед, к свободе и собственному бытию? Конечно, это всегда значит: «Вы здесь, королева, красивее всех собой», а именно в чувственной области, в то время как Белоснежка прекрасна в другой сфере. В сказке о королевне Шиповничек было показано, что злая власть имеет отношение к лучисто-прекрасному, соблазнительному Люциферу. И лишь в этих двух местах, перед тем как человеческая душа вступает на путь своей судьбы и после того, как весь спуск совершен, зеркало говорит: «Вы здесь, королева, красивее всех собой». Но и после отравления ядовитым гребнем гномы могут еще раз помочь. Вопрос королевы зеркалу повторяется после случая с гребнем в третий раз. «А королева возвратилась домой, села перед зеркалом и говорит: - Зеркальце, зеркальце на стене, Кто всех красивей в целой стране? И ответило зеркало, как прежде: -Вы здесь, королева, красивее всех собой, Но Белоснежка там, за горами, У гномов семи за стенами, В тысячу раз богаче красой! Услыхав, что говорит зеркало, она вся задрожала, затрепетала от гнева. — Белоснежка должна погибнуть, — крикнула она, даже если бы это мне самой стоило жизни! И она отправилась в потайную комнату, куда никто никогда не входил, и приготовила там ядовитое-преядовитое яблоко. Было оно на вид очень красивое, белое с красными крапинками, и всякий, кто его бы увидел, захотел бы его съесть; но кто съел бы хоть кусочек, тот непременно бы умер. Когда яблоко было готово, королева накрасила себе лицо, переоделась крестьянкой н отправилась в путь-дорогу — за семь гор, к семи гномам. Она постучала; Белоснежка высунула голову в окошко и говорит: - Пускать в дом никого не велено - семь гномов мне это запретили. - Оно правильно, — ответила крестьянка, — но куда же я дену свои яблоки? Хочешь, я тебе одно из них подарю? -Нет, — сказала Белоснежка, — мне брать ничего не велено. -Ты что ж, отравы боишься? — спросила старуха. — Погляди, я разрежу яблоко на две половники: красную съешь ты, а белую — я. А яблоко так хитро было сделано, что только красная его половинка была отравленной. Захотелось Белоснежке отведать прекрасного яблока, и когда она увидела, что крестьянка его ест, девочка не удержалась, высунула из окошка руку и взяла отравленную половинку. Только откусила она кусок, как тотчас упала замертво наземь. Посмотрела на нее своими страшными глазами королева и, громко захохотав, сказала: - Бела, как снег, румяна, как кровь, черна, как эбеновое дерево! Уж теперь-то твои гномы не разбудят тебя никогда! Она вернулась домой и стала спрашивать у зеркала: - Зеркальце, зеркальце на стене, Кто всех красивей в целой стране? И ответило зеркало наконец: - Вы, королева, красивее всех в стране. Успокоилось тогда ее завистливое сердце, насколько может подобное сердце найти себе покой». В этом месте раздаются вторично, на этот раз произнесенные мачехой, слова о прообразе человеческой сущности: «Бела, как снег, красна, как кровь, черна, как эбеновое дерево». Описанные в сказке три великих сужения человеческой сущности от космического сознания до совсем земного, которое мертво для всех существ духовного рода, изображают путь, который человечество прошло за тысячелетия и который проходит каждая человеческая жизнь в период между седьмым годом Белоснежки и пятнадцатилетием королевны Шиповничек. Широкое, как мир, чувствование уже давно потеряно человеческой душой; позднее оказываются «отравленными» и силы мышления и головы. И разве не кажется, будто вкушение от отравленного яблока осуществилось окончательно в наше время, когда вся пища стала наполовину ядовитой, и сказка пророчествует нам об этом, своим символом. В пищевых продуктах действуют силы, которые делают человеческую душу чуждой ее собственной душевной силе и которые могли бы действовать вплоть до того, что могли бы навсегда разъединить человеческое бытие и духовную родину. Процесс идет по нарастающей: в «Шиповничке» говорится о «засыпании», в «Белоснежке» - об «отравлении», в сказке о Красной Шапочке - о «проглатывании волком». Сочинитель сказок не применял ни одного образа без разбору. И здесь при отравлении ядом плода лишь яблоко может представить процесс. Яблоко - это сочный фруктовый плод. Почти все другие растения, кроме розоцветных, к которым принадлежит яблоня, имеют сухие плоды в связи с тем, что завязь растягивается под воздействием света и тепла, созревает и одновременно высыхает. С растениями, имеющими сочные плоды, происходит нечто удивительное, неповторимое. Завязь, это образование из света и тепла, спускается под цветоложем в стебель, то есть в ту область, где в растении снизу вверх действуют вода и пряность земли. (В ботанике эта завязь называется «нижней», а образовавшийся таким образом плод - «ложным».) Значит, яблоко, как представитель сочных плодов, помимо доли света я тепла, которой обладают все плоды, имеет еще и земную часть. Так как под искушением в раю подразумевается путь в земное, то и как образ его мог быть выбран лишь этот плод. Берущий яблоко чувствует, что он держит в руке нечто небесное и земное одновременно. В прошлые времена, когда большинство людей едва ли осознавали такие взаимосвязи, они все-таки чувствовали их. Теперь гномы уже больше не могут помочь. Потому что ничего здорового не осталось в Белоснежке, и проявилось это трижды: «бела, как снег, румяна, как кровь, черна, как эбеновое дерево». «Гномы, возвратясь вечером домой, нашли Белоснежку лежащей на земле, бездыханной и мертвой. Они подняли ее и стали искать отраву: они расшнуровали ее, причесали ей волосы, обмыли ее водой и вином, но ничего не помогло бедная девочка как была мертвой, так мертвой и осталась. Положили они ее в гроб, уселись все семеро вокруг нее, стали ее оплакивать и проплакали так целых три дня. Потом они решили ее похоронить, но она выглядела как живая — щеки у нее были по-прежнему красивые и румяные. И сказали они: — Как можно ее такую в землю закапывать? И они велели сделать для нее стеклянный гроб, чтобы можно было ее видеть со всех сторон, и положили ее в тот гроб, написали на нем золотыми буквами ее имя и что была она королевской дочерью. Отнесли они гроб на гору, и всегда один из них оставался при ней на страже. И явились также звери и птицы оплакивать Белоснежку: сначала сова, потом ворон и, наконец, голубок. И долго-долго лежала в своем гробу Белоснежка, и казалось, что она спит — была она бела, как снег, румяна, как кровь, и черноволоса, как эбеновое дерево». В третий раз встречаем мы эти слова в этом месте сказки. Образ Белоснежки в стеклянном гробу на горе — самый потрясающий из всех в нашей сказке. Разве это не истинный образ того, в каком отношении к миру пребывает сегодня человеческая душа? Она мертва для существ природного мира. Эти существа со своей стороны могут и сегодня воспринимать человеческую душу и оплакивать потерю — и плачут три дня. Они пишут на гробе золотыми буквами забытые людьми мудрые слова о том, что Белоснежка — королевская дочь. Однако человеческая душа жива, потому что она долго лежала в гробу и тление не трогало ее. Она мертва для невидимых существ. Из стекла, как и ее гроб, и из кварца делаются инструменты — очки, микроскопы и подзорные трубы, — с помощью которых человек хочет как можно лучше узнать земной мир — в то время как на самом деле он, погрузившись в сон, лежит в этом стеклянном гробу. А гномы не оставляют человеческую душу, они охраняют гору и ждут. Вся природа, представленная здесь в виде совы, ворона и голубка — тварь стенающая, как говорит апостол Павел, — бодрствует у гроба и ожидает пробуждения человеческой души. Все сказки повествуют о прошлом и одновременно смотрят в будущее. Поэтому они могут дать человеку мужество совершать жизненный путь. В гот момент, когда кажется, что все приближается к своему концу, больше всего необходим душе, которая сама не может себе помочь, спаситель. «Когда же приближались дни...» (Евангелие от Луки, гл. 9,51 - Прим. перев.) - сказано в Библии, — время есть нечто сущностное, что не может быть изменено и человеком, — и тогда в поток временных событий вступает великий помощник человеческой души, с которым связана изначальная королевская человеческая душа. В «Шиповничке» тоже сказано: «А к тому времени как раз минуло сто лет». И лишь теперь может прийти королевич. «Но однажды случилось, что заехал королевич в тот лес и попал в дом гномов, чтобы там переночевать. Он увидел на горе гроб, а в нем прекрасную Белоснежку, и прочел, что было написано на нем золотыми буквами. И сказал он тогда гномам: - Отдайте мне этот гроб, я дам вам за это все, что вы пожелаете. Но гномы ответили: -Мы не отдадим его даже за все золото па свете. Тогда он сказал: -Так подарите мне его — я не могу жить, не видя Белоснежки, я буду ее глубоко уважать и почитать, как свою возлюбленную Когда он это сказал, добрые гномы сжалились над ним и отдали ему гроб; и велел королевич своим слугам нести его на плечах». По прошествии ста лет шипы превратились в розы. Шиповничек пробуждается от жизненных сил, от поцелуя. Белоснежку же, как мертвую, в хрустальном гробу слуги короля уносят с этой горы светлого мыслительного сознания. И что же приносит помощь здесь? «Но случилось так, что они споткнулись в кустах, и от сотрясения кусок отравленного яблока выпал из горла Белоснежки. Тут открыла она глаза, подняла крышку гроба, поднялась и ожила снова. - Ах, Господи, где же это я? — воскликнула она. Королевич, обрадованный, ответил: - Ты со мной, — и рассказал ей все, что произошло, и молвил: - Ты мне милее всего на свете; пойдем вместе со мной в замок моего отца, и ты будешь моей женой. Белоснежка согласилась и пошла вместе с ним; и отпраздновали они свадьбу с большой пышностью». Королевич заходит в избушку гномов, «чтобы там переночевать». Сначала ночью приближается королевич к человеческой душе. В сфере души в сказке о Белоснежке, которая «румяна, как кровь», существует, как образ поведения, только дарение. Этому королевичу гномы могут подарить долго оберегаемый, дорогой им гроб с их Белоснежкой. В каждой сказке всегда новыми символами описывается тот мотив, когда человеческая душа и человеческий дух приближаются друг к другу и друг друга ищут. Королевич — одновременно водитель всех человеческих духов, и он говорит душе: «Ты мне милее всего на свете; пойдем вместе со мной в замок моего отца...» Слуги «спотыкаются». Что это означает? Белоснежка в гробу должна пережить «потрясение», и только потрясение, совершенное судьбой и слугами короля, в состоянии пробудить человеческую душу, которая полностью «положена в гроб» в разуме. Ну а теперь Белоснежка должна выполнить положенное ей. «Кусок яблока», парализовавший все силы воли, удален. Белоснежка должна «открыть глаза, поднять крышку гроба и подняться». И лишь после того, как человеческая душа совершила эти действия, может быть сыграна свадьба. Здесь, может быть, отсутствует один нюанс, как это часто случается в сказках братьев Гримм. Это было в какой-то мере последнее мгновение, когда осколки этого мира вещих образов, которые еще жили в некоторых людях в форме сказок, были собраны и записаны, тогда как до этого они передавались лишь устным способом. Кое-что здесь может отсутствовать. Должны ли гномы, подарившие гроб и так долго оберегаемую Белоснежку, оставаться теперь одни на горе или под горой, вдали от Белоснежки? Нет, гномы могут тоже идти на свадьбу человеческой души с королевичем. Они тоже идут в его королевство. Когда человеческая душа «пробудилась», существа природного мира снова могут принять участие в духовной жизни человеческой души. В «Красной Шапочке» спасителем является не королевич, а охотник, отличающийся «меткостью» и силой. Здесь он мужественно берется за ножницы (образ отточенной силы суждения нового мышления), чтобы вызволить Красную Шапочку из мрака. Красная Шапочка целиком погрузилась в чувственный мир, она удаляется от дороги и своим поведением дает волку возможность одолеть древние ясновидящие силы души — бабушку, да и саму Красную Шапочку. Через сравнение трех сказок, которое было намечено здесь в некоторых местах, можно совершенно ясно представить себе, что происходит в каждой отдельной сказке. Понятое через образ соответствует замечанию Рудольфа Штайнера о том, что в сказках о королевне Шиповничек, Белоснежке и Красной Шапочке, которые он советует ставить вместе, образно говорится о развитии души ощущающей, души рассудочной и души сознательной. Отсюда - три разных образа, три возрастания. В «Шиповничке» вместе с королевной вызволяются старый король и весь замок, в «Белоснежке» - существа природного мира, и только в «Красной Шапочке» указывается на то, что на новой ступени снова могут появиться ясновидящие душевные силы. «Но на свадебный пир была приглашена и злая мачеха Белоснежки. Нарядилась она в красивое платье, подошла к зеркалу и сказала: -Зеркальце, зеркальце на стене, Кто всех красивей в целой стране? И ответило зеркало: -Вы здесь, госпожа королева, красивы собой, Но юная королева в тысячу раз богаче красой!» Зеркало знает о прогрессе в истории сознания и о красоте юной новой королевы, пережившей метаморфозу человеческой души. «И вымолвила тогда злая женщина свое проклятье, и стало ей так страшно, так страшно, что она не знала, как ей с собой совладать. Сначала она решила совсем не идти на свадьбу, но не было ей покоя — ей хотелось пойти и посмотреть на молодую королеву. Она вошла во дворец и узнала Белоснежку, и от страха и ужаса как стояла, так на месте и застыла. Но уже были поставлены для нее на горящие угли железные туфли, их принесли, держа щипцами, и поставили перед нею. И она должна была ступить ногами в докрасна раскаленные туфли и плясать в них до тех пор, пока наконец не упала, мертвая, наземь». Каждая сказка — это часть драмы всех душевных сил человека. В человеке живет и злая королева с ее тщеславием, завистью и ложью. Эти душевные силы должны быть, однако, преодолены, если должны произойти нарастание развития и свадьба очистившейся души с королевичем. «Жгучее честолюбие», «пылающая ненависть» должны быть уничтожены самой душой в огне очищения. Если взрослый рассказывает ребенку сказку, зная о языке образов, то эти образы не вызовут в ребенке страха, а — сотни раз можно было пережить это! — это будет скорее глубокое удовлетворение от торжества добра и от победы над злом. А молодежи мы можем сказать, если мы углубились в эти образы: мы живем в центре значительнейшего поворота в мировой истории. А именно в тот момент, когда, образно говоря, пробуждается Шиповничек, Белоснежка поднимает крышку гроба, а охотник вспарывает брюхо волку. Спуск произошел сам по себе. Для того, чтобы вернуться назад, каждая человеческая душа сама должна сделать что-нибудь. Сказки повествуют о совершенно новых путях в будущем. Особенность сказки о Белоснежке заключается в достоверности того, что существа природного мира, которые на протяжении тысячелетий в страдании и ожидании служили человеку, снова могут участвовать в духовной жизни человека. КРАСНАЯ ШАПОЧКА Сказка о Красной Шапочке показывает драму, похожую на изображенную в сказке о волке и семерых козлятах. Здесь, однако, происходящее разыгрывается не в инстинктивной сфере: мы слышим о самой душе. «Жила-была маленькая, милая девочка. И кто, бывало, ни взглянет на нее, всем она нравилась, но больше всех ее любила бабушка и готова была все ей отдать. Вот подарила она ей однажды шапочку из красного бархата, и оттого, что шапочка эта была ей очень к лицу и никакой другой она носить не хотела, прозвали ее Красной Шапочкой». Неопытной, наивной и невинной предстает детская душа, любимая всеми. Красная шапочка бабушки — ее заметное и важное имущество. «Ich nehme das auf meine Kappe» (Дословно: «Я беру это на свою шапку?», то есть «я беру это на свою ответственность». — Прям, перев.) — говорит образное выражение нашего языка. Здесь подразумевается не внешняя шапка, равно как и в выражении «Da geht mir der Hut hoch» (Дословно: «У меня шапка поднимается», то есть «я выхожу из себя, я теряю терпение». — Прим. перев.). Но что такое внутренняя шапка? Это наше собственное мышление, наше мозговое мышление. Ведь: мозг сидит, как шапка на голове. И как она закрывает нас и ограничивает сверху, так и наше головное мышление означает некую изоляцию. Ведь в нем живет наш глубоко личный внутренний мир. Этот внутренний мир закрывает нас прежде всего от духовного сверхмира. Правда, мысля, мы можем снова обретать связь с этим сверхмиром, но не тогда, когда мы, как Красная Шапочка, наивны и неопытны. В то время, как человек более ранних веков приобретал свое познание через ясновидческие образы — еще в античные времена человек видел духов мщения в образе эриний или фурий, — человек нового времени должен мысленно перерабатывать в своей совести последствия своего поступка, он должен брать их на свою ответственность (auf seine Карре nehmen). Если сказка хочет указать на то, что кровь оказывает воздействие на это мозговое мышление, то в ней говорится о красной шапке. Как позитивный или негативный образ красная шапка встречается в различных европейских сказках. В крови живет природа страсти: «Ich sehe rot» (Дословно: «Я вижу красное, то есть «я выхожу из себя, я теряю голову от ярости». — Прим. перев.) — говорит кое-кто в возбуждении; но и наше Я зависит от крови. Здоровая алая кровь пробуждает пас, чеканит личность, в то время как иначе личность становится слабой и апатичной. Вид мышления проявляется в цвете головного убора, сам процесс отражается как в культе, так и в обрядах и обычаях. Белые головные уборы указывают на то, что мышление устремляется больше на нематериальное, сверхземное (см. церковные головные уборы, митра епископа и др.). Черный головной убор означает противоположность: мышление занято земным миром. В каком-то из культовых отправлений голова священника должна быть не покрыта. Во время проповеди, где находят выражение собственные мысли, надевается черный берет. Судья, например, надевает при произнесении приговора черную судейскую шапочку, потому что он должен взять на свою ответственность (auf seine Карре nehmen), на профессиональную ответственность (aufdie Amtskappe) вынесенный на основании его понимания приговор. Повсюду, где снимают шляпу перед уважаемыми личностями, это имеет свои корни в том же мировоззрении: перед тобой мое собственное мышление ничего не значит, моя сущность открыта твоей сущности. Это хочет сказать обычай. Бабушка подарила ребенку красную шапочку: из древнего смутно предугадывавшего что-то знания сформировалось это пронизанное Я, личностное головное мышление. Сама она еще не обладает им. Она «большая и старая». По-новому начинающееся развитие и развитие, приближающееся к своему концу, стоят друг против друга. Появилась душа с пронизанным Я мышлением, и каждый рад этому развитию. «Вот однажды мать ей говорит: — Красная Шапочка, вот кусок пирога да бутылка вина, ступай отнеси это бабушке; она больная и слабая, пускaй поправляется. Выходи из дому пораньше, пока не жарко, да, смотри, иди скромно, как полагается; в сторону с дороги не сворачивай; а то, чего доброго, упадешь и бутылку разобьешь, тогда бабушке ничего не достанется. А как войдешь к ней в комнату, не забудь с ней поздороваться, а не то чтобы сперва по всем углам туда да сюда заглядывать. — Я уж справлюсь как следует, - ответила матери Красная Шапочка и с ней попрощалась». Древняя мудрость предков нуждается в любящей памяти и в заботе воспоминания. Хлеб и вино — святые дары. Материнская душа готовит их, детская должна отнести их в дар. То, насколько она является еще детской, сказка рисует нам несколькими словами. Разве не каждая Красная Шапочка сворачивает с дороги и прислушивается к голосу собственного разума? И вежливость по отношению к другим нужно беспрестанно упражнять, потому что иначе нас слишком сильно занимает наше собственное хозяйство. Любопытство же наличествует в избытке, потому что ведь нужно познать мир вплоть до каждого уголка. Нам показана здесь неопытная в мышлении душа, наивная в своем познании. Таковой она была, когда в человечестве наступило время интеллектуального мышления, такова она в каждом человеке, когда он только начинает ходить в школу. Этот временной момент означает кризис. «А жила бабушка в самом лесу, полчаса ходьбы от деревни будет. Только вошла Красная Шапочка в лес, а навстречу ей волк. А Красная Шапочка и не знала, какой это злющий зверь, и вовсе его не испугалась. — Здравствуй, Красная Шапочка! — сказал волк. — Спасибо тебе, волк, на добром слове. — Куда это ты, Красная Шапочка, собралась так рано? — К бабушке. — И что это у тебя в переднике? — Вино и пирог, мы его вчера испекли, хотим чем-нибудь порадовать бабушку, она больная да слабая, пускай поправляется. — Красная Шапочка, а где живет твоя бабушка? — Да вон там, чуть подальше в лесу, надо еще с четверть часа пройти; под тремя большими дубами стоит ее домик, а пониже густой орешник — ты-то, пожалуй, знаешь, — сказала Красная Шапочка. “Славная девочка, — подумал про себя волк, — лакомый был бы для меня кусочек; повкусней, пожалуй, чем старуха; но чтоб схватить обеих, надо дело повести похитрей”». Если в «Шиповничке» мы познакомились с силой зла, которую наши предки называли Локи, а Библия — Люцифером, то здесь перед нами стоит та сила, которая названа в Библии Сатаной. В наше время мы больше не различаем четко эти силы, мы называем их просто Чертом. Но сказки очень точно дифференцируют спиритуальные отношения. Это известная, но не постигнутая в истинном свете сила заблуждения и лжи, которая затемняет человеку истину, представляет ему чувственный мир, как единственно подлинный, и отдает его во власть одностороннего материализма. Здесь подразумевается «невинный» зверь волк. Фенриром называли его наши предки, у персов было для него имя Ариман. Германский миф говорит о том, что он вызовет «Сумерки Богов». Но когда божественный мир погружается в сумерки и не может быть видим, то и отдельная душа становится жертвой омрачения. Красная Шапочка являет нам внутричеловеческий кризис, вызванный влиянием волчьего начала. Самая большая опасность при встрече со злом таится в наивности, которая не узнает его. Однако Красная Шапочка не знала, какой злой зверь это был. Более того, она выдает ему дорогу к бабушке, таким образом показывая, где прибывает в первоначальном состоянии достойное уважения наследие. До германцев в Средней Европе жили кельты. Они обладали высокообразованным сословием священнослужителей, друидов.(В греческом языке слово «drys» означало «дуб»...) Перед домом друида стояли как символ три дуба. Друиды активно боролись против наступавшего и на Север затменияспиритуальной передачи еще космического знания. Они познали волка. Орешник считался в кельтском языке образов одним из видов древа жизни. Там, где еще царит друидская традиция, под тремя большими дубами находится центр жизненных сил (орешник). «Ты-то, — пожалуй знаешь», — говорит Красная Шапочка. Так говорит величайшая наивность. «И он пошел рядом с Красной Шапочкой и говорит: - Красная Шапочка, погляди, какие кругом красивые цветы, почему ты не посмотришь вокруг? Ты разве не слышишь, как прекрасно распевают птички? Ты идешь, будто в школу торопишься, — а в лесу-то как весело время провести! Глянула Красная Шапочка и увидела, как пляшут повсюду, пробиваясь сквозь деревья, солнечные лучи, и все кругом в прекрасных цветах, и подумала: “Хорошо бы принести, бабушке свежий букет цветов — это будет ей, наверно, тоже приятно; еще ведь рано, я успею прийти вовремя." И она свернула с дороги прямо в лесную чащу и стала собирать цветы. Сорвет цветок и подумает: “А дальше вон растет еще красивей " — и к тому побежит; и так уходила она все глубже и глубже в лес». Красная Шапочка раскрыла глаза: «... и открылись глаза у них обоих», - сказано в Библии после обольщения змеем. Взгляд отвлекается от внутреннего душевного мира и направляется на внешний чувственный мир. Душа спешит от впечатления к впечатлению, от одной чувственной радости к другой; она собирает их, как цветы в букет. «А волк тем временем кинулся прямехонько к бабушкиному дому и в дверь постучал. — Кто там? — Это я, Красная Шапочка, принесла тебе вино и пирог, открой мне. — А ты нажми на щеколду, — крикнула бабушка, — я очень слаба, подняться не в силах. Нажал волк на щеколду, дверь быстро отворилась, и, ни слова не говоря, он подошел прямо к бабушкиной постели и проглотил старуху. Затем он надел ее платье, на голову — чепец, улегся в постель и задернул полог. А Красная Шапочка все цветы собирала, и, когда она уже их набрала так много, что больше нести не могла, вспомнила она о бабушке и отправилась к ней. Она удивилась, что дверь настежь открыта, а когда вошла в комнату, все показалось ей таким странным, и она подумала: “Ах, Боже мой, как мне нынче тут страшно, а ведь я всегда бывала у бабушки с такою охотой!” И она крикнула: — Доброе утро! — но ответа не было. Тогда. она подошла к постели, раздвинула полог, видит — лежит бабушка, чепец надвинут у нее на самое лицо, и выглядит она так странно-странно. — Ой, бабушка, отчего у тебя такие большие уши? — Чтоб лучше тебя слышать! — Ой, бабушка, а какие у тебя большие глаза! - Это чтоб лучше тебя видеть! — Он, бабушка, а что это у тебя такие большие руки? - Чтоб легче тебя схватить! - Ох, бабушка, какой у тебя, однако, страшно большой рот! Это чтоб легче было тебя проглотить! Только сказал это волк, и как вскочит с постели — и проглотил бедную Красную Шапочку». В то время как душа отдана только чувственному миру — было бы хорошо, если бы это произошло не по совету волка — древняя мудрость предков (бабушка) обречена па судьбу омрачения. Так же, как достойные уважения нравы и старые обычаи сначала исчезли, человечество, когда развилось современное мышление, перестало уважать вековые традиции предков, так и в отдельном человеке угасает богатое предвидениями чувствование, признание, которое долго имело силу. Человек сам, ничего не подозревая, отдает это знание на произвол той тормозящей и уничтожающей жизнь силе, которую наши предки называли волком. Здесь он надевает на себя не овечью шкуру, а платье бабушки, это значит, он так облачается в традиционное знание, что неопытность считает, будто слышит язык древней мудрости, которая на самом деле превратилась в ложь. Неопытность видит не человечески-душевное, а животно-инстинктивное. Эгоизм и чувственная жажда жизни настигают ее, ловят и проглатывают, и душа подвергается омрачению. «Наелся волк и улегся опять в постель, заснул и стал громко-громко храпеть. А проходил в ту пору мимо дома охотник и подумал: “Как, однако, старуха сильно храпит, надо будет посмотреть, может, ей надо чем помочь”. И он вошел к ней в комнату, подходит к постели, глядь — а там волк лежит. — А-а! Вот ты где, старый греховодник! — сказал он. — Я уж давненько тебя разыскиваю. И он хотел было уже прицелиться в него из ружья, да подумал, что волк, может быть, съел бабушку, а ее можно еще спасти; он не стал стрелять, а взял ножницы и начал вспарывать брюхо спящему волку. Сделал он несколько надрезов, видит — просвечивает красная шапочка, надрезал еще, и выскочила оттуда девочка и закричала: — Ах, как я испугалась, как было у волка в брюхе темно-темно! Выбралась потом оттуда и старая бабушка, жива-живехонька, еле могла отдышаться. А Красная Шапочка притащила поскорее больших камней, и набили они ими брюхо волку. Тут проснулся он, хотел было убежать, но камни были такие тяжелые, что он тотчас упал, — тут ему и конец настал». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|